Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1154
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазанаев М.Ш., Бекишиев Н.А.

Статья посвящена исследованию теории, проблем, преимуществ и недостатков государственных корпораций. Достижение данной цели определило необходимость решения следующих задач: уточнение понятия государственной корпорации, ее целей и правовой основы; выявление отличительных признаков государственной корпорации от других механизмов регулирования экономики; анализ опыта России в сфере функционирования государственных корпораций; выявление преимуществ и недостатков государственных корпораций в условиях рыночной экономики. Авторы подвергают критике степень контроля со стороны государства, качество управления и бюрократичность в государственных корпорациях, в связи с чем считают целесообразным заменить их акционерными обществами со 100% участием государства для выполнения аналогичных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS AND THE FEATURES OF STATE CORPORATIONS IN MODERN RUSSIA

The article is devoted to the study of the theory, problems, advantages and disadvantages of state corporations. Achieving this goal has defined the need to complete the following tasks: clarification of the state corporation definition, its objectives and legal basis; identification of the distinctive features from other mechanisms of government regulation of the economy; analysis of Russian experience in state corporation functioning; identifying of the state corporation advantages and disadvantages in the market economy. The authors criticise the state’s poor control, management quality and the red tape in the state corporations, so they believe replacing them with public limited companies where 100% of participation share belongs to the state to be reasonable.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Научная статья УДК/UDC 347.191.11

DOI: 10.21779/2224-0241-2022-44-4-83-90

Правовой статус и особенности государственных корпораций в современной России М. Ш. Мазанаев1, Н. А. Бекишиев2

1 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

2 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация,

1 mmsh79@mail.ru

2 nursultan.bekishiev@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию теории, проблем, преимуществ и недостатков государственных корпораций. Достижение данной цели определило необходимость решения следующих задач: уточнение понятия государственной корпорации, ее целей и правовой основы; выявление отличительных признаков государственной корпорации от других механизмов регулирования экономики; анализ опыта России в сфере функционирования государственных корпораций; выявление преимуществ и недостатков государственных корпораций в условиях рыночной экономики. Авторы подвергают критике степень контроля со стороны государства, качество управления и бюрократичность в государственных корпорациях, в связи с чем считают целесообразным заменить их акционерными обществами со 100% участием государства для выполнения аналогичных функций.

Ключевые слова: государственная корпорация, государственная компания, публично-правовая компания, некоммерческая организация, государственные хозяйствующие субъекты

Для цитирования: Мазанаев М.Ш., Бекишиев Н.А. Правовой статус и особенности государственных корпораций в современной России // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4. С. 83-90. DOI: 10.21779/2224-0241 -2022-44-4-83 -90

Original article

Legal status and the features of state corporations in modern Russia

Murad Sh. Mazanaev1, N. A. Bekishiev2

1 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation

2 Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

1 mmsh79@mail.ru

2 nursultan.bekishiev@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the theory, problems, advantages and disadvantages of state corporations. Achieving this goal has defined the need to complete the following tasks: clarification of the state corporation definition, its objectives and legal basis; identification of the distinctive features from other mechanisms of government regulation of the economy; analysis of Russian experience in state corporation functioning; identifying of the state corporation advantages and disadvantages in the market economy. The authors criticise the state's poor control, management quality and the red tape in the state corporations, so they believe replacing them with public limited companies where 100% of participation share belongs to the state to be reasonable.

Keywords: state corporation, public company, public-law company, non-commercial organisation, state economic entity

For citation: Mazanaev M. Sh., Bekishiev N. A. Legal status and the features of state corporations in modern Russia. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 44, no. 4, pp. 83-90. DOI: 10.21779/22240241-2022-44-4-83-90 (InRuss.).

Актуальность исследования вопроса госкорпорации обусловлена тем, что на сегодняшний день она является системообразующей структурой, которая активно осуществляет деятельность по реализации различных задач в интересах как государства, так и общества. Идея госкорпораций состоит в эффективном и результативном использовании государственных ресурсов, и, являясь одной из форм государственно-частного партнерства, она создается для достижения среднесрочных и долго-

срочных общественно значимых целей в стратегически важных отраслях экономики (к примеру, энергетика, инновационные технологии, здравоохранение).

Данное исследование направлено на систематизацию накопленной теоретической основы государственных корпораций, комплексную разработку их особенностей, выявление проблем, возникающих в ходе их деятельности.

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4. Law Herald of DSU, 2022, vol. 44, no.4.

В начале исследования необходимо отметить, что понятие государственной корпорации в Российской Федерации появилось сравнительно недавно и своим введением соответствующим Федеральным законом вызвало неоднозначную реакцию в научном сообществе. В частности, часто подвергались критике некоторые положения закона и ставилась под сомнение сама необходимость создания подобного субъекта, ведь уже существовало немалое количество других способов участия государства в рыночной экономике. Для более глубокого рассмотрения вопроса госкорпораций представляется необходимым проанализировать их правовой статус и особенности.

Государственная корпорация, согласно ФЗ «О некоммерческих организация», характеризуется как «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона» . Необходимо уточнить, что имущественный взнос вносит само государство, при этом передаваемое имущество уже не принадлежит государству, а становится собственностью конкретной госкорпорации. Важной характеристикой представляется то, что госкорпорация и государство не отвечают по взаимным обязательствам, если иное не

Под госкомпанией в данном случае подразумевается «Автодор», являющийся единственной в России госкомпанией именно по правовому статусу. В РФ также существуют автономные учреждения, введенные в правовое поле ФЗ «Об авто-

О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ: в ред. от 2 июля 2021 г.: Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 5 апр. 2013 г. № 41-ФЗ: в ред. от 30

предусмотрено Федеральным законом, на основе которого создается конкретная госкорпорация. Хотя госкорпорация и является организацией некоммерческой, в законе указывается ее возможность заниматься предпринимательством при условии, что это послужит реализации ее целей, нормативно закрепленных соответствующим ФЗ. В целях контроля ФЗ обязывает госкорпорации ежегодно публиковать отчет с учетом требований к Закону о государственной тайне, также в них исключено членство, устанавливается обязательный аудит бухгалтерского отчета, который проводится организацией, победившей в открытом конкурсе и утвержденной высшим органом управления госкорпорации, и внешний государственный аудит, который проводится Счетной палатой РФ в соответствии с ФЗ «О Счетной

**

палате Российской Федерации» . Рассмотрев правовой статус госкорпораций, можно перейти к анализу его особенностей и отличий от статусов других государственных хозяйствующих субъектов. В специализированной научной литературе обычно различают понятие госкомпаний, закрепленное в статье 7.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», и понятие госкорпораций. В остальных же случаях эти категории часто упоминаются как синонимичные. Данные понятия схожи во многих вопросах, но законодатель и специалисты делают акцент на их следующих различиях:

номных учреждениях» . Анализ нормативного материала и теоретической литературы позволяет выделить ряд их отличительных особенностей, оформленных в таблице:

апр. 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 3 нояб. 2006 г. № 174-ФЗ: в ред. от 29 нояб. 2021 г.: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

различия государственные корпорации государственные компании

по целевой нагрузке осуществление общественно значимой цели предоставление населению государственных услуг

по функциональному назначению публичное управление установленной ФЗ сферой, включая контроль и надзор над ней материально-организационное решение проблемы оказания государственной услуги

различия государственные корпорации автономные учреждения

по особенностям имущественных отношений полноправный собственник переданного государством имущества осуществление оперативного управления имуществом государства и муниципальных образований

по возможностям распоряжения собственностью широкие возможности для передачи имущества другим юридическим лицам невозможность распоряжаться имуществом без согласия учредителя

по обеспечению деятельности и контролю за ним не предусмотрен механизм контроля за деятельностью, но возможно принятие Правительством РФ программ, в которых он может быть предусмотрен государство устанавливает соответствующее уставным целям задание и обеспечивает его бюджетное финансирование

Другим государственным хозяйствующим субъектом является государственное (или муниципальное) унитарное предприятие, которое делится на два основных вида, отличающихся друг от друга тем, что одни осуществляют свою деятельность,

используя право хозяйственного ведения, а другие

(казенные предприятия) действуют на основе опе-

*

ративного управления . Можно выделить следующие дифференцирующие признаки данных организаций:

различия государственные корпорации УП, основанные на праве хозяйственного ведения казенные предприятия

по особенностям правового статуса некоммерческая организация коммерческие организации

по характеру ответственности несут самостоятельную ответственность субсидиарная ответственность учредителя

по возможности процедур банкротства не распространяется закон о банкротстве распространяется закон о банкротстве не распространяется закон о банкротстве

по контролю за деятельностью не отчитываются перед госорганами контроль осуществляется соответствующими уполномоченными органами (реализующими полномочия собственника и другими)

Относительно недавно, а именно в 2016 г., в законодательство был введен еще один государственный хозяйствующий субъект - публично-правовая компания . Как и госкорпорация, она

является некоммерческой организацией, которая действует «в интересах общества и государства», но при этом с точки зрения права отличия все же есть:

различия государственные корпорации публично-правовые компании

по конкретизации целей деятельности цели обозначены в «именных» ФЗ, а в «базовом» ФЗ «О некоммерческих организациях» указаны «социальные, управленческие или общественно полезные функции» цели конкретизированы (проведение государственной политики, обеспечение модернизации и инновационного развития экономики, управление госимуществом)

по правовому основанию образуются исключительно на основе Федерального закона могут быть созданы как Федеральным законом, так и указом Президента

по процедуре формирования формирование в порядке, установленном «именным» ФЗ могут появиться путем реорганизации госкомпании, акционерного общества, где единственным участником является РФ, либо госкорпорации (исключения - ВЭБ РФ, Ростех, Роскос-мос, Росатом и АСВ не могут быть реорганизованы)

В нашей стране, исходя из данных ФАС, доля госкорпораций в ВВП составляет 7-10% [15], и можно сделать вывод, что госкорпорации играют важную роль в экономике России. Несмотря на этот факт, госкорпорация, как и любой другой субъект, не является совершенным 1 и имеет как преимущества, так и недостатки.2

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 нояб. 2002 г. № 161-ФЗ: вред. от 30 дек. 2021 г.: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-Ф3: в ред. от 30 дек. 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» .

Очевидными преимуществами госкорпораций являются: 1) обеспечение ими национальной безопасности государства, то есть функционирование в стратегически важных отраслях экономики -оборонная сфера, космическая отрасль, энергетика и так далее; 2) им даны широкие возможности для инновационного развития данных отраслей, и при этом по закону деятельность госкорпораций носит некоммерческий характер; 3) тесное взаимодействие их с частными структурами, а также международными, иностранными организациями, поскольку они имеют представительства во многих странах, что стимулирует международное сотрудничество государств; 4) реализация ими стабилизационной функции, которая заключается в сглаживании «фиаско» рынка, что необходимо для ликвидации последствий кризиса; 5) некоторый отход госкорпораций от долгосрочного планирования

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4. Law НегаЫ of DSU, 2022, уо!. 44, по.4.

к стратегическому; 6) их инициативность, гибкость и направленность на результат в результате «пере-нятия» некоторой части механизма управления от частных организаций.

Несмотря на перечисленные преимущества госкорпораций, они имеют ряд проблем и недостатков, которые затрагивают различные стороны данных организаций:

1) хоть они и переняли некоторые механизмы от частных структур, все же не избавились в достаточной мере от ригидности своей собственной структуры, бюрократичности;

2) недостаток контроля за их деятельностью со стороны государства, поскольку они выведены из-под контроля ряда государственных органов, что создает благоприятную почву для коррупции;

3) отсутствие критериев оценки ее эффективности и результативности опять же в силу того, что она является некоммерческой организацией и не ставит прибыль в качестве своего приоритета;

4) их достаточно низкий инвестиционный потенциал, неэффективность и низкое качество управления из-за отсутствия необходимых стимулов для принятия эффективных решений и гаран-тированности вознаграждения без его связи с результатами работы;

5) проблемы правового статуса госкорпораций, поскольку уникальность каждой из них не позволяет выделить такой вид юридического лица как госкорпорация, к тому же они могут осуществлять публичные функции, присущие органам власти (например, Росатом осуществляет государственное управление в области использования атомной энергетики, что прямо прописано в соответствующем ФЗ).

Стоит также повторить, что Россия является страной с госкапитализмом, который подвергается большой критике со стороны исследователей, самих государственных лиц, призывающих снизить степень участия государства в экономике. Данная тенденция (увеличение доли государственного капитала) наблюдается с 2000-х годов. Еще тогда она подвергалась критике, в связи с чем есть предположение касательно мотивов государства по созданию госкорпораций: так как их капитал формируется за счет государственных имущественных взносов, которые по закону переходят в собственность госкорпораций при том, что они еще и являются организациями некоммерческими, то перешедшая к ним собственность формально уже не будет считаться государственной, благодаря чему, опять же формально, снижается и участие государства в рыночной экономике, так как обычно под-считываются финансовые показатели коммерческих организаций с государственным участием (АО, ГУП и т.д.).

Госкорпорация из-за особенностей своего правового статуса имеет множество проблем, поэтому целесообразно преобразовать их в акционер-

ные общества со 100% участием государства или ликвидировать их и передать имущество созданным им на замену государственным компаниям.

Однако необходимо отметить, что вариант с преобразованием госкорпораций в акционерные общества гораздо менее затратный и менее затянутый, но при этом более эффективный ввиду того, что не будет необходимости тратить средства на создание, принятие соответствующих ФЗ о ликвидации госкорпораций и создании госкомпаний с теми же положениями. Кроме того, оценить эффективность АО гораздо проще, так как самым главным показателем такой организации является прибыль. В результате государство получит субъекты, осуществляющие те же самые функции, но при этом деятельность которых будет более прозрачна, ведь столь серьезные отрасли экономики требуют особого контроля со стороны государства.

В январе 2004 г. в России была создана первая госкорпорация - Агентство по страхованию вкладов на основании ФЗ от декабря 2003 г. «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» . Постепенно полномочия АСВ расширялись: с 2004 г. она получила функции корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков; в 2008 г. - функции по финансовому оздоровлению банков; в конце 2013 - начале 2014 года была создана система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, обеспечением функционирования которой также занимается АСВ. В целом деятельность АСВ можно назвать довольно успешной: на момент 2021 г. за все годы своей деятельности оно вернуло 4,2 млн. вкладчикам около 2 триллионов рублей [1]. Но при этом нельзя не отметить и спорные действия АСВ, примерами могут быть довольно резонансное дело «Пробизнесбанка» и огромные траты на юридические услуги, например, с 2019 по 2020 гг. АСВ выплачивало коллегии адвокатов по 4,25 млн. рублей ежемесячно [2].

В 2007 г. случился настоящий «бум» госкорпораций, когда государство создало сразу шесть госкорпораций: Олимпстрой, Роснанотех, ВЭБ. РФ, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Ростех и Росатом. Некоторые из них были впоследствии либо ликвидированы, либо преобразованы в другие организационно-правовые формы.

Олимпстрой был создан на основании ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» для подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в 2014 году. Общие расходы на проведение Олимпийских игр (с учетом расходов на ин-

О страховании вкладов в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23 дек. 2003 г. № 177-ФЗ: в ред. от 27 сент. 2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

фраструктуру) сам Олимпстрой оценивал более чем в 1,5 триллионов рублей, а непосредственно на олимпийские объекты и проведение игр стоили 324,9 миллиардов рублей [3]. Хотя госкорпорация и была ликвидирована в 2014 г., необходимо отметить, что строительные работы подобного масштаба всегда имеют коррупционный риск и в данном случае полностью устранить его государство не смогло [4].

Роснанотех был создан на основании ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» для доведения до промышленного производства нанотехнологий в различных отраслях экономики, но в 2011 г. был преобразован в ОАО и стал называться «Роснано». Успехи госкорпорации, а впоследствии и компании, вызывают ряд вопросов на протяжении всей своей истории деятельности. К примеру, в 2010 г. в качестве директора фонда Rusnano Capital с целевым объемом 1 млрд долларов был назначен Ханс Бодмер, который в США был обвинен в отмывании денег, и когда сама госкорпорация узнала об этих обвинениях, она отстранила его от должности. В данном случае совершенно очевиден тот факт, что фонд для привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь американских, понес репутационные потери [5]. Нельзя не упомянуть выплату премий топ-менеджменту компании даже за убыточные проекты - в 2014-2015 гг. Роснано выплатила премий на сумму в более чем 8 млрд. рублей [6].

ВЭБ РФ действует на основании ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (направления деятельности даны в таблице на с. 20). В целом работа ВЭБа является убыточной, что неудивительно, так как он призван инвестировать в те отрасли общегосударственного значения, которые не всегда могут быть прибыльными изначально. Исключениями могут стать только несколько отчетных периодов, но нельзя не обратить внимание на то, что в 2015 г. ВЭБ стал самой убыточной компанией из 500 крупнейших в России в рейтинге РБК [7], что связано с Олимпийскими играми в России и санкциями в 2014 г. Все дошло до того, что на докапитализацию ВЭБа требовалось 1,5 трлн рублей (в том числе для погашения внешнего долга), и Правительство даже рассматривало вариант закрытия банка, но по итогу деньги все же были предоставлены [8].

Учитывая многомиллиардные суммы средств, которыми распоряжается ВЭБ, неудивительны факты известных коррупционных скандалов в данной структуре.

Фонд содействия реформированию ЖКХ действует на основании ФЗ «О Фонде содействия и реформированию Жилищно-коммунального хозяйства» и был создан с целью модернизации жилищно-коммунальной сферы России. Хоть госкорпорация и задумывалась как временная мера по улучшению положения ЖКХ, ее работа продлевается

законодателем, последнее изменение в соответствующий ФЗ гласит о продлении работы до 2026 года.

Ростех действует на основании ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции "Ростех"». Ежегодно госкорпорация участвует в реализации самых разнообразных проектов общегосударственного значения, и в целом работу госкорпорации государство оценивает высоко. Несмотря на все эти успехи, коррупция не обошла и саму госкорпорацию, однако Ростеху все же удается показывать успешные результаты и в этой области.

К примеру, в 2016 году она отчиталась о своих успехах в борьбе с коррупцией, предотвратив ряд преступлений и сохранив благодаря этому 1,8 млрд рублей. Но, вместе с тем, необходимо упомянуть о ставшей достоянием общественности коррупционной деятельности топ-менеджмента Ростеха, а также проведении теневых схем по продаже предприятий ниже рыночной стоимости. Также Ростех зачастую подвергается критике за своё увеличивающееся присутствие в рыночной экономике [9, 10].

Росатом действует на основании ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» . Коррупция в данной госкорпорации приобретает более угрожающие масштабы вследствие того, что атомная энергия является опасной при неправильной эксплуатации, и, когда мир потрясла авария на «Фукусиме», российские СМИ заговорили о важности недопущения коррупции. Примерами таких случаев в Росатоме могут быть установленные факты присвоения денежных средств, фиктивных закупок, теневых схем хищения [11, 12].

В августе 2015 г. была создана еще одна госкорпорация для проведения комплексной реформы ракетно-космической отрасли РФ на основании ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» . Ею обеспечивается реализация государственной политики в сфере космической деятельности, ее нормативно-правовое регулирование. На данный момент уже идет третий год безаварийных ракетных пусков. Но, как и в любой другой организации, здесь не обошлось без «неприятных» моментов.

В 2021 году Счетная палата выявила нарушения в Роскосмосе на сумму около 30 миллиардов рублей [13], что может служить доказательством

О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом": Федеральный закон от 1 дек. 2007 г. № 317-ФЗ: в ред. от 2 июля 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ: в ред. от 1 апр. 2022 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4. Law Herald of DSU, 2022, vol. 44, no.4.

недостатка контроля за деятельностью госкорпораций со стороны государства.

Имеются разные данные об инвестициях и финансовых показателях российских госкорпора-

Приведенная таблица наглядно демонстрирует положительную динамику деятельности госкорпораций и их вклад в развитие экономики России. Поэтому полагаем, что госкорпорации не должны существовать, но их организационно-правовая форма зачастую вызывает некоторые сомнения. В связи с тем, что они действуют в очень важных для страны отраслях экономики, то и контроль со стороны государства должен быть соответствующий. Представляется необходимым повысить прозрачность их деятельности, поставить их под контроль других государственных органов, ужесточить процесс антикоррупционного аудита. Нельзя не отметить их негативное влияние на конкурентный рынок [14], что также требует активного вмешательства государства.

Исследование правового статуса и особенностей государственных корпораций в современной России позволяет сформулировать ряд выводов и предложений.

1. Госкорпорация - это созданная на основании «именного» Федерального закона и не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и реализующая управленческие, социальные и иные общественно значимые функции. Характерными особенностями правового статуса, отличительными чертами госкорпораций от других государственных хозяйствующих субъектов являются осуществление ими публичного управления установленной ФЗ сферой, невозможность банкротства при некоммерческом характере ее возможность предпринимательской деятельности, если это служит реализации целей, которые также устанавливаются ФЗ, закрепление владения пере-

ций. Для сравнительной характеристики приведем их годовые показатели в таблице.

данного государством имущества и широкие полномочия в его распоряжении.

2. Госкорпорации являются довольно спорным нововведением законодателя. Разумеется, они обладают рядом преимуществ, среди которых можно назвать обеспечение нацбезопасности государства и общества, широкие возможности для инновационного развития отраслей экономки, тесное международное сотрудничество, однако критике подвергаются слабая степень контроля со стороны государства по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, оценка эффективности и результативности их деятельности, качество управления, а также бюрократичность, в связи с чем представляется целесообразным заменить их госкомпаниями или АО со 100% участием государства для выполнения аналогичных функций.

3. На данный момент в стране функционирует шесть госкорпораций, функционирующих в разных сферах общественной жизни и решающих серьезные социально-политические и экономические задачи. Наиболее обсуждаемой проблемой в их деятельности является коррупция, которая зачастую проявляется в огромных масштабах из-за недостатка контроля со стороны государства, поэтому крайне важно поставить деятельность госкорпораций под особый контроль со стороны государственных органов. Представляется необходимым повысить прозрачность их деятельности, поставить их под контроль других государственных органов, ужесточить процесс антикоррупционного аудита. Нельзя не отметить их негативное влияние на конкурентный рынок, что также требует активного вмешательства государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

показатели ВЭБ.РФ Роскосмос Ростех Росатом

направления деятельности финансирование крупных проектов по развитию промышленности, инфраструктуры и технологий заказы на разработку, производство и поставку космической техники и объектов инфраструктуры информационные технологии, оборонная сфера, авиапромышленность, автопромышленность, металлургия, фармацевтика ядерная медицина, ядерный оружейный и энергетический комплекс, ядерная и радиационная безопасность

инвестиции в проекты 1,62 трлн. в среднем за 2021 г. 228,7 млрд. рублей в 2021 г. 379 млрд. рублей в 2021 г.

доходы более 150 млрд. за 2021 г. 17,46 млрд. рублей в 2021 г. 1,877 трлн. рублей в 2020 г. 1,5 трлн. рублей за 2021 г.

прибыль 3,6 млрд. рублей за 2021 г. 292,6 млн. рублей в 2021 г. 111,2 млрд. рублей в 2020 г.

Список источников

1. Артемов С. Идти до конца, чтобы в рамках закона вернуть кредиторам их средства // Коммерсант. 2021. 30 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4877928 (дата обращения: 12.04.2022).

2. Шебалова Л. Почти миллион долларов на юристов: миноритарный кредитор НАСКО подал в суд на АСВ // Реальное время. 2021. 21 мая. URL: https://realnoevremya.ru/articles/213085-bankrotstvo-nasko-chetyre-mln-v-mesyac-tolko-na-uslugi-yuristov (дата обращения: 12.04.2022).

3. Виноградова Е. «Олимпстрой» умирает, но не сдается // Ведомости. 2015. 25 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2015/05/25/593389-itogi-olimpiiskih-stroek (дата обращения: 12.04.2022).

4. Экс-руководителей «Красной поляны» заподозрили в афере с финансированием олимпийского строительства//Forbes. 2013. 11 апреля. URL: https://www.forbes.ru/news/237285-eks-rukovoditelei-krasnoi-polyany-zapodozrili-v-nezakonnom-poluchenii-bolee-45-mln-ruble (дата обращения: 13.04.2022).

5. «Роснано» взяла на работу подозреваемого в отмывании денег // Lenta.ru. 2010. 21 апреля. URL: https://lenta.ru/news/2010/04/21/pwc/ (дата обращения: 14.04.2022).

6. Проскуряков Е. Доходы Чубайса во время работы в «Роснано»: 1 млрд рублей в год и постоянный рост зарплаты // Комсомольская правда. 2021. 3 декабря. URL: https://www.kp.ru/daily/28365.5/4513501/ (дата обращения: 20.04.2022).

7. Бабицкий А. РБК назвал 500 крупнейших российских компаний // РБК. 2015. 23 сентября. URL: https://www.rbc.ru/business/23/09/2015/5601aded9a7947a6e9a4e474 (дата обращения 20.04.2022).

8. Якорева А. Как Шувалов за год изменил ВЭБ // Ведомости. 2019. 10 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/06/09/803 804-shuvalov-izmenil-veb (дата обращения: 22.04.2022).

9. Латыпов Т. «Теряем фанатично преданных авиации людей»: как «Ростех» оборвал крылья МВЕНу // Бизнес online. 2021. 15 декабря. URL: https://m.business-gazeta.ru/article/533057 (дата обращения: 24.04.2022).

10. Титов С. Запах на монополию. «Ростех» усиливает позиции в вагоностроении / С. Титов, Г. Пе-ремитин // Forbes. 2018. 21 декабря. URL: https://www.forbes.ru/biznes/370733-rosteh-kupit-dolyu-v-krupneyshem-proizvoditele-gruzovyh-vagonov (дата обращения: 23.04.2022).

11. Дело о хищениях в «Росатоме» передано в суд, пишет Коммерсант // РИА Новости. 2014. 20 января. URL: https://ria.ru/20140120/990114179.html (дата обращения: 24.04.2022).

12.Ягодкин А. Московский комсомолец в Воронеже // Абирег. 2013. 11 декабря. URL: https://abireg.ru/n_36390.html?golos=491 &sendgolos&all (дата обращения: 25.04.2022).

13.Щукин П. Кудрин назвал госкорпорации проблемой для России // Lenta.ru. 2021. 8 сентября. URL: https://m.lenta.ru/news/2021/09/08/kudrin/?from=amp (дата обращения: 11.04.2022).

14. Глава ФАС призвал уничтожить госкорпорации для развития конкуренции // РИА Новости. 2019. 29 августа. URL: https://ria.ru/20190829/1558032943.html (дата обращения: 25.04.2022).

15.ФАС: доля государства в экономике России превысила 50% и препятствует развитию конкуренции // ТАСС: информационное агентство. 2019. 30 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/6394390?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com &utm_referrer=google.com (дата обращения: 10.04.2022).

References

1. Artemov S. «Idti do kontsa, chtoby v ramkakh zakona vernut' kreditoram ikh sredstva» [To go to the end in order to return their funds to creditors within the framework of the law"], Kommersant. 2021. 30 iyunya. (In Russ.). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4877928 (accessed 12.04.2022).

2. Shebalova L. Pochti million dollarov na yuristov: minori-tarnyi kreditor NASKO podal v sud na ASV [Almost a million dollars for lawyers: a minor creditor of NASCO sued the DIA], Real'noe vremya [Real time]. 2021. 21 maya. (In Russ.). Available at: https://realnoevremya.ru/articles/213085-bankrotstvo-nasko-chetyre-mln-v-mesyac-tolko-na-uslugi-yuristov (accessed 12.04.2022).

3. Vinogradova E. «Olimpstroi» umiraet, no ne sdaetsya ["Olimpstroy" is dying, but does not give up], Vedo-mosti [Knowledge]. 2015. 25 maya. (In Russ.). Available at: https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2015/05/25/593389-itogi-olimpiiskih-stroek (accessed 12.04.2022).

4. Eks-rukovoditelei «Krasnoi polyany» zapodozrili v afere s finansirovaniem olimpiiskogo stroitel'stva [The ex-leaders of Krasnaya Polyana were suspected of a scam with the financing of Olympic construction], Forbes. 2013. 11 aprelya. (In Russ.). Available at: https://www.forbes.ru/news/237285-eks-rukovoditelei-krasnoi-polyany-zapodozrili-v-nezakonnom-poluchenii-bolee-45-mln-ruble (accessed 13.04.2022).

5. «Rosnano» vzyala na rabotu podozrevaemogo v otmyvanii deneg [Rusnano hired a suspect in money laundering], Lenta.ru. 2010. 21 aprelya. (In Russ.). Available at: https://lenta.ru/news/2010/04/21/pwc/ (accessed 14.04.2022).

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4.

Law Herald of DSU, 2022, vol. 44, no. 4._

6. Proskuryakov E. Dokhody Chubaisa vo vremya raboty v «Rosna-no»: 1 mlrd rublei v god i postoyannyi rost zarplaty [Chubais' income while working at Rosna-no: 1 billion rubles a year and constant salary growth], Komsomol'skaya Pravda [Komsomolskaya Pravda]. 2021. 3 dekabrya. (In Russ.). Available at: https://www.kp.ru/daily/28365.5/4513501/ (accessed 20.04.2022).

7. Babitskii A. RBK nazval 500 krupneishikh rossiiskikh kompa-nii [RBC named 500 largest Russian companies], RBK [RBC]. 2015. 23 sentyabrya. (In Russ.). Available at: https://www.rbc.ru/business/23/09/2015/5601aded9a7947a6e9a4e474 (accessed 20.04.2022).

8. Yakoreva A. Kak Shuvalov za god izmenil VEB [How Shuvalov changed the WEB in a year], Ve-domosti. 2019. 10 iyunya. (In Russ.). Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/06/09/803804-shuvalov-izmenil-veb (accessed 22.04.2022).

9. Latypov T. «Teryaem fanatichno predannykh aviatsii lyudei»: kak «Rostekh» oborval kryl'ya MVENu ["We are losing people fanatically devoted to aviation": how Rostec tore off the wings of the Ministry of Internal Affairs], Biznes online [Business online]. 2021. 15 dekabrya. (In Russ.). Available at: https://m.business-gazeta.ru/article/533057 (accessed 24.04.2022).

10. Titov S. Zapakh na monopoliyu. «Rostekh» usilivaet pozitsii v vagonostroenii [The smell of monopoly. Rostec strengthens its position in car building], ed. S. Titov, G. Peremitin, Forbes. 2018. 21 dekabrya. (In Russ.). Available at: https://www.forbes.ru/biznes/370733-rosteh-kupit-dolyu-v-krupneyshem-proizvoditele-gruzovyh-vagonov (accessed 23.04.2022).

11.Delo o khishcheniyakh v «Rosatome» peredano v sud, pishet Kommer-sant [The case of embezzlement in Rosatom has been transferred to the court, writes Kommersant], RIA Novosti. 2014. 20 yanvarya. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20140120/990114179.html (accessed 24.04.2022).

12. Yagodkin A. Moskovskii komsomolets v Voronezhe [Moskovsky Komsomolets in Voronezh], Another "case-pipe", Abireg. 2013. 11 dekabrya. (In Russ.). Available at: https://abireg.ru/n_36390.html?golos=491&sendgolos&all (accessed 25.04.2022).

13. Shchukin P. Kudrin nazval goskorporatsii problemoi dlya Rossii [Kudrin called state corporations a problem for Russia], Lenta.ru. 2021. 8 sentyabrya. (In Russ.). Available at: https://m.lenta.ru/news/2021/09/08/kudrin/?from=amp (accessed 11.04.2022).

14. Glava FAS prizval unichtozhit' goskorporatsii dlya razvitiya konkurentsii [The head of the FAS called for the destruction of state corporations for the development of competition], MA Novosti. 2019. 29 avgusta. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20190829/1558032943.html (accessed 25.04.2022).

15.FAS: dolya gosudarstva v ekonomike Rossii prevysila 50% i prepyatstvuet razvitiyu konkurentsii [FAS: the state's share in the Russian economy has exceeded 50% and hinders the development of competition], TASS: informatsionnoe agentstvo [TASS: news agency]. 2019. 30 aprelya. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/ekonomika/6394390?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com &utm_referrer=google.com (accessed 10.04.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мазанаев Мурад Шабанович, доцент кафедры гражданского права юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: mmsh79@mail.ru Бекишиев Нурсултан Абибулаевич, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Российская Федерация. E-mail: nursultan.bekishiev@mail.ru

Поступила в редакцию 30.10.2021 г.; одобрена после рецензирования 18.11.2022 г.; принята к публикации 25.11.2022 г.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Mazanaev Murad Shabanovich, Associate Professor of the Department of Civil Law of the Law Institute of Dagestan State University, Candidate of Law, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: mmsh 79@mail. ru

Bekishiev Nursultan Abibulayevich, Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Russian Federation. E-mail: nursultan.bekishiev@mail.ru

Received 30.10.2021; approved after reviewing 18.11.2022; accepted for publication 24.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.