Научная статья на тему 'Современная наука и методология трансдисциплинарности'

Современная наука и методология трансдисциплинарности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1512
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная наука и методология трансдисциплинарности»

сложность для разработки и является новым для фирмы, то стадии 3 и 4 расширяются, а при необходимости даже дробятся на подстадии. А если степень сложности низкая, то первая половина процесса разработки упрощается, поскольку происходит рутинизация действий по аналогии с прошлым опытом. Что касается показателя новизны для потребителя, который определяется потребительскими исследованиями или также экспертным мнением, то он влияет на общую длину процесса. В особенности удлиняется вторая половина процесса, которая касается тестирования нового товара потребителем.

В связи со значительными изменениями в бизнес-среде произошел переход от простых систем, предполагающих ориентацию на эффективность текущих проектов, в сторону стратегического планирования будущих сценариев исущественное ускорение процессов технологического развития и роста конкуренции. В качестве направлений для будущих исследований можно выделить детализацию процесса РНВТ, описание маркетинговых, технологических и общих обзоров. Также интерес представляют стадии, в которых происходит наибольшее вовлечение маркетинговых технологий.

Литература

1. Викентьев Г.И. Коммерциализация инноваций в России // «Вестник университета». 2010. № 24.

2. Викентьев Г.И. Маркетинговый подход к классификации новых высокотехнологичных товаров// Вестник Университета. 2012. №6. С. 91-95.

3. Мухин В.И. Основные факторы, влияющие на развитие наукоемких технологий в России// Портал Инновации и предпринимательство. 2007. URL: http://www. innovbusiness.ru/

4. Bettley A. Real Options for the marketing of high technology products // 2nd European Conference on Management of Technology: Technology and Global Integration, Birmingham. 2006. P. 1-8.

5. Cooper R.G. Third-generation new product processes // The Journal of Product Innovation Management. 1994. №11. P.3-14.

П.М. Гуреев

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И МЕТОДОЛОГИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

Ключевые слова: социально-экономическая система, методология исследования, трансдисциплинарный системный подход.

Понимание необходимости расширения научного мировоззрения принесла научно-техническая революция 60-х -70-х годов XX века, предъявившая к науке требования интенсивного проникновения в суть законов, протекающих в природе и обществе. Предпосылки данного явления возникли в XIX веке, однако ученые, в основном, рассматривали экономические факторы взаимоотношений природы и

© П.М. Гуреев, 2013.

общества. В новейшее время инициатива исходила уже от общества и была обусловлена рядом причин [7]:

1. В XX веке человечество столкнулось с мировыми техногенными катастрофами;

2. Рост числа глобальных проблем в сфере экономики, экологии и демографии;

3. Появление в начале XX века теории немецкого экономиста и социолога Макса Вебера, обосновывающей идею нейтральности науки для обеспечения «служения ученых истине» [3];

4. Произошедшая переоценка роли науки в системе научного познания как фактора отношения человека к миру привела к появлению различных мировоззренческих подходов, обозначивших кризис доверия науке;

5. Стала очевидной триединая роль науки - наука одновременно выступает основным источником возникновения рисков, экспертом и средством разрешения возникающих проблем;

6. Активное использование в науке монодисциплинарных подходов к исследованию различных вопросов развития сложных социально-экономических систем привело к осознанию того, что большинство изучаемых проблем имеют многофакторный характер.

Вследствие того, что исследования факторов развития были предметом разных научных дисциплин, монодисциплинарные подходы стали испытывать достаточно большие методологические трудности, связанные с различием в понятийном аппарате, используемом в разных дисциплинах. По замечанию, сделанному в 1998 году авторитетным историком и методологом экономической науки Марком Блаугом, это привело к тому, что советы западных экономистов правительствам стран восточной Европы при переходе к рыночным отношениям оказались «хуже, чем бесполезными» [21]. Однако, необходимо отметить, что ряд ученых согласны с характеристикой современного состояния науки как кризисного [2, 6], а другие видят в источником кризисного состояния науки противоречия, характерные для всей научной системы и отдельных научных дисциплин [13, 14, 16]. А.А. Крушанов отметил, что «...именно этот образ мира пришел в явное несоответствие с развивающимся научным познанием ХХ века, когда неожиданно стали происходить описанные выше удивительные вещи, нарушающие привычные устои, а именно: появилось новое семейство новых наук трансдисциплинарного характера, то есть систем научного знания, разрывающих границы обычных специальных наук. Раньше такое позволялось лишь философии. Но то, что порождается Большой наукой в последние пятьдесят лет, теперь обладает каким-то очень непривычным статусом, похоже, не философским, но все же выводящим новые дисциплины за пределы привычных фундаментальных наук» [9].

Для того, чтобы вновь стать практически полезной, наука должна была сформировать новую методологию исследования процессов, происходящих в природе и обществе, в том числе исследования сложных социально-экономических систем. Для решения этой задачи было необходимо:

- сформировать понятийный аппарат, позволяющий учесть все факторы, формирующие сложную проблему и воздействующие на социально-экономическую систему, выявить и учесть механизмы осуществления этих воздействий;

- сформировать методологию исследования, обеспечивающую использование дисциплинарной информации, понятную специалистам любой научной дисциплины;

- предоставить метод проведения экспериментов, позволяющий изучать многофакторные воздействия на социально-экономическую систему.

Результатом решения вышеназванных задач стало понимание того, что процесс развития современной науки является транспарантным (прозрачным) и открытым, тесно связанным с социальными и политическими аспектами развития социума. Это дало возможность определить некоторые черты нового типа науки:

1. Производство знаний возможно в виде открытия, фундаментального обоснования, оцениваемых последствий и возможности применения новых знаний;

2. Знания, полученные отдельными дисциплинами, должны интерпретироваться с позиции трансдисциплинарности;

3. Для решения социальных, экономических и практических проблем формируются трансдисциплинарные группы исследователей;

4. Достоверность и обоснованность знаний определяется рыночной конкурентоспособностью, практической полезностью, соотношением цены и качества.

Появление методологии трансдисциплинарности вызвано внутренними и внешними факторами научной деятельности. К внешними факторам можно отнести:

- появление проблемно ориентированных исследований, проводимых при решении социальных, экономических, экологических и других практических задач;

- наука стала симбиозом фундаментальных и прагматических исследований;

- возникновение феномена массового производства знаний с участием представителей различных научных дисциплин;

- появление социальных институтов, обеспечивающих восприятие, накопление, распределение и применение получаемой научной информации.

Внутренней причиной возникновения методологии трансдисциплинарности является увеличение проблемных исследований, в которых классические (дисциплинарные) формы научного знания сочетаются с трансформацией научного опыта с появлением трансдисциплинарных конфигураций, объединяющих в себе «чувственность и рассудок, эмпирическое и логическое, многообразие и единство» [5]. Г.И. Рузавин отмечал следующее: «Когда же наука достигает определенной теоретической зрелости, тогда важнейшим источником возникновения проблемных ситуаций и конкретных проблем служит несоответствие, или противоречие, между новыми эмпирическими фактами и старыми теоретическими методами их объяснения. Постоянное разрешение и возобновление этого противоречия приводит к появлению все новых и новых проблем, непрерывный процесс решения которых характеризует научный прогресс» [15].

По аналогии с междисциплинарным подходом, новый подход получил название трансдисциплинарный системный подход (от лат. trans - сквозь).

На необходимость применения трансдисциплинарного подхода к решению проблем общественного развития указано во «Всемирной декларации о высшем

образовании для XXI века", которая принята в 1998 году на конференции в Штаб-квартире ЮНЕСКО. В статьях 5 и 6 данной Декларации содержатся рекомендации - поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества [22].

Методологическая продуктивность этого подхода раскрывается в том, что трансдисциплинарное исследование позволяет:

1. понять сложность проблемы;

2. принять во внимание многообразие жизненного мира и научное рассмотрение проблемы;

3. соединить абстрактное и конкретное знание;

4. развивать знание и деятельность, которые предполагают достижение общего блага (common good) [4].

В мире существует несколько школ трансдисциплинарности и сегодня за лидерство в новой сфере научной деятельности активно борются:

- The Academy of Transdisciplinary Learning & Advance Studies [26];

- Институт комплексных проблем Санта Фе [24];

- Network for Transdisciplinary in sciences and humanities [25];

- International Center for Transdisciplinary Researc [27].

С 1998 г. в Китае развивается государственная программа развития фундаментальных исследований (Программа "973"), целью которой является осуществление трансдисциплинарных исследований в различных сферах науки, теоретическое и научное обоснование принятых государственных решений [23]. В России разработкой философии трансдисциплинарности занимаются учёные Института философии РАН, работает ежемесячный семинар "Трансдисциплинарная методология инновационного развития России". Параллельно работе этих организаций, в России с 1991 года сложилась и развивается Российская школа трансдисциплинарности, формирующая трансдисциплинарную методологию как самостоятельную научную дисциплину.

Различным методологическим концепциям свойственна разная степень интеграции сложного объекта с окружающей средой. Применяемые термины междисциплинарность, мультидисциплинарность и трансдисциплинарность не являются синонимами. Так минимальная интеграция свойственна монодисциплинарным и междисциплинарным подходам, а максимальное воспроизведение интеграции достигается мультидисциплинарным (полидисциплинарным) и трансдисциплинарным подходами [11]. В работе швейцарского психолога и философа Жака Пиаже «Эпистемология междисциплинарных отношений» проводятся следующие различия этих терминов [17]:

мультидисциплинарность представляет собой одностороннее дополнение одной дисциплины другой;

междисциплинарность проявляется как взаимодействие

дисциплин;

- трансдисциплинарность выражается в построении интегральных структур.

Мультидисциплинарность характерна для такого исследования, когда какой-либо объект или явление изучается одновременно и с разных сторон несколькими научными дисциплинами, то есть мультидисциплинарность - это «неинтегративная смесь дисциплин, в которой каждая дисциплина сохраняет собственную методологию и

собственные теоретические допущения, не видоизменяя и не дополняя их, подвергаясь воздействию со стороны других дисциплин» [8]. Мультидисциплинарность отличается от междисциплинарности характером отношений между различными дисциплинами. «Междисциплинарность предстает как закономерный откат от дисциплинарной ограниченности, как исправление вредных последствий чрезмерной специализации научных дисциплин. Междисциплинарность часто употребляется также как синтез теоретического знания и технологий, знания и умений, причем и те и другие построены на определенных когнитивных стратегиях» [8].

Трансдисциплинарность - это исследовательская концепция, которая пересекает дисциплинарные границы и означает:

в узком смысле - интеграцию различных форм и методов исследования научных проблем;

- в широком смысле - единство знания за пределами конкретных дисциплин.

Как отмечал Р.Лоуренс:

- междисциплинарность предполагает сохранение дисциплинарных границ;

мультидисциплинарность - объединение методологического и концептуального инструментариев различных областей науки;

- трансдисциплинарность - способ синтезирования ресурсов дисциплинарной и внедисциплинарной сфер, итогом которого оказывается познавательная модель, не сводимая ни к одной из составляющих её частей [18]. В настоящее время существует несколько подходов к пониманию феномена

трансдисциплинарности.

1. Подход, связанный с именем основателя Международного центра трансдисциплинарных исследований (СГО£Т) во Франции румынского физика Басараба Николеску. Согласно Николеску, трансдисциплинарность основывается на трех методологических постулатах:

- Признание существования уровней реальности - каждая дисциплина изучает какой-то конкретный фрагмент реальности в то время как трансдисциплинарная стратегия стремится понять динамику процесса на нескольких уровнях реальности одновременно, поэтому она перешагивает границы конкретных дисциплин и создает универсальную картину процесса;

- Логика включенного третьего - трансдисциплинарность соединяет по принципу дополнительности все то, что рассматривалось дисциплинарными науками как противоположное, в единую картину;

- Сложность - трансдисциплинарность пытается понять реальность в ее сложности, то есть трансдисциплинарные исследования способны к стимулированию синергии между дисциплинами и подлинной интеграции знания.

Познание предполагает транс-переход за дисциплинарные границы, при этом становится возможным связать внешний мир объекта и внутренний мир субъекта. Николеску отмечал, что трансдисциплинарность не противостоит дисциплинарным моделям знания, а дополняет мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы к исследованию, то есть предполагал принципиальную дополнительность каждой из форм знания и, соответственно, необходимость общей методологии [19].

1. Подход Кристиана Пола и Гертруда Хадорна (Швейцарское академическое общество исследований окружающей среды и экологии, Швейцарская академия наук и Швейцарская академия искусств и наук) - необходимость в трансдисциплинарном исследовании возникает при исследовании сложных социальных проблем, решение которых может оказывать существенное влияние на общество, при этом трансдисциплинарное исследование позволяет:

- Понять сложность проблемы;

- Принять во внимание многообразие жизненного мира и научное рассмотрение проблемы;

- Соединить абстрактное и конкретное знание;

Развивать знание и деятельность, предполагающие достижение общего блага.

В рамках данного подхода предложены принципы, направленные на разрешение трудных ситуаций, возникающих в практике:

Уменьшение сложности - предполагает выявление необходимого знания и определение вовлеченных людей с точки зрения решения практически-ориентированных проблем;

Достижение эффективности через контекстуализацию -необходимость учета социальных последствий, а также их адаптация для понимания неспециалистами;

- Достижение интеграции в процессе открытых дискуссий - «подразумевает восприятие собственной перспективы как одной среди нескольких возможных и принятие других представлений потенциально столь же уместных, как собственные» [20, с. 22];

- Развитие рефлексивности через рекурсивность - каждое усилие в определенной фазе исследования становится «экспериментом реального мира», анализ которого может быть использован в дальнейшем рассмотрении и структурировании проблемы, что позволяет корректировать исходные познавательные установки относительно её специфической сложности [20, с. 20-22].

2. Подход американских ученых при исследованиях проблем медицины, раскрывающий трансдисциплинарность как новую форму организации научных исследований, в которых необходимо объединение междисциплинарных ресурсов в единых методологических и теоретических рамках. Данный подход предполагает использование в исследованиях широкого спектра вопросов, касающихся социальных, политических, экологических и других факторов, оказывающих влияние на изучаемую проблему.

3. «Транс-сектор трансдисциплинарность» - трансдисциплинарность рассматривается как ресурс синергии перспектив экспертного (академического) и повседневного (непрофессионального) типов знания в решении проблем, при этом рассматриваются проблемы устойчивого развития и рисков технологической модернизации. В рамках данного подхода разработаны принципы проектирования трансдисциплинарных исследований и методология проведения исследований, основанные на выявлении механизмов взаимодействия между научным сообществом, сферой промышленности и бизнес-сектором в следующих аспектах:

- Определение целей производства промышленного сектора;

- Выявление приоритетов развития инновационных технологий;

Включение стейкхолдеров в проектирование и реализацию

результатов.

1. Подход, представленый теоретическими концепциями «второго типа производства знания», одной из ключевых черт которого является трансдисциплинарность, разработанная М. Гиббонсом, К. Лимож, Х. Новотны, С. Шварцманом, П. Скоттом и М. Троу, а также «постнормальной науки», фиксирующий трансдисциплинарные параметры нового постнормального этапа современной науки, представлен в работах его основных теоретиков Дж. Равеца, С. Фунтовича.

Результаты исследования бельгийского ученого Э. Джаджа показали, что в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности:

- Трансдисциплинарность-0 - исходная форма трансдисциплинарности, использующая иллюстративный потенциал метафоры и образного языка, часто применяется философией, искусством, религией, а также научными дисциплинами, которые имеют интересы в «пограничных», с этими формами духовной деятельности, областях;

Трансдисциплинарность-1 (мультидисциплинарность) - наиболее общий вид трансдисциплинарности, основывается на формальной взаимосвязи научных монодисциплин, часто используется в работе экспертных групп. Примером развития Трансдисциплинарности-1 являются Американская школа трансдисциплинарности и Швейцарская школа трансдисциплинарности;

Трансдисциплинарность-2 (плюродисциплинарность) основывается на личном опыте исследователя и предполагает, что исследование только физической сути объекта, без учёта его ментального уровня, не позволяет составить полное представление об объекте. Примером является французская школа трансдисциплинарности;

Трансдисциплинарность-3 - использует метафоры, имеющие фундаментальное познавательное значение, способствует развитию системного подхода и его терминологии, что дает возможность развивать познание новых сторон сложного объекта и реальности в целом;

- Трансдисциплинарность-4 - использует универсальную картину мира, вкоторой мир выступает вроли Единой упорядоченной среды(ЕУС), а объекты действительности любого уровня рассматриваются как естественные фрагменты ЕУС [10]. «Мир как единый живой организм - идея, конечно, фантастическая, но не более, чем основанные на строгой теории относительности гипотезы физиков о том, что внутри каждого электрона спрятана новая вселенная, где, возможно, существует жизнь и разум, как в нашей» [1]. Трансдисциплинарность-4 является самостоятельным научным направлением, обладающим своим подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности, методом анализа информации и анализа риска принимаемых решений, позволяющим осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний. Одним из главных преимуществ современной концепции трансдисциплинарности

является то, что она дает возможность исследователю объективно рассматривать все аспекты процесса экономического и социального развития. Постулирование «единства мира» позволяет рассматривать изучаемые объекты или процессы как естественный фрагмент социальной среды и природной среды, то есть рассматривать их в образе «единого природного функционального ансамбля». Данный прием обусловливает согласованное существование всех объектов и процессов ЕУС по целям, во времени и в пространстве.

Для экономических исследований такая особенность трансдисциплинарной концепции имеет принципиальное значение, так позволяет сформировать «сферу долженствования» для экономических систем [12]. Это создает методологические предпосылки того, что социум и экономические отношения, происходящие в нем, могут быть поняты и исследованы при помощи моделей трех основных атрибутов трансдисциплинарной системы:

1. Информационная единица порядка - дает методологическую возможность описать эталонное состояния (норму) для экономической системы любого уровня, а также позволяет реализовать технологию трансдисциплинарного анализа отклонений от нормы;

2. Временная (темпоральная) единица порядка - позволяет очертить объективные стороны процесса развития экономических отношений;

3. Пространственная единица порядка - создает возможность прогнозирования необходимого пространственного расположения объекта.

Таким образом, применение трансдисциплинарной методологии позволяет системно охватить все факторы экономического развития, создает платформу для объединения достижений науки, позволяет наметить вектор их развития. Очевидно, что доведение изложенных принципов трансдисциплинарной методологии до уровня рабочих методик требует дальнейших исследований. Однако рассмотрение принципиальных возможностей позволяет заключить, что применение системно-трансдисцилинарных принципов в экономических исследованиях позволит повысить их объяснительную и предсказательную функции, расширит эвристический потенциал экономической науки и, тем самым, позволит перевести ряд экономических явлений из непредсказуемых в предсказуемые.

Литература

1. Барашенков В. Когда рвутся космические струны // Знание - сила. 1989. № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Башляр, Г. Научное призвание и душа человека / Г. Башляр // losof.historic. ги

3. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.

4. Гребенщикова Е.Г. Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Институт философии РАН. - 2012 - 44 с.

5. Касавин И.Т. К понятию предельного опыта //Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб. 1999 - 389 с.

6. Касавин, И.Т. Контуры замысла / И.Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. I, №1.

7. Киященко Л.П., Гребенщикова Е.Г. Современная философия науки: трансдисциплинарные аспекты. Учебное пособие. М.: МГМСУ.- 2011. - 172 с.

8. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований. http://iph.ras.ru/ ир1А1е/еуо1ер^е1епа/ knyazeva_e-_n-_193_2.pdf

9. Крушанов А.А. Современный образ мира: признаки скрытой виртуализации // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004.

10. Мокий В.С.Основы трансдисциплинарности. Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграф комбинат им. Революции 1905 года», 2009

11. Мокий В.С. Методология трансдисциплинарности-4 (решения сложных многофакторных проблем природы и общества). - Нальчик, 2011.

12. Мокий М.С, Мокий В.С., Никифоров А.Л. Философия и методология экономической науки. М.: ГОУ ВПО «РЭУим. Г. В.Плеханова», 2010.

13. Разеев, Д.Н. Культура и наука / Д.Н. Разеев // Формирование дисциплинарного пространства культурологии: материалы науч.-метод. конф. 16 января 2001 г. СПб., 2001. Серия «Symposium». Вып. 11.

14. Романовская, Т.Б. Современная физика и современное искусство - параллели стиля / Т.Б. Романовская // Физика в системе культуры. М., 1996.

15. Рузавин Г.И. Философия науки: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2005.

16. Селиванов, В.В. Кризис методологии в гуманитарных науках / В.В. Селиванов // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI в. К 80-летию проф. М.С. Кагана: материалы междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. СПб., 2001. Серия «Symposium». Вып. 12.

17. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы / Отв. ред. И.П. Меркулов. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. — 194 с.

18. Lawrence, R.J. Housing and health: From interdisciplinary principles to transdisciplinary research and practice. Futures, 2004. 36. № 4. P. 488-489

19. Nicolescu B. The Relationship between Complex Thinking and Transdisciplinarity. Mode of access: http://basarab.nicolescu.perso.sfr.fr/ciret/ARTICLES/Nicolescu_ fichiers/ MSH15062009.htm#_ftn1

20. Pohl C., Hirsch Hadorn G. Principles for Designing Transdisciplinary Research -proposed by the Swiss Academies of Arts and Sciences. München, 2007.

21. The problems with formalism. Interview with Mark Blaug, Magazine: Challenge, may-june 1998 // http:// www.btinternet.com/~pae_news/Blaug1.htm

22. UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998). Higher Education in the Twenty-First Century: Vision and Action. Available: http://www. unesco.org/ cpp/ uk/declarations/world.pdf

23. http://www.973.gov.cn/English/Index.aspx

24. http://www.santafe.edu/sfi/organization/vision.html

25. http://www.transdisciplinarity.ch

26. http://www.theatlas.org

27. http://nicol.club.fr/ciret

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.