Научная статья на тему 'Удовлетворенность браком в семьях священнослужителей и мирян'

Удовлетворенность браком в семьях священнослужителей и мирян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
417
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ / ПРАВОСЛАВНЫЙ БРАК / СЕМЬЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ / ВОЦЕРКОВЛЕННАЯ СЕМЬЯ / DEMOGRAPHIC CRISIS / SATISFACTION IN MARRIAGE / ORTHODOX MARRIAGE / FAMILIES OF PRIESTS / CHURCHING FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьев Дмитрий Владимирович

Статья основана на анализе данных, полученных автором в ходе тестирования семей православных священнослужителей и мирян, направленного на оценку степени удовлетворенности браком. На примере православной воцерковленной семьи автор показывает необходимость утверждения в обществе духовнонравственных ценностей брака и приходит к выводу, что решение проблемы кризиса семьи заключается в возвращении людей к своим духовным и культурным традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction of marriage in families of priests and Iaypeople

The article is based on the analysis of data, obtained by the author in the course of testing of the Orthodox families of priests and Iaypeople, with the aim of evaluation of the degree of satisfaction of marriage. By way of using the example of the Orthodox churching family the author shows the necessity of affirmation in society of the moral and spiritual values in marriage and arrives at the conclusion the solving the problem of crisis in a family lies in the return of people to their spiritual and cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность браком в семьях священнослужителей и мирян»

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ В СЕМЬЯХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И МИРЯН

Д.В. Дементьев

30 ноября 2010 г . Президент Российской Федерации ДА. Медведев обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации. Говоря о демографической ситуации, глава государства отметил: «...мы взялись за демографическую проблему всерьез и надолго», поскольку последствия демографического кризиса будут сказываться еще в течение ближайших 15 лет , что представляет собой серьезную угрозу всей нации1

Ранее, говоря об утверждении ценностей брака, семьи и материнства, повышении родительской ответственности, ДА Медведев отмечал непреходящие духовные ценности православия и других традиционных конфессий, которые служат морально-нравственному обновлению современного российского общества2. Таким образом, помимо социальных программ, намеченных правительством, для улучшения демографической ситуации также необходимо внутреннее оздоровление общества, возвращение людей к своим духовным и куль турным традициям.

Огромные потери несет наша страна вследствие того, что многие люди в резуль тате своего духовнонравственного невежества не могут правильно выстроить супружеские взаимоотношения и создать здоровую семью, чувствуют себя не удовлетворенными в браке.

Нами было проведено исследование, посвященное оценке взаимосвязи удовлетворенности браком и воцерковленности супругов. Мы выдвинули гипотезу исследования: у семей священнослужителей и семей воцерковленных удовлетворенность браком выше, чем у семей невоцерковленных или неверующих, а также семей, в которых воцерковлен только один из супругов.

При исследованиях удовлетворенности браком среди населения России параметр воцерковленно-сти супругов уже был принят во внимание в работе И.А Кузнецовой3. Наше исследование отличается тем, что помимо верующих и неверующих пар мы охватили семьи священнослужителей и пары, в которых один из супругов воцерковлен, а другой нево-церковлен или неверующий.Тестирование проводилось в г. Москве и Московской области, Республике Карелия, Новгородской Вологодской, Рязанской и Воронежской областях.

Удовлетворенность браком мы определяем как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями в процессе его супружеского опыта 4. Под во-церковленностью мы понимаем приобщенность человека к христианской традиции и церковной жизни5, главными критериями которой считаем регулярное посещение богослужений и регулярное приобщение к Таинствам исповеди и Святого Причастия.

Для проведения исследования был использован «Тест-опросник удовлетворенности браком» 6, разработанный В.В. Сталиным, Т .Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Тест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности / неудовлетворенности браком, а также степени согласования / рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Данная методика была выбрана нами, так как соответствовала цели исследования и давала возможность определить степень удовлетворенности браком в четырех супружеских группах. Опросник состоит из 24 утверждений, относящихся к различным сферам:

1 Послание Президента Федеральному Собранию // ИОдУ/и^и^.kremlin.ru/transcripts/9637.

2 Обращение Президента Российской Федерации ДА Медведева к участникам и гостям VII церковно-обшественной выставки-форума «Православная Русь» // http://www.patriarchia.rn/db/text/486728.html.

3 Кузнецова И.А. Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей: дне.... канд. психол. наук. СПб., 2007. С. 85-88; также см.: Сысенко ВА Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

4 Приводится по: Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб, 2005. С. 113.

5 Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 495.

Тест-опросник удовлетворенности браком, О УБ // Психологические тесты / под ред. АА Карелина. В 2 т . Т. 2. М., 2007. С. 173-179.

восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т .д. К каждому утверждению предлагается выбрать вариант ответа: а) - верно, б) - трудно сказать, в) - неверно.

Супруги независимо друг от друга заполняли тест и при этом указывали степень своей воцерков-ленности в православной вере:

- священнослужитель;

- регулярно хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь;

- незначительно воцерковлен(а);

- неверующий(ая).

При обработке данных респонденты, обозначившие себя как «незначительно воцерковлен» и «неверующий», были объединены в одну группу.

В исследовании участвовали 227 семейных пар (454 человека: 227 мужчин и 227 женщин). Семейные пары были разделены на 4 группы:

1) 54 семьи священнослужителей (священников и диаконов);

2) 66 семей воцерковленных (регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются);

3) 41 семья с одним воцерковленным супругом, а другим - невоцерковленным или неверующим.

4) 66 семей незначительно воцерковленных или неверующих.

При изучении уровня удовлетворенности в группах респондентов мы получили следующие данные, представленные в таблице.

Удовлетворенность браком в семьях

Считают свой брак Семьи священнослужителей (54 пары) Семьи воцерковленные (66 пар) Семьи, в которых один из супругов воцерковлен, а другой не воцерковлен или неверующий (41 пара) Семьи невоцерковленные или неверующие (66 пар)

мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

абсолютно благополучным 44 81 40 74 44 66 38 57 22 54 17 42 25 38 26 40

благополучным 10 19 7 13 15 23 14 21 5 12 11 27 21 32 18 27

скорее благополучным 0 0 4 7 5 8 7 и 5 12 3 7 5 8 7 11

переходные семьи 0 0 0 0 0 0 0 0 2 5 1 2 3 4 1 2

скорее неблагополучным 0 0 2 4 0 0 2 3 4 10 2 5 8 12 5 8

неблагополучным 0 0 1 2 2 3 3 5 1 2 4 10 2 3 6 9

абсолютно неблагополучным 0 0 0 0 0 0 2 3 2 5 3 7 2 3 2 3

итого 54 100 54 100 66 100 66 100 41 100 41 100 66 100 66 100

По степени удовлетворенности своим браком <<абсолютно благополучньши» считают себя: в семьях священнослужителей -81% мужчин и 74% женщин; в семьях воцерковленных - 66% мужчин и 57% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой невоцерковлен или неверующий, - 54% мужчин и 42% женщин; в семьях не-воцерковленных или неверующих - 38% мужчин и 40% женщин.

«Благополучным» свой брак считают: в семьях священнослужителей - 19% мужчин и 13% женщин; в семьях воцерковленных - 23% мужчин и 21% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцер-

ковлен, а другой невоцсрковлен или неверующий,

- 12% мужчин и 27% женщин; в семьях невоцсрков-ленных или неверующих - 32% мужчин и 27% женщин.

«Скорее благополучным» свой брак считают: в семьях священнослужителей - 7% женщин; в семьях воцерковленных - 8% мужчин и 11% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой невоцерковлен или неверующий, - 12% мужчин и 7% женщин; в семьях невоцсрковленных или неверующих - 8% мужчин и 11% женщин.

В категорию «переходных» попали: семьи, в которых один из супругов воцерковлен, а другой нево-

церковлен или неверующий, — 5% мужчин и 2% женщин; семьи невоцерковленных или неверующих -4% мужчин и 2% женщин.

«Скорее неблагополучным» свой брак считают: в семьях священнослужителей - 4% женщин; в семьях воцерковленных - 3% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой не-воцерковлен или неверующий, - 10% мужчин и 5% женщин; в семьях невоцерковленных или неверующих - 12% мужчин и 8% женщин.

«Неблагополучным» свой брак считают: в семьях священнослужителей - 2% женщин; в семьях воцер-ковленных - 3% мужчин и 5% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой не-воцерковлен или неверующий - 2% мужчин и 10% женщин; в семьях невоцерковленных или неверующих - 3% мужчин и 9% женщин.

К«абсолютно неблагополучным» отнесли свой брак: в семьях воцерковленных - 3% женщин; в семьях, в которых один из супругов воцерковлен, а другой невоцерковлен или неверующий, - 5% мужчин и 7% женщин; в семьях невоцерковленных или неверующих - 3% мужчин и 3% женщин.

Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась: у семей священнослужителей и семей воцерковленных удовлетворенность браком выше, чем у семей, в которых один из супругов невоцерковлен или неверующий, а также чем в семьях невоцерковленных или неверующих. При этом заметна четкая градация уровня удовлетворенности в зависимости от степени воцерковленности супружеской пары: самыми благополучными являются семьи священнослужителей, затем - семьи воцерковленные, далее - семьи, в которых один из супругов воцерковлен, а другой невоцерковлен или неверующий; наименее удовлетворенными в браке считают себя невоцерковленные или неверующие.

Исследование также показало, что во всех группах респондентов степень удовлетворенности браком у мужчин выше, чем у женщин. Для объяснения данного факта требуется дополнительное изучение. Подтвержденная в ходе работы гипотеза для основательного ее объяснения также требует дополнительных исследований с привлечением соответствующих методов психологической диагностики.

Результаты, полученные нами, совпадают с исследованием, проведенным И.А К узнецовой, ко-

торое показало, что уровень удовлетворенности браком у супругов верующих выше по сравнению с парами неверующих.

Помимо тестирования с супружескими парами дополнительно было проведено собеседование, показавшее, что воцерковленные семьи в подавляющем большинстве случаев относятся к браку как к Таинству, считая, что «благодать, полученная при Венчании, помогает им в семейной жизни», и стремятся строить свои взаимоотношения согласно Священному Писанию.

Священное Писание говорит об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу как Церковь повинуется Христу (Еф. 5: 22-23; Кол. 3:18). Здесь речь идет , конечно, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве и ответственности, заботе и любви1.

«Быть главой» означает заботиться, брать ответственность за благополучие ближнего. Муж отвечает за все сферы семейной жизни: материальное благополучие, душевное и духовное состояние супруги и семьи в целом. Это функции, наложенные на мужчину Богом, а их нереализованность ведет к своеобразной духовной инвалидизации мужчины и к неудовлетверенности его своим положением 2, что, к сожалению, свойственно мужчинам в современном мире.

Жена должна не бояться выпустить из своих рук бразды правления и принять предназначенное ей Богом положение: «повинуйтесь своим мужьям как Г осподу... как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5: 22-24). В христианском браке такие отношения являются естественными и не вызывают неудовлетворенности и разногласий. Более того, психологи-консультанты утверждают: «практика работы с женщинами, которые начинают строить свои семейные отношения на основе христианской модели супружества, показывает, что их постепенный отказ от тотального контроля за всеми действиями мужа и детей, от стремления управлять всем и всеми достаточно быстро приводит к значительному улучшению семейной атмосферы, к тому , что муж начинает восприниматься ею более позитивно и, соответственно, больше участвует в семейных делах (об этом говорят сами женщины)»3.

1 Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. М, 2001. С. 377-378 (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности).

2 Лысюк Л. Христианская модель семьи как основа семейного консуль тирования // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 70.

3 Там же. С. 74.

В православной модели брака жизненные ориентиры супругов, их единомыслие в представлении

о нравственности, обязанностях мужа и жены помогают предотвращать супружеские конфликты: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Т олько единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16: 4; Флм. 1: 2), в которой муж и жена

совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога»1.

Таким образом, на примере православной воцер-ковленной семьи мы видим, что для семейного благополучия она должна быть основана на духовных семейных ценностях. Решение проблемы кризиса семьи заключается в необходимости утверждения в обществе духовно-нравственных ценностей брака.

©Дементьев Д.В., 2011

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М, 2001. С. 373 (Гл. X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.