НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ М Серия Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Выпуск 29 213
УДК 378.1
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ CHARACTERISTICS OF PROCESS OF TEACHING AT THE HIGHER SCHOOL:
NEW EDUCATIONAL SITUATION
С.И. Тарасова S.I. Tarasova
e-mail: [email protected]
В статье обосновывается актуальность проблемы совершенствования процесса преподавания в свете современной образовательной ситуации. Автором обосновывается необходимость обогащения процесса преподавания в высшей школе, и выделяются новые характеристики процесса преподавания. В статье подробно рассматриваются такие характеристики, как смена позиций преподавателя и студента; изменение характера преподавания; увеличение многообразия используемых образовательных технологий деятельностного типа; необходимость обучения преподавателей.
The article explains the importance of the problem of improving the teaching process in the light of the current educational situation. The author proves the necessity of enriching the teaching process in higher education and highlights the new features of the teaching process. The article examines in detail the characteristics such as a change of position of the teacher and student; the changing nature of teaching; increasing the diversity of educational technologies used by the activity type; the need for teacher training.
Ключевые слова: новая образовательная ситуация, процесс преподавания в высшей школе, характеристики процесса преподавания в высшей школе
Keywords: new educational situation, teaching at the higher school, characteristics of teaching at the higher
school
Введение
Возникновение в российском социуме новой образовательной ситуации, обусловленной общемировыми информационными процессами, социально-экономическими преобразованиями в стране, резким возрастанием объема знаний, а также анализ требований ФГОС ВО и современной образовательной практики высшей школы позволяют констатировать актуальность проблемы совершенствования процесса преподавания в высшей школе. Современный процесс преподавания в ходе подготовки специалистов для решения задач профессиональной деятельности должен обеспечивать не только формирование профессиональных компетенций, но и развитие мышления, способности к самоопределению, готовность будущих квалифицированных работников к самостоятельным действиям, приучение нести ответственность за себя и свои поступки. В этой связи в педагогической теории и практике высшей школы существует объективная потребность процесса преподавания в высшей школе в обогащении качественно новыми характеристиками.
Анализ научной литературы [1, 2, 3, 4]:, текстов федеральных государственных стандартов образования высшего образования [5, 6, 7], противоречий образовательной практики высшей школы позволили проследить и выделить ряд новых характеристик процесса преподавания - смена позиций преподавателя и студента, изменение характера преподавания, увеличение многообразия используемых образовательных технологий деятельностного типа, необходимость обучения самих преподавателей.
Обоснование необходимости обогащения процесса преподавания новыми
характеристиками
Смена позиций преподавателя и студента. Новая образовательная ситуация ставит перед преподавателем задачу выступать не столько в качестве носителя информации и предметных знаний, сколько - помощника в самообразовании, становлении и развитии личности студента. В этой связи прежняя позиция, в своем большинстве авторитарная, связанная с позиционированием преподавателя как старшего и мудрого товарища, исчерпывает себя. Её место уверенно замещает
214 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26
позиция, основанная на демократическом взаимодействии преподавателя и студента, сотрудничестве, помощи, сотворчестве, внимании к инициативе студента, к становлению и развитию его личности. Изменения в студенческой позиции обусловлены осознанием и переориентацией цели обучения в вузе от получения во что бы то ни стало положительной оценки, «корочки» - диплома о высшем образовании на активное взаимодействие с преподавателем и одногруппниками, обращение к разнообразным информационным источникам и ресурсам, самостоятельный поиск и осмысление необходимой информации для решения профессиональных задач.
Изменение характера преподавания. Что касается изменений в характере преподавания, то в нем происходит смена походов традиционного на студентоцентрированный.
В образовательной практике это предполагает, что процесс преподавания должен обеспечивать:
— обучение студентов анализу, изучению наработанного человечеством историко-культурного опыта; усвоение способа мышления, направленного на производство и открытие новых знаний, приобретение знания в деятельности, имитирующей будущую профессиональную или любую другую; стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания;
— предоставление, выбор и оценку разнообразной информации; обучение работать с информацией: классифицировать, свертывать, добывать, выстраивать личностные знания на основе разнородной, разноплановой информации, подготовка к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации;
— обучение самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты, использовать методы доказательства для решения новых задач, формулировать и отстаивать собственную позицию, ставить, задавать вопросы, обращаться за помощью к преподавателю,
— принимать участие в разработке собственной образовательной траектории и уровня образования, вести активную подготовку к жизни в обществе, сохранять и развивать индивидуальность в процессе социализации;
— обучение сопротивлению злу в любых условиях и ситуациях, сохраняя лицо, честь, достоинство, проявляя выдержку и толерантность; учету мнения оппонента, терпимости, постоянной смене ролей;
— использование педагогических технологий (учение путем открытия, естественное учение и обучение, игровые формы, решение конкретных ситуаций и т.д.) и новых информационных технологий для добывания необходимой информации.
Процесс преподавания в условиях новой образовательной ситуации должен строиться на следующих принципах [1]:
1. Принцип сотрудничества. Суть его заключается в ориентации студентов на развитие творческого мышления. При этом акцент переносится с инструктивно-информативного взаимодействия на овладение методами творческого осмысления и обоснования нужной информации. Это, в первую очередь, означает, что педагог должен стремиться к формированию у студентов взаимодействия, системы умений творческой интерпретации информации для реализации основных замыслов.
2. Принцип результативности. Педагог, объявляя студентам цели и задачи работы, должен подчеркивать их исключительную трудность и внушать уверенность в их достижении. Принцип заключается в том, что студентов объединяет понимание и осознание того, что только коллективные согласованные действия ведут к успеху.
3. Принцип управления эмоционально-интеллектуальным фоном. Необходимым условием создания и поддержания эмоционально-интеллектуального фона является учет личных интересов и разного уровня готовности студентов к обучению. При отборе фактического материала, моделировании совместной деятельности преподаватель должен постоянно контролировать эмоциональное состояние студентов.
4. Принцип совпадения оценок. Четкая, согласованная деятельность создает условия для удовлетворения потребностей студентов, способствует их единению. Совпадение мнений и оценок вызывает у обучающихся и усиливает потребность в совместной деятельности. Педагог должен постоянно контролировать ход обсуждения и решения задач, способствовать установлению межличностной сплоченности студентов.
5. Принцип перманентного управления взаимодействием. Педагогическое воздействие преподавателя на студентов должно быть постоянным, ненавязчивым и разнообразным. Взаимодействие обладает большим воспитательным эффектом, так как, представляя собой коллективную деятельность, предполагает подчинение действий ее участников не только учебным, но и социально-психологическим, нравственным нормам. Этому способствуют система оценивания
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ М Серия Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Выпуск 29 215
деятельности студентов, приемы установления обратной связи, правила, нормирующие поведение каждого участника.
Увеличение разнообразия используемых образовательных технологий деятельностного типа. В массовой педагогической практике применяемые педагогами в процессе преподавания образовательные технологии систематизируются по трём критериям: по степени прогрессивности (традиционные, инновационные технологии), по наличию модели профессиональной деятельности (имитационные, неимитационные технологии), по уровню управления образовательным процессом (методологические, стратегические, тактические технологии).
Необходимым условием реализации студентоцентрированного подхода в образовательной практике современного вуза является увеличение разнообразия используемых образовательных технологий деятельностного типа.
Образовательные технологии деятельностного типа направляют педагога на создание таких форм организации учебной деятельности, которые содействуют формированию вынужденной познавательной активности обучающегося, формированию системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. К таким технологиям преимущественно относят технологию проблемно-деловой игры, технологию группового взаимодействия, технологию анализа конкретных ситуаций и т.п.
Технология проблемно-деловой игры нацелена на продуцирование обучающимися новых знания, формирование не имеющего аналогов решения. В рамках проблемно-деловой игры используются элементы имитационных, операционных и ситуационно-ролевых игр. Технология проблемно-деловой игры представлена тремя этапами: доигровым, игровым и послеигровым.
Первый этап заключается в подготовке методологического, психологического и игротехиического обеспечения игры.
Второй этап (собственно игра) включает следующие позиции: установку на проведение игры и ее цели; психологическую подготовку участников для введения их в игровой режим работы посредством проведения состязательных игр, конкурсов, учебных деловых игр; работу в группах для уяснения «дерева проблем» игры, углубленного изучения одной из них и разработки итогового документа в целом; использование в процессе работы в группах методов «круглого стола», мозговой атаки, синектикн и др.; оппонирование всех документов, формируемых во время игры (либо группой, состоящей из специалистов-экспертов, либо взаимно игровыми группами);соревнование между труппами в ходе формирования продукта игры; вернисаж плакатов и стенных газет, проведение дискуссионных клубов с целью обсуждения промежуточных и окончательных результатов игры, а также для координации хода игры; выявление мыслящих позиционеров (творцов и критиков) и выбор игрового совета из числа участников игры, который обеспечивает окончательное оформление продукта игры; подключение по мере необходимости к работе в группах экспертов, периодическое включение элементов художественного творчества, утверждение итогового документа игры.
Системообразующим компонентом второго этапа проблемно-деловой игры является рефлексия хода игры ее участниками и организаторами для осознания процесса и результатов игровой деятельности. Постоянное осмысление собственной деятельности должно осуществляться организаторами и участниками не только в процессе игры, но и в период подготовки и после игры.
Третий (послеигровой) этап проблемно-деловой игры связан с доработкой итоговых документов и их реализацией, проведением анализа игры, обобщением негативных и позитивных фактов, определением их причин и подведением итогов.
Технология группового взаимодействия представлена совокупностью логико-технических средств (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации), социотехнических средств (группообразование, организация позиционной динамики, создание условий для сотрудничества, организация соревнований, провоцирование конфликта) и психотехнических средств (рефлексивный тренинг, тренинг организационных умений, социоинженерный тренинг, социально-психологический тренинг), которые предназначены для решения педагогических задач и способствуют формированию коллектива единомышленников, развитию личности в группе.
Технология анализа конкретных ситуаций является способом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений этой проблемы.
Конкретная ситуация - событие, как правило, содержит в себе противоречие, (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей действительностью. Выделяют стандартные ситуации(ситуации регулярно повторяются при одних и тех же обстоятельствах), критические ситуация (нетипичные ситуации нуждаются в радикальном вмешательстве), экстремальные ситуации (уникальные ситуации не имеет аналогов).
216 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26
Технология анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы: введение в изучаемую проблему (актуальность, сложность и значение решения);постановку задачи (определяются круг задач, границы анализа и поиски решений, устанавливается режим работы);групповую работу над ситуацией; групповую микродискуссию (обсуждение точек зрения и решений, формирование единого подхода к проблемам, выбор лучшего решения в данной ситуации); итоговую беседу (подведение итогов с опорой на заранее разработанный «ключ» анализа ситуации - оптимальный вариант решения проблемы).
Необходимость обучения преподавателей. В свою очередь, изменения в характере преподавания, увеличение разнообразия используемых образовательных технологий деятельностного типа. выдвигают необходимость обучения самих преподавателей. Такое обучение требует решения следующих задач, содействующих формированию:
нового личностной позиции преподавателей, а также инновационных подходов и технологий к организации образовательного процесса;
нового типа аналитического и вместе с тем проектно конструктивного, технологического и прагматического мышления, помогающего выстраивать образовательный процесс в динамике всех его компонентов, с учетом всего массива информации и реальной практики;
диалогического стиля коммуникабельности и интеллектуальной деятельности, таких способов межличностных взаимодействий, таких взаимоотношений со студентами, которые будут способствовать эффективности их познавательной деятельности, выбору ими образовательных технологий, обеспечивающих функционирование и взаимосвязь всех компонентой образовательного процесса [4].
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что новая образовательная ситуация побуждает преподавателя по-новому взглянуть на процесс преподавания, его внутренние пласты, связанные с изменением позиций преподавателя и студентов, характера преподавания, увеличение разнообразия используемых образовательных технологий деятельностного типа, необходимости обучения самих преподавателей. Рассмотренные характеристики процесса преподавания в высшей школе создают условия для превращения студентов в субъектов образовательного процесса, обучения студентов самих себя под руководством и контролем преподавателя, содействуют созданию вузом адекватных условий для эффективного преподавания.
Литература
1. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: Учеб.-метод. пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. - 2-е изд. - Мн.: Аверсэв, 2004. - 336 с.
2. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход./ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.
3. Ситникова, М.И., Михайлов, Н.Н., Рагозина, Л.Д. Организационно-педагогические условия обеспечения гарантии качества преподавания в вузе / М.И. Ситникова, Н.Н. Михайлов, Л.Д. Рагозина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки - Ростов-на-Дону, 2010. - № 10.
4. Трайнев, В.А., Мкртчян, С.С., Савельев, А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики / В.А. Тайнев., С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев. — М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К0», 2007. — 392 с.
5. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/ 7/6/1
6. ФГОС ВО по направлениям магистратуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/8/6/2
7. ФГОС ВО по специальностям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/9/6/3