СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ КРИТЕРИЕВ
SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF MODERN ORTHODOX FAMILY: PROBLEM OF OBJECTIVITY OF CRITERIA
H.A. Шибанова N.A. Shibanova
Православие, семья, брак, воцерковленность, религиозность, типы православных семей.
В статье ставится проблема объективности религиоведческих исследований, посвященных уровню религиозности (воцерковленности) населения. На материале конкретного социологического опроса, проведенного среди православных семей, автор выявляет ряд нюансов, которые следует учитывать при исследованиях такого рода.
В ходе исследования выявлены типы православных семей: православно ориентированная, номинально православная, «наполовину» воцерковленная, воцерковленная.
Orthodoxy, family, marriage, church commitment, religiousness, types of Orthodox fa miles.
The article is devoted to the problem of objectivity of scientific researches on the level of religiousness of the population. On the material of a specific sociological research conducted among Orthodox families, the author identifies some nuances that should be taken into account in further studies of this kind.
In the course of the research the following types of Orthodox families are identified: Orthodox-oriented, nominally Orthodox, "half" churched, churched.
Активизация религиозной жизни, начавшаяся в России в конце 80 - начале 90 гг., продолжается и сегодня. Выразить этот рост религиозного сознания в цифрах достаточно сложно- об этом свидетельствуют серьезные расхождения в данных социологических опросов, посвященных современной религиозной ситуации. Так, согласно данным опроса, проведенного в 2006 г. Институтом общественного проектирования, из 15000 респондентов православными себя назвали 61, 9 %, мусульманами - 6, 7 %, верят в Бога, не исповедуя конкретного вероучения, - 14%, атеистами называют себя 15, 1 %. В категорию «Другое», составляющую всего 1,2 % опрошенных, были отнесены представители всех других христианских конфессий, иудаизма и буддизма [Орлова, 2006],
Исследование «Национальное единство и российские СМИ: ценности современной России», представляет иные результаты: православные- 50,1%, другие христиане - 33,3%, атеисты - 9,1 %, мусульмане - 3,5 %, другое - 3,9% [Синяков, 2007, С. 69].
Одно из последних масштабных исследований в этой сфере было проведено некоммерческой исследовательской службой «Среда» в 2012 г. В результате опроса 56 900 человек в 79 субъектах РФ оказалось, что к православным христианам Русской православной церкви себя относят 41 %, верят без религии - 25 %, атеистами являются 13 %, мусульманами - 6,5 %, христианами без конфессии - 4,1 % опрошенных, а численность буддистов, старообрядцев, католиков, протестантов, иудеев составляет в каждом случае не более 0,5 % [Арена..., 2012].
Достаточно большой разброс в цифрах свидетельствует о том, что проблема объективных критериев в исследованиях такого рода стоит сегодня достаточно остро. Одной из главных целей нашей работы было установить, какие внутренние и внешние факторы влияют на итоговые результаты опросов по теме религиозности, и на практике выяснить, как можно повысить объективность последних.
К внешним мы отнесли те факторы, которые связаны с методикой исследовательской работы,
с ее мотивацией, наличием определенного общественного или государственного заказа и т. д., к внутренним - особенности самой исследуемой группы респондентов, существенно влияющие на объективность итоговых данных.
К наиболее значимым внешним факторам стоит отнести различия в методиках проведения опросов. Не случайно сотрудники исследовательской службы «Среда» подчеркивают: «Для того чтобы корректно анализировать отличия при сравнении данных разных исследовательских центров, необходимо также сравнивать используемые исследовательские методики» [О чем рассказала Арена, 2012].
Не стоит игнорировать и такое явление, как намеренное завышение цифр по социально одобряемым ответам. «На вопрос: "Сколько в России православных?" - сейчас отвечают: "Сколько нужно?"», - объясняет Алина Багрина (авт,-координатор службы "Среда")» [Сенчукова, 2012].
Однако нас в пределах данного исследования интересуют скорее внутренние факторы, качественные характеристики религиозности современного человека, детерминирующие характер результатов социологических срезов. Так, сегодня в категорию православных верующих во многих опросах попадают те, кто считает себя православным, но ходит в церковь не чаще 1-2 раз в год или не согласен с тем, что Бог - Троица [Синяков, 2007, с. 70- 71]. Таких людей, православных лишь по самоидентификации, по историко-культурным корням, в разы, а иногда и в десятки раз больше, чем глубоко укорененных в православной традиции.
В этой связи исследователями, прежде всего В.Ф. Чесноковой, вводится в научный оборот понятие «воцерковленность», призванное вычленить ту группу верующих, которая активно, а не номинально участвует в церковной жизни |Чеснокова, 2005]. Если принадлежность к православию определяется единократным принятием таинства крещения, то одним из главных критериев, по которому определяется воцер-ковленный православный христианин, является постоянное его участие в евхаристическом общении - частота принятия причастия и принесения исповеди. Исповедь является отдельным таинством Церкви, но в современной православ-
ной практике, как правило, связана с подготовкой к причастию.
Критерии понятия «православная семья» в отечественной науке представляются еще более расплывчатыми, т. к. отдельно этот вопрос до сих пор не ставился. Считать ли семью православной, если супруги крещеные, но живут в гражданском браке? Если один супруг глубоко воцерков-лен, а другой почти не ходит в церковь? Если дети пришли к вере раньше родителей? Если супруги венчались и ходят в храм, ненамеренно откладывают рождение детей на потом? Эти и многие другие вопросы не надуманные, они активно обсуждаются в православных клубах и на интернет-форумах. Актуальность семейно-брачной проблематики связана с тем, что в православную церковь сегодня продолжает приходить молодежь, а значит, вопросы выбора спутника жизни, создания семьи, рождения детей становятся все более острыми и насущными.
В поисках объективных критериев обратимся вначале к ряду канонических правил. Согласно церковному учению о браке, основанному вт. ч. на трудах св. Иоанна Златоуста, христианский брак должен заключаться при определенных условиях и обладать рядом обязательных свойств.
1. Условия заключения брака: свободное согласие жениха и невесты на заключение брака, их совершеннолетие, отсутствие между ними родственных отношений, согласие их родителей, единое вероисповедание вступающих в брак. Кроме того, Иоанн Златоуст считает обязательным условием церковное благословение брака.
2. Свойства брака в православном понимании: нераздельность мужчины и женщины в браке, превращение их в «одну плоть», взаимная жертвенность, иерархичность и святость брачного союза. Отсюда логично следуют такие свойства брака, как моногамия, неповторяемость и нерасторжимость брака. Св. Иоанн Златоуст допускает второй брак, особенно в случае раннего вдовства, но подчеркивает, что лучше сохранить верность умершему супругу. Единственным поводом для расторжения брака святитель, опираясь на Священное Писание, признает прелюбодеяние, которое по действию на брак приравнивает к физической смерти супруга [Григоревский, 2007].
Перечисленные свойства и условия дают ясную картину церковной модели брака и семьи. Однако исторические реалии далеко не всегда соответствуют заявленному идеалу, тем более в условиях современного общества, где большая часть православных верующих минимально погружена в церковную жизнь и соответствующую систему ценностей. Современные исследователи признают, что в отношении конфессиональной принадлежности семьи, равно как и при определении религиозности человека, необходимо различать широкое и узкое понимание. Так, Н.В. Шляхтина в одной из статей пишет, что понятие «православная семья» имеет как широкое значение (то есть «не мусульманская», «не буддистская»), так и узкое. «Современное православное сообщество неоднородно. Одни люди входят в него лишь участием в таинстве крещения, признанием православия как веры предков и части истории России, другие - участием в таинствах крещения, венчания, отпевания, поведенческими стереотипами, истоки которых в православии (в частности, моральными принципами). А третьи - всей полнотой религиозной церковной жизни» [Шляхтина, 2003].
Итак, для уменьшения погрешностей в исследовании религиозных семей также вводятся критерии, уточняющие глубину погружения в соответствующую традицию. Единократным событием, вводящим семью в область сакральной реальности православия, является таинство Венчания. Строго говоря, лишь венчанный брак может быть назван православным, в этом плане венчание сродни крещению, которое дает право человеку называться православным христианином.
Но для того чтобы говорить о большей или меньшей полноте церковной жизни семьи, только венчания недостаточно - должны быть религиозные события, которые в ней происходят постоянно, с достаточной регулярностью. Ранее мы указали на частоту причащения как на наиболее корректный показатель воцерковленности человека. В случае с семьей в целом центральное значение Евхаристии сохраняется: принципиально важным моментом является постоянство евхаристической жизни всех членов семьи, особенно детей. Только в этом случае семья может быть транслятором религиозных ценностей. Распро-
страненная на сегодняшний день точка зрения, согласно которой «дети вырастут и сами определятся с религией» глубоко чужда православной традиции, в которой воспитание ребенка и приобщение его к Церкви неотделимы друг от друга [Китариогло, 2012, с. 198].
В ходе исследования нами был выявлен ряд устойчивых социокультурных типов православных семей.
0. Православно ориентированная семья. Этот тип отмечен нами как нулевой, так как эти семьи не соответствуют даже минимальным требованиям к церковному браку. Это браки невенчанные, супруги могут быть даже некрещеными, но при этом считают себя православными («верю в душе»),
1. Номинально православная семья. Оба супруга крещены и повенчаны, крестят детей в Православной церкви, но посещают храм редко (на Пасху или Рождество, в среднем 2-3 раза в год), не участвуют в церковных таинствах; в семейных отношениях и воспитании детей придерживаются скорее светских, общепринятых представлений.
2. «Наполовину» воцерковленная семья. Очень распространенный на сегодняшний день тип, где супруги крещены и повенчаны, но один супруг (чаще всего жена) достаточно воцерков-лен, старается привить религиозные представления и детям, а второй - номинально православный. Эти браки могут быть и невенчанными, если один из супругов не хочет (не готов) венчаться.
3. Воцерковленная семья. Венчанный брак, где оба супруга активно участвуют в церковной жизни, стремятся вести христианскую жизнь, воспитывают детей в православной вере. Особо здесь следует отметить семьи служителей церкви (священников, диаконов, алтарников, певчих). Нередко это семьи многодетные. Христианские ценности здесь являются приоритетными и семьеобразующими.
Только при учете указанных типологических особенностей и сопутствующих внешних факторов возможно говорить о достаточной объективности исследования. В период проведения социологического опроса православной молодежи и супругов (2009 - 2010 гг., Красноярск, Норильск, Дудинка, Лесосибирск и ряд поселков Краснояр-
ского края) нам пришлось столкнуться со сложностями в объективной оценке воцерковленно-сти именно семейных респондентов. Результаты анализа молодежных анкет были опубликованы ранее [Шибанова, 2011а, с. 216- 222], а типологическая картина православных семей оказалась очень разнообразна, и многие цифры требовали дополнительных подробных пояснений.
Так, например, среди респондентов среднего и пожилого возраста, состоящих в браке более 20 лет, больше половины оказались не венчаны (по понятным причинам церковный брак в советском государстве не приветствовался). Таким образом, строго формально эти семьи не могут быть названы православными. Но объективно они являются, как правило, семьями второго типа - «наполовину» воцерковленными. Типичная картина такова: женщина-пенсионерка, активная прихожанка, пришедшая в Церковь уже в пожилом возрасте и не оставляющая попыток воцерковить своего неверующего супруга. При этом ответы на вопрос о главенстве в семье у старшей группы респондентов оказались довольно неожиданными: 33 % считают, что главой является муж, 12%- жена, 47 % - за равноправие, 8 % - другое. Для сравнения приведем ответы воцерковленной молодежи: 60%- за главенство мужчины, 34%- за равенство, 6 % - задругой вариант. Женщины молодого и среднего возраста практически никогда не высказываются за семейный «матриархат», для пенсионерок это скорее норма, они изначально заняли более активную позицию по отношению к мужьям как в хозяйственно-бытовом, так и в религиозном плане.
Еще один важный аспект в большинстве исследований - детность верующих семей. Социологами исследовательской группы «Среда» было установлено, что воцерковленные православные не чаще, чем в среднем по России, в действительности являются многодетными родителями, хотя мотивация к рождению детей у них гораздо выше, чем у нерелигиозных супругов [Шибанова, 20116, с. 202- 203]. Выборка в указанном исследовании «Среды» составила 1500 человек, что говорит о достаточно большой репрезентативности опроса. Однако при микроисследованиях отдельных православных общин следует с осторожностью интерпретировать существенные от-
клонения от средних по стране значении, т. к. это может быть связано с ярко выраженной спецификой отдельных приходов. Так, в нашем опросе количество семей стремя и более детьми достигло 28 % против 7 % таких семей согласно переписи населения 2002 г. Огромная разница в результатах связана с тем, что в анкетировании участвовали прихожане Крестовоздвиженского собора г. Лесосибирска - одного из самых многодетных приходов в стране. Красноярский приход Свято-Троицкого храма также является многодетным-таких семей в общине насчитывается 14. Все эти нюансы в описательной форме отражены в результатах наших опросов, т. к. реальные показатели рождаемости в ряде приходов сильно опережают не только средние по стране, но и среди других православных общин.
Мониторинг опубликованных данных и результаты проведенного автором анкетирования показали, что наиболее значимым внутренним фактором, влияющим на объективность отражения православной части общества в социологических опросах, является масштабное расслоение верующих на «воцерковленных» и «номинальных» с дополнением множества тонких градаций между двумя крайними полюсами. Повысить объективность исследований возможно только за счет уточнения используемых критериев- что считать религиозностью, воцерковлен-ностью, где грань между реальной и формальной принадлежностью к православию.
При изучении такого сложного социокультурного феномена, как православная семья, дополнительным фактором объективности стало, на наш взгляд, включение в анкеты вопросов мировоззренческого характера, которые позволили соотнести степень воцерковленности респондентов и их представления о браке и воспитании детей, реальный супружеский и родительский опыт.
Библиографический список
1. Арена. Атлас религий и национальностей России. ШЬ http://sreda.org/arena-news/pdf-уетуа-агепуМоэ^рпа^уа-оЫауп-ргозто^ач-экасЫуатуа
2. Григоревский В. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. М., 2007. 287 с.
3. Китариогло О.Э. Православная культура как одна из мифологических единиц целостной системы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 1.
4. О чем рассказала АРЕНА: реальные находки и ошибочные трактовки. URL: http://sreda.org/ opros/o-chem-rasskazala-arena-realnyie-nahodki-i-oshibochnyie-traktovki
5. Орлова В. Безрелигиозная религиозность. Социологи утверждают: динамика роста религиозных настроений в обществе весьма существенная. URL: http://www.religare.ru/print34698.htm
6. Сенчукова М. 41 % церковных людей в России - Атлас Религий и Национальностей. URL: http://www.pravmir.ru/41-cerkovnyx-lyudej-v-rossii-atlas-religij-i-nacional nostej/
7. Синяков А.В. Лицо толпы // Нескучный сад. 2007. № 8. С. 69 - 71.
8. Социологическая служба «Среда». Рыночная рациональность мешает демографическому росту - социологическое исследование. URL: www.pravmir.ru/rynochnaya-racionainost-meshaet-
demograficheskomu-rostu-sociologicheskoe-
т1ес1оуапте/
9. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Про-
цесс воцерковления населения России в конце XX века. URL: http://krotov.info/history/20/1990/ chesnokova_00.htm
10. Шибанова Н.А. Воцерковленность и семья // Свобода совести и культура духовности (философско-этические, религиозные и культурологические аспекты): тр. междунар. науч.-практ. симп.-диалога: в 2 ч. Пермь: Изд-во Перм. гос. ин-та искусства и культуры, 2011а. Ч. 2. С. 216 - 222.
11. Шибанова Н.А. Современная православная семья в контексте актуальных социальных проблем российского общества // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 20116. № 4. С. 202 - 203.
12. Шляхтина Н.В. Православная традиция домостроительства в современной русской семье (по материалам этнографических экспедиций) / Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. URL: www.r-komitet.ru/ тегорг/ггп rs-003.htm