№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ ^
журнал научных публикаций V
А. С. Палибина, соискатель, кафедра социальной работы, Мордовский государственный университет, г. Саранск, Россия, paHbina.sasha@mail.ru
ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Современная ситуация в стране характеризуется противоречивыми социально-экономическими изменениями, в результате которых как само общество в целом, так и его отдельные социальные институты подвержены кризисным явлениям. Результаты жизнедеятельности социального института семьи в современном российском обществе свидетельствуют о глубоко укоренившихся деструктивных и асоциальных тенденциях. Депопуляция населения, широкое распространение разводов, абортов, семейного алкоголизма, наркомании и жестокости, снижение престижа семьи в ценностных ориентациях молодежи, безнравственное и антисоциальное отношение к детям, выражающееся в отказе от детей, в социальном сиротстве и в насилии над детьми — все это характеризует не только ухудшение социального здоровья семьи и снижение значимости семейных ценностей в обществе, но и свидетельствует о глубоких потрясениях, охвативших российскую социокультуру в целом.
По мнению ряда социологов, кризис семьи можно назвать институциональным, выражающимся, в первую очередь, в конфликтах между социальным институтом семьи и остальными социальными институтами об-щества1. Возможный выход из сложившейся ситуации заключается не только в оказании
В истории России ценности православия и ценности семьи создавали основу для ее государственности, для ее социокультурного развития.
экономической помощи семье, но и в повышении уровня нравственности семьи, ответственности родителей за детей, детей за родителей, в том числе и возвращении к религиозным традициям на новой основе, в измененных социокультурных условиях. Тем более что в настоящее время в нашей стране происходит постепенное возвышение ценностей православной религии. В истории России ценности православия и ценности семьи создавали основу для ее государственности, для ее социокультурного развития.
Православие является одной из самых распространенных религий в России. По данным социологического исследования, проведенного в Республике Мордовия в 2009 г. (выборочная совокупность — 1 466 человек), православно верующими себя признали 63,3 % всех опрошенных, неверующими — 23,5 %, затруднились с ответом — 13,2 %. В России зарегистрировано более шестидесяти наименований религиозных организаций, а общее число религиозных организаций составляет более 22 000. Подавляющую часть религиозных организаций представляют христианские объединения — более 14 000. В Республике Мордовия зарегистрирована 351 религиозная органи-= зация, из которых Русская Православная Церковь имеет 288 действующих религиозных организаций.
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Являясь носителем православных ценностей, православная церковь выступает в качестве стабилизирующего фактора современной российской семьи. Православие рассматривает семью как главную и нерушимую базу для форми- = рования религиозного мировоззрения, называет семью «малой церковью». Так, в православной энциклопедии под браком понимается «общественный, и в частности, правовой, институт, заключающийся в про- = должительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющий основу семьи»2.
Православные ценности исторически глубоко заложены в социальном институте российской семьи. Такие православные ценности, как «муж — глава семьи», «дисциплина и иерархия в семье», «дети — смысл брака» принимают более 50 % опрошенных респондентов. Православие приветствует выполнение взаимных обязанностей супругами, но нужно заметить, что взаимность эта не одинакова. Муж по православным канонам является главой семьи: «Жены, подчиняйтесь собственным мужьям, ибо муж есть глава жены» (Эф. 5:22-23). В опрашиваемых нами семьях большинство респондентов отмечают, что в принятии важных решений принимают участие оба супруга и имеют равнопартнерские или товарищеские отношения: 25,4 % мужчин и 29,2 % женщин соответственно. Сегодня в большинстве семей наблюдается активный процесс эгалитариза-ции и демократизации внутрисемейных от-
Кризис семьи можно назвать институциональным, выражающимся, в первую очередь, в конфликтах между социальным институтом семьи и остальными социальными институтами общества.
ношений. В эгалитарной семье отношения между всеми членами семьи чаще строятся на основе партнерства, признания за каждым из них не только обязанностей, но и прав на инициативу и свободу. Поэтому православное учение считает необходимым напоминать, что мужу и жене важны понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу.
Нередко многие супружеские пары находятся на грани распада. Православная церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Матф. 19:6,9).
= В случае разнообразных конфликтов между супругами, церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, беседа) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Среди опрашиваемых нами респондентов отношение к разводам весьма различно (табл. 1).
Таблица 1
Отношение к разводам (в % к числу опрошенных)
категория отрицательное отношение к разводам возможность развода в случае семейного кризиса
верующие: мужчины женщины
10,8 9,0
14,2 6,8
неверующие мужчины женщины
3,4 12,0
4,3 5,8
(таблица составлена только по двум основным показателям, поэтому итоговое значение может быть меньше 100 %)
Через все православное учение проходит идея о нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивается, что развод
№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены православной церковью как поводы для развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод3. В этом случае православная церковь призывает к разрешению проблемы гуманными способами — стремиться обеспечить максимальный уровень комфорта всем участникам процесса, и в первую очередь детям.
Дети являются одной из главнейших ценностей семьи и православия. Без этой ценности не могут реализоваться многие другие традиционные семейные ценности (материнство, отцовство, воспитание). Православие называет деторождение основной целью брачного союза. Семья является наследницей духовно-нравственных традиций, воспитывает детей своим укладом жизни. Молодые родители привносят в воспитание детей опыт своей родительской семьи. Поэтому в воспитании детей должны принимать участие старшие члены семьи. Отмеченный в семьях наших респондентов достаточно высокий уровень участия старшего поколения в социализации детей (35,9 % от опрашиваемых в городе и 25,9 % в сельской местности) зависит от конкретных условий, в которых находится семья: высокий уровень межпоколенных родственных связей; отсутствие возможности отдавать детей в детские учреждения дополнительного образования.
Малолетние члены семьи относятся к наиболее незащищенным членам общества, особенно если они лишены родительского тепла и заботы. Помимо традиционных форм и методов работы с детьми-
Семья является наследницей
духовно-нравственных традиций, воспитывает детей своим укладом жизни.
сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами существуют и специфические методы, применяемые православной церковью: создание специализированных учреждений, психолого-медицинская помощь, выполнение попечительских функций, психологическая и педагогическая поддержка, содействие возвращению в семью, забота о дальнейшем благоустройстве детей.
Благополучное развитие любого общества обеспечивается нормальным функционированием его основных систем и подсистем. Несомненно, семья является основным социальным институтом общества, осуществляя традиционные функции рождения (репродуктивная функция), содержания (экзистенциональная функция) и воспитания (социализирующая функция) детей. Так как для любого общества всегда актуальным
вопросом является его непрерывное воспроизводство, то, естественно, что основная роль в этом процессе принадлежит семье. Традиционная российская семья всегда являлась примером моногамности, многодетности, бережного отношения ко всем членам семьи (почитание старших членов семьи, уважение родителей со стороны детей, забота о неимущих и пр.). Этому в большой степени способствует православная религия. с
1. Социология семьи / под ред. проф. А. И. Антонова - М.: ИНФРА-М, 2005. С. 549.
2. Православная энциклопедия: К 2000-летию Рождества Господа Нашего Иисуса Христа / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. Т 6. С. 146.
3. О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2002. С. 228-229.