Научная статья на тему 'Формирование опыта безопасного поведения в дорожном движении у учащихся младших классов'

Формирование опыта безопасного поведения в дорожном движении у учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1454
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / ОПЫТ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ / MODERN HUMAN CIVILIZATION / EDUCATIONAL COMPUTER GAMES / SAFE BEHAVIOUR ON THE ROADS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паля Дмитрий Николаевич, Шерстнев Евгений Юрьевич

Опыт безопасного поведения в современной техногенной цивилизации не передается в традиционных формах (пословицы, поговорки, игры, обряды и т. д.) и не позволяет предупреждать многие угрозы, возникшие в XX-XXI веках. Современной формой передачи ребенку опыта безопасного поведения на дороге являются обучающие компьютерные игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паля Дмитрий Николаевич, Шерстнев Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of junior schoolchildren safe behaviour on the roads

The knowledge and habits of safe behaviour in contemporary technological civilization cannot be transferred and mastered by means of traditional folklore forms (proverbs, sayings, games, rites, etc.). The traditional approaches fail to prevent a number of hazards springing up in the XX XXI centuries. Educational computer games are an adequate contemporary means of giving knowledge and habits of safe behaviour on the roads to a child.

Текст научной работы на тему «Формирование опыта безопасного поведения в дорожном движении у учащихся младших классов»

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Современная техногенная цивилизация, обучающая компьютерная игра, опыт безопасного поведения в дорожном движении.

Среда обитания человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности определена категориями «опасная» и «безопасная». Опасность - это способность живой и неживой материи причинять вред самой себе, человеку и окружающей среде. Безопасность - это способность социальной системы предупреждать и снижать опасность установлением и соблюдением организованного порядка внешних и внутренних взаимосвязей.

Опыт безопасного поведения в отношении большинства современных техногенных опасностей не может быть сохранен и передан старшим поколением в форме традиций, так как эти опасности «моложе» старшего поколения. Изменение форм передачи опыта обусловлено трансформацией среды обитания от природной к информационно-техногенной, в результате чего закрепленные в пословицах, поговорках, символических формулах, играх и обрядах формы не позволяют предупреждать многие опасности, возникшие в XX-XXI вв. Осознание нестабильности окружающей действительности, непонимание, как уберечь себя и своих детей в новых условиях, ненадежность существования и, соответственно, потребность в безопасности являются доминирующей составляющей самоощущения современного человека. Следовательно, формирование безопасного поведения необходимо целенаправленно организовывать и регулировать с самого раннего возраста [Maslov, 1967].

Для выявления и апробации некоторых нетрадиционных форм передачи опыта безопасного поведения в муниципальных образовательных учреждениях городов Железногорск Красноярского края и Сосновый Бор Ленинградской области в 2009-2010 гг. проведено анкетирование родителей первоклассников (511 респондентов). Из 10 предложенных видов деятельности вне образовательного учреждения выявлен наиболее востребованный -компьютерная игра (90,61 % современных детей играют в компьютерные игры) [Шерстнёва, 2009]. Говоря о преимуществах применения компьютерных детских игр, включенных в учебный процесс, Е.Д. Маргулис отмечает их положительное воздействие на мотивацию учебной деятельности и стимулирование инициативы и творческого мышления, что очень важно в современных условиях, когда недостаточность учебного материала тормозит формирование системности мировоззрения младшего школьника [Маргулис, 1998].

Актуальность проблемы безопасности активизировала поиск инновационных решений и в технических науках, и в педагогике, и в психологии. Активно изучаются дидактические возможности компьютерной игры как нового эффективного средства обучения детей правилам безопасного поведения в условиях рисков современной социализации. Угрозы жизни и здоровью в информационно-техногенной среде многообразны и динамичны, соответственно, широк и спектр поиска оптимальных педагогических форм. В данном исследовании нас интересует узкая, но очень болезненная социально-педагогическая проблема -формирование навыков безопасного поведения в дорожном движении.

Аварийность на транспорте в Российской Федерации является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем и представляет угрозу национальной безопасности страны. Так, например, по данным ГИБДД, с начала 2009 г. в Железногорске произошло 1216 дорожно-транспортных происшествий, на дорогах города погибло 8 чело-

век, ранено 97. Среди пострадавших 17 детей. По статистике, младшие школьники являются самыми активными нарушителями правил дорожного движения. И система образования несет ответственность за качество образовательных услуг, обеспечивающих жизнь и здоровье учащегося.

Традиционные формы подготовки человека к предупреждению и пресечению современных угроз, возникших сравнительно недавно, объективно недостаточны чтобы обеспечить безопасность. Необходим поиск инновационных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса по формированию навыков безопасного поведения [Якупов, 1999], и сегодня система образования способна его осуществить, используя самые современные методики, включая компьютерные игры.

Обучающие компьютерные игры целесообразно сориентировать на профилактику угроз дорожно-транспортного травматизма. И выполнять эту необходимую социальную функцию должна система образования, обладающая административной структурой, кадрами, средствами и многовековым опытом формирования у ребенка знаний, умений, навыков.

Объективная социальная потребность в повышении эффективности подготовки детей к действиям в дорожном движения на основе современных компьютерных технологий и определила цель данной статьи.

Ребенок в зависимости от возрастных особенностей по-разному усваивает знания, с неодинаковой скоростью и разными способами, и этот факт необходимо учитывать при планировании занятий по правилам дорожного движения (ПДД). Целесообразно применение инновационных технологий, в том числе игровых форм обучения и компьютерных игр. В планировании педагогического процесса необходимо больше времени отводить практическим занятиям. Для организации обучения ПДД в младшем школьном возрасте используются следующие формы теоретического и практического обучения, самообразования: урок, встреча с представителем ГИБДД, учебная игра, игровые комплекты, компьютерная и ролевая игра с родителями, чтение литературы, праздник ПДД, экскурсия в ГИБДД и на улицу, кружок по изучению ПДД, отряды юных инспекторов движения (ЮИД), демонстрация обучающих фильмов, презентаций мультфильмов, участие в конкурсах по тематике ПДД.

Анализ учебно-методических пособий по ПДД для школьников показал, что для подготовки учеников младших классов правилам безопасного поведения на дороге применяются: учебники по ОБЖ, специальные издания для детей по обучению правилам дорожного движения (раскраски, сборники заданий), методические материалы для преподавателей с разработками занятий по правилам дорожного движения. Применение на занятиях различного рода учебных пособий (игровых наборов, видео, раскрасок и пр.) позволяет использовать разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала: зрительный, слуховой, осязательный и кинестетический. При этом компьютерные технологии, игровая деятельность, демонстрация видеороликов и презентаций являются, по нашему мнению, приоритетными, так как в данном возрастном периоде они наиболее понятны, привычны и представлены широким спектром разнообразных ресурсов.

Применение на уроках образовательных электронных изданий (ОЭИ) по ПДД для младших школьников [Маргулис, 1998] предполагает учет своеобразия конкретного учебного предмета и соответствие его содержания требованиям образовательного стандарта ОБЖ. Обязательно также наличие практических занятий по формированию навыков безопасного поведения в дорожном движении.

В школах Железногорска проведен педагогический эксперимент. Участвовали 122 учащихся младшего школьного возраста. Обучение ПДД в экспериментальных группах включало активное применение информационных технологий: компьютерных тематических презентаций, компьютерной игры (детская обучающая игровая программа «Правила дорожного движения для детей», разработанная «ID Company»), демонстрации мультфильмов по ПДД («Смешарики», серия м/ф «Академия Безопасности», другие отечественные мультфильмы).

Безусловно, мы не можем подвергать детей реальной опасности, у нас нет права формировать и проверять наличие навыков по ПДД в жизненной ситуации, игра стала единственным методом, с помощью которого можно отработать ПДД на практике. Направленная на изучение и отработку правил дорожного движения, игра выполняет функции учебного тренинга, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков обеспечивающих безопасность человека в дорожном движении. Игра - отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьника к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях [Шерстнева, 2009]. При обыгрывании определённых ситуаций по ПДД учащиеся стараются пережить их, осмыслить и усвоить комплекс адекватных действий, чтобы в критической ситуации воспользоваться полученными знаниями и эффективно их применить.

Обучение ПДД с применением обучающей компьютерной игровой программы «Правила дорожного движения для детей», разработанной «ID Company», позволило познакомить детей с видами специального транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на дороге. При этом было замечено желание учащихся пройти компьютерную игру до конца, нестандартная форма обучения стимулировала активность и обеспечила высокий уровень мотивации - формирование интереса.

Демонстрация мультфильмов и работа с обучающей презентацией оптимизируют образовательный процесс, создавая условия, при которых ребенок сам формулирует правила и запоминает их на основе собственного опыта, исправляя ошибки любимых мультперсона-жей. Ученик занимает место учителя, помогая им правильно действовать в дорожном движении, в результате твердо усваивая необходимые знания и умения, формируя необходимые навыки безопасного поведения на дороге.

Далеко не каждая компьютерная игра способна привнести что-то новое и положительное в мир ребенка, и принцип «Не навреди!» является главным условием её применения в воспитании школьника. Выбор компьютерной игры определен следующими психологическими условиями: ценностные основы компьютерной игры (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни и пр.); достоверность и полезность информации (правила безопасного поведения), содержащейся в рисунках, текстах, заданиях; актуальность и значимость информации для младшего школьного возраста; безопасность компьютера для физического и психического состояния; соблюдение санитарных норм пользования компьютером; яркость цвета; интенсивность мельканий на экране и другие.

Для домашнего применения родителям рекомендовано несколько обучающих компьютерных программ по ПДД. Компания IDEX CT предлагает детям в возрасте от 5 до 11 лет освоить роль автомобилиста и отвезти бабушке пирожки. В основе игры сюжет сказки «Красная шапочка», адаптированный к условиям современного техногенного мира. Тип игры - «бродилка». По пути к бабушке маленький автомобилист попадает в различные дорожные ситуации, которые требуют от ребенка соблюдать правила и принимать социально верные решения: оказать помощь двум дамам и отвезти их до места назначения, поймать преступника и временно заменить сотрудника ГИБДД. В каждой игровой ситуации необходимо самостоятельно выбрать лишь один вариант решения задачи из нескольких предложенных. В случае ошибки программа автоматически комментирует ситуацию, включает объяснение правила дорожного движения и повторно предлагает решить задачу. Данная программа стимулирует развитие логического и аналитического мышления, памяти, умений прогнозировать, эмпатию, ответственность, самостоятельность и скорость реакции. Занимательный сюжет и понятная мультипликационная графика мотивируют детей к изучению правил дорожного движения. Вариативность миссий и разнообразие заданий по всем разделам правил дорожного движения формируют четкие понятия о безопасности на дорогах. Системные требования к игре позволяют устанавливать программу на компьютер любого уровня, это: Windows 98/Me/NT/2000/XP; Pentium II 500 МГц; 64 Мб оперативной памя-

ти; Internet Explorer 6.0; разрешение экрана 800x600 с глубиной цвета 16 бит; устройство для чтения компакт-дисков; клавиатура; мышь; язык интерфейса русский.

В 2008 г. компания «ID Company» совместно с издателем «Новый Диск» выпустила обучающую компьютерную игру «Правила дорожного движения для детей». Эта программа построена по классно-урочному принципу, где ребенку предлагается решить задачу по правилам дорожного движения. Каждое задание представляет собой одну или несколько красочных картинок. Игра ориентирована на формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице и включает изучение правил дорожного движения, телефонов служб спасения и алгоритм поведения, если потерялся. Игра включает 47 иллюстрированных обучающих ситуаций с вопросами и ответами. Системными требованиями к программе являются Windows 2000/XP/Vista; Pentium III 500 МГц; 64 Мб оперативной памяти; 72 Мб свободного места на жестком диске; разрешение экрана 1024x768 с глубиной цвета 16 бит; звуковая карта; Internet Explorer 6.0 (есть на диске); программа для просмотра pdf-файлов (есть на диске); устройство для чтения компакт-дисков; клавиатура; мышь.

Развивающая игра «ПДД для малышей: маленький автомобильчик ищет друзей» представляет собой игру-«бродилку» и ориентирована на детей от 3 до 8 лет. Она предлагает малышам помочь домовенку Бу и маленькому автомобильчику найти друзей. Дети знакомятся с правилами дорожного движения, представленными в различных формах: 12 игровых эпизодов, 12 игровых сцен и 10 конкурсов. В финале младший школьник получает электронное удостоверение водителя, которое может распечатать. Чтобы дойти до финала, необходимо правильно решить все игровые ситуации. Программа разработана компаниями Бульба Е.В., ООО «Бизнессофт» и издана в 2008 г. компанией ИДДК в форме интерактивного диска DVD, что позволяет проигрывать его на DVD-плеере либо компьютере. Системные требования к игре следующие: бытовой DVD-плеер или персональный компьютер, оборудованный устройством для чтения DVD-дисков и установленной программой для проигрывания DVD-видео (желательно PowerDVD).

Применение информационных технологий оптимизирует учебно-воспитательный процесс координацией деятельности образовательного учреждения и семьи. В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что применение компьютерных игр по ПДД позволило в среднем на 9 % повысить у младших школьников уровень знаний правил дорожного движения по сравнению с контрольной группой, где подобные игры дома не применялись.

Таким образом, подтвердилось предположение о том, что специально разработанные компьютерные игры, учитывающие возрастные особенности, позволяют активизировать психические и интеллектуальные процессы; образное, логическое, аналитическое восприятие; критическое мышление; память и скорость реакции и на основе этого эффективно формировать качества личности безопасного типа.

В ходе педагогического эксперимента выявлено:

- компьютерные игры как интерактивные тренинги являются средством практического обучения безопасному поведению, так как позволяют получить визуальный и деятельностный опыт принятия самостоятельных решений в условиях виртуальной опасности и наглядно увидеть результат, а при необходимости проигрывать ситуацию до тех пор, пока не будет сформирован необходимый навык безопасного поведения;

- активное применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе обеспечивает повышение эффективности обучения младших школьников правилам дорожного движения, оптимизирует образовательный процесс и позволяет объединить усилия педагога и родителей в воспитании грамотного пешехода.

Применение компьютерных игр позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями и навыками предупреждения повседневных опасностей и значительно повышает эффективность профилактики непреднамеренного травматизма.

Библиографический список

1. Maslow A. H. A theory of metamotivation: the biological rooting of the value-life // Humanistic Psychol. 1967. № 7. P.93-127.

2. Исследование глобального бремени болезней: обновленная информация, 2004 год [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2008. URL: http://www.who.int/he-althinfo/global_burden_disease/GBD_report_2004update_full.pdf (проверено 12.09. 2009).

3. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности по решению задач с помощью ЭВМ. Киев, 1998. 230 с.

4. Шерстнева О.Е. Опыт экспериментально-педагогической деятельности по формированию личности безопасного типа дошкольника в дошкольных учреждениях (г. Железногорск Красноярского края, г. Сосновый бор Ленинградской области) // Современное образование - новому обществу XXI века: материалы I Всероссийской распределенной науч.-практич. конф. с межд. участием. Красноярск, 4 апреля 2009 г. / ред. кол.; отв. ред. Л.М. Туранова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С. 27-33.

5. Якупов А.М. Безопасное участие в дорожном движении: психолого-педагогические основы подготовки детей // Основы безопасности жизнедеятельности. 1999. № 3.

С. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.