Научная статья на тему 'Современная политическая система и БРИКС'

Современная политическая система и БРИКС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
320
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / РОССИЯ / КИТАЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / BRICS / RUSSIA / CHINA / INTERACTION / INTERNATIONAL RELATIONS / POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сун Ифань

В данной статье рассматривается положение стран-участниц БРИКС в системе международных отношений. Особое внимание уделено оценке роли стран БРИКС в решении вопросов мировой политики и экономики и глобальной безопасности. Предметом авторского анализа является определение роли объединения БРИКС в условиях формирующегося миропорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern political system and BRICS

This article examines the position of the BRICS countries in the system of international relations. Particular attention is paid to assessing the role of the BRICS countries in addressing issues of world politics and economics and global security. The subject of the author's analysis is to determine the role of the BRICS association in the conditions of the emerging world order.

Текст научной работы на тему «Современная политическая система и БРИКС»

СУН ИФАНЬ аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*

Современная политическая система и БРИКС

Позади десятилетие успешного развития международного сотрудничества в рамках БРИКС по таким ключевым направлениям взаимодействия, как политика и безопасность, экономика, торговля и инвестиции, сельское хозяйство, наука и инновации, образование, здравоохранение, культура и др. В этой связи есть повод проанализировать пройденный странами-участницами путь и наметить перспективы дальнейшего взимодействия.

Первый саммит глав государств Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) прошел по инициативе России в 2009 г. в Екатеринбурге. Формат признали успешным, и встречи на высшем уровне стали проводиться ежегодно. В 2011 г. с целью расширения сотрудничества по линии «Юг-Юг» на саммите в городе Санья (КНР) статус официального члена объединения получило наиболее экономически развитое государство Африки - Южно-Африканская Республика, что означало официальное оформление диалога пяти развивающихся государств под названием «БРИКС». Впервые возникла межрегиональная союзная группа «больших экономик» с потенциалом открытого терминала в Африку, Азию, Европу и Латинскую Америку.

Создание БРИКС стало по большому счету ответом на недостаточность традиционных для XX в. экономических и геополитических обоснований и мотиваций при определении приоритетов развития человечества1. В этой связи главной задачей объединения является не экономическая интеграция, а переформатирование международных отношений с целью повысить влияние новых центров силы -«восходящих» стран. Однако нельзя утверждать, что развитие БРИКС проходит беспроблемно. Это касается не

* CyH 1/l^aHb, e-mail: 285720420@qq.com

1 Roberts C. Russia's BRICs Diplomacy: Rising Outsider with Dreams of an Insider // Polity, 2010, vol. 42, no. 1, p. 38-73. DOI: 10.1057/pol.2009.18.

только позиционирования БРИКС в мире, но и отношений между самими участниками объединения.

Создание БРИКС отразило эти две тенденции - увеличение роли новых субъектов в мировых делах и кризис системы международных отношений, что, безусловно, стало значительным шагом в направлении формирования новых принципов мирового порядка1. Очевидно, именно по этой причине в отношении к БРИКС существует ярко выраженная незаинтересованность и даже враждебность в лагере «коллективного Запада»2. С момента перехода от теоретической возможности создания подобной организации к практической реализации этого амбициозного проекта БРИКС подвергался острой критике. Западные специалисты находили и продолжают искать множество причин, почему этот клуб не может и не должен существовать: указывают на конъюнктурный характер целей объединения, отсутствие крепких исторических взаимосвязей между участниками, низкий товарооборот между отдельными государствами-членами, цивилизационную неоднородность, высокую зависимость стран БРИКС от западных рынков и т.д. Так, «Financial Times» и вовсе представляет группировку БРИКС как совокупность аномалий: «У каждого из ее членов есть нечто такое, благодаря чему он не вписы-

3

вается в группу» .

Однако знаменательно то, что объединение БРИКС неожиданно играет роль, о которой ученые раньше лишь рассуждали, - оно помогло консолидировать страны группы и решить проблемы, периодически возникающие между ними. Мир с большим напряжением следил за развитием застарелого конфликта между Индией и Китаем в Гималаях. Возможно, именно необходимость для премьер-министра Индии Нарендры Моди приехать на саммит БРИКС поз-

1 Виноградов А.В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты / Под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. М.: РУДН, 2013, с. 8-18. URL: http://www.nkibrics.ru/system/asset_publications/data/53c7/b39f/676c/7631/400 9/0000/original/strategiya-rossii-v-briks-tseli-i-instrumenty.pdf?1408705835 (дата обращения: 01.10.2018).

2 Арапова Е.Я., Окунева Л.С. Позиционирование объединения БРИКС в новой системе международных отношений (материалы круглого стола в МГИМО) // Международная аналитика, 2017, № 3 (21), с. 66-87.

3 Бондарь В. Отчего вдруг так много критики? // Международная жизнь. URL: http://interaffairs.ru/print.php?item=9303 (дата обращения: 01.10.2018 г.)

волила «остудить» накалившуюся обстановку. Именно в рамках БРИКС советникам по национальной безопасности удалось найти точки соприкосновения и выработать договоренности, а накануне саммита вопрос был урегулирован. Обе стороны проявили политическую волю, чтобы не сорвать саммит и не нарушить единство стран БРИКС. В данном случае формат БРИКС сыграл значимую роль в урегулировании регионального конфликта.

На саммите БРИКС вопросы политической повестки всегда занимают довольно серьезное место. Это и американская политика в отношении Китая и России, и взаимоотношения США с другими центрами силы, региональные конфликты, ситуация на Корейском полуострове. Саммиты БРИКС дают возможность лучше понять друг друга и скоординировать свои позиции.

Стратегической целью усилий всех партнеров по БРИКС является «поэтапное превращение БРИКС в механизм координации действий как по стратегическим вопросам, так и по текущим вопросам мировой политики и экономики. На этой основе станет возможным превращение БРИКС в реально действующий элемент системы глобального управления»1.

Стоит также отметить, что страны БРИКС не стремятся к прямой конфронтации с США2.

Помимо политических вопросов между странами-участницами активизируются многочисленные отрасли сотрудничества, такие как взаимодействие между регионами, в области международной информационной безопасности, туризма, энергетики и др. Государства-члены ШОС и БРИКС прикладывают усилия к консолидации своих позиций по конкретным ключевым вопросам и проблемам3. Особое внимание уделяется укреплению роли БРИКС и в контексте взаимодействия на уровне основных международных организаций (ООН, ВТО) и площадок ^20). В совокупности участие в таком формате, как БРИКС создает мультипликационный

1 Российский су-шерпа: БРИКС — это альянс реформаторов в международных отношениях. 30 марта 2015 г. URL: http://brics2015.ru/trans-cripts/20150330/29159-print.html (дата обращения: 01.10.2018).

Ли С. К вопросу о политике и дипломатии стран БРИКС // Сравнительная политика, 2015, т. 6, № 1 (18), с. 54-64. URL: https://doi.org/10.18611/-2221 -3279-2015-6-1(18)-54-64 (дата обращения: 01.10.2018).

3 Лексютина Я. Отсутствие единой позиции - не помеха для БРИКС. НКИ БРИКС. URL: www.nkibrics.ru/posts/show/5849faa86272693114270000 (дата обращения: 01.10.2018).

эффект и позволяет расширить возможности пяти стран в решении не только внешних, но и внутренних проблем и задач по самым разным направлениям - от укрепления и обеспечения безопасности и в собственных границах, и в глобальном масштабе до создания благоприятного инвестиционного климата с целью реализовать инфраструктурные проекты стратегического значения.

Тем не менее, как справедливо отметил А.В. Виноградов, «БРИКС не может превратиться в аналог G7 и создать однополярную или воссоздать биполярную структуру мира»1.

Россия и Китай являются ключевыми участниками БРИКС, и что важно - их интересы во многом совпадают. Задачи и подходы Китая к построению нового миропорядка вполне отвечают российским интересам. В частности, основными целями названы поддержание мира и стабильности в международных отношениях, улучшение системы глобального управления мировой экономикой, взаимодополняемое развитие стран БРИКС, расширение гуманитарных обменов.

Прочно инкорпорировавшись в международную систему, Китай стал одним из крупнейших ее бенефициаров. Однако, как показывает исторический опыт, в процессе «возвышения» любой страны к статусу великой державы с глобальным влиянием всегда есть исторический рубеж, переступив который данная страна при определении своего внешнеполитического курса начинает руководствоваться целью переформатирования существующей международной системы в соответствии с собственными интересами и потребностями развития. Этим рубежом стал мировой экономический кризис 2008-2009 гг.

В посткризисный период Китай применительно к существующему международному порядку встал перед выбором: с одной стороны, КНР являлась крупным бенефициаром существующей международной системы, но с другой - начала предпринимать меры по ее реформированию. Стоит отметить, что когда в Китае была инициирована политика «реформ и открытости», Пекином был взят курс на инкорпо-

1 Виноградов А.В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты / Под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. М.: РУДН, 2013, с. 13. URL: http://www.nkibrics.ru/system/asset_publications/data/53c7/b39f/676c/7631/400 9/0000/original/strategiya-rossii-v-briks-tseli-i-instrumenty.pdf?1408705835 (дата обращения: 01.10.2018).

рирование в международную систему и расширение взаимодействия с международными организациями. Так, в апреле 1980 г. Китай восстановил свое членство во Всемирном банке и МВФ, в марте 1986 г. стал членом Азиатского банка развития. Уже в роли инвестора Китай присоединился к целому ряду других многосторонних банков развития: в 1985 г. - к Африканскому банку развития, в 1997 г. - к Карибскому банку развития, в 2000 г. - к Банку торговли и развития Восточной и Южной Африки, в 2004 г. - к Вос-точноафриканскому банку развития (точнее, акционером категории «В» стал Народный банк Китая), в 2008 г. - к Межамериканскому банку развития, в 2016 г. - к Европейскому банку реконструкции и развития. После длительного и сложного подготовительного периода, потребовавшего 15 лет переговоров и консультаций относительно условий вступления Китая в ВТО, в декабре 2001 г. Китай стал полноправным членом этой организации. И наконец, после начала мирового финансово-экономического кризиса Китай вошел в 020 - расширенную версию элитарного клуба мировых держав 07.

По мнению председателя Центра развития инновационного бизнеса А. Михеева, для Китая БРИКС всегда была концепцией, которую можно было использовать как базу для расширения своего экономического влияния. Новый формат БРИКС отлично встраивается в стратегию «один пояс - один путь», которую Пекин сейчас активно продвигает. В долгосрочной перспективе этот формат будет рассматриваться китайской стороной как звено в глобальной экономической экспансии Китая1.

Для России БРИКС остается одним из главных направлений внешней политики с учетом ее курса на развитие сетевой дипломатии и необходимости укреплять отношения с растущими центрами силы в тот момент, когда отношения с Западом находятся на историческом минимуме. Согласно Концепции внешней политики России (2016 г.) БРИКС воспринимается как кратчайший путь для России в приобретении новой степени влияния в глобальном управлении и

1 См.: Соловьева О. Китай расширяет БРИКС в своих интересах. URL: http://www.ng.ru/economics/2017-07-20/1_7033_china.html (дата обращения: 01.10.2018).

участии в строительстве многополярного мирового порядка совместно с другими развивающимися странами.

В рамках X саммита БРИКС в Йоханнесбурге лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР провели встречи в узком и расширенном форматах, подписали ряд соглашений и приняли совместную итоговую декларацию. Президент России Владимир Путин, Президент ЮАР Сирил Рамафоза, Президент Бразилии Мишел Темер, Председатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди провели заседание в узком составе. Перед заседанием лидеры БРИКС неформально пообщались в кулуарах саммита. Встречи на столь высоком уровне подтверждают политическую значимость деятельности данной организации.

Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что наряду с уникальной ролью БРИКС в глобальной экономике деятельность объединения направлена на борьбу c вызовами и угрозами миру и стабильности, с терроризмом и экстремизмом, нелегальным наркотрафиком, трансграничной преступностью.

В принятой по итогам X саммита БРИКС Йоханнесбургской декларации дана оценка современной международной ситуации и в более чем 100 ее пунктах определены основные направления дальнейшего сотрудничества стран БРИКС. Декларация в очередной раз подтвердила стремление лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР к формированию «более честного, справедливого и представительного многополярного мирового порядка в целях процветания всего человечества». Отдельный пункт посвящен приверженности нормам международного права и универсальной системе коллективной безопасности, закрепленной в Уставе ООН. Также подчеркивается необходимость работы над форматированием международной системы, способствующей укреплению сотрудничества и стабильности в условиях многополярного мирового порядка. Декларация зафиксировала необходимость расширения представительства стран в ООН, особенно применительно к решению вопросов мира и безопасности.

Несмотря на некоторые расхождения между участниками объединения, у государств-членов есть общие долгосрочные интересы, которые они намерены реализовывать совместно.

Таким образом, площадка БРИКС - необходимый формат для мирного взаимодействия стран-участниц, создающий ту дипломатическую атмосферу, которая так важна для урегу-

лирования даже самых долгосрочных конфликтов, а также для реализации взаимовыгодных проектов во всех сферах деятельности, что существенно влияет на формирование современной мировой политической системы.

Сун Ифань. Современная политическая система и БРИКС. В

данной статье рассматривается положение стран-участниц БРИКС в системе международных отношений. Особое внимание уделено оценке роли стран БРИКС в решении вопросов мировой политики и экономики и глобальной безопасности. Предметом авторского анализа является определение роли объединения БРИКС в условиях формирующегося миропорядка.

Ключевые слова: БРИКС, Россия, Китай, взаимодействие, международные отношения, политическая система.

Sun Yifan. Modern political system and BRICS. This article examines the position of the BRICS countries in the system of international relations. Particular attention is paid to assessing the role of the BRICS countries in addressing issues of world politics and economics and global security. The subject of the author's analysis is to determine the role of the BRICS association in the conditions of the emerging world order.

Keywords; BRICS, Russia, China, interaction, international relations, political system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.