Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОПЫТ ТУРКМЕНИСТАНА'

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОПЫТ ТУРКМЕНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
397
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ТУРКМЕНИСТАН / ЯПОНСКО-ТУРКМЕНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ДУГА СВОБОДЫ И ПРОЦВЕТАНИЯ / ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / ОПР / КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ПОЛИТИКА НЕЙТРАЛИТЕТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сукиасянц Николь Николаевна

В данной статье рассматривается состояние развития японско-туркменских отношений в контексте двусторонних политических, экономических и культурных связей между двумя странами. Первые попытки политически закрепиться в Центральной Азии Япония начала предпринимать в начале 1990-х гг., когда образовалось несколько новых независимых государств, а Токио начал предлагать новые концепции внешней политики и форматы взаимодействия со странами, которые не являлись ближайшими соседями. Однако проблемы, возникавшие в новых политических режимах Центральной Азии, не всегда удавалось преодолеть сразу и в короткие сроки. На фоне других стран богатый ресурсами Туркменистан со стабильным политическим режимом выглядел надёжнее соседей. За тридцать лет отношений Япония и Туркменистан смогли реализовать ряд масштабных сырьевых и производственных проектов, найти форматы взаимодействия на политической арене в регионе и выстроить рабочий формат двусторонних отношений. Это позволило крупным японским компаниями выйти на местный рынок, найти свою нишу и закрепиться в регионе, не вступая в открытую конкуренцию с Китаем и Россией. В то же время Туркменистана смог не только нарастить энергетическую инфраструктуру и эффективно реализовать природные ресурсы, но начал рассматривать новые несырьевые сферы собственного экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAPAN'S MODERN POLICY IN CENTRAL ASIA: THE TURKMENISTAN EXPERIENCE

This article examines the current state of the evolution of Japanese-Turkmen relations in the context of bilateral political and economic cooperation, socio-cultural ties and people-to-people relations. Tokyo’s first attempts to gain a political foothold in Central Asia were conceived in the early 1990s, when several new independent states appeared and Tokyo began to propose new concepts of foreign policy as well as formats for interaction with non-neighbors. However, the problems that arose in the new political regimes were not easy to overcome. Among other countries, resource-rich Turkmenistan with a stable political regime looked more reliable than its neighbors. During the last three decades Japan and Turkmenistan have been able to implement a number of large-scale projects, find formats for interaction on a political spectrum in the region, create a bilateral relationship and ensure cooperation. This allowed large Japanese companies to enter the local market, find their niche and gain a political foothold in the region without competing with China and Russia. While Turkmenistan not only developed its energy infrastructure and discovered an effectively model of the sale of natural resources, but began considering new non-resource sectors of its own economic growth.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОПЫТ ТУРКМЕНИСТАНА»

Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 118-14.

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2022. Vol. 2 (71). P. 118-124.

Научная статья

УДК 327

doi: 10.54398/1818510Х_2022_2_118

Современная политика Японии в Центральной Азии: опыт Туркменистана

Сукиасянц Николь Николаевна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Nnikol555@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0887-5042

Аннотация. В данной статье рассматривается состояние развития японско-туркменских отношений в контексте двусторонних политических, экономических и культурных связей между двумя странами. Первые попытки политически закрепиться в Центральной Азии Япония начала предпринимать в начале 1990-х гг., когда образовалось несколько новых независимых государств, а Токио начал предлагать новые концепции внешней политики и форматы взаимодействия со странами, которые не являлись ближайшими соседями. Однако проблемы, возникавшие в новых политических режимах Центральной Азии, не всегда удавалось преодолеть сразу и в короткие сроки. На фоне других стран богатый ресурсами Туркменистан со стабильным политическим режимом выглядел надёжнее соседей. За тридцать лет отношений Япония и Туркменистан смогли реализовать ряд масштабных сырьевых и производственных проектов, найти форматы взаимодействия на политической арене в регионе и выстроить рабочий формат двусторонних отношений. Это позволило крупным японским компаниями выйти на местный рынок, найти свою нишу и закрепиться в регионе, не вступая в открытую конкуренцию с Китаем и Россией. В то же время Туркменистана смог не только нарастить энергетическую инфраструктуру и эффективно реализовать природные ресурсы, но начал рассматривать новые несырьевые сферы собственного экономического развития.

Ключевые слова: Япония, Туркменистан, японско-туркменские отношения, Центральная Азия, Энергетический шёлковый путь, Дуга свободы и процветания, официальная помощь развитию, ОПР, Каспийский регион, политика нейтралитета

Для цитирования: Сукиасянц Н. Н. Современная политика Японии в Центральной Азии: опыт Туркменистана // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 118-124. https://10.54398/1818510Х_ 2022_2_118.

Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Japan's modern policy in Central Asia:

THE TURKMENISTAN EXPERIENCE

Nikol N. Sukiasyants

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Nnikol555@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0887-5042

Abstract. This article examines the current state of the evolution of Japanese-Turkmen relations in the context of bilateral political and economic cooperation, socio-cultural ties and people-to-people relations. Tokyo's first attempts to gain a political foothold in Central Asia were conceived in the early 1990s, when several new independent states appeared and Tokyo began to propose new concepts of foreign policy as well as formats for interaction with non-neighbors. However, the problems that arose in the new political regimes were not easy to overcome. Among other countries, resource-rich Turkmenistan with a stable political regime looked more reliable than its neighbors. During the last three decades Japan and Turkmenistan have been able to implement a number of large-scale projects, find formats for interaction on a political spectrum in the region, create a bilateral relationship and ensure cooperation. This allowed large Japanese companies to enter the local market, find their niche and gain a political foothold in the region without competing with China and Russia. While Turkmenistan not only developed its energy infrastructure and discovered an effectively model of the sale of natural resources, but began considering new non-resource sectors of its own economic growth.

Keywords: Japan, Turkmenistan, Japan-Turkmenistan relations, Central Asia, Energy Silk Road, Arc of Freedom and Prosperity, official development assistance, ODA, Caspian region, neutrality policy

For citation: Sukiasyants, N. N. Japan's modern policy in Central Asia: the Turkmenistan experience. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2022, no. 2 (71), pp. 118-124. https://10.54398/1818510Х_2022_2_118.

This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.

© Сукиасянц Н. Н., 2022 118

Введение

После обретения в 1991 r. независимости центральным элементом внешней политики Туркменистана стал нейтралитет, что не помешало ему приступить к поиску новых экспортных маршрутов и реализации проектов по переработки собственных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и технологий. В то же время Япония только начала отходить от старой внешнеполитической парадигмы взаимоотношений с окружающими странами, которая в основном заключалась в укреплении альянса Япония - США, содействии оОн в рамках международных операций и гуманитарных миссий и выработке политики по взаимодействию с ближайшими странами: Россией, Китаем и Республикой Корея.

Основная часть

В поле зрения Японии вновь образованная страна попала в 1992 г., когда на фоне разработки проекта «Энергетического шёлкового пути» и были впервые установлены дипломатические отношения. В конце 1992 г. Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) вместе с японской компанией "Mitsubishi Corporation" разработала проект газового трубопровода, по которому газ из Туркменистана должен был поставляться через страны Центральной Азии в Китай, и оттуда в Южную Корею (Мокпхо) и Японию (Ниигата) по морю.

С 1993 по 1996 г. проект проходил технико-экономическое обоснование, в котором принимали участие специалисты из крупнейшей американской нефтяной компании "Exxon Mobil". По результатам исследования трубопровод признали нерентабельным из-за его стоимости и неопределённых запасов газа в Туркменистане, а если и сможет окупить вложенные в него инвестиций, то единственным получателем прибыли от этого проекта будет Китай [20, c. 63-67].

В этот же период с 1994 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии и Агентство природных ресурсов Японии в сотрудничестве с Японской национальной нефтяной корпорацией (JNOC) развивали сотрудничество со странами Каспийского залива. Основной деятельностью организации является продвижение полностью оплачиваемой образовательной программы JNOC-TRC, которая направлена на зарубежных технологов из развивающихся сырьевых стран в области разработки нефти. В 1996 г. в программе впервые приняли участие представители Туркменистана [22].

С 1997 г. между двумя государствами проходили обмены официальными делегациями разных уровней, кульминацией которых стало открытие в июне 2005 г. старшим вице-министром иностранных дел Японии Аисава Итиро официального представительства Японии в Ашхабаде. Посольство Туркмении отрылось в Токио только в 2013 г. Стоит отметить, что на раннем этапе развития двусторонних отношений официальная помощь развитию (ОПР) и другая финансовая поддержка со стороны Японии была минимальной, так как бывший президент Сапармурат Ниязов выступал против активного иностранного присутствия в стране [20, c. 121-122].

После прихода к власти в 2006 г. Гурбангулы Бердымухамедова количество контактов и обменов между странами стало расти. Япония теперь предлагала не только узкоспециализированные образовательные программы, но и направляла экспертов в области ведения бизнеса в Туркменистан и организовывала курсы по экономики и ведению бизнеса.

Этому также способствовала объявленная в 2006 г. министром иностранных дел Японии Таро Асо внешнеполитическая концепция, которая получила название «Дуга свободы и процветания» [7]. В рамках этого политического заявления Япония планировала выстраивать дипломатические отношения с государствами периферии евразийского континента на основе таких универсальных ценностей, как свобода, демократия, рыночная экономика и другие.

В 2009 и 2013 гг. визиты президента Туркменистана в Японию заложили новый этап в отношениях двух стран, которое нашло задокументированное отражение в «Совместном заявлении между Туркменистаном и Японией о новом партнёрстве» и двусторонних документах в области технического сотрудничества, добычи и переработки природного газа, бизнеса, образования и здравоохранения [10].

Первым проектом в рамках заданной инициативы стало строительство газохимического комплекса по производству полиэтилена и полипропилена в поселке Киянлы. Осуществлением проекта, который оценивают в 3,4 млрд долларов, принимали участие японская компания "TOYO Engineering" и консорциумом южнокорейских компаний "LG International Corporation" и "Hyundai Engineering", а управляющей компанией готового комплекса является государственный концерн «Туркменгаз».

Несколько ранее японскими компаниями "Sojitz Corporation" и "Kawasaki Heavy Industries" был завершён проект по строительству завода по производству аммиака и комплексных удобрений в Мары, который перешёл под управление государственного концерна «Туркменхимия» [23]. Стоимость проекта оценивается в 1 млрд долларов. Успешная реализация этого проекта позволила японским компаниям претендовать на реализацию государственного заказа от «Туркменгаз» на проектирование дополнительной линии по переработки газа в бензин по технологии GTG (Gas to Gasoline).

Стоит отметить и инвестиционную роль турецких компаний в туркмено-японские коммерческие производственные проекты. Так, в 2015 r. консорциум японской компании "Mitsubishi Corporation" и турецкой "Gap Inçaat" разработал и осуществил строительство завода по производству карбамида в городе

Гарабогаз [2]. Финансирование проекта формировалось на основе кредита Японского банка международного сотрудничества, который выделил около 700 млн долларов [14].

Годом ранее было заключено соглашение между государственным консорциумом «Туркменгаз», японской компанией "Kawasaki Heavy Industries" и турецкой "Rönesans Türkmen" о строительстве завода по производству бензина из природного газа в Ахалском велаяте. Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд долларов. Позднее этот проект объединили с работами по реализации завода по переработке природного газа в жидкое топливо между ГК «Туркменгаз» и японскими компаниями "Sojitz", "Chiyoda" и "Nippon Steel and Sumikin Engineering" [3].

Весной 2015 г. в японском городе Сендай президент Гурбангулы Бердымухамедов провёл встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Поводом визита туркменской делегации стала III Всемирная конференция ООН по снижению риска стихийных бедствий, которая проходила там же. На встрече были определены дальнейшие и приоритетные направления сотрудничества с Японией, задачи Туркмено-японского и Японо-туркменского комитетов по экономическому сотрудничеству [11].

В рамках визита туркменская делегация провела встречу с представителями японского бизнеса, которые, в свою очередь, выразили заинтересованность в инвестировании 2 млрд долларов в строительство порта в городе Туркменбаши [19]. Кроме того, было подписано Соглашение о взаимопонимании между государственным концерном «Туркменгаз» и рядом японских индустриальных компаний.

Во всех обозначенных выше проектах и инициативах ключевая роль японской стороны заключалась в предоставлении современного и инновационного оборудования, а также в обучении кадров на базе местных специалистов. Однако в последние годы всё больше видна зависимость Туркмении от специалистов и технологий страны, осуществившей строительство обозначенных проектов.

В январе 2020 г. ГК «Туркменгаз» заключил соглашение о предоставлении консалтинговых услуг со стороны "Kawasaki Heavy Industries", которая участвовала в строительстве комплекса по переработке природного газа. Предметом соглашения стала помощь в управлении запущенного в 2018 г. комплекса [12].

В июле 2021 г. президент Гурбангулы Бердымухамедов на заседании Кабинета министров Туркменистана передал завод по производству полимеров в Киянлы и завода по производству бензина в Ахал-ском велаяте из-под управление ГК «Туркменгаз» в ведение ГК «Туркменхимия» с целью наладить стабильную и качественную работу на предприятиях [9].

Помимо коммерческих проектов, в которых главным образом принимают участие крупные компании и корпорации, Япония выступает крупным донором программ официальной помощи развития в Центральной Азии. ОПР представляет собой кредиты, предоставляемые на льготных условиях, гранты для содействия экономическому развитию и благосостоянию развивающихся стран, а также техническое сотрудничество [21].

Так был осуществлен проект модернизации железнодорожной транспортной системы Туркменистана. Япония в рамках программы официальной помощи развитию выделила около 4 млн долларов на обновление технического оборудования, поездов и имплементации системы оплаты проезда по проездным картам [15].

В 2010 г. Япония совместно с ООН в рамках многосторонней ОПР и Целевым фондом ООН по безопасности человека (UNTFHS) организовала программу поддержки репродуктивного здоровья и уровня жизни беженцев в Туркменистане с целью снижения количества уязвимых слоев населения и профилактики торговли людьми [17].

По данным Министерства иностранных дел Японии за 2019 г., официальная помощь развитию, которую оказала Япония Туркменистану, составила в виде льготных кредитов около 40 млн долларов, гранты - около 5,5 млн долларов, техническое сотрудничество - 11,5 млрд долларов [17]. В сравнении с уровнем финансирования стран Центральной Азии через программы официальной помощи развития Туркменистан пока получает значительно меньшую поддержку от Японии, тем более на фоне таких доноров, как США и Европейский союз [16].

Политическое сотрудничество Японии и Туркменистана на региональном уровне осуществляется через участие стран в диалоге «Центральная Азия + Япония». Политическая инициатива «Центральная Азия + Япония» возникла в августе 2004 г. на принципах взаимного доверия и сотрудничества Японии и пяти стран Центральной Азии. Своей целью они поставили оперативное решение внутрирегиональных проблем на базе японских технологий и опыта в разных производственных сферах. Туркменистан вошёл в состав председателей диалога в 2014 г. [1].

В отличие от политической сферы, в социально-экономических и культурных областях Туркменистан демонстрирует большую активность в отношениях с Японией. При этом он стремиться налаживать связи с японской стороной и за пределами тяжёлой промышленности. В 2013 г. Туркменистан впервые представил свою экспозицию на Международной туристической выставке "JATA Travel Showcase 2013" в Токио. Выставку посетил и президент Гурбангулы Бердымухамедов, которого на мероприятии сопровождали председатель оргкомитета выставки Котаро Коги и Генеральный секретарь Всемирной туристической организации ООН Талеб Рифаи [4].

Сфера образования и научных обменов также находит отражение в двустороннем взаимодействии Японии и Туркменистана. В 2013 r. было подписано первое Соглашение о научном обмене и академическом сотрудничестве между университетом Цукуба и Туркменским национальным институтом мировых языков имени Д. Азади. Это послужило росту количества туркменских студентов, получивших возможность уехать на стажировку, и совместных научных работ в области гуманитарных, естественных и технических наук [6].

Туркменский язык преподают и изучают только в Токийском университете иностранных языков, поэтому туркменские дипломаты часто организуют тематические мероприятия для студентов, а аспиранты имеют возможность получить государственную награду от правительства Туркменистана [13].

В 2017 г. Международный университет гуманитарных наук и развития в Ашхабаде и Токийский университет международных исследований подписали меморандум о программе студенческих обменов. Целью сотрудничества двух вузов является популяризация студенческих обменов и международных научных исследований [26].

Культурная сторона двустороннего сотрудничества выражается в использовании Японией инструментов «мягкой силы». Посольство Японии в Ашхабаде занимается организацией бесплатных курсов японского языка, фестивалей японской культуры, популяризации традиционных боевых искусств и японской кухни.

С 2018 г. в Ашхабаде и Мары проходит фестиваль японских фильм, а по туркменскому телевидению показывают несколько японских телесериалов [5].

Последние годы отношения двух стран определяются результатом масштабного визита бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ в страны Центральной Азии осенью 2015 г. [24]. Главной целью визита было стремление Японии оценить уровень влияния Китая и России в регионе в целом и каждой стране, в частности, и поиск потенциальной экономически эффективной ниши для японского присутствия.

В октябре Абэ в составе делегации из представителей ведущих японских предприятий и организаций прибыл в Туркменистан, где принял участие в бизнес-форуме. Это первый визит премьер-министра Японии в Туркменистан, до этого мероприятия и встречи на таком высоком уровне не проводились. По результатам форума были подписаны документы по ряду новых проектов в химической и энергетической отраслях на сумму более 18 млрд долларов [18]. Условия соглашения подразумевают активное участие японского крупного бизнеса в реализации новых проектов.

Однако Туркменистан проявляет интерес не только к опыту Японии в области нефтехимической промышленности, но и в аграрном секторе. В марте 2019 г. туркменская делегация посетила фабрику по производству мраморной говядины, осмотрела инновационные тепличные комплексы и посетила центр робототехники компании "Kawasaki Heavy Industries" [25]. Зарождающийся интерес Туркменистана к несырьевым неэнергетическим видам продукции может говорить о желании и готовности страны диверсифицировать экспортную продукцию и снизить государственную зависимость от цен на энергоресурсы.

В июле 2021 г. в Японию приехала олимпийская сборная Туркменистана во главе с вице-премьером Сердаром Бердымухамедовым - сыном действующего президента [12]. Помимо поседения спортивных мероприятий Сердар провёл встречу Туркмено-японского комитета по экономическому сотрудничеству, в результате которой состоялось подписание нескольких соглашений по взаимодействию в инфраструктурной и банковской сферах. На встречах несколько раз подчёркивалась важность создания современной промышленно-технической инфраструктуры, которую можно будет использовать для развития экономических и логистических связей в регионе и за его пределами.

Глава туркменской делегации также встретился с бывшим премьер-министром Японии Есихидэ Су-гой и новым императором Японии Нарухито, что можно расценить как проявление благосклонности и заинтересованности Японии к партнёрам из Центральной Азии. Стоит отметить, что в октябре 2019 г. президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов также присутствовал на церемонии восхождения на престол императора Нарухито [8].

Выводы

Центральная Азия - это относительно новое поле для геополитической активности современной Японии. Если вначале Токио не совсем ясно и чётко представлял, с кем и как выстраивать отношения, то сейчас очевидно, что Япония идёт по пути налаживания крепких двусторонних отношений с каждой из пяти стран региона.

Современный Туркменистан стал важным экспортером природного газа и нефти в Центральной Азии. В первую очередь на туркменский газ рассчитывает Китай, который уже вытеснил Россию в качестве основного покупателя, каждый год импортируя 30-35 млрд кубометров топлива. Кроме того, Пекин не оставляет идею и проект Шёлкового пути, инфраструктура которого разработана для обеспечения потребностей Китая.

В ситуации, когда Китай и Россия борются за влияние в Евразии, Япония не может и не хочет конкурировать в масштабных проектах, но активно встраивается в свободные ниши региональных рынков, предлагая свой опыт, технологии и инвестиции. Токио стремиться заполучить доступ к энергоресурсным странам через реализацию наукоемких проектов с использованием японской техники и технологий, которые требуют технической и информационной поддержки японских специалистов.

Также стоит отметить использование Японий «мягкой силы», которая проявляется в поддержке образовательных и культурных проектов, популяризации изучения японского языка и увеличения студенческих обменов, проведении фестивалей и других массовых мероприятий. Некоторые проекты, осуществленные в рамках программ официальной помощи развитию, также можно назвать инструментами «мягкой силы» Токио.

За прошедшие тридцать лет Япония и Туркменистан стабильно выстраивали двусторонние отношения, следуя обязательствам, разработанным на том или ином этапе сотрудничества. Япония видит в Туркменистане богатую сырьевую страну с удачным географическим расположением, стабильный политический режим, который позволил наладить тесные отношения между администрациями обоих государств. В то же время Туркменистан рассчитывает на японские технологии и опыт, которые могут помочь стране диверсифицировать экспортную продукцию и укрепить экономику, не подпадая под полное влияние крупных региональных игроков. В результате в обозримом будущем стоит ожидать и дальнейшего усиления и укрепления контактов между двумя странами, а также появления новых совместных экономических проектов, продукция которых будет экспортироваться ближайшим региональным соседям.

Список литературы

1. Бюллетень посольства Японии в Кыргызской Республике. - URL: https://www.kg.emb-japan.go.jp/culture/Yaponiya%20s%20vami/Byulliten_leto_2014.pdf (дата обращения: 02.12.2021).

2. Вице-премьер Б. Ходжамухаммедов встретился с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. - URL: http://95.85.120.209/? id=9267 (дата обращения: 02.12.2021).

3. Главы Haldor Topsoe, Ronesans Holding, Kawasaki Heavy Industries, Sojitz Corporation отчитались перед Г.Бердымухамедовым по проекту строительства перерабатывающего завода в Ахалском велаяте. - URL: https://neftegaz.ru/news/gosreg/239513-glavy-haldor-topsoe-r-nesans-holding-kawasaki-heavy-industries-sojitz-corporation-otchitalis-pered-g/ (дата обращения: 02.12.2021).

4. Завершился официальный визит президента Туркменистана в Японию. - URL: http://www.turkmenistan.ru/ru/articles/38974.html/ (дата обращения: 02.12.2021).

5. Мероприятия, проводимые в Туркменистане. - URL: https://www.tm.emb-japan.go.jp/itpr_ru/00_000052.html (дата обращения: 02.12.2021).

6. Наука и образование Туркменистана: векторы достижений. - URL: https://e-cis.info/news/567/85325/ (дата обращения: 02.12.2021).

7. О «поясе свободы и процветания». Стенограмма выступления Министра иностранных дел Японии Таро Асо по случаю 20-летия создания Японского международного форума (JFIR). - URL: https://www.ru.emb-japan.go.jp/P0LICIES/PERF0RMANCE/F0REIGNMINISTER/20070312.html (дата обращения: 02.12.2021).

8. Президент Туркменистана присутствовал на церемонии интронизации японского императора. - URL: https://rus.azathabar.com/aZ30231824.html (дата обращения: 02.12.2021).

9. Расширенное заседание Кабинета Министров Туркменистана. - URL: https://www.tdh.gov.tm/ru/post/ 27993/rasshirennoe-zasedanie-kabineta-ministrov-turkmenistana-3 (дата обращения: 02.12.2021).

10. Совместное заявление об углублении партнерства между Японией и Туркменистаном. - URL: https://www.tm.emb-japan.go.jp/files/000107739.pdf (дата обращения: 02.12.2021).

11. Туркменистан-Япония: горизонты конструктивного сотрудничества. - URL: http://gundogar-news.com/index.php?category_id=4&news_id=5311 (дата обращения: 02.12.2021).

12. Туркменистан: токийские хроники. - URL: https://russian.eurasianet.org/туркменистан-токийские-хроники (дата обращения: 02.12.2021).

13. Ambassador of Turkmenistan Visits TUFS. - URL: http://www.tufs.ac.jp/english/NEWS/2015/15042802.html (дата обращения: 02.12.2021).

14. Buyer's Credit for Government of Turkmenistan: Supporting Export of Chemical Fertilizer Plant Facility to Turkmenistan's State-Owned Petrochemical Company by Japanese Company. - URL: https://www.jbic.go.jp/en/information/press/press-2014/1020-31077.html (дата обращения: 02.12.2021).

15. Central Asia and Japan's ODA loans. - URL: https://www.jica.go.jp/uzbekistan/english/ office/others/c8h0vm0000bm5e96-att/archive_06.pdf (дата обращения: 02.12.2021).

16. Donor Activity in Central Asian Countries since 1991. - URL: https://cabar.asia/en/donor-activity-in-central-asian-countries-since-1991#_ftn6 (дата обращения: 02.12.2021).

17. Japan-Turkmenistan Relations (Basic Data). - URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/turkmenistan/ data.html (дата обращения: 02.12.2021).

18. Japan, Turkmenistan sign deals worth over $18 bln in chemicals, energy. URL: https://www.reuters.com/article/us-japan-turkmenistan-idUSKCN0SH1AN20151023 (дата обращения: 02.12.2021).

19. Japan's Strategy for Central Asia. - URL: https://thediplomat.com/2015/07/japans-strategy-for-central-asia/ (дата обращения: 02.12.2021).

20. Len, Ch., Tomohiko U., Tetsuya H. Japan's Silk Road Diplomacy. Paving the Road Ahead / Ch. Len. - Washington: DC and Stockholm., 2008. - URL: https://www.silkroadstudies.org/resources/pdf/Monographs/2008_12_B00K_Len-Tomohiko-Tetsuya_Japan-Silk-Road-Diplomacy.pdf (дата обращения: 02.12.2021).

21. OECD, DAC glossary of key terms and concepts. - URL: http://www.oecd.org/dac/dac-glossary.htm (дата обращения: 02.12.2021).

22. 0utline of JN0C-TRC 0verseas Training Program. - URL: https://www.jstage.jst.go.jp/article/japt1933/ 61/5/61 _5_391 /_pdf (дата обращения: 02.12.2021).

23. Sojitz and Kawasaki Heavy Industries Complete Largest Fertilizer Plant in Turkmenistan. - URL: https://www.sojitz.com/en/news/2014/10/20141017.php (дата обращения: 02.12.2021).

24. Strengthening stability in region, main topic of Turkmen-Japanese talks. - URL: https://www.azernews.az/ region/89098.html (дата обращения: 02.12.2021).

25. The visit of the delegation of Turkmenistan to japan has finished. - URL: https://turkey.tmembassy.gov.tm/ tr/news/31089 (дата обращения: 02.12.2021).

26. Turkmenistan, Japan universities agree on student exchange program. - URL: https://www.thefreelibrary.com/Turkmenistan%2C+Japan+universities+agree+on+student+exchange+program-a0515385680 (дата обращения: 02.12.2021).

References

1. Byulleten posolstva Yaponii v Kyrgyzskoy Respublike [Bulletin of the Japanese Embassy in the Kyrgyz Republic]. Available at: https://www.kg.emb-japan.go.jp/culture/Yaponiya%20s%20vami/Byulliten_leto_2014.pdf (accessed: 02.12.2021).

2. Vitse-premer B. Khodzhamukhammedov vstretilsya s premer-ministrom Yaponii Sindzo Abe [Vice Prime Minister B. Khojamuhammedov met with Prime Minister of Japan Shinzo Abe]. Available at: http://95.85.120.209/?id=9267 (accessed: 02.12.2021).

3. Glavy Haldor Topsoe, Rönesans Holding, Kawasaki Heavy Industries, Sojitz Corporation otchitalis pered G. Berdymukhamedovym po proektu stroitelstva pererabatyvayushchego zavoda v Akhalskom velayate [The heads of Haldor Topsoe, Rönesans Holding, Kawasaki Heavy Industries, Sojitz Corporation reported to G. Berdimuhamedov on the construction of a processing plant in Akhal velayat]. Available at: https://neftegaz.ru/news/gosreg/239513-glavy-haldor-topsoe-r-nesans-holding-kawasaki-heavy-industries-sojitz-corporation-otchitalis-pered-g/ (accessed: 02.12.2021).

4. Zavershilsya ofitsialnyy vizit prezidenta Turkmenistana v Yaponiyu [The official visit of the President of Turkmenistan to Japan has ended]. Available at: http://www.turkmenistan.ru/ru/articles/38974.html/ (accessed: 02.12.2021).

5. Meropriyatiya, provodimye v Turkmenistane [Events held in Turkmenistan]. Available at: https://www.tm.emb-japan.go.jp/itpr_ru/00_000052.html (accessed: 02.12.2021).

6. Nauka i obrazovanie Turkmenistana: vektory dostizheniy [Science and education of Turkmenistan: vectors of achievements]. Available at: https://e-cis.info/news/567/85325/ (accessed: 02.12.2021).

7. O "poyase svobody i protsvetaniya". Stenogramma vystupleniya Ministra inostrannykh del Yaponii Taro Aso po sluchayu 20-letiya sozdaniya Yaponskogo mezhdunarodnogo foruma (JFIR) [On the "belt of freedom and prosperity". Transcript of the speech of the Minister of Foreign Affairs of Japan Taro Aso on the occasion of the 20th anniversary of the establishment of the Japan International Forum (JFIR)]. Available at: https://www.ru.emb-japan.go.jp/P0LICIES/PERF0RMANCE/F0REIGNMINISTER/20070312.html (accessed: 02.12.2021).

8. Prezident Turkmenistana prisutstvoval na tseremonii intronizatsii yaponskogo imperatora [The President of Turkmenistan attended the ceremony of enthronement of the Japanese emperor]. Available at: https://rus.azathabar.com/aZ30231824.html (accessed: 02.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Rasshirennoe zasedanie Kabineta Ministrov Turkmenistana [Expanded meeting of the Cabinet of Ministers of Turkmenistan]. Available at: https://www.tdh.gov.tm/ru/post/27993/rasshirennoe-zasedanie-kabineta-ministrov-turkmenistana-3 (accessed: 02.12.2021).

10. Sovmestnoe zayavlenie ob uglubbnii partnerstva mezhdu Yaponiey i Turkmenistanom [Joint statement on deepening partnership between Japan and Turkmenistan]. Available at: https://www.tm.emb-japan.go.jp/files/000107739.pdf (accessed: 02.12.2021).

11. Turkmenistan-Yaponiya: gorizonty konstruktivnogo sotrudnichestva [Turkmenistan-Japan: horizons of constructive cooperation]. Available at: http://gundogar-news.com/index.php?category_id=4&news_id=5311 (accessed: 02.12.2021).

12. Turkmenistan: tokiyskie khroniki [Turkmenistan: Tokyo Chronicles]. Available at: https://russian.eurasianet.org/turkmenistan-tokijskie-hroniki (accessed: 02.12.2021).

13. Ambassador of Turkmenistan Visits TUFS. Available at: http://www.tufs.ac.jp/english/NEWS/2015/ 15042802.html (accessed: 02.12.2021).

14. Buyer's Credit for Government of Turkmenistan: Supporting Export of Chemical Fertilizer Plant Facility to Turkmenistan's State-Owned Petrochemical Company by Japanese Company. Available at: https://www.jbic.go.jp/en/information/ press/press-2014/1020-31077.html (accessed: 02.12.2021).

15. Central Asia and Japan's ODA loans. Available at: https://www.jica.go.jp/uzbekistan/english/office/others/ c8h0vm0000bm5e96-att/archive_06.pdf (accessed: 02.12.2021).

16. Donor Activity in Central Asian Countries since 1991. Available at: https://cabar.asia/en/donor-activity-in-central-asian-countries-since-1991#_ftn6 (accessed: 02.12.2021).

17. Japan-Turkmenistan Relations (Basic Data). Available at: https://www.mofa.go.jp/region/europe/turkmenistan/ data.html (accessed: 02.12.2021).

18. Japan, Turkmenistan sign deals worth over $18 bln in chemicals, energy. Available at: https://www.reuters.com/ article/us-japan-turkmenistan-idUSKCN0SH1AN20151023 (accessed: 02.12.2021).

19. Japan's Strategy for Central Asia. Available at: https://thediplomat.com/2015/07/japans-strategy-for-central-asia/ (accessed: 02.12.2021).

20. Len, Ch., Tomohiko U., Tetsuya H. Japan's Silk Road Diplomacy. Paving the Road Ahead. Available at: https://www.silkroadstudies.org/resources/pdf/Monographs/2008_12_B00K_Len-Tomohiko-Tetsuya_Japan-Silk-Road-Diplomacy.pdf (accessed: 02.12.2021).

21. OECD, DAC glossary of key terms and concepts. Available at: http://www.oecd.org/dac/dac-glossary.htm (accessed: 02.12.2021).

22. Outline of JNOC-TRC Overseas Training Program. Available at: https://www.jstage.jst.go.jp/article/japt1933/ 61/5/61_5_391/_pdf (accessed: 02.12.2021).

23. Sojitz and Kawasaki Heavy Industries Complete Largest Fertilizer Plant in Turkmenistan. Available at: https://www.sojitz.com/en/news/2014/10/20141017.php (accessed: 02.12.2021).

24. Strengthening stability in region, main topic of Turkmen-Japanese talks. Available at: https://www.azernews.az/region/89098.html (accessed: 02.12.2021).

25. The visit of the delegation of Turkmenistan to Japan has finished. Available at: https://turkey.tmembassy.gov.tm/tr/news/31089 (accessed: 02.12.2021).

26. Turkmenistan, Japan universities agree on student exchange program. Available at: https://www.thefreelibrary.com/Turkmenistan%2C+Japan+universities+agree+on+student+exchange+program-a0515385680 (accessed: 02.12.2021).

Информация об авторе

Сукиасянц Н. Н. - аспирант.

Information about the author

Sukiasyants N. N. - postgraduate student.

Статья поступила е редакцию 08.12.2021; одобрена после рецензирования 09.03.2022; принята к публикации 28.03.2022.

The article was submitted 08.12.2021; approved after reviewing 09.03.2022; accepted for publication 28.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.