Научная статья на тему 'Современная организация парковочного пространства в транспортно-пересадочных узлах с точки зрения эффективности использования городских территорий'

Современная организация парковочного пространства в транспортно-пересадочных узлах с точки зрения эффективности использования городских территорий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
985
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Транспортно-пересадочный узел / паркирование автомобилей / парковочное пространство / градостроительство / механизированный паркинг / парковка. / Transfer hub / parking of automobiles / parking space / city planning / automated parking / car-park

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Андреева Людмила Александровна, Музыкин Иван Владимирович

Цель: Анализ эффективности строительства многоуровневых механизированных парковок на транспортно-пересадочных узлах, выявление проблем, связанных с нормативнотехническим регулированием проектирования механизированных паркингов. Методы: Сравнение постоянных и переменных затрат на сооружение и эксплуатацию разных видов многоуровневых паркингов – механизированных и рамповых, встроенных и отдельно расположенных, подземных и размещенных на уровне земли, рассмотрение зарубежного и перспективного отечественного опыта многоуровневых паркингов в транспортно-пересадочных узлах. Результаты: Раскрывается значение транспортно-пересадочных узлов в системе городского пассажирского транспорта и с точки зрения градостроительства, уточнена классификация транспортно-пересадочных узлов, подчеркивается важность правильной организации пространства на территории транспортно-пересадочных узлов с учетом принципа экономии городских пространств и принципа гармоничного вписывания транспортно-пересадочного узла в городскую среду, указаны сферы применения паркингов разных типов, выявлены преимущества механизированных паркингов по сравнению с традиционными плоскостными и многоуровневыми рамповыми паркингами, проведен анализ затрат, связанных с сооружением и эксплуатацией разных видов многоуровневых паркингов, сделаны выводы относительно использования механизированных паркингов в условиях транспортнопересадочных узлов, представлены функциональное назначение механизированных паркингов в транспортно-пересадочных узлах и документы, отражающие нормативно-техническое регулирование их проектирования, даны рекомендации по внедрению технологии строительства механизированных паркингов в России. Практическая значимость: Полученные выводы можно использовать при проектировании транспортно-пересадочных узлов в городах России, особенно в условиях плотной застройки. Приведенные документы нормативнотехнического регулирования позволят повысить удобство паркирования автомобилей. Распространение механизации и применение интеллектуальных систем в парковочном хозяйстве принесет ощутимый экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ARRANGEMENT OF PARKING SPACE ON TRANSFER HUBS FROM THE VIEWPOINT OF UTILIZATION EFFICIENCY OF URBAN AREAS

Objective: To analyze the efficiency of building multilevel automated garages on transfer nodes, to reveal problems, connected with normative-technical control of automated parking design. Methods: The comparison of fixed and variable costs on construction and maintenance of different types of multilevel parking – automated and ramp, built-in and detached, underground and located at ground level, consideration of foreign and long-term domestic experience of multilevel parking lots in transfer hubs. Results: The value of transfer hubs in the system of urban and passenger transport was discovered as well as, classification of transfer hubs was specified, from the viewpoint of urban planning, the emphasis was made on the significance of proper arrangement on the territory of transfer hubs, taking into account space economy principle and whether the transfer hub harmoniously fits into urban environment, the spheres of application of different types of car-parks were specified, the advantages of automated car-parks over the conventional flat and multilevel ramp car-parks were revealed, the analysis of costs on construction and maintenance of different multilevel car-parks was carried out, the conclusions were made on the use of automated car-parks in the conditions of transfer hubs, functional area of automated car-parks in transfer hubs was presented as well as the documents, reflecting the normativetechnical control of automated parking design, recommendations were given on implementation of automated parking construction technology in Russia. Practical importance: The obtained conclusions may be applied in the design of transfer hubs in the cities of Russia, especially in restrained urban conditions. The given normative-technical control documents will make it possible to improve automobile parking convenience. Propagation of mechanization and application of intelligence systems in parking facilities will provide considerable economic benefit.

Текст научной работы на тему «Современная организация парковочного пространства в транспортно-пересадочных узлах с точки зрения эффективности использования городских территорий»

ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

УДК 656.1/.5

Л. А. Андреева, И. В. Музыкин

СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Дата поступления: 27.12.2017 Решение о публикации: 18.01.2018

Аннотация

Цель: Анализ эффективности строительства многоуровневых механизированных парковок на транспортно-пересадочных узлах, выявление проблем, связанных с нормативно-техническим регулированием проектирования механизированных паркингов. Методы: Сравнение постоянных и переменных затрат на сооружение и эксплуатацию разных видов многоуровневых паркингов - механизированных и рамповых, встроенных и отдельно расположенных, подземных и размещенных на уровне земли, рассмотрение зарубежного и перспективного отечественного опыта многоуровневых паркингов в транспортно-пересадочных узлах. Результаты: Раскрывается значение транспортно-пересадочных узлов в системе городского пассажирского транспорта и с точки зрения градостроительства, уточнена классификация транспортно-пересадочных узлов, подчеркивается важность правильной организации пространства на территории транспортно-пересадочных узлов с учетом принципа экономии городских пространств и принципа гармоничного вписывания транспортно-пересадочного узла в городскую среду, указаны сферы применения паркингов разных типов, выявлены преимущества механизированных паркингов по сравнению с традиционными плоскостными и многоуровневыми рамповыми паркингами, проведен анализ затрат, связанных с сооружением и эксплуатацией разных видов многоуровневых паркингов, сделаны выводы относительно использования механизированных паркингов в условиях транспортно-пересадочных узлов, представлены функциональное назначение механизированных паркингов в транспортно-пересадочных узлах и документы, отражающие нормативно-техническое регулирование их проектирования, даны рекомендации по внедрению технологии строительства механизированных паркингов в России. Практическая значимость: Полученные выводы можно использовать при проектировании транспортно-пересадочных узлов в городах России, особенно в условиях плотной застройки. Приведенные документы нормативно-технического регулирования позволят повысить удобство паркирования автомобилей. Распространение механизации и применение интеллектуальных систем в парковочном хозяйстве принесет ощутимый экономический эффект.

Ключевые слова: Транспортно-пересадочный узел, паркирование автомобилей, парко-вочное пространство, градостроительство, механизированный паркинг, парковка.

Ludmila A. Andreeva, D. Eng. Sci., professor, andreeva4you@yandex.ru; *Ivan V. Muzykin, logistics expert, new_imperial@inbox.ru (PROMTRANSNIIPROEKT) MODERN ARRANGEMENT OF PARKING SPACE ON TRANSFER HUBS FROM THE VIEWPOINT OF UTILIZATION EFFICIENCY OF URBAN AREAS

Summary

Objective: To analyze the efficiency of building multilevel automated garages on transfer nodes, to reveal problems, connected with normative-technical control of automated parking design. Methods: The comparison of fixed and variable costs on construction and maintenance of different types of multilevel parking - automated and ramp, built-in and detached, underground and located at ground level, consideration of foreign and long-term domestic experience of multilevel parking lots in transfer hubs. Results: The value of transfer hubs in the system of urban and passenger transport was discovered as well as, classification of transfer hubs was specified, from the viewpoint of urban planning, the emphasis was made on the significance of proper arrangement on the territory of transfer hubs, taking into account space economy principle and whether the transfer hub harmoniously fits into urban environment, the spheres of application of different types of car-parks were specified, the advantages of automated car-parks over the conventional flat and multilevel ramp car-parks were revealed, the analysis of costs on construction and maintenance of different multilevel car-parks was carried out, the conclusions were made on the use of automated car-parks in the conditions of transfer hubs, functional area of automated car-parks in transfer hubs was presented as well as the documents, reflecting the normativetechnical control of automated parking design, recommendations were given on implementation of automated parking construction technology in Russia. Practical importance: The obtained conclusions may be applied in the design of transfer hubs in the cities of Russia, especially in restrained urban conditions. The given normative-technical control documents will make it possible to improve automobile parking convenience. Propagation of mechanization and application of intelligence systems in parking facilities will provide considerable economic benefit.

Keywords: Transfer hub, parking of automobiles, parking space, city planning, automated parking, car-park.

Транспортно-пересадочные узлы

Современные градостроительные концепции предполагают наличие высокоорганизованного комфортного общественного транспорта как одного из мероприятий по созданию благоприятных условий для отказа от автомоби-лепользования. Условия транспортного обслуживания пассажира относятся к ключевым показателям работы общественного транспорта. Комфортность подвижного состава, маршрутная сеть, обустройство остановочных пунктов, стоимость проезда - основные критерии работы общественного транспорта для пассажиров. Низкий уровень предоставляемых услуг вынуждает пассажиров отказываться от поездок общественным транспортом и выбирать альтернативные виды передвижения.

Практика показывает, что в большинстве случаев невозможно охватить все районы городов беспересадочным сообщением друг с другом. Более того, региональный и межрегиональный транспорт, как правило, тоже не может обеспечить перевозку пассажира «от двери до двери». Пассажиры вынуждены совершать пересадки. Их комфортность также немало влияет на восприятие общественного транспорта пассажирами. Необходимо, чтобы переход с одного вида транспорта на другой не вызывал затруднений, а затраты времени на поездку сокращались. Создание таких условий обеспечивают транспортно-пересадочные узлы.

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - это комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой [1, ст. 1, п. 25].

ТПУ - понятие одновременно и транспортное, и градостроительное. Это узловой элемент планировочной структуры города, в котором соединяются транспортный каркас города и элементы городской среды. Потому при правильной организации пространства ТПУ должен стать удобным объектом транспортной инфраструктуры и органично вписаться в городскую среду (рис. 1).

Рис. 1. Транспортно-пересадочный узел при главном железнодорожном вокзале Граца

(Австрия)

В табл. 1 указан рекомендуемый состав системы ТПУ для городов различной величины. В табл. 2 представлены виды ТПУ и их состав.

ТАБЛИЦА 1. Состав системы ТПУ для городов различной величины

Тип города Вид ТПУ

межрегионального значения регионального (агломерационного) значения районного значения локального значения

Крупнейший город (свыше 1 млн человек) + + + +

Крупные города (население от 250 до 1000 тыс. человек) + + + -

Большие города (население от 100 до 250 тыс. человек) + + + -

Средние города (население от 50 до 100 тыс. человек) + - -

Малые города (население менее 50 тыс. человек) + - -

Примечание. Знак «+» обозначает наличие данного типа узла в поселении; знак «-» -его отсутствие.

Организация парковочного пространства ТПУ

Организация парковочного ТПУ зависит от нескольких факторов: расположения ТПУ, его значения и состава; предполагаемого пассажиропотока и его характера. В ТПУ локального значения парковочное пространство может быть не предусмотрено, так как в узлы такого типа, как правило, входит только городской транспорт и узел находится в пешей доступности от основных центров притяжений. В редких случаях в состав таких ТПУ входят небольшие парковки емкостью до 30 машиномест. Районные ТПУ часто включают в себя парковку плоскостного типа емкостью до 200 машиномест.

Строительство плоскостных паркингов, несмотря на свою дешевизну, не отвечает требованиям экономии городских пространств.

В мегаполисах в региональных и межрегиональных ТПУ часто невозможно обойтись без строительства парковок более сложного типа. Необходимое для ТПУ с высоким пассажиропотоком количество машиномест может быть обеспечено путем строительства многоуровневых паркингов. Например, Главный вокзал Берлина оборудован подземной парковкой на 860 машино-

ТАБЛИЦА 2. Виды ТПУ и их состав

Вид ТПУ Внешний транспорт Региональный транспорт Городской транспорт

автомобильный железнодорожный воздушный водный автомобильный железнодорожный воздушный водный скоростной внеуличный наземный пассажирский индивидуальный

метрополитен городская железная дорога «легкорельсовый» транспорт автобус троллейбус трамвай

ТПУ межрегионального значения Один или несколько видов Один или несколько видов Один или несколько видов Один или несколько видов +

То же То же - - - То же +

- - - - - - - +

ТПУ регионального (агломерационного) значения - - - - Один или несколько видов Один или несколько видов " " +

- - - - То же - - - 55 55 +

ТПУ районного значения - - - - - - - - Один или несколько видов ,, ,, +

ТПУ локального значения - - - - - - - - То же - - - Опцио-наль но

- - - - - - - - - - - Один или несколько видов То же

мест [2], а многофункциональный комплекс «Подземный город» в Монреале имеет 43 паркинга общей емкостью несколько тысяч машиномест [3].

Одной из разновидностей многоуровневых паркингов являются механизированные парковочные комплексы. Механизированные паркинги в настоящее время представляют собой вершину технической эволюции многоуровневых парковочных решений и самую перспективную версию их развития. В условиях плотной городской застройки такие парковочные комплексы способны снизить площадь пятна застройки по сравнению с другими видами паркингов, что позволяет сэкономить ценное городское пространство (рис. 2).

Рис. 2. Механизированный паркинг

Согласно проведенным исследованиям [4], в некоторых случаях стоимость строительства механизированных паркингов в расчете на машиноместо меньше, чем рамповых многоуровневых паркингов (табл. 3).

Анализ данных, представленных в табл. 3 и 4, с одной стороны, позволяет заключить, что строительство механизированных паркингов выгоднее при их размещении в зданиях. С другой стороны, переменные затраты на эксплуатацию механизированных паркингов, как правило, выше, чем на эксплуатацию рамповых паркингов. Это связано с дорогостоящей работой специаль-

ТАБЛИЦА 3. Сравнение стоимости строительства рамповых и механизированных паркингов

Расположение Тип паркинга Стоимость строительства 1 кв. дюйма, долл. США Эффективность, кв.дюйм/место Стоимость строительства одного маши-номеста, долл. США Стоимость АСХТС 1, долл. США Полная стоимость машиноместа

Отдельно стоящий Рамповый 50 320 16 000 0 16 000

Механизированный 45 225 10 125 16 000 26 125

Встроенный в здание, расположенный на уровне земли Рамповый 75 450 33 750 0 33 750

Механизированный 65 225 14 625 16 000 30 625

Встроенный в здание, подземный Рамповый 105 450 47 250 0 47 250

Механизированный 85 225 19 125 16 000 35 125

1 АСХТС - автоматическая система хранения транспортных средств.

ТАБЛИЦА 4. Сравнение переменных затрат на эксплуатацию механизированных и рамповых многоуровневых паркингов

Вид затрат Механизированный паркинг, долл. США, в расчете на место в год Рамповый паркинг, долл. США, в расчете на место в год

Охрана 35 107

Управление 37 37

Снабжение 19 19

Страховка 9 18

Электроэнергия 45 52

Содержание 400 67

Прочее 10 10

В с е г о 555 310

ного оборудования (конструкций, подъемников, интеллектуальных систем). Механизированные парковочные комплексы целесообразно использовать для обслуживания объектов с относительно равномерной загрузкой в течение дня. Строительство механизированных паркингов приемлемо для ТПУ, расположенных в зоне плотной городской застройки, с высоким, интенсивным пассажиропотоком и с относительно равномерной загрузкой в течение дня.

В небольших транспортно неразвитых городах региональные и даже межрегиональные ТПУ имеют четко выраженные периоды наплыва пассажиропотока и периоды его отсутствия, поэтому использование механизированных паркингов в данных пересадочных узлах неэффективно.

Передовой опыт зарубежных стран взят за основу при проектировании парковок данного типа в России. Так, в составе многих ТПУ, проектируемых во исполнение [5, 6], предполагается создание механизированных парковоч-ных комплексов. Эти объекты будут приспособлены как под долговременное хранение автомобилей, так и под перехватывающую парковку. В перспективе строительство таких паркингов предполагается и в других регионах.

Нормативно-правовая база проектирования механизированных паркингов

До недавнего времени проектирование механизированных парковочных комплексов было затруднено в связи с отсутствием требований по их проектированию. В профильном документе СП 113.13330.2012 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобильные» [7] не указывались никакие конкретные требования, а лишь вскользь упоминалось само существование механизированных паркингов. В обновленном документе СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99*

Стоянки автомобильные» [8] появились некоторые требования к механизированным паркингам, уточнена их классификация, описаны требования безопасности. Однако в документе [8] не хватает требований, касающихся характерных параметров: расстояния между напротив лежащими ярусами, к подъемному механизму.

Намного подробнее проектирование механизированных паркингов описывается в работе [9] - в этом документе акцентируется внимание на конструктивные особенности и объемно-планировочные решения разных видов паркингов. СТО НОСТРОЙ 2.23.134-2013 «Автостоянки. Механизированные парковочные системы. Устройство. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ» [10] исчерпывающе описывает требования к строительству механизированных парковочных систем. Это делает [9, 10] одними из основных документов вместе со сводом правил [8] по проектированию механизированных паркингов.

Заключение

Размещение подземных механизированных паркингов в ТПУ с интенсивным пассажиропотоком позволяет значительно сэкономить городское пространство по сравнению с парковками плоскостного типа уменьшить стоимость строительства по сравнению с подземными рамповыми парковками. Данная технология является перспективной в крупных российских городах. Развитие нормативно-правовой базы способствует расширению ее применения. Распространение механизации в парковочном хозяйстве принесет ощутимый экономический эффект и сделает паркирование автомобиля удобнее.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. (ред. от 03.07.2016 г.). - Градостроительный кодекс Российской Федерации. - М. : Эксмо-Пресс, 2017.

2. Berlin Hbf. Ihre Parkmöglichkeiten. - URL : https://www.dbbahnpark.de/content/ fahrplanauskunft/bahnpark/pdf/8011160.pdf (дата обращения : 20.10.2017).

3. Montreal Underground city. - URL : http://montrealundergroundcity.com (дата обращения : 20.10.2017).

4. Don Monahan P. E. Man vs Machine / P. E. Don Monahan // International Parking Institute. - 2012. - N 9. - P. 34-37.

5. Распоряжение Правительства Москвы от 28 сентября 2006 г. № 1930-РП «О создании на территории города Москвы системы механизированных парковок». - М., 2006.

6. Постановление Правительства Москвы № 413-ПП от 6 сентября 2011 г. «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве». - М., 2011.

7. СП 113.13330.2012. «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобильные». - М. : Минстрой России, 2015.

8. СП 113.13330.2016. «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобильные». - М. : Минстрой России, 2016.

9. Кодыш Э. Н. Проектирование многоярусных гаражей-стоянок на стальном каркасе : Ассоциация развития стального строительства / Э. Н. Кодыш, Н. Н. Трекин, Н. Г. Ке-ласьев, И. А. Терехов, А. А. Сосков. - М. : Аксиом графикс юнион, 2017. - 176 с.

10. СТО НОСТРОЙ 2.23.134-2013 «Автостоянки. Механизированные парковочные системы. Устройство. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ». -М. : ООО «Изд-во "БСТ"», 2013.

References

1. Federalniy zakon no. 190-FZ ot 29.12.2004 g. (red. ot 03.07.2016). Gradostroitelniy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Federal law N190-FL dated 29.12.2004 (ed. dated 03.07.2016). Urban planning code of the Russian Federation]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2017. (In Russian)

2. Berlin Hbf. Ihre Parkmöglichkeiten. URL: https://www.dbbahnpark.de/content/ fahrplanauskunft/bahnpark/pdf/8011160.pdf (accessed: 20.10.2017).

3. Montreal Underground city. URL: http://montrealundergroundcity.com (accessed: 20.10.2017).

4. Don Monahan P. E. Man vs Machine. Pros. International Parking Institute, 2012, no. 9, pp. 34-37.

5. Rasporyazheniye Pravitelstva Moskvy ot 28 sentyabrya 2006 g. no. 1930-RP "O sozdanii na territorii goroda Moskvy systemy mekhanizirovannikhn parkovok" [Moscow city Government Resolution dated September 28 2006 N1930-GR "On building the system of automated parking lots on the city of Moscow territory"]. Moscow, 2006. (In Russian)

6. Postanovleniye Pravitelstva Moskvy no. 413-PP ot 6 sentyabrya 2011 g. "O formiro-vanii transportno-peresadochnykh uzlov v gorode Moskve" [Governmental Regulation of the city of Moscow N 413-GR dated September 62011 "On construction of transfer hubs in the city of Moscow"]. Moscow, 2011. (In Russian)

7. SP 113.13330.2012. "SNiP 21-02-99* Stoyanky avtomobilniye" [SP (Rules and regulations) 113.13330.2012. "SNiP (Construction Rules and Regulations) 21-02-99* Parking lots"]. Moscow, the Ministry of Construction industry of the Russian Federation Publ., 2015. (In Russian)

8. SP 113.13330.2016. "SNiP 21-02-99* Stoyanky avtomobilniye" [SP (Rules and regulations) 113.13330.2016. "SNiP (Construction Rules and Regulations) 21-02-99* Parking lots"]. Moscow, the Ministry of Construction industry of the Russian Federation Publ., 2016. (In Russian)

9. Kodish E. N., Trekin N. N., Kelasiyev N. G., Terekhov I.A. & Soskov A.A. Proyektiro-vaniye mnogoyarusnykh garazhey-stoyanok na stalnom karkase: Assotsiatsiya razvitiya stalnogo stroitelstva [Steel framed multilevel parking structure design: Steel Construction Development Association]. Moscow, Axiom graphics union Publ., 2017, 176 p. (In Russian)

10. STO NOSTROI 2.23.134-2013. Avtostoyanky. Mekhanizirovanniye parkovochniye sistemy. Ustroistvo. Pravila, control vipolneniya i trebovaniya k rezultatatm rabot [STO NOSTROI (The System of Standardization The National Association of Builders) 2.23.134-2013. Parking garages. Automated parking systems. Arrangement. The rules, performance control and requirements to operating results]. Moscow, OOO BST Publ., 2013. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АНДРЕЕВА Людмила Александровна - д-р техн. наук, профессор, andreeva4you@yandex.ru; *МУЗЫКИН Иван Владимирович - специалист по логистике, new_imperial@inbox.ru (ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.