ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Современная техногенная цивилизация, обучающая компьютерная игра, опыт безопасного поведения в дорожном движении.
Среда обитания человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности определена категориями «опасная» и «безопасная». Опасность - это способность живой и неживой материи причинять вред самой себе, человеку и окружающей среде. Безопасность - это способность социальной системы предупреждать и снижать опасность установлением и соблюдением организованного порядка внешних и внутренних взаимосвязей.
Опыт безопасного поведения в отношении большинства современных техногенных опасностей не может быть сохранен и передан старшим поколением в форме традиций, так как эти опасности «моложе» старшего поколения. Изменение форм передачи опыта обусловлено трансформацией среды обитания от природной к информационно-техногенной, в результате чего закрепленные в пословицах, поговорках, символических формулах, играх и обрядах формы не позволяют предупреждать многие опасности, возникшие в XX-XXI вв. Осознание нестабильности окружающей действительности, непонимание, как уберечь себя и своих детей в новых условиях, ненадежность существования и, соответственно, потребность в безопасности являются доминирующей составляющей самоощущения современного человека. Следовательно, формирование безопасного поведения необходимо целенаправленно организовывать и регулировать с самого раннего возраста [Maslov, 1967].
Для выявления и апробации некоторых нетрадиционных форм передачи опыта безопасного поведения в муниципальных образовательных учреждениях городов Железногорск Красноярского края и Сосновый Бор Ленинградской области в 2009-2010 гг. проведено анкетирование родителей первоклассников (511 респондентов). Из 10 предложенных видов деятельности вне образовательного учреждения выявлен наиболее востребованный -компьютерная игра (90,61 % современных детей играют в компьютерные игры) [Шерстнёва, 2009]. Говоря о преимуществах применения компьютерных детских игр, включенных в учебный процесс, Е.Д. Маргулис отмечает их положительное воздействие на мотивацию учебной деятельности и стимулирование инициативы и творческого мышления, что очень важно в современных условиях, когда недостаточность учебного материала тормозит формирование системности мировоззрения младшего школьника [Маргулис, 1998].
Актуальность проблемы безопасности активизировала поиск инновационных решений и в технических науках, и в педагогике, и в психологии. Активно изучаются дидактические возможности компьютерной игры как нового эффективного средства обучения детей правилам безопасного поведения в условиях рисков современной социализации. Угрозы жизни и здоровью в информационно-техногенной среде многообразны и динамичны, соответственно, широк и спектр поиска оптимальных педагогических форм. В данном исследовании нас интересует узкая, но очень болезненная социально-педагогическая проблема -формирование навыков безопасного поведения в дорожном движении.
Аварийность на транспорте в Российской Федерации является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем и представляет угрозу национальной безопасности страны. Так, например, по данным ГИБДД, с начала 2009 г. в Железногорске произошло 1216 дорожно-транспортных происшествий, на дорогах города погибло 8 чело-
век, ранено 97. Среди пострадавших 17 детей. По статистике, младшие школьники являются самыми активными нарушителями правил дорожного движения. И система образования несет ответственность за качество образовательных услуг, обеспечивающих жизнь и здоровье учащегося.
Традиционные формы подготовки человека к предупреждению и пресечению современных угроз, возникших сравнительно недавно, объективно недостаточны чтобы обеспечить безопасность. Необходим поиск инновационных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса по формированию навыков безопасного поведения [Якупов, 1999], и сегодня система образования способна его осуществить, используя самые современные методики, включая компьютерные игры.
Обучающие компьютерные игры целесообразно сориентировать на профилактику угроз дорожно-транспортного травматизма. И выполнять эту необходимую социальную функцию должна система образования, обладающая административной структурой, кадрами, средствами и многовековым опытом формирования у ребенка знаний, умений, навыков.
Объективная социальная потребность в повышении эффективности подготовки детей к действиям в дорожном движения на основе современных компьютерных технологий и определила цель данной статьи.
Ребенок в зависимости от возрастных особенностей по-разному усваивает знания, с неодинаковой скоростью и разными способами, и этот факт необходимо учитывать при планировании занятий по правилам дорожного движения (ПДД). Целесообразно применение инновационных технологий, в том числе игровых форм обучения и компьютерных игр. В планировании педагогического процесса необходимо больше времени отводить практическим занятиям. Для организации обучения ПДД в младшем школьном возрасте используются следующие формы теоретического и практического обучения, самообразования: урок, встреча с представителем ГИБДД, учебная игра, игровые комплекты, компьютерная и ролевая игра с родителями, чтение литературы, праздник ПДД, экскурсия в ГИБДД и на улицу, кружок по изучению ПДД, отряды юных инспекторов движения (ЮИД), демонстрация обучающих фильмов, презентаций мультфильмов, участие в конкурсах по тематике ПДД.
Анализ учебно-методических пособий по ПДД для школьников показал, что для подготовки учеников младших классов правилам безопасного поведения на дороге применяются: учебники по ОБЖ, специальные издания для детей по обучению правилам дорожного движения (раскраски, сборники заданий), методические материалы для преподавателей с разработками занятий по правилам дорожного движения. Применение на занятиях различного рода учебных пособий (игровых наборов, видео, раскрасок и пр.) позволяет использовать разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала: зрительный, слуховой, осязательный и кинестетический. При этом компьютерные технологии, игровая деятельность, демонстрация видеороликов и презентаций являются, по нашему мнению, приоритетными, так как в данном возрастном периоде они наиболее понятны, привычны и представлены широким спектром разнообразных ресурсов.
Применение на уроках образовательных электронных изданий (ОЭИ) по ПДД для младших школьников [Маргулис, 1998] предполагает учет своеобразия конкретного учебного предмета и соответствие его содержания требованиям образовательного стандарта ОБЖ. Обязательно также наличие практических занятий по формированию навыков безопасного поведения в дорожном движении.
В школах Железногорска проведен педагогический эксперимент. Участвовали 122 учащихся младшего школьного возраста. Обучение ПДД в экспериментальных группах включало активное применение информационных технологий: компьютерных тематических презентаций, компьютерной игры (детская обучающая игровая программа «Правила дорожного движения для детей», разработанная «ID Company»), демонстрации мультфильмов по ПДД («Смешарики», серия м/ф «Академия Безопасности», другие отечественные мультфильмы).
Безусловно, мы не можем подвергать детей реальной опасности, у нас нет права формировать и проверять наличие навыков по ПДД в жизненной ситуации, игра стала единственным методом, с помощью которого можно отработать ПДД на практике. Направленная на изучение и отработку правил дорожного движения, игра выполняет функции учебного тренинга, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков обеспечивающих безопасность человека в дорожном движении. Игра - отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьника к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях [Шерстнева, 2009]. При обыгрывании определённых ситуаций по ПДД учащиеся стараются пережить их, осмыслить и усвоить комплекс адекватных действий, чтобы в критической ситуации воспользоваться полученными знаниями и эффективно их применить.
Обучение ПДД с применением обучающей компьютерной игровой программы «Правила дорожного движения для детей», разработанной «ID Company», позволило познакомить детей с видами специального транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на дороге. При этом было замечено желание учащихся пройти компьютерную игру до конца, нестандартная форма обучения стимулировала активность и обеспечила высокий уровень мотивации - формирование интереса.
Демонстрация мультфильмов и работа с обучающей презентацией оптимизируют образовательный процесс, создавая условия, при которых ребенок сам формулирует правила и запоминает их на основе собственного опыта, исправляя ошибки любимых мультперсона-жей. Ученик занимает место учителя, помогая им правильно действовать в дорожном движении, в результате твердо усваивая необходимые знания и умения, формируя необходимые навыки безопасного поведения на дороге.
Далеко не каждая компьютерная игра способна привнести что-то новое и положительное в мир ребенка, и принцип «Не навреди!» является главным условием её применения в воспитании школьника. Выбор компьютерной игры определен следующими психологическими условиями: ценностные основы компьютерной игры (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни и пр.); достоверность и полезность информации (правила безопасного поведения), содержащейся в рисунках, текстах, заданиях; актуальность и значимость информации для младшего школьного возраста; безопасность компьютера для физического и психического состояния; соблюдение санитарных норм пользования компьютером; яркость цвета; интенсивность мельканий на экране и другие.
Для домашнего применения родителям рекомендовано несколько обучающих компьютерных программ по ПДД. Компания IDEX CT предлагает детям в возрасте от 5 до 11 лет освоить роль автомобилиста и отвезти бабушке пирожки. В основе игры сюжет сказки «Красная шапочка», адаптированный к условиям современного техногенного мира. Тип игры - «бродилка». По пути к бабушке маленький автомобилист попадает в различные дорожные ситуации, которые требуют от ребенка соблюдать правила и принимать социально верные решения: оказать помощь двум дамам и отвезти их до места назначения, поймать преступника и временно заменить сотрудника ГИБДД. В каждой игровой ситуации необходимо самостоятельно выбрать лишь один вариант решения задачи из нескольких предложенных. В случае ошибки программа автоматически комментирует ситуацию, включает объяснение правила дорожного движения и повторно предлагает решить задачу. Данная программа стимулирует развитие логического и аналитического мышления, памяти, умений прогнозировать, эмпатию, ответственность, самостоятельность и скорость реакции. Занимательный сюжет и понятная мультипликационная графика мотивируют детей к изучению правил дорожного движения. Вариативность миссий и разнообразие заданий по всем разделам правил дорожного движения формируют четкие понятия о безопасности на дорогах. Системные требования к игре позволяют устанавливать программу на компьютер любого уровня, это: Windows 98/Me/NT/2000/XP; Pentium II 500 МГц; 64 Мб оперативной памя-
ти; Internet Explorer 6.0; разрешение экрана 800x600 с глубиной цвета 16 бит; устройство для чтения компакт-дисков; клавиатура; мышь; язык интерфейса русский.
В 2008 г. компания «ID Company» совместно с издателем «Новый Диск» выпустила обучающую компьютерную игру «Правила дорожного движения для детей». Эта программа построена по классно-урочному принципу, где ребенку предлагается решить задачу по правилам дорожного движения. Каждое задание представляет собой одну или несколько красочных картинок. Игра ориентирована на формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице и включает изучение правил дорожного движения, телефонов служб спасения и алгоритм поведения, если потерялся. Игра включает 47 иллюстрированных обучающих ситуаций с вопросами и ответами. Системными требованиями к программе являются Windows 2000/XP/Vista; Pentium III 500 МГц; 64 Мб оперативной памяти; 72 Мб свободного места на жестком диске; разрешение экрана 1024x768 с глубиной цвета 16 бит; звуковая карта; Internet Explorer 6.0 (есть на диске); программа для просмотра pdf-файлов (есть на диске); устройство для чтения компакт-дисков; клавиатура; мышь.
Развивающая игра «ПДД для малышей: маленький автомобильчик ищет друзей» представляет собой игру-«бродилку» и ориентирована на детей от 3 до 8 лет. Она предлагает малышам помочь домовенку Бу и маленькому автомобильчику найти друзей. Дети знакомятся с правилами дорожного движения, представленными в различных формах: 12 игровых эпизодов, 12 игровых сцен и 10 конкурсов. В финале младший школьник получает электронное удостоверение водителя, которое может распечатать. Чтобы дойти до финала, необходимо правильно решить все игровые ситуации. Программа разработана компаниями Бульба Е.В., ООО «Бизнессофт» и издана в 2008 г. компанией ИДДК в форме интерактивного диска DVD, что позволяет проигрывать его на DVD-плеере либо компьютере. Системные требования к игре следующие: бытовой DVD-плеер или персональный компьютер, оборудованный устройством для чтения DVD-дисков и установленной программой для проигрывания DVD-видео (желательно PowerDVD).
Применение информационных технологий оптимизирует учебно-воспитательный процесс координацией деятельности образовательного учреждения и семьи. В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что применение компьютерных игр по ПДД позволило в среднем на 9 % повысить у младших школьников уровень знаний правил дорожного движения по сравнению с контрольной группой, где подобные игры дома не применялись.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что специально разработанные компьютерные игры, учитывающие возрастные особенности, позволяют активизировать психические и интеллектуальные процессы; образное, логическое, аналитическое восприятие; критическое мышление; память и скорость реакции и на основе этого эффективно формировать качества личности безопасного типа.
В ходе педагогического эксперимента выявлено:
- компьютерные игры как интерактивные тренинги являются средством практического обучения безопасному поведению, так как позволяют получить визуальный и деятельностный опыт принятия самостоятельных решений в условиях виртуальной опасности и наглядно увидеть результат, а при необходимости проигрывать ситуацию до тех пор, пока не будет сформирован необходимый навык безопасного поведения;
- активное применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе обеспечивает повышение эффективности обучения младших школьников правилам дорожного движения, оптимизирует образовательный процесс и позволяет объединить усилия педагога и родителей в воспитании грамотного пешехода.
Применение компьютерных игр позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями и навыками предупреждения повседневных опасностей и значительно повышает эффективность профилактики непреднамеренного травматизма.
Библиографический список
1. Maslow A. H. A theory of metamotivation: the biological rooting of the value-life // Humanistic Psychol. 1967. № 7. P.93-127.
2. Исследование глобального бремени болезней: обновленная информация, 2004 год [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2008. URL: http://www.who.int/he-althinfo/global_burden_disease/GBD_report_2004update_full.pdf (проверено 12.09. 2009).
3. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности по решению задач с помощью ЭВМ. Киев, 1998. 230 с.
4. Шерстнева О.Е. Опыт экспериментально-педагогической деятельности по формированию личности безопасного типа дошкольника в дошкольных учреждениях (г. Железногорск Красноярского края, г. Сосновый бор Ленинградской области) // Современное образование - новому обществу XXI века: материалы I Всероссийской распределенной науч.-практич. конф. с межд. участием. Красноярск, 4 апреля 2009 г. / ред. кол.; отв. ред. Л.М. Туранова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С. 27-33.
5. Якупов А.М. Безопасное участие в дорожном движении: психолого-педагогические основы подготовки детей // Основы безопасности жизнедеятельности. 1999. № 3.
С. 33-36.