ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
А.И. Поликарпова, В.В. Савченко, И.В. Черникова
INNOVATION APPROACHES TO PROPHYLAXIS OF TAKING NARCOTIC AND PSYCHOACTIVE DRUGS IN GENERAL EDUCATION INSTITUTES
Polikarpova A.I., Savchenko V.V.,
Chernikova I.V.
The article presents the author's program of primary prophylaxis of taking narcotic and psychoactive drugs in institutions of general education, which is based on innovation approaches to the organization of prophylactic measures.
В статье представлена авторская программа первичной профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ в общеобразовательных учреждениях, основанная на инновационных подходах к организации профилактических мероприятий.
Ключевые слова: первичная профилактика, позитивно-ориентированная стратегия, информационно-просветительская работа
УДК 371.39
Современная ситуация в России характеризуется расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. На общем неблагоприятном фоне распространения наркомании среди населения большую обеспокоенность вызывает увеличившееся употребление наркотических средств подростками и молодежью.
Ситуация усугубляется еще и тем, что существовавшая ранее система общественной профилактики алкоголизма, табококу-рения, наркомании несовершеннолетних практически разрушена вследствие социальных, политических и экономических изменений, произошедших в нашей стране. Вместе с тем в современной педагогической практике массовая первичная профилактика фактически не проводится, в том числе из-за крайне слабой нормативной базы, регулирующей финансирование и кадровое обеспечение первичной профилактики и обилия программ, которые изначально не рассчитаны на эффективное воспроизведение в массовой практике, ориентированы на их реализацию высококвалифицированными специалистами узкого профиля и силами добровольцев по образцам западных стран без учета реального уровня развития гражданского общества.
Вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость разработки новой модели профилактики наркомании и
Ш Поликарпова А. И., Савченко В. В. , Черникова И. В. Инновационные подходы к профилактике употребления наркотических.
иных видов зависимости от психоактивных веществ, которая отвечала бы современным политическим, экономическим и социальным условиям.
Сотрудниками НОЦ «Инновации и исследования в социальной сфере» Ставропольского государственного университета с учетом современных требований и подходов была разработана программа первичной профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ «Сделай свой выбор: выбери жизнь...».
В основу данной программы были положены следующие концептуальные предпосылки.
1. Приоритетным направлением профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ является первичная воспитательно-образовательная профилактика, позволяющая охватить самый широкий круг несовершеннолетних и нацеленная в первую очередь на борьбу с предпосылками зависимого поведения.
2. Общеобразовательные учреждения являются одним из наиболее эффективных субъектов профилактической деятельности, поскольку они оказывают большое влияние на формирование базовой культуры подрастающего поколения и становление полноценной личности ребенка в процессе его социализации; позволяют обеспечить всеобщий охват несовершеннолетних и длительность воздействия, возможность массового привлечения родителей учащихся; обладают оптимальным потенциалом для осуществления первичной профилактики воспитательно-образовательной направленности (наличие необходимых ресурсов, в том числе и профессионально подготовленных кадров, преобладание форм и видов деятельности, соответствующих специфике педагогической профилактике и более того уже имеющих профилактическую значимость и т.п.); имеют наибольший потенциал в качестве консолидирующего звена, центра сосредоточения профилактических усилий всех заинтересованных организаций и ведомств.
3. Воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях благодаря своим особенностям (личностно-ориентированный
подход и персонифицированное воздействие, создающие возможности для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной и личностно-значимой деятельности школьников; возможность использования различных методик, технологий, мероприятий, вступающих в целенаправленное взаимодействие в направлении личностного и духовного развития учащихся; расширение пространства педагогически организованной среды за счет органичного сочетания досуговой и образовательной деятельности; стимулирование, становление осознанной личностной позиции и формирование необходимых мотива-ционно-ценностных установок) обеспечивает наиболее благоприятные условия для осуществления профилактической деятельности.
4. Программа ориентирована на подростков в возрасте 11-15 лет, поскольку данный возраст является особым и чрезвычайно важным периодом в развитии личности, который характеризуется резко происходящими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни подростка и ведущими к кардинальной перестройке всей системы отношений с окружающими (1). Поэтому, с одной стороны, подросток становится наиболее восприимчивым к негативным влияниям социальной среды, а с другой - целый ряд новообразований, свойственных данному периоду создают положительную среду для формирования внутреннего убеждения в неприемлемости принятия психоактивных веществ и личной ответственности за свое поведение. Кроме того, развитие адаптационного потенциала и способности к построению и реализации конструктивных адаптационных стратегий именно в данный период во многом предопределяет дальнейшую жизненную ориентацию подростка и его устойчивость к появлению склонности к аддиктив-ному поведению. Следовательно, эффективность профилактической деятельности обеспечивается опорой на психологические особенности подросткового возраста.
5. Реализация профилактических мероприятий предполагает дифференциацию
учащихся по принципу принадлежности к группам риска. Для основной массы подростков воздействие носит в большей степени воспитательно-просветительский характер, а для подростков, склонных к проявлению социальных отклонений в поведении, - профилактический с элементами психолого-педагогической коррекции. Это достигается за счет реализации специфического содержания воспитательно-просветительской работы, специфических приемов организации деятельности различными специалистами; введения различных видов деятельности, обладающих воспитательно-профилактическими функциями, привлекательностью для подростков, что является основой для развития адекватных интересов, ценностей, мотивов и потребностей личности.
6. Эффективность первичной профилактики обеспечивается за счет активного вовлечения микросоциального окружения несовершеннолетнего в процесс формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ.
7. Результативность мероприятий по первичной профилактике обеспечивается их долговременным последовательным и системным характером, наличием единой целостной программы с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой.
8. Первичная профилактика зависимости от наркотических и психоактивных веществ базируется на системно-ориентированном подходе, основанном на принципах межпрофессионального взаимодействия различных специалистов и социального партнерства субъектов профилактической деятельности, для обеспечения комплексного воздействия. Социальное партнерство в данном случае предполагает: информационный обмен, проведение совместных мероприятий, установление обратной связи.
9. Содержание профилактических мероприятий с учащимися определяется на основе позитивно-ориентированной страте-
гии профилактики, направленной не только на устранение личностных причин наркогенного поведения, но и на формирование личности с высоким адаптационным потенциалом. Это связано с тем, что традиционные модели профилактической работы, базирующиеся на манипулятивном воздействии (планирование и дозирование специальной информации с опорой на устрашение, усвоение однозначных оценок, пассивность «реципиента», отвлеченность информации от конкретных жизненных обстоятельств и потребностей тех, кому она адресована) и информационном подходе, показали себя как недостаточно эффективные (2). Неэффективность первого подхода очевидна - это связано с особенностями подростковой субкультуры, когда страх перед наркотиком выступает условием его привлекательности. Другая модель, которая основана на убеждении, что возрастание объема знаний о наркотиках является условием отказа от них, также обнаруживает свою несостоятельность, так как одной информации для изменения социальных установок подростка недостаточно. Более того, сама информация о наркотиках может способствовать пробуждению интереса и приобщению к психоактивным веществам. Поэтому включение элементов информирования о психоактивных веществах как негативном явлении возможно на этапе, когда подростки психологически подготовлены к адекватному восприятию и осознанной интерпретации данной информации. При этом должен соблюдаться принцип информационного опережения.
10. Комплексный характер воздействия обеспечивается гармоничным сочетанием элементов медицинской (информирование о влиянии употребления психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье), образовательной (формирование полной информации о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора), психосоциальной (развитие необходимых психологических навыков) моделей первичной профилактики при сохранении общей воспитательно-образовательной направленности.
Ш Поликарпова А. И., Савченко В. В. , Черникова И. В. Инновационные подходы к профилактике употребления наркотических.
11. Для обеспечения возможностей эффективного воспроизводства программы первичной профилактики в массовой практике необходимо: во-первых, чтобы она носила с одной стороны целостный и универсальный характер, а с другой была вариативной и имела потенциал для адаптации к условиям и возможностям конкретного образовательного учреждения; во-вторых, не была ориентирована на реализацию высококвалифицированными специалистами узкого профиля. Этого можно достичь за счет структурирования программы по содержательным блокам, каждый из которых направлен на решение определенной группы задач в контексте избранной концепции воздействия, и представлен базовой и модульной частью. При этом все содержательные блоки программы имеют объединенное единой концепцией учебно-методическое обеспечение.
Таким образом, можно утверждать, что определенная нами концептуальная основа программы базируется на инновационных подходах к организации профилактических мероприятий и ориентирована на достижение ключевой для процесса первичной профилактики конкретной цели через создание и развитие эффективной системы воспроизводимых в широкой практике профилактических действий посредством организации реального взаимодействия основных субъектов профилактической работы, объединенных пониманием единой долгосрочной стратегии, которая обеспечивается единым комплексом методических разработок.
Программа ориентирована на работу с тремя целевыми группами: 1) работники образовательных учреждений; 2) учащиеся; 3) родители учащихся.
Общими целями программы является:
1. Координация усилий различных служб и ведомств, участвующих в профилактике употребления несовершеннолетними наркотических и психоактивных веществ, направленных на повышение эффективности пропаганды здорового образа жизни, предупреждения и снижения спроса на наркотические вещества, формирования от-
рицательного отношения к употреблению наркотических средств.
2. Формирование у подростков личностных ресурсов, обеспечивающих повышение адаптационного потенциала, развитие социально-одобряемого жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на неприятие потребления наркотических и психоактивных веществ.
3. Повышение воспитательного потенциала семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, помогающих формированию у детей успешного, самостоятельного и ответственного поведения, а также развитие ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку несовершеннолетним, испытывающим трудности в процессе адаптации.
4. Организация комплексной методической помощи специалистам, занимающимся профилактикой наркомании и других видов зависимостей.
5. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений инновационных педагогических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, развитие и стабилизацию у подростков факторов наркоустойчивости.
В рамках данной статьи мы ограничимся рассмотрением наиболее значимого направления программы - работы с подростками, целью которой является формирование устойчивых механизмов противостояния подростка употреблению психоактивных веществ в пользу выбора здорового образа жизни, через информирование, нейтрализацию личностных факторов риска, которые могут подтолкнуть к возникновению различного рода зависимостей, и формирование личностных ресурсов, обеспечивающих эффективность социально-психологической адаптации подростка.
Профилактическая работа данного направления включает в себя два элемента.
1. Информационно-познавательный элемент, предполагающий:
• овладение основами знаний о психологии человека, психологических особенно-
стях подросткового возраста, основных проблем взросления;
• получение подростками информации о межличностных отношениях в микросоциальном окружении, их особенностях, способах конструктивного построения;
• развитие рефлексивного мышления, способности адекватно воспринимать и объективно оценивать действительность;
• развитие критического мышления для сопротивления негативному влиянию сверстников и средств массовой информации;
• информирование подростков о конкретных ситуациях, представляющих для них опасность, формирование умения распознавать и оценивать ситуации риска; развитие у подростков умения адекватно оценивать и разрешать проблемные ситуации;
• информирование подростков о причинах и механизмах формирования зависимого поведения, его возможных последствиях, формирование на этой основе критичного отношения ко всем агентам, участвующим в возникновении зависимости;
• информирование об опасности наркотиков, о мотивах их употребления, разрушение мифов относительно наркотиков, осознание последствий употребления наркотиков;
• организация опыта конструирования собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями, представлениями.
2. Личностно-формирующий элемент, предполагающий:
• формирование навыков самоанализа и наблюдения, через осознание внутренних состояний;
• развитие независимости и личной ответственности, навыков преодоления стереотипов конформного поведения и подражания социально не одобряемым образцам поведения;
• формирование позитивного отношения к себе, повышение самодостаточности и самооценки и возможности не совершать ошибки, или исправлять их на раннем этапе;
• формирование психологического иммунитета к негативным внешним воздействиям и способности к бесконфликтному
противостоянию негативному внешнему воздействию, действиям, связанным с манипуляциями, провокациями, соблазнами;
• развитие коммуникативной и социальной компетентности;
• развитие способности конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях; развитие способности контролировать аффект;
• формирование активной установки по отношению к собственному жизненному пространству - организации своей жизни, развитие способности к построению долговременных жизненных планов;
• формирование активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью, привитие навыков ответственного поведения для сохранения здоровья;
• формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию и конструктивному самоопределению;
• проектирование и реализация новых форм поведения в различных видах взаимодействия.
Характеризуя информационный элемент, следует отметить, что информирование подростков подчиняется не передаче суммы каких-либо знаний о нормах поведения, нравственных ценностях, зависимом поведении, психоактивных веществах (ПАВ), а направляется на осмысление очевидных преимуществ жизни в обществе человека, сумевшего достичь максимально возможной для себя самореализации и пользующегося всеми благами (материальными и духовными) как источниками истинных радостей и наслаждений. Рассмотрение на занятиях преимуществ предстоящей жизни, полной истинных радостей и удовольствий, воспринимается подростком с позиций разумного эгоизма как стремление школы подготовить его к самостоятельной жизни. В этом случае антинаркотическая пропаганда превращается в способ предупредить подростков об опасностях, мешающих реализовать их жизненные планы и перспективы.
Ценности и перспективы жизни в системе профилактических воздействий выступают как первостепенные условия достижения основных составляющих счастливой
Ш Поликарпова А. И., Савченко В. В. , Черникова И. В. Инновационные подходы к профилактике употребления наркотических.
жизни человека. А различные социальные отклонения представляются реально существующими явлениями, которые действительно распространены в обществе, но являются основными факторами, неизбежно сокрушающими любые перспективы нормальной счастливой жизни человека.
Содержание материала определяется в соответствии с задачей формирования в сознании подростка очевидной ценности его предстоящей взрослой жизни и очевидной опасности, исходящей от употребления психоактивных веществ, которые угрожают этой жизни. Основными смысловыми единицами содержания становится все, что представляет ценность для подростка сейчас - в момент его реальной жизнедеятельности в разных сферах социальной жизни, а также то, что в его ожиданиях будущего может представлять такую ценность. Это, например, счастье, красота, сила, любовь, дружба, свобода, карьера, достаток, путешествия (познание мира), семья, здоровье и т.д. Сведения, отражающие различные аспекты потребления ПАВ, в этом случае становятся негативным фоном, на котором активно осознается невозможность достижения счастливой жизни человеком, безответственно или легкомысленно относящимся к выбору образа жизни.
Информирование создает основу для всестороннего осмысления подростком своих жизненных планов в виде прагматической оценки совокупности радостей и удовольствий, с одной стороны, и масштабов возможных несчастий - с другой. Это коренным образом меняет концепцию информирования: прямая пропаганда трансформируется в совместные размышления педагога с подростком о том, как добиться успеха в жизни, не погубив ее в самом начале. Это позволяет добиться эффекта привлекательности занятий для подростков и формирования у них личной заинтересованности, что и является наиболее существенной педагогической предпосылкой достижения профилактических целей.
Кроме того, следует подчеркнуть, что содержание материала должно быть интерпретировано в контексте актуальных для
данного возраста психологических проблем - поиск себя: самореализация и развитие собственного Я; формирование самоотношение и самооценки; определение возможностей и стратегий самоутверждения; проблемы взаимоотношения с семьей в связи со стремлением к самостоятельности и принятием на себя ответственности, со сверстниками, с представителями противоположного пола и т.д. (3).
Информирование осуществляется и с учетом следующих принципов:
• адекватность, предоставляемая информация должна быть адекватной возрасту детей;
• доступность, информация должна быть понятной, интересной, эмоционально-насыщенной и личностно-значимой;
• учет элементов молодежной субкультуры, предполагающий учет при отборе содержания и методов работы вероятности давления на подростков элементов молодежной субкультуры, имеющих негативную направленность: стремление подростков к так называемой «крутости», выраженное в демонстрации в своей среде готовности с легкостью нарушать общепринятые нравственные и правовые нормы поведения; признания силы как способа воздействия на людей; признания приоритета материальных благ в достижении жизненного благополучия; бездумного следования образцам молодежной моды; толерантное отношение к табакокурению, потреблению пива и более крепких алкогольных напитков, экспериментированию с наркотическими и иными ПАВ (4).
Информирование осуществляется в форме бесед, проблемных лекций, лекций-дискуссий, распространения информационных материалов.
Психолого-педагогическое воздействие, направленное на формирование и развитие указанных выше личностных новообразований осуществляется посредством таких методов как: игровые методы (ролевые, деловые, имитационные игры, драматизация), тренинг как метод психологического воздействия и форма активного обучения; проблемно-поисковые методы (моделирова-
ние стратегий, решение проблемных ситуаций, мозговой штурм, дискуссия и т.д.).
Приоритетное значение в работе с подростками отводиться тренингу, результативность которого зависит от соблюдения следующих принципов:
1. Ненасильственность общения. При проведении тренинговых упражнений ведущий исходит прежде всего из желания участников, избегая принуждения. Иногда подростки пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда ведущему в мягкой корректной форме необходимо блокировать эти попытки. Следует также избегать выражений со значением долженствования и побуждать подростков заменять слова «должен» и «обязан» словами «хочу» и «могу».
2. Самодиагностика, т.е. самораскрытие подростков, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.
3. Положительный характер обратной связи. Поскольку в данный возрастной период подростки нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи подростку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждого упражнения выражается благодарность всем участникам. Если в ходе занятий участник испытывает какие-то трудности, ведущий подбадривает его. Также он должен решительно пресекать попытки подростков давать друг другу негативную обратную связь.
4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы. Поэтому все упражнения строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму
элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. В ходе занятий подчеркивается ценность, уникальность каждого, его отличие от других. Эта идея служит одним из критериев отбора упражнений.
5. Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Традиционно считается, что без лабилизации не возможно помочь подросткам осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация - это средство познания собственных несовершенств. Это зеркало, в котором человек видит свое неприукрашен-ное отражение, свои слабые стороны и недостатки. Однако подросткам такое зеркало не только не принесет пользы, но может способствовать умножению их трудностей, снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы подростки получали лабилизацию в минимальных дозах и не прямую, а косвенную, опосредованную: через осознание существования других, отличных от собственного способов поведения; через наблюдение успешности этих способов; через идентификацию с ведущим и успешными членами группы.
Занятия строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны подростка, а подчеркивать сильные, не ставить его в ситуацию неуспешности, а укреплять веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар способов его поведения.
6. Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, так как побуждают подростка отказаться от каких-либо стереотипов, освоить новые модели поведения, принять положительный опыт других членов группы. Но в других случаях ситуация неуспешности может стать причиной отказа подростка от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помочь ему дистанцироваться от его неудачи. Вместе с тем ведущий помогает подросткам идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например,
Ш Поликарпова А. И., Савченко В. В. , Черникова И. В. Инновационные подходы к профилактике употребления наркотических.
вместо: «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал» ведущий говорит: «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный».
7. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности это групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий (5).
В заключении отметим, что внедрение предлагаемой программы позволит достичь следующих результатов: уменьшение факторов риска употребления наркотических и психоактивных веществ среди несовершеннолетних; формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения; совершенствование системы работы образовательных учреждений в области первичной профилактики употребления несовершеннолетними наркотических и психоактивных веществ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. -256 с.
2. Актуальные проблемы профилактики употребления психоактивных веществ среди молодежи. - Пермь.: СПУ «Миг», 2004. - 87 с.
3. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. - М, 2005. - 360 с.
4. Региональные модели социально-педагогической профилактики ПАВ-зависимостей в молодежной среде / Под ред. С. С. Гиля. - М, 2005. - 168 с.
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. - 271 с.
Об авторах
Поликарпова Антонина Ивановна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы. Сфера научных интересов - профилактика социальных девиаций в обществе. [email protected]
Савченко Валентина Васильевна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - проблемы сохранения человеческого капитала современной России. [email protected]
Черникова Ирина Владимировна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - психосоциальная работа с различными группами населения. [email protected]