ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
го ребенка, основываясь на субъектном включении его в этотпроцесс. Профилактика употребления наркотических веществ - предполагает пристальное внимание к современным молодежным субкультурам.
Библиографический список
1. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: Кн. для учителя. 2-е. изд. — М.: Просвещение, 1994.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: Федеральный закон: Принят Государственной думой 24 июня 1999 г. // Российская газета. - 1999. - 28 июня.
3. Семикин, Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в вузах Текст]. М. 2003.
4. Соловьев, В.Г. Технологии профилактики наркомании [Текст]// Социальная безопасность и здоровье молодежи Белгородской области. Материалы региональной научно-практической конференции 18-19 июня 2002 года.
5. Перцова, Л.В., Саблина, Л.С. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними наркоманами [Текст]: Практическое пос. — М., 1990.
6. Петровский, A.B. Быть личностью [Текст]. — М.: Педагогика, 1990.
7. Рожков, М.И., Волохов, A.B. Детские организации: возможности выбора [Текст]. — М., 1996.
8. Филонов, Г.Н. Воспитание личности школьника [Текст]. — М.: Педагогика, 1985.
9. Фон Франц, М.-Л. Психология сказки [Текст]. — СПб., 1998.
10. Харчев, А.Г. Становление личности [Текст]. — М.: Знание, 1972. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981.
ЕФРЕМЕНКОВА Юлия Александровна, ассистент кафедры социологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2007 г.
© Ефременкова Ю.А.
316350:3701 в. г. ЗАКИРОВА
М. В. РЫБАКОВА
Татарский государственный гуманитарнопедагогический университет г. Казань
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
"Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре см ерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно... Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны".
К. Д. Ушинский
Современная семья и её основные проблемы являются объектом пристального изучения широкого круга наук. Мы задались целью рассмотреть проблемы современной семьи с психолого-педагогической точки зрения, проблемы детско-родительских взаимоотношений. Нас интересует семья как субъект и объект воспитательного процесса, процесса подготовки подрастающих поколений к жизни. Предметом нашего изучения стала современная семья, её образовательный и культурный уровень развития, психологический климат в семье.
Создавая условия для развития личности ребёнка в процессе освоения культурных образцов жизни, учитывая и осознанно или неосознанно создавая культурно-воспитательное пространство, семья формирует тип своей жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы.
Общеизвестна роль ближайшего социального окружения (семьи, воспитательно-образовательных, куль-
турных учреждений) в формировании индивидуально-психологических и личностных особенностей человека. Одной из причин педагогических неудач в воспитании школьников является недооценка семьи как одного из важнейших факторов формирования личности ребёнка. Семья-это первичная среда, на которую должен ориентироваться педагог. Семья - первичная среда, где формируется личность ребёнка. Ребёнок- продукт этой первичной среды. Чтобы процесс положительного педагогического влияния со стороны школы на ребёнка стал эффективнее, нужно параллельно с воздействием непосредственно на ребёнка воздействовать на первичную среду- т.е. на семью. Влияние на семью необходимо начинать с констатирующего исследования.
Старший школьный возраст — один из наиболее кризисных периодов детско-родительских взаимоотношений, поэтому объектом изучения стали семьи учащихся 9-11 классов школ города Казани. Возрастной ценз родителей (от 30 до 50 лет): от 30 до 35
лет — 19%, от 36 до 40 лет — 32%, от 41 до 45 лет — 35%, от 46 до 50 лет — 14%. Образовательно-профес-сиональный срез: 89% опрошенных имеют технические специальности, и только 11 % - профессии гуманитарной направленности, 38% опрошенных имеют среднее образование, 34% средне- техническое, 28% высшее. В целом уровень образования родителей можно охарактеризовать как низкий.
Испытуемой группе родителей предлагалось охарактеризовать свой круг чтения. В результате тестирования выяснилось: 65% читают только газеты и журналы (периодику), 13,5% любовные романы, 11% предпочитают детективный жанр, 8% не смогли назвать ничего из своего круга чтения, 2,5% увлекаются классикой. Эти результаты позволяют сделать следующие выводы:
Такому мощному фактору формирования культуры личности, как ч т е н и е, в современной семье уделяется недостаточно внимания. Тот факт, что 8% опрошенных не читают совсем ничего, может говорить только о деградации культуры семьи. Большой процент опрошенных увлекается любовными романами, которые характеризуются сюжетным однообразием и низкой языковой культурой, низким уровнем языкового материала. Всевозможные штампы, клише и жаргонизмы, широко распространенные в периодических изданиях и бульварной литературе, попадают в живую речь читающего населения, засоряя ее, понижая речевую культуру.
Посещение культурно-просветительских учреждений (театров, музеев, библиотек) является одним из показателей культуры современной семьи. Опрос родителей по данному пункту выявил следующее: один раз в месяц посещают культурно-просветитель-ские учреждения — 8%, реже одного раза в месяц — 49%, не посещают совсем — 43%. Эти результаты свидетельствуют о серьёзном снижении уровня культуры масс в целом.
Для характеристики детско-родительских взаимоотношений в семье испытуемой группе был предложен следующий тест: «Воспроизведите первую фразу, которую вы адресуете своему ребенку, придя вечером после работы». Подавляющее большинство (51%) задаютвопрос: «Как дела в школе?», 19%- «Привет!», 16% начинают свое общение с ребенком с фразы «Уроки сделаны?», 6% прежде всего интересуются тем, когда ребёнок пришел домой (как вариант: «Что как рано? »), 8% - «Что кушал? ». Мы видим, что начало ежевечернего общения с ребенком можно охарактеризовать двумя темами: «Школа» и «Прием пищи».
Характер речевой деятельности в семье не отличается эмоциональным и тематическим разнообразием. Этот же факт подтверждается результатами следующего теста, названного нами «Тематический круг общения с ребенком»: 68% - подавляющее большинство родителей общается с со своим ребенком на тему «выполнения-невыполнения» домашних заданий; 13,5% -могут пообщаться и расспросить о друзьях ребенка, 8,5% - значительно меньшее количество опрошенных беседуют с детьми об их увлечениях (спорт, музыка и т. д.); 2,5% - беспокоит здоровье ребенка, 2,5% - разговаривают с детьми о политике, 2,5% - обсуждают с детьми их будущее, планы нажизнь. Но наиболее угрожающей, катастрофичной выглядит категория людей (2,5%), которые ответили, что вообще не общаются с детьми. Отсутствие общения порождает отсутствие воспитания, отсутствие воспитательного воздействия на ребёнка со стороны семьи неизбежно приведёт к упадку культуры населения в целом.
Весьма показательными являются результаты теста, связанного с материальными затратами на приоб-
ретение художественной литературы в месяц: от 1 до 50 руб. — тратят 40,5%, от 50 до 100 руб . — 6%, от 100 до 200руб. — 6%,47,5%нетратятденьгинаприобрете-ние художественной литературы, при этом материальное благосостояние большинства опрашиваемых семей можно оценить как «среднее» и «выше среднего», т. е. материальные возможности неплохие, однако отсутствие интереса к художественной литературе говорит об отсутствии духовных потребностей либо о неудовлетворённости духовных потребностей.
К 24% родителей дети вообще не обращаются за советом. При этом половина из них — это родители, чьи дети хорошо или отлично успевают в школе. Думаем, что можно говорить о достаточно большой степени отчужденности между родителями и детьми, и именно в семьях, где дети успешны. Это наводит на размышления, каким путем были достигнуты эти успехи: возможно, путем давления или устрашения ребенка.
Испытуемым родителям предлагалось назвать два своих недостатка, которые проявляются в общении с детьми. 70% перечислили недостатки, 30% считают, что их нет. Среди недостатков, названных испытуемыми, первое место (49%) занимают вспыльчивость, нетерпимость, 16% считают себя излишне строгими, 19% - излишне мягкими.
Нами были исследован кругозор родителей, уровень их интеллектуальной культуры. Анкетирование позволяет сделать следующие выводы:
— современная семья испытывает острый дефицит внутрисемейного общения как в эмоциональном, так и в содержательном плане. Необходимо отметить, что 27% опрошенных родителей не работают (домохозяйки).
— духовные потребности семьи деградируют: поход в театр заменяется телевизором, чтение книги
— разгадыванием сканворда в газете.
— культура семьи находится на крайне низком уровне. Онаявляется следствием низкого образовательного и интеллектуального кругозора самих родителей.
— культура ребенка — прямое следствие культуры родителей.
Среди заданий конкретно-практического характера уделим особое внимание следующему: «Часто ли вы кричите на ребенка?» Ответы родителей таковы: 75% - редко, 8% - часто, 17% - не повышают голос, общаясь с детьми. Крик — свидетельство психологического дискомфорта в семье: это своеобразное выражение формы аффекта. В таком состоянии человек не в силах четко объяснить свои требования. Более того, слова кричащего человека воспринимаются хуже, «невнимательно». Естественно, что ни о какой эффективности речевого воздействия родителя в этом случае говорить не приходится. Эффект воздействия сводится к нулю. Однако крик, как показывает наш тест, - явление довольно-таки распространенное в современной семье.
Те же тестовые вопросы были предложены учащимся. Диаметрально противоположные результаты между ответами родителей и детей говорят о значительном заблуждении родителей относительно своего авторитета у детей, отсутствии взаимопонимания и доверия, т.е. тех факторов, которые обеспечивают и, в свою очередь, являются предпосылками положительного развития внутрисемейных отношений в целом и уровня развития психолого-педагогической культуры семьи. Являются прямым показателем, индикатором психологического климата семьи.
Тест показал, что родители нуждаются в психологопедагогическом разъяснении природы основных мето-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
дов воспитательного воздействия на ребенка. Одной из задач в работе по просвещению родителей является по-® иск путей разрешения конфликтных ситуаций без кри-
ка или иных негативных эмоциональных проявлений.
Проявилась острейшая необходимость проведения постоянной, планомерной и систематической работы по педагогическому и общекультурному просвещению родителей. Современной российской семье необходима поддержка в самых различных формах, в частности, в рамках специальных программ для решения разнообразных вопросов своей жизнедеятельности, в т.ч. воспитания детей.
Функционирование семьи зависит от характера и интенсивности социальной поддержки, в содержание которой включаются вопросы трудоустройства и переподготовки, физическая и гуманитарная помощь, различные виды информационной, психологической и педагогической помощи. Работу по педагогическому просвещению родителей нужно вести в нескольких направлениях:
— психологическая защита ребёнка от деструктивного влияния окружающей среды; психологическая помощь «неблагополучным» семьям;
— развитие одарённого ребёнка и особенности общения с ним. Одаренный ребенок вызывает массу
УДК 372.851:800
По мнению академика А.Н. Колмогорова одностороннее развитие способностей не способствуют успеху в математической деятельности. Поэтому для развития творческих способностей к математике необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, стремиться к всестороннему, гармоничному развитию его личности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение дидактических сказок по математике. Письменная речь, как особая форма речи, трактуется с позиции теории деятельности, что позволяет проанализировать и описать все элементы предметного содержания письменной речи (мотивы, цели, действия, операции, механизмы).
вопросов и нестандартных ситуаций в воспитании. Родитель должен быть готов справиться с возникающими в связи с этим проблемами;
— раннее развитие ребёнка. Родитель должен владеть приёмами раннего развития ребёнка, так как современная школа предъявляет все более высокие требования к подготовке первоклассника к школе;
— культура семьи и культура личности.
Предлагаемые методы работы с родителями учащихся следующие:
— педагогический лекторий
— психолого-педагогический тренинг
— индивидуальные консультации
— семинары по обмену положительным педагогическим семейным опытом
— система детско-родительских занятий.
ЗАКИРОВА Венера Гильмхановна, декан факультета педагогики начального и дошкольного образования, профессор, д.п.н.
РЫБАКОВА Мария Владимировна, аспирант.
Дата поступления статьи в редакцию: 25.05.2007 г.
© Закирова В.Г., Рыбакова М.В.
В. Ф. ЛЮБИЧЕВА Р. Р. МУХАМЕДЬЯНОВА
Кузбасская государственная педагогическая академия
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминание учебной информации, а на глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно. Использование сочинения сказок при обучении математике повышает учебную мотивацию и качество знаний, уровень «творческости» (по Гилфорду), фор-мируетумение самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с применением в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.
Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает учащихся различного возраста, од-
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ МАТЕМАТИКЕ
Успешность изучения школьного курса математики зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Одним из важнейших факторов успеха в обучении является интерес ученика к учебному предмету. Для возбуждения и развития интереса к математике, для приобщения к творческой деятельности и творческого развития учащихся, мы используем в процессе обучения математике дидактические сказки.