Научная статья на тему 'Архитектура кинотеатров в структуре г. Ростова-на-Дону'

Архитектура кинотеатров в структуре г. Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1227
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIVERSIFICATION OF MANAGEMENT / PRODUCTION DIVERSIFICATION / FINANCIAL AND ECONOMIC PURPOSES OF A DIVERSIFICATION / TECHNOLOGICAL PURPOSES OF ENSURING FLEXIBILITY OF PRODUCTION / ЭЛЕКТРОБИОГРАФ / СИНЕМАТОГРАФ / ИЛЛЮЗИОН / КИНОТЕАТР / ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ / ПРИНЦИП ЛИНЕЙНО-РЕГУЛЯРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРИНЦИП РАВНОМЕРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / СИСТЕМА КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПРИНЦИП КЛАСТЕРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жаляускас П.В.

Статья посвящена краткому изложению истории развития архитектуры и сети кинотеатров в структуре современного г. Ростова-на-Дону от появления первого постоянно действующего кинотеатра до настоящего времени. Дана периодизация на основании выявленных принципов и особенностей архитектуры кинотеатров разных периодов, а также формирования кинотеатральной сети в структуре г. Ростова-на-Дону. Обозначены некоторые архитектурные, объемно-планировочные, градостроительные и другие особенности формирования кинотеатров по каждому из периодов развития. Приведена сравнительная оценка произошедших изменений, как в архитектуре самих кинотеатров, так и в формируемой ими сети, в отношениях к дореволюционному и советскому периодам. На основании официальной информации о подходах к территориальному планированию и планируемом строительстве новых кинотеатров дан прогноз сохранения основных тенденций в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecure of cinema builders of Rostov-on-Don

The main maintenance of a diversification of production as activity of subjects of managing is considered. being shown in purchase of the operating enterprises, the organizations of the new enterprises, redistribution of investments in interests of the organization and development of new production on available floor spaces. The most important organizational economic targets of a diversification of management are presented by innovative activity of the industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «Архитектура кинотеатров в структуре г. Ростова-на-Дону»

Архитектура кинотеатров в структуре г. Ростова-на-Дону

П. В. Жаляускас Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Статья посвящена краткому изложению истории развития архитектуры и сети кинотеатров в структуре современного г. Ростова-на-Дону от появления первого постоянно действующего кинотеатра до настоящего времени. Дана периодизация на основании выявленных принципов и особенностей архитектуры кинотеатров разных периодов, а также формирования кинотеатральной сети в структуре г. Ростова-на-Дону. Обозначены некоторые архитектурные, объемно-планировочные, градостроительные и другие особенности формирования кинотеатров по каждому из периодов развития. Приведена сравнительная оценка произошедших изменений, как в архитектуре самих кинотеатров, так и в формируемой ими сети, в отношениях к дореволюционному и советскому периодам. На основании официальной информации о подходах к территориальному планированию и планируемом строительстве новых кинотеатров дан прогноз сохранения основных тенденций в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: электробиограф, синематограф, иллюзион, кинотеатр, торговый центр, история развития, дореволюционный период развития, советский период развития, современный период развития, принцип линейно-регулярного распределения, принцип равномерного распределения, система культурно-бытового обслуживания, принцип кластерного распределения

Первые кинотеатры в г. Ростове-на-Дону появились в самом начале XX века. А их количество, согласно набираемого популярность развлечения, росло вплоть до наступления кризиса кинопроката 80-х. Впервые "движущиеся картинки" в г. Ростове-на-Дону были показаны на закрытом сеансе еще 25 июля 1896 года в Городском саду (сегодня Центральный городской парк им. А. М. Горького). А с 8 февр. 1897 года в театре Асмолова начались первые массовые сеансы [1]. Слухи и популярность развлечения так быстро стали распространяться по городу, что вскоре появилась необходимость в специально отведенных местах для их демонстрации.

В истории формирования архитектуры и городской сети кинотеатров целесообразно рассматривать три периода: дореволюционный, советский и современный. Каждый из периодов имел свои особенности, как в архитектуре самих кинотеатров, так и в формировании городской сети кинотеатров.

Дореволюционный период строительства охватывает временной период с 1906 по 1917 год. Согласно вырезкам из газет того времени своего сложившегося названия кинотеатр еще не приобрел и назывался по-разному: электробиографом, синематографом или иллюзионом. Размещались они в приспособленных или пристроенных для этой функции зданиях, театрах или на открытых летних площадках. Основным условием для возможности открытия в здании кинотеатра были: достаточность размера пустого помещения и возможность отсечения проникающего в помещение дневного света. Даже наличие сидячих мест для посетителей отмечалось не всегда, так как стоя вмещалось больше зрителей, что при огромной популярности развлечения и небольшого хронометража картин было, в общем, оправданно. Так говорил о биографах первый кинопрокатчик и кинопромышленник дореволюционной России А. Ханжонков: "Что представлял собой биограф? Любой сарай, амбар, склад, магазин, все, что имело крышу и могло укрыть от дождя «уважаемых посетителей», годилось под биограф. В таком зрительном зале отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение или над ним; на противоположной стене прибивался полотняный экран; под экраном располагался пианист; мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели, это значительно увеличивало вместимость зрительного зала, а следовательно и доходы предпринимателя" [2]. Первым, постоянно действующим, кинотеатром в г. Ростове-на-Дону считается электробиограф на втором этаже Доходного дома С. Яблокова (ул. Б. Садовая, 64). Здание было построено в 1898 году в эклектичном стиле с элементами модерна (арх. Е. Гулин). В подвале здания находились складские помещения, а также театр-кабаре. На первом этаже здания находились торговые помещения, а на втором: в 1906 году открылся первый электробиограф на 300 зрителей - о чем сегодня гласит памятная табличка на здании [3]. Хотя заметки из газеты «Приазовский край» говорят, что первые

сеансы прошли еще с 1 по 6 января 1904 года в одном из зданий против Городского сада, но в каком именно из зданий - подлинно неизвестно. В 1908 году открывается второй электробиограф в г. Ростове-на-Дону -"Французский" (Б. Садовой, 51). А следом открывается и целый ряд других электробиографов: "Модерн" (ул. Б. Садовая, 92), Кинопрокатная контора С. Минтуса (ул. Б. Садовая, 20), "Универсал" (ул. Московская, 102), "Возрождение" (ул. Б. Садовая ,113), а также театр при "Союзе русского народа" (Ротонда в городском саду), "Луч" в пос. Темерник (ул. Церковная\Рыбный пер.), "Свет" на Новом поселении (6-я улица\пер. Никольский). 26 декабря 1913 года открывается первый, специально спроектированный для этих целей архитектором В. Поповым, кинотеатр "Кино-палас" (ул. Б. Садовая, 51) [4]. В нем были спроектированы зал на 500 мест, фойе и группы артистических помещений. Название этого кинотеатра многократно менялось - "Миниатюры", "Руж", "Победа", "Киномакс-Победа", также как и проводились его реконструкции. В результате последней реконструкции 2015 года - зданию, вероятно, пытались вернуть его аутентичный внешний облик, но при общей схожести, можно говорить о стилистическом несовпадении, не говоря уже о его функциональном назначении. В 1914 году открывается кинотеатр "Художественный" (ул. Б. Садовая, 76), а в 1915 году - двузальный кинотеатр на 800 зрителей "Колизей" в разрушенном во время войны доме Мелконова-Езекова (ул. Б. Садовая, 79). Были и другие кинотеатры, уничтоженные пожарами, такие как "Розетти" и "Бонд" [1].

Возникали кинотеатры и в Нахичевани (граница между Ростовом и Нахичеванью-на-Дону была упразднена Постановлением комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону» в 1928 году). Так, первый электротеатр "Эльдорадо" открылся около 1910 года в Особняке А. Сагирова (арх. Н. Дурбах, 1890-е) на

Бульварной площади (сегодня пл. Свободы, 6). Позже здесь же появились "Кинемо-Луч" на 300 мест и "Монплезир" на 400 мест [1].

Таким образом, для дореволюционного периода в г. Ростове-на-Дону характерно преимущественно устройство кинотеатров в приспособленных зданиях. Но следует отметить появление первого, специально спроектированного здания, кинотеатра "Кино-Палас". Критики, тем не менее, полагают, что строилось это здание не для электробиографа, а для театра «Миниатюры» и имело "театральный" набор помещений [1]. В основном же, кинотеатры встраивались в здания Доходных домов конца XIX века в плотной городской брэндмаурной застройке, где четко прослеживалась идеология парадного фасада выходящего на красную линию улицы. Преобладающая квартальная сетка имела размеры около 210х70 метров, что определяло масштаб и тип застройки, в том числе зданий кинотеатров. Фасады зданий были выполнены в духе времени - эклектичного стиля с элементами классики, барокко или модерна. Зачастую кинотеатр размещался на вторых этажах этих зданий и кооперировался с торговой функцией или ресторанами первых этажей здания. В кинотеатрах, как правило, размещался один, иногда два зала. Размеры залов позволяли разместить от 300 до 500 зрителей. В структуре города практически все дореволюционные кинотеатры располагались на главной оси г. Ростова, связывающей его с г. Нахичевани-на-Дону - ул. Б. Садовой (современное название). В то время это была одной из наиболее оживленных улиц с точки зрения общественной жизни города, что вероятно и предопределило их появление именно здесь. В целом, такое расположение кинотеатров в городской сети можно охарактеризовать, как преимущественно линейно-регулярное распределение вдоль главной оси Ростов - Нахичевань-на-Дону с двумя полюсами тяготения.

Советский период развития ознаменовался формированием абсолютно самостоятельной типологии зданий кинотеатров и их равномерного

распределения в городской сети. Несмотря на то, что еще в 1914 году выходит брошюра Н.А. Кравченко «Как устроить, оборудовать и открыть Театр-кинематограф» [1]. Совершенно иная архитектура кинотеатра стала формироваться в советский период благодаря теоретическим исследованиям и практическому опыту советских архитекторов. Но этому предшествовало почти десятилетие послереволюционной неразберихи и процесса национализации существующих кинотеатров. Многие, уже существовавшие на ул. Б. Садовая, кинотеатры сменили владельцев и были переименованы, но большинство продолжали функционировать. Так, бывший первым электробиографом города в Доходном доме С. Яблокова, был переименован в кинотеатр "Комсомолец". "Художественный" - в кинотеатр "Родина". Театр "Миниатюры" в кинотеатр "Победа". А кинотеатр "Эльдорадо" на пл. Свободы в "Спартак". Около 1920 года строится новый кинотеатр "Колос" (пр. Шолохова 29А). Появляется кинотеатр "Первомайский" на ул. Б. Садовая 127\129 рядом с парком им. 1-го Мая. Значится в газетных заметках от 1936 года кинотеатр "Гигант" на ул. Б. Садовая, 90 [4]. В 1927 году начинается строительство завода по производству сельхозтехники (Ростсельмаш), а вместе с ним и целого жилого района. Где к 50-летию установления Советской власти, в 1967 году открывается один из лучших того времени кинотеатров города - "Юбилейный"(ул. Сержантова, 8), который вмещал 850 зрителей. В 1953 году, в выстроенном заново здании на ул. Б. Садовая 71, открывается кинотеатр "Буревестник". Появляются: "Красный маяк" (ул. Варфоломеева, 143), "Смена" (пл. Свободы, 18), "Октябрь" (пр. Буденновский, 120). В 1958 году строится один из самых больших кинотеатров г. Ростова-на-Дону - "Россия" (ул. Пушкинская, 52), а также первый стереокинотеатр "Прибой" (ул. Береговая, 37). В 1966 открывает свои двери однозальный кинотеатр "Ростов" на 630 зрителей (ул. Б. Садовой 122). В 1970 году появляется единственный встроенно-

пристроенный к жилому дому кинотеатр "Дом кино" на ул. Пушкинской, 215. В подвальном помещении здания Школы олимпийского резерва работает кинотеатр "Юность".

В конце 50-х и 60-х годах начинается строительство крупной промышленной зоны, в составе которой находятся несколько заводов западнее окраин г. Ростова-на-Дону. Вместе с ними строятся и жилые районы, которые образуют вместе Западный жилой массив. К этому времени - киноискусство на практике приобрело статус "главного из искусств" в советской идеологии, а кинотеатры стали проектироваться в общественных центрах новых жилых районов. В 1965 году открывается однозальный кинотеатр "Сокол" на пр. Стачки, 25. В 1978 году двузальный кинотеатр "Плевен" на пр. Коммунистический, 30. А так же "Мир" на ул. Всесоюзная, 165.

К 1971 году границы города было решено расширить по северной и северно-восточной границам. Были включены в состав города поселки: Северный, Орджоникидзе и Сельмаш. На севере, фактически по границам р.Темерник и Северного водохранилища, образовался Северный жилой массив. Здесь открылись кинотеатры: "Орбита" (пр. Королева, 10к4), "Чкаловец" (пер. Сальский, 61), а также упоминается кинотеатр на бульваре Комарова 1А [4].

В советский период кинотеатры обрели сложившуюся и довольно устойчивую типологию со своей функциональной программой, объемно-планировочными решениями и группами помещений, сложившимся образом зданий. В отличие от дореволюционного периода - здания проектировались специальным образом в соответствии с типологией и располагались в разработанной советскими архитекторами системе культурно-бытового обслуживания. Основными принципами системы КБО являются: доступность объектов КБО для населения, и их равномерное распределение в городской

сети [5]. Кинотеатры стали возникать в общественных центрах новых жилых районов, зачастую вблизи парков, при этом сохранялись функционирующие кинотеатры дореволюционного периода в исторически сложившейся застройке. Новые здания кинотеатров получили особое градостроительное значение благодаря выделению их в отдельно стоящие крупные объемы зданий. Для них характерны использование крупного масштаба фасадных членений и формирования перед ними открытых общественных пространств - площадей. Отдельное расположение объемов зданий кинотеатров диктовало совершенно новый взгляд на их восприятие. Отступ от красных линий и окружающей застройки открыл новые фасадные линии для восприятия и большую свободу в объемно-планировочных решениях. Все это говорило о значимости кинотеатра в социокультурной жизни горожан. Для архитектуры зданий кинотеатров этого периода характерны крупный масштаб, распространение типовых объемно-планировочных решений, лаконичность фасадов, большие площади остекления и другие решения, свойственные течению советского модернизма. Среди типовых объемно-планировочных решений можно выделить: двух и многозальные решения с организацией атриумных пространств, интегрирования функций общественного питания и развлекательной функции (игровые автоматы, тир), помещений клубного типа. Встречаются и встроенно-пристроенные решения, такие как двузальный кинотеатр "Дом кино" на 196 зрителей (ул. Пушкинская, 215) встроенного в жилой дом.

В расцвет советского периода в г. Ростове-на-Дону функционировали порядка 26 кинотеатров. В это число не входят: девять сезонных кинотеатров на летних площадках и кинозалы в одиннадцати Домах Культуры. Таким образом, итогом советского периода развития стала плотная, регулярная сеть кинотеатров в центре и равномерно распределенная по районным центрам на периферии.

Современный период развития кинотеатров ознаменовался распадом Советского союза и переходом к условиям рыночной экономики на фоне общего кризиса кинопроката 80-90-х годов, связанного с развитием технологий домашнего телеэкрана и средств массовой информации. По причине сложной экономической ситуации, физического и морального износа зданий и киноустановок - большинство кинотеатров становятся не рентабельными. Большинство существующих кинотеатров - закрываются, другие - реконструируются и переоснащаются. Не сохранилось ни одного действующего кинотеатра дореволюционного периода, как и большинства кинотеатров советского периода. В первое десятилетие можно констатировать лишь процессы разрушения существующей сети кинотеатров. Процесс разрушения кинотеатров, как архитектурного типа происходил и в странах Западного мира. Начало этого процесса пришлось на послевоенное время, когда здания кинотеатров стали становится заметно проще и универсальными (минимизация затрат на проектирование и строительство), затем нередко встроенными в другие коммерческие типы зданий, а к 80-ым с развитием СМИ и видео - вовсе многие из них перестали существовать. Наиболее успешной моделью в 80-е стали мультиплексы и мегаплексы, представляющие собой в сути огромные «сараи» с ярким фасадом и вывеской, расположившиеся на пригородной территории [6]. С наступлением XXI века дегенеративные процессы сменились процессами, сформировавшими фактически новую сеть кинотеатров с совершенно новыми принципами формирования этой сети и архитектурой кинотеатра. К началу 2016 года можно констатировать, что сохранился лишь один кинотеатр в исторически сложившемся виде - встроенно-пристроенный кинотеатр альтернативного показа "Дом кино" на ул. Пушкинской, 215. До недавнего времени существовавшие - однозальный кинотеатр на 630 зрителей "Ростов" (закрыт в 2016 г.), двузальный кинотеатр на 151 зрителей

"Буревестник" (закрыт в 2008 г.), однозальный "Киномакс-Победа" (закрыт в 2014 г.) на 352 зрителей расположенные на ул. Б. Садовая - закрываются, по некоторой информации, из-за их нерентабельности. В тоже время появляется ряд новых кинотеатров, очевидно, возникших на отличных от предыдущих двух периодов, принципах. Один из явных принципов - их кооперирование или включение функций кинотеатров в торгово-развлекательные комплексы. Другой принцип - проектирование многозальных систем с организацией нон-стоп просмотров. Все современные кинотеатры имеют не менее 5 залов, организованных в системе нон-стоп показов. Это обеспечивает гибкую сетку кинопоказов, где каждые 15-30 минут зритель может попасть на один из интересующих его сеансов. Вместимость залов по сравнению с другими периодами значительно сократилась и составляет в основном не более 150 зрителей. Первый, основанный на новых принципах, в г. Ростове-на-Дону стал кинотеатр "Киномакс-Дон", открывшийся в 2005 году на пр. Михаила Нагибина, 32/2. Кинотеатр полностью интегрирован в структуру ТРК "Мегацентр Горизонт" и не имеет своей собственной внешней оболочки или независимой инфраструктуры. Представляет собой 8 залов общей вместимостью 1184 зрителей, один из которых vip-зал рассчитан на 34 зрителей [7]. В кинотеатре есть свой кинобар, кафе и тир (в зимнее время гардероб). Территориально находится на крупнейшей транспортной магистрали, связывающей центр города и СЖМ. Сегодня ТРК "Мегацентр Горизонт" является самым успешным проектом, во многом благодаря удачному расположению. В 2008 году открывается кинотеатра "Чарли-Вавилон" на последнем этаже здания ТЦ "Вавилония" на пр. Космонавтов, 2/2 (СЖМ). Кинотеатр имеет 7 залов, общей вместимостью 1340 зрителей [7]. Также полностью интегрирован в структуру ТЦ. Внешней оболочки или независимой инфраструктуры не имеет. Кинотеатр имеет свой кинобар, кафе-бар, развитую игровую зону с игровыми автоматами. Кинотеатры

"Киномакс-Плаза" (бывш. "Плевен" 1978 г.) и "Чарли-Сокол" (бывший "Сокол" 1965 г.) были реконструированы в ТРЦ "Plaza" и ТРК "Сокол". В результате реконструкций 2002\2014 годов кинотеатра "Киномакс-Плаза" расположился на втором этаже комплекса в старом корпусе. Благодаря чему сохранил некоторую узнаваемость своего прежнего облика, но сдаваемые площади помещений вновь не позволяют говорить о существование собственного фасада кинотеатра, за исключением глухих стен собственно его залов. Кинотеатр общей вместимостью на 524 зрителя имеет 5 кинозалов, один из которых vip-зал. Имеется свой кинобар. Кинотеатр "Чарли-Сокол" в ТРК "Сокол" возник в результате реконструкций 2008\2012 годов на месте бывшего кинотеатра "Сокол". В 2009 году свои двери открывает кинотеатр "Люксор" в ТРЦ "Золотой Вавилон" (ул. Малиновского, 25). Кинотеатр имеет 9 кинозалов (один из них VIP) общей вместимостью 1227 зрителей и свой кинобар. Как и большинство кинотеатров этого периода - он не имеет собственного прочтения на фасадах ТРЦ. Киноцентр "Большой" - открылся в 2011 году в результате реконструкции старого трамвайного депо и является одним из наиболее привлекательных и успешных кинотеатров г. Ростова-на-Дону. Интересны его объемно-планировочные решения. Первоначально киноцентр являлся пристроенным по отношению к смежному с ним ТЦ "Вавилон" и имел изолированную схему функционирования. Кинотеатр имел свой изолированный вход с центральным двухсветным пространством, представляющим собой одновременно торговую галерею и фойе кинотеатра. Киноцентр "Большой" является сегодня единственным в г. Ростове-на-Дону крупным действующим кинотеатром с собственной самостоятельной объемно-планировочной структурой и собственной фасадной частью здания. В конце 2015 - начале 2016 года была проведена реконструкция планировочного решения, в результате которого структура кинотеатра объединилась со структурой ТЦ "Вавилон" путем логичного объединения

торговой галереи торгового центра и центрального двухсветного пространства кинотеатра. Таким образом, торговый центр получил логическое продолжение торговой галереи, а кинотеатр дополнительный вход и источник людских потоков (потенциальных посетителей). Результат второй реконструкции кинотеатра оценить пока невозможно, так как находится в стадии реализации, проекта по которому не представлено. В 2012 году открывается на последнем этаже ТРЦ "РИО" 7-ми зальный кинотеатр "Синема стар". Общая вместимость залов составляет 858 зрителей. Кинотеатр имеет свой кинобар и кооперируется с искусственным ледовым катком, боулингом и игровой зоной для детей, а также точками общественного питания. В первые два года заполняемость залов кинотеатра, как и в целом ТРЦ вызывала опасения. Популярность близко расположенного и по сути блокирующего потоки потенциальных посетителей с Северного жилого массива ТРК "Мегацентр Горизонт" создала особые конкурирующие условия. Тем не менее, сегодня кинотеатр является действующим. Имеют место быть в современной практике появление небольших частных кинотеатров, функционирующих по принципу киноклубов. Например, как "Киноглобус" или демонстрация кино в формате "антикафе". Такие кинотеатры на сегодня не имеют явно выраженной типологической идентичности, так как являются приспосабливаемыми и немногочисленными для их идентификации.

Современный этап развития кинотеатров и киносети в структуре города показывает некоторые изменения общественной и экономической жизни за последние два десятилетия. Главным принципом размещения кинотеатров стал - кластерный принцип. Его можно охарактеризовать появлением многозальных кинотеатров в крупных транспортных узлах, совмещенных с торговой функцией. Такое размещение кинотеатров говорит, как о росте доходов населения, роста транспортной доступности, так и

изменении устройства социальной (общественной) жизни города. Вероятно, важную роль здесь еще предстоит сыграть интеграционным процессам пространственного, экономического и институционального характера в связи с естественным формированием Ростовской агломерации, входящей в пятерку крупнейших в России [8]. Кинотеатры полностью исчезли из исторического центра города. Это говорит о смещении общественной жизни от культурного центра города к торговым центрам. Что косвенно подтверждается дореволюционным периодом развития сети кинотеатров, когда напротив, все кинотеатры располагались в центре общественной городской жизни - центральной улицы Б. Садовой. Очевидно, что сегодня функции городской улицы выполняют галереи торговых центров, что подтверждается и распространенным решением галерей и коридоров самих торговых центров связанных с прообразами городских улиц. Изменилось и ментальное восприятие кинотеатра - от культурного центра к центру развлечений. Проблема реинтеграции кинотеатров в центрах городов для зарубежной практики не нова. Архитекторы, констатируя уход функции кино из культурного центра к периферии в торговых центрах, пытаются найти для них новое общественно значимое значение в центре городов, создать новый идентичный для кинотеатра образ и новую типологическую модель способную конкурировать и не быть выдавленной другими функциями из центра городов, показывая сопоставимую рентабельность с пригородными мультиплексами [9, 10].

Исходя из официальной и общедоступной в СМИ информации о подходах территориального планирования (сохранения приоритета системы культурно-бытового обслуживания) и данных о строительстве новых кинотеатров - радикальных изменений в принципах и подходах к архитектуре кинотеатра и формировании сети кинотеатров в г. Ростове-на-Дону не предвидится [11]. Наиболее значимым и ожидаемым сегодня

является строительство первого IMAX кинотеатра в рамках развития ТРК "Мегацентр Горизонт" и мультиплекса второй очереди ТРК "Мегамаг" (сильной точки притяжения для Ростовской агломерации).

Литература

1. Стариков Н. В. Электробиографы Ростова начала ХХ века: техника и люди // Инженерный вестник Дона, 2014, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2268

2. Хлыстун С. Сто лет назад в Ростове работали иллюзионы, биоскопы и биографы // Московский комсомолец URL: rostov.mk.ru/articles/2016/03/18/sto-let-nazad-v-rostove-na-bolshoy-sadovoy-rabotali-illyuziony-bioskopy-i-biografy.html

3. Доходный дом С. Яблокова // Памятники Дона. ВООПИиК. URL: voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-23-39/37-2009-06-01-06-57-03/2574-2012-08-06-09-39-13

4. Айда в кино! // Ростовский берег. URL: rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/ajda_v_kino/1-1-0-108

5. Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М.: Архитектура-С, 2006. 280 с.

6. Heathcote, E., 2001. Cinema builders. Wiley-Academy, pp: 223.

7. Рейтинг кинотеатров в Ростове-на-Дону // Деловой Квартал URL: rostov.dk.ru/wiki/reyting-kinoteatrov

8. Селяева Ю. С. Формирование городских агломераций как инструмент динамичного социально-экономического развития территорий // Инженерный вестник Дона, 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/1013

9. Gaumont-Pathé Alésia Cinemas / Manuelle Gautrand Architecture // Archdaily URL: archdaily.com/803906/gaumont-pathe-alesia-cinemas-manuelle-gautrand-architecture (дата обращения: 27.08.2017).

10. Cinema // STAR Strategies + architecture - Rotterdam URL: st-ar.nl/cinema-4/ (дата обращения: 27.08.2017).

11. Основные положения о территориальном планировании, содержащиеся в «Схеме территориального планирования Ростовской области» // Официальный портал Правительства Ростовской области URL: donland.ru/Default.aspx?pageid=85010

References

1. Starikov N. V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/

2. Sto let nazad v Rostove rabotali illjuziony, bioskopy i biografy [A hundred years ago in Rostov worked the illusions, bioscope and biographers] URL: rostov.mk.ru/articles/2016/03/18/sto-let-nazad-v-rostove-na-bolshoy-sadovoy-rabotali-illyuziony-bioskopy-i-biografy.html.

3. Dohodnyj dom S. Jablokova [House of S. Jablokova] URL: voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-23-39/37-2009-06-01-06-57-03/2574-2012-08-06-09-39-13.

4. Ajda v kino! [Let's go to the movies!]. URL: rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/ajda_v_kino/1-1-0-108.

5. Gel'fond A. L. Arhitekturnoe proektirovanie obshhestvennyh zdanij i sooruzhenij [Architectural design of public buildings and structures]. M.: Arhitektura-S, 2006. 280 p.

6. Heathcote, E., 2001. Cinema builders. Wiley-Academy, pp: 223.

7. Rejting kinoteatrov v Rostove-na-Donu [The rating cinemas in Rostov-on-don] URL: rostov.dk.ru/wiki/reyting-kinoteatrovij.

8. Seljaeva Ju. S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/1013.

9. Gaumont-Pathe Alesia Cinemas / Manuelle Gautrand Architecture URL: archdaily.com/803906/gaumont-pathe-alesia-cinemas-manuelle-gautrand-architecture (accessed 27/08/17).

10. Cinema URL: st-ar.nl/cinema-4/ (accessed 27/08/17).

11. Osnovnye polozhenija o territorial'nom planirovanii, soderzhashhiesja v «Sheme territorial'nogo planirovanija Rostovskoj oblasti» [Basic planning regulations contained in the «Scheme of territorial planning of the Rostov region»] URL: donland.ru/Default.aspx?pageid=85010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.