УДК / UDC 330.322:631.158:658.3:331.101.262
ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА АПК
INVESTMENTS IN THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE AIC
Прока Н.И., доктор экономических наук, профессор Proka N.I., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin», Orel, Russia
E-mail: [email protected]
Эффективность аграрной кадровой политики и положительные её прогнозные ориентиры во многом определяются качественными параметрами человеческого капитала. В представленной статье обоснованы основные направления инвестиции в развитии человеческого капитала АПК, основанные на сравнительной оценке индикаторов государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и результатах проведенного анализа соответствующих социально-экономических показателей. Раскрыты условия достижения установленных индикаторов реализуемых государственных программ. Эффективность использования средств государственной поддержки любой программы зависит от представленной трехуровневой системы социально-экономических показателей, позволяющая оценить результативность её реализации и эффективность использования бюджетных средств. Предложены показатели оценки уровня социально-экономического состояния сельских территорий в рамках реализации ведомственной целевой программы «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» и методический подход принятия обоснованных управленческих решений по вопросам комплексного их развития. Ключевые слова: инвестиции, человеческий капитал, государственная программа, сельские территории, сельские домохозяйства, сельское население, располагаемые ресурсы, бюджетные средства, мониторинг, качество жизни.
The effectiveness of the agrarian personnel policy and its positive predictive guideposts are largely determined by the qualitative parameters of the human capital. The presented article substantiates the main directions of investment in the development of human capital in the agro-industrial complex, based on a comparative assessment of the indicators of the state program "Integrated development of the rural areas" and the results of the analysis of the corresponding social and economic indicators. The conditions for achieving the established indicators of the implemented state programs are disclosed. The effectiveness of the use of state support funds for any program depends on the presented three-level system of social and economic indicators, which makes it possible to assess the efficiency of its implementation and the effectiveness of the use of the budgetary funds. The indicators for assessing the level of the social and economic state of the rural areas in the framework of the implementation of the departmental special-purpose program "Ensuring state monitoring of the rural areas" and a methodological approach to making defensible managerial decisions on their complex development are proposed.
Key words: investments, human capital, state program, rural areas, rural households, rural population, available resources, budget funds, monitoring, quality of life.
Введение. Человеческий капитал - это природный и приобретенный потенциал, формирующийся человеком в результате развития, не противоречащий его внутренним желаниям и возможностям, совокупный объем накопленных знаний, способностей, умений, опыта, навыков, мотиваций и здоровья, использование которого в процессе трудовой деятельности обеспечивает доход его обладателю, субъекту хозяйствования и обществу в
целом. Являясь важнейшим стратегическим ресурсом, он обеспечивает конкурентоспособность экономики и устойчивость её развития на любом уровне [1 ].
Экономическая эффективность аграрного труда находиться в прямой зависимости от степени владения работниками отрасли профессиональными компетенциями и мотивации их трудовой деятельности [2]. Поэтому качественные параметры человеческого капитала определяют во многом эффективность аграрной кадровой политики и положительные её прогнозные ориентиры. Вот почему в последние годы исключительно важное внимание уделяется реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 годы [3]. От решения этой национальной проблемы во многом будет обеспечена продовольственная безопасность и продовольственная независимость страны.
Учитывая актуальность проблемы, целью представленной научной статьи является научно-практическое обоснование основных направлений инвестиции в развитии человеческого капитала АПК с учетом оценки индикаторов государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и результатов проведенного анализа социально-экономических показателей.
Условия, материалы и методы. В процессе проведенного научного исследования использован монографический и расчетно-конструктивный методы. Экономико-статистический метод позволил провести сравнительную оценку индикаторов отдельных государственных программ и статистических данных как на федеральном, так и на региональном уровне.
Результаты и обсуждение. Инновационное развитие важнейших направлений экономики страны в последние годы регулируется во многом посредством реализации государственных программ инвестируемых, в первую очередь, за счет бюджетных средств и установления жесткой системы результативных индикаторов. Уровень достижения установленных индикаторов каждой программы в отдельности определяется во многом:
- степенью научно-практического обоснования процесса её формирования (перечень и величины индикаторов, виды объектов, структура и объем планируемых средств и др.);
- наличием научно-практической методики оценки её реализации.
В свою очередь, эффективность использования средств государственной поддержки любой государственной программы, с точки зрения автора, зависит от трехуровневой системы социально-экономических показателей оценки ее реализации, которая должна включать:
- оценку реального состояния объектов инвестиционных вложений в процессе формирования каждой в отдельности государственной программы и только на её основе распределение средств как по объектам, так и по годам;
- оценку промежуточных результатов её реализации по годам и объектам;
- итоговую оценку эффективности реализации программы в целом.
Только такой подход позволит получить прозрачную картину
эффективности использования бюджетных инвестиционных вложений в процессе реализации каждой государственной программы в отдельности, а также определить уровень её мотивационной направленности на перспективу.
С этой точки зрения и следует рассмотреть этапы реализации такой важнейшей государственной программы в агропромышленном комплексе как «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 гг. [3]. В силу её значимости, общий объем финансирования постоянно увеличивается. Например, если в 2020 г. он составил около 2,3 трлн. руб., в том числе за счёт федерального бюджета - 1 трлн. руб. или 43,5%, то уже вначале 2021 г. он увеличился на 3,6 млрд. руб.
Структура общего объема финансового обеспечения программы определена в следующем соотношении:
- объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 31,6%;
- объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ - 8,3%;
- объем средств из внебюджетных источников - 60,1% [3].
Соотношение источников её финансирования существенно
дифференцируется по регионам. К примеру, в Орловской области в 2021 г. на развитие сельских территорий направляются 676 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 633 млн. руб. или 93,6%.
Для АПК государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» имеет особую значимость для формирования и развития человеческого капитала, поскольку эффективность её реализации обеспечит одновременно решение нескольких взаимосвязанных острых и сложных социально-экономических проблем:
- развитие сельских территорий и создание комфортных условия для проживания жителей сельской местности;
- повышение качества жизни сельского населения, в том числе уровня доходов;
- повышение престижности аграрного труда и качества трудовой жизни в этой области экономики;
- формирование высокопрофессионального и мотивированного отраслевого кадрового потенциала как на текущий период, так и на перспективу.
Эти обстоятельства обусловили формирование трёх основных целей реализации государственной программы, тесно взаимоувязанные между собой. В этом контексте проведем небольшой анализ и сравним фактические статистические данные с целевыми индикаторами этой программы.
Данные таблицы 1 достаточно наглядно подтверждают, что 1-а цель государственной программы «Сохранение доли сельского населения в общей численности населения РФ на уровне не менее 25,1%» - вполне оправдана. Практически за период 1991-2021 гг. наблюдается стабильная тенденция снижения доли сельского населения в общей численности населения как в среднем по РФ (-0,9 п.п.), так и по Центральному федеральному округу (-4,1 п.п.) и Орловской области (-4,3 п.п.).
Таблица 1 - Цель 1 государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»: «Сохранение доли сельского населения в общей численности населения РФ» [3, 4]_
Годы
Показатели Фактическое данные (на 01.01) Индикаторы ГП «Комплексное развитие сельских
те рритории»
1991 2011 2014 2021 2020 2021 2025
Доля сельского населения в
общей численности
населения, %: 25,3 25,2 25,1
РФ 26,2 26,2 25,8 25,3
ЦФО 21,7 18,5 18,2 17,6
Орловская область 37,6 34,5 34,1 33,3
При этом нельзя не отметить, что в 2020 году уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста, по оперативным данным Росстата, предварительно составил 52,4% (план 60%), а уровень безработицы сельского населения трудоспособного возраста, по предварительным данным, составил 7,8% (план 7,2%) [5].
Сохранить долю сельского населения в общей численности населения РФ возможно только обеспечивая им высокий уровень жизни, на что и направлены последующие цели. Так, в частности, вторая цель предусматривает «Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 75,5% в 2025 г.» [3]. Несмотря на то, что в среднем по РФ за 2014-2020 гг. это соотношение увеличилось с 62,3% до 67,3,2% - оно оказалось ниже индикатора госпрограммы на 1,0 п.п. (табл. 2).
Таблица 2 - Цель 2 государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»: «Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств» [3, 6, 7]_
Показатели Годы
2014 2018 2019 2020 2020 2021 2025
Фактическое данные ГП «К развит тер эмплексное ие сельских риторий»
Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств, %
РФ 62,3 71,3 70,2 67,3 68,3 70,6 75,5
Орловская область 83,6 100,1 104,4 111,7
Соотношение располагаемых ресурсов в среднем на члена домашнего хозяйства в сельской местности в месяц в Орловской области к средней по РФ, % 121,6 132,0 138,9 151,0 - - -
Среднедушевые денежные доходы населения, руб.
РФ 27412 33266 35338 35676 - - -
Орловская область 19007 24895 26064 26705 - - -
Среднедушевые денежные доходы населения в Орловской области в % к РФ 69,3 74,8 73,7 74,8
За этот же период в Орловской области сложилась стабильная тенденция увеличения соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств с 83,6% до 111,7%, что объясняется следующими условиями:
- среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 140,5%, в то время как в среднем по РФ всего на 130,1%;
- непрерывно увеличивается доля располагаемых ресурсов в среднем на члена домашнего хозяйства в сельской местности в месяц по сравнению к средней по РФ.
В то же время, если в области ситуация складывается более благоприятная в относительных показателях, то в абсолютных ситуация немного другая. Так, например, среднедушевые денежные доходы населения Орловской области в 2014 г составляли всего 69,3% от среднего уровня РФ. В 2020 г. этот показатель составил уже 74,8%.
Для стабилизации доли сельского населения в общей численности населения, наряду с повышением уровня дохода, необходимо и улучшение жилищных условий, как составного компонента уровня жизни. Третья цель государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» предусматривает повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2% в 2025 г. Как видно по данным таблицы 3, даже с учетом относительной несопоставимости показателей, достижение установленных индикаторов потребует выполнение достаточно сложного комплекса работ по регионам и существенных финансовых средств.
Таблица 3 - Цель 3 государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»: «Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах» [3, 8]_
Показатели Годы
2015 2018 2019 2020 2021 2025
Удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами в РФ, % Фактическое данные ГП «Комплексное развитие сельских территорий» -повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до
Всего в РФ 79 79 79 - - -
в том числе: сельской местности 31 33 34 33,4 35,4 43,2
В целях реализации государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», приказом МСХ РФ от 20 апреля 2020 г. № 212 утверждена ведомственная целевая программа «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий». Целью программы является «Формирование и ежегодная актуализация базы данных и показателей уровня социально-экономического состояния сельских территорий (сельских агломераций) РФ для повышения эффективности принятия Минсельхозом России и уполномоченными органами субъектов РФ управленческих решений по вопросам комплексного развития сельских территорий» [9]. В качестве ее целевых показателей в 2025 г. определены:
- до 75% доля населенных пунктов, отнесенных к сельским территориям (сельским агломерациям), в которых проведены статистические и социологические исследования уровня социально-экономического состояния;
- до 100% доля субъектов Российской Федерации, обеспечивающих ведение информационных ресурсов по сельским территориям.
Реализация ведомственной целевой программы «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» предусматривает:
- сбор, свод и анализ данных о социально-экономическом состоянии сельских территорий (сельских агломераций) путем комплексного обследования населенных пунктов, отнесенных к сельским территориям (сельским агломерациям);
- формирование базы данных и показателей уровня социально -экономического состояния сельских территорий (сельских агломераций) РФ;
- издание ежегодного доклада о состоянии сельских территорий РФ, включающего оценку и прогноз развития сельских территорий [9].
Таким образом, с одной стороны, программа является одним из инструментов эффективной реализации государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий, а, с другой, социально-экономическая эффективность принимаемых управленческих решений во многом будут зависеть и от ее результативности. Эти обстоятельства обуславливают особую значимость ведомственной целевой программы в эффективном использовании огромных бюджетных средств, однако только в том случае, если она будет опираться на разработанную аграрно-экономической наукой научно-обоснованной методики сбора, свода и анализа данных о социально-экономическом состоянии сельских территорий.
Проведение мониторинга, в рамках реализации этой программы только на основе метода анонимного анкетирования, как планируется, - явно недостаточный процесс. Для получения действенной картины уровня социально-экономического состояния сельских территории и соответственно принятия обоснованных управленческих решений по вопросам комплексного развития сельских территорий, необходима другая методика, включающая:
- систему показателей оценки социально-экономического состоянии сельских территорий;
- использование различных источников объективной и субъективной, статистической и отчетной информации.
Соответствующая система должна включать такие показатели как:
- параметры политики оплаты труда хозяйствующих объектов;
- уровня и структуры доходов сельского населения в отраслевом и территориальном аспектах;
- уровня и структуры выплат социального характера;
- уровня и структуры заработной платы работающего населения и др.
Выводы. Учет и реализация предложенных рекомендаций позволит:
1. Расширить систему показателей оценки реализации государственных программ и повысить эффективность использования бюджетных средств государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
2. Повысить научно-практическую обоснованность результатов комплексного анализа социально-экономического состояния сельских территорий.
3. Принимать рациональные управленческие решения по вопросам комплексного развития сельских территорий.
4. Совершенствовать состав и структуру распределения бюджетных средств.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Формирование эффективного механизма управления человеческим капиталом в условиях обеспечения инновационного развития регионального аграрного сектора / Н.И. Прока, Е.И. Ловчикова, А.А. Полухин, Т.М. Кузнецова, К.П. Каменева. Орел: изд-во Картуш, 2013. 250 с.
2. Прока Н.И. Оценка эффективности и стимулирования аграрного труда // Вестник аграрной науки. 2020. № 6. С. 130-136.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 (с изменениями на 30 декабря 2020 года) // http://docs.cntd.ru/document/554801411 (дата обращения: 15.03.2021).
4. Доля городского населения в общей численности населения на 1 января // https://rosstat.gov.ru/folder/12_ (дата обращения: 15.03.2021).
5. Доклад о реализации в 2020 году плана деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2020-2025 годы // https://mcx.gov.ru/upload/iblock/907/90710c086861f64c07c2fd67ec43db0c.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
6. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в зависимости от места проживания по субъектам Российской Федерации // https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank /xS5psecc/doh07_12.xlsx (дата обращения: 15.03.2021).
7. Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам Российской федерации, руб./месяц // https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1 (дата обращения: 15.03.2021).
8. Жилищное хозяйство в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. M., 2019. 78 с.
9. Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 20 апреля 2020 года № 212 // http://docs.cntd.ru/document/564951280 (дата обращения: 15.03.2021).
REFERENCES
1. Formirovanie effektivnogo mekhanizma upravleniya chelovecheskim kapitalom v usloviyakh obespecheniya innovatsionnogo razvitiya regionalnogo agrarnogo sektora / N.I. Proka, Ye.I. Lovchikova, A.A. Polukhin, T.M. Kuznetsova, K.P. Kameneva. Orel: izd-vo Kartush, 2013. 250 s.
2. Proka N.I. Otsenka effektivnosti i stimulirovaniya agrarnogo truda // Vestnik agrarnoy nauki. 2020. № 6. S. 130-136.
3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Kompleksnoe razvitie selskikh territory» i o vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 31 maya 2019 g. № 696 (s izmeneniyami na 30 dekabrya 2020 goda) // http://docs.cntd.ru/document/554801411 (data obrashcheniya: 15.03.2021).
4. Dolya gorodskogo naseleniya v obshchey chislennosti naseleniya na 1 yanvarya // https://rosstat.gov.ru/folder/12 (data obrashcheniya: 15.03.2021).
5. Doklad o realizatsii v 2020 godu plana deyatelnosti Ministerstva selskogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii na 2020-2025 gody // https://mcx.gov.ru/upload/iblock/907/ 90710c086861f64c07c2fd67ec43db0c.pdf (data obrashcheniya: 15.03.2021).
6. Raspolagaemye resursy domashnikh khozyaystv v zavisimosti ot mesta prozhivaniya po subektam Rossiyskoy Federatsii // https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/xS5psecc/ doh07_12.xlsx (data obrashcheniya: 15.03.2021).
7. Srednedushevye denezhnye dokhody naseleniya po subektam Rossiyskoy federatsii, rub./mesyats // https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1 (data obrashcheniya: 15.03.2021).
8. Zhilishchnoe khozyaystvo v Rossii. 2019: Stat. sb./ Rosstat. M., 2019. 78 s.
9. Ob utverzhdenii vedomstvennoy tselevoy programmy «Obespechenie gosudarstvennogo monitoringa selskikh territoriy» Prikaz Ministerstva selskogo khozyaystva RF ot 20 aprelya 2020 goda № 212 // http://docs.cntd.ru/document/564951280 (data obrashcheniya: 15.03.2021).