Научная статья на тему 'СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: ПОПЫТКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: ПОПЫТКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ «КОНТЕКСТ» / СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ШИРОТА КОНТЕКСТА / ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ / КРАТКОСРОЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилочкина Вера Владимировна

В статье предпринята попытка концептуализации и операционализации понятия «смыслообразующий психологический контекст», который рассматривается как самостоятельный предмет исследования, опосредующий успешность или неуспешность деятельности участников кратковременных деловых переговоров. Предложены способы измерения широты смыслообразующего психологического контекста, апробированные на эмпирическом исследовании. Исходя из определения психологического контекста А. А. Вербицкого, дано содержательное наполнение смыслообразующего психологического контекста деятельности участников переговоров, включающего в себя систему таких индивидуально-психологических характеристик, как эмоциональный интеллект, ценности, уровень рефлексивности и переговорная ориентация. Показано, что широта контекста является относительным показателем, требующим сравнения с исходным состоянием или состоянием контекста другого субъекта совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC PSYCHOLOGICAL CONTEXT: AN ATTEMPT TO CONCEPTUALIZE AND OPERATIONALIZE THE CONCEPT ON THE MATERIAL OF NEGOTIATION

The article attempts to conceptualize and operationalize the concept of «semantic psychological context», which is considered as an independent subject of research, mediating the success or failure of the activities of participants in short-term business negotiations. Methods for measuring the breadth of the semantic psychological context, tested on empirical research, are proposed. Based on the definition of the psychological context by A. A. Verbitsky, the content of the semantic psychological context of the activity of the participants in the negotiations is given, which includes a system of such individual psychological characteristics as emotional intelligence, values, the level of reflexivity and negotiation orientation. The breadth of the context is shown to be a relative indicator that requires comparison with the initial state or the state of the context of another subject of joint activity.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: ПОПЫТКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

► ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА

УДК 316.6:159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-76-84

ББК 88.50

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: ПОПЫТКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SEMANTIC PSYCHOLOGICAL CONTEXT: AN ATTEMPT TO CONCEPTUALIZE AND OPERATIONALIZE THE CONCEPT ON THE MATERIAL OF NEGOTIATION

Данилочкина Вера Владимировна

Психолог кафедры психологии личности, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова E-mail: vdanilochkina@mail.ru

Danilochkina Vera V.

Psychologist, the Psychology of Personality Department, Lomonosov Moscow State University

E-mail: vdanilochkina@mail.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка концептуализации и операционализации понятия «смыслообразующий психологический контекст», который рассматривается как самостоятельный предмет исследования, опосредующий успешность или неуспешность деятельности участников кратковременных деловых переговоров. Предложены способы измерения широты смыслообразующего психологического контекста, апробированные на эмпирическом исследовании. Исходя из определения психологического контекста А. А. Вербицкого, дано содержательное наполнение смыслообразующего психологического контекста деятельности участников переговоров, включающего в себя систему таких

Abstract. The article attempts to conceptualize and operationalize the concept of «semantic psychological context», which is considered as an independent subject of research, mediating the success or failure of the activities of participants in short-term business negotiations. Methods for measuring the breadth of the semantic psychological context, tested on empirical research, are proposed. Based on the definition of the psychological context by A. A. Verbitsky, the content of the semantic psychological context of the activity of the participants in the negotiations is given, which includes a system of such individual psychological

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Данилочкина В. В., 2022

индивидуально-психологических характеристик, как эмоциональный интеллект, ценности, уровень рефлексивности и переговорная ориентация. Показано, что широта контекста является относительным показателем, требующим сравнения с исходным состоянием или состоянием контекста другого субъекта совместной деятельности.

characteristics as emotional intelligence, values, the level of reflexivity and negotiation orientation. The breadth of the context is shown to be a relative indicator that requires comparison with the initial state or the state of the context of another subject of joint activity.

Ключевые слова: категория «контекст», смыслообразующий психологический контекст, широта контекста, операционализация, переговоры, краткосрочные деловые переговоры.

Keywords: the "context" category, the semantic psychological context, breadth of context, operationalization, negotiations, short-term business negotiations.

Для цитирования: Данилочкина В. В. Смыслообразующий психологический контекст: попытка концептуализации и операционализации понятия на материале переговорной деятельности // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 76-84. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-76-84.

Cite as: Danilochkina V. V. Semantic psychological context: an attempt to conceptualize and operationalize the concept on the material of negotiation. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 76-84. DOI: 10.31862/2218-87112022-1-76-84.

Идея рассматривать все происходящее вокруг не изолированно друг от друга, а с учетом контекста, формирующего смысл и значение содержания происходящего, не нова и часто является предметом исследований, что подтверждается на страницах научных и специальных психологических (и не только психологических) журналов.

Начиная с логического позитивизма, в частности с работ Г. Рейхенбаха и его идей «контекста открытия» и «контекста обоснования» применительно к процессам научных изысканий [1], наблюдается повышенный научный интерес к теме контекста не только как части текста, а как к самостоятельному объяснительному понятию, учитывающему разные факторы и условия жизни и деятельности человека.

В психологии нетекстовая природа контекста раскрывается в работах С. Л. Рубинштейна, который делил речь на «контекстную» и «ситуативную». Понимание содержания «ситуативной» речи требует восприятие самой ситуации, в которой происходит общение. Для понимания смысла «контекстной» речи достаточно самого речевого высказывания [2].

В 1980-х гг. известный ученый А. А. Вербицкий высказал мысль о том, что «контекст» может претендовать на статус новой психологической категории [3]. Под контекстом А. А. Вербицкий предлагал понимать «систему внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее

компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует» [4, с. 137]. Позднее ученик А. А. Вербицкого В. Г. Калашников акцентировал внимание на то, что «внешние и внутренние условия жизни и деятельности человека», формирующие контекст, существуют не сами по себе, а являются отраженными в сознании человека и его психике [5]. В связи с этим деление контекста на внешний и внутренний носит условный характер.

Из представленного определения следует, что контекст одновременно является: 1) семантическим полем, в которое вовлекается разного рода психическое содержание, его соотнесение между собой порождает разнообразные смыслы и значения и 2) процессом семантизации - специфическим механизмом установления отношений между фрагментами психического содержания, позволяющие выйти на новый уровень осмысленности происходящего. В этом выражаются структурный и функциональные аспекты контекста [6].

Таким образом, термин «контекст» оказался востребованным в разных областях научного знания. Отметим, что имеется в виду рассмотрение «контекста» как самостоятельного научного понятия, являющегося предметом изучения, а не его «текстово-ре-чевого» синонима, который часто используется как обозначение рамок (границ) в качестве вспомогательного слова в письменной или устной речи.

Наполнение контекста («системы внешних факторов и условий жизни и деятельности человека») определяется целями, которые стоят перед субъектом, и фокусом исследователя на смыслообразующих функциях данного содержания наполнения.

Операционализация понятия представляет собой процедуру связи теоретического понятия с эмпирическими показателями (индикаторами), позволяющими судить о наличии существования явления и возможности его измерения [7].

В психологических научных изысканиях, а также непосредственно в психологической практике часто можно столкнуться с рекомендациями рассмотреть проблему в более широком контексте, воспринимать все происходящее в более широком контексте и т. д. [8; 9]. Возникает вопрос, что означает «более широкий контекст», как оценить «широту контекста»? Ответ на эти вопросы дадим на примере исследований контекста деятельности участников краткосрочных деловых переговоров.

В психологии переговоров, молодой психологической дисциплине, начинающей развиваться с середины века, большое внимание уделяется внешнему контексту, то есть тому, как внешнее окружение влияет на процесс и результаты переговоров. Например, изучались особенности ведения переговоров исходя из учета временного контекста [10], влияния количества участников переговоров и присутствующих на переговорах людей [11], особенности переговоров, участники которых выросли и развивались в индивидуальных или коллективистских формах общественных отношений [12].

Изучение условно внутреннего психологического контекста участников переговорной деятельности - процесс более сложный, связанный с отсутствием общепринятой терминологией и аппаратом исследования.

В нашей работе, проведенной под руководством А. А. Вербицкого на материале краткосрочных деловых переговоров, мы оперируем понятием «смыслообразующий психологический контекст», не разделяя контекст на внешний и внутренний, учитывая, что все внешние и внутренние компоненты контекста всегда отражаются в психике и представлены тем или иным способом в сознании субъекта. В названии понятия осознанно подчеркивается смыслозадающая функция контекста, тем самым делается фокус на использование понятия «контекст» как самостоятельного предмета исследования [13].

В качестве элементов смыслообразующего психологического контекста были выбраны индивидуально-психологические характеристики участников переговоров, которые отвечали двум критериям: 1) индивидуально-психологические особенности должны участвовать в формировании смысла; 2) иметь важное значение для переговор -ного процесса. Таким образом, в рамках исследования под смыслообразующим психологическим контекстом понимается система индивидуально-психологических особенностей, к которым относятся ценности, эмоциональный интеллект, уровень рефлексивности и переговорная ориентация, участвующие в формирования смысла и значения всего происходящего в переговорах и опосредующие успешность или неуспешность достижения обоюдного переговорного соглашения.

Под переговорами в исследовании понимается «взаимодействие имеющих частично противоположные и общие интересы - двух и более сторон, направленное на достижение взаимовыгодных договоренностей, отличающееся от других видов взаимодействия наличием двух и более сторон; взаимозависимостью (обусловленной частично совпадающими и частично противоположными интересами); добровольным характером участия и направленностью на совместное принятие решения [13, с. 220].

Выбор именно краткосрочных деловых переговоров с незнакомым оппонентом был обоснован тремя факторами.

Первый - ограниченность переговоров во времени позволяла усилить проявления индивидуально-психологических особенностей участников переговорного взаимодействия.

Второй - отсутствие влияния знаний о прошлом переговорном опыте оппонента способствовало ориентации только на ту информацию об оппоненте, которая была доступна во время самих переговоров.

Третий - учет внешних аспектов контекста требовал строгого определения области ведения переговоров, в данном случае деловых, потому что контекст ведения разных переговоров может значительно отличаться друг от друга (международные дипломатические переговоры кардинальным образом отличаются от ведения переговоров с преступниками или мирных переговоров в деловой среде). Учет представленных факторов позволил создать условия, при которых исследование смыслообразующего психологического контекста было максимально возможным.

В исследовании приняли участие 104 опытных переговорщика в возрасте от 30 до 55 лет, 43 мужчины и 61 женщина. Исследование проводилось в Москве с 2017 по 2020 г.

На первом этапе переговорщики заполняли батарею тестов на определение уровня развития выбранных индивидуально-психологических характеристик: «ЭмИн» Д. В.

Люсина, методика определения уровня рефлексивности В. А. Карпова, тест Томаса-Кил-манна, «УСЦД» Е. Б. Фанталовой.

На втором этапе испытуемые участвовали в переговорах, которые длились 5 мин и записывались на видеокамеру для возможности дальнейшего анализа поведения во время переговоров. Далее по результатам переговоров группа испытуемых была разделена на успешных и неуспешных переговорщиков: 53% успешных и 47% неуспешных переговорщиков. Подробно о процедуре определения успешности можно узнать в других наших работах [13; 14].

В результате анализа смыслообразующего психологического контекста успешных и неуспешных переговорщиков были получены следующие данные.

Успешные переговорщики имеют большее количество корреляционных связей между индивидуально-психологическими характеристиками, участвующими в смы-слообразовании. Более того, само количество этих характеристик, образующих корреляционные связи, больше, чем у неуспешных переговорщиков. На структурограмме, отражающей взаимосвязи между факторами смыслообразующего психологического контекста успешных переговорщиков, видно, что уровень рефлексивности, ценность «любовь» (как духовная и физическая близость с другим человеком), ценность «познание» (как расширение своего кругозора) и ориентация на сотрудничество (где важны как свои интересы, так и интересы другого) имеют самое большое количество достоверных корреляционных связей. Вместе с тем у неуспешных переговорщиков данные индивидуально-психологические факторы не образуют никаких корреляционных связей, они как бы не включены в во внутренний контекст. При этом ценность «материально-обеспеченная жизнь» имеет самое большое количество связей на высоком уровне достоверности (р ^ 0,01), это свидетельствует о том, что участник во время переговоров соотносит полученную информацию с тем, насколько это удовлетворит его материальные ценности, и это является одним из фокусов его переговорной деятельности (рис. 1).

Исходя из изложенного, можно сделать первый вывод о широте смыслообразующего психологического контекста деятельности успешных переговорщиков. Он характеризуется большим количеством индивидуально-психологических особенностей, образующих взаимные связи, и качеством самих этих особенностей, которые свидетельствуют о широте контекста.

Сравнение индивидуально-психологических особенностей в группе успешных и неуспешных переговорщиков показывают, что успешные переговорщики лучше понимают и умеют управлять эмоциями оппонента, а также ориентируются на такую ценность, как «любовь», которая передает значимость и важность отношений с другим человеком.

Наблюдается параллель с одним из критериев, по которым определяется успешность переговоров, направленного на умение выстраивать долгосрочные отношения с деловым партнером. Вместе с тем неуспешные переговорщики ориентируются на ценность «свобода», личная независимость в своих поступках и действиях (табл. 1). В данном случае мы наблюдаем параллель с одним из критериев, который отличает переговоры от других видов деятельности - в переговорах партнеры изначально взаимозависимы [15].

9 ) 2 2

Успешные переговорщики

Неуспешные переговорщики

Рис. 1. Структурограмма взаимосвязей факторов смыслообразующего психологического контекста деятельности успешных и неуспешных переговорщиков

Условные обозначения: 1 - уровень рефлексивности; 2 - шкала «Межличностное понимание эмоций» МП; 3 - шкала «Межличностное управление эмоциями» МУ; 4 - шкала «Внутриличностное понимание эмоций» ВП; 5 - шкала «Внутриличностное управление эмоциями» ВУ; 6 - шкала «Внешняя экспрессия» ВЭ; 7 - шкала «Межличностный эмоциональный интеллект» МЭИ; 8 - шкала «Внутриличностный эмоциональный интеллект» ВЭИ; 9 - шкала «Понимание эмоций» ПЭ; 10 - шкала «Управление эмоциями»

УЭ; 11 - шкала «Общий эмоциональный интеллект» ОЭИ; 12 - тип межличностной ориентации при решении противоречий «Конкурентный»; 13 - тип межличностной ориентации при решении противоречий «Кооперативный»; 14 - тип межличностной ориентации при решении противоречий «Компромиссный»; 15 - тип межличностной ориентации при решении противоречий «Избегающий»; 16 - тип межличностной ориентации при решении противоречий «Подстраивающийся»; 17 - ценность «Активная, деятельная жизнь»; 18 - ценность «Здоровье (физическое и психическое)»; 19 - ценность «Интересная работа»; 20 - ценность

«Красота природы и искусства»; 21 - ценность «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)»; 22 - ценность «Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)»; 23 - ценность «Наличие хороших и верных друзей» 24 - ценность «Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)»; 25 - ценность «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)»; 26 - ценность «Свобода как независимость в поступках и действиях»; 27 - ценность «Счастливая семейная жизнь»; 28 - ценность «Творчество (возможность творческой деятельности)»; 29 - уровень общего рассогласования жизненных ценностей с их достижением; 30 - «ВК» внутренний конфликт, вызванный отсутствием достижимости важных жизненных ценностей; 31 - «ВВ» внутренний вакуум, вызванный реализацией неважных жизненных ценностей; 32 - «НЗ» нейтральная зона, при которой важные жизненные ценности удовлетворены.

Линии обозначают различную степень взаимосвязи факторов:

--корреляция прямая на уровне значимости (р < 0,01)

--корреляция прямая на уровне значимости (р < 0,05)

----корреляция обратная на уровне значимости (р < 0,01)

корреляция обратная на уровне значимости (р < 0,05)

6 2

0

0 2

3

3

0

5

0

4

3

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа индивидуально-психологических особенностей

успешных и неуспешных переговорщиков

Показатели Успешные (n = 55) Неуспешные (n = 55) U-критерий Манна -Уитни Уровень значимости различий (р)

Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение

Межличностное понимание эмоций 25,1 5,2 24,4 4,0 1027* 0,037

Межличностное управление эмоциями 21,6 3,4 20,3 3,3 989* 0,020

Межличностный эмоциональный интеллект 46,7 8,0 44,7 6,2 979* 0,016

Ценность «любовь» 7,9 2,2 7,3 2,5 1012* 0,029

Ценность «свобода» 4,9 3,0 5,9 2,9 1054* 0,056

Примечание: * - различия достоверны при р < 0,05.

Осознание этой взаимозависимости приводит к более быстрому принятию взаимовыгодного решения.

Отсюда следует второй вывод: представленные выше данные свидетельствуют о том, что успешные переговорщики вовлекают в свое семантическое поле разного рода содержание, касающееся другого (то есть своего оппонента), тогда как неуспешные ориентируются только на себя и свои ценности. Данный факт также является доказательством, свидетельствующим о широте смыслообразующего контекста деятельности успешных переговорщиков.

Итак, на примере переговорной деятельности в ситуации краткосрочных деловых переговоров мы обосновали возможность и продемонстрировали практическую реализацию операционализации понятия «смыслобразующий психологический контекст» и определения широты контекста относительно контекста участника, находящегося в этой же самой ситуации. Представленный материал открывает новые перспективы дальнейшего развития, связанного с применением предложенного способа определения широты контекста к эффективности других видов деятельности, а также разработки программ обучения, направленных на формирование навыков работы с контекстом в части его расширения и восприятия происходящего в более широком семантическом поле, позволяющем добиваться более высоких результатов.

Список литературы

1. Reichenbach Н. Experience and Prédiction: An Analysis of the Foundations and the

Structure of Knowledge. University of Chicago Press, 1938.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. С. 442-481.

3. Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы.

Круглый стол // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 20-21.

4. Вербицкий А. А. Психология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.

5. Калашников В. Г. Контекстный подход как методология психологического исследования. СПб.: Нестор-История, 2019. 384 с.

6. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 5-14.

7. Цыба В. Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 60-68.

8. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 104-117.

9. Рассказова И. Н. Изменение смыслообразующих контекстов клиента в процессе психологического консультирования: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 221 с.

10. Henderson M. D., Trope Y., Carnevale P. J. Negotiation from a Near and Distant Time Perspective // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91, No. 4. P. 712-729.

11. Druckman D. Dogmatism, prenegotiation experience, and simulated group representation as determinants of dyadic behavior in a bargaining situation // J. Pers. Soc. Psychol. 1967. Vol. 6, No. 3. P. 190-279.

12. Culture and Joint Gains in Negotiation / J. M. Brett, W. Adair, A. Lempereur [et al.] // International Negotiation. 1998. Vol. 14. P. 61-86.

13. Вербицкий А. А., Данилочкина В. В. Теоретико-эмпирическая модель исследования смыслообразующего психологического контекста участников краткосрочных деловых переговоров // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 2 (58). С. 215-228.

14. Данилочкина В. В. Внутренние контексты успешных и неуспешных переговорщиков в условиях краткосрочных деловых переговоров // Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2019. № 5. С. 38-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга: Калужский ин-т социологии, 1993. 150 с.

References

1. Reichenbach N. Experience and Prediction: An Analysis of the Foundations and the Structure of Knowledge. University of Chicago Press, 1938.

2. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1989. Pp. 442-481.

3. Psikhologiya i pedagogika vysshey shkoly: problemy, rezultaty, perspektivy. Kruglyy stol. Voprosy psikhologii. 1981, No. 3, pp. 20-21.

4. Verbitskiy A. A. Psikhologiya. Slovar. In: Psikhologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar in 6 vols. Ed. by L. A. Karpenko, A. V. Petrovsky. Moscow: PER SE, 2005.

5. Kalashnikov V. G. Kontekstnyy podkhod kak metodologiya psikhologicheskogo issledovaniya. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2019. 384 p.

6. Verbitskiy A. A., Kalashnikov V. G. Kontekstnyy podkhod v psikhologii. Psikhologicheskiy zhurnal. 2015, Vol. 36, No. 3, pp. 5-14.

7. Tsyba V. T. Kontseptualnoe obosnovanie operatsionalizatsii i izmerenie. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1984, No. 2, pp. 60-68.

8. Leontiev D. A. Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn, struktura, kultura, opyt. Mir psikhologii. Nauchno-metodicheskiy zhurnal. 2014, No. 1, pp. 104-117.

9. Rasskazova I. N. Izmenenie smysloobrazuyushchikh kontekstov klienta v protsesse psikhologicheskogo konsultirovaniya. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 1999. 221 p.

10. Henderson M. D., Trope Y., Carnevale P. J. Negotiation from a Near and Distant Time Perspective. Journal of Personality and Social Psychology. 2006, Vol. 91, No. 4, pp. 712-729.

11. Druckman D. Dogmatism, prenegotiation experience, and simulated group representation as determinants of dyadic behavior in a bargaining situation. J. Pers. Soc. Psychol. 1967, Vol. 6, No. 3, pp. 190-279.

12. Brett J. M., Adair W., Lempereur A. et al. Culture and Joint Gains in Negotiation. International Negotiation. 1998, Vol. 14, pp. 61-86.

13. Verbitskiy A. A., Danilochkina V. V. Teoretiko-empiricheskaya model issledovaniya smysloobrazuyushchego psikhologicheskogo konteksta uchastnikov kratkosrochnykh delovykh peregovorov. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2021, No. 2 (58), pp. 215-228.

14. Danilochkina V. V. Vnutrennie konteksty uspeshnykh i neuspeshnykh peregovorshchikov v usloviyakh kratkosrochnykh delovykh peregovorov. Nauchnoe obozrenie. Ser. 2. Gumanitarnye nauki. 2019, No. 5, pp. 38-47.

15. Mastenbruk V. Peregovory. Kaluga: Kaluzhskiy in-t sotsiologii, 1993. 150 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1

Статья поступила в редакцию 14.10.2021 The article was received on 14.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.