ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
удк316 Ю. А. ЕФРЕМЕНКОВА
Белгородский государственный технологический университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
«Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек».
(К. Д. Ушинский)
Проблема наркомании является актуальной на сегодняшний день. Сложные экономические условия в стране отрицательно сказались на российских семьях. Проявление девиантного поведения в молодежной среде чаще всего сопровождается тяжелыми последствиями злоупотребления психоактивных веществ. Современному обществу необходима грамотная организация профилактических работ. Необходимо не только бороться со злоупотреблением психоактивных веществ, но и стараться предотвратить возможность первой «пробы».
Анализ мирового опыта показывает, что профилактическая деятельность в сфере употребления ПАВ должна строиться на комплексной основе и обеспечиваться совместными усилиями воспитателей, учи-тилей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом.
Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники (волонтерское движение) , так как молодежь не верит в массовые акции, мало доверяет взрослым.
В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:
Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема
наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечения свободы выбора при максимальной информированности.
- Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении делать правильный выбор в ситуации предложении наркотиков [1.С. 13].
В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три ее вида: профилактика - первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но еще не заболевших.
Третичная профилактика, или реабилитация -комплекс социальных, образовательных и медикопсихологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомана, токсикомана, алкоголика) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно полезной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи. Вторичная про-
филактика - это работа с теми детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению. Третичная профилактика - это уже даже не профилактика в аспекте понимания ее как предотвращения процесса, явления или действия, а комплекс лечебных и реаби-АйтацйОйнЫхмероприятийразличного характера.
Следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается Система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеии вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образам ориентированные на профилактику наркомании. ЕдинойгосударственНой программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.
Наркомафия принялась осваивать российскую провинцию, Идет плановое и хорошо продуманное расширение рынка сбыта сильнодействующих наркотических средств. Демпинговые цены, по которым продается: героин, и способ распространения по системе многоуровневого маркетинга - все говорит о том, что героин медленно, но верно завоевывает рынок не только крупных городов.
Качество этого наркотика в Белгородской области в основном низкое. Перекупщики, чтобы увеличить объем Товара, часто подмешивают В Героин другие сильнодействующие вещества (например, димедрол),
Торгуют героином преимущественно сами Наркоманы-подростки. Их еще называют драгдилерами. Это уже ПоследНеезвено в лишний цепочке поставщиков и сбытчиков. Для богатых существуют номера телефонов, передав сообщение с запросом на которые,, можно получить искомокв любое время суток и в любом количестве с доставкой На дом. Бороться с героиновой наркоманией значительно труднее..Имея всего один грамм героина, можно заработать 100-120 долларов. Но Этот грамм делится на дозы от 15 до 30. Обнаружить и пр оизвести выемку такого количества очень затруднительно.
К сожалению, в Старом Осколе, как и в области, отсутствует официальная статистика, позволяющая в полноймере проанализировать состояние итенден-ции развития молодежной преступности и правонарушений в целом.
Организация профилактики злоупотребленияЛАВ в молодежной среде является достаточно серьезной проблемой Разработанная нами массовая анкета «Выявление причин, препятствующих достижению аффективных; профилактических Мёр », контент-анализ тематических сочинений, интервью и тестирование) позволили подойти к решению данной задачи.
С помощью анкеты было опрошено 480 человек: Среди них; студенты СтароОскольсКого филиала Бел-ГУ и учащиеся 22-й школы г. Старый Оскол. Также с помощью анкеты были опрошены 20 экспертов - административных чиновников г. Старый Оскол, работающих с молодежью.
В количественном выражении: статусная характеристика вошедшего в выборку контингента выглядит следующим образом: студенты Старооскольско-го филиала БелГУ - 406 человек; учащиеся 9-11 классов 22-й школы г. Старый Оскол - 74 человека. Возраст опрошенных колеблется от 14 до 25 лет. Среди респондентов 269 женщин (56 %) и 211 мужчин (44 Щ.
Приводимые данные в процентах везде Округлены ДО одной десятой.
Ключевыми в анкете были вопросы, выявляющие причины, препятствующие достижению эффективных профилактических Мер, а также степень участия и регулирующую функцию специалистов в организации профилактической работы. Респондентам были предложены на выбор различные варианты формирования нравственных; понятий и убеждений молодежи. По степени высказанных предпочтений ответы распределились следующим образом:
50 т
Приведенные результаты показывают, что, исходя из предложенных определений, семья занимаетве-дущеемеетокакосновнйясоставляющая формирования нравственных понятий и убеждений. Мнения респондентов разделились следующим образом: школьники - 41,7 %, студенты - 43,8 %. Представление о воспитании нравственных понятий и убеждений обществом несколько снижено: школьники - 24,1 %, Студенты - 2.Ч 1 Жизненному опыту отдали предпочтение 15, 7 % школьников и 14,3 % студентов; результату собственных размышлений - 10,3 % школьников и 10,7 %:Студентов; синтезу всего выше перечисленного
- 8,2 % школьники и 6,1 % — студенты.
Исходя из того что основу нравственности Составляют принципы, мы предложили молодежи следующий вопрос: «Как бы: Вы: охарактеризовали человека без определенных нравственных принципов ?» На первое ранговое Место вышло утверждение, что данный человек как личность не состоялся - 61,8 % -школьники и 70,1 % - студенты. Вторым по количеству выбор ов является рассмотрение неполноценной личности как слабого и безнравственного человека -38,2 % - школьники и 29,9 % - студенты. Если предло-женные варианты ответов объединить по степени оценки, то полярные по своему значению точки зре-нияпоказывают явное предпочтение утверждениям, что человек без определенных нравственных принципов как личность Не состоялся И являетсянеполно-1ичшыч (утверждения 3-1) -100%.
Свои собственные качества студенты оценили по методу полярных профилей, который полностью был предлож;ей:в виде тестового бланка, ав сокращенном виде включен в анкету. Результаты того и другого варианта теста идентичны, поэтому для рассмотрения мы представим анализ более полного варианта, с помощью которого были опрощены респонденты. Оценка степени развития нравственных качеств про-
*
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
водилась по семибалльной шкале: положительные качества - от 1 до 3 баллов, отрицательные - от 1 до -® 3 баллов, 0 - балл означал затруднение респондента
определить свое место в предложенной параллели. Для каждого тестируемого подсчитывался средний балл, который и соответствовал степени развития нравственных качеств. Также были выведены средний балл между школьниками и студентами и по общему количеству участников теста. Максимальный балл набирался при условии, если в каждой параллели положительное качество оценивалось на 3, что равняется 84. Соответственно минимальный балл - 84. Эти две исключительные оценки служили своего рода критерием правдивости. Исходя из того, что ни один из тестируемых не присвоил себе ни наивысшего, ни низшего количества баллов, можно охарактеризовать результаты тестирования как достаточно объективные. Средний показатель самооценки развития нравственных качеств студентов и школьников по итогам тестирования равен 33,9 балла.
Результаты сравнения средних баллов школьников и студентов показывает, что степень развития нравственных качеств студентов соответствует 39,9 балла, а школьников - 27,7 балла. Разница более чем в 12 баллов показывает нравственное преимущество студентов, которое они в процессе поступления в вуз приобретают. Но если посмотреть на эти данные с точки зрения приобретенных как раз за эти годы нравственных знаний, то обоснованно будет предположить, что оценочная разница демонстрирует не нравственное преимущество, а скорее нравственную грамотность. Оценивая себя, студенты исходят из знаний, а школьники руководствуются в большей степени эмоциями и интуицией. Немаловажную роль играет и жизненный опыт. Школьникам гораздо реже приходилось попадать в ситуации морального выбора, где им пришлось проявлять те качества, которые они в себе оценивали, поэтому судят о себе они «практически», проверив на практике нравственную силу своей личности.
Большинство респондентов студентов достаточно четко определяются со своим нравственным состоянием и потребностями. При ответе на вопрос «Чего Вам не хватает, чтобы назвать себя личностью ? » - пятая часть называет себя вполне сформировавшимися личностями (против 14 % школьников). Остальные 83,3 % респондентов распределили свои выборы следующим образом. В качестве недостающего факта 25,6 % опрошенных выделяют жизненный опыт, причем среди школьников таких - 33,1 %, а среди студентов -16,4 %. Возможно, через некоторое время, школьники набирут недостающий опыт и перераспределяют свои потребности на другие качества, в частности на твердую жизненную позицию, интерес к которой повышается с 12,8 % до 13,6 %. В списке ранговых предпочтений она занимает вторую строчку. Интересно, что близкие по своему значению варианты ответов: нравственные принципы и цель жизни -в списке недостающих занимают 7 (3,5 %) и 8 (3,2 %) ранговые места. Такой разброс вполне объясним. Иметь нравственные принципы и даже цель в жизни еще не означает обладать устойчивой жизненной позицией, которая подразумевает под собой их совокупность, а также определенный нравственный выбор и готовность к действию по ее отстоянию. Отметим, что у большинства студентов (по их оценке) нравственные принципы сформированы, если судить по снижению в них потребности с 9,3 % до 5 %. Недостаток же цели в жизни ощущается сильнее (от 2,9 % до 3,6 %). Предположительно это связано с тем, что школьники имеют четкую цель закон-
чить школу и поступить учиться, например в вуз, а для студентов цель - завершить высшее образование, и они стоят перед некоторой неопределенностью, ожидающей их после окончания вуза.
Из выше приведенных данных прослеживается общая тенденция существенного изменения мнений школьников и студентов. Это позволяет утверждать, что уровень социализации - один из важных факторов, оказывающих влияние на становление личности молодого человека. Подтверждением этому служат данные анкетного исследования. Молодежи было предложено «Оценить уровень социализации современной личности». Результаты показали, что молодежь на первое место ставит вариант «Получение материальных благ» (школьники -18,9 %, студенты - 24,1 %). Это характеризует людей самостоятельных, способных зарабатывать деньги, здраво оценивающих все трудности современной жизни. На втором месте находится вариант «Получение знаний». Как показывает практика, знание и умение их применить дают огромный толчок в карьерном росте специалиста. Формирование нравственных принципов - занимает третью позицию в нашей иерархии. Очень важно стремиться не только к материальному благополучию и к приобретению необходимых знаний, но и к формированию у человека нравственных принципов, которые заняли третье место. Обладая ими, можно смело называть себя личностью (школьники -10,8 %, студенты - 9,2 %). На четвертом месте находится карьера (школьники - 7,1 %, студенты - 10,4 %). Просматривается небольшое преимущество студентов над школьниками. У студентов стремление к будущей карьере выше на 3,3 %. Это может означать личностную сформированность студентов. Школьники, в некоторых случаях, пересматривают свои позиции. Культура занимает заключительную позицию (школьники
- 3,6 %, студенты - 4,4 %).
Как уже говорилось, становление здорового человека это в первую очередь его психическое состояние. На вопрос «Часто ли Вы испытываете состояние агрессии, тревоги, раздражения?», школьники ответили «да, часто» -21,2 %, а студенты - 20,8 %. Данные ответы могут зависить от ряда факторов: семья, окружение, психологический климат и т.д.
Одиночество, как утверждают психологи, провоцирует человека на необдуманные поступки.
Одинокими в нашем исследовании считают себя 24,4 % школьников и 28,1 % студентов.
Теряют уверенность из-за внешнего вида12,5 % школьников и 21 % студентов. Это может быть связано с различным материальным обеспечением семей. Не все родители могут позволить себе покупать детям дорогие вещи.
Школьники и студенты достаточно критично относятся к помощи другого человека. На вопрос «Легко ли Вы просите помощи?» только 8,9 % школьников и 9,4 % студентов ответили «Да».
Безусловно, самым важным для человека является семья. На вопрос «У Вас полная семья? » ответили «Да» 87 % школьников и 89 % студентов. Какие бы проблемы не возникали в жизни молодежи, основную помощь, по мнению респондентов, должна оказывать именно семья (школьники - 50,5 %, студенты - 52,7 %).
На вопрос «Ваша семья материально обеспечена?» -«Да» ответили 9,1 % школьников и 11,4 % студентов. Этот вопрос показался им достаточно абстрактным, потому что понимание материальной обеспеченности у каждого человека свое.
Семейные проблемы наблюдаются у 30 % школьников и студентов. Результаты сопоставительного анализа приведены в таблице.
Респонденты Часто Иногда Редко
Школьники 15:5% 14;8% 69.7 %
Студенты 20.1 % ДЗ % 66._6 %
Полученные данные достаточно парадоксальны: почему ставя на одну ступень возможной помощи семью с общественными организациями, компаниями друзей, молодежь выбирает именно семью с ее проблемами, достоинствами и недостатками, обеспеченностью и нехваткой?
В целях борьбы с наркоманией на современном уровне проводятся мероприятия, направленные на разработку нормативно-правового, информационнометодического обеспечения антинаркотической деятельности, укрепление и развитие базы учреждений, занимающихся выявлением и лечением больных наркоманией, а также сформировать новые направления в работе отраслевых государственных органов исполнительной власти по организации профилактики наркомании среди населения Белгородской области.
Органы местного самоуправления области, администрация города Старый Оскол совместно с правоохранительными органами принимают определенные меры по стабилизации и оздоровлению наркотической ситуации, однако они пока еще не адекватны возрастающим масштабам наркотизации подростков и молодежи и не вполне адаптированы к динамично меняющейся ситуации. Структуры, состовляющие профилактическое антинаркотическое пространство, по-прежнему следуют за этой ситуацией и не стремятся к управлению ею. В реализации региональной антинаркотической политики как на областном уровне, так и в городе Старый Оскол сохраняется программно-целевой подход с финансовым обеспечением принимаемых мер. Финансирование осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов бюджета, то есть финансирование ее програмных мероприятий осуществляется за счет различных ведомств по статье в бюджете «Прочие расходы», которая располагает ограниченными финансовыми ресурсами.
Как показывает статистика, рост наркомании напрямую связан с социодеструктивными проявлениями в обществе. Проблема употребления наркотиков выходит за рамки управляемой ситуации. Положение усугубляется демонстрацией, пропагандой жестокости, насилия, эротики в средствах массовой информации (СМИ). Через СМИ обществу навязывается определенная схема культуры, в которой унижается достоинство женщины. Но самое страшное — это прямая связь наркомании с депопуляцией и развитием преступности.
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.
В общей системе мер по профилактике отклоняющегося поведения молодежи следует выделять меры общей и специальной профилактики.
Общая профилактика предполагает:
— создание благоприятных социально-экономических, социально-педагогических условий, содействующих выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей;
— полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, их занятости во вне учебное время полезной деятельностью.
Специальная профилактика включает коррекци-онно-реабилитационные меры в отношении детей «группы риска», несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-меди-ко-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям «группы риска».
Защита детей от невнимания семьи, жестокости, насилия и негативных влияний асоциальной среды должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов и т.д.
Задачами социальной профилактики наркотизма являются:
1) изменение восприятия и отношения к ней общества путем привлечения внимания к проблемам наркотизма, формирование негативного отношения общественности к злоупотреблению наркотиками посредством рекламы, телевидения, кино - и видеопродукции;
2) выдвижение привлекательных альтернатив для самореализации молодежи, не связанных с употреблением наркотиков, напротив, исключающих такую возможность. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков, признана во всем мире, как наиболее эффективный способ борьбы с наркоманией [2. С.25]. Эта работа должна строиться по следующим направлениям: клубная работа, дополнительное образование, временное или частичное трудоустройство;
3) привлечение общественности к профилактической деятельности. Добровольческая деятельность общественности (волонтерство) открывает возможность объединить усилия и найти им применение в различных сферах общения наркоманов: в школе, специализированном учреждении, на улице. Вовлечение молодых людей в волонтерское движение невозможно без обладания организаторами, социальными педагогами и социальными работниками, современными теориями и моделями мотивации и технологиями их формирования;
4) сокращение спроса на наркотические средства и психотропные вещества путем изоляции и излечения от наркомании лиц, допускающих незаконное употребление психоактивных препаратов от здорового населения. Так как наркотизм с каждым годом молодеет и осознание именно того, что это наркотическое средство или психотропное вещество, наступает гораздо раньше 16 лет, необходимо снизить возраст уголовной ответственности за действия, предусмотренные ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ до четырнадцатилетнего возраста в целях повышения общественной опасности данного состава преступления;
5) полное выздоровление и возвращение в общество его полноценных членов. Данная деятельность преследует две цели. Одна из них состоит в том, чтобы обеспечить отход от образа жизни, связанного со злоупотреблением наркотиками, другая - с содействием обучению бывших наркоманов социально -полезным навыкам, позволяющим им устроиться на работу, продолжить образование.
На сегодняшний день трудность решения проблемы заключается в том, что многие годы умалчивания вопросов, связанных с отклонениями в поведении молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе специалистами не оказывалась необходимая со-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
циально-педагогическая и психологическая помощь данной категории детей, а главным образом, пред-® принимались предупредительно-карательные меры, которые приводили к тому, что наказание - «урок», который молодой человек получал за тот или иной поступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.
Складывается подростковая и молодежная система ценностных ориентиров со своими авторитетами и приоритетами. Те концепции помощи молодым людям с отклонениями в поведении, которые основаны на создании условий, приучающих ребенка к нормальному поведению, - это полумера. Она способствует только тому, что процессы отклонений в поведении приостанавливаются. Современные ученые утверждают, что у человека три основания жизнедеятельности: влечение, ограничения и способности их регулировать, которые проявляются как потребности, нормы, способности. Они у каждого индивидуальны, как отпечатки пальцев, но, в отличие от них постоянно меняются от рождения до смерти, как меняется наше «хочу», «могу», «нельзя», «должно быть» или «надо». Они минимальны у новорожденного, стремительно растут в пытливом молодом возрасте, принимают разумные размеры - в зрелом, становятся более стабильными - в несуетливом преклонном. У одних этотпроцесс идет управляемо под контролем саморегуляции, у других стихийно, неосознанно, и в итоге получается то, что мы делаем со своей жизнью. Такая логика рассуждений позволяет подчеркнуть, что главной идеей оказания помощи категории молодых людей с отклоняющимся поведением может быть идея формирования рефлексивной позиции молодого человека на основе создания поля самореализации его как личности и индивидуальности. Это будет способствовать тому, что ребенок сможет дать оценку своим действиям и поступкам, задуматься о тех последствиях, к которым они приведут, и как эти последствия повлияют на его судьбу.
Формирование рефлексивной позиции - это реальная помощь молодому человеку, заключающаяся в изучении внутреннего потенциала каждого молодого человека и его развитии. У каждого ребенка широкий спектр потенциальных способностей, каждый молодой человек имеет определенный социальный опыт, который не всегда учитывается взрослыми, как и те способности, которыми он обладает, поэтому формирование рефлексивной позиции возможно на основе создания поля его самореализации. Если в этом не будет оказана ребенку помощь, то он сам выберет это поле. И оно не всегда будет социально одобряемым.
Управление созданием поля самореализации, для каждого конкретного ребенка, должно осуществляться специалистами через включение детей в решение различных проблем, социальных отношений, в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы), стимулирование самопознания детей, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, информационное обеспечение каждого молодого человека, создание разветвленной досуговой сферы, в которой бы ребенок смог найти свою нишу.
Имеющийся опыт работы с молодыми людьми с отклоняющимся поведением позволяет говорить о положительных результатах внедрения в практику предлагаемых идей с учетом возрастной категории
детей, опорой на дифференцированность и индивидуализацию помощи молодому человеку и ее вариативность в зависимости от формы, вида, запущенности отклонений и их причин, субъектное включение самого ребенка в процесс оказания ему помощи.
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно-административного и уголовного наказания, должна быть заменена на социальную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психоло-гической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству, при участии всех субъектов социальной профилактики.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел [3].
В органах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Участие в деятельности по профилактике молодежной девиации других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Девиантным поведением является поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [4]. Уровни девиации - это выраженность отклоняющегося поведения, в котором выделяют: докриминальный уровень, когда подросток еще не стал субъектом преступлений и его социальные отклонения проявляются в виде мелких правонарушений, несоблюдения норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонения от общественно полезной деятельности, злоупотребление алкоголем, немедицинского употребления наркотических, токсических средств, разрушающих психику; собственно криминальный уровень, когда социальные отклонения выражаются в преступных, уголовно наказуемых действиях, рассматриваемых следственными и судебными органами, а сам подросток становится субъектом преступления.
Основной задачей ранней профилактики правонарушений являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей, подростков и молодежи, которые являются результатом неблагоприятного социального развития социопатогенеза, обусловленного различными
неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
Анализ теоретических и практических основ социальной профилактики в молодежной среде в городе Старый Оскол и Старооскольском районе позволяет определить причины девиантного поведения молодежи.
1. Основную роль среди причин девиации молодежи играют социальные причины. К ним относятся:
— криминализация молодежной субкультуры -преступность, алкоголизм, наркомания, токсикомания, негативное влияние социального окружения и т.д.
Деструктивные тенденции в развитии основных общественных институтов, в рамках которых осуществляется социализация личности; низкий уровень жизни, в результате невозможность получения среднеспециального или высшего образования, а в результате найти работу с достойным уровнем заработной платы. Это основная решающая группа причин, связанная с развитием в обществе кризисных тенденций.
2. Ведущими факторами девиации в молодежной среде являются:
— неэффективное семейное воспитание; просчеты в профилактической деятельности образовательных учреждений; распространение асоциальной идеологии в средствах массовой информации; непоследовательная молодежная политика; просчеты органов внутренних дел в предупреждении и пресечении вовлечения молодежи в противоправную деятельность; несовершенство законодательной базы. В настоящее время в городе Старый Оскол и Старооскольском районе осуществляется значительная социальная профилактическая работа в молодежной среде. Вопросы организации работы субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, совершенствования оперативно-розыскной и воспитательно-профилактической деятельности рассматриваются на заседаниях коллегии при главе администрации города и района, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на совещаниях при начальнике УВД, семинарах-совещаниях.
Для совершенствования муниципальной системы социальной профилактики в молодежной среде необходимы целенаправленные действия по решению проблемы комплексного организационно-управлен-ческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материаль-ного и кадрового обеспечения профилактики отклоняющегося поведения.
Как научная проработка, так и практическое решение проблем перестройки превентивной практики существенно затруднены тем, что в настоящее время в отечественной превентивной науке и практике сложилось парадоксальное положение. С одной стороны, к участию в воспитательно-профилактической работе привлечено значительное количество социальных институтов и общественных организаций, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних и ос-тронуждающихся в научном обеспечении своей деятельности. С другой — исследование проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков ведется многочисленными представителями смежных отраслей знания: психологии, педагогики, медицины, криминологии и т.д.
Вместе с тем в настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что, прежде всего, отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Такое поло-
жение дел сложилось не случайно, поскольку применение в воспитательно- профилактической практике результатов исследований, ведущихся в различных узкоспециализированных отраслях научного знания и непосредственно не связанных с деятельностью реально действующих учреждений и социальных институтов, оказывается делом весьма затруднительным для практического использования. Поэтому сегодня возникла острая необходимость объединить и систематизировать результаты разнообразных многочисленных исследований по проблемам отклоняющегося поведения и его предупреждения в рамках единого прикладного психологического знания, оценить информацию, накопленную по этой проблеме в социальной, юридической, возрастной и педагогической психологии, в других смежных отраслях науки, прежде всего применительно к воспитательно-профилактической деятельности реально действующей системы ранней профилактики.
Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ.
Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
В соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.
В связи с выше изложенным, целесообразно предложить изменение существующей системы взаимодействия субъектов социальной профилактики. В современных условиях функции координатора профилактической работы выполняются муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но, не имея должной правовой базы, необходимого количества штатных сотрудников, достойного материально-технического обеспечения, они не могут ориентировать работу по социальной профилактике как предупредительную, а вынуждены работать по свершившимся фактам.
Изучая различные виды технологий проведения профилактических работ с детьми и молодежью, были сделаны следующие вводы: надо работать с реальными детьми и подростками, такими, какие они есть, не вырывая их из контекста их взаимоотношений со сверстниками. Необходимо хорошо знать детей, научиться понимать их увлечения, и только тогда сократится то расстояние, которое порой так часто отделяет ребенка от взрослого. Изменить человека, его взгляды, привычки, интересы очень сложно, вероятно, и невозможно, если сам человек не захочет изменить себя, свои привычки и взгляды. Профилактическая работа только тогда будет эффективной, когда будет исходить из интересов само-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
го ребенка, основываясь на субъектном включении его в этотпроцесс. Профилактика употребления наркотических веществ - предполагает пристальное внимание к современным молодежным субкультурам.
Библиографический список
1. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: Кн. для учителя. 2-е. изд. — М.: Просвещение, 1994.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: Федеральный закон: Принят Государственной думой 24 июня 1999 г. // Российская газета. - 1999. - 28 июня.
3. Семикин, Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в вузах Текст]. М. 2003.
4. Соловьев, В.Г. Технологии профилактики наркомании [Текст]// Социальная безопасность и здоровье молодежи Белгородской области. Материалы региональной научно-практической конференции 18-19 июня 2002 года.
5. Перцова, Л.В., Саблина, Л.С. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними наркоманами [Текст]: Практическое пос. — М., 1990.
6. Петровский, A.B. Быть личностью [Текст]. — М.: Педагогика, 1990.
7. Рожков, М.И., Волохов, A.B. Детские организации: возможности выбора [Текст]. — М., 1996.
8. Филонов, Г.Н. Воспитание личности школьника [Текст]. — М.: Педагогика, 1985.
9. Фон Франц, М.-Л. Психология сказки [Текст]. — СПб., 1998.
10. Харчев, А.Г. Становление личности [Текст]. — М.: Знание, 1972. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981.
ЕФРЕМЕНКОВА Юлия Александровна, ассистент кафедры социологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2007 г.
© Ефременкова Ю.А.
316350:3701 в. г. ЗАКИРОВА
М. В. РЫБАКОВА
Татарский государственный гуманитарнопедагогический университет г. Казань
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
"Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре см ерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно... Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны".
К. Д. Ушинский
Современная семья и её основные проблемы являются объектом пристального изучения широкого круга наук. Мы задались целью рассмотреть проблемы современной семьи с психолого-педагогической точки зрения, проблемы детско-родительских взаимоотношений. Нас интересует семья как субъект и объект воспитательного процесса, процесса подготовки подрастающих поколений к жизни. Предметом нашего изучения стала современная семья, её образовательный и культурный уровень развития, психологический климат в семье.
Создавая условия для развития личности ребёнка в процессе освоения культурных образцов жизни, учитывая и осознанно или неосознанно создавая культурно-воспитательное пространство, семья формирует тип своей жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы.
Общеизвестна роль ближайшего социального окружения (семьи, воспитательно-образовательных, куль-
турных учреждений) в формировании индивидуально-психологических и личностных особенностей человека. Одной из причин педагогических неудач в воспитании школьников является недооценка семьи как одного из важнейших факторов формирования личности ребёнка. Семья-это первичная среда, на которую должен ориентироваться педагог. Семья - первичная среда, где формируется личность ребёнка. Ребёнок- продукт этой первичной среды. Чтобы процесс положительного педагогического влияния со стороны школы на ребёнка стал эффективнее, нужно параллельно с воздействием непосредственно на ребёнка воздействовать на первичную среду- т.е. на семью. Влияние на семью необходимо начинать с констатирующего исследования.
Старший школьный возраст — один из наиболее кризисных периодов детско-родительских взаимоотношений, поэтому объектом изучения стали семьи учащихся 9-11 классов школ города Казани. Возрастной ценз родителей (от 30 до 50 лет): от 30 до 35