Научная статья на тему 'Современная семья как субъект и объект воспитательного процесса'

Современная семья как субъект и объект воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова В. Г., Рыбакова М. В.

The problem of family education and relation between children and parents in modern family is considered. The research into cultural level and psychological climate in the family of teenagers is done. The direction of parents pedagogical education is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern family as a subject and object of pedagogical education

The problem of family education and relation between children and parents in modern family is considered. The research into cultural level and psychological climate in the family of teenagers is done. The direction of parents pedagogical education is proposed.

Текст научной работы на тему «Современная семья как субъект и объект воспитательного процесса»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

го ребенка, основываясь на субъектном включении его в этотпроцесс. Профилактика употребления наркотических веществ - предполагает пристальное внимание к современным молодежным субкультурам.

Библиографический список

1. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: Кн. для учителя. 2-е. изд. — М.: Просвещение, 1994.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: Федеральный закон: Принят Государственной думой 24 июня 1999 г. // Российская газета. - 1999. - 28 июня.

3. Семикин, Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в вузах Текст]. М. 2003.

4. Соловьев, В.Г. Технологии профилактики наркомании [Текст]// Социальная безопасность и здоровье молодежи Белгородской области. Материалы региональной научно-практической конференции 18-19 июня 2002 года.

5. Перцова, Л.В., Саблина, Л.С. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними наркоманами [Текст]: Практическое пос. — М., 1990.

6. Петровский, A.B. Быть личностью [Текст]. — М.: Педагогика, 1990.

7. Рожков, М.И., Волохов, A.B. Детские организации: возможности выбора [Текст]. — М., 1996.

8. Филонов, Г.Н. Воспитание личности школьника [Текст]. — М.: Педагогика, 1985.

9. Фон Франц, М.-Л. Психология сказки [Текст]. — СПб., 1998.

10. Харчев, А.Г. Становление личности [Текст]. — М.: Знание, 1972. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981.

ЕФРЕМЕНКОВА Юлия Александровна, ассистент кафедры социологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2007 г.

© Ефременкова Ю.А.

316350:3701 в. г. ЗАКИРОВА

М. В. РЫБАКОВА

Татарский государственный гуманитарнопедагогический университет г. Казань

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

"Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре см ерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно... Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны".

К. Д. Ушинский

Современная семья и её основные проблемы являются объектом пристального изучения широкого круга наук. Мы задались целью рассмотреть проблемы современной семьи с психолого-педагогической точки зрения, проблемы детско-родительских взаимоотношений. Нас интересует семья как субъект и объект воспитательного процесса, процесса подготовки подрастающих поколений к жизни. Предметом нашего изучения стала современная семья, её образовательный и культурный уровень развития, психологический климат в семье.

Создавая условия для развития личности ребёнка в процессе освоения культурных образцов жизни, учитывая и осознанно или неосознанно создавая культурно-воспитательное пространство, семья формирует тип своей жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы.

Общеизвестна роль ближайшего социального окружения (семьи, воспитательно-образовательных, куль-

турных учреждений) в формировании индивидуально-психологических и личностных особенностей человека. Одной из причин педагогических неудач в воспитании школьников является недооценка семьи как одного из важнейших факторов формирования личности ребёнка. Семья-это первичная среда, на которую должен ориентироваться педагог. Семья - первичная среда, где формируется личность ребёнка. Ребёнок- продукт этой первичной среды. Чтобы процесс положительного педагогического влияния со стороны школы на ребёнка стал эффективнее, нужно параллельно с воздействием непосредственно на ребёнка воздействовать на первичную среду- т.е. на семью. Влияние на семью необходимо начинать с констатирующего исследования.

Старший школьный возраст — один из наиболее кризисных периодов детско-родительских взаимоотношений, поэтому объектом изучения стали семьи учащихся 9-11 классов школ города Казани. Возрастной ценз родителей (от 30 до 50 лет): от 30 до 35

лет — 19%, от 36 до 40 лет — 32%, от 41 до 45 лет — 35%, от 46 до 50 лет — 14%. Образовательно-профес-сиональный срез: 89% опрошенных имеют технические специальности, и только 11 % - профессии гуманитарной направленности, 38% опрошенных имеют среднее образование, 34% средне- техническое, 28% высшее. В целом уровень образования родителей можно охарактеризовать как низкий.

Испытуемой группе родителей предлагалось охарактеризовать свой круг чтения. В результате тестирования выяснилось: 65% читают только газеты и журналы (периодику), 13,5% любовные романы, 11% предпочитают детективный жанр, 8% не смогли назвать ничего из своего круга чтения, 2,5% увлекаются классикой. Эти результаты позволяют сделать следующие выводы:

Такому мощному фактору формирования культуры личности, как ч т е н и е, в современной семье уделяется недостаточно внимания. Тот факт, что 8% опрошенных не читают совсем ничего, может говорить только о деградации культуры семьи. Большой процент опрошенных увлекается любовными романами, которые характеризуются сюжетным однообразием и низкой языковой культурой, низким уровнем языкового материала. Всевозможные штампы, клише и жаргонизмы, широко распространенные в периодических изданиях и бульварной литературе, попадают в живую речь читающего населения, засоряя ее, понижая речевую культуру.

Посещение культурно-просветительских учреждений (театров, музеев, библиотек) является одним из показателей культуры современной семьи. Опрос родителей по данному пункту выявил следующее: один раз в месяц посещают культурно-просветитель-ские учреждения — 8%, реже одного раза в месяц — 49%, не посещают совсем — 43%. Эти результаты свидетельствуют о серьёзном снижении уровня культуры масс в целом.

Для характеристики детско-родительских взаимоотношений в семье испытуемой группе был предложен следующий тест: «Воспроизведите первую фразу, которую вы адресуете своему ребенку, придя вечером после работы». Подавляющее большинство (51%) задаютвопрос: «Как дела в школе?», 19%- «Привет!», 16% начинают свое общение с ребенком с фразы «Уроки сделаны?», 6% прежде всего интересуются тем, когда ребёнок пришел домой (как вариант: «Что как рано? »), 8% - «Что кушал? ». Мы видим, что начало ежевечернего общения с ребенком можно охарактеризовать двумя темами: «Школа» и «Прием пищи».

Характер речевой деятельности в семье не отличается эмоциональным и тематическим разнообразием. Этот же факт подтверждается результатами следующего теста, названного нами «Тематический круг общения с ребенком»: 68% - подавляющее большинство родителей общается с со своим ребенком на тему «выполнения-невыполнения» домашних заданий; 13,5% -могут пообщаться и расспросить о друзьях ребенка, 8,5% - значительно меньшее количество опрошенных беседуют с детьми об их увлечениях (спорт, музыка и т. д.); 2,5% - беспокоит здоровье ребенка, 2,5% - разговаривают с детьми о политике, 2,5% - обсуждают с детьми их будущее, планы нажизнь. Но наиболее угрожающей, катастрофичной выглядит категория людей (2,5%), которые ответили, что вообще не общаются с детьми. Отсутствие общения порождает отсутствие воспитания, отсутствие воспитательного воздействия на ребёнка со стороны семьи неизбежно приведёт к упадку культуры населения в целом.

Весьма показательными являются результаты теста, связанного с материальными затратами на приоб-

ретение художественной литературы в месяц: от 1 до 50 руб. — тратят 40,5%, от 50 до 100 руб . — 6%, от 100 до 200руб. — 6%,47,5%нетратятденьгинаприобрете-ние художественной литературы, при этом материальное благосостояние большинства опрашиваемых семей можно оценить как «среднее» и «выше среднего», т. е. материальные возможности неплохие, однако отсутствие интереса к художественной литературе говорит об отсутствии духовных потребностей либо о неудовлетворённости духовных потребностей.

К 24% родителей дети вообще не обращаются за советом. При этом половина из них — это родители, чьи дети хорошо или отлично успевают в школе. Думаем, что можно говорить о достаточно большой степени отчужденности между родителями и детьми, и именно в семьях, где дети успешны. Это наводит на размышления, каким путем были достигнуты эти успехи: возможно, путем давления или устрашения ребенка.

Испытуемым родителям предлагалось назвать два своих недостатка, которые проявляются в общении с детьми. 70% перечислили недостатки, 30% считают, что их нет. Среди недостатков, названных испытуемыми, первое место (49%) занимают вспыльчивость, нетерпимость, 16% считают себя излишне строгими, 19% - излишне мягкими.

Нами были исследован кругозор родителей, уровень их интеллектуальной культуры. Анкетирование позволяет сделать следующие выводы:

— современная семья испытывает острый дефицит внутрисемейного общения как в эмоциональном, так и в содержательном плане. Необходимо отметить, что 27% опрошенных родителей не работают (домохозяйки).

— духовные потребности семьи деградируют: поход в театр заменяется телевизором, чтение книги

— разгадыванием сканворда в газете.

— культура семьи находится на крайне низком уровне. Онаявляется следствием низкого образовательного и интеллектуального кругозора самих родителей.

— культура ребенка — прямое следствие культуры родителей.

Среди заданий конкретно-практического характера уделим особое внимание следующему: «Часто ли вы кричите на ребенка?» Ответы родителей таковы: 75% - редко, 8% - часто, 17% - не повышают голос, общаясь с детьми. Крик — свидетельство психологического дискомфорта в семье: это своеобразное выражение формы аффекта. В таком состоянии человек не в силах четко объяснить свои требования. Более того, слова кричащего человека воспринимаются хуже, «невнимательно». Естественно, что ни о какой эффективности речевого воздействия родителя в этом случае говорить не приходится. Эффект воздействия сводится к нулю. Однако крик, как показывает наш тест, - явление довольно-таки распространенное в современной семье.

Те же тестовые вопросы были предложены учащимся. Диаметрально противоположные результаты между ответами родителей и детей говорят о значительном заблуждении родителей относительно своего авторитета у детей, отсутствии взаимопонимания и доверия, т.е. тех факторов, которые обеспечивают и, в свою очередь, являются предпосылками положительного развития внутрисемейных отношений в целом и уровня развития психолого-педагогической культуры семьи. Являются прямым показателем, индикатором психологического климата семьи.

Тест показал, что родители нуждаются в психологопедагогическом разъяснении природы основных мето-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

дов воспитательного воздействия на ребенка. Одной из задач в работе по просвещению родителей является по-® иск путей разрешения конфликтных ситуаций без кри-

ка или иных негативных эмоциональных проявлений.

Проявилась острейшая необходимость проведения постоянной, планомерной и систематической работы по педагогическому и общекультурному просвещению родителей. Современной российской семье необходима поддержка в самых различных формах, в частности, в рамках специальных программ для решения разнообразных вопросов своей жизнедеятельности, в т.ч. воспитания детей.

Функционирование семьи зависит от характера и интенсивности социальной поддержки, в содержание которой включаются вопросы трудоустройства и переподготовки, физическая и гуманитарная помощь, различные виды информационной, психологической и педагогической помощи. Работу по педагогическому просвещению родителей нужно вести в нескольких направлениях:

— психологическая защита ребёнка от деструктивного влияния окружающей среды; психологическая помощь «неблагополучным» семьям;

— развитие одарённого ребёнка и особенности общения с ним. Одаренный ребенок вызывает массу

УДК 372.851:800

По мнению академика А.Н. Колмогорова одностороннее развитие способностей не способствуют успеху в математической деятельности. Поэтому для развития творческих способностей к математике необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, стремиться к всестороннему, гармоничному развитию его личности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение дидактических сказок по математике. Письменная речь, как особая форма речи, трактуется с позиции теории деятельности, что позволяет проанализировать и описать все элементы предметного содержания письменной речи (мотивы, цели, действия, операции, механизмы).

вопросов и нестандартных ситуаций в воспитании. Родитель должен быть готов справиться с возникающими в связи с этим проблемами;

— раннее развитие ребёнка. Родитель должен владеть приёмами раннего развития ребёнка, так как современная школа предъявляет все более высокие требования к подготовке первоклассника к школе;

— культура семьи и культура личности.

Предлагаемые методы работы с родителями учащихся следующие:

— педагогический лекторий

— психолого-педагогический тренинг

— индивидуальные консультации

— семинары по обмену положительным педагогическим семейным опытом

— система детско-родительских занятий.

ЗАКИРОВА Венера Гильмхановна, декан факультета педагогики начального и дошкольного образования, профессор, д.п.н.

РЫБАКОВА Мария Владимировна, аспирант.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.05.2007 г.

© Закирова В.Г., Рыбакова М.В.

В. Ф. ЛЮБИЧЕВА Р. Р. МУХАМЕДЬЯНОВА

Кузбасская государственная педагогическая академия

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминание учебной информации, а на глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно. Использование сочинения сказок при обучении математике повышает учебную мотивацию и качество знаний, уровень «творческости» (по Гилфорду), фор-мируетумение самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с применением в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает учащихся различного возраста, од-

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ МАТЕМАТИКЕ

Успешность изучения школьного курса математики зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Одним из важнейших факторов успеха в обучении является интерес ученика к учебному предмету. Для возбуждения и развития интереса к математике, для приобщения к творческой деятельности и творческого развития учащихся, мы используем в процессе обучения математике дидактические сказки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.