Интервью в отечественной блогосфере
Елена Лебедева
В статье на примере авторских программ известных блогеров рассматриваются причины популярности и тенденции развития жанра интервью в отечественной блогосфере. Возникнув как возможность вести личный дневник (блог) в Интернете, блогосфера сегодня превратилась в мощное средство публикации, составляющее конкуренцию традиционным средствам массовой информации и спровоцировавшее бурные изменения в основах традиционной журналистики, в частности в подходах к проведению интервью. Ключевые слова: блог, интервью, блогосфера, жанр, лидер мнений.
РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г3.2021.7380
@ Лебедева Елена Геннадиевна кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций AHO ВО «Институт современного искусства» (г. Москва, Россия), elena@elseproduction.ru
Введение
Сегодня сформировалось абсолютно новое и ранее не известное информационное пространство, скорость реакции которого на различные события в мире превышает скорость все остальных медиаплощадок, -блогосфера. Возникнув как возможность вести личный дневник (блог) в Интернете, блогосфера превратилась в мощное средство публикации, составляющее конкуренцию традиционным средствам массовой информации и спровоцировавшее бурные изменения в основах традиционной журналистики, в частности в подходах к проведению интервью.
Взаимоотношения между традиционными СМИ и блогами - это конкуренция за внимание интернет-аудитории. И блоги, и сетевые СМИ предлагают новости, а пользователь решает, где их просматривать. Цифровая интерактивная среда расширяется с каждым днем, и журналисты стремятся приспособиться к ее расширению - используют ее как для сбора информации, так и для выполнения ряда профессиональных задач. В этой связи исследователи (Вартанова (ред.), 2019: 15) отмечают: «Изначально по критерию профессионализма и характеру занятости блогеры противопоставлялись журналистам, постоянно работающим в официальных средствах массовой информации. Однако это разграничение
на данный момент теряет актуальность в связи с тем, что многие состоявшиеся журналисты создают собственные блоги, а известные блогеры, в свою очередь, активно привлекаются к деятельности СМИ».
Можно выделить три основных способа взаимодействия блогов с традиционными СМИ.
• Использование информации, опубликованной блогерами, в редакционных материалах. Публикации известных бло-геров на ту или иную актуальную тему могут стать информационным поводом для традиционных СМИ. В этом случае именно блогеры формируют повестку дня.
• Редакционный блогинг. Такое взаимодействие происходит, когда СМИ открывает на своем сайте блог, который ведут журналисты издания. В редакционных блогах могут быть опубликованы редакционные новости, материалы издания. Редакционный блогинг не только увеличивает аудиторию сайта, но и позволяет значительно усилить обратную связь
• Интернет-версии изданий с различными сервисами для блогеров. Этот способ позволяет копировать материал, опубликованный на сайте издания, и размещать его в своем блоге. Аудитория блогера, увидев ссылку и заинтересовавшись ею, может перейти на сайт издания и прочитать материал полностью, тем самым повысив посещаемость онлайн-СМИ. Таким образом издание продвигает себя в блогосфе-ре, увеличивает свою аудиторию (за счет привлечения пользователей, которые могут и не быть его читателями).
Особенности блогосферы помогают более эффективно выполнять журналистские задачи, а использование блогов в журналистских целях позволяет оперативно предоставлять информацию, обеспечивать ее открытость, возможность выражения собственного мнения и контроль обратной связи. Посты на злободневные темы увеличивают популярность блогеров, а от статуса блогера, популярность которого
определяется количеством подписавшихся на него читателей и добавляемых в ленту «друзей», зависит степень активности дискуссии. Блоги модифицируются - кроме тестовых появились фотоблоги, видеобло-ги, подкасты, микроблоги, и большинство из них - в формате интервью.
Интервью в традиционной журналистике и блогосфере
Под жанрами принято понимать «устойчивые формы журналистских произведений» (см. подр.: Колесниченко, 2008). И хотя существует условное деление журналистских материалов на информационные, аналитические и документально-художественные, A.A. Морозова (2015: 242) предлагает делить все жанры на две категории:
• традиционные жанры (пришедшие из периодической печати, сохранившие основные жанровые признаки, но при этом зачастую подвергшиеся некой трансформации);
• новые жанры (образовавшиеся в период появления мультимедийных площадок и в процессе становления конвергенции).
Интервью как жанр прошел большой эволюционный процесс, и на каждом этапе развития видоизменялся и совершенствовался. Как отмечает Л.Е. Кройчик (2006: 153-157), «в современных СМИ понятие "жанр" вытеснено понятием "текст" и относит интервью к оперативно-исследовательской группе текстов. Важнейшим жанроо-бразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника -его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего». Именно этим объясняется широкое распространение и популяризация жанра интервью.
Интервью - это, с одной стороны, способ получить информацию путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором интервьюер с помощью вопросов
помогает собеседнику полнее и логичнее раскрыть заданную тему. По мнению исследователей О.Я. Гойхмана, Т. М. Надеи-ной (2008: 8), диалог «как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается».
Задача интервью - сообщить новость и повлиять на общественное мнение, задача интервьюера - придерживаясь определенной тактики и стратегии, «разговорить» своего собеседника и повернуть разговор в нужную сторону. Особенность интервью состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого по каким-либо причинам важно для аудитории. В вопросах журналиста (блогера) к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, в первую очередь на его невербальных проявлениях. Как отмечает С.Н. Ильченко (2016: 13-14), сейчас тематическое и персональное разнообразие интервью «определяется двумя генеральными типами. Первый можно обозначить как интервью в связи с <...> событием, проблемой, фактом... Оно, как правило, носит конкретный характер, имеет информационный повод и тематически ориентировано. Наиболее характерными примерами здесь являются интервью официальных лиц и ответственных чиновников по вопросам общественно-политической жизни и социально-экономического развития. Второй тип интервью не носит конкретно-направленного на событие, проблему или факт характера. Его можно бы было обозначить как интервью ни о чем. В данном случае определяющими структуру беседы
факторами являются: личность интервьюируемой персоны,баланс степени абстрактности и конкретности обсуждаемых тем, их вневременной характер. Можно сказать, что в такой ситуации разговор со знаменитой и популярной личностью строится как интервью о смысле жизни, где биографические подробности участника диалога дают толчок к более широким и обобщающим выводам. Здесь самое главное - собеседник, его мнение».
Сетевые медиа активно используют интервью и в качестве метода, и в качестве жанра, вбирая традиционные черты жанра интервью, и трансформируя его: «Данный традиционный журналистский жанр стал основой формата интервью-проекта, получившего большую популярность на УоиТиЬв. В настоящее время развиваются различные каналы, чей контент следует рассматривать как трансформацию и синтез жанров предметно-личностного интервью и беседы» (Рева, Арехина, Зуева, 2020: 117).
С целью анализа содержания и трансформации жанра интервью в отечественной блогосфере нами были изучены УоиТиЬе-каналы (более 50 сюжетов в выпусках) пяти популярных блогеров. Актуальность выбранной темы заключается в исследовании новых явлений, которые возникли благодаря изменению информационного пространства под воздействием Интернета.
Авторские программы лидеров мнений: трансформация жанра интервью в блогах
Внимание аудитории к блогерам спровоцировало появление в интернет-пространстве инфлюенсеров - лидеров мнений. Анализ российскихблогов показывает, что в настоящее время инфлюенсерами становятся авторы, имеющие большую популярность вне блогосферы (актеры, писатели, политические деятели и т.п.). Бло-геры-инфлюенсеры собирают информацию из разных источников, анализируют
и предоставляют ее сообществу. Пользователи блогосферы, в свою очередь, стремятся сравнить различные точки зрения и обсудить их с авторитетными блогерами.
Лидер мнений в блогосфере - это тот, кто демонстрирует свою личностную и информационную актуальность и уникальность. Это блогер, который создает новаторский информационный продукт, некий образец, к которому стремятся многие. Лидеры мнений заставляют блогосферу двигаться вперед, предоставляя информацию, неизвестную большинству пользователей, а также комментируя происходящие события с учетом своего высокого интеллектуального и профессионального уровня. Сегодня, в XXI в., пользователю уже важна не только информация из первых уст, его интересует сама личность. В связи с этим одним из самых популярных форматов стал «авторский блог», а самыми востребованными - авторские программы в жанре интервью. Жанр интервью в блогосферу одним из первых перенес Юрий Дудь.
Юрий Дудь - журналист, интервьюер, телеведущий и бывший главный редактор сайта Sports.ru. Пилотный выпуск шоу «вДудь»1 появился на канале YouTube 7 февраля 2017 г. По словам самого блоге -ра, он задумал этот формат для того, чтобы натренировать себя в интервью не на спортивную тему. В первом выпуске шоу гостем стал известный рэпер Баста (видео набрало более 100 тыс. просмотров за сутки). На сегодняшний момент канал имеет более 8,5 млн подписчиков. В июле 2018 г. Ю. Дудь занял 50-е место в рейтинге российских знаменитостей, опубликованном журналом Forbes2. Взрыв интернет-популярности блогер объясняет просто: он стал поставщиком контента, которого в YouTube не было и который по содержательности соответствует ведущим медиа. «Интервью - это обилие эмоций, фактов и всего остального. Раньше аудитория YouTube думала, что это максимально дежурный, ритуальный жанр. Поэтому для местных
зрителей это, как минимум необычно», -считает он3.
Выпуски, продолжительностью от сорока минут до полутора часов, выходят практически каждую неделю, за исключением перерывов между сезонами, и представляют собой откровенное интервью с героем. Участниками шоу «вДудь» были известные журналисты, деятели культуры, бизнесмены и др. У блогера есть и своя традиция: в конце интервью он забираету собеседника какую-то принадлежащую ему вещь и позже разыгрывает ее среди подписчиков. К каждому интервью он тщательно готовится, любит задавать провокационные вопросы. Ю. Дудь заинтересован в разговоре со своим собеседником, он эмоционален, его поведение «живое» (правда, нередко с использованием нецензурной лексики). Блогер задает широкий круг тем, в отличие от телевизионных интервью, где интервьюеры ограничены форматом программы и требованиями канала. «Он может позволить себе формулировать вопросы остро, но без личных выпадов <...> поэтому вместо серьезного разговора в рубашках на экране мы видим некий"пацанский"душевный разговор» ( Шестакова, 2019: 100).
Ирина Шихман - российский журналист, телеведущая и видеоблогер. Начала карьеру на телеканале «Москва 24» в качестве ведущей собственной рубрики «Просто люди», цель которой представить мегаполис через трехминутные рассказы москвичей. В марте 2015 г. запустила свой проект «Понаехали» об историях покорения Москвы успешными людьми. С 2017 г. И. Шихман ведет авторскую программу на платформе видеохостинга УоиТиЬв «А поговорить?»4, которая происходит в формате креативного интервью по предварительному плану (1,59 млн подписчиков и более 220 млн просмотров).
Ведущая поднимает серьезные общественные темы и актуальные политические вопросы. Умением слышать собеседника, располагать его к себе, разделяя его
позицию и создавая для него комфортные условия, она добивается того, что гость раскрывает свои самые сокровенные тайны. Многие участники интервью с И. Шихман отмечали ее мягкость, доброжелательность, живость, оригинальность ведения беседы и глубину вопросов. Основная цель диалога - биографического портретного интервью - создать внешний и внутренний портрет героя.Внутренний портрет показывает зрителю жизненный путь и трудности, с которыми он столкнулся. Внешний портрет раскрывает эмоции, чувства и психологические особенности личности. Интервьюер занимает открытую позу, демонстрирует личную заинтересованность в воспроизводимых гостем ответах, дает своему гостю возможность почувствовать в беседе свою значимость, что помогает убрать психологические зажимы, которые мешают неформальному общению. В портретном интервью И. Шихман не безликий интервьюер, она демонстрирует личный отклик на информацию с помощью эмоций, мимики и поведения. Она использует специфическую лексику, реализуя принцип «откровенного интервью».
Отличительной чертой программы является видеовставки. Иногда видео демонстрируется на весь экран или используется параллельно с речью героя, закрывая 50% изображения. Программа «А поговорить?» направлена на широкую аудиторию и позволяет с помощью неоднозначных вопросов и психологических приемов достичь эмоциональной окраски интервью и раскрыть личность собеседника с неожиданной стороны.
Николай Солодников - российский учитель и библиотекарь, журналист телеканала «100 ТВ» и видеоблогер, организатор общественно-культурных проектов «Открытая библиотека» и «Диалоги», созданных в Санкт-Петербурге и основанных на публичных дискуссиях. Основной целью проекта «Открытая библиотека» являлось переустройство городских общедоступных
библиотек и расширение формата их работы. Впоследствии проект привлек внимание городских и федеральных властей, что привело к созданию второго проекта -«Диалоги», в формате беседы с музыкантами, режиссерами в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского. В дискуссиях принимали участие как обычные зрители, так и русскоязычные спикеры. Благодаря проекту Н. Солодников получил колоссальную популярность, а также зарекомендовал себя какуверенный интервьюер. Однако вскоре проект пришлось закрыть.
В 2018 г. Н. Солодников стал ведущим авторской программы «ещёнепознер» (более 450 тыс. подписчиков и около 47 млн просмотров)5. Шоу проходит в формате интеллектуального интервью с журналистами, бизнесменами, политиками, деятелями культуры, театра, кино и т.д. Блогер выбрал именно такой ресурс, поскольку уверен, что платформа УоиТиЬе «победила» телевидение, на ней есть возможность высказываться в самых разных формах. Первым гостем «ещёнепознера» стал Михаил Борисович Пиотровский - историк-востоковед, директор Государственного Эрмитажа. В этой программе Н. Солодников -полноценный собеседник гостя.
Проект «ещёнепознер» отличается интеллектуальной дискуссией и умной беседой, ни разу ни гость, ни сам ведущий не нарушали цензуру и не переходили на личности, как бы высоко не поднимался эмоциональный градус диалога. Глубокие беседы всегда укладываются в часовой хронометраж, а гости раскрываются с неожиданных сторон. Блогер никогда не показывает, что гость ему не нравится или он не разделяет его точку зрения. Он отмечает: «Я могу во многом не соглашаться с людьми, с которыми общаюсь, но четко понимаю, что мы друг другу не враги. Нет ни одной более или менее серьезной причины ненавидеть друг друга, как бы мы по-разному ни относились к Путину, Кадырову,
искусству и так далее. Это я и хочу сообщить зрителю»6. Именно этот подход помогает раскрыть даже самых неоднозначных героев с положительной стороны.
Татьяна Мигналимова - редактор известной авторской программы Ю. Дудя на платформе УouTube, создатель и ведущая популярной женской программы «Подруги». Т. Мингалимова - журналист по образованию и имеет опыт работы на таких телеканалах, как: «Москва-24», «Восьмой», «Матч ТВ», а также в шоу о футболе «Передача без адреса». Автор собственной программы «Нежный редактор» (более 980 тыс. подписчиков и 1-7 млн просмотров)7. Название программы было придумано Ю. Дудем, это «женская версия» проекта «вДудь». Миссия проекта - рассказать о женщинах, которые отличаются необычным мировоззрением. Студия для съемок подбирается каждый раз под героя. В медиаобразе Т. Мингалимовой есть положительные черты, которые вызывают расположение к ней собеседника: она не перетягивает на себя внимание, ее манера вести шоу лишена сенсационности и стремления завлечь зрителя какими-то искусственными способами. Каждая тема отделяется фирменной заставкой: «Личная жизнь», «Дети», «Карьера».
В ходе интервью Т. Мингалимова не задает конкретных закрытых вопросов, часто обсуждение какой-либо темы перерастает в дискуссию, тем самым блогер провоцирует человека на откровенность, пытаясь вывести его из зоны комфорта. Все вопросы касаются только личной жизни героя.
Ксения Собчак - продюсер, телерадиове-дущая, журналист, общественный деятель и писатель. Свою карьеру на российском телеэкране К. Собчак начала в качестве ведущей скандального шоу «Дом-2». В 2010 г. она была ведущей общественно-политической программы «Свобода мысли» на «Пятом канале». В 2020 г. стала ведущей вечернего шоу «Док-ток» на «Первом канале». Сегодня К. Собчак уже не «скандальная блондинка», а остроумный публицист,
превосходный интервьюер и амбициозный политик. О запуске собственного проекта «Осторожно, Собчак!» она объявила в своем микроблоге в Instagram, опубликовав видеоролик в жанре хоррор.
Программа «Осторожно, Собчак!» -одна из самых популярных в русскоязычной блогосфере в формате интервью (более 1,9 млн подписчиков и более 280 млн просмотров)8. Ксения не только берет интервью, но и приходит в гости, проводит мини-экскурсию по дому, ездит вместе со своим собеседником в машине - словом, дает зрителям возможность посмотреть на человека в его повседневной жизни. Гостями К. Собчак были Яна Рудковская, Агата Муцениеце, Екатерина Варнава, Рената Литвинова, Алсу и лр. К. Собчак в своих интервью ставит провокационные вопросы, иногда очень личные, иногда весьма неприятные. У нее есть склонность оказывать давление на окружающих и проявлять словесную агрессию. В программе нет никакой цензуры или «сглаживания» углов - только колкие темы, интересные звездные гости. УоиТиЬе-канал К.Собчак существует уже год, и за это время вышло более 50 выпусков шоу «Осторожно, Собчак!». Это не только интервью со знаменитостями или героями, но и круглые столы, документальные фильмы.
К. Собчак - это эпатаж и провокация, которые широко используются для привлечения массового внимания. Личность, которая претендует на внимание такого рода, всегда прибывает в состоянии борьбы, протеста. Бойцовская позиция, помимо этого, подразумевает, что новаторская деятельность берет начало с восстания против существующих норм и авторитетов. Имидж К. Собчак - это совокупность представлений, сложившихся в обществе в связи с ее поведением и со статусом, который она имеет как дочь Анатолия Собчака. Практически каждый выпуск УоиТиЬе-шоу «Осторожно, Собчак!» сопровождается чередой скандалов, а успех складывается из
конфликтов со знаменитостями. К. Собчак импульсивна в своих решениях и поведении, но в то же время она осторожна, любит все планировать и не изменяет своим взглядам и принципам.
Заключение
Проведенное исследование показало, что интервью, которое проводится в форме свободного и непринужденного общения на УоиТиЬе-каналах привлекает большое количество зрителей. Блогеры, которые получили популярность и признание аудитории, являются лидерами мнений не только в блогосфере. Важное значение имеет цифровая платформа, в данном случае видеохостинг УоиТиЬе, который предоставляет больше свободы ведущему, блогеру, инфлюенсеру.
По результатам исследования можно сделать выводы о происходящей трансформации самого жанра интервью:
• нарушаются нормы традиционной журналистики;
• не соблюдаются нормы этикета, имиджа журналиста (стиль одежды, мимика, позы и пр.);
• присутствует спор в интервью, что не допускается в классическом интервью;
• информирование аудитории уходит на второй план (блог - это интернет-дневник с регулярным добавлением информации и материалов; основная его задача -ответная реакция читателей);
• нарушаются нормы публичной коммуникации и языковые нормы публицистического стиля (появление обсценной лексики, жаргонизмов и сленговых выражений);
• меняется способ подачи интервью -в блогосфере оно динамичное и «живое», без традиционной официальности, смысловой сложности и пр., но нередко с чрезмерной дозволенностью;
• ведущие, журналисты и блогеры, используют жанр интервью по своему усмотрению,
не желая использовать классические приемы или не зная их, (однако не стоит забывать, что, хотя «игра допустима везде, где она уместна», журналист имеет право «менять роли и маски, но не принципы» (Антонова, Савинова 2018: 5));
• происходит постепенная конвергенция блогосферы и традиционных СМИ;
• по сравнению с традиционными СМИ можно отметить большую импровизацию журналиста (блогера) по ходу интервью: выпуски зачастую похожи на принужденную дружескую беседу (такое отличие выделяет А. Чаплыгина (2017), ведущий может позволить себе пользоваться телефоном (чтобы процитировать что-то или посмотреть следующий вопрос), перебить собеседника и пр.
Но можно ли приравнивать блоги к СМИ? Как показал анализ, трансформация вовлеченности аудитории в интернет-пространство, изменение жанров журналистики, в частности интервью, неизбежно приводят в журналистскую среду людей, не имеющих отношения к данной профессии, что, на наш взгляд, может нанести непоправимый ущерб обществу. Только «журналистика дает обществу гарантию достоверности, сбалансированный продукт в виде законченного материала, освещает события разносторонне с точки зрения пользы для общества», а блогосфера «лишь предоставляет горячие факты, мнения, выражает общественные настроения» (Борисова, Семилет, 2018: 115).
Данное направление изучения трансформации жанра интервью является перспективным и может быть продолжено на новом эмпирическом материале с целью теоретического обоснования изменений, происходящих на информационном поле. Развитие блогосферы, без которой трудно уже представить наш современный мир, как открывает ряд перспектив, так и ставит новые проблемы перед исследователями.
Примечания
1 Авторская программа Юрия Дудя «вДудь » на платформе УоиТиЬе. Режим доступа: https://www.youtube.eom/c/vdud/featured
2 https://www.forbes.ru/rating/365207-reyting-forbes-glavnye-rossiyskie-znamenitosti-2018
3 Подр. см.: РБК. Режим доступа: https://www.rbe.ru/magazine/2017/06/592555ee9 a7947d4c8585415
4 Авторская программа Ирины Шихман «А поговорить» на платформе УоиТиЬе. Режим доступа: https://www.youtube.com/ehannel/UCp2J7GRxQ36QLqW4ReLLt5g
5 Авторская программа Николая Солодникова «ещёнепознер» на платформе УоиТиЬе. Режим доступа: https://www.youtube.eom/ehannel/UCp2J7GRxQ36QLqW4ReLLt5g
6 Автор шоу «ещёнепознер» Николай Солодников - о «неютьюбовских» героях и разнице проекта с «вДудем» и «Диалогами». 2018. Дек., 1. Режим доступа: paperpaper.ru/avtor-shou-eshenepozner-nikolaj-solo/
7 Авторская программа Татьяны Мингалимовой «Нежный редактор» на платформе УоиТиЬе. Режим доступа: https://www.youtube.eom/ehannel/UCp2J7GRxQ36QLqW4ReLLt5g
8 Авторская программа Ксении Собчак «Осторожно, Собчак!» на платформе УоиТиЬе. Режим доступа: https://www.youtube.eom/ehannel/UCvQXaJTjA3jRueTKN4CGiwg
Библиография
Антонова В.И., Савинова Я.С. Интервью - жанр современной журналистики: технологии творческой лаборатории Леонида Плешакова // Огарёв-ОЫте. 2018. № 3 (108). С. 1-6.
Борисова А.В., СемилетТ.А. Блогосфера и СМИ в Рунете: проблема определения статуса // Медиаисследования. 2017. № 4 (2). С 109-116.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра М, 2008.
Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПГУ, 2016.
КолесниченкоА.В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. унта, 2008.
КройчикЛ.Е. Основы творческой деятельности журналиста: Система журналистских жанров. М.: [б. и.], 2006. С. 153-157.
МорозоваА.А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте» // Вестн. ЧелГУ. 2015. № 5 (360). С. 240-249.
Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. Режим доступа: http://www.journ.msu. ru/science/books/35016/
Рева Е.К., Арехина Д.В., Зуева Г.С. Тренды видеохостинга УоиТиЬе: медиаформаты и предпочтения аудитории // Ценностные ориентиры современной журналистики: сб. науч. ст. по мат. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / под ред. Е.К. Рева. Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. С. 115-122.
Чаплыгина А.О. Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ // Медиасреда. 2017. № 12. С. 302-306.
Шестакова П.С. Применение жанра интервью в интернет-пространстве // Медиа-среда. 2019. № 1. С. 98-102.
Дата поступления в редакцию: 18.02.2021 Дата публикации: 17.06.2021