Научная статья на тему 'Современная образовательная ситуация в подготовке специалистов в вузе: обзор технологий преподавания'

Современная образовательная ситуация в подготовке специалистов в вузе: обзор технологий преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Светлана Ивановна

В статье раскрываются требования в рамках студентоцентрированного подхода к подготовке специалистов в вузе, в частности к результатам подготовки, процессу и технологиям преподавания, дается краткий обзор технологий преподавания в свете современной образовательной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная образовательная ситуация в подготовке специалистов в вузе: обзор технологий преподавания»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

18.http://www.ecotourismserbia.com - Центр развития экологического и сельского туризма в Сербии.

19.http://www.cenort.rs - Центр ответственного и устойчивого развития туризма в Сербии.

20.http://reestr.russiatourism.ru/ - Федеральный реестр туроператоров.

21.http://www.planetyakutia.com/ - Сайт ОАО «Национальная туристическая компания Якутия».

22.http://www.goyakutia.com/ - Национальный сайт по туризму Республика Саха

© А.Е. Тарасов, 2015

УДК 378.147

Тарасова Светлана Ивановна

канд. пед. наук, доц. НИУ «БелГУ», г. Белгород, РФ Е-mail: Tarasova_s@bsu.edu.ru

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ:

ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются требования в рамках студентоцентрированного подхода к подготовке специалистов в вузе, в частности к результатам подготовки, процессу и технологиям преподавания, дается краткий обзор технологий преподавания в свете современной образовательной ситуации.

Ключевые слова

Подготовка специалистов, современная образовательная ситуация, студентоцентрированный подход, обзор

технологий преподавания.

В современном социуме подготовка специалистов для решения задач профессиональной деятельности должна обеспечивать, наравне с формированием профессиональных компетенций, развитие мышления, способности к самоопределению, готовности будущих квалифицированных работников к самостоятельным действиям, приучение нести ответственность за себя и свои поступки.

Проведенный анализ педагогической теории дает основание для систематизации образовательных технологий подготовки специалистов по трём критериям - степени прогрессивности, наличию модели профессиональной деятельности, уровню управления образовательным процессом.

Традиционные образовательные технологии предполгают сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения, при этом педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. К ним могут быть отнесены лекции, семинары, лабораторные работы репродуктивного типа и т.п.

Инновационные образовательные технологии ориентируют педагога на создание таких форм организации учебной деятельности, которые направлены на формирование вынужденной познавательной активности обучающегося, формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки с исполнением должности, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, тренинги и т.п.).

Информационные образовательные технологии являют собой комплекс методов, способов и средств, которые обеспечивают работу с информацией и включают в себя обработку, хранение, передачу и отображение информации и неразрывно связаны с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей пр.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

По наличию модели профессиональной деятельности выделяют имитационные технологии, в основе которых лежат игровые (деловые игры, игровое проектирование, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, стажировка с выполнением должностной роли) и неигровые (анализ конкретных ситуаций) процедуры, и неимитационные технологии (выездное занятие с дискуссией, дискуссии (с «мозговым штурмом» и без него), нетрадиционные формы лекций, программированное обучение, письменные работы, стажировка без выполнения должностной роли).

По уровню управления образовательным процессом образовательные технологии подразделяются на методологические, стратегические, тактические.

Методологическая образовательная технология — педагогическая теория, концепция, подход, выступающие в качестве интегральной модели, которая определяет сущностные параметры образовательного процесса. Эти теории и концепции образования на уровне вуза по-разному объясняют сущность образовательного процесса, предлагая различные способы его построения. Например, на реализацию компетентностного подхода, как методологической технологии, направлены такие виды обучения, как личностно-деятельностное, контекстное, активное, игровое, программированное, информационное, дифференцированное, дистанционное, развивающее, проектное, модульное, проблемное, поэтапное формирование умственных действий.

Стратегическая образовательная технология — организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности его участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования на уровне кафедры. К таким технологиям относятся лекции, дискуссии, исследования, тренинги, игры, активизация творчества, самообучение, практика.

Тактическая образовательная технология — конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования на уровне преподавателя и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и др. параметрами. К тактическим технологиям относятся: лекционные (традиционная лекция, проблемная лекция, лекция визуализация, лекция вдвоём, лекция провокация, лекция пресс-конференция, лекция дискуссия, лекция блиц-игра), игровые (блиц-игра, дидактическая игра, разыгрывание ролей, учебно-деловая игра, деловая игра, оргмыслительная игра, инновационная игра, оргдеятельностная игра), исследовательские (кейс стади, письменные задания, исследовательская работа, игровое проектирования), практика (упражнения разных типов, лабораторные работы, выездные занятия, стажировка без роли, стажировка с ролью).

Однако, современная образовательная ситуация в высшей школе, особые требования ФГОС ВПО и ФГОС ВО к процессу преподавания детерминируют переход от традиционного к студентоцентрированному походу, качественное изменение технологий преподавания. На практике это означает, что процесс преподавания должен обеспечивать:

— обучение анализировать, изучать прошлый опыт; отсутствие стремления «тащить в истину» человека; усвоение способа мышления, приводящего к открытию новых знаний, приобретение знания в деятельности, моделирующей будущую профессиональную или любую другую; стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания;

— предоставление, выбор и оценку разнообразной информации в соответствии с принципом «избыточности»; обучение работать с информацией: поиск новой информации, ее классификация, свертка, выстраивание личностных знаний на основе разнородной, разноплановой информации; подготовку к непрерывному продолжению образования;

— обучение самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты, использовать методы доказательства для решения новых задач, формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, ставить, задавать вопросы, обращаться за помощью к преподавателю-тьютору,

— обучение сотворению своего собственного образа мира и своего собственного образа в этом мире, принимать участие в определении собственной образовательной траектории и уровня образования, сохранять и развивать индивидуальность при социализации;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

— обучение учету мнения оппонента, терпимости, постоянной смене ролей;

— использование педагогических технологий (учение путем открытия, естественное учение и обучение, игровые формы, решение конкретных ситуаций и т. д.) и новых информационных технологий для добывания необходимой информации.

В сложившихся условиях педагог соориентирован на использование таких образовательных технологий и создание таких форм организации учебной деятельности студентов, которые направлены на формирование вынужденной познавательной активности обучающегося. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа - это, в первую очередь, инновационные образовательные технологии (по степени прогрессивности), имитационные и неимитационные образовательные технологии (по наличию модели профессиональной деятельности), методологические, стратегические, тактические образовательные технологии (по уровню управления образовательным процессом).

Таким образом, обращение преподавателей к образовательным технологиям деятельностного типа является одним из условий реализации студентоцентрированного подхода в подготовке специалистов, содействует пробуждению у обучающихся интереса и желания учиться далее, появлению личностной значимости учебного материала для студентов, развитию мышления, способности к самоопределению, формированию готовности будущих квалифицированных работников к самостоятельным действиям, приучению нести ответственность за себя и свои поступки, решению комплекса профессиональных задач.

Список использованной литературы:

1. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. - М.: Высш. шк., 2004. - 157 с.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

3. Ситникова М.И., Михайлов Н.Н., Рагозина Л.Д. Организационно-педагогические условия обеспечения гарантии качества преподавания в вузе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки - Ростов-на-Дону, 2010. - № 10.

© С.И. Тарасова, 2015

УДК 372.878

Уткин Анна Сергеевна

Аспирант МГПУ, г. Москва, РФ E-mail: annautk@gmail.com

ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕНГРИИ: КОНЦЕПЦИЯ З. КОДАЯ

Аннотация

Статья содержит описание основных принципов венгерского музыкального образования, изложенных З. Кодаем. Данные идеи стали известны во всем мире как «метод Кодая». В статье рассматриваются основные идеи Кодая и его последователей, а также проблема воплощения концепции в общеобразовательной школе. В заключительной части работы приводятся возможные пути развития музыкального образования в современной школе.

Ключевые слова

Музыка, музыкальная педагогика, музыкальное образование Венгрии, метод Кодая, Кодай Зольтан, урок

музыки в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.