УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ В СЕМЬЯХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И МИРЯН
Д.В. Дементьев
30 ноября 2010 г . Президент Российской Федерации ДА. Медведев обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации. Говоря о демографической ситуации, глава государства отметил: «...мы взялись за демографическую проблему всерьез и надолго», поскольку последствия демографического кризиса будут сказываться еще в течение ближайших 15 лет , что представляет собой серьезную угрозу всей нации1
Ранее, говоря об утверждении ценностей брака, семьи и материнства, повышении родительской ответственности, ДА Медведев отмечал непреходящие духовные ценности православия и других традиционных конфессий, которые служат морально-нравственному обновлению современного российского общества2. Таким образом, помимо социальных программ, намеченных правительством, для улучшения демографической ситуации также необходимо внутреннее оздоровление общества, возвращение людей к своим духовным и куль турным традициям.
Огромные потери несет наша страна вследствие того, что многие люди в резуль тате своего духовнонравственного невежества не могут правильно выстроить супружеские взаимоотношения и создать здоровую семью, чувствуют себя не удовлетворенными в браке.
Нами было проведено исследование, посвященное оценке взаимосвязи удовлетворенности браком и воцерковленности супругов. Мы выдвинули гипотезу исследования: у семей священнослужителей и семей воцерковленных удовлетворенность браком выше, чем у семей невоцерковленных или неверующих, а также семей, в которых воцерковлен только один из супругов.
При исследованиях удовлетворенности браком среди населения России параметр воцерковленно-сти супругов уже был принят во внимание в работе И.А Кузнецовой3. Наше исследование отличается тем, что помимо верующих и неверующих пар мы охватили семьи священнослужителей и пары, в которых один из супругов воцерковлен, а другой нево-церковлен или неверующий.Тестирование проводилось в г. Москве и Московской области, Республике Карелия, Новгородской Вологодской, Рязанской и Воронежской областях.
Удовлетворенность браком мы определяем как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями в процессе его супружеского опыта 4. Под во-церковленностью мы понимаем приобщенность человека к христианской традиции и церковной жизни5, главными критериями которой считаем регулярное посещение богослужений и регулярное приобщение к Таинствам исповеди и Святого Причастия.
Для проведения исследования был использован «Тест-опросник удовлетворенности браком» 6, разработанный В.В. Сталиным, Т .Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Тест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности / неудовлетворенности браком, а также степени согласования / рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Данная методика была выбрана нами, так как соответствовала цели исследования и давала возможность определить степень удовлетворенности браком в четырех супружеских группах. Опросник состоит из 24 утверждений, относящихся к различным сферам:
1 Послание Президента Федеральному Собранию // ИОдУ/и^и^.kremlin.ru/transcripts/9637.
2 Обращение Президента Российской Федерации ДА Медведева к участникам и гостям VII церковно-обшественной выставки-форума «Православная Русь» // http://www.patriarchia.rn/db/text/486728.html.
3 Кузнецова И.А. Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей: дне.... канд. психол. наук. СПб., 2007. С. 85-88; также см.: Сысенко ВА Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.
4 Приводится по: Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб, 2005. С. 113.
5 Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 495.
Тест-опросник удовлетворенности браком, О УБ // Психологические тесты / под ред. АА Карелина. В 2 т . Т. 2. М., 2007. С. 173-179.
восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т .д. К каждому утверждению предлагается выбрать вариант ответа: а) - верно, б) - трудно сказать, в) - неверно.
Супруги независимо друг от друга заполняли тест и при этом указывали степень своей воцерков-ленности в православной вере:
- священнослужитель;
- регулярно хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь;
- незначительно воцерковлен(а);
- неверующий(ая).
При обработке данных респонденты, обозначившие себя как «незначительно воцерковлен» и «неверующий», были объединены в одну группу.
В исследовании участвовали 227 семейных пар (454 человека: 227 мужчин и 227 женщин). Семейные пары были разделены на 4 группы:
1) 54 семьи священнослужителей (священников и диаконов);
2) 66 семей воцерковленных (регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются);
3) 41 семья с одним воцерковленным супругом, а другим - невоцерковленным или неверующим.
4) 66 семей незначительно воцерковленных или неверующих.
При изучении уровня удовлетворенности в группах респондентов мы получили следующие данные, представленные в таблице.
Удовлетворенность браком в семьях
Считают свой брак Семьи священнослужителей (54 пары) Семьи воцерковленные (66 пар) Семьи, в которых один из супругов воцерковлен, а другой не воцерковлен или неверующий (41 пара) Семьи невоцерковленные или неверующие (66 пар)
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
абсолютно благополучным 44 81 40 74 44 66 38 57 22 54 17 42 25 38 26 40
благополучным 10 19 7 13 15 23 14 21 5 12 11 27 21 32 18 27
скорее благополучным 0 0 4 7 5 8 7 и 5 12 3 7 5 8 7 11
переходные семьи 0 0 0 0 0 0 0 0 2 5 1 2 3 4 1 2
скорее неблагополучным 0 0 2 4 0 0 2 3 4 10 2 5 8 12 5 8
неблагополучным 0 0 1 2 2 3 3 5 1 2 4 10 2 3 6 9
абсолютно неблагополучным 0 0 0 0 0 0 2 3 2 5 3 7 2 3 2 3
итого 54 100 54 100 66 100 66 100 41 100 41 100 66 100 66 100
По степени удовлетворенности своим браком <<абсолютно благополучньши» считают себя: в семьях священнослужителей -81% мужчин и 74% женщин; в семьях воцерковленных - 66% мужчин и 57% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой невоцерковлен или неверующий, - 54% мужчин и 42% женщин; в семьях не-воцерковленных или неверующих - 38% мужчин и 40% женщин.
«Благополучным» свой брак считают: в семьях священнослужителей - 19% мужчин и 13% женщин; в семьях воцерковленных - 23% мужчин и 21% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцер-
ковлен, а другой невоцсрковлен или неверующий,
- 12% мужчин и 27% женщин; в семьях невоцсрков-ленных или неверующих - 32% мужчин и 27% женщин.
«Скорее благополучным» свой брак считают: в семьях священнослужителей - 7% женщин; в семьях воцерковленных - 8% мужчин и 11% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой невоцерковлен или неверующий, - 12% мужчин и 7% женщин; в семьях невоцсрковленных или неверующих - 8% мужчин и 11% женщин.
В категорию «переходных» попали: семьи, в которых один из супругов воцерковлен, а другой нево-
церковлен или неверующий, — 5% мужчин и 2% женщин; семьи невоцерковленных или неверующих -4% мужчин и 2% женщин.
«Скорее неблагополучным» свой брак считают: в семьях священнослужителей - 4% женщин; в семьях воцерковленных - 3% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой не-воцерковлен или неверующий, - 10% мужчин и 5% женщин; в семьях невоцерковленных или неверующих - 12% мужчин и 8% женщин.
«Неблагополучным» свой брак считают: в семьях священнослужителей - 2% женщин; в семьях воцер-ковленных - 3% мужчин и 5% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой не-воцерковлен или неверующий - 2% мужчин и 10% женщин; в семьях невоцерковленных или неверующих - 3% мужчин и 9% женщин.
К«абсолютно неблагополучным» отнесли свой брак: в семьях воцерковленных - 3% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой невоцерковлен или неверующий, - 5% мужчин и 7% женщин; в семьях невоцерковленных или неверующих - 3% мужчин и 3% женщин.
Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась: у семей священнослужителей и семей воцерковленных удовлетворенность браком выше, чем у семей, в которых один из супругов невоцерковлен или неверующий, а также чем в семьях невоцерковленных или неверующих. При этом заметна четкая градация уровня удовлетворенности в зависимости от степени воцерковленности супружеской пары: самыми благополучными являются семьи священнослужителей, затем - семьи воцерковленные, далее - семьи, в которых один из супругов воцерковлен, а другой невоцерковлен или неверующий; наименее удовлетворенными в браке считают себя невоцерковленные или неверующие.
Исследование также показало, что во всех группах респондентов степень удовлетворенности браком у мужчин выше, чем у женщин. Для объяснения данного факта требуется дополнительное изучение. Подтвержденная в ходе работы гипотеза для основательного ее объяснения также требует дополнительных исследований с привлечением соответствующих методов психологической диагностики.
Результаты, полученные нами, совпадают с исследованием, проведенным И.А К узнецовой, ко-
торое показало, что уровень удовлетворенности браком у супругов верующих выше по сравнению с парами неверующих.
Помимо тестирования с супружескими парами дополнительно было проведено собеседование, показавшее, что воцерковленные семьи в подавляющем большинстве случаев относятся к браку как к Таинству, считая, что «благодать, полученная при Венчании, помогает им в семейной жизни», и стремятся строить свои взаимоотношения согласно Священному Писанию.
Священное Писание говорит об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу как Церковь повинуется Христу (Еф. 5: 22-23; Кол. 3:18). Здесь речь идет , конечно, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве и ответственности, заботе и любви1.
«Быть главой» означает заботиться, брать ответственность за благополучие ближнего. Муж отвечает за все сферы семейной жизни: материальное благополучие, душевное и духовное состояние супруги и семьи в целом. Это функции, наложенные на мужчину Богом, а их нереализованность ведет к своеобразной духовной инвалидизации мужчины и к неудовлетверенности его своим положением 2, что, к сожалению, свойственно мужчинам в современном мире.
Жена должна не бояться выпустить из своих рук бразды правления и принять предназначенное ей Богом положение: «повинуйтесь своим мужьям как Г осподу... как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5: 22-24). В христианском браке такие отношения являются естественными и не вызывают неудовлетворенности и разногласий. Более того, психологи-консультанты утверждают: «практика работы с женщинами, которые начинают строить свои семейные отношения на основе христианской модели супружества, показывает, что их постепенный отказ от тотального контроля за всеми действиями мужа и детей, от стремления управлять всем и всеми достаточно быстро приводит к значительному улучшению семейной атмосферы, к тому , что муж начинает восприниматься ею более позитивно и, соответственно, больше участвует в семейных делах (об этом говорят сами женщины)»3.
1 Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. М, 2001. С. 377-378 (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности).
2 Лысюк Л. Христианская модель семьи как основа семейного консуль тирования // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 70.
3 Там же. С. 74.
В православной модели брака жизненные ориентиры супругов, их единомыслие в представлении
о нравственности, обязанностях мужа и жены помогают предотвращать супружеские конфликты: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Т олько единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16: 4; Флм. 1: 2), в которой муж и жена
совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога»1.
Таким образом, на примере православной воцер-ковленной семьи мы видим, что для семейного благополучия она должна быть основана на духовных семейных ценностях. Решение проблемы кризиса семьи заключается в необходимости утверждения в обществе духовно-нравственных ценностей брака.
©Дементьев Д.В., 2011
1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М, 2001. С. 373 (Гл. X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности).