УДК 372.800.8
Салимов Алик Мухтарович
кандидат исторических наук, доцент, Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма salimov-kazan@list.ru Alik M. Salimov
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,
Volga Region University of Physical Culture, Sports and Tourism
salimov-kazan@list.ru
ПРОДВИЖЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
PROMOTION OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE TATAR PEOPLE IN SOCIAL NETWORKS
Аннотация. Статья посвящена анализу историко-культурного наследия казанских татар, продвигаемого в социальных сетях. Проблематику культурного наследия изучают история, культурология, социология, музееведение, этнология. Результаты свидетельствуют о том, что видеоматериалы данной тематики пользуются большой популярностью в социальных сетях, растёт количество их просмотров, число подписчиков у авторов каналов и блогов. Этому способствует популярность самого видеохостинга, качество предлагаемого контента, его специфика, а также, в период пандемии и санкций авторы и зрители перенесли свою активность в on-line формат.
Ключевые слова: информационное пространство, on-line коммуникации, социальные сети, историко-культурное наследие, блогосфера.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the historical and cultural heritage of the Kazan Tatars, promoted in social networks. The problems of cultural heritage are studied by history, cultural studies, sociology, museology, and ethnology.
The results indicate that video materials on this topic are very popular in social networks, the number of their views is growing, the number of subscribers among the authors of channels and blogs. This is facilitated by the popularity of the video hosting itself, the quality of the content offered, its specificity, and during the pandemic and sanctions, the authors and viewers transferred their activity to the on-line format.
Keywords: information space; on-line communications; social networks; historical and cultural heritage; blogosphere.
Введение.
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
Для относительно небольших народов, каким являются современные казанские татары, задача сохранения историко-культурного наследия, особенно в среде молодого поколения носителей национальной культуры становится важной экзистенциальной необходимостью.
Теоретико-методологические основы культурного наследия раскрываются в трудах Д.С. Лихачева, М. С. Кагана и др. Так академик РАН Д.С. Лихачёв отмечал: «Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир...», [1, с.22].
Целью работы является анализ основной тематики историко-культурного наследия казанских татар, размещённого в виде информационных видео материалов в социальных сетях.
Объектом изучения является историко-культурное наследие казанских татар, продвигаемое в современных социальных сетях.
Предмет исследования - наиболее популярные проекты в виртуальном информационном пространстве.
Материалы и методы исследования.
Основными методами исследования являлись анализ специальной литературы, а также - каналов и блогов в Интернет-сервисах. В работе рассмотрено продвижение on-line истории и культуры татар в международных и отечественных видео хостингах.
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ развития наиболее популярных каналов и блогов в социальных сетях, посвящённых Республике Татарстан, её истории, языку и культуре татарского народа проводится на постоянной основе [2].
Таблица 1 - Наиболее популярные пользователи и платформы
[3;4;5;6;7;8].
Пользователь Название Количество подписчиков Видео- Просмотры
платформы на 15.09.2019 на 15.11.2022 контентов
1 Татармультфильм YouTube 14 тыс. 88,7 тыс. 288 видео 27,2 млн.
Telegram с июля 2022 г. 166 271 видео до 1 тыс. каждое
RuTube с марта 2022 2 4 н/д
2 Институт истории им. Марджани YouTube 2,3 тыс. 13,1 тыс. 80 видео 2,9 млн.
Telegram с июля 2022 г. 61 36 от 72 до 150 каждое
3 Татарская культура YouTube с сентября 2020 г. 4 тыс. 125 видео 520 тыс.
4 «Татарский с Дмитрием Петровым» YouTube 3,8 тыс. 152 тыс. 24 урока до 203 тыс.
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
(1-й урок)
Полиглот с Дмитрием Петровым RuTube с апреля 2022 года 475 99 видео н/д
5 Татар Малай (Ринат Галиахметов) Telegram с февраля 2022 года 1 657 74 публикации от 700 до 14 195
6 Журнал «Ялкын» YouTube 1,43 тыс. 3,7 тыс. 296 видео 508 198
Telegram с февраля 2022 г. 263 почти ежедневно от 97 до 7 481
Канал компании Татармульфильм, размещённый на платформе YouTube, является наиболее востребованным и успешным в социальных сетях. С начала 2013 года по ноябрь 2022 г. здесь было размещено 288 видео с общим количеством 27,2 млн. просмотров. Специалисты студии создают мультфильмы по мотивам народных сказок и на основе произведений татарской классической литературы. Озвучка видео продукции даётся как на татарском, так и на русском языках.
Работа художников-мультипликаторов: рисунки, звук, музыка, диалоги на очень высоком уровне. Этим можно объяснить их высокую популярность. По сказкам Габдуллы Тукая создана серия из 14 мультфильмов, из них, «Су анасы» («Водяная») имеет набольшее количество просмотров - более 17 млн.
Другой блок, - «народные сказки» объединяет 8 фильмов. Проект обучающих мультфильмов «Ак буре» имеет практическую направленность. К концу 2022 года созданы 53 серии, в виде коротких и оригинальных мультфильмов, основанных на элементах национальной культуры. Канал не случайно является наиболее просматриваемым продуктом, развивающим и продвигающим татарское национального культурное наследие в Интернете [5].
С апреля 2016 года на YouTube работает официальный оп-Нш канал Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. Разработаны и размещены на канале научно-популярные ролики и лекции учёных Института об истории, культуре и традициях татарского народа. К ноябрю 2022 года они имели 2,9 млн. просмотров. Самой популярной является размещённая на YouTube «Краткая история татар», - видео ролик на 16 минут. На ноябрь 2022 года ролик собрал 2,1 миллиона просмотров. Качество текста, использованная мультипликация, качество озвуч-ки, подача материала интересна и занимательна. Количество просмотров и комментариев свидетельствует об огромном интересе людей к истории, грамотное участие многих из них в on-line дискуссии говорит о неудовлетворенности аргументацией авторов по концептуальным вопросам [4].
С сентября 2020 года на платформе YouTube начал работать канал «Татарская культура». Здесь размещено 125 видео роликов, - татарских песен, всего 5 плейлистов, - от народных до современных, с субтитрами на русском. Количество подписчиков - 4,1 тысячи, наибольшее число просмотров набрала песня Васили Фаттаховой с субтитрами на татарском и русском языках «Туган як», -112 тысяч. В Интернет-сетях имеются также каналы, созданные для изучения та-
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
тарского языка. Наиболее профессиональным и успешным из них является YouTube проект «Татарский с Дмитрием Петровым». Созданный в 2019 году, канал постоянно набирает количество подписчиков и в ноябре 2022 года их - 153 тыс., а просмотров - 209 000. Полиглот Дмитрий Петров изучает татарский язык с людьми разнообразных национальностей и профессий. Обучающимися в данной группе являются люди разного рода занятий, национальности и пола: татары, не знающие родного языка, русские, и даже африканцы из Нигерии. В условиях пандемии и последующих международных санкций, канал и его продукция оказались очень востребованными. On-line татарский язык с Дмитрием Петровым изучают более 153 тысяч человек разных национальностей и стран [7].
На платформе Telegram успешно продвигает свой контент успешный татарский блогер - Татар Малай (Ринат Галиахметов). Свой блог он ведет на татарском языке, почти ежедневно выкладывая отчеты об интересных событиях в Казани и за её пределами, запуская интересные флешмобы. Целью своего бло-гинга в социальных сетях он считает объединение татар всего мира. В Telegram странице Рината пока 1 657 подписчиков (на прежних каналах было 150 тысяч), которые регулярно знакомятся с творчеством татарских поэтов, традициями народа, традиционными татарскими блюдами, песнями и танцами, раскрывающими национальную культуру. Видеоролики рассказывают также о татарских деревнях, самих татарах, быте и обычаях. Подписчики и зрители канала видят татарский мир как бы «изнутри» [6].
На платформе YouTube с начала 2017 года работает on-line канал на татарском языке, который выпускают сотрудники республиканского журнала для молодёжи «Ялкын». Здесь размещено 296 видео, количество подписчиков составляет 3,7 тыс., просмотров 508 198. На канале размещены видео-интервью с молодыми медийными татарами. Наиболее популярной является рубрика «Со-раштыргалаштыргалау» («распрашивалки»), в которой ведущие берут интервью у известных молодых татарских певцов, артистов. Почти 90 тыс. просмотров набрало интервью с Гульсирин и Азатом Абитовыми. Также, интересно интервью с успешной татарской певицей Гульназ Асаевой, количество просмотров которого составило почти 70 тыс. Также, успехом пользовались интервью с набирающим популярность молодыми татарскими исполнителями Зульфирой и Алмазом Мирзаяновыми (более 63 тыс. просмотров), Рифатом Зариповым (52 тысячи) [3].
Заключение.
Таким образом, историко-культурное наследие татарского народа успешно развивается и популяризируется, является востребованным в современных социальных сетях, на различных каналах и блогосфере. Наблюдается количественный и качественный рост каналов и блогов по изучаемой нами тематике. Количество активных подписчиков у изученных нами авторов за 2019-2022 гг. выросло от 1,5 до 40 раз. Этому способствует ряд факторов: интерес населения, огромная on-line аудитория, интересный, профессионально и качественно подго-
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
товленный контент, удобство размещения и просмотра контента в удалённом формате, заинтересованность блогеров в размещении своих видеороликов.
Наиболее профессиональные on-line контенты из числа изученных можно рекомендовать при изучении в школе и вузе дисциплин «История» и «Культурология». Кроме того, коммерческий интерес, монетизацию видеоблогов для авторов материалов необходимо поддерживать различными способами на отечественных платформах и видеохостингах.
Литература:
1. Лихачев, Д. С. Экология культуры // Знание - сила. 1982. № 6. С. 22.
2. Салимое А.М. Социальные сети как средство развития и продвижения историко-культурного наследия татарского народа//Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 2022. С. 46-50.
3. Журнал Ялкын // [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jhn2dfzJH0s (Дата обращения 15.11.2022 г.)
4. Институт Истории Марджани // [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch ?v=G47qY9BIZuk&t=29s (Дата обращения 15.11.2022 г.)
5. Мультфильмы для детей от Татармультфильма // [Электронный ресурс]. URL: // https://www.youtube.com/watch?v=qYSVkfT4Ht4 (Дата обращения 15.11.2022 г.)
6. Татар Малай -Телеграм // [Электронный ресурс]. URL: // https://web.telegram.org/z/#-1594398723 (Дата обращения 10.02.2022 г.)
7. Татарский с Дмитрием Петровым // [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch ?v=W0SwgrzwWbs&t=852s (Дата обращения 15.11.2022 г.)
Literature:
1. Likhachev, D. S. Ecology of culture // Knowledge - power. 1982. No. 6. p.
22.
2. Salimov A.M. Social networks as a means of development and promotion of the historical and cultural heritage of the Tatar people// Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Kazan, 2022. pp. 46-50.
3. Yalkyn Journal // [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jhn2dfzJH0s (Accessed 15.11.2022)
4. Marjani Institute of History // [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=G47qY9BIZuk&t=29s (Accessed 15.11.2022)
5. Cartoons for children from Tatarmultfilm // [Electronic resource]. URL: // https://www.youtube.com/watch?v=qYSVkfT4Ht4 (Accessed 15.11.2022)
6. Tatar Malay -Telegram // [Electronic resource]. URL: // https://web.telegram.org/z/#-1594398723 (Accessed 10.02.2022)
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
7. Tatarsky with Dmitry Petrov // [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=W0SwgrzwWbs&t=852s (Accessed 15.11.2022)
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/