СОВРЕМЕННАЯ СЕТЬ РОССИЙСКИХ КИНОТЕАТРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И ПРОГНОЗЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
С.А. Бойко
В советский период доходы от функционирования киносети покрывали расходы на кинопроизводство, содержание фильмофонда, а также финансировали почти всю социально-культурную сферу. Тенденция к спаду кинопосещаемости обозначилась еще в 70-х годах. На протяжении примерно 20 лет темпы снижения кинопосещаемости были довольно низкими. В 1990 году посещаемость снизилась по сравнению с 1971 годом примерно на 30%. Изменение экономической ситуации в стране (снижение доходов населения, увеличение уровня безработицы), бурное развитие телевидения и видео, а также резкое снижение уровня национального производства фильмов отрицательным образом сказались на посещаемости кинотеатров. В результате рентабельными смогли стать лишь немногие кинотеатры.
В этот период кинотеатры могли удержаться на плаву только в тех случаях, когда они либо получали дотацию от местных органов власти, либо имели другие источники доходов - чаще всего от сдачи в аренду помещений, либо использовали и то, и другое. Доходы, которые кинотеатры получали от показа, чаще всего оказывались достаточными только для оплаты эксплуатационных расходов. Резкое сокращение доходов кинотеатров и государственных дотаций привело к ухудшению качества киноуслуг.
В последние несколько лет посещение кинотеатров существенно возросло. В России стали появляться современные кинотеатры, которые отвечают запросам зрителей.
Если в 2001 году доходы от продажи билетов в кинотеатрах составили 50 миллионов долларов, то в 2004-ом - уже 270 миллионов долларов. Только за 2004 год количество современных кинотеатров в России выросло на 64 единицы (174 кинозала). На 31 декабря 2004 года в России действовало 457 современных кинотеатра, имеющих 783 кинозала.
Москва - основной рынок киноуслуг России. Здесь в 1996 году были открыты первые современные кинотеатры. Развитость киносети Москвы по сравнению с другими городами России определяется более высоким уровнем доходов населения. С 2000 года в Москве наметилась тенденция строительства многозальных кинотеатров в ги-пермаркетах и торговых комплексах. Первым таким кинотеатром стал «Каро-Фильм 1», открытый в гипермаркете «Рамстор». Это 4-зальный кинотеатр высшей категории, оснащенный акустическим оборудованием «Dolby Digital EX». Торговый комплекс расположен на границе спального района и промышленной зоны, состоит из большого количества различных магазинов (в основном известных фирм), что привлекло большое количество посетителей как самого комплекса, так и кинотеатра. Такого рода кинотеатры стали появляться во всех спальных районах Москвы. Они пользуются большой популярностью у жителей этих районов.
Самыми большими кинотеатрами, имеющими значительное количество залов, в Москве являются «Формула Кино» и комплекс «Мега», которые также расположены в торговых комплексах, впечатляющих площадями, как и сами кинотеатры. «Формула кино» - это 9-зальный кинотеатр, расположенный в большом торговом комплексе «Атриум», в состав которого также входят развлекательный центр, большое количество ресторанов и кафе. Сам кинотеатр обладает VIP-залом, залом игровых автоматов и магазином.
Комплекс «Мега» является действительно огромным, состоит из гипермаркетов «IKEA», «Auchan», супермаркета электроники «Техносила», мега-автомаркета и магазинов практически всех известных марок одежды, обуви и т. д. Под крышей комплекса также находятся ледовый каток, много ресторанов и кафе. Кинотеатр в этом гигантском
заведении состоит из 11 залов и полностью соответствует масштабам всего комплекса. Даже в будние дни, днем во всем комплексе присутствует большое количество посетителей.
Название сети Кол-во Кол-во Кол-во Доля
к/театров залов мест рынка
Формула кино 22 65 18 722 34%
Rising Star Media 2 23 6 700 12%
КиноМакс 5 13 2 871 5%
ЦентрФильм 5 10 2 858 5%
Люксор 3 9 2 622 5%
Вулкан (Пирамида) 3 4 2 179 4%
Синема Парк 2 15 2 068 4%
Парадиз 3 11 1976 4%
Таблица 1. Крупнейшие операторы московских кинотеатров в 2004 году
Строительство в столице, кроме многозальных кинотеатров, VIP-кинотеатров, цены на билеты в которых доходят до 50 долларов, является доказательством развитости киносети Москвы. В общем, кино-инфраструктура Москвы впечатляет своей степенью развития и наличием многозальных кинотеатров (табл. 1).
В настоящее время в Москве наметилась новая тенденция развития сферы киноуслуг. Это строительство кинотеатров в бизнес-центрах. За 2004 год были открыты два таких кинотеатра. На данный момент рынок Москвы уже подошел к порогу «первичного насыщения». Вместе с тем в 2005 году в Москве открылись такие мультиплексы, как 16-зальный кинотеатр компании «Екатеринбург-Арт» и кинотеатры компаний «Формула кино», «Люксор». «Парадиз».
Рынок Санкт-Петербурга, второй по масштабам в России, примерно в 3 раза меньше рынка Москвы. В городе более низкий уровень доходов населения по сравнению с Москвой, несмотря на это, темпы роста новых кинотеатров очень высоки. Открытие 14 кинозалов в 2003 году обеспечило удвоение рынка, а открытие в 2004 году еще 31 кинозала дало рост еще в 111% за год (табл. 2). Практически все новые кинотеатры Петербурга открыты в торговых центрах. Самым значимым событием 2004 года стало открытие 4 мультиплексов сети «Кронверк Синема», таких как «Норд», «Академический», «Меркурий» и «Балканский». Также к концу 2004 года в ТЦ «Гулливер» был открыт второй кинотеатр сети «Мираж Синема».
Название сети Кол-во Кол-во Кол-во Доля
к/театров залов мест рынка
Кронверк Синема 6 33 5 258 48%
Мираж Синема 2 6 1 314 12%
Джем Холл 2 2 366 3%
Таблица 2. Крупнейшие операторы кинотеатров Санкт-Петербурга в 2004 году
Многозальные кинотеатры - непременный атрибут огромных торгово-развлекательных комплексов ООО «Макромир». Согласно идеологии компании, под кинозрелища отводится около 10% площади комплексов. Например, в ТК «Телецентр» совсем недавно открыт шестизальный мультиплекс, оператором которого стала московская сеть «Каро Фильм» (рядом со станцией метро «Пионерская» на месте незавер-
шенного и брошенного студийного комплекса ГТРК «Петербург - 5 канал»). В другом проекте «Макромира» - «Европа Центр» на проспекте Стачек - предусмотрен мульти-плекс на девять залов, что, по расчетам руководства компании, сделает комплекс площадью 100 000 кв. м центром привлечения потенциальных посетителей из многих районов города.
Громким открытием 2005 года является созданный компанией «Роскинопрокат» в торговом комплексе «Пик» 8-зальный кинотеатр. В 2006 году закончится строительство самого долгожданного проекта сети «Кронверк Синема» - первого кинотеатра, оснащенного системой 1МАХ (система объемного изображения), расположенного в Александровском парке Санкт-Петербурга.
Место Регион Кол-во к/театров Кол-во залов Доля рынка
1 Москва 79 216 27.6%
2 Санкт-Петербург 20 59 7.5%
3 Екатеринбург 10 21 2.7%
4 Новосибирск 13 18 2.3%
5 Нижний Новгород 10 17 2.2.%
6 Волгоград 7 16 2.0%
7 Казань 7 13 1.7%
8 Челябинск 7 12 1.5%
9 Владивосток 6 10 1.3%
10 Уфа 4 10 1.3%
Таблица 3. Рейтинг городов по количеству кинозалов в 2004 году.
№ Оператор сети Кол-во Кол-во Кол-во Центральный офис
к/театров залов мест в сети
1 Формула Кино 26 78 21736 Москва
2 Киномакс 16 33 9233 Москва
3 Кронверк Синема 6 33 5258 Санкт-Петербург
4 Rising Star Media 2 23 6700 Москва
5 Центрфильм 8 16 4619 Москва
6 Синема Парк 2 15 2068 Москва
7 Парадиз 3 11 1976 Москва
8 Арт Сайнс Синема 5 10 3115 Новосибирск
9 Люксор 3 9 2622 Москва
10 Премьер Зал 5 8 3302 Екатеринбург
Таблица 4. Крупнейшие операторы сетей кинотеатров России. 2004 год
За 2004 год рынок кинотеатров российских регионов вырос на 19%. Так же, как и в столицах, именно строительство кинотеатров в торговых центрах играет значительную роль в развитии рынка киноуслуг. Такое расположение кинотеатров в комплексе с торговыми площадями выгодно как самому кинотеатру, так и магазинам, так как и те, и другие стараются привлечь как можно больше посетителей. В 2004 году было открыто 5 кинотеатров в торговых центрах Волгограда, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Подольска и Казани (табл. 3). Практически все операторы киносетей планируют в 2005-
2006 годах открывать региональные кинотеатры, расположенные именно в торговых центрах (табл. 4). В 2005 году тенденция открытия многозальных кинотеатров в торговых центрах уже стала доминирующей по всей России.
Основной причиной расширения сферы влияния московских операторов кинотеатров на регионы является постепенное насыщение московского рынка киноуслуг. При этом лидерами такого развития становятся девелоперы торговых центров. В их числе «Рамстор», «IKEA», «Парк хауз», «Адамант» и др. Вторая причина развития киноуслуг в регионах - это желание «застолбить» региональные рынки до прихода туда других операторов-конкурентов.
Рынки кинотеатров даже крупных городов (с населением более 1 миллиона человек) несравнимы по емкости с московским либо петербургским рынками, строительство 2-3 крупных мультиплексов может полностью «закрыть» город для новых компаний. Стратегической причиной развития в регионах является смена статуса «московских операторов кинотеатров» на «федеральных операторов кинотеатров». Такими операторами являются «Киномакс», «ИнвестКиноПроект», «Синема Парк».
Одним из путей регионального развития рынка киноуслуг может стать распространение системы продажи франшизы местным компаниям. Пионером на этом рынке может стать сеть «Формулы кино», которая заключила первый договор на передачу франшизы с будущим кинотеатром в Красноярске. Основную картину развития рынка современных кинотеатров в 2005-2006 годах будут формировать уже существующие сети кинотеатров. Характерно, что в планах на 2005 года у некоторых компаний нет Москвы и Петербурга. Основной стратегией развития киносети становится строительство новых и переоборудование старых кинотеатров в регионах. В 2006 году в регионах России планируется открыть около 60 новых кинотеатров с общим количеством залов 260.
Источники и литература
1 Карахан А. Кто как масскультура: дефицитное кино. // Коммерсантъ деньги. 2002. № 43. С. 96-97.
2 Кокарев И. Кинематограф в России. М., 2000. 487 с. С. 142.
3 Березин О.С. Открытие новых кинотеатров в 2004 году. // Синемаскоп. «Нева-фильм». Санкт-Петербург. 2005. № 1. С. 2-3.