Научная статья на тему 'Ценности православия как фактор стабилизации семьи в современной России'

Ценности православия как фактор стабилизации семьи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
465
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЦЕННОСТЬ / КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / FAMILY / VALUE / CRISIS OF A MODERN FAMILY / ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Палибина А. С.

В статье определено место православных ценностей в стабилизации современной семьи в России на основе анализа православного учения о браке, деятельности Русской Православной Церкви и результатов социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Orthodoxy values as a stabilizing factor of the family in modern Russia

The article defines the place of orthodox values in the stabilization of the modern family in Russia based on the orthodox marriage doctrine analysis, on the Russian Orthodox Church and the sociological research results.

Текст научной работы на тему «Ценности православия как фактор стабилизации семьи в современной России»

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ ^

журнал научных публикаций V

А. С. Палибина, соискатель, кафедра социальной работы, Мордовский государственный университет, г. Саранск, Россия, paHbina.sasha@mail.ru

ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Современная ситуация в стране характеризуется противоречивыми социально-экономическими изменениями, в результате которых как само общество в целом, так и его отдельные социальные институты подвержены кризисным явлениям. Результаты жизнедеятельности социального института семьи в современном российском обществе свидетельствуют о глубоко укоренившихся деструктивных и асоциальных тенденциях. Депопуляция населения, широкое распространение разводов, абортов, семейного алкоголизма, наркомании и жестокости, снижение престижа семьи в ценностных ориентациях молодежи, безнравственное и антисоциальное отношение к детям, выражающееся в отказе от детей, в социальном сиротстве и в насилии над детьми — все это характеризует не только ухудшение социального здоровья семьи и снижение значимости семейных ценностей в обществе, но и свидетельствует о глубоких потрясениях, охвативших российскую социокультуру в целом.

По мнению ряда социологов, кризис семьи можно назвать институциональным, выражающимся, в первую очередь, в конфликтах между социальным институтом семьи и остальными социальными институтами об-щества1. Возможный выход из сложившейся ситуации заключается не только в оказании

В истории России ценности православия и ценности семьи создавали основу для ее государственности, для ее социокультурного развития.

экономической помощи семье, но и в повышении уровня нравственности семьи, ответственности родителей за детей, детей за родителей, в том числе и возвращении к религиозным традициям на новой основе, в измененных социокультурных условиях. Тем более что в настоящее время в нашей стране происходит постепенное возвышение ценностей православной религии. В истории России ценности православия и ценности семьи создавали основу для ее государственности, для ее социокультурного развития.

Православие является одной из самых распространенных религий в России. По данным социологического исследования, проведенного в Республике Мордовия в 2009 г. (выборочная совокупность — 1 466 человек), православно верующими себя признали 63,3 % всех опрошенных, неверующими — 23,5 %, затруднились с ответом — 13,2 %. В России зарегистрировано более шестидесяти наименований религиозных организаций, а общее число религиозных организаций составляет более 22 000. Подавляющую часть религиозных организаций представляют христианские объединения — более 14 000. В Республике Мордовия зарегистрирована 351 религиозная органи-= зация, из которых Русская Православная Церковь имеет 288 действующих религиозных организаций.

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Являясь носителем православных ценностей, православная церковь выступает в качестве стабилизирующего фактора современной российской семьи. Православие рассматривает семью как главную и нерушимую базу для форми- = рования религиозного мировоззрения, называет семью «малой церковью». Так, в православной энциклопедии под браком понимается «общественный, и в частности, правовой, институт, заключающийся в про- = должительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющий основу семьи»2.

Православные ценности исторически глубоко заложены в социальном институте российской семьи. Такие православные ценности, как «муж — глава семьи», «дисциплина и иерархия в семье», «дети — смысл брака» принимают более 50 % опрошенных респондентов. Православие приветствует выполнение взаимных обязанностей супругами, но нужно заметить, что взаимность эта не одинакова. Муж по православным канонам является главой семьи: «Жены, подчиняйтесь собственным мужьям, ибо муж есть глава жены» (Эф. 5:22-23). В опрашиваемых нами семьях большинство респондентов отмечают, что в принятии важных решений принимают участие оба супруга и имеют равнопартнерские или товарищеские отношения: 25,4 % мужчин и 29,2 % женщин соответственно. Сегодня в большинстве семей наблюдается активный процесс эгалитариза-ции и демократизации внутрисемейных от-

Кризис семьи можно назвать институциональным, выражающимся, в первую очередь, в конфликтах между социальным институтом семьи и остальными социальными институтами общества.

ношений. В эгалитарной семье отношения между всеми членами семьи чаще строятся на основе партнерства, признания за каждым из них не только обязанностей, но и прав на инициативу и свободу. Поэтому православное учение считает необходимым напоминать, что мужу и жене важны понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу.

Нередко многие супружеские пары находятся на грани распада. Православная церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Матф. 19:6,9).

= В случае разнообразных конфликтов между супругами, церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, беседа) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Среди опрашиваемых нами респондентов отношение к разводам весьма различно (табл. 1).

Таблица 1

Отношение к разводам (в % к числу опрошенных)

категория отрицательное отношение к разводам возможность развода в случае семейного кризиса

верующие: мужчины женщины

10,8 9,0

14,2 6,8

неверующие мужчины женщины

3,4 12,0

4,3 5,8

(таблица составлена только по двум основным показателям, поэтому итоговое значение может быть меньше 100 %)

Через все православное учение проходит идея о нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивается, что развод

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены православной церковью как поводы для развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод3. В этом случае православная церковь призывает к разрешению проблемы гуманными способами — стремиться обеспечить максимальный уровень комфорта всем участникам процесса, и в первую очередь детям.

Дети являются одной из главнейших ценностей семьи и православия. Без этой ценности не могут реализоваться многие другие традиционные семейные ценности (материнство, отцовство, воспитание). Православие называет деторождение основной целью брачного союза. Семья является наследницей духовно-нравственных традиций, воспитывает детей своим укладом жизни. Молодые родители привносят в воспитание детей опыт своей родительской семьи. Поэтому в воспитании детей должны принимать участие старшие члены семьи. Отмеченный в семьях наших респондентов достаточно высокий уровень участия старшего поколения в социализации детей (35,9 % от опрашиваемых в городе и 25,9 % в сельской местности) зависит от конкретных условий, в которых находится семья: высокий уровень межпоколенных родственных связей; отсутствие возможности отдавать детей в детские учреждения дополнительного образования.

Малолетние члены семьи относятся к наиболее незащищенным членам общества, особенно если они лишены родительского тепла и заботы. Помимо традиционных форм и методов работы с детьми-

Семья является наследницей

духовно-нравственных традиций, воспитывает детей своим укладом жизни.

сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами существуют и специфические методы, применяемые православной церковью: создание специализированных учреждений, психолого-медицинская помощь, выполнение попечительских функций, психологическая и педагогическая поддержка, содействие возвращению в семью, забота о дальнейшем благоустройстве детей.

Благополучное развитие любого общества обеспечивается нормальным функционированием его основных систем и подсистем. Несомненно, семья является основным социальным институтом общества, осуществляя традиционные функции рождения (репродуктивная функция), содержания (экзистенциональная функция) и воспитания (социализирующая функция) детей. Так как для любого общества всегда актуальным

вопросом является его непрерывное воспроизводство, то, естественно, что основная роль в этом процессе принадлежит семье. Традиционная российская семья всегда являлась примером моногамности, многодетности, бережного отношения ко всем членам семьи (почитание старших членов семьи, уважение родителей со стороны детей, забота о неимущих и пр.). Этому в большой степени способствует православная религия. с

1. Социология семьи / под ред. проф. А. И. Антонова - М.: ИНФРА-М, 2005. С. 549.

2. Православная энциклопедия: К 2000-летию Рождества Господа Нашего Иисуса Христа / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. Т 6. С. 146.

3. О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2002. С. 228-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.