УДК / UDC 631.158:331.101.3
СОВРЕМЕННАЯ РОЛЬ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
MODERN ROLE OF THE QUALITY OF WORK LIFE IN THE AGRARIAN SECTOR OF THE ECONOMY
Прока Н.И., доктор экономических наук, профессор Proka N.I., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: [email protected]
Система нормативно-правовых документов, определяющая вектор социально-экономического развития страны, нацелена на повышение качества жизни населения. Выявлена тенденция усиления значимости оплаты труда в структуре доходов наемных работников. Современный уровень развития экономики и человеческого капитала обуславливает необходимость рассмотрения уже не по отдельности каждого структурного компонента социально-трудовых отношений, а через призму системы качества трудовой жизни. В рамках показателей качества трудовой жизни проведен анализ уровня доходов населения и заработной платы, других его компонентов и рассмотрено соотношение между ростом производительности труда и его оплатой. Изменения структуры фонда заработной платы свидетельствует о снижении степени «гарантированное™» уровня заработной платы работников и повышении его зависимости от трудовой активности персонала сельскохозяйственных организаций. Проведенные исследования, с одной стороны, обосновывают особую значимость и роль, которую качество трудовой жизни играет в повышении доходов населения, а, с другой стороны, свидетельствуют о необходимости его учета в качестве целевого ориентира в программных документах, в системе соглашений по регулированию социально-трудовых отношений и реализуемых проектах в аграрном секторе. Ключевые слова: качество жизни, доходы, качество трудовой жизни, оплата труда, аграрный сектор, работники, население, социально-трудовые отношения, располагаемые ресурсы, сельская местность.
The system of regulatory documents defining the vector of social and economic development of the country is aimed at improving the quality of life of the population. The tendency of increasing the importance of wages in the income structure of employees is revealed. The current level of economy development and human capital makes it necessary to consider each structural component of social and labor relations not separately, but through the prism of the quality of work life system. Within the framework of indicators of the quality of work life, the analysis of the level of income of the population and wages, its other components was carried out and the relationship between the growth of labor productivity and its payment was considered. The changes in the structure of the wage fund indicate a decrease in the degree of "guarantee" of the level of wages of employees and an increase in its dependence on the labor activity of personnel of agricultural organizations. The conducted studies, on the one hand, substantiate the special importance and role that the quality of working life plays in increasing the incomes of the population, and, secondly, indicate the need to take it into account as a target in program documents, in the system of agreements on the regulation of social and labor relations and ongoing projects in the agrarian sector. Key words: quality of life, income, quality of work life, labor remuneration, agrarian sector, employees, population, social and labor relations, available resources, rural area.
Введение. Современная ситуация обуславливает необходимость развития национальной экономики ускоренными темпами (выше среднемировых), опираясь на основную цель экономического роста, которой являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан России, качественное инфраструктурное развитие и продовольственная безопасность страны [1]. Указанные компоненты основной цели по содержанию являются структурными элементами социально-экономической категории - качества жизни. Поэтому вся система нормативно-правовых документов, определяющая вектор социально-экономического развития страны, нацелена на повышение качества жизни населения.
Целью данной статьи является научно-практическое обоснование роли и значимости качества трудовой жизни в повышении доходов работников аграрного сектора экономики и необходимости его учета в качестве целевого ориентира в программных документах.
Условия, материалы и методы. В процессе проводимого исследования использовались основные научные методы, актуальные нормативно-правовые документы, научная литература по проблеме качества трудовой жизни, статистические данные и показатели сводных годовых отчётов сельскохозяйственных организаций Орловкой области за 2015-2020 гг.
Результаты и обсуждение. Основополагающим показателем оценки качества жизни населения являются «доходы населения». За последние годы в структуре денежных доходов населения РФ по источникам поступления увеличилась доля оплаты труда наемных работников. Так, например, за первые два квартала 2021 г. она составила уже около 60% [3]. Эта же тенденция наблюдается и в Орловской области, но доля оплаты труда находится на уровне 55%, поскольку здесь достаточно высокая доля социальных выплат в структуре денежных доходов - в 2020 г. она составила 29,8%, в то время как в среднем по РФ всего 20,8% [3, 4]. Эти статистические данные подтверждают тенденцию усиления значимости оплаты труда в структуре доходов наемных работников и соответственно качества жизни населения страны, что и обуславливает необходимость постоянного научного исследования этой проблемы (табл. 1).
Таблица 1 - Доля оплаты труда наемных работников в структуре денежных доходов населения РФ по источникам поступления_
Годы Оплата труда наемных работников
РФ Орловская область
2013 55,1 52,9
2014 54,9 52,8
2015 52,8 49,2
2016 54,0 49,2
2017 55,1 50,2
2018 57,4 52,4
2019 57,7 52,6
2020 58,4 53,4
2021-1 квартал 64,2 53,6
2021-2 квартал 59,9 54,6
Источник: [3, 4].
Оплата труда наемных работников, как источник доходов населения, формируется в рамках системы социально-трудовых отношений и во-многом зависит от соответствующего уровня качества трудовой жизни. Эволюция общества неразрывно связана с качественными изменениями в трудовой жизни
людей. Развитие социально-трудовых отношений и организации труда, повышение уровня жизни и удовлетворенности от результатов профессиональной деятельности могут быть достигнуты на базе совершенствования качества трудовой жизни [5].
Качество трудовой жизни - это комплексная социально-экономическая категория, составные компоненты которой по содержанию раскрываются в концепции качества трудовой жизни, получившей развитие ещё в середине прошлого века во многих зарубежных странах. Качество трудовой жизни является одним из основных показателей формирующих уровень доходов всего населения, и основным для работающего населения.
Современный уровень развития экономики и человеческого капитала обуславливает необходимость рассмотрения уже не по отдельности каждого структурного компонента социально-трудовых отношений, а в рамках системы качества трудовой жизни. Именно качество трудовой жизни отражает степень развития социально-трудовых отношений на любом уровне управления, в любой отрасли и субъекте хозяйствования. Однако, к сожалению, в заключаемом Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021-2023 гг. (как и в предыдущих соглашениях) он практически даже не упоминается [6].
Государственная политика в агропромышленном комплексе предусматривает в среднесрочной перспективе повышение качества жизни сельского населения [1]. В этой связи в таблице 2 проведён сравнительный анализ уровня доходов населения за период реализации в стране Государственной программы развития сельского хозяйства, позволивший выделить несколько стабильных тенденций, в частности:
- рост доходов населения, в том числе сельского - если за 2015-2020 гг. располагаемые ресурсы, в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц увеличились на 126,5%, то в сельской местности на 128,8%, но при этом среднедушевые денежные доходы населения - всего на 118,1%;
- соотношение уровня располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности ко всем домашним хозяйствам в РФ увеличивалось очень медленными темпами с 72,1% до 73,4%, в то время как в Орловской области, наоборот, резкий рост с 82,2% до 107,5%;
- такая же тенденция наблюдалась и по соотношению уровня располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности к среднедушевым денежным доходам населения, соответственно в РФ с 55,0% до 60,0%, и в Орловской области с 92,8% до 121,2%;
- если объём располагаемых ресурсов в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц в сельской местности Орловской области ежегодно превышает средний уровень по РФ, то среднедушевые денежные доходы населения, наоборот, ниже и находятся на уровне всего 74-75%.
Нельзя не отметить, что на повышение объема располагаемых ресурсов в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц в сельской местности во многом влияет реализация программ устойчивого развития сельских территорий. При этом в структуре средств, направляемых на развитие сельских территорий, стабильно доминируют средства федерального бюджета. К примеру, из 761 млн. руб. средств, направляемых на развитие сёл в Орловской области в 2022 г.: 93,4% - это средства федерального бюджета; 0,9% - областного бюджета; 0,3% - местных бюджетов и 5,4 % - средства внебюджетных источников [9].
Таблица 2 - Сравнительный анализ уровня доходов населения
Показатели Годы
2015 2016 2017 2018 2019 2020
РФ
Ресурсы, располагаемые в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, руб.:
все домашние хозяйства 23085 24210 24926 26918 28995 29204
домашние хозяйства в сельской местности 16640 16971 18309 19188 20361 21432
Соотношение уровня располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности ко всем домашним хозяйствам, % 72,1 70,1 73,4 71,3 70,2 73,4
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц 30254 30865 31897 33266 35338 35740
Соотношение уровня располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности к среднедушевым денежным доходам населения, % 55,0 55,0 57,4 57,7 57,6 60,0
Орловская область
Ресурсы, располагаемые в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, руб.:
все домашние хозяйства 24963 24518 25867 25082 27058 30107
домашние хозяйства в сельской местности 20519 22440 25694 25327 28274 32366
Соотношение уровня располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности ко всем домашним хозяйствам, % 82,2 91,5 99,3 100,1 104,5 107,5
Среднедушевые денежные доходы населения РФ, руб. в месяц 22104 23006 23979 24895 26064 26705
Соотношение уровня располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности к среднедушевым денежным доходам населения, % 92,8 97,5 107,1 101,7 108,5 121,2
Показатели Орловской области к с эедним по РФ, %
Ресурсы, располагаемые в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, в сельской местности 123,3 132,2 140,3 132,0 97,5 110,8
Среднедушевые денежные доходы населения 68,5 74,4 75,2 74,5 73,7 74,7
Источник: [7, 8].
В рамках показателей качества трудовой жизни в таблице 3 проведен аналогичный анализ уровня заработной платы. В 2020 г. уровень среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства в Орловской области впервые сравнился со средним уровнем по РФ - 34,7 тыс. руб. Если соотношение уровня среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства к среднемесячной заработной платы работников организаций в РФ составляет в среднем 67%, то в Орловской, начиная с 2018 г., превышает 100%. Эта тенденция объясняется тем, что в регионе средний уровень заработной платы по экономике существенно ниже, чем в среднем по РФ.
Таблица 3 - Динамика показателей уровня заработной платы
Показатели Годы
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, руб.:
РФ 21626 24106 25671 28699 31728 34770
Орловская область 19720 22274 24373 27811 30549 34733
Среднемесячная заработная плата работников организаций в среднем по экономике, руб.:
РФ 34030 36709 39167 43724 47867 51344
Орловская область 21772 23126 24811 27476 29683 31862
Соотношение уровня среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства к среднемесячной заработной платы работников организаций в средней по
экономике, %:
РФ 63,5 65,7 67,1 66,5 66,3 67,7
Орловская область 90,6 96,3 98,2 101,2 102,9 109,0
Соотношение уровня среднемесячной заработной платы работников в Орловской области к средней по РФ, %
сельского хозяйства 91,2 92,4 94,9 96,9 96,3 99,9
организаций в среднем по экономике 64,0 63,0 63,3 62,8 62,0 62,0
Источник: [11, 12].
Одним из основных индикаторов качества трудовой жизни является соотношение между ростом производительности труда и его оплатой, несмотря на то что нормативные ориентиры такого соотношения в современной экономике отсутствуют. В сельскохозяйственных организациях Орловской области темпы роста оплаты труда чуть превышают темпы роста производительности труда, но существенно ниже темпов роста эффективности труда (табл. 4). Особенно следует отметить низкий уровень среднегодовых выплат социального характера.
Таблица 4 - Соотношение производительности и оплаты труда в сельскохозяйственных организациях Орловской области_
Показатели В среднем по сельскохозяйственным организациям Орловской области 2020 г. в % к 2015 г.
Годы
2015 2016 2017 2018 2019 2020
В среднем на 1 работника, занятого в сельскохозяйственном производстве:
среднемесячная заработная плата, руб. 20309 23059 25164 28468 31484 35374 174,2
получено выручки, млн. руб. 2,3 2,56 1,82 2,48 2,55 3,75 1,6 р.
получено прибыли, млн. руб. 0,78 0,68 0,29 0,69 0,76 1,54 2 Р.
доля годовой заработной платы в объеме полученной
годовой выручки от реализации 10,6 10,8 16,6 13,8 14,8 11,3 +0.7п.п.
сельскохозяйственной
продукции, %
Среднегодовые выплаты
социального характера в расчете на среднегодового работника, руб. 1133 1084 1013 1535 1727 2141 189,0
Источник: рассчитано автором по данным сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловкой области за 2015-2020 гг.
Результаты исследований других компонентов качества трудовой жизни в региональном аграрном секторе изложены в таблице 5. Примерно в пределах одних и тех же интервалов варьируют зарплатоотдача, доля заработной платы в выручке и в производственных затратах продукции растениеводства (в Орловской области доля выручки от реализации продукции растениеводства составляет 90% в общей выручке аграрного сектора). Особенно стабильно изменяется структура фонда заработной платы в сельскохозяйственных организациях - снижается доля основной заработной платы 71,4% до 62,7% при одновременном увеличении доли стимулирующих выплат 17,8% до 23,6%.
Таблица 5 - Динамика отдельных компонентов качества трудовой жизни в региональном аграрном секторе_
Показатели В среднем по сельскохозяйственным организациям Орловской области 2020 г. в % к 2015 г.
Го цы
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Зарплатоотдача (отношение выручки от реализации с\х продукции на 100 руб. заработной платы), руб. 847 819 528 645 607 804 94,9
Доля заработной платы в выручке, % 11,8 12,1 18,9 15,5 16,5 12,4 +0,6 п.п.
Структура фонда заработной платы, % 100 100 100 100 100 100 -
в том числе:
оплата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам 71,4 71,1 68,2 66,5 64,1 62,7 -8,7 п.п.
премии за счет всех источников, включая вознаграждения по итогам работы за год 17,8 18,2 19,2 21,4 23,1 23,6 + 5,8 п.п.
Доля затрат на оплату труда в общих затратах на производство продукции растениеводства, % 10,4 10,2 10,8 11,8 11,4 11,0 + 0,6 п.п.
Источник: рассчитано автором по данным сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловкой области за 2015-2020 гг.
Эти изменения свидетельствуют о снижении степени «гарантированное™» уровня заработной платы работников и повышении степени зависимости от уровня трудовой активности персонала сельскохозяйственных организаций. Можно предположить дальнейшее снижение доли основной заработной платы до уровня не менее 50%, тем более что структура фонда заработной платы организации не влияет на уровень заработной платы, а зависит от реализуемой политики оплаты труда.
Выводы. Формирование эффективной социально-трудовой сферы, отвечающей вызовам современности, требует решения ряда проблем: повышения эффективности использования человеческого потенциала, преодоления бедности среди работающего населения, обеспечения социальной и правовой защищенности трудящихся, т.е. повышения качества трудовой жизни путем преодоления дефицита достойного труда [13].
Для обеспечения продовольственной безопасности страны Государственной программой определено, что индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2025 году должен составить 115,1 % по отношению к уровню 2017 года. Их достижение зависит во многом и от качества трудовой жизни. Проведенные исследования, с одной стороны, обосновывают особую значимость и роль, которую качество трудовой жизни играет в повышении доходов населения, и, с другой стороны, свидетельствуют о необходимости его учета в качестве целевого ориентира в программных документах, в том числе «Стратегии развития АПК РФ на период до 2030 года», в системе соглашений по регулированию социально-трудовых отношений и в реализуемых в аграрном секторе проектах.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года // URL: https://docs.cntd.ru/document/564654448 (дата обращения: 18.05.2021).
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 18.05.2021).
3. Объем и структура денежных доходов населения Российской Федерации по источникам поступления // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print (дата обращения: 18.05.2021).
4. Объем и структура денежных доходов населения Орловской области по источникам поступления. // URL: https://orel.gks.ru (дата обращения: 18.05.2021).
5. Соболь O.A. Организационно-методические аспекты повышения качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы: дис. ... канд. экон. наук. М., 2014. 209 с.
6. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы // URL: https://rg.ru/2021/04/13/profsoyuz-dok.html (дата обращения: 18.05.2021).
7. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в зависимости от места проживания по субъектам Российской Федерации, в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/z00KdpyY/doh07_12.xlsx (дата обращения: 18.05.2021).
8. Среднегодовые денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?pri (дата обращения: 18.05.2021).
9. Более 700 млн рублей потратят на развитие сельских территорий Орловской области // URL: https://newsorel.ru/fn_758766.html (дата обращения: 18.05.2021).
10. Прока Н.И. Оценка эффективности и стимулирования аграрного труда // Вестник аграрной науки. 2020. № 6. С. 130-136.
11. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации за 2000-2020 гг. // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (дата обращения: 18.05.2021).
12. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (дата обращения: 18.05.2021).
13. Зонова О. В. Качество трудовой жизни в Российской Федерации: измерение и оценка: дис. ... канд. экон. наук. Томск, 2016. 233 с.
REFERENCES
1. Strategiya razvitiya agropromyshlennogo i rybokhozyaystvennogo kompleksov Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda // URL: https://docs.cntd.ru/document/564654448 (data obrashcheniya: 18.05.2021).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (data obrashcheniya: 18.05.2021).
3. Obem i struktura denezhnykh dokhodov naseleniya Rossiyskoy Federatsii po istochnikam postupleniya // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print (data obrashcheniya: 18.05.2021).
4. Obem i struktura denezhnykh dokhodov naseleniya Orlovskoy oblasti po istochnikam postupleniya. // URL: https://orel.gks.ru (data obrashcheniya: 18.05.2021).
5. Sobol O.A. Organizatsionno-metodicheskie aspekty povysheniya kachestva trudovoy zhizni molodykh spetsialistov nauchno-obrazovatelnoy sfery: dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2014. 209 s.
6. Generalnoe soglashenie mezhdu obshcherossiyskimi obedineniyami profsoyuzov, obshcherossiyskimi obedineniyami rabotodateley i Pravitelstvom Rossiyskoy Federatsii na 2021-2023 gody // URL: https://rg.ru/2021/04/13/profsoyuz-dok.html (data obrashcheniya: 18.05.2021).
7. Raspolagaemye resursy domashnikh khozyaystv v zavisimosti ot mesta prozhivaniya po subektam Rossiyskoy Federatsii, v srednem na chlena domashnego khozyaystva v mesyats, rubley // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/z00KdpyY/doh07_12.xlsx (data obrashcheniya: 18.05.2021).
8. Srednegodovye denezhnye dokhody naseleniya po subektam Rossiyskoy Federatsii // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?pri (data obrashcheniya: 18.05.2021).
9. Bolee 700 mln rubley potratyat na razvitie selskikh territoriy Orlovskoy oblasti // URL: https://newsorel.ru/fn_758766.html (data obrashcheniya: 18.05.2021).
10. Proka N.I. Otsenka effektivnosti i stimulirovaniya agrarnogo truda // Vestnik agrarnoy nauki. 2020. № 6. S. 130-136.
11. Srednemesyachnaya nominalnaya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov organizatsiy po vidam ekonomicheskoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii za 20002020 gg. // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (data obrashcheniya: 18.05.2021).
12. Srednemesyachnaya nominalnaya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov po polnomu krugu organizatsiy po subektam Rossiyskoy Federatsii // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (data obrashcheniya: 18.05.2021).
13. Zonova O. V. Kachestvo trudovoy zhizni v Rossiyskoy Federatsii: izmerenie i otsenka: dis. ... kand. ekon. nauk. Tomsk, 2016. 233 s.