УДК 339.9
ГРУППА БРИКС КАК НОВЫЙ ФОРМАТ МНОГОПОЛЯРНОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ТУМАЙКИНА ИРИНА ИВАНОВНА,
аспирант кафедры «Мировые финансы», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: I. [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению роста влияния Группы БРИКС на тенденции развития мировой финансовой архитектуры. Актуальность данного исследования обусловлена быстрым ростом в последние годы финансово-экономического потенциала стран - членов Группы БРИКС и связанной с этим объективной потребностью в повышении их роли в мировой валютно-финансовой системе. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика претендуют на роль мировых лидеров нового тысячелетия и стремятся усилить свое влияние на процессы, происходящие на международной арене. Использованные в работе методы системного анализа позволили подробно изучить предпосылки формирования Группы БРИКС и роста влияния на развитие мировой экономики. Для усиления роли Группы БРИКС на мировой арене поставлены задачи, решение которых поможет странам-участникам в формировании многополярной финансово-экономической архитектуры. Ключевые слова: Группа БРИКС; интеграция; регионализация; развивающиеся страны; мировой финансово-экономический кризис; многополярность; мировая финансовая архитектура.
BRICS GROUP AS NEW FORMAT OF MULTIPOLAR FINANCIAL AND ECONOMIC ARCHITECTURE
1.1. TUMAIKINA
Post-graduate student of Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: I. [email protected]
ABSTRACT
The modern world is characterized by multipolar development which important part is the prompt growth of the economies with emerging markets having more and more increasing impact on functioning of all spheres of global community. For the last some decades in world economy, there was a set of changes, which allowed the countries of BRICS group to take an important place on the world scene.
This work is devoted to studying by studying of growth of influence of BRICS group on tendencies of development of world financial architecture. Relevance of this research is caused by rapid growth of the financial and economic capacity of member countries of BRICS group and the objective need for increase of their role for world monetary system connected with it in recent years. Brazil, Russia, India, China and the Republic of South Africa apply for a role of world leaders of the new millennium and seek to strengthen the influence on the processes happening on the international scene. The methods of the system analysis used in work, allowed to study in detail prerequisites of formation of BRICS group and growth of influence on development of world economy. The main achievements in development of cooperation of the countries of BRICS are analyzed and prospects for further interaction within BRICS group are defined. For strengthening of a role of BRICS group on the world scene, the tasks which decision will help the participating countries with formation of multipolar financial and economic architecture are set. Keywords: BRICS group; integration; regionalization; developing countries;, the world financial and economic crisis; multipolarity; world financial architecture.
Входе трансформации глобальной мировой системы все большее распространение в XXI в. получают процессы интеграции и регионализации, на мировой и региональных аренах происходит перераспределение сфер влияния и формирование новых центров силы. Возрастающую роль в формирующейся новой структуре международных отношений, основанной на принципе многополярности, играет Группа БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика). Изначально мотивом для сближения указанных стран служили не цивили-зационно-культурные факторы, а политическая и экономическая заинтересованность партнеров в развитии конструктивного сотрудничества, что создавало достаточно прочную базу для образования нового центра мирового влияния в лице БРИКС.
Экономический рост в начале XXI в. и заметно увеличившийся масштаб экономик стран дал им основание открыто заявить о своих амбициях на международной арене. Их практической реализации в тот момент препятствовали психологические барьеры и неготовность взять на себя ответственность в конструировании новых международных структур. Потребность в создании нового объединения с участием стран БРИК (в 2011 г. группа БРИК трансформировалась в БРИКС за счет включения ЮАР) в тот период планомерно реализовывалась на региональном уровне. До начала первых переговоров по созданию БРИК страны сотрудничали в обсуждениях разнообразных проблем в различных формированиях, таких как РИК (Россия, Индия и Китай) — по безопасности, BASIC (Бразилия, Южная Африка, Индия и Китай) — по изменению климата, IBSA (Индия, Бразилия и Южная Африка) — вопросы развития вооруженных сил, образования и т.д. В основе форматов лежали общие, но по мировым меркам узкие, преимущественно региональные интересы.
Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. кардинально изменил ситуацию. Признанные экономические лидеры и традиционные международные финансово-экономические институты продемонстрировали системные пороки. Кризис в развитых странах и неспособность международных финансово-экономических институтов повлиять на ситуацию в представлении развивающегося мира усилил деградацию действующего миропорядка. Размеры экономик, динамика роста, а главное — успехи в преодолении мирового кризиса
дали странам БРИК веские основания осознать себя в новом качестве и, как следствие, получить право на изменение несправедливого экономического порядка. Перспектива превращения в локомотив мировой экономики открыла перед ними возможность преобразовать свой экономический потенциал в политический вес.
Термин «страны БРИК» был введен экспертной группой международного инвестиционного банка Goldman Sachs, возглавляемой Дж. О'Нилом, в статье Building Better Global Economic BRICs, опубликованной 30 ноября 2001 г. в серии аналитических материалов Global Economics Papers [1].
Для того чтобы обосновать выделение этих четырех стран в отдельную группу, банк Goldman Sachs привел специфические черты каждой из стран БРИК.
Большие шансы России и Бразилии на то, чтобы стать лидерами в первой половине XXI в., представители банка объяснили следующим образом:
• обе страны обладают существенным ресурсным потенциалом, в частности энергоносителями;
• тенденция увеличения спроса на энергоносители (особенно со стороны Индии и Китая) способствует постепенному росту цен на них, что стимулирует экономики России и Бразилии.
Что касается Индии и Китая, то их включение в данную группу стран эксперты банка Goldman Sachs объясняют следующими причинами:
• Индия и Китай являются крупнейшими странами мира по населению (совокупное население составляет 40% от всего населения в мире), что означает наличие большого потенциала рабочей силы;
• обе страны являются лидерами глобального рынка аутсорсинга;
• в обеих странах на протяжении последних 20 лет наблюдаются стабильно высокие темпы экономического роста.
В 2011 г. страны БРИК инициировали включение в состав данной группировки ЮАР. Появление страны в составе БРИКС вызвало неоднозначную реакцию в мире. Например, шеф-редактор журнала «Международная жизнь» Г. Поволоцкий отмечал, что постановка ЮАР в один ряд со странами БРИК «несколько притянута». В этих странах «разнятся геополитические подходы, военные доктрины, экономические подходы, стратегии развития общества, велики и культурно-цивилизаци-онные различия» [2]. Экономика ЮАР является
крупнейшей на Африканском континенте, однако существуют развивающиеся страны с большим экономическим весом (прежде всего Индонезия, Мексика и Турция). ЮАР называют «воротами Африканского континента», так как республика пользуется большим уважением и авторитетом в африканских государствах, что позволит Бразилии, России, Индии и Китаю более активно развивать экономические отношения с африканскими странами. Можно выделить следующие причины включения ЮАР в БРИКС:
• во-первых, экономическую. В течение последних нескольких лет внешнеэкономические связи БРИК и ЮАР существенно улучшились, что проявляется в экспансии международных корпораций из стран БРИК на национальный рынок ЮАР;
• во-вторых, политическую. Присоединение ЮАР обусловлено возрастающей ролью Китая в мировой экономике и политике: вовлечение ЮАР в сферу своих стратегических интересов позволило создать Китаю окружение, в котором невелико влияние американских корпораций, что означает возможность выхода на новые рынки сбыта;
• в-третьих, важную роль сыграл созданный еще в 2003 г. в рамках развития связей Юг — Юг альянс IBSA (India + Brazil + South Africa). Этот альянс возник еще до оформления БРИК в реальный союз, и основан он был скорее на органическом, чем механическом (как в случае с БРИК) единстве — действительно, в торгово-экономическом плане ЮАР выступает как своего рода мост между Бразилией и Индией (к тому же ЮАР является важнейшим торговым партнером и для той, и для другой страны). Поэтому, когда ЮАР проявила интерес к присоединению к БРИК, эта инициатива получила естественную поддержку ее старых партнеров по IBSA — Бразилии и Индии.
Постепенно страны БРИКС из неформального образования превращаются в объединение стран, которые сообща пытаются усилить свои позиции в мировой экономике и политике. На изменения, происходящие в мировой экономике, большое влияние оказывают такие государства, как США (в первую очередь) и страны Евросоюза. Поэтому важными задачами стран БРИКС являются укрепление взаимного сотрудничества на основе эффективной международной кооперации и противодействие политико-экономической конкуренции со стороны развитых стран («Большой
семерки», в рамках «Большой двадцатки») на мировой арене.
С 2009 г. круг общих интересов стран — членов объединения и содержательное наполнение повестки очередных форумов стали быстро увеличиваться. Начало этому положил Екатеринбургский саммит, состоявшийся 16 июня 2009 г. Одним из основных мотивов стала общая заинтересованность в реформировании мировой финансово-экономической архитектуры с учетом возросшего веса новых влиятельных стран, вошедших в объединение четырех, а затем и пяти восходящих держав. Усугубление глобального кризиса, эрозия прежней системы глобального регулирования, возникновение новых «горячих точек» на политической карте мира — все это нашло отражение в тематике работы в формате БРИКС и в предмете координации деятельности стран-членов на международной арене.
По результатам многосторонних консультаций стали проводиться встречи на министерском уровне. Помимо дипломатических ведомств, отраслевые совещания прошли по линии министерств финансов, экономического развития, промышленности и торговли, сельского хозяйства, а также государственных органов, ответственных за национальную безопасность. Регулярными становятся встречи и консультации по линии центральных банков, государственных банков развития и основных биржевых структур. В общей сложности на начало 2014 г. проводилась работа в 23 форматах. В ведущих международных организациях общемирового масштаба (прежде всего в системе ООН) вошли в практику координационные совещания представителей стран — членов БРИКС. Удалось, хотя и не без трудностей, найти взаимопонимание в Совете безопасности ООН по самым острым вопросам, в том числе по сирийскому. Параллельно саммитам стали созываться специализированные форумы, в том числе академический (ежегодные встречи представителей «мозговых центров») и предпринимательский. Готовится почва для проведения парламентского форума БРИКС.
В связи с неудовлетворенностью стран БРИКС той ролью, которую они играют в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке, по их инициативе стали возникать новые проекты многостороннего сотрудничества в рамках этих финансовых институтов. В первую очередь речь
идет о создании Банка развития БРИКС, страховом валютном фонде, биржевом альянсе.
В 2014 г. страны БРИКС заявили о создании Нового банка развития и Фонда резервных валют в противовес международным организациям, в которых ведущая роль принадлежит США. Создавая Банк развития, страны БРИКС не только вступают в финансовое соперничество с США, пытаясь добиться независимости и избавиться от их превосходства в финансовой сфере, но и формируют новую реальную экономическую силу для отстаивания интересов развивающихся стран.
В начале 2015 г. министры иностранных дел России, Индии и Китая в совместном коммюнике предложили реформировать международную финансовую систему, увеличить представительство (квоты) развивающихся стран в Международном валютном фонде (в настоящее время квота Индии в МВФ составляет 2,44%, России — 2,5%, Китая — 4 %).
В 2015 г. МВФ провел второй за десятилетний период пересмотр корзины специальных прав заимствования (SDR), которые могут рассматриваться членами организации для использования в качестве своих официальных резервов. Китай проводил переговоры с Международным валютным фондом о возможности включения юаня в структуру корзины SDR и, по мнению экспертов, тогда юань имел неплохие шансы занять место в этой корзине. Однако Сиддхартх Тивари, глава департамента МВФ по стратегии, политике и анализу, в своем интервью отмечал, что вопрос о включении юаня в корзину специальных прав заимствования может быть отложен до сентября 2016 г. Перенос решения по юаню комментировался тем, что экономическим субъектам нужно подготовиться к новым реалиям, а Китаю — принять дополнительные меры либерализации валютного рынка. По информации Bloomberg, против предоставления юаню резервного статуса выступали США — главный акционер МВФ. В Вашингтоне требовали, чтобы Китай ослабил контроль за курсом юаня, который, по мнению США, занижен.
В МВФ, как полагают эксперты, в полной мере должны учесть достижения юаня в процессе интернационализации и включить его в корзину SDR. Для этого есть два условия: во-первых, использование валюты в торговле товарами и услугами, а во-вторых, свободное обращение (а юань движется в именно в эту сторону). За по-
следние два года в мире появилось несколько новых центров клиринговых расчетов в юанях на фоне продолжающегося продвижения Китаем своей национальной валюты в международный оборот. По данным международной платежной системы SWIFT, юань еще в начале 2015 г. вошел в пятерку наиболее используемых в мире валют. Его доля в мировой торговле составляет 2,17 %. Лидерами остаются доллар США (44,6 %), евро (28,3 %), фунт стерлингов (7,92 %).
30 ноября 2015 г. Исполнительный совет МВФ принял решение, что с 1 октября 2016 г. китайский юань будет включаться в корзину SDR в качестве пятой валюты наряду с долларом США, евро, японской иеной и фунтом стерлингов.
Необходимо отметить, что, помимо крупнейшего в мире запаса наличного банковского золота, в октябре 2015 г. Китай запустил международную платежную систему (CIPS) по обработке трансграничных сделок в юанях, в результате чего ожидается резкий скачок интернационализации юаня за счет сокращения операционных издержек и времени обработки платежей. Комфортность использования китайского юаня, как предполагается, приблизится к удобству использования доллара США.
В рамках Нового банка развития страны БРИКС готовятся к переходу к расчетам в национальных валютах. Объем взаимной торговли составляет 17 %. Таким образом, с переходом взаиморасчетов стран БРИКС на национальные валюты доллар соответственно потеряет те же 17 % от всего реального мирового рынка (или 6,14 трлн долл.), а с учетом неминуемого сокращения накопления в долларах и механизма отрицательного банковского мультипликатора потери частной валюты Федеральной резервной системы (ФРС) США будут и того больше.
В настоящее время в составе Группы БРИКС Китай намного превосходит других членов «пятерки» по размерам экономического потенциала. Особо велика дистанция, отделяющая его от ЮАР [3]. Однако, несмотря на асимметрии в формате БРИКС, из мировой практики хорошо известно, что различия вполне могут стать основой взаимодополняемости. Детально изучив наличие экономических и социально-политических различий, российские эксперты В. А. Никонов, М. В. Ларионова, Л. М. Григорьев и др. пришли к однозначному заключению: «...в формате БРИКС поле
совпадения интересов заметно шире поля их расхождения, что обеспечивает объективный характер, реалистичность формирования совместной платформы БРИКС по обширному кругу вопросов мирового развития» [4].
В течение всего периода функционирования Группы БРИКС постоянно звучат голоса скептиков и критиков. Для большинства наблюдателей БРИКС слишком разрозненное объединение, чтобы иметь значительный экономический вес в мировой экономике. БРИКС обычно характеризуется как «разрозненный квартет», «разноцветная команда» или «странная группировка». Бесспорно, страны группы БРИКС имеют разные точки зрения по ряду вопросов, также верно, что они расценивают друг друга как конкурентов, и китайско-индийские отношения являются самыми сложными из всех. И все же частные разногласия не препятствует странам взаимодействовать и строить планы на сотрудничество в будущем.
Сегодня доминирует тема торможения экономической динамики в странах БРИКС. Внушается мысль, что в этом случае теряется смысл образования группировки, которая изначально включала быстро развивающиеся страны. Несмотря на экономические кризисы в России, Бразилии и Южной Африке, группировка БРИКС остается, безусловно, самой важным экономическим и политическим объединением без западного участия. Суровое испытание глобального экономического кризиса было пройдено членами БРИКС не без потерь, что выразилось в ослаблении динамики экономического роста, но динамика оставалась, как правило, позитивной (особенно в КНР и Индии). Группа БРИКС демонстрирует увеличение доли в общемировой показатель. «Пятерка», зани-
мая 29% земной суши, имеет почти 43 % мирового населения. По доле в суммарном валовом продукте мира по паритету покупательной способности (ППС) удельный вес БРИКС составляет около 30% (см. таблицу) [5].
И сегодня БРИКС остается наиболее динамичной частью мировой экономики. Средний темп прироста ВВП здесь по-прежнему превышает среднемировой показатель. Для лидеров Бразилии, Индии, России и Южной Африки 7-й Саммит БРИКС, проведенный в России в июле 2015 г., стал самым важным дипломатическим событием года. Укрепление группировки, выражающееся в более тесном сотрудничестве и введении новых инициатив и новшеств, таких как создание Нового банка развития, демонстрирует, что западные аналитики ошибались в своих оценках относительно несостоятельности объединения. Учитывая, что первый саммит лидеров БРИК прошел только 6 лет назад, уровень сотрудничества, которого страны достигли внутри Группы БРИКС, достаточно высок. Например, страны БРИКС совместно подвергли критике Запад за попытку исключить Россию из 020, и их позиция, вероятно, позволит защитить Россию от полной экономической и политической изоляции.
По нашему мнению, важно поднять уровень взаимодействия в рамках Группы БРИКС, для чего целесообразно создать управленческие и координационные органы, хотя и не все государства — члены БРИКС готовы к этому. Действующие механизмы (саммиты, межведомственные консультации) не в состоянии выполнить работу на ежедневной основе. Создаваемый в настоящее время Виртуальный секретариат будет выполнять только функции обмена информацией. БРИКС нуж-
Доля БРИКС в общемировых показателях, %
Показатель 2000 2005 2010 2011 2012 2014
Объем ВВП, ППС, цены 2005 г. 16,8 20,0 25,3 26,2 26,8 30,5
Инвестиции в основной капитал, цены 2005 г. 9,3 14,2 28,2 30,0 31,4 32,0
Потребление электроэнергии 22,0 27,4 32,7 34,1 35,2 37,4
Нетто-приток прямых иностранных инвестиций 5,9 11,2 25,0 24,9 27,1 32,1
Экспорт товаров и услуг 7,0 11,) 15,3 15,7 16,2 16,5
Золотовалютные резервы 13,3 27,1 40,2 40,2 39,3 34,1
Источник: The World Bank. Indicators, 2000-2014. URL: http://data.worldbank.org/indicator.
дается в координационном центре, способном одобрять планы и дорожные карты, которые могли бы формулировать и согласовывать реализацию определенных задач, например:
• создание многосторонней межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству во главе с вице-премьерами с соответствующими подкомиссиями и рабочими группами;
• создание постоянно действующего секретариата БРИКС;
• завершение реформы МВФ, достижение блокирующего количества голосов (15 %), избрание представителей БРИКС на руководящие должности;
• увеличение роли финансовых институтов, созданных БРИКС, их взаимодействие с международными финансовыми организациями;
• обеспечение соблюдения торговых режимов на основе верховенства ВТО, предотвращение создания теневой торговли;
• достижение определенных экономических показателей и решение приоритетных задач на скоординированной основе (объемы торговли, инвестиций, внедрения новых технологий, решение проблем бедности и социального неравенства);
• совместные проекты в области инфраструктуры, в том числе на основе новых финансовых институтов развития, создание кластеров развития;
• комплексные меры по достижению лидерства в сфере инноваций;
• достижение определенных показателей в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения и качества жизни;
• создание постоянного механизма консультаций по внешнеполитическим вопросам.
Страны Группы БРИКС стремятся не к приспосабливанию к сложившемуся мировому порядку, а к созданию стратегического направления геополитического развития, к организации новой экономической формации, способной оказывать влияние на успешное развитие мировой экономики, ускорение роста экономик развивающихся стран, на создание новой мировой финансовой архитектуры.
БРИКС де факто представляет четыре континента, объединяет пять региональных лидеров, пять крупнейших цивилизационных ареалов. Соответственно «пятерка» вправе говорить от имени большой части мирового сообщества. Кроме того, в формате БРИКС можно усматривать свое-
го рода подтверждение идеи «союза союзов», которую де факто активно продвигала бразильская дипломатия. На сегодня каждый из членов группы уже имеет за плечами более-менее обширную региональную группировку: Китай — Восточно-азиатский саммит (ВАС), Индия — Южноазиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (СААРК), Россия — Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС), Бразилия — Союз южноамериканских наций (УНАСУР), ЮАР — Южноафриканское сообщество развития (САДК). Не говоря уже о многосторонних объединениях, например Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) или союзе Индии, Бразилии и ЮАР — ИБСА. Дальнейшее содержательное наполнение формата БРИКС будет подталкивать к большей координации действий между рядом региональных и субрегиональных объединений, способствовать постепенному повышению их роли в системе международного регулирования. В конечном счете это подкрепит многоуровневую систему управления мировой экономикой, придаст ей большую устойчивость, а в условиях кризиса поможет компенсировать временные трудности на одном уровне (скажем, глобальном) мерами, принимаемыми на другом (региональном), и наоборот.
Страны Группы БРИКС, заключившие стратегический альянс с Союзом Латиноамериканских государств, стремятся воздействовать на реформирование однополярного мира в направлении многополярности с ведущими центрами, одним из которых и будет эта группировка. Установление многополярного мира, направленное на устранение превосходства в экономическом и политическом плане одного государства над остальными странами, «несет с собой еще и внешнюю составляющую», обеспечивающую позитивные структурные сдвиги в мировой политике и экономике [6].
Стремление стран БРИКС продвигаться по пути глобальной интеграции нового типа привлекает внимание других государств, следящих за успехами развития данной группировки. В этой связи Группа БРИКС может быть пополнена новыми членами, среди которых называют Аргентину, Индонезию, Малайзию, Сингапур и даже Японию. В 2014 г. перед Саммитом БРИКС в бразильском городе Форталеза Аргентина высказала желание стать шестым членом БРИКС.
Странам БРИКС как международному объединению особого типа было бы целесообразно сосредоточиться на решении следующих задач.
• Продолжение реформы квот МВФ для усиления роли развивающихся стран и укрепления влияния фонда на политику ключевых стран.
• Усиление роли валют стран БРИКС в качестве резервных активов.
• Использование альянса бирж стран БРИКС для развития зарубежных рынков национальных валют членов группы.
• Предложение разработки механизмов обеспечения долгосрочного финансирования с совместным использованием частного и государственного капитала (как на национальном, так и на наднациональном уровне).
ЛИТЕРАТУРА
1. Jim O'Neill Building Better Global Economic BRICs // Goldman Sachs. Global Economics Paper, 2001, no. 66, 30 November, p. 1. Available at: http://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics. pdf (Accessed 1 August 2015).
2. Поволоцкий Г. ЮАР присоединяется к БРИК // Международная жизнь. 2010. 28 декабря. [Электронный ресурс] URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=539 (дата обращения: 11.07.2015).
3. Моисеев А. Перед саммитом БРИКС в Бразилии // Международная жизнь. 2014. 4 июля. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/11380 (дата обращения: 21.07.2015).
4. Россия в БРИКС. Стратегические цели и средства их достижения. М.: НКИ БРИКС, 2013. С. 4.
5. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс] URL: http://data.worldbank.org/ indicator (дата обращения: 14.08.2015).
6. Гринберг Р. С. Основные проблемы современного турбулентного мира // Гуманитарий юга России. 2013. № 2. С. 25.
REFERENCES
1. Jim O'Neill. Building Better Global Economic BRICs. Goldman Sachs. Global Economics Paper, 2001, no. 66, 30 November, p. 1. Available at: http://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics. pdf (Accessed 1 August 2015).
2. Povolockij G. Republic of South Africa joins BRIC [JuAR prisoedinjaetsja k BRIK].Mezhdunarodnaja zhizn' — The International life. 2010. December 28. Available at: http://interaffairs.ru/read.php? item=539 (Accessed 11 July 2015) (in Russian).
3. Moiseev A. Before the BRICS Summit in Brazil [Pered sammitom BRIKS v Brazilii]. Mezhdunarodnaja zhizn ' — The International life, 2014, July 4. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/11380 (Accessed 21 July 2015) (in Russian).
4. Russia in BRICS. Strategic objectives and means of their achievement [Rossija v BRIKS. Strategicheskie celi i sredstva ih dostizhenija]. Moscow, NKI BRIX, 2013, p. 4 (in Russian).
5. Official site of the World bank. Available at: http://data.worldbank.org/indicator (Accessed 14 August 2015).
6. Grinberg R. S. Main problems of the modern turbulent world [Osnovnye problemy sovremennogo turbulentnogo mira]. Gumanitarij juga Rossii — Humanist of the South of Russia, 2013, № 2, p. 25 (in Russian).
Президент России принял участие в саммите ШОС
23-24 июня 2016 г. В. В. Путин принял участие в заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, приуроченном к 15-летию создания этого объединения. В повестке дня мероприятия вопросы дальнейшего развития и расширения членского состава ШОС, укрепления ее роли в качестве авторитетной международной организации. Состоялся также обмен мнениями по ключевым глобальным и региональным проблемам. По итогам обсуждений принят солидный пакет документов.
Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52174