Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПЕСНЯ ВОЛГО-УРАЛЬСКИХ ТАТАР В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И БЛОГОСФЕРЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

СОВРЕМЕННАЯ ПЕСНЯ ВОЛГО-УРАЛЬСКИХ ТАТАР В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И БЛОГОСФЕРЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная татарская песня / социальные сети / онлайн-коммуникации / музыкальная блогосфера / аксиология / modern Tatar song / social networks / on-line communications / music blogosphere / axiology

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салимов Алик Мухтарович

В работе представлен анализ современных песен волго-уральских (казанских) татар в социальных сетях и блогосфере, размещённых на татарском языке в формате музыкальных видеороликов, с точки зрения аксиологического подхода. Даётся сравнительная статистика наиболее популярных произведений и исполнителей современной татарской песни в социальных сетях, а также активность последних в музыкальной блогосфере. Автор изучает основную тематику и ценности, заложенные в песнях и клипах, причины растущей популярности современной музыки и песен казанских татар в социальных сетях, увеличения количества просмотров видеороликов, числа подписчиков у авторов каналов и блогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SONG OF THE VOLGA-URAL TATARS IN SOCIAL NETWORKS AND THE BLOGOSPHERE: AN AXIOLOGICAL APPROACH

The work presents an analysis of modern songs of the Volga-Ural (Kazan) Tatars in social networks and the blogosphere, posted in the Tatar language in the format of music videos, from the point of view of the axiological approach. Comparative statistics of the most popular works and performers of the modern Tatar song on social networks are given, as well as the activity of the latter in the musical blogosphere. The author studies the main topics and values embedded in songs and videos, the reasons for the growing popularity of modern music and songs of Kazan Tatars in social networks, the increase in the number of video views, the number of subscribers to the authors of channels and blogs.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПЕСНЯ ВОЛГО-УРАЛЬСКИХ ТАТАР В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И БЛОГОСФЕРЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №1 2024 Раздел I. Теория и история культуры

УДК 168.522 / 316.472.4

А.М. Салимоб

СОВРЕ М ЕННАЯ ПЕСНЯ ВОЛГО-УРАЛЬСКИХ ТАТАР В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И БЛОГОСФЕРЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В работе представлен анализ современных песен волго-уральских (казанских) татар в социальных сетях и бло-госфере, размещённых на татарском языке в формате музыкальных видеороликов, с точки зрения аксиологического подхода. Даётся сравнительная статистика наиболее популярных произведений и исполнителей современной татарской песни в социальных сетях, а также активность последних в музыкальной блогосфере.

Автор изучает основную тематику и ценности, заложенные в песнях и клипах, причины растущей популярности современной музыки и песен казанских татар в социальных сетях, увеличения количества просмотров видеороликов, числа подписчиков у авторов каналов и блогов.

Ключевые слова: современная татарская песня, социальные сети, онлайн-коммуникации, музыкальная бло-госфера, аксиология

Для цитирования: Салимов А.М . Современная песня волго-уральских татар в социальных сетях и блогосфере: аксиологический подход // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.7-15.

AllkM. Sallmov MODERN SONG OF THE VOLGA-URAL TATARS IN SOCIAL NETWORKS AND THE BLOGOSPHERE: AN AXIOLOGICAL APPROACH

The work presents an analysis of modern songs of the Volga-Ural (Kazan] Tatars in social networks and the blogosphere, posted in the Tatar language in the format of music videos, from the point of view of the axiological approach. Comparative statistics of the most popular works and performers of the modern Tatar song on social networks are given, as well as the activity of the latter in the musical blogosphere.

The author studies the main topics and values embedded in songs and videos, the reasons for the growing popularity of modern music and songs of Kazan Tatars in social networks, the increase in the number of video views, the number of subscribers to the authors of channels and blogs.

Key words: modern Tatar song, social networks, on-line communications, music blogosphere, axiology

For citation: Salimov A.M. Modern song of the Volga-Ural Tatars in social networks and the blogosphere: axiological approach // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.7-15.

Введение

В современных условиях значительная часть коммуникации, в том числе общение музыкантов, певцов со своей аудиторией переносится в так называемые социальные сети. Этим термином обозначают, как правило, различные интернет-платформы, которые обеспечивают возможность виртуального он-лайн-общения в сетевом пространстве.

Актуальность работы. Практически каждый современный человек всё больше приобщается к музыкальному творчеству через «мировую паутину». Этот процесс затронул также современную татарскую музыку и песню. Онлайн-коммуникации в музыкальной сфере являются относительно новым и мало изученным явлением. Исследование различных аспектов его развития является своевременным и актуальным.

Целью данной работы является анализ современных татарских песен, размещённых в социальных сетях, с точки зрения аксиологии (ценностей, заложенных в них). Задачи заключаются в выявлении и сопоставлении статистики просмотров в социальных сетях, блогосфере наиболее успешных исполнителей татарских песен; составлении рейтинга

популярности современных татарских песен/видеоклипов, размещённых в Интернете, причины их успеха и татарской музыкальной медиасферы в целом.

Материалы и методы

В статье использовано понятие современная татарская песня как часть национальной культуры. Музыка, песни отражают этнические, культурные ценности, историю их развития. Более того, творческая деятельность авторов современной музыки: поэтов, музыкальных исполнителей - это и есть суть татарской песни, часть современной музыкальной культуры народа.

При изучении современных песен татарского народа в социальных сетях и блогосфе-ре применены общеметодологические, философские методы аксиологического (ценностного) и деятельностного подходов. Использованы также методы культурологии и искусствоведения при изучении взаимосвязи музыки, текста, видеоряда. Кроме того, были применены статистические методы при изучении социальных сетей, видеохостингов, интернет-площадок, каналов, блогов, а также их подписчиков, количества просмотров.

В современной аксиологии ценность трактуется как «положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека» [4].

В настоящее время специалисты группируют ценности по содержанию, по субъекту, по значимости, по функции. К наивысшим относят духовные.

В данной работе нас интересуют основные ценностные характеристики, заложенные в современных татарских песнях, по их содержанию и значимости.

Материалами для изучения явились наиболее популярные современные татарские песни и их исполнители, разместившие свой музыкальный «продукт» на различных площадках и видеохостингах Интернета.

Литературный обзор

Проблематика музыкальной песенной культуры, современной песни является междисциплинарной - на стыке культурологии, социологии, искусствоведения, теории и истории музыки, педагогики и других наук.

Разным аспектам развития музыкальной культуры татарского народа с конца 1990-х и до 2023 года посвящено около 50 защищён-ных докторских и кандидатских диссертаций по искусствоведению, культурологии, педагогике и истории. Среди наиболее значимых отметим работы на соискание степени доктора педагогических наук Ф.Ш. Салитовой «Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков до формирования устойчивого явления) [6], доктора искусствоведения З.Н. Сайдашевой «Песенная культура татар Волго-Камья: (эволюция жан-рово-стилевых норм в контексте национальной истории)» [5], кандидата искусствоведения И.М . Газиева «Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре Волго-уральских мусульман» [12] и другие. З.Н. Сайдашева отмечает, что «Песня - произведение синтетическое, основанное на неразрывном единстве слова и музыки. Но каждая из этих сторон песни по-разному информирует об этой действительности... В отличие от текста - носителя более конкретной информации - напев может информировать только звучанием, являясь частью музыкальной культуры» [5, с.2].

За последнюю четверть века внесено много нового и интересного в музыкальную пе-

сенную культуру татарского народа. Как положительного, так и сомнительного. Специалисты отмечают, что «Столь активный подъем татарской песни, наблюдаемый в последние десятилетия, имеет и свою оборотную сторону: она стала терять своё «национальное лицо» [5, с.42].

Наряду с офлайн-посещением музыкальных фестивалей, концертов татарской песни, набирают популярность онлайн-

коммуникации в сфере татарской музыки и искусства. Музыканты и певцы тоже отреагировали на изменившуюся ситуацию, осваивая новые формы и методы подачи своего «музыкального продукта» в Интернете.

В последние годы издано немало научных исследований, посвящённых теории и практике социальных сетей, методам изучения их роли в жизнедеятельности современного человека: Л.Н. Верченов, Д.В. Ефременко, В.И. Тищенко [10].

В.П. Клочков, Ю.С. Тюнников, К.Г. Эрдынее-ва, А.Ю. Близневский [9] исследуют философские, междисциплинарные и конкретно научные аспекты развития социальных сетей, анализируют самых популярные из них (таких в мире на начало 2023 года насчитывают более 150), их положительное и отрицательное влияние на общество и личность. Е.Г. Ефимов изучает социальные сети с точки зрения методологии и практики исследования, указывая при этом, что важным показателем их успешности является количество просмотров и число положительных комментариев [3].

Данная работа автора является продолжением предыдущих статей, посвящённых изучению развития татарской культуры и традиционной татарской песни в социальных сетях [7; 8].

Результаты изучения

В таблице 1 представлены самые популярные исполнители, чьи видеопродукты размещены в личных блогах видеохостинга YouTube. Рейтинги

популярности других видеохостингов были рассмотрены в предыдущей работе автора. Рейтинг выстроен по количеству подписчиков и просмотров блогов. Приведём статистику наиболее успешных татарских исполнителей в личной блогосфере за 2023-начало 2024 года [13-15].

Таблица 1.

Блогосфера самых популярных исполнителей татарских песен

Исполнитель Название Начало ра- Количество К-во видео- Просмотров

платформы и боты кана- подписчиков контентов на

канала бло-гера ла на 01.04.2023/ на 01.03.2024 01.04.2023 / 01.03.2024

1 Элвин Грей (Радик Юльякшин) YouTube Элвин Грей 02.08.2010 г. 711 тыс / 905 тыс 540 видео / 1157 видео 301 млн / 418 млн.

2 Раиль Арсланов YouTube Хижина музыканта 14.01.2015 г. 13.04.2010 г. 2,7 млн / 3,1 млн 687 видео / 747 видео 323 млн / 407 млн

3 Гузель Уразова YouTube Гузель Уразова 19.12.2011 г. 156 тыс / 167 тыс 506 видео / 523 видео 86 млн / 102 млн

4 Ильсия Бадретди-нова YouTube IlsiyaBadretd inova 10.05.2020 г. 83,1 тыс / 112 тыс 496 видео 10 млн / 57 млн

5 Салават Миннеха-нов YouTube Salavat Minnikhanov 04.08.2012 г. 32,5 тыс / 34,5 тыс 368 видео / 369 видео 22,7 млн / 26 млн

6 Анвар Нургалиев YouTube Anvar Nurgaliev 22.09.1917 9,95 тыс / 167 тыс 172 видео / 266 видео 6,67 млн / 99,4 млн

7 Фирдус Тямаев YouTube Фирдус Тямаев 28.10.2016 г. 9,3 тыс / 30,5 тыс 35 видео / 16 видео 5,1 млн / 25,6 млн

8 Салават Фатхет-динов YouTube САЛАВАТ 17.08.2018 г. 1,79 тыс / 5,9 тыс 72 видео / 73 видео 1,13 млн / 4 млн

9 Асаф Валиев YouTube ASA-FVALIEV 12.08.2012 г. 2,21 тыс / 3,78 тыс 83 видео / 96 видео 898 тыс. / 1,5 млн

10 Айдар Галимов YouTube Айдар Галимов 19.11.2014 г. 1,1 тыс. / 3 тыс 116 видео 126 видео 169 тыс. 1, 3 млн

11 Алсу Абельханова YouTube Алсу Абельханова 14.09.2018 г. /28.01.2022 г. ок. 1 тыс / 194 70 видео / 29 289 тыс./ 50 тыс.

В таблице 2 представлены наиболее попу- щего, как правило, идею, заложенную в сце-

лярные по количеству просмотров современ- нарии песни. Перевод названий песен дан, в

ные песни, представленные в виде видеокли- основном, в редакции автора статьи. па (чаще на канале исполнителя), отражаю-

Таблица 2.

Наиболее популярные современные татарские песни/клипы в Интернете [13-15 и др.]

Исполнитель Название пес- авторы музы- На какой платформе и Просмотров

ни ки и слов когда размещена на УоиТиЬе

платформа Дата размещения / Караоке

1 Элвин Грей (Радик Уфтанма / Не Р. Ханнанов YouTube 31.12.2017 17 млн /

Юльякшин) унывай Сл. народные 500 тыс.

2 Асаф Валиев / Аерылмагыз / Ч. YouTube 18.01.2014 100 тыс

Лэйна / Не Зиннатуллина 21.08.2019 8 млн

Ильгиз расставайтесь Г. Зайнашева 2,1 млн / 466

Камалетдинов тыс. (всего)

3 Гузель Уразова Килче килче/ Приходи скорее A.Попова B. Фёдоров YouTube 18.07.2016 8 млн / 5,3 тыс.

4 Василя Фаттахова Туган як / Г. Рашитова УоиТиЬе 23.06.2011 8 млн

/ Лия Шамсина Родимый край У. Рашитов 28.10.2011 1,9 млн / 500 тыс.

5 Анвар Нургалиев Сагышларым / Мои печали Р. Умутбаев Г. Гиззатова УоиТиЬе 06.06.2018 7,9 млн / 20 тыс.

6 Ильмира Нагимова Кара эле ^земэ / Посмотри в мои глаза И.Нагимова Н.Сафина УоиТиЬе 29.07.2019 7,3 млн / 63 тыс.

7 Салават Миннеханов Кил, кил /Приди же Х. М аткаримов УоиТиЬе 16.10.2015 6,4 млн / н.д

8 Рифат Зарипов Сине ^реп / Увидев тебя И. Нугманов УоиТиЬе 06.06.2018 5,7 млн / 1.6 тыс.

9 Иркэ Сыналган мехэббэт / Цените любовь Нет сведений УоиТиЬе 04.05.2017 5,7 млн / 1 тыс.

10 Ильсия Юри генэ / Ильназар УоиТиЬе 28.10.2019 5,2 млн. /

Бадретдинова Понарошку Г. Шахбан 23 тыс.

11 Салават Салкын чэй / З.Хайретдинов УоиТиЬе 07.06.2016 4,7 млн. /

Фатхетдинов Холодный чай К. Валиева 127 тыс.

12 Хания Фархи Yпкэлэсэц, эйдэ, Yпкэлэ / Обижайся, но не плати страданиями Б. Юнусов УоиТиЬе 10.05.2014 и др 3,2 млн / 190 тыс.

13 Фирдус Тямаев Ялгыз торна/ Одинокая птица Ф. Тямаев С.Хайруллина УоиТиЬе 10.10.2021 3,5 млн / 79 тыс.

14 ^зэлем "Бас эле" /Танцуй! А.Зиннатуллина УоиТиЬе 7.12.2014 4,2 млн / н.д

15 Лейла Галиева изгеллэр / Мгновения А. Тагиров Р. Нурмухамметова УоиТиЬе 24.11.2017 1,2 млн / 15 тыс.

16 Габдельфат Сафин Эх, гемер, дигэннэре/ Не жалуйтесь на жизнь В. Газизов Р.Хузиева УоиТиЬе 11.09.2020 1,2 млн/ 1.3 тыс.

17 Айдар Галимов / Син минем О. Усманов УоиТиЬе 01.01.2014 904 тыс.

Раиль Арсланов ж;анымныц яртысы / Ты половина моей души Р.Аймет 18.11.2021 444 тыс. / 65 тыс.

18 Алмаз Мирзаянов ТYзэ йерэк сагышка / Сердце терпит разлуку И. Шигапов УоиТиЬе 22.10.2018 860 тыс. / н.д

19 Зайнаб Янымда син И.Баязитов УоиТиЬе 10.07.2013 900 тыс. /

Фархетдинова и булсац / Если Р.Шамский 225 тыс.

Зуфар Билалов ты рядом

20 Алсу Абельханова Якын дусларым / М ои друзья Гузалия А. М инхазев УоиТиЬе 06.09.2012 314 тыс./ н.д

21 Асаф Валиев / Эх, сез матур П. Кубашев УоиТиЬе 02.09.2012 300 тыс.

группа Шумбай кызлар / Эх, красавицы! Н.Васильев 11.04.2017 3,7 млн / 57 тыс.

Обсуждение

Блогосфера самых популярных исполнителей татарских песен

Под понятием блогосфера обычно понимают интернет-коммуникации пользователей социальных сетей, которые они ведут в виде личных каналов (блогов) для своих подписчиков и зрителей. Данные блоги позволяют выкладывать короткие видеоролики, клипы со своими песнями. В чём их личная заинтересованность? Во-первых, это продвижение своего творчества в медиа-пространстве, а во-вторых, до февраля 2022 года на платформе YouTube производилась монетизация каналов и блогов, зависящая от размещённой рекламы и количества просмотров. То есть, социальные сети становятся и местом заработка [11].

Татарская музыкальная продукция в социальных сетях размещается, как правило, на самых популярных платформах - YouTube, RuTube, Одноклассники, и наиболее успешных видеохостингах и каналах [13-15], о чём говорилось ранее, причём отечественные каналы перспективны и недооценены.

Современные исполнители татарских песен начали активно осваивать формат он-лайн-коммуникаций с 2010-х годов. Одним из первых онлайн-формат освоил башкирский певец Элвин Грей (Радик Юльякшин), основав 02.08.2010 г. на видеохостинге YouTube виде-облог [ElvinGrey. / Клипы. - URL: https://www.youtube.com/channel/UCmSRh5Y5 t3m9SlALhwb_F2Q/ (Дата обращения 01.03.2024 г)]. За это время сформированная им команда разместила в блоге 1,1 тыс. видео с общим количеством 418 млн просмотров. На канале размещены песни на русском, башкирском и татарском языках. Из татарских песен наибольшее количество просмотров набрал клип на кавер популярного хита «Уфтанма» (Не унывай), - 17 млн. Семь клипов имеют от 1 до 5 млн просмотров; его же песни на русском языке - «Черноглазая» посмотрели 206 млн раз, «Пошёл налево» - 90 млн.

Радик Арсланов является популярным бло-гером, исполняющим песни, в том числе, на татарском языке. Его каналы «Хижина музыканта» и «Раиль Арсланов» [Railarslanov - Хижина Музыканта / Musicianshut. URL: https://www.y0utube.c0m/@musicianshut/ ¿Дата обращения 01.03.2024)] имеют 3,1 млн и 545 тыс. подписчиков по всему миру. Певец исполняет песни на русском и татарском языках. По основному виду деятельности являет-

ся блогером, популяризирующим русскую и татарскую музыкальную песенную культуру. Самым популярным стал его кавер на песню "Син минем ж;анымныц яртысы".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гузель Уразова зарегистрировала свой канал Ikhakimovstudio / Музыка. -URL:https://www.youtube.com/results?search_q ^гу^узель+уразова/ (Дата обращения 01.03.2024) 19 ноября 2011 года. На канал подписано 167 тыс. человек, размещено 523 видео с общим количеством просмотров более 102 млн. Все песни на татарском языке, наибольшее количество просмотров набрал клип «Килче, килче». Семь её клипов имеют от 2 до 8 млн просмотров.

Салават Миннеханов в блогосфере с августа 2012 года, имеет на канале: Салават Миннеханов / Музыка. - URL: https://www.youtube.com/results7search_query =салават+миннеханов/ (Дата обращения 03.01.2024) - 34,5 тыс. подписчиков, 26 млн просмотров, 369 видео. Не менее 5 клипов имеют от 1,5 до 6,4 млн просмотров, наибольшее число имеет клип «Кил, кил» - 6,4 млн.

Относительно недавно заявили себя в бло-госфере Ильсия Бадретдинова и Фирдус Тямаев, их каналы набирают популярность у слушателя и зрителя: Ильсия Бадретдинова / Музыка. - URL: https://www.youtube.com/ @IlsiyaBadretdinovaIB/ (Дата обращения 01.03.2024) за 3,5 года своего существования (май 2020 - март 2024 года) имеет 496 видео, 112 тыс. подписчиков и более 57 млн просмотров. Firdus Tjamaev / Музыка. - URL: https://www.youtube.com/results7search_query =фирдус+тямаев/ (Дата обращения 01.03.2024) имеет 35 видео, около 10 тыс. подписчиков и 5 млн просмотров.

Объективно сложнее работать в онлайн-формате нашим заслуженным певцам старой школы: Салавату Фатхетдинову, Айдару Га-лимову, Асафу Валиеву, Анвару Нургалиеву и другим. Объясняется это традиционной татарской зрительской аудиторией, чаще, это люди в возрасте, социальным сетям они предпочитают живое человеческое общение, офлайн-коммуникацию. Тем не менее, и эта категория исполнителей и зрителей приобщается к интернет-сообществу. Канал Салават Фатхетдинов / Музыка. URL:

https://www.youtube.com/results7search_query =салават+фатхетдинов/ (Дата обращения

01.03.2024) на YouTube имеет 73 видео, около 6 тыс. подписчиков и 4 млн просмотров.

Анвар Нургалиев на своём канале Anvar Nurgaliev / Музыка. - URL: https://www.youtube.com/results7search_query =анвар+нургалиев/ (Дата обращения 01.03.2024), имеет 172 видео, около 167 тыс. подписчиков и около 90 млн просмотров канала, общий просмотр ряда его песен на различных каналах более 7 млн.

Асаф Валиев на канале

https://www.youtube.eom/@skripkaprima имеет 96 видео, 3,8 тыс. подписчиков и около 1,5 млн просмотров; и Айдар Галимов -http://www.youtube.com/channel/UCNOcLj GZk 64Vkl-lpgDawkw, - 126 видео, 3 тыс. подписчиков и 1,3 млн просмотров. Алсу Абульхано-ву иногда называют татарской Эдитой Пье-хой: мягкая манера исполнения, изысканные интеллигентные тексты также адресованы определённому, конкретному зрителю. Имеет 70 видео на различных каналах, около 1000 подписчиков и 300 тыс. просмотров. В январе 2022 года зарегистрирован её новый канал на Youtube: https://www.youtube.com/channel/ UCMJhWUxqUV9JJmK6q681AZQ. Возможно, её социальным сетям нужен профессиональный контент-менеджер... Видео представлены на канале TMTV. Татарский музыкальный телеканал [15].

Наиболее популярные современные песни на татарском языке в Интернете.

В Интернете приведена статистика популярных авторов и композиторов татарских песен. Авторами основных популярных татарских песен являются около 300 человек, некоторые из них малоизвестны публике, другие же вошли в историю как классики татарской литературы [1]. Также следует отметить, что многие татарские композиторы (120) имеют в своем репертуаре более 5 песен, которые стали популярны [2].

Как и прежде эти произведения являются симбиозом стихов и мелодии, продолжающих народные традиции городских или сельских напевов. Однако в большинстве случаев в Интернете их композиция представлена в качестве видеоклипа, раскрывающего сюжет песни. Как отмечают многие подписчики в своих комментариях, татарские музыкальные клипы - это своеобразные мини-сериалы. Традиционными составляющими песен являются голос исполнителя, стихи, музыка, танец. В клипе к ним добавляется видеоряд, который

авторы выстраивают из множества логично выстроенных мизансцен на фоне природы, города (деревни), дороги (автомобиля или трактора), коттеджа (сельского дома), квартиры и соответствующих костюмов.

Наибольшее количество просмотров имеет кавер Элвина Грея известной песни Р. Ханна-нова «Уфтанма», ставшей ранее популярной в исполнении Салавата Фатхетдинова. Однако если ролики этой песни у С. Фатхетдинова просмотрены в разных вариантах 1 млн. раз, у Элвина Грея - 17 млн. Те же ценности и ориентиры: «не стоит унывать о прошедшей весне, об уходящей молодости, о появлении седых волос, такова жизнь, надо радоваться каждому дню». Но во втором случае - ритмы быстрее, мелодия не столь минорна, оригинально подобран видеоряд, да и сам исполнитель ориентируется на молодое, и не только татарское поколение. Таково возможное объяснение успеха кавера. Суть 4200 комментариев к песне выразил 'user let' «Разные исполнители создают разное настроение, раскрывают новые грани одной и той же песни». Но, по нашему мнению, видеоряд Элвина Грея не в полной мере соответствует традициям татарской и башкирской культуры, когда певец использует чужеродные мифологические образы троллей и вампиров.

Второе место занимает песня Чулпан Зиннатуллиной на стихи Гульшат Зайнашевой "Аерылмагыз" (Не расставайтесь) в исполнении разных артистов - около 9 млн просмотров, (включая первое исполнение Асафа Валиева - 100 тыс., Лэйна - около 8 млн). Песня весьма популярна в татарских семьях и звучит практически на каждой свадьбе, проводах в армию, в караоке. Вечная тема - "с любимыми не расставайтесь" -воплощена в замечательном тексте и в музыке, стилизованной под протяжные, слегка минорные татарские мелодии, а сама работа оформлена соответствующим видеорядом клипа, что обеспечивает постоянный успех этой песни. "Татарскую свадьбу без этой песни нельзя представить. Особенно когда поёт старшее поколение хором. До мурашек" - этот комментарий под песней в исполнении Лэйна набрал сотни лайков.

Ожиданию любви, любимого человека, грусти и печали посвящён целый ряд очень популярных в социальных сетях современных татарских песен и клипов, подготовленных на

их основе: "Килче килче" (Приходи скорее) в исполнении Гузель Уразовой - 8 млн просмотров, "Сагышларым" (Мои печали) Анвара Нургалиева - 7,9 млн, "Кил, кил" (Приди же) Салавата М иннеханова - 6,4 млн, "Сине куреп" (Увидев тебя) Рифата Зарипова, -5,7 млн, "Кара эле куземэ" (Посмотри в мои глаза) Ильмиры Нагимовой - 7,3 млн, (рост за год почти в два раза) "Сыналган мехэббэт" (Цените любовь) Иркэ - 5,7 млн, "Юри генэ" (Понарошку) - Ильсии Бадретдиновой, - 5,2 млн, "Салкын чэй" (Холодный чай) Салавата Фатхетдинова - 4,7 млн и др.

Популярность песен понятна, в них воспеваются традиционные ценности: любовь, семья и взаимоотношения в ней, дети, верность или разлука. Оформлены они, как правило, в мажорном или слегка минорном стиле, продолжающем традиции народных городских или сельских напевов. Иногда в тематике можно обнаружить социальную проблематику, например, у Салавата Миннеханова в клипе "Кил, кил" (Приди же) в шутливой форме поднята проблема нехватки невест на селе, а в клипе Иркэ "Сыналган мехэббэт" (Цените любовь) -опять же в шутливой форме - проблема сохранения семьи.

Особо стоит отметить очень популярную в соцсетях песню и клип "Туган як" (Родной край) авторов Гульнары и Урала Рашитова в исполненни Васили Фаттаховой (8 млн просмотров) и юной Лии Шамсиной (1,9 млн). Музыка написана в новых для татарских песен торжественно-авангардистских ритмах, и, судя по комментарию под клипом, набравшим 3,5 тыс лайков: «Мне кажется, нет ни одного татарина, который бы не знал этой песни. Все знают ее наизусть, она как гимн». Песня стала современным гимном Татарстана, воспевающим любимый край, ее знают и поют не только татары.

Другая категория популярных в социальных сетях песен отражает тематику преодоления жизненных невзгод, неудач, если рядом понимающий, любимый человек, друг, соратник. Это песни или клипы на них: "Упкэлэсэц, эйдэ, упкэлэ" (Обижайся, но не плати страданиями), в исполнении примы татарской эстрады двухтысячных,

безвременно ушедшей Хании Фархи, имеет более 3,2 млн просмотров. "Ялгыз торна" (Одинокая птица) в исполнении автора музыки, самобытного Фирдуса Тямаева (3,5

млн просмотров); "Бас эле" (Танцуй!) -Гузэлем M иннихановой (4,2 млн просмотров); "М изгеллэр" (M гновения) - Лейлы Галиевой (1,2 млн); "Эх, гемер, дигэннэре" (Не жалуйтесь на жизнь) в исполнении Габдельфата Сафина (1,2 тысяч); "Тузэ йерэк сагышка" (Сердце терпит разлуку) в исполнении набирающего популярность Алмаза Мирзаянова (860 тысяч); "Син минем" (Ты моей души половина) в исполнении народного артиста Башкортостана Айдара Галимова (904 тыс.). "Янымда син булсац" (Если ты рядом) Зайнап Фархетдиновой и Зуфара Билалова (900 тыс.); "Якын дусларым" ( ои друзья) в исполнении очаровательной Алсу Абельхановой (314 тыс.).

Завершает перечень популярная в девяностых - двухтысячных больше на татарском, чем на удмуртском языке оригинала "Эх, сез матур кызлар" (Ой, красавицы) в исполнении Асафа Валиева о деревенском парне, который никак не найдёт свою любовь (300 тыс.). Группа "Шумбай" дала новый импульс этой песне, исполнив её с африканским солистом на татарском и русском языках, что дало 3,7 млн просмотров.

Особняком стоит творчество популярной в последние годы Айгель Гайсиной, чьи клипы "Татарин" и "Пыяла" на YouTube канале имеют соответственно 114 млн и 36 млн просмотров: АИГЕЛ - Пыяла («Пыяла») // AIGEL - Piyala (Piyala, 2020). - Музыка URL: https://www.youtube.com/watch?v=tE_7HeBZg YE (Дата обращения 01.03.2024), их количество особенно возросло после сериала "Слово пацана". Песни вызвали неоднозначную оценку слушателей, чаще восторженных, причём не только отечественных, но и зарубежных. Среди множества откликов приведем лишь несколько: "Отличная песня" (Сербия), "Какая мощная песня" (Турция), "Никогда не думала , что татарские песни могут так звучать! Сама из Казани", "Интересный андеграунд" и другие [25]. Критические замечания касаются духовных и музыкальных ценностей песни. Оставим художнику право выбора своего жизненного ориентира, идеала: принцесса, любимая, мама. Или же жертва абьюзинга: "мой татарин авторитарен", "ты швыряешь и разбиваешь стекло любви". Оригинальный татарский песенный модернизм или андеграунд?

Творческим ориентиром всё же являются великие Пушкин: «чувства добрые я лирой пробуждал» и Габдулла Тукай: «Горд я нашей молодежью: как смела и как умна! Просвещением и знаньем словно светится она. Всей душой стремясь к прогрессу, новой мудрости полна, [да поможет ей Всевышний] - нам такая и нужна!». Патриархальность, авторитаризм, абьюзинг, молодёжная преступность -это путы прошлого.

Заключение

Таким образом, наиболее популярные у народа современные татарские песни воспевают исконные духовные и этнические ценности. Показательно, что часть их имеет не только миллионные просмотры, но по 0,5 млн зарегистрированных исполнений в караоке, это: «Уфтанма» (Не унывай), «Аерылмагыз» (Не расставайтесь) и «Туган як» (Родимый край).

Рейтинг наиболее успешных исполнителей современных татарских песен по количеству просмотров их песен и клипов в социальных сетях очевиден. «Шорт лист» самых популярных по количеству просмотров современных песен также представлен выше, не будем повторяться. Отметим лишь стремительный рост просмотров в социальных сетях творчества Ильсии Бадретдиновой с 10 до 52 млн, Анвара Нургалиева с 7 до 90 млн и Фирдуса Тямаева с 5 до 25 млн за неполный год.

Подобные рейтинги на практике могут применяться при подготовке Татарской песни года (Татар жыры), использоваться музыкальными продюсерами, контент-менеджерами.

В качестве выводов отметим также, что успех музыканта в работе по онлайн-продвижению (продаже) своей продукции на видеохостингах зависит от многих слагаемых: от таланта исполнителя, качественной, имеющей глубокий смысл и хорошую музыку песни, её аранжировки, использования национальной культурной, музыкальной и стихотворной традиции, или их удачной модернизации.

Успех и востребованность современной татарской песни и клипа на её основе, зависят, на наш взгляд, кроме перечисленного, от таланта сценариста, режиссёра (клипмейкера), профессионального сопровождения «продукта» контент-менеджерами и 1Т-специалистами в социальных сетях. Специалистов высочайшего уровня в этой сфере в республике, думается, немного, они востребованы и, как показывает российский опыт, лучшие из них переходят на следующий уровень, в формат большого кино. Таких специалистов надо готовить в специализированных учебных заведениях.

Возможно, часть современных татарских песен, видеоклипов на них и в отношении ме-лизматики, и по духовности стихов отходят от традиционной татарской музыкальной песенной культуры, и в целом от традиционных национальных ценностей. Качество закладываемых сегодня этических ценностей зависит от общего состояния культуры этноса, семьи, от развития национальной школы, национальной литературы, музыки и самих музыкантов.

Литература:

1. Все авторы песен. Татарские песни. [Электронный ресурс]. URL: https://erlar.ru/all-autors/ (Дата обращения : 28.03.2023].

2. Все татарские композиторы [Электронный ресурс]. URL: https://erlar.ru/all-composer/ (Дата обращения : 28.03.2023].

3. Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования]. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2015. 168 с.

4. Коршунов А. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М осква, 1982. С. 107-108.

5. Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья: (эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории]: автореферат дис. ... доктора искусствоведения [Моск. Консерватория]. Москва, 1998. 198 с.

6. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления]: автореферат дис. ... доктора педагогических наук [Казан. гос. пед. ун-т] Казань, 2003. 48 с.

7. Салимов А.М. Социальные сети как средство развития и продвижения историко-культурного наследия татарского народа // Влияние пандемии и ценностей цифрового трансгуманизма на перспективы развития сферы услуг: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 23-25 апреля 2022 г. Казань, 2022. С. 46-50.

8. Салимов А.М., Калимуллина O.A. Музыкальная традиционная песенная культура волго-уральских татар в социальных сетях (основные тенденции развития] // Bulletin of The International Centre of art and education / Бюллетень международного центра "Искусство и образование". 2023 г. № 6-2. С.66-76.

9. Социальные сети : монография / В. П. Клочков, Ю. С. Тюнников, К. Г. Эрдынеева, А. Ю. Близневский [и др.]. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. 184 с.

10. ^циальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. H., Ефременко Д. В., ^щенко В. И. M осква: ИHИOH PAH, 2013. 360 с.

11. Узнать, сколько заработали денег ютюберы. [Электронный ресурс]. URL: https://uznatbablo.ru/ [Дата обращения :10.02.2022].

12. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман / Газиев И. M. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Казанская государственная консерватория им. HT. Жиганова. Казань. 2009. 203 с.

13. TMTV. Taтapcкий музыкальный телеканал. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.eom/@tmtvtatar / (Дата обращения 08.04.2023].

14. TATSHOP.RU - Taтapcкoe видео и музыка. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.eom/@TATSHOPru / (Дата обращения : 08.04.2023].

15. TATVIDEOLAR. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.eom/@TATVIDEOLAR / (Дата обращения : 08.04.2023].

References:

1. Vse avtory pesen. Tatarskie pesni. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://erlar.ru/all-autors/ (Data obrashhenija : 28.03.2023].

2. Vse tatarskie kompozitory- [Jelektronnyj resurs]. URL: https://erlar.ru/all-composer/ (Data obrashhenija : 28.03.2023].

3. Efimov E.G. Social'nye Internet-seti (metodologija i praktika issledovanija]. - Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe iz-datel'stvo. 2015.168 s.

4. Korshunov A. M. Dialektika sub#ekta i ob#ekta v poznanii. Moskva, 1982. S. 107-108.

5. Sajdasheva Z.N. Pesennaja kul'tura tatar Volgo-Kam'ja: (jevoljucija zhanrovo-stilevyh norm v kontekste nacional'noj isto-rii]: avtoreferat dis.... doktora iskusstvovedenija [Mosk. Konservatorija]. Moskva, 1998.198 s.

6. Salitova F.Sh. Razvitie muzykal'no-pedagogicheskoj kul'tury tatarskogo naroda (ot istokov vozniknovenija do formirovan-ija kak ustojehivogo javlenija]: avtoreferat dis.... doktora pedagogicheskih nauk [Kazan, gos. ped. un-t] Kazan', 2003.48 s.

7. Salimov A.M. Social'nye seti kak sredstvo razvitija i prodvizhenija istoriko-kul'turnogo nasledija tatarskogo naroda // Vlijanie pandemii i cennostej cifrovogo transgumanizma na perspektivy razvitija sfery uslug: materialy Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 23-25 aprelja 2022 g. Kazan', 2022. S.46-50.

8. Salimov A.M., Kalimullina O.A. Muzykal'naja tradicionnaja pesennaja kul'tura volgo-ural'skih tatar v social'nyh setjah (os-novnye tendencii razvitija] // Bulletin of The International Centre of art and education / Bjulleten' mezhdunarodnogo centra "Iskusstvo i obrazovanie". 2023 g. № 6-2.S.66-76.

9. Social'nye seti : monografija / V.P. Klochkov, Ju. S. Tjunnikov, K. G. Jerdyneeva, A. Ju. Bliznevskij [i dr.]. Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2022. - 184 s.

10. Social'nye seti i virtual'nye setevye soobshhestva / otv. red. Verchenov L. N., Efremenko D.V., Tishhenko V. I. M.: INION RAN, 2013. 360 s.

11. Uznat', skol'ko zarabotali deneg jutjubery [Jelektronnyj resurs]. URL: https://uznatbablo.ru/ (Data obrashhenija :10.02.2022].

12. Formirovanie i razvitie professionalizma v vokal'noj kul'ture volgo-ural'skih musul'man / Gaziev I.M. / avtoreferat dis-sertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedenija / Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija im. N.G. Zhiganova. Kazan'. 2009. 203 s.

13. TMTV. Tatarskij muzykal'nyj telekanal. [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.youtube.eom/@tmtvtatar / (Data obrashhenija 08.04.2023].

14. TATSHOP.RU Tatarskoe video i muzyka. [Jelektronnyj resurs], URL: https://www.youtube.eom/@TATSHOPru / (Data obrashhenija : 08.04.2023].

15. TATVIDEOLAR. - [Jelektronnyj resurs], URL: https://www.youtube.eom/@TATVIDEOLAR / (Data obrashhenija : 08.04.2023].

УДК: 7:004.9

Ю.Ю. Po6aco6a, E.E. Ho67opodo6a, E.B. Kpen>o7opcKas ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕ M ЕННОЕ ИСКУССТВО

Ceгoдня актуально говорить об особенностях внедрения цифровых технологий, которые коснулись всех сфер общества, включая современное искусство. Практика показывает, что их использование помогает создать новый интерактивный художественный продукт. C помощью него участники цифровой среды могут без границ взаимодействовать и коммуницировать.

^временные цифровые технологии создают площадки для проявления таланта и творчества в области искусства. История знает множество примеров, когда талант был не только денежным эквивалентом, а проявлял себя через произведения искусств. Это была великая эпоха Peнeccaнca, ее деятели с помощью своих творений оставили наследия, которые сегодня уже оцифрованы и помогают изучать художественные произведения этого и других периодов культуры искусства.

M едиаискусство в цифре помогает совершенствовать и позволяет искать инновационные технологии для изменения содержательной стороны творений прошлого с помощью прочтения в современной диджитал - среде.

Ключевые слова: чат-бот-технологии, VR и AR-технологии, блокчейн- технологии, диджитальное искусство, медиаискусство, цифровая эволюция, гуманисты-мыслители, цифровизация, информационные компьютерные технологии, художественный продукт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.