Научная статья на тему 'Русская православная церковь как субъект социальной защиты семьи'

Русская православная церковь как субъект социальной защиты семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
482
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Палибина А. С.

В работе проанализирована роль Русской православной церкви в социальной защите семьи в современной России. Определены основные направления и виды социальной помощи семье. Даны основные характеристики важнейших православных инициатив, занимающихся оказанием социальной помощи семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь как субъект социальной защиты семьи»

ВСЙЙ£АВ ТвАА 1_Й ЁАА Г АВ ОАв£ I АО

ЁАЁ ЙОАиА£0N I ОЁАЁО Г 1Ё дАиЁОи ЙА1ОЁ

А. N.ТаёеаеГа

А ЭааТоа УЭТаТаёедеЭТааТа ЭТёи ВоппёТё УЭааТпёааТТе оаЭёаё а пТоёаёиТТё дайёоа паТиё а ПТаЭаТаТТТё ВТппёё. П'ЭаааёаТй ШТаТйа ТаУЭааёаТёу ё аёай пТоёаёиТТё ГПТйё паша. АаТй ТпТТаТйа оаЭаёоаЭёпоёёё аажТаё0ёо ТЭаатёааТйо ёТёОёаоёа, даТё1а|эйёопу ТёадаТёаТ пТоёаёиТТё ТПТйё паТиа.

Сегодня вызывает обеспокоенность состояние нравственного здоровья молодого поколения. В кризисе находится институт семьи, который оказывает влияние на все стороны жизни общества: нравственные, общественные, демографические последствия имеют значение для всего цивилизованного мира. Ценностный кризис стал причиной этих явлений. Его следствие — низкий уровень культуры и нравственности значительной части общества, в том числе и подрастающего поколения: употребление алкоголя, наркосодержащих средств, распространение подростковой преступности, проституции и насилия (особенно семейного). В этой ситуации укоренение духовных ценностей, возвращение к истокам национальной жизни, консолидация государственных, социальных, духовных институтов общества являются важной задачей на пути решения всех существующих проблем.

Нередко многие супружеские пары находятся на грани распада. Православная церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается церковью как тяжелый грех, так как он приносит тяжелые душевные страдания супругам и особенно детям. В случае разнообразных конфликтов между супругами церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, беседа) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага [3, с. 331].

Православная церковь определила наиболее веские причины расторжения брака: прелюбодеяние, отхождение супруга или супруги от православной веры; противоестественные пороки, неспособность к брачному сожительству, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалече-ния; заболевание проказой или сифилисом;

длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; снохатничество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимая душевная болезнь; злонамеренное оставление одного супруга другим. Таков перечень причин для развода, сформированных Архиерейским собором Русской православной церкви под председательством святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси в 1917—1918 гг. [2, с. 60—67]. В 2000 г. юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви дополнил вышеперечисленные основания к расторжению брака рядом новых: заболевание СПИДом; медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания; совершение женой аборта при несогласии мужа.

Естественно, перечень медицинских диагнозов не является исчерпывающим. Речь идет о тех заболеваниях, заражение которыми предполагает совершение тяжелого греха, в частности, прелюбодеяния, и способных разрушить семью не только духовно, но и физически, нанося невосполнимый ущерб супругу или супруге. Последнее же из дополнений, касающееся аборта, было сделано ввиду того, что православная церковь ужесточила оценку широко распространившейся абортивной практики. Такое отношение к совершенному женщиной аборту не только как к греху убийства богоданной жизни, но и как к законному поводу для расторжения христианского брака нашло свое исчерпывающее выражение в социальном учении церкви [4, с. 332]. В Библии прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия: «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней...» (Ис. 44:2). Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависи-

© А. N. I аёёаёТа, 2010

мых человеческих существ, к которым относят и нерожденных детей. Не отвергая женщин, совершивших аборт, православная церковь призывает их к покаянию и преодолению пагубных последствий греха через молитву и нанесение епитимии с последующим участием в спасительных таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, рекомендуется проявлять снисхождение. Профилактикой аборта в современных условиях являются широкая церковная проповедь, укрепление семьи, противодействие распространению сексуальной революции, запрещение порнографии, религиозное воспитание молодежи, издание литературы против абортов, законодательное ограничение абортов, создание обществ православных врачей при больницах и медицинских учреждениях, епархиях [5, с. 46—48].

В целях духовного воспитания брачую-щихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода согласно каноническому праву второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии согласно Правилам святого Василия Великого увеличивается [3, с. 228— 229]. Например, Центр защиты материнства «Колыбель» при отделе социального служения Екатеринбургской епархии совместно со специалистами по социальной работе ежегодно организует передвижную выставку «Молчаливая революция», которая направлена на профилактику абортов. Кроме того, данный центр организует семинары для супругов,

посвященные семейным отношениям, их укреплению и гармоничному развитию. В городе Волжский успешно действует Антикризисный центр в защиту семьи, материнства и детства имени св. Луки (Воино-Ясенецкого), цель деятельности которого заключается в оказании помощи супружеским парам, переживающим семейный кризис, и членам семьи, которые оказались в затруднительной ситуации. В Нижневартовске создан уникальный в своем роде благотворительный фонд защиты жизни и традиционных семейных ценностей «Культпроект НижневАртовск». Ивановская областная общественная организация Комитет защиты детства, семьи и нравственности «Колыбель» совместно с Ивановской епархией разработали целый ряд мероприятий для семей, направленных на решение жизненно важных проблем конкретной семьи.

Серьезную озабоченность вызывает состояние института материнства. Архиерейский собор в 2000 г. подчеркнул: «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественное различие и не означает тождество их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть „главой жены“, любящим ее, как Христос Любит свою Церковь, а также о призвании повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу. В этих словах речь идет не о деспотизме мужа или закрепощении жены. Но о первенстве в ответственности, заботе и любви» [6, с. 161]. Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11:11 —12).

Не случайно в декабре 1995 г. был организован по благословению Патриарха Алексия II Координационный совет женских благотворительных организаций, председатель которого входит в комиссию при Правительстве Российской Федерации по вопросам улучшения прав женщин. Особое внимание церковь уделяет женщине, готовящейся стать матерью, вырабатывая собственные методы работы с ними. В Нижнем Новгороде действует Христианский православный центр «Детства и родовспоможения» во имя преподобного Серафима Саровского. Этот центр способствует открытию часовен при родильных домах, проводит беседы с беременными женщинами в ряде женских консультаций, а

также в отделениях патологии родильных домов. Совместно со специалистами была разработана образовательная брошюра «Семья в ожидании ребенка», содержащая практические советы подготовки к родам, уходу за новорожденными и информацию о православных таинствах. Центр регулярно проводит конференции по следующим направлениям: «Православие и здоровье нации», «Репродуктивное здоровье подростка», «Духовность и здоровье».

Общественная неправительственная организация «Центр национальной славы России» при поддержке православной церкви реализует всероссийскую программу «Святость материнства». Программа направлена на повышение рождаемости, возвращение в общество приоритета семейных ценностей и уважения к статусу многодетной семьи. Центр национальной славы России (ЦНСР) существует с 2002 г., его попечительский совет возглавляет президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Ядром проекта «Святость материнства» является система мероприятий, направленных в первую очередь на просветительскую работу в обществе. Для восстановления и укрепления роли мужчины в современной семье во Владивостоке при Приморской епархии создан Кризисный центр для отцов, пока единственный в нашей стране. Православная церковь, понимая необходимость восстановления авторитета мужа и отца, организовывает специальные семинары для мужчин, на которых на примерах и практике объясняются библейские постулаты, что муж и отец является главой семьи, жена ищет у него любви, сострадания и помощи для воспитания детей, дети принадлежат ему так же, как и ей, и он в равной степени заинтересован в их благополучии.

Не менее важными являются вопросы о практической помощи православной церкви особо нуждающимся семьям. Например, многодетные семьи в настоящее время нуждаются в очень серьезной поддержке. Многодетная семья — это исключительная ситуация, человеческая и духовная. В многодетной семье ярко проявляется богатство человеческих качеств. Здесь ярко выражаются любовь, взаимопонимание, жертва родителей. В детях воспитываются важные человеческие качества: уважение и подражание старшим, попечение о младших, умение дружить. При этом возникает нормальная жизнь внутри дома, которая делает именно семью, а не школу и подростковую среду, реальностью, определяющей дальнейшую жизнь ребенка. Однако не стоит подменять понятия и превозносить многодетность как таковую. Это подспорье, а не цель и не панацея [7, с. 63—65]. Но когда на фоне се-

годняшних проблем в качестве ориентира провозглашается идеал многодетной семьи, возникает ощущение, что обсуждаются не реальные проблемы, а какие-то подсознательные ассоциации, с ней связанные. 5 декабря 2006 г. была учреждена специальная награда для многодетных матерей «Патриарший Знак материнства», который имеет две степени. Этой награды удостаиваются лица, воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Сегодня православной церковью накоплен большой опыт по работе с многодетными семьями. Так, например, в городе Жуковский по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при содействии Московской областной благотворительной общественной организации «Спасем людей от наркотиков» (СЛОН) был создан православный комитет «Многодетная мать». Цель, задачи и программа комитета — организация поддержки детей из многодетных и малообеспеченных семей, а также детей-сирот. В специальном магазине открыт пункт приема и выдача пожертвований в виде одежды, обуви, игрушек, канцтоваров и т. д. Любая нуждающаяся семья может стать членом комитета. Ежемесячно организуются сборы пожертвований (одежды, продуктов, обуви, предметов первой необходимости) для нуждающихся детских домов. При содействии Нижегородской епархии по нижегородскому телевидению стартовал проект «Ключи от дома». Название «Ключи от дома» отражает главную идею проекта: каждая семья индивидуальна, у каждой семьи есть свой ключ к счастью — любовь и забота, взаимопонимание и уважение, доброта и терпение, послушание и смирение. Цели данной программы: пропаганда семейных ценностей, повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи, а также привлечение внимания государственных структур к проблемам многодетных семей, активное влияние на настроения самых широких слоев современного общества с помощью интернет-вещания. Проект «Ключи от дома» призван привлечь к проблемам многодетных семей внимание самой широкой аудитории, в первую очередь показывая, что душевный и физический труд родителей прекрасен и востребован обществом, что многодетные семьи — не исключение, их все больше, и у каждой семьи есть свой уникальный положительный опыт, который можно использовать; во-вторых, программа предназначена для молодых родителей и всех, кто планирует создание семьи, чтобы открыть для них удивительный, радост-

ный мир большой дружной семьи, счастье рождения детей. Волгоградский церковный фонд помощи многодетным семьям оказывает материальную и натуральную помощь, помогает в православном образовании и в воспитательном процессе, устраивает праздники независимо от календарной даты.

В городе Богданович Екатеринбургской области в Областном центре социальной защиты семьи и детей на протяжении нескольких лет действует модуль «Православие». Термин «модуль» у специалистов социальных служб специфический, означающий одно из управленческих решений, принятых в целях реализации программно-целевого подхода. А еще это — инициативная группа людей, работающих в разных структурах социального учреждения, но желающих творчески заниматься одним общим делом. Кроме того, модуль удачно пересекается с модулями «Родники», «Оздоровление» и другими. Данная программа, с согласия авторов, апробируется и в других центрах социальной помощи Южного управленческого округа области. И прежде всего в городе Сухой Лог, где прекрасным примером взаимодействия может служить сотрудничество Центра социальной помощи семье и детям «Возрождение» и городского Богоявленского прихода.

Современные реалии таковы, что церковь должна обращать внимание и на те социальные болезни общества (наркомания, алкоголизм, ВИЧ-инфекции), которым особенно подвержено молодое поколение. В начале 90-х гг. Русская православная церковь начала широкое пропагандирование здорового образа жизни среди молодого поколения и профилактику социально опасных болезней. В настоящее время при монастырях открываются и успешно действуют центры по профилактике и оказании помощи людям с алкогольной и наркотической зависимостью. Например, Центр «Преодоление», созданный в феврале 2000 г. под патронажем Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, оказывает медико-социальную помощь наркозависимым детям и подросткам, а также их семьям. Центр осуществляет медицинскую, духовную, социальную реабилитацию детей и подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества, проводит профилактику и выявление сопутствующих заболеваний, характерных для данной группы риска. Профилактические ме-

роприятия основываются на использовании психологических приемов борьбы с физическими и психическими нарушениями, возникающими у подростков в переходном возрасте. Это особенно важно в связи с тем, что существующие методы профилактики и лечения наркомании и алкоголизма носят в основном симптоматический характер, их функции ограничиваются детоксикацией, а также применением психотропных средств. Разработчиками данных методик стали квалифицированные специалисты в области психологии, прикладных медицинских наук, что позволяет применять их при лечении. Особая роль при этом отводится священнослужителям, главная задача которых — воцерковление больных. Возрождение их духа и воли на основе православных заповедей, покаяние с готовностью не повторить грех — вот те условия выздоровления, которые создаются совместным трудом священника и пациента.

Раньше священники часто навещали семьи своих прихожан, посещали все дома своего прихода в большие праздники, принимали участие в семейных торжествах. А сейчас нередко священник, исповедуя по очереди мужчину и женщину, не догадывается, что они муж и жена. Ведь, давая духовные наставления таким образом, легко нарушить мир в семье. Настоятельно рекомендуется, чтобы духовник у супругов был общий. Один раз побывав у людей дома, можно узнать о них намного больше, чем годами общаться с ними в храме [1, с. 62].

Таким образом, сегодня Русская православная церковь выполняет важнейшие функции субъекта социальной защиты семьи, что имеет особо важное значение в непростых условиях развития российского общества. Оказывая помощь семье, православная церковь регулирует следующие структурные элементы семьи: отношения между мужем и женой, между родителями и детьми, выступает за увеличение рождаемости и защищает многодетные семьи, настаивает на сохранности брачно-семейных отношений и верности в супружеской жизни. В целом можно выделить следующие виды социальной помощи семье, оказываемые Русской православной церковью: натуральная, морально-нравственная, образовательная, воспитательная. При этом следует отметить, что церковь особое внимание уделяет помощи семье в воспитании подрастающего поколения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ежегодное епархиальное собрание г. Москвы 5 февраля 2009 года под председательством 132 ААЯОГЁЁ 1 ТбаТапёТаТ бГёаабпёЬаоа | 2010 | 1 2

Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Журн. Моск. патриархии. — 2009. — № 2. — С. 46— 75.

2. Иеромонах Савва (Тутунов). Брак в современном обществе / Иеромонах Савва (Тутунов) // Журн. Моск. патриархии. — 2006. — № 11. — С. 60—65.

3. О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М. П. Мчедлова. — М. : Республика, 2002. — 399 с.

4. «Основы социальной концепции Русской православной церкви» : о личных проблемах человека // Журн. Моск. патриархии. — 2002. — № 6. — С. 50—66.

5. Православная энциклопедия : [К 2000-летию Рождества Господа Нашего Иисуса Христа] : учеб. пособие / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М. : Церковно-науч. центр «Православ. энциклопедия», 2000. — Т. 1. — 751 с.

6. Православная энциклопедия : [К 2000-летию Рождества Господа Нашего Иисуса Христа] : учеб. пособие / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М. : Церковно-науч. центр «Православ. энциклопедия», 2000. — Т. 6. — 751 с.

7. Рогозянский А. Проблемы многодетной семьи сегодня / А. Рогозянский // Журн. Моск. патриархии. — 2004. — № 11. — С. 63—75.

Поступила 01.03.10.

ТАААА I АЁхАЙЕЁА Г I Аи АСО I А Г I -ГВААЙОАА Г Г I А I А I N Т Ё0А Г ЁВ АА0АЁ АЙА1ОА

А. А. Ет^еааа

А поаоиа эапт аоЭёафопу ''ааааТаё+апёёа ТпТТай аооТаГТ-ГЭаапоааГГ ТаТ аТт'ёоа-Тёу ааоаё а паТиа. ЫоТЭЮёёЭТааТТ ТУЭаааёаТёа аОоТаТТ-ТЭаапоаат ТТаТ аШ'ёйй-Тёу ааоаё, ''ЭТаТаёёдёЭТааш аТдЭапоша уоа'й Эадаёоёу ЭаааТёа ё пТТоааопоао^йёа ёТ ТаоТай пТоёаёш Т-аТт'ёоаоаёш ТаТ аТдааёпоаёу. ВадЭааТоаТй ТаУЭааёаТёу 'Т пТоёаёи Г Т-ГааааТаё+апёТ Т о пмЭТаТжааТё^ паТаё.

Во все времена воспитание в семье являлось основой формирования в человеке духовного и нравственного начала и от того, как протекал процесс семейного воспитания, определялись последующие тенденции в развитии личности. Хотя в настоящее время семья как социально-воспитательный институт общества не справляется с выполнением исторически возложенной на нее функции, все же никакой другой социальный институт не способен подменить ее собой в деле воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствует и статистика: воздействие семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. Оно составляет 40 %, средств массовой информации — 30, школы — 20, улицы — 10 % [4].

В настоящее время налицо тот факт, что российское общество переживает духовнонравственный кризис [1; 4]. Сложившаяся си-

туация является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Сведенным к минимуму оказалось также духовно-нравственное воспитание в семье, хотя именно в семье закладываются зачатки духовности, морали, нравственности, понятия об общественных нормах и запретах. Поэтому можно сказать, какой духовно-нравственный фундамент заложен в ребенке в начале его формирования, таково и будет его дальнейшее развитие как личности. Семья — это особого рода коллектив, играющий в духовно-нравственном воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Под духовно-нравственным воспитанием детей в семье понимается процесс целенаправленного воздействия на формирование, становление и развитие духовно-нравственных качеств ребенка, являющихся основой культуры личности [4]. Под духовной составляющей в социально-воспита-

© А. А. ЁТ+ёааа, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.