Современная роль и специфика организационно-правовой формы государственной корпорации в Российской Федерации
Рожков Никита Геннадьевич,
аспирант, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» E-mail: [email protected]
В настоящей статье проводится исследование государственной корпорации и ее сущности как формы некоммерческой организации. В работе обозначаются краеугольные проблемы определения роли государственных корпораций с учетом их уникальной специфики в Российской Федерации на современном этапе экономического развития, а также формулируются предложения по совершенствованию элементов правового регулирования статуса государственных корпораций, с учетом имеющихся законодательных пробелов. Автор статьи анализирует роль и значимость государственных корпораций в контексте правового регулирования.
Статья освещает вопросы, связанные с организацией государственных корпораций, их целями, функциями и управлением. Автор рассматривает особенности правового статуса государственной корпорации, а также принципы и процедуры, регулирующие ее деятельность. Особое внимание уделено анализу взаимоотношений между государством и государственной корпорацией, включая вопросы разграничения полномочий и контроля со стороны государства.
В заключении статьи автор делает выводы о значимости и специфике организационно-правовой формы государственной корпорации в современной России. Автор предлагает рекомендации по совершенствованию правового регулирования и управления государственными корпорациями с целью достижения оптимального соотношения интересов государства, корпорации и общества.
Ключевые слова: корпоративные отношения, корпорация, правовой статус, некоммерческие организации, локальный правовой акт, корпоративный договор, госкорпорации, Роскос-мос.
На сегодняшний день экономическая деятельность России претерпевает серьезные изменения и колебания. Интеграция Российской Федерации (далее - РФ) в мировое экономическое сообщество существенно повлияла на необходимость создания новой организационно-правовой формы, заключающейся в том, чтобы эффективно, быстро и адекватным образом влиять на сферу социальных отношений, с дальнейшей целью привести ее в соответствие с потребностями государства и общества на современном этапе, в условиях быстро меняющейся экономической, социальной и политической обстановки.
В конце 90-х годов XX века - начале 2000-х годов в России происходили фундаментальные экономические и политические изменения, которые были отмечены появлением государственных корпораций. Это произошло благодаря двум факторам: неустойчивому состоянию национальной экономики в 1998 году, которое характеризовалось дефолтом и требовало срочных мер для восстановления финансовой и банковской системы страны, а также отсутствию правовой формы юридического лица, которая бы позволила решить указанную задачу путем сочетания публичных и частноправовых принципов [1, с. 44-50]. В связи с этим, в 1999 году появилась первая государственная корпорация, под названием Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Данная корпорация путем ведения переговоров с банками и учредителями выводила должников из банкнотного/ предбанкротного состояния.
Перед анализом правового положения и роли государственных корпораций среди других юридических лиц необходимо рассмотреть различные подходы к их классификации.
М.М. Ермаков изучая организацию юридических лиц, определил классификацию, учитывающую функциональные обязанности, направленные на обеспечение интересов учредителей. Например, корпоративные юридические лица представляют собой средство объединения ресурсов, то есть их появление обусловлено необходимостью объединения активов, финансовых ресурсов и личных качеств их учредителей. В то время как существующие унитарные предприятия создавались и создаются именно для распределения активов, а также обеспечения имущественной среды для осуществления деятельности Учредители не принимают участия в непосредственной деятельности предприятия. М.М. Ермаков классифицируя унитарные юридические лица приходит к выводу о необходимости добавления нового подхода
5 -о
сз ж
■с
к их классификации. Изучая каждый отдельный подход стоит выделить:
В соответствии с первым подходом представленная в Гражданском кодексе, основывается на делении их на коммерческие и некоммерческие. Это деление происходит на основе двух факторов: является ли основной целью деятельности организации извлечение прибыли и распределяется ли полученная прибыль между участниками. Организации, которые не отвечают обоим этим признакам, считаются некоммерческими. Коммерческими признаются организации, у которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Второй подход проводит деление коммерческих/некоммерческих юридических лиц на унитарные и корпоративные. При данном подходе автор ориентируется на категорию «юридические лица несобственники», которая исходит из мыслей В.А. Болдырева. Из данного подхода ясно, что основным постулатом классификации унитарных предприятий является форма разделение имущества, а именно унитарные лица являются собственниками или несобственниками имущества, на основании которого осуществляется деятельность. [3, с. 114-116].
Стоит сказать о том, что существует еще одна классификация юридических лиц - их деление на публичные и частные организации. В.Е. Чир-киным, был проведен анализ данного вопроса, по итогам которого он выдвинул предложение в виде признаков публичных юридических лиц (исполняющих публичные функции) и определил названия для самих юридических лиц - юридические лица публичного [5, с. 56-60].
В связи с этим особый интерес вызывает положение госкорпораций,основанное на их функциях и полномочиях в рамках публичного права. Автор считает, что государственная корпорация является юридическим лицом публичного права и имеет сходства с органами исполнительной власти.
Деятельность государственных корпораций преимущественно регулируется ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), а также некоторыми федеральными законами, регламентирующими деятельность определенных госкорпораций, таких как Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскос-мос», Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и др.
Государственная корпорация, в соответствии со ст. 7.1. Федерального закона № 7-ФЗ, учреждается Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Особенность госкорпораций состоит 5= в том, что она создается на основании федераль-^ ного закона и может осуществлять предпринима-^ тельскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она Ц создана и, соответствующую этим целям. В свою
очередь, свободные средства госкорпорации могут быть инвестированы на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования).
Специфика такой организационно-правовой формы состоит также в том, что для создания госкорпорации не требуется учредительных документов, особенности правового положения устанавливаются преимущественно каждым отдельным законом, предусматривающим ее создание. Немаловажным нюансом является и статус имущества, переданного госкорпорации Российской Федерацией, который становится собственностью корпорации.
Несмотря на тесную связь госкорпорации с государством, госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом, предусматривающим создание госкорпорации, не предусмотрено иное.
Как сказано выше, все некоммерческие организации могут быть реорганизованы или ликвидированы. Несмотря на это, в законе, подготавливающим создание госкорпорации должен быть пункт об определении порядка реорганизации и ликвидации корпорации, а также порядок использования ее имущества после завершения данных процедур.
Для государственных корпораций главной целью является стремление осуществлять публичные интересы, которые конкретно определены для каждой государственной корпорации в соответствии с федеральным законом, регулирующим ее учреждение. И это означает то, что они выполняют значимые функции для общества в целом.
Однако некоторые ученые, такие как Е.В. Булатов, считают выделение государственных корпораций в качестве отдельного юридического лица - необоснованным, поскольку по их мнению, для функционирования государственной структуры, по его мнению, достаточно одной организации, объединяющей признаки государственной компании, госкорпорации и публично-правовой компании организации, что упростит громоздкую административную структуру и создаст реальную связь между государством и хозяйствующими субъектами [2, с. 71].
В то же время Т.В. Бондарь в своем исследовании госкорпораций подчеркивал ее преимущества как отдельной формы, в том числе создание конкретных, необходимых, но затратных для государственной реализации проектов, а также отсутствие прав на имущество у участников государственной корпорации. Данная модель имеет и недостатки, например, неопределённость понятия «общественно полезные функции». Иллюстрацией этому служит научно-исследовательский проект «Вызов» созданный совместно с Первым каналом и госкорпорацией «Роскосмос», который кратко можно описать как создание художественного фильма о космической экспедиции, где часть съемок проводилась на борту МКС.
Анализ различных позиций научного сообщества по вопросу правового статуса и преимуще-
ства госкорпораций, а также действующего законодательства позволяет сделать вывод наличии фундаментальных пробелов в регулировании ключевых вопросов, что иллюстрирует цивилистиче-скую неопределенность. На примере госкорпорации «Росатом» видно, что единственным исполнительным органом компании является генеральный директор, назначаемый Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Таким образом, было создано два аспекта - единственный исполнительный орган - Генеральный директор - характеристика юридического лица, и он назначался Президентом РФ, что позволяет сделать вывод о существенном изменении статуса государственных корпораций, поскольку это выходит за пределы юридического лица и приобретает характеристики административного органа. Такую же картину можно увидеть и в других корпорациях. Так, в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» установлено, что высшим органом управления Корпорации является наблюдательный совет Корпорации. В состав наблюдательного совета Корпорации входят одиннадцать членов, в том числе пять представителей Президента РФ и пять представителей Правительства РФ, а также генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета Корпорации по должности.
Государственная корпорация является формой некоммерческой организации, которая обладает особым правовым статусом в силу того, что ее создает государство и предоставляет ей властные полномочия. Таким образом, государственная корпорация выступает в роли носителя государственной воли, прав и обязанностей. Например, государственная корпорация «Росатом» имеет юридический статус и дополнительное право осуществлять от имени государства широкий спектр функций и полномочий, связанных с управлением атомно-энергетическим комплексом. Законодательство наделяет госкомпанию «Росатом», в частности, полномочиями формулировать рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации и развития атомной энергетики и ядерно-оружейных комплексов, а также формировать государственную политику в области использования атомной энергии.
Проведенный анализ ключевых функций и полномочий госкорпораций, таких как, исполнительная функция, регулирующая функция, контрольная функция, позволяют сделать вывод о выходе за рамки функций юридических лиц.
Таким образом, государственная корпорация объединяет в себе автономность имущественного комплекса и самостоятельную ответственность по обязательствам и функции государственного органа, например, министерским, которое в рамках своих полномочий определят будущую политику действий в конкретной сфере. На основании вышесказанного однозначное утверждение о том, что государственная корпорация - это исключительно юридическое лицо будет ошибочным, поскольку
она обладает определенными особенностями в организационном и правовом отношениях. Однако цели работы государственных корпораций имеют нечеткий характер, что затрудняет справедливую оценку их деятельности. Многие аспекты, связанные с процессами среднесрочного и долгосрочного планирования, не учитываются в отношении многих государственных корпораций, а также отсутствуют санкции за невыполнение планов и несоответствие фактическим показателям на уровне законодательства. Важно отметить, что до сих пор не существует механизмов пересмотра программ по инициативе учредителя в подобных случаях. Устранение такой правовой неясности и конкретизация статуса госкорпораций, закрепленная в новом нормативно-правовом акте, а также создание учредительных документов, позволит создать определенную статичность самой форме госкорпораций и упростить вопросы регулирования хозяйственной деятельности организации.
Литература
1. Богданова Е.Е. Применение сложноструктур-ной модели права собственности в гражданском законодательстве Российской Федерации // Современное право. 2013. № 8. С. 44-50.
2. Булатов Е.В. К вопросу об организационно-правовой форме унитарных юридических лиц // Синергия. 2018. № 3. С. 71.
3. Ермаков М.М. Деление юридических лиц на корпорации и унитарные организации: от доктрины к практике // Пробелы в российской законодательства 2003 № 6. С. 114-116.
4. Романовская О.В. Делегирование государственно-властных полномочий в системе публично-правового регулирования / О.В. Романовская // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. N 36. С. 143-154.
5. Зайцев О.В. Публично-правовая компания как особая организационно-правовая форма юридического лица. Государственная служба. 2017. № 5. С. 56-60.
6. Саркисов А.К. Государственные корпорации и государственные компании в законодательстве Российской Федерации / А.К. Саркисов // Административное и муниципальное право. 2010. N 2 (26). С. 36-42.
7. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»// 19.06.2023, № 25, ст. 4431.
MODERN ROLE AND SPECIFICS OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORM OF THE STATE CORPORATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Rozhkov N.G.
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
5
"O
C3 ж
■с
This article examines the state corporation and its essence as a form of non-profit organization. The paper identifies the cornerstone problems of determining the role of state corporations, taking into account their unique specifics in the Russian Federation at the present stage of economic development, and also formulates proposals for improving the elements of legal regulation of the status of state corporations, taking into account the existing legislative gaps. The author of the article analyzes the role and importance of state corporations in the context of legal regulation. The article highlights issues related to the organization of state corporations, their goals, functions and management. The author examines the features of the legal status of a state corporation, as well as the principles and procedures governing its activities. Special attention is paid to the analysis of the relationship between the state and the state corporation, including issues of separation of powers and control by the state.
In conclusion, the author draws conclusions about the significance and specifics of the organizational and legal form of a state corporation in modern Russia. The author offers recommendations on improving the legal regulation and management of state corporations in order to achieve an optimal balance of interests of the state, corporation and society.
Keywords: corporate relations, corporation, legal status, non-profit organizations, local legal act, corporate contract, state corporations, Roscosmos.
References
1. Bogdanova E.E. Application of a complex structural model of property rights in the civil legislation of the Russian Federation // Modern law. 2013. No. 8. P. 44-50.
2. Bulatov E.V. On the issue of the organizational and legal form of unitary legal entities // Synergy. 2018. No. 3. P. 71.
3. Ermakov M.M. Division of legal entities into corporations and unitary organizations: from doctrine to practice // Gaps in Russian legislation 2003 No. 6. P. 114-116.
4. Romanovskaya O.V. Delegation of state power in the system of public legal regulation / O.V. Romanovskaya // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2017. N 36. pp. 143-154.
5. Zaitsev O.V. A public company as a special organizational and legal form of a legal entity. Public service. 2017. No. 5. P. 5660.
6. Sarkisov A.K. State corporations and state companies in the legislation of the Russian Federation / A. K. Sarkisov // Administrative and municipal law. 2010. N 2 (26). pp. 36-42.
7. Federal Law No. 99-FZ dated 05.05.2014 (as amended on 07.24.2023) "On amendments to Chapter 4 of Part One of the Civil Code of the Russian Federation and on the recognition as invalid of certain provisions of legislative acts of the Russian Federation" // 06.19.2023, No. 25, Art. 4431.