егионалиетика
MODERN RUSSIAN SPECIFICITY OF MANUFACTURE
OF A GROSS REGIONAL PRODUCT
Tatuev Arsen Azidovich, DSc of Economics, Professor,
Chair of Management and Advertising,
South Russian State University of Economy and Service, Moscow E-mail: [email protected]
Kerefov Murat Anatolyevich, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Innovation and Finance,
Moscow State University of Food Production, Moscow E-mail: [email protected]
Keywords: regional economy; total regional product; modernization strategy; level of education of population.
УДК 332.142
© Татуев А.А., 2011 © Керефов М.А., 2011
ТАТУЕВ
Арсен
Азидович,
доктор экономических наук, профессор, кафедра Маркетинга и рекламы, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,
Москва
КЕРЕФОВ
Мурат
Анатольевич,
кандидат
экономических наук, доцент,
кафедра Экономики, инноватики и финансов,
Московский государственный университет пищевых производств,
Москва
mkerefov@gmail. com
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА
Ключевые слова: региональная экономика; валовой региональный продукт; стратегия модернизации; уровень образования населения.
Модернизация социально-экономических процессов в нашей стране предполагает стратегическое формирование новой воспроизводственной структуры, основанной на сбалансированном и эффективном региональном развитии. В этом контексте создание Северо-Кавказского Федерального округа (СКФО) должно оказать непосредственное и активное воздействие на повышение эффективности развития региональных экономических структур.
Вместе с тем, стратегические формы регионального развития должны соответствовать требованиям современныхтенденций мирового экономического развития. С этой точки зрения надо отметить, что развитие новых информационных и коммуникационныхтехнологий создало новые условия для возникновения общества знания. Более того, бурно развивающееся глобальное информационное общество обретет свой подлинный смысл только в том случае, если станет инструментом для достижения более высокой цели - создания общества знания на региональном уровне, которое стало бы источником развития для территорий.
Таким образом, повышается функциональная роль региональных компонентов в обеспечении устойчивости национальной экономики как способности сохранения и развития основных системных свойств в негативных условиях и адаптации к глобальным вызовам, что формирует предпосылки становления локально-территориальных самодостаточных источников экономического роста.
При этом, учитывая требования адаптации, для определения целей модернизации пространственных форм организации российской экономики необходимо выделить основные критерии общества знаний. В основе общества знания лежит возможность находить, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию с целью получения и применения необходимых для человеческого развития знаний, которые будучи применимы в производственной деятельности многократно увеличивают результаты хозяйственной деятельности.
Экономика знаний особо выделяет организационную и технологическую взаимодополняемость, которая существует благодаря новым технологиям между новыми возможностями создания, хранения, передачи информации и человеческим капиталом, способных не только использовать эти технологии, но и модернизировать организационные структуры в экономическом пространстве.
При этом эмпирически наблюдается, что многие виды нематериальной деятельности, связанные с научными исследованиями, обра-
зованием и услугами, имеют тенденцию к тому, чтобы занять более значимое место в региональных, национальных и мировой экономиках. Доля этих видов деятельности в создании ВВП и ВРП, особенно в наиболее развитых в экономическом отношении странах, постоянно растет.
Таблица 1 - Результаты расчета агрегированных индексов, отражающих уровень образования трудовых ресурсов по федеральным округам Российской Федерации в 2009 году и его изменение за период 2000-2009 годов*
Наименование федерального округа РФ Агрегированный индекс охвата населения в трудоспособном возрасте образованием (значения показателя за 2009 год, единиц) Агрегированный индекс прироста охвата населения в трудоспособном возрасте образованием (значения 2009 года к 2000 году, единиц)
Центральный 0,615 0,371
Северо-Западный 0,548 0,256
Южный 0,397 0,776
Северо-Кавказский 0,032 0,607
Приволжский 0,591 0,564
Уральский 0,544 0,639
Сибирский 0,591 0,255
Дальневосточный 0,576 0,914
расте, численности обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования, численности студентов государственных (муниципальных) учреждений среднего профессионального образования, численности студентов государственных (муниципальных) и негосударственных высших учебных учреждений.
Очевидно, что связь между представленными значениями визуально определить также не представляется возможным. С помощью средств MS Excel между отраженными показателями была произведена попытка расчета коэффициент линейной корреляции, который оказался равен 0,07 единицам, что может быть охарактеризовано как отсутствие связи.
* Таблица рассчитана и составлена автором на основе данных ЦБСД Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru
В то же время реальность российских регионов такова, что практически отсутствует связь между уровнем образования населения и создаваемым ВРП.
-
*
Саязь между показателями агрегированного индекса прироста ржультатое произкодства - (значаоия по оси ординат - ОУ и агреуироа1шн<№о иодечоа прироста уровня образования населения - (значения по оси абсцисс - ОХ}
Таблица 2 - Данные об уровне валового регионального продукта на душу населения по федеральным округам Российской Федерации в 2009 году и его изменении за период 2000-2009 годов**
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9
Наименование федерального округа РФ Валовой региональный продукт на душу населения (значения показателя за год, тыс. руб. на человека), (Хю) Индекс объема ВРП на душу населения (значения показателя за 2009 год, единиц), (19) Валовой региональный продукт на душу населения (значения показателя за 2009 год в ценах 2000 году, тыс. руб. на человека), (Хю) Прирост ВРП на душу населения (значения показателя 2009 года в ценах 2000 года, к показателям 2000 года, %), (Хю) Индекс прироста объема ВРП на душу населения (значения 2009 года к 2000 году, единиц) (1)
2000 2009
Центральный 48,2 308,3 0,816 89,0 84,6 1,000
Северо-Западный 40,6 253,2 0,614 73,1 80,1 0,891
Южный 23,4 145,0 0,216 41,8 78,7 0,856
Северо-Кавказский 13,8 86,3 0,000 24,9 80,3 0,897
Приволжский 32,8 163,3 0,283 47,1 43,7 0,000
Уральский 69,3 358,4 1,000 103,4 49,2 0,134
Сибирский 33,7 173,4 0,320 50,0 48,5 0,119
Дальневосточный 44,9 268,3 0,669 77,4 72,3 0,701
Рисунок 1 - Графическое представление связи между показателями АИПРП и АИПУОН по федеральным округам Российской Федерации за десятилетний период с 2000 по 2009 годы
** Таблица рассчитана и составлена автором на основе данных ЦБСД Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru
На рисунке 1 отражено графическое представление связи между показателями агрегированного индекса прироста результатов производства и агрегированного индекса прироста уровня образования населения по федеральным округам Российской Федерации за десятилетний период (с2000 по 2009 годы), которые были рассчитаны и отражены в таблицах 1 и 2. При расчетах учитывались показатели численности постоянного населения в трудоспособном воз-
■
37
Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание считать, что на сегодняшний день в регионах Российской Федерации уровень образования населения практически не оказывает влияние на уровень результатов общественного производства. Мероприятия по преодолению сложившейся ситуации целесообразно предусмотреть в стратегии регионального развития Северо-Кавказского федерального округа.
Литература:
1. Гладилин А.В., Громов Е.И., Герасимов А.Н. Практикум по эконометрике. - Ставрополь : АГРУС, 2009.
2. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. - СПб. : Питер, 2009.
3. Кузнецова О.В. Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010.
4. Татуев А.А., Лебедев А.В. Экономика знаний - ориентир для реформы системы высшего образования // Финансы и кредит. - 201 0. - № 1 2.