Научная статья на тему 'Современная православная семья в контексте актуальных социальных проблем российского общества'

Современная православная семья в контексте актуальных социальных проблем российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1991
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / БРАК / РАЗВОД / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ORTHODOXY / CHURCHING / FAMILY / MARRIAGE / DIVORCE / DEMOGRAPHIC CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шибанова Надежда Анатольевна

Социально-философский анализ современной православной семьи сопряжен с обращением к актуальнейшим проблемам российского общества. Депопуляция населения, неутешительная статистика по количеству браков и разводов, по числу абортов и детской безнадзорности, затрудненная социокультурная адаптация детей и подростков и другие проявления кризиса семьи имеют скорее мировоззренческие, чем экономические, причины. В этих условиях логично обратиться к опыту традиционных религий и выяснить, насколько перспективна в социально-демографическом и культурном плане модель семьи, реализуемая верующими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ORTHODOX FAMILY IN THE CONTEXT OF CURRENT SOCIAL PROBLEMS OF RUSSIAN SOCIETY

Social-philosophical analysis of a modern orthodox family is connected with the appeal to the actual problems of the Russian society. Depopulation, disappointing statistics on the number of marriages and divorces, the number of abortion and child neglect, difficult social and cultural adaptation of children and adolescents and other displays of a family crisis have more ideological than economic reasons. In these conditions, it is reasonabl to turn to the experience of traditional religions and find out how promising the model of a family implemented by the believers is in social-demographic and cultural terms.

Текст научной работы на тему «Современная православная семья в контексте актуальных социальных проблем российского общества»

СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

РОССИЙСКОГО ОБШЕСТВА

Православие, воцерковленность, семья, брак, развод, демографический кризис.

Социально-философский анализ современной православной семьи сопряжен с обращением к актуальнейшим проблемам российского общества. Депопуляция населения, неутешительная статистика по количеству браков и разводов, по числу абортов и детской безнадзорности, затрудненная социокультурная адаптация детей и подростков, а также другие проявления кризиса семьи имеют скорее мировоззренческие, чем экономические причины. Об этом свидетельствует семейный кризис и в социально благополучных европейских странах. В этих условиях логично обратиться к опыту традиционных религий и выяснить, насколько перспективна в социально-демографическом и культурном плане модель семьи, реализуемая верующими людьми.

Наиболее очевидным отличием традиционной православной семьи от современной среднестатистической считается многодетность. Действительно, рождение и воспитание детей, по православному учению, является пусть не единственной, но одной из важнейших целей брака. Проведенный нами в 2009—2010 гг. в Красноярске, а также в ряде городов и поселков Красноярского края социологический опрос показал, что православные молодые люди и девушки действительно ориентированы на большее количество детей в семье, чем молодежь в целом.

Желаемое количество детей для респондентов невоцерковленной молодежной группы — чаще всего двое (49 %), далее следуют ответы «сколько Бог даст» — 23 %, «один ребенок» — 3 %, «трое детей» — 10 %. У воцерковленных православных ответы меняются местами: «сколько Бог даст» — 54 %, «двое» — 15 %, на третье место выходит ответ «трое» — 13 %, а одного ребенка хотели бы иметь 7 %.

Таким образом, большая мотивация православных молодых людей к многодетности должна была бы сделать их демографическим резервом страны, однако в реальности ситуация гораздо сложнее. На сайте «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru) были опубликованы результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой «Среда», согласно которым «даже воцер-ковленные православные не чаще, чем в среднем, являются многодетными родителями, вопреки распространенному стереотипу о «многодетных православных семьях» (http://www.pravmir.ru/rynochnaya-racionalnost-meshaet-demografichesko-ти-го8Ш-80с1о1о^с11е8кое-1881е(1оуате/). Почему так происходит? Во-первых, православные верующие сегодня - обширная, постоянно растущая, но крайне неоднородная социальная группа, критерии религиозности которой полностью не разработаны до сих пор [Лебедев, 2005; Синелина, 2001, с. 89-96]. Однако существующие исследования показывают, что на сегодняшний день доля глубоко воцерковленных православных верующих в нашем обществе не превышает 3—6 %, воцер-ковляющихся - около 15% [Чесновока, 2005; Шибанова, 2010, с. 210]. Большая часть населения является православной лишь по самоидентификации: люди признают ценность, красоту или пользу православной веры, время от времени бывают

в храме, но на практике не усваивают базовые принципы жизнеустройства, характерные для православия. Эта позиция «основывается на симулятивной идентификации с религией без усвоения ее главного и первичного содержания — сакрального отношения» [Лебедев, Москаленко, 2011, с. 162]. Возвращаясь к религиозной обусловленности детности семей, можно утверждать, что готовность пожертвовать своим комфортом, карьерой, временем ради воспитания большого количества детей, как правило, связана с высоким уровнем воцерковленности, когда человек готов выстраивать свою жизнь по религиозным заповедям (социально неблагополучные многодетные семьи, разумеется, не имеются в виду). Однако доля населения, не превышающая нескольких процентов, не может быть надежным демографическим ресурсом страны.

Во-вторых, не следует игнорировать разницу между желаемым и действительным количеством детей у респондентов. Доминирующий в анкетах верующих ответ «сколько Бог даст» свидетельствует о большой вероятности многодетности семьи только в случае хорошего здоровья обоих супругов и ряда других объективных причин. Но учитывая факт, что большинство воцерковленных верующих сегодня — городские жители, здоровье которых чаще всего оставляет желать лучшего, количество детей в православных семьях бывает значительно меньше желаемого. По некоторым данным, около 15 % супружеских пар сегодня бесплодны, и семьи верующих тоже не являются исключением.

В-третьих, среди воцерковленных православных верующих репродуктивного возраста сегодня немало людей, находящихся в разводе и пришедших к вере уже после распада брака. Учитывая христианское отношение к браку как к Таинству, вероятность вступления в повторный брак и рождения еще детей для этих людей снижается, т. к. ими в полной мере осознается серьезность этого шага.

Таким образом, очевидно, что проблема депопуляции не решаема в ближайшем будущем силами только воцерковленных верующих. Данную часть населения скорее следует, выражаясь библейским языком, называть «закваской», т. е. живыми носителями традиций патриархальной семьи, медленно и постепенно формирующими вокруг себя особое культурное пространство, благоприятное для распространения православных семейных ценностей, одной из которых является многодетность. Эти перемены сложно отследить статистически, т. к. они не носят глобального характера, но одним из важнейших их признаков является повсеместное возникновение православных семейных клубов и обществ. Они создаются силами энтузиастов и ставят своей целью духовное окормление, совместный досуг, общение верующих семей, психологическое консультирование, материальную и юридическую помощь и многое другое. Подобные объединения существуют как в традиционной очной, так и в виртуальной форме (сайты, форумы, группы в социальных сетях). Зачастую семейные клубы открываются при православных приходах и объединяют церковную общину. В этой связи показательна община Крестовоздвижен-ского храма г. Лесосибирска (Красноярский край), одна из самых многодетных в стране. Личный пример первого настоятеля храма, прот. Андрея Юревича, отца семерых детей, а также конкретные меры духовной и материальной поддержки семей с детьми способствовали сплочению прихожан и укреплению их семей. В качестве примеров также можно привести: проект «Общение православных родителей» (http://www.pravmama.ru/), Центр родительской культуры «Светлица» (Санкт-Петербург, http://pravmama.spb.ru/), проект «Страничка православной матери» (http://www.orthomama.ru/), православный семейный центр «Рождество» (Москва), православный семейный клуб «Воскресение» (Москва), православные семейные

клубы в гг. Новосибирске, Архангельске, Тавде, п. Хатанга, г. Алексине, недавно созданное Общество православной семьи во имя святых благоверных Петра и Фев-ронии Муромских (Красноярск) и многие другие.

Но подобные объединения, как правило, не ставят главной целью пропаганду многодетности и решение демографических проблем. Основным в их деятельности является просвещение прихожан в области семейной культуры (супружеских и детско-родительских отношений) вне зависимости от количества детей в семье.

Одна из насущных проблем, с которой приходится работать духовникам и психологам православных семейных центров — это, как и в практике светских психологов, кризисы супружеских отношений, предразводные состояния. Удручающая статистика разводов в стране (более 80 % заключенных браков распадаются) делает эту проблему особенно острой. Православные специалисты, работая с супругами, стараются приблизить отношения в семье к библейскому эталону, основой которого являются два ключевых момента: семейная иерархия, построенная на главенстве мужа, и жертвенная любовь обоих супругов. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела», — говорится в послании апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5: 22, 23); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25). Итак, согласно христианским представлениям, главой, нравственным авторитетом в семье однозначно является мужчина, что отнюдь не равнозначно авторитарности в супружеских отношениях [Шибанова, 2011, с. 139—143]. Жена становится помощницей мужа, от нее в большей мере зависят уют в доме, психологическая атмосфера в семье. Главным преимуществом этой модели брачных отношений, на наш взгляд, являются четкое понимание супругами своих духовных и бытовых обязанностей, отказ от «борьбы за власть» в семье вкупе с доверительностью в отношениях, эмоциональной теплотой и готовностью к взаимопомощи. Но верующие семьи далеко не сразу и не всегда принимают эту модель отношений. Зачастую это требует кардинальной перестройки мировоззрения, уже сформированного современной брачной культурой индивидуализма и равноправия. Согласно опубликованной статистике, от 60 до 80 % современных браков являются эгалитарными, т. е. подразумевают равноправие мужа и жены, отсутствие четко определенного главенства в семье [Тырнова, 2005, с. 50], эти цифры подтверждаются и нашим опросом.

Мнения воцерковленной молодежи о главенстве в семье разделились следующим образом: 60 % за главенство мужчины, 34 % за равенство, 6 % за другой вариант. Так отвечали постоянные прихожане храмов, паломники, слушатели епархиальной школы для взрослых, члены православного молодежного клуба г. Красноярска, верующие молодые матери. Закономерно, что в данной аудитории ответы «муж — глава семьи» преобладали, но треть опрошенных все же высказались за равноправие. Это указывает на сложное положение нынешней православной семьи, вынужденной совмещать в себе черты патриархального уклада и современные культурные стандарты.

Еще более неожиданные результаты были получены при опросе прихожан старшего возраста (состоящих в браке более 10 лет, причем 22 % из них имеют семейный стаж более 30 лет). В этой группе респондентов 33 % считают, что главой семьи является муж, 12 % - жена, 47 % - равноправие, 8 % - другое. Ответ «жена - глава семьи» в анкетах молодежи и молодых супругов не встретился ни разу, тогда как здесь доля таких ответов представляет уже статистически значимую величину.

В чем причина того, что ответы молодежи ближе к евангельским представлениям о семье, чем у воцерковленных супругов старшего возраста? Мы склонны предположить следующее. Молодежь воспринимает семейные отношения нормативно, «как должно быть», указывает желаемый сценарий развития собственных брачных отношений в будущем. Семейные респонденты (в основном женщины среднего и пожилого возраста) более консервативны и указывают реальную ситуацию, уже сложившуюся в их семье. Невоцерковленный или неверующий супруг, вынужденная необходимость для женщины работать и обеспечивать семью, пожилой возраст— вот факторы, влияющие на выбор респондентками пункта анкеты «жена— глава семьи». Последний фактор заслуживает особого пояснения. Для пенсионерок, даже воцерковленных, семейный «матриархат» скорее норма, они занимают более активную позицию по сравнению с мужьями как в хозяйственно-бытовом, так и в церковном плане.

Еще один важный нюанс, на котором хотелось бы остановиться, — это разница между главенством в семье и распределением внутрисемейных обязанностей. Если в дореволюционной русской семье связь между понятиями «глава семьи» и «добытчик», «кормилец» была однозначной, то в современных верующих семьях ситуация сложнее. В городских условиях жены, большинство из которых имеют высшее или среднее специальное образование, далеко не всегда хотят и могут позволить себе быть исключительно домохозяйками.

Согласно данным опроса православной молодежи, 52 % респондентов считают, что стремление женщины сделать карьеру нормально, если ей удается совмещать карьеру и заботу о доме и детях. 22 % считают, что успешная карьера позволяет женщине почувствовать себя полноценной личностью, творчески реализоваться, 21 % — что это неизбежно по материальным причинам, а 15 % относится к женской карьере отрицательно, считая, что призвание женщины — забота о домашнем очаге и воспитание детей.

В вопросе о желательном распределении обязанностей между супругами воцер-ковленная молодежь чаще отмечает вариант «оба супруга работают и вместе (по очереди) занимаются домашними делами» — 54 %. Традиционный патриархальный вариант «муж обеспечивает семью, жена занимается хозяйством» выбирают 46 %. Оставшееся крайне малое число опрошенных считает, что обеспечивать семью должна жена. В аудитории пожилых прихожан первый вариант ответа выбирают 67 %, второй — 19 %, третий — 8 %. Среди молодых мам ситуация противоположная: 76 % - за мужа-кормильца, 22 % - за обоих работающих супругов.

Таким образом, на практике воцерковленные верующие более других граждан ориентированы на традиционное распределение мужских и женских обязанностей в семье, но при этом демонстрируют достаточную гибкость и демократизм. Окончательное решение принимается, исходя из практической целесообразности, в зависимости от стремлений и возможностей конкретной семьи.

В качестве яркого примера вариативности в этой сфере можно привести семьи современных православных священников: среди них есть как традиционные многодетные семейства, где супруга все время посвящает детям и хозяйству, так и семьи, где матушка ведет активную общественную жизнь, имеет ученую степень или занимается бизнесом. Так, с 2007 г. в Санкт-Петербурге существует дизайн-студия «Преображенское Платье» (http://www.preoplat.ru/), генеральным директором которой является кандидат экономических наук и супруга священника Анна Рымаре-ва. Активной общественной и издательской деятельностью занимается Юлия Сысоева - вдова известного миссионера и проповедника иерея Даниила Сысоева,

мать троих дочерей, автор книг «Записки попадьи», «Бог не проходит мимо», член центрального совета Союза православных женщин, глава благотворительного фонда «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева». Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что современные верующие супруги преимущественно уходят от авторитарности в сфере материального обеспечения семьи, разделения труда, ведения хозяйства.

В каком ключе тогда можно говорить о главенстве мужчины в современной православной семье, если в хозяйственно-бытовом плане эта семья мало чем отличается от среднестатистической? Здесь, как правило, речь идет о главенстве духовном, главенстве ответственности: какую бы должность ни занимала жена, в семейных вопросах она уступает право принятия окончательного решения мужу, именно к его совету прислушивается в первую очередь.

Наконец, отношение опрошенных нами респондентов к разводу таково. Недопустимость развода, так как брак священен, признают только 7 % молодежи в целом и 25 % воцерковленных юношей и девушек. Алкоголизм, наркоманию, игро-манию признают веской причиной для развода 56 % общей выборки и 44 % воцер-ковленной, насилие в семье — 64 и 46 % соответственно. При неверности супруга считают возможным расторжение брака 55 % молодежи в целом и 49 % воцерковленных. Наконец, несходство характеров является достаточной причиной развода для 29 % опрошенных в общей выборке и для 11 % активных верующих. Ответы семейных респондентов также демонстрируют большую склонность к сохранению брака, несмотря на возникающие проблемы.

Делая выводы о перспективах православной семьи сегодня, отметим следующее. Многие серьезные социальные проблемы современного общества менее выражены в воцерковленных семьях: верующие супруги стремятся иметь больше детей, менее склонны к конфликтам на почве борьбы за главенство в семье, реже разводятся. Однако мизерная доля таких семей от общей численности населения является недостаточным ресурсом для изменения ситуации в масштабах государства. Семейные принципы верующих затруднительно использовать для массового решения социальных проблем, так как иерархия семейных ценностей воцерковленных респондентов определяется их религиозным опытом, сакральным отношением к браку и деторождению. При этом сегодня делаются попытки донесения православных семейных ценностей до широкой аудитории, наиболее удачные из которых находятся на стыке догматических христианских представлений о семье и светской психологии и психотерапии [Крыгина, 2005].

Библиографический список

1. Крыгина, монахиня Н. Цикл передач на семейную тему, 2005. 1ЖЬ: Ыйр^МивЬа-огШо-dox.ru/biblioteka/nina-kryigina-mon. - tsikl-peredach-na-semeynuyu-temu.html

2. Лебедев С.Д. Религиозность: в поисках «рубикона» // Социологический журнал. 2005. № 3. 1ЖЬ: http://www.socjournal.ru/article/659

3. Лебедев С.Д., Москаленко А., свящ. К типологии отношения к религии в современном обществе: социокультурный подход // Свобода совести и культура духовности (филос,-этич., религ. и культуролог, аспекты): III Междунар. науч.-практ. симп.-диалог (Пермь, 12—13 мая 2011г.): в 2 ч. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2011. Ч. 2. С. 162.

4. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. и IIЬ: /http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/62623.html

5. Тырнова Н.А. Молодая семья в современной России: Проблемы и тенденции развития: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2005. 148 с.

6. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 297[6] с. 1Л1Ь: http://krotov.info/history/20/1990/ chesnokova_00.htm

7. Шибанова Н.А. Базовые ценностные ориентиры современной православной молодежи Красноярского края: взаимосвязь воцерковленности и представлений о семье // Система ценностей современного общества: сб. матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 210-211.

8. Шибанова Н.А. Современная православная семья: авторитетность или авторитарность? // Гуманитарные науки в XXI веке: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (15. 05. 2011). М.: Спутник+, 2011. С. 139-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.