УДК 339.923
БРИКС В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
И. С. Купцов
BRICS IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS
I. S. Kuptsov
Аннотация. В данной статье рассматриваются причины создания и перспективы развития стран группы БРИКС. Рассматриваются особенности взаимоотношений стран-членов данной группы. Показана роль БРИКС в построении многополярной международной политики.
Ключевые слова: БРИКС, Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-
Африканская Республика, GoldmanSachs, внешняя политика.
Abstract. In this article deals with the reasons of creation and prospect of development of the countries of BRICS group, the relationship of member countries of this group, the role of the BRICS in creation of multipolar international policy.
Key words: BRICS, Brazil, Russia, India, China, Republic of South Africa, GoldmanSachs, foreign policy.
Создание БРИКС явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала XXI в. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) играют весомую и постоянно растущую роль в мировой политике и международных отношениях.
Современное название объединения вошло в международную практику в 2011 г. после присоединения Южно-Африканской Республики (декабрь 2010 г.). С момента создания объединение именовалось БРИК. Впервые термин БРИК был использован в ноябре 2001 г. [1] в докладе инвестиционного банка «GoldmanSachs», посвященном прогнозу состояния мировой экономики в середине XXI в. Автором термина считается американский экономист Дж. О’Нил [2], который использовал его применительно к группе развивающихся стран - Бразилии, России, Индии, Китаю, рассматривая группировку в качестве нового инвестиционного предложения. В 2003 г. банк опубликовал развернутое исследование, озаглавленное «Мечтая вместе с БРИК: путь к 2050 году» [3]. В докладе высоко оценивалась динамика развития стран БРИК, которые претендуют на роль постоянных лидеров в своих регионах. Они обладают колоссальными природными ресурсами, значительным промышленным потенциалом, на их территории проживает 40 % населения земного шара. За короткий период «развивающиеся экономики - Китай, Россия, Бразилия, Индия - стали превращаться в политическую реальность. Они однозначно заявили, что современный международный механизм отношений не соответствует реалиям XXI в., и предложили строить новый мировой порядок на основе международного права и сотрудничества» [4]. С образованием БРИК Россия обрела «большую устойчивость своего позиционирования на
мировой арене, реальный инструмент реализации идеи многополярного мира и принципов многовекторности внешней политики» [5].
«Формирование БРИК - это выражение общей политической воли различных стран, нацеленной на то, чтобы трансформировать мир, трансформировать не против кого бы то ни было, но в пользу нового - действительно демократического - мирового порядка» [6]. Присутствие одного из лидеров Африканского союза - ЮАР - в коалиции БРИКС расширило географию и сферу влияния объединения, усилило его совокупный экономический и политический потенциал.
Первый саммит БРИК состоялся 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге. Во встрече на высшем уровне приняли участие Президент России Дмитрий Медведев, Президент Бразилии Луис Лула да Силва, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх, Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзинь-тао. В ходе саммита обсуждались такие вопросы, как возможности преодоления последствий глобального экономического кризиса, глобальная продовольственная безопасность, международная торговля, инвестиционная политика, угроза мирового терроризма, сотрудничество в области науки и образования и т.д. По итогам саммита было принято совместное заявление [7] и соглашение о глобальной продовольственной безопасности [8].
Второй саммит БРИК проходил в столице Бразилии (г. Бразилиа) 15-16 апреля 2010 г. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках саммита, стали: преодоление последствий кризиса, создание нового финансового порядка, место стран БРИК в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ, а также проблемы международной торговли, борьбы с бедностью и проблемы изменения климата [9]. По итогам саммита был подписан меморандум о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК.
Третий саммит БРИКС проходил 13-14 апреля 2011 г. в китайском курортном городе Санья, расположенном на острове Хайнань. Это был первый саммит после вступления в организацию Южно-Африканской Республики. В ходе саммита БРИКС было решено принять меры для стабилизации мировых цен на сырье путем усиления регулирования рынка деривативов на сырьевые товары, была достигнута договоренность об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют. По итогам саммита была принята совместная декларация [10].
Четвертый саммит БРИКС проходил в г. Нью-Дели 28-29 марта 2012 г. В ходе саммита было уделено пристальное внимание проблемам глобальной экономики, антикризисным мерам, а также проблеме урегулирования ситуации вокруг Сирии и Ирана. Стороны обсудили возможности создания банка развития и механизмы сближения своих фондовых площадок. Выступая на саммите, президент России Д. Медведев в качестве одной из стратегических задач данного объединения назвал «постепенную трансформацию БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики» [11]. По итогам саммита БРИКС была обнародована декларация [12]. В присутствии лидеров руководителями банков развития стран БРИКС было подписано Генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах в рамках механизма межбанковского со-
трудничества государств-участников БРИКС, а также Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов.
Пятый саммит БРИКС проходил в Дурбане (ЮАР) по теме: «БРИКС и Африка: партнерство в целях развития, интеграции и индустриализации». По итогам саммита были обнародованы Этеквинская декларация и Этеквин-ский план действий. В декларации дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. План действий конкретизирует работу БРИКС на предстоящий год, а также включает новые перспективные направления взаимодействия. В присутствии лидеров БРИКС подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере «зеленой экономики», о со-финансировании инфраструктурных проектов в Африке и Декларация о создании Делового совета БРИКС. Объявлено также о подписании Декларации об учреждении Консорциума экспертных центров стран БРИКС и о выходе совместной статистической публикации стран БРИКС [13].
В этот же день лидеры БРИКС встретились с главами африканских государств. В ходе встречи Владимир Путин отметил, что страны БРИКС сообща отстаивают права и интересы Африки и других стран с переходными экономиками, выступают за повышение их роли и влияния в глобальной системе управления, в частности в международных финансово-экономических организациях.
По состоянию на 2012 г. на долю пяти стран БРИКС приходится 45 % населения, 25 % мирового ВВП (по паритету покупательной способности национальных валют) и 30 % территории Земли. Приведенные ниже графики, составленные на основе данных инвестиционного банка «Оо1^ап8асЬ8» [14], наглядно свидетельствуют об устойчивых темпах развития стран БРИКС, росте ВВП и снижении темпов инфляции (рис. 1, 2).
Рис. 1. Динамика изменения ВВП стран БРИКС, 2010-2013 гг. (в % к предыдущему году; 2012-2013 гг.) [14]
12.0
ю.о
8,0
6,0
4.0
2.0 0,0 -2.0
4—
•
2009 г 2010 г 2011 г 2012 г
- Бразилия
- Китай Индия Россия
-БРИКС -Все страны
Рис. 2. Динамика снижения темпов инфляции стран БРИКС, 2010-2012 гг.
На фоне стремительного роста ВВП стран БРИКС прогноз развития США и стран ЕС выглядит весьма скромно. Объединение стало долгосрочным фактором развития мировой экономической и политической архитектуры. Ученые и политики многих стран называют БРИКС новой силой, способной найти консолидированные подходы к решению наиболее важных проблем глобального развития.
Группа БРИКС находится в стадии становления; между странами, входящими в нее, нет полноценного партнерства. Отношение к перспективам этой группы в политическом и экспертном сообществе противоречивое. Одни считают БРИКС началом нового миропорядка, другие - символическим и во многом искусственным образованием, третьи - группой стран, способной противостоять США, четвертые - объединением, выгодным только Китаю.
Среди аргументов «против» перспективного развития БРИКС выделяются следующие. Страны БРИКС не имеют общей истории, принадлежат к разным цивилизациям, их не связывают общие долгосрочные интересы. Их объединяет только критерий ускоренного экономического роста, который нельзя считать устойчивым. Разница в уровнях экономического, социального и научно-образовательного развития стран БРИКС слишком велика.
Экономики стран БРИКС трудно назвать взаимодополняющими. Хотя торгово-экономические контакты между странами БРИКС интенсифицируются, основные партнеры для них - США и ЕС. Между странами БРИКС существуют острые противоречия. Например, давняя геополитическая конкуренция между Индией и Китаем дополняется конкуренцией экономической, на первый план выходят вопросы обеспечения природными ресурсами, в первую очередь энергетическими.
Учитывая большие различия между странами БРИКС и расхождения, существующие между ними, трудно рассчитывать, что они смогут выступить с единых и согласованных позиций, как, например, страны ЕС. У этих стран нет центра притяжения. Решения БРИКС не носят обязательного характера. Неполноценность БРИКС как организации состоит в том, что она не имеет даже своего секретариата [15].
Общий вывод скептиков таков: объединение стран БРИКС носит политико-символический характер. Резкие противоречия и разнонаправленность стран помешают достичь единства внутри объединения. Далее высказываются следующие аргументы, доказывающие возможность для стран БРИКС превратиться в действенную силу:
- востребованность группы крупных стран, не входящих в зону «золотого миллиарда», в условиях развития глобализации;
- претензии США на создание однополярного мира.
Экономики стран, входящих в группу БРИКС, имеют большой потенциал. Сегодня эти страны обеспечивают примерно б0 % прироста мирового ВВП.
Страны БРИКС решают близкие задачи перехода к самодостаточному высокотехнологичному производству и одновременно - задачи подъема жизненного уровня населения.
Несмотря на разницу в уровнях развития стран-участниц, БРИКС превращается в новую площадку, где обсуждаются самые разные проблемы -финансовые, научно-технические, культурные, политические. Общий вывод оптимистов следующий. Несмотря на разницу экономических структур, все страны БРИКС объединяют политические амбиции, стремление преобразовать растущую экономическую мощь в геополитическое влияние [1б].
Уровень общности интересов среди членов БРИКС как в отношениях между собой, так и к мировому порядку, достаточно мал. Это касается вопроса о расширении состава Совета безопасности ООН (речь идет о включении в его состав Японии и Индии) и ряда других вопросов. Даже по вопросу сокращения зависимости от доллара, где, казалось бы, есть полный политический консенсус, страны БРИКС сталкиваются с ситуацией практически полного отсутствия ликвидности своих национальных валют, включая рубль и юань. И по многим другим фундаментальным вопросам мировой повестки дня (окружающая среда, демократия, энергетика) расхождения между странами БРИКС огромны.
Несмотря на все эти краткосрочные или среднесрочные препятствия, страны БРИКС превращаются в очень влиятельного субъекта мировой политики. Для Китая членство в БРИКС становится удобным и дешевым способом позиционировать себя как мирового лидера в противоборстве с США. Для России это наиболее эффективное средство противодействовать возможности образования G2 в составе США и Китая, какой бы эфемерной эта возможность не выглядела бы в настоящее время. Кроме того, союз с динамичными экономиками дает России стимул противодействовать экономическому спаду [17].
Список литературы
1. Goldman Sachs. Global Economics Paper No: бб. Jim O'Neill. Building Better Global Economic BRICs.
2. Goldman Sachs. Biography - Jim O'Neill.
3. Goldman Sachs. Global Economics Paper No: 99. Dominic Wilson, Roopa Purushoth-aman. Dreaming With BRICs: The Path to 2050.
4. Пробуждение БРИК I под ред. В. А. Никонова. - М., 2009. - С. 9.
5. Давыдов, В. М. Особенности сотрудничества в формате БРИК и роль России I В. М. Давыдов II БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия. -М. : ИЛА РАН, 2010.
6. Никонов В. А. Пробуждение БРИК I В. А. Никонов. - 01.10.2009.
7. Совместное заявление лидеров стран БРИК.
S. Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.
9. Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц Второго саммита БРИК (г. Бразилиа, 15 апреля 2010 г.).
10. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г. Санья, о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 г.).
11. РосБизнесКонсалтинг. Д. Медведев: Реформа мировой финансовой системы не учитывает роли БРИКС.
12. Делийская декларация (принята по итогам IV саммита БРИКС).
13. Саммит БРИКС в Южно-Африканской Республике II Сайт президента РФ. - 2012. -URL: http:IIwww.kremlin.ruInewsI17752
14. Таблицы составлены на основе данных Goldman Sachs. Dominic Wilson, Contantin Burgi, Stacy Carlson. A Progress Report on the Building of the BRICs. July 22, 2011.
15. Составлено на основе IMF World Economic Outlook, October 2012.
16. Хенкин, С. М. Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике стратегии модернизации I С. М. Хенкин II Бюллетень НКИ БРИКС. - 2012. -№ 7 (июль).
17. Carlos Eduardo Lins da Silva. O brasil, os BRICS ea agenda international I Carlos Eduardo Lins da Silva II Бюллетень НКИ БРИКС. - 2012. - № 7 (июль).
Купцов Илья Сергеевич Kuptsov Ilia Sergeevich
студент, student,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: [email protected]
УДК 339.923 Купцов, И. С.
Брикс в системе современных международных экономических отношений /
И. С. Купцов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2013. - № 4 (8). - С. 58-64.