Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ'

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
участник дорожного движения / формирование безопасного поведения / практическое использование. / road user / formation of safe behavior / practical use.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевхужева Елена Владимировна

данная статья направлена на формирование безопасного поведения младших школьников на дорогах. Главная цель воспитания безопасного поведения детейдать ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и сформировать навыки правильного поведения. В данной статье приведены примеры практического использования из педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевхужева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRACTICE OF PRIMARY CLASS TEACHERS IN FORMING SAFE BEHAVIOR ON THE ROAD IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN

this article is aimed at developing safe behavior of younger schoolchildren on the roads. The main goal of educating children about safe behavior is to give the child the basic concepts of life-threatening situations and to develop the skills of correct behavior. This article provides examples of practical use from teaching experience.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОГО

ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ Шевхужева Е.В.

Шевхужева Елена Владимировна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №100 г. Сочи

имени Героя Советского Союза Худякова И.С. г. Сочи

Аннотация: данная статья направлена на формирование безопасного поведения младших школьников на дорогах. Главная цель воспитания безопасного поведения детей- дать ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и сформировать навыки правильного поведения. В данной статье приведены примеры практического использования из педагогического опыта.

Ключевые слова: участник дорожного движения, формирование безопасного поведения, практическое использование.

MODERN PRACTICE OF PRIMARY CLASS TEACHERS IN FORMING SAFE BEHAVIOR ON THE ROAD IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Shevkhuzheva E.V.

Shevkhuzheva Elena Vladimirovna - primary school teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL NO. 100 IN SOCHI NAMED AFTER

HERO OF THE SOVIET UNIONKHUDYAKOVI.S. SOCHI

Abstract: this article is aimed at developing safe behavior of younger schoolchildren on the roads. The main goal of educating children about safe behavior is to give the child the basic concepts of life-threatening situations and to develop the skills of correct behavior. This article provides examples ofpractical use from teaching experience. Keywords: road user, formation of safe behavior, practical use.

Как показывает современная практика, в настоящее время в образовательных учреждениях обращается огромное внимание на безопасность детей, профилактику детского травматизма, в том числе и дорожную безопасность.

Но, как показывает та же современная практика, работа по безопасности дорожного движения в одних школах представляет собой целенаправленный, планомерный, систематический процесс по формированию безопасного поведения на дорогах детей, в других школах зачастую этот процесс носит формальный характер.

Чтобы педагогический процесс по формированию безопасности дорожного движения у младших школьников был эффективным, необходимо создать следующие организационно-педагогические условия:

1) создание и организацию системы непрерывной подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах;

2) специальную подготовку учителей по основам безопасности дорожного движения и технологии обучения, учащихся безопасному поведению на дороге и в транспорте;

3) наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса;

4) организацию учебного процесса в общем плане работы учебного заведения;

5) постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку школьников к безопасному поведению на дорогах (семьи учащихся, ГИБДД, дома детского творчества)

6) создание в школе кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее содержанию предмета оборудование;

7) финансовое обеспечение учебного процесса.

Ключевыми проблемами в организационно-управленческой структуре подготовки младших школьников к безопасному участию в дорожном движении являются:

1) проблема определения механизмов управления результативностью и эффективностью обучающих программ;

2) проблема методической подготовки учителей и родителей к организации профилактики дорожно-транспортного травматизма детей;

3) проблема организации межведомственного взаимодействия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Указанные проблемы могут быть решены в комплексе организационно-педагогических усилий, направленных на подготовку педагогов к организации процесса воспитания у младших школьников культуры поведения на дорогах.

Необходимый уровень знаний, умений и навыков по правилам безопасности дорожного движения требует, постоянного и непрерывного обучения в течение всего учебного года. Поэтому в качестве дополнения к немногим урокам (но не вместо них!) можно (на основе только лишь взаимодействия, но не интеграции предметов) проводить занятия по тематике ПДД, периодически можно давать материал, так или иначе связанный с правилами дорожного движения либо ситуациями на улице или в транспорте.

1. На уроке русского языка:

• беседы на темы дорожного движения, письменные упражнения;

• сочинения, изложения, заполнение пробелов в тексте;

Для контроля знаний, умений, навыков можно использовать тексты, например, для списывания, диктанта и т.д., содержащий материал по тематике ПДД. Пример 1. Списать текст правильно. Светофор.

На углу улицы повесили светофор. У него три глаза. Вот красный свет, вот - желтый, вот - зеленый. Дорогу переходят только на зеленый сигнал светофора. Желтый предупреждает о смене сигналов. Красный запрещает движение.

Пример 2. Изучая словарные слова (например, автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, велосипед), дать определение каждому, их предназначение, назвать одним словом, распределить по группам по определённым признакам (эти признаки найдут дети), вспомнить правила поведения в транспорте, правила езды на велосипеде т.п.

2. На уроке окружающего мира:

• составление карты (схемы) дорог в школу (коллективная работа учащихся);

• изучение особенностей дорожного движения в микрорайоне школы.

Пример 1 . При изучении тем экологии, точнее, загрязнение воздуха выхлопными газами, можно провести небольшой экскурс в историю возникновения автомобилей, провести математические расчёты загрязнения воздуха машинами города.

Пример 2. Изучая историческое прошлое, можно затронуть, например, тему регулирования движения на улицах.

3. На уроке математики:

• тестовые задания на определение безопасных расстояний и дистанций (расчет безопасного расстояния);

• определение остановочного пути транспортных средств на сухом и скользком (дождь, снег, лед) покрытии;

• сравнительные задания «длиннее», «короче», «быстрее», «тише».

Пример 1. При отработке умений решать задачи на разностное сравнение учитель даёт следующие задания:

- Мы должны выяснить, какая дорога наиболее опасна?

Представьте себе, что вы - водитель и мчитесь на большой скорости по шоссе. Перед вами неожиданно возникает препятствие. Что нужно сделать? (= затормозить.)

Но при этом машина останавливается не сразу, а проезжает ещё несколько метров. Этот путь называется тормозным. И чем больше скорость, тем больше тормозной путь. На сухой дороге он - 40 м. На мокрой - 52 м.

Сравните, какой тормозной путь больше и на сколько? На мокрой дороге - 52 м. На обледенелой - 86 м.

Сравните, какой тормозной путь больше и на сколько? Вывод исследований "Наиболее опасная... дорога"

4. На уроке физкультуры:

• понятия «скорость движения» и «остановка» на примерах пешехода, велосипедиста, роллера (в том числе остановка в заданной точке);

• определения скорости движения пешехода, велосипедиста, роллера;

• определение расстояний при помощи глазомера;

• безопасная экипировка велосипедиста, роллера, пешехода;

Можно организовать подвижные игры, например, «Внимание, пешеход», «Огни светофора», «Регулировщик», «Тише едешь, дальше будешь.» и т.д.

5. На уроке изобразительного искусства - изготовление тематических плакатов и схем по различным разделам ПДД.

Это может быть конкурсная работа, например, «Я знаю и выполняю ПДД» для оформления школьной выставки по ПДД.

6. На уроке технологии - изготовление дорожных знаков, светофоров, макетов перекрестков, ж/д переездов, разноуровневых дорожных развязок и т.п., моделей транспортных средств.

Учебные занятия по тематике ПДД на уроках других предметов должны

проводиться только как закрепляющие занятия практического характера и ни в коем случае вместо уроков ПДД.

Процесс изучения правил дорожного движения должен быть целенаправленным, систематическим (в соответствии с тематическим планом), регулярным (без пропусков и замены занятий), соответствовать психологическим, физиологическим и возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, правила изложены понятным и доступным языком, адаптированы для учащихся младших классов.

Дорожное движение едино для всех - для детей и для взрослых, и кроющиеся в нём опасности угрожают как взрослым, так и детям. Если все другие школьные предметы, имея в основе фундаментальную науку, созданы специально для детей, то "Правила дорожного движения" созданы как государственный документ (деловая бумага) и являются основным нормативным актом (официальным документом), регулирующим поведение участников дорожного движения. Правила написаны языком документа, без всякого расчёта на детей. Адаптировать ПДД для детей - вот задача учителя, и задача не из простых.

Учитель, преподающий правила и безопасность дорожного движения, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми его особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими их, должен знать возрастные и психофизиологические особенности учащихся, знать и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал.

Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на опасное и безопасное поведение.

Организация подготовки участников дорожного движения должна быть комплексной на основе системного подхода к обучению и воспитанию.

Образовательный процесс состоит из трёх видов деятельности:

- обучение теоретическим знаниям (теоретическая информация, излагаемая педагогом);

- самостоятельная работа учащихся (самостоятельное изучение материала в учебных пособиях, в сети Интернет, изучение иллюстраций, выполнение заданий в учебниках, тетрадях);

- практическое применение полученных знаний в играх-упражнениях, в реальной жизни.

Занятия должны иметь практическую направленность на обеспечение безопасности детей,

формирование у них самооценки, самоконтроля, самоорганизации в сфере дорожного движения. В отличие от других учебных дисциплин на занятиях по ПДД дети должны быть заинтересованы не столько в получении отличной оценки знаний, а сколько научиться правильно и безопасно веси себя на улицах и дорогах.

Учение становиться эффективным тогда, когда учащиеся не только получают знания по правилам безопасного поведения на дорогах, но и получают умения оценивать правильно дорожную ситуацию и адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку.

Основными путями подготовки школьников к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через учителей; самостоятельное познание.

Чтобы процесс формирования навыков безопасного поведения на дорогах младших школьников был более эффективным, педагог должен найти более активные формы изучения материала для прочного их усвоения учащимися.

К активным формам обучения относятся: игра, экскурсия, КВН и пр.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.

Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.

Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.

Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.

Педагог просит детей прислушаться к уличным звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Таким образом, подготовка школьников к безопасному поведению на дорогах должна включать в себя:

1) систему непрерывного формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении;

2) воспитание дисциплинированности и культуры поведения на дороге и в транспорте.

Её организацию и проведение необходимо строить в обязательном взаимодействии образовательных учреждений и семьи, начиная с раннего возраста. Учитывая при этом, как особенности психофизиологического развития детей, так и причины, заложенные в самой их природе.

Список литературы /References

1. Агафонова К.В. Дети и дорожное движение / К.В. Агафонова // М.: Просвещение. - 1978. - 84 с.

2. Азбука дорожной науки: Учебное пособие для 1 кл. нач. шк. / Р.Н. Минниханов, И.А. Халиуллин, Ф.Ф. Харисов и др. - Казань: Элодея. - 1998. - 64 с.

3. Белоусов О.Г. Человек, автомобиль, дорога: правила дорожного движения для школьников: методические рекомендации для учителя / О.Г. Белоусов, В.А. Самкова. - М. - 2005. - 48с.

4. Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый / Е.В. Боровой. - Мн.: Народная асвета, 1976. - 95 с.

5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-метод. пособие для общеобразовательных учреждений и системы доп. образования / под общ. ред. В. Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. - 80 с.

6. Методические материалы с сайта Госавтоинспекции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Госавтоинспекция МВД России. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru. - Дата обращения: 20.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.