Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТЕГОРИИ "КОНТЕКСТ" В РАБОТЕ ПСИХОЛОГОВ, КОУЧЕЙ И БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ'

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТЕГОРИИ "КОНТЕКСТ" В РАБОТЕ ПСИХОЛОГОВ, КОУЧЕЙ И БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ / КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / НООТЕХНИКА / КОУЧИНГ / БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / МЕТАПОНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашников Виталий Григорьевич, Данилочкина Вера Владимировна

Статья посвящена вопросам практического применения категории «контекст» в работе психологов, коучей и бизнес-тренеров. Цель статьи - продемонстрировать возрастающий прагматический потенциал использования категории «контекст» в работе специалистов помогающих профессий. Приводятся примеры психологических практик, программ бизнес-обучения и коучинговых инструментов, в основе которых лежит понятие «контекст» и его смыслообразующая роль, позволяющая трансформировать жизненный опыт и повышать понимание происходящих в жизни человека событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашников Виталий Григорьевич, Данилочкина Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRACTICE OF USING THE CATEGORY OF “CONTEXT” IN THE WORK OF PSYCHOLOGISTS, COACHES AND BUSINESS TRAINERS

The article focuses on the practical application of the category of “context” in the work of psychologists, coaches and business coaches. The purpose of the article is to demonstrate the increasing pragmatic potential of using the “context” category in the work of members of caring professions. There are examples of psychological practices, business training programs and coaching tools, which are based on the concept of “context” and its meaning-forming role, which allows transforming life experience and increasing understanding of events that take place in a person’s life.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТЕГОРИИ "КОНТЕКСТ" В РАБОТЕ ПСИХОЛОГОВ, КОУЧЕЙ И БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ»

► ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА

УДК 159.9:316.6 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-72-83

ББК 88.50

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТЕГОРИИ «КОНТЕКСТ» В РАБОТЕ ПСИХОЛОГОВ, КОУЧЕЙ И БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ

MODERN PRACTICE OF USING THE CATEGORY OF "CONTEXT"

IN THE WORK OF PSYCHOLOGISTS, COACHES AND BUSINESS TRAINERS

Калашников Виталий Григорьевич

Доцент кафедры экономики и управления экономического факультета, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент

E-mail: transmeta1@yandex.ru

Kalashnikov Vitaly G.

Assistant Professor at the Department of Economics and Management, Faculty of Economics, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University, PhD in Psychology, Associate Professor E-mail: transmeta1@yandex.ru

Данилочкина Вера Владимировна

Аспирант кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет; психолог факультета психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова E-mail: vdanilochkina@mail.ru

Danilochkina Vera V.

PhD postgraduate student at the Department of Psychology of work and Psychological Counselling, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University; Psychologist at the Psychology Faculty, Lomonosov Moscow State University E-mail: vdanilochkina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам практического применения категории «контекст» в работе психологов, коучей и бизнес-тренеров. Цель статьи - продемонстрировать возрастающий прагматический потенциал использования категории «контекст» в работе

Abstract. The article focuses on the practical application of the category of "context" in the work of psychologists, coaches and business coaches. The purpose of the article is to demonstrate the increasing pragmatic potential of using the "context" category in

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Калашников В. Г., Данилочкина В. В., 2022

специалистов помогающих профессий. Приводятся примеры психологических практик, программ бизнес-обучения и коучинговых инструментов, в основе которых лежит понятие «контекст» и его смыслообразующая роль, позволяющая трансформировать жизненный опыт и повышать понимание происходящих в жизни человека событий.

the work of members of caring professions. There are examples of psychological practices, business training programs and coaching tools, which are based on the concept of "context" and its meaning-forming role, which allows transforming life experience and increasing understanding of events that take place in a person's life.

Ключевые слова: контекст, контекстно-ориентированный подход, практическая психология, ноотехника, коучинг, бизнес-обучение, психология переговоров, конфликтология, смыслообразующий психологический контекст, метапонятие.

Для цитирования: Калашников В. Г., Данилочкина В. В. Современная практика использования категории «контекст» в работе психологов, коучей и бизнес-тренеров // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 72-83. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-72-83.

Keywords: context, the context-oriented approach, practical psychology, nootechnics, coaching, business training, negotiation psychology, conflictology, the semantic psychological context, a metaconcept.

Cite as: Kalashnikov V. G., Danilochkina V. V. Modern practice of using the category of "context" in the work of psychologists, coaches and business trainers. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 72-83. DOI: 10.31862/2218-87112022-2-72-83.

Категория «контекст» - это не только теоретико-методологический конструкт, но и практико-ориентированное понятие - инструмент, направленный на решение конкретных психологических задач и ситуаций. Цель данной статьи - продемонстрировать возможности и эвристический потенциал использования категории «контекст» в различных сферах практической деятельности специалистов помогающих профессий, к которым относятся психологи, коучи и бизнес-тренеры.

Эти специалисты решают широкий круг вопросов психологической помощи в устранении проблемных жизненных ситуаций и личностного роста, профессионального обучения и развития, консалтинга в области управления персоналом, деловых переговоров и управленческих решений. И везде в этих случаях люди имеют дело с информацией, которой придают определенное значение и смысл, всегда формирующиеся и функционирующие в конкретном контексте.

Со второй половины ХХ в. понятие «контекст» постепенно вышло за рамки лингвистики в область культурологии и философии, психолингвистики и психологии общения, социальной и педагогической психологии. Необходимо отметить, что в настоящей работе речь пойдет не о герменевтическом понимании контекста как части текста, а о психологическом контексте, который, в соответствии с определением А. А. Вербицкого, понимается как «система внутренних и внешних факторов и условий жизни и

деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов» [1, с. 137].

Контекст с точки зрения психологии - это семантический психический процесс, то есть такая констелляция психических функций и процессов, которая выступает как «функциональный орган» психики, предназначенный для порождения значений и смыслов путем соотнесения различных психических содержаний - не только образов или понятий, но и ценностей, состояний, мотивов. Напротив, традиционное (лингвистическое и культурологическое) понимание контекста как фрагмента семиотической системы имеет дело уже с результатом объективации этого психического процесса в знаковой форме [2].

Акцент на психическом, процессуальном понимании контекста позволяет использовать это понятие в качестве методологического средства организации психологической практики в сфере психологической помощи, коучинга и бизнес-обучения. Такая работа уже активно ведется как в рамках созданной А.А. Вербицким научной школы контекстного подхода, так и за ее пределами. В частности, это касается методологического осмысления и разработки приемов психологического консультирования и психотерапии. Как отмечает Е. А. Круглова, «современный человек помещен в контекст жизни, глубоко пораженной стрессовыми ситуациями, "духовной неприкаянностью", жизненными кризисами. Поиск и указание путей обретения душевного здоровья и является центральной задачей любой психотерапии» [3, с. 5]. Сущностью психотерапии является не столько трансформация имеющегося у клиента опыта (который, будучи уже состоявшимся, теряет свою пластичность и возможность изменения, если не считать за таковые неизбежные искажения при «архивации» его в память и «разархивирования» из нее, в том числе искажения, добровольно привносимые самим человеком), сколько смена контекста этого опыта, как показано в работе И. Н. Рассказовой, где был впервые обоснован контекстный подход к психологическому консультированию.

Согласно утверждению И. Н. Рассказовой, «...процесс психологического консультирования может быть рассмотрен как динамика смыслообразующих контекстов клиента», поскольку «.в процессе общения с психологом-консультантом происходит изменение личностно значимых контекстов клиента; позитивные результаты психологического консультирования обусловлены процессом актуализации, осознания и изменения соотношений этих контекстов», и это обусловливает «.изменения в его картине мира, системе личностных отношений с обществом, значимыми другими людьми и самим собой» [4, с. 9-10].

Интерпретация симптома, выявление причинно-следственных связей, переход от пассивно-страдательной к активно-преобразующей позиции - все это примеры терапевтической смены контекста убеждения, эмоции, действия для субъекта. Частным случаем такой переконтекстуализации является смена контекста восприятия клиентом некоторого явления (ситуации или отдельного действия, личностного качества или мотива).

Подобные взгляды развивают специалисты и за пределами методологии контекстного подхода. Так, Д. А. Леонтьев уже больше 15 лет развивает новую форму психологической практики - «ноотехнику», заключающуюся в фасилитирующем воздействии

на развитие человека (исключающем заранее заданный результат) и опирающуюся на процессы самоорганизации, позволяющие человеку совершить переход на качественно новые принципы функционирования. Как отмечает Д. А. Леонтьев, «опыт - этот то, что соотнесено с жизненным контекстом. Включение в контекст собственной жизни - это и есть то, благодаря чему мы в состоянии понять смысл чего бы то ни было, соотнести с нашей жизнью: что это для меня, зачем это надо» [5, с. 109].

Нарушения в переработке жизненного опыта рассматриваются в ноотехнике в качестве психологического механизма, ответственного за наличие сложных и нерешенных проблем, на которых застревает человек. Роль психолога в данной психологической практике заключается не в том, чтобы быть экспертом в решении проблем клиента, а в том, чтобы способствовать выявлению противоречий и помогать клиенту рассматривать его проблему в иных, нестандартных и непривычных для него контекстах [6].

В коучинге, как и в любом виде психологической помощи, результат работы с клиентом заранее не задан. Под коучингом понимается «особый вид развивающей практики, партнерский диалог, в котором независимый специалист - коуч помогает человеку сформировать цели своего личного, делового и профессионального развития, раскрыть и мобилизовать свои возможности и ресурсы для их достижения» [7].

В коучинге специалист помогает клиенту занять позицию децентрации по отношению к своей задаче или проблемной ситуации и посмотреть на все происходящее с точки зрения разных контекстов. Одним из таких инструментов является пирамида логических уровней Р. Дилтса, которая адаптирована на работу в коучинговом формате [8]. Коуч, обсуждая запрос клиента, определяет, на каком уровне сформирован запрос и, исходя из этого, задает вопросы, характерные более высокому логическому уровню. При этом выделяемые Р. Дилтсом логические уровни соответствуют разным жизненным контекстам (контекст окружения, контекст ценностей и установок), отражающем различные аспекты осознания и оценки жизненных ситуаций субъектом.

Более развернуто подобная идея представлена в концепции структурной психосоматики А. В. Минченкова и Н. Б. Елпидифорова [9, с. 107-108]. Авторы рассматривают жизнедеятельность человека в системе расширяющихся контекстов. Каждый из них представляет собой круг жизненных ситуаций, осознаваемых субъектом («сколь широко распространяет конкретный человек свое поле осознания») и с которым человек себя соотносит.

Даже находясь в сходной предметной ситуации, люди могут существовать в различных контекстах, задаваемых их уровнями осознания («широтой сознания»). По этому критерию авторы выделяют следующие группы контекстов: 1) бытовые («Только Я»); 2) индивидуальные («Я и самые близкие»); 3) семейные («Я и моя семья»); 4) родовые («Я и те, кто со мной»); 5) этнические («Я и мой народ»); 6) человеческие («Я и человечество»); 7) планетарные («Я и весь мир»); 8) универсум как глобальный контекст («исчерпывающе "все" этого мира»). Соответственно, данная схема позволяет терапевту или коу-чу направлять внимание клиента на более высокие логические уровни рассмотрения ситуации, ставя его запрос в более широкий контекст и тем самым способствуя смене значения и смысла происходящего для клиента.

Более того, на понимании данных контекстов жизнедеятельности человека построен такой инструмент коучинга, как метод расширения и сужения контекста. Суть метода расширения контекста заключается в рассмотрении запроса клиента последовательно во все более широких контекстах. Например, при работе с запросом из бизнес-коучинга задача может рассматриваться сначала в контексте отношений с коллективом, затем в контексте корпорации, в контексте отрасли, в контексте мировых тенденций, в контексте пользы для человечества.

Метод сужения контекста используется в обратном направлении, когда происходит возврат клиента от более широких контекстов к более узким, касающимся самого клиента, при этом нерешенная проблемная ситуация рассматривается в контексте ощущений клиента, его чувств, эмоций и в контексте его ресурсных состояний. В результате подобного варьирования контекстов происходит расфиксация взгляда клиента на его ситуацию. Как было отмечено, подобная переконтекстуализация позволяет человеку по-новому воспринять свою ситуацию и найти ранее не замечаемые возможные варианты ее решения.

Помимо практик психологической помощи и личностного развития, контекстный подход может применяться к бизнес-обучению и тренингу, поскольку данный подход изначально и был сформирован А. А. Вербицким как теория и практика подготовки специалистов в высшей школе (первоначально получив название «теории знаково-кон-текстного обучения» [10]. Следует отметить, что современные требования к подготовке специалиста в области менеджмента включают в себя уже не столько овладение определенными знаниями и приемами работы, сколько выработку навыков нахождения смыслов своей профессиональной деятельности и профессиональном саморазвитии, формирование высокой мотивации и активной жизненной позиции, а также создания продукта в условиях командной работы с опорой на предвидение [11, с. 32-33]. Всем этим требованиям полностью соответствует контекстный подход с его опорой на понятие «контекст».

А. А. Вербицким было показано [10; 12], что качественное формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки и переподготовки специалистов должно осуществляться в двух контекстах - предметном (относящемся к содержанию профессиональной деятельности) и социальном (относящемся к сфере социальных профессиональных взаимодействий), которые воссоздаются в обучении в форме соответствующих обучающих моделей (семиотической, имитационной и социальной).

Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении в ходе движения собственной деятельности студента от традиционной академической учебной деятельности (усвоение знаний) через квазипрофессиональную (деловые игры, лабораторные работы и другие имитации) и учебно-профессиональную деятельности (пробная деятельность в данной профессиональной сфере, например, в виде практики) к собственно профессиональной деятельности.

К настоящему времени в школе контекстного подхода существуют работы, рассматривающие некоторые аспекты этого процесса (А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовиц-кая, Н. В. Зажогина, В. Г. Калашников, О. А. Кузьмичёва, Н. А. Лаврова, С. В. Лыкова,

М. Ю. Сокольский, Ю. Г. Татур, Ю. В. Черных, О. М. Щербакова и др.). В частности, можно отметить, что метод моделирования используется здесь в двух контекстах - деятель-ностном и личностном:

1) моделирование бизнес-ситуаций на основе метода кейсов (анализа конкретных деловых ситуаций);

2) моделирование личности специалиста посредством создания комплексов профессионально важных качеств и компетенций. В результате происходит постепенное «вживание» студента в управленческую деятельность, которая становится для него средством саморазвития. Как подчеркивает Т. Д. Дубовицкая, подобная активность организует процесс самоактуализации личности будущего специалиста и на этапе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности [13, с. 62 73].

В сфере корпоративного обучения и бизнес-тренингов понятие «контекст» завоевывает все большую популярность. Примером может служить программа «Контекст» компании «Business Relations», которую прошли уже более 350 тыс. человек [14]. В основе программы лежит три ключевых аспекта. Первый - проработка собственных проблемных ситуаций в личностном контексте, второй - в контексте взаимодействия с другими людьми и третий аспект - в умении формировать новый контекст, видеть ситуацию в ином смысловом поле. Авторы программы используют категорию «контекст» как понятие, отражающее психологический механизм, помогающий человеку понять, осознать и изменить все происходящее в его жизни. После прохождения этого тренинга участники отмечают, что умение работать с контекстом, учитывать его в своей профессиональной деятельности и личной жизни помогает им добиваться больших результатов с меньшими усилиями, а также улучшить отношения с окружающими и раскрыть новые смыслы своего существования [14].

В последнее время понятие «контекст» используется также в зарубежной практике бизнес-обучения. В частности, Р. Энгерстрем разработал теорию исследовательского обучения и практики, выделив шесть фаз и три контекста процесса активного обучения [15, с. 5]. В качестве фаз им выделены мотивация, ориентация, интернализация, экстер-нализация, критика и контроль, а в качестве контекстов обучения описаны критицизм, открытие и применение.

Контекст критицизма - это постановка ситуации в контекст анализа используемых инструментов для выбора наилучшего из них.

Контекст открытия - это создание условий для творческой, поисковой активности обучающихся за счет правил поведения и общения.

Контекст применения - это моделирование в учебной ситуации важнейших аспектов реальной ситуации профессиональной деятельности специалиста. Эти контексты можно учитывать и применять соответствующие методические средства при изучении деловых ситуаций и организации деловых игр для будущих менеджеров.

В целом основными направлениями, по которым должна вестись подготовка менеджеров, должны быть принятие управленческих решений и деловые коммуникации, включая специфическую ситуацию ведения переговоров и разрешения конфликтов.

В частности, в ходе обучения студентов-менеджеров технологии принятия управленческих решений понятие «контекст» может быть использовано в трех аспектах.

1. Обучение студентов осознанию контекста подготовки и выбора управленческого решения. В данном случае контекстом управленческого решения является внешняя и внутренняя среда организации или ее подразделения как объекта управления, рассматриваемая как на макро-, так и на микроуровне. При всем сходстве с положениями системного анализа контекстный подход предлагает осуществлять не только ряд технических процедур, но и активную смысловую ориентацию субъекта в ситуации, в которой принимается управленческое решение.

2. Применение техник контекстно-ориентированного обучения при выстраивании системы занятий по обучению выработке управленческого решения. На учебных занятиях контекстного типа (проблемных лекциях, семинарах-исследованиях, семинарах-дискуссиях, в ходе деловых и ролевых игр, в период практики, при написании курсовых и дипломных работ) создаются условия для постановки студентами получаемых сведений и приемов в контекст реальных управленческих ситуаций, а также в контекст их собственной жизни, связывания со своими жизненными потребностями и формирующимися профессиональными интересами.

3. Создание условий для самоактуализации студентов через приобщение к предметным и социальным реалиям профессиональной деятельности менеджера. Таким способом задается контекст состояния самого субъекта принятия управленческого решения, в котором анализируются психологические условия и ограничения принятия качественных решений, а также способы экологичного использования психических резервов человека.

В плане подготовки менеджеров к ведению переговоров понятие «контекст» служит основой для многогранного, «объемного» понимания ситуации и своей роли в ней, что дает специалисту возможность контроля над ней и достижения оптимальных результатов. В основу программы подготовке топ-менеджеров в бизнес-школе МГИМО в курсе «Переговоры и конфликтное взаимодействие» легли исследования по психологии переговоров и конфликтологии, проведенные в рамках контекстно-ориентированного подхода под научным руководством А. А. Вербицкого [16; 17]. Особое значение в данном курсе отводится работе с контекстами и пониманию смыслообразующей функции контекстов.

Переговоры с позиции контекстного подхода рассматриваются не как изолированное взаимодействие двух и более сторон, направленное на достижение договоренностей, а как взаимодействие, обусловленное внешним и внутренним контекстом. С учетом того, что все внешние факторы и условия ведения переговоров преломляются через психику их участников, деление на внешний и внутренний контекст носит условный характер и определяется понятием смыслообразующий психологический контекст.

В части психологии переговоров под смыслообразующим психологическим контекстом понимается система индивидуально-психологических особенностей, участвующих в формировании смысла и значения всего происходящего в процессе переговоров, опосредующая успех или неуспех в достижении совместных договоренностей [16]. Смыслообразующий психологический контекст имеет количественно измеряемую

характеристику - «широта/узость», которая определяется 1) количеством и силой корреляционных связей между индивидуально-психологическими особенностями переговорщиков (особенностям, участвующими в порождении смысла и задающими контекст); 2) вовлечением или невовлечением психологической информации о собеседнике в контекст ведения переговоров [16].

Одни из последних исследований в области психологии переговоров показали, что успех достижения взаимовыгодных договоренностей обусловлен в том числе умением переговорщиков вовлекать в свое семантическое поле разного рода психологическую информацию, получаемую в процессе ведения переговоров. Успешные переговорщики обладают более широким смыслообразующим психологическим контекстом, то есть учитывают информацию не только о себе, своих особенностях, ценностях и могут анализировать основания принятых и принимаемых решений, но и информацию о собеседнике, его эмоциональном состоянии, интересах и могут поставить себя на позицию другого. В то же время неуспешные переговорщики вовлекают в свое временное семантическое поле более узкий круг психологической информации, которая связана в большей степени с самим переговорщиком, его ценностями, (носящими материальный характер), интересами и его личными эмоциями, тем самым, не позволяя быстро найти общее решение и договориться с оппонентом [18].

Педагогическая прагматика данных исследований состоит в том, что впервые в психологии переговоров контекст рассматривается не только как совокупность внешних факторов (где, когда, с кем, о чем), которые необходимо уметь учитывать переговорщику в процессе подготовки и ведения переговоров, а как совокупность индивидуально-личностных особенностей, задающих смысл и значение всего происходящего в переговорах и опосредующих успех в достижении обоюдных договоренностей.

Данный факт привел к обогащению и расширению существующих образовательных программ по подготовке и ведению переговоров разделами, направленными на учет и осознанное управление смыслообразующим психологическим контекстом в процессе переговорного взаимодействия с целью достижения эффективного соглашения.

Контекстный подход к конфликту и конфликтологической культуре личности впервые начала разрабатывать О. И. Щербакова, в том числе в работах, совместных с создателем контекстного подхода А. А. Вербицким [17; 19]. В продолжение начатой ими линии исследований было сформулировано специфическое определение контекста конфликта с точки зрения психологии. Контекст конфликта - это окружение, которое придает значение и смысл самому конфликту, а также всем его компонентам (предмету, позиции, конфликтной ситуации, участникам) [20].

Следует подчеркнуть, что под «окружением» здесь понимается не сама реальность или ее отдельные фрагменты, но их отражение в человеческой психике, в сознании (так называемые «репрезентации» - от лат. representatio 'образное представление'). То есть, например, участники конфликта будут представлены в контексте конфликта теми образами, которые имеются в их сознании (как образом себя, так и образом другого).

В плане оптимизации поведения участников конфликта О. И. Щербакова особо акцентирует важность такого качества личности? как чувствительность к контексту (ощущение контекста), которое предполагает:

1) осознание многообразия конфликтных ситуаций, создающих особый контекст и тем самым определяющих смысл и значение предпринимаемых сторонами конфликта действий;

2) умение рассматривать явление / ситуацию в более широком контексте, выходящем за пределы непосредственных потребностей субъекта или текущей ситуации, а значит - прогнозировать возможные последствия и дальнейшее развитие событий и учитывать их в настоящем;

3) понимание изменчивости / вариативности контекста, в котором развивается конфликт, что означает вариативность значения и смысла каждого элемента конфликта и обеспечивает гибкость позиции в его разрешении. Развитое ощущение контекста обеспечивает человеку эффективное поведение в ситуации конфликта, позволяющее ему быть подлинным субъектом управления конфликтом: «Именно осознание, ощущение контекста во многом обуславливает психологическую готовность к управлению конфликтами и способность осуществлять саморегуляцию своего поведения» [20, с. 72].

На основе применения понятия «контекст» становится возможным выработать основания для конструктивных шагов по разрешению конфликта. Таким основанием может стать контекстуальная оценка позиций участников конфликта. Формулируется она следующим образом: в конфликте большая правота находится на стороне того участника, чья позиция охватывает большее количество контекстов конфликта и, следовательно, учитывает большее количество его закономерностей и последствий. Соответственно, можно выделить приемы контекстного подхода к решению конфликтов и их профилактике.

В качестве таких приемов можно предложить следующие:

1) переконтекстуализация объекта, причины и повода конфликта, следствием чего становится новое восприятие стороной (или обеими сторонами) сути конфликта, что приводит к возможности нахождения новых способов поведения, в том числе взаимовыгодного;

2) расширение контекста конфликта, то есть включение объекта конфликта и других его аспектов и компонентов в более широкий контекст, что также приводит к изменению точки зрения участников и влечет за собой изменение их отношения к происходящему;

3) вариация контекста конфликта, которая представляет собой попеременное восприятие объекта конфликта в различных контекстах (как минимум двух, но возможно и более), что способствует «стереоскопичности» восприятия, дает возможность удержания для каждого из участников конфликта одновременно нескольких аспектов (граней) конфликта. Фактически это те же самые приемы, которые применяются и в психотерапии, и в коучинге.

Таким образом, характерным для всех приведенных выше примеров является то, что контекст рассматривается в качестве метапонятия, то есть понятия, которое

включает в себя другие понятия, выбранные самими субъектами взаимодействия, исходя из их целей и задач в процессе работы над решением проблемной ситуации. В свою очередь, осознание смыслозадающей и смыслоформирующей функции контекста позволяет субъектам по-новому взглянуть на проблему и достигнуть желаемого практического результата.

Описанные примеры далеко не единственные показатели эволюционного потенциала и возрастающей прагматики использования категории «контекст» в сфере современной практической психологии, коучинга и бизнес-обучения. В этой связи представляется возможным предположить, что перспективы использования контекста как практического инструмента познания человеческой психики еще не до конца раскрыты и в ближайшем будущем мы будем свидетелями распространения и расширения методологии контекстно-ориентированного подхода к решению актуальных практических задач.

Список литературы

1. Вербицкий А. А. Контекст (в психологии) // Общая психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 137-138. (Психологический лексикон: Энциклопедический словарь: в 6 т.).

2. Калашников В. Г. Контекстный подход как методология психологического исследования. СПб.: Нестор-История, 2019. 384 с.

3. Круглова Е. А. Философско-антропологический анализ психотерапии как феномена постнеклассической науки (конструктивистский подход): дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. 122 с.

4. Рассказова И. Н. Изменение смыслообразующих контекстов клиента в процессе психологического консультирования: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 221 с.

5. Леонтьев Д. А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество // Консультативная психология и психотерапия. 2012. Т. 20, № 4. С. 164-185.

6. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 104-117.

7. Кларин М. В. Коучинг // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ psychology/text/5094802# (дата обращения: 22.09.2021).

8. ДилтсР. Коучинг с помощью НЛП: пер. с англ. М.: Олма-Пресс, 2014. 256 с.

9. Минченков А. В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. СПб.: Изд. дом «Ювента»; М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. 409 с.

10. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

11. Виханский О. С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под ред. А. И. Наумова. М.: Экономистъ, 2004. 288 с.

12. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.

13. Дубовицкая Т. Д. Самоактуализация личности в контекстном обучении. М.: РИЦ «Альфа», 2004. 131 с.

14. Тренинг «Контекст» // Business Relations. URL: https://b-r.ru/life-trainings/kontekst/ (дата обращения: 22.09.2021).

15. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2004. 223 с.

16. Вербицкий А. А., Данилочкина В. В. Теоретико-эмпирическая модель исследования смыслообразующего психологического контекста участников краткосрочных деловых переговоров // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 2 (58). С. 215-228.

17. Щербакова О. И. Контексты в конфликтологии: моногр. М.: МПГУ им. М. А. Шолохова, 2006. 80 с.

18. Данилочкина В. В. Внутренние контексты успешных и неуспешных переговорщиков в условиях краткосрочных деловых переговоров // Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2019. № 5. С. 38-47.

19. Вербицкий А. А., Щербакова О. И. Конфликтологическая культура личности специалиста: контекстный подход. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 132 с.

20. Калашников В. Г. Контекстный подход к анализу и разрешению конфликтов // Психология обучения. 2017. № 4. С. 115-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Verbitskiy A. A. Kontekst (v psikhologii). In: Petrovskiy A. V. (ed.) Obshchaya psikhologiya: slovar. Moscow: PER SE, 2005. Pp. 137-138. (Psikhologicheskiy leksikon: Entsiklopedicheskiy slovar. In 6 vols.)

2. Kalashnikov V. G. Kontekstnyy podkhod kak metodologiya psikhologicheskogo issledovaniya. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2019. 384 p.

3. Kruglova E. A. Filosofsko-antropologicheskiy analiz psikhoterapii kak fenomena postneklassicheskoy nauki (konstruktivistskiy podkhod). PhD dissertation (Philosophy). Moscow, 2003. 122 p.

4. Rasskazova I. N. Izmenenie smysloobrazuyushchikh kontekstov klienta v protsesse psikhologicheskogo konsultirovaniya. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 1999. 221 p.

5. Leontiev D. A. Opyt metodologicheskogo osmysleniya praktik raboty s lichnostyu: fasilitatsiya, nootekhnika, zhiznetvorchestvo. Konsultativnaya psikhologiya ipsikhoterapiya. 2012, Vol. 20, No. 4, pp. 164-185.

6. Leontiev D. A. Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn, struktura, kultura, opyt. Mir psikhologii. Nauchno-metodicheskiy zhurnal. 2014, No. 1, pp. 104-117.

7. Klarin M. V. Kouching. In: Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya. Available at: https://bigenc. ru/psychology/text/5094802# (accessed: 22.09.2021).

8. Dilts R. Kouching s pomoshchyu NLP. Moscow: Olma-Press, 2014. 256 p. (In Russian)

9. Minchenkov A. V., Elpidiforov N. B. Metody strukturnoy psikhosomatiki. St. Petersburg: Izd. dom "Yuventa"; Moscow: In-t obshchegumanit. issled., 2002. 409 p.

10. Verbitskiy A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod. Moscow: Vysshaya shkola, 1991. 207 p.

11. Vikhanskiy O. S., Naumov A. I. Praktikum po kursu "Menedzhment". Moscow: Ekonomist, 2004. 288 p.

12. Verbitskiy A. A. Teoriya i tekhnologii kontekstnogo obrazovaniya: ucheb. posobie. Moscow: MPGU, 2017. 268 p.

13. Dubovitskaya T. D. Samoaktualizatsiya lichnosti v kontekstnom obuchenii. Moscow: RITs "Alfa", 2004. 131 p.

14. Trening "Kontekst". Available at: https://b-r.ru/life-trainings/kontekst/ (accessed: 22.09.2021).

15. Zhukov Yu. M. Kommunikativnyy trening. Moscow: Gardariki, 2004. 223 p.

16. Verbitskiy A. A., Danilochkina V. V. Teoretiko-empiricheskaya model issledovaniya smysloobrazuyushchego psikhologicheskogo konteksta uchastnikov kratkosrochnykh delovykh peregovorov. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2021, No. 2 (58), pp. 215-228.

17. Shcherbakova O. I. Konteksty v konfliktologii: monogr. Moscow: MPGU im. M. A. Sholokhova, 2006. 80 p.

18. Danilochkina V. V. Vnutrennie konteksty uspeshnykh i neuspeshnykh peregovorshchikov v usloviyakh kratkosrochnykh delovykh peregovorov. Nauchnoe obozrenie. Ser. 2. Gumanitarnye nauki. 2019, No. 5, pp. 38-47.

19. Verbitskiy A. A., Shcherbakova O. I. Konfliktologicheskaya kultura lichnosti spetsialista: kontekstnyy podkhod. Moscow: MGGU im. M. A. Sholokhova, 2010. 132 p.

20. Kalashnikov V. G. Kontekstnyy podkhod k analizu i razresheniyu konfliktov. Psikhologiya obucheniya. 2017, No. 4, pp. 115-130.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 23.12.2021 The article was received on 23.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.