Научная статья на тему 'Анализ риска стратегических целей ЮНЕСКО (2014—2021)'

Анализ риска стратегических целей ЮНЕСКО (2014—2021) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
562
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансдисциплинарность / трансдисциплинарный подход / междисциплинарность / стратегические цели ЮНЕСКО / transdisciplinarity / transdisciplinary approach / interdisciplinary / strategic objectives UNESCO

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мокий Владимир Стефанович, Лукьянова Татьяна Александровна

В статье приводятся краткие характеристики существующих научных подходов, посредством которых предполагается достичь стратегические цели, сформированные в документе ЮНЕСКО 37 С/4 «Проект Среднесрочной стратегии (2014—2021)». Показаны границы их методологических возможностей. Обосновывается предположение, что использование в деятельности ЮНЕСКО только монодисциплинарного, междисциплинарного и мультидисциплинарного научных подходов не позволит достичь этих целей в полном объёме. Сложная многофакторная проблема, которую предполагает решать ЮНЕСКО, в рамках трансдисциплинарности выглядит единым объектом. Сохранение единства такого объекта обусловливает единый (универсальный) порядок, присущий как всему объекту, так и каждому его естественному элементу. В трансдисциплинарном образе экологические, социальные и экономические составляющие играют роль естественных элементов сложной многофакторной проблемы. На этом основании появляется возможность применять к исследованию сложной многофакторной проблемы специальные трансдисциплинарные модели, проявляющие такой порядок. В рамках таких моделей удаётся систематизировать количественные и качественные характеристики экологических, социальных и экономических составляющих. В заключении предлагается использовать в деятельности ЮНЕСКО потенциал трансдисциплинарного подхода, наработанный в национальных школах трансдисциплинарности, а также теми неправительственными организациями (НПО), основным видом деятельности которых является разработка и применение научных подходов в области естественных и общественных наук. Это позволит существенно повысить эффективность деятельности ЮНЕСКО и устранит риски в достижении её стратегических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK ANALYSES OF UNESCO’S STRATEGIC GOALS FOR 2014—2021

The article contains brief description of the present scientific approach currently used to achieve the strategic goals of UNESCO according to the Medium-Term Strategy for 2014—2021(document 37 C/4). The article describes the boundaries of implemented methodological principles. It gives solid explanation why usage of solely monodisciplinary, interdisciplinary and multidisciplinary scientific approach does not lead to solution of the UNESCO’s goals. Transdisciplinary picture of the complex multifactor problem that UNESCO tries to resolve represents as one single object. Reservation of oneness of such an object is supported by one universal order that regulates functions of the whole object and its natural elements. According to the transdisciplinary picture of the world, ecological, social and economical components play the role of natural elements of complex multifactor problem. Therefore, it is reasonable to implement special transdisciplinary models, which reveal the universal order to research the described problem. Such models lead to systematization of quantitative and qualitative characteristics of ecological, social and economical components. In conclusion, the author suggests usage of potential of transdisciplinary technologies in UNESCO’s strategies and activities. These technologies have been developed in national schools of transdisciplinarity and non-governmental organizations, NGO, primarily focused on development and implementation of scientific approaches in natural and social sciences and may significantly increase effectiveness of UNESCO’s activities and illuminate risks in achievement of strategic goals.

Текст научной работы на тему «Анализ риска стратегических целей ЮНЕСКО (2014—2021)»

UNIVERSUM:

, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

• 7universum.com

АНАЛИЗ РИСКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ЮНЕСКО (2014—2021)

Мокий Владимир Стефанович

профессор, директор Института трансдисциплинарных технологий, 360024, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Ашурова, 5, оф. 8

E-mail: vmokiy@yandex. ru

Лукьянова Татьяна Александровна

ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий, 360024, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Ашурова, 5, оф. 8

E-mail: luktania@mail. ru

RISK ANALYSES OF UNESCO’S STRATEGIC GOALS FOR 2014—2021

Vladimir Moky

Professor, Director of Institute of Transdisciplinary Technologies, 360024, Russia, Kabardino-Balkar Republic, Nalchik, Ashurova St. 5, Apt. 8

Tatyana Lukyanova

Lead specialist of Institute of Transdisciplinary Technologies, 360024, Russia, Kabardino-Balkar Republic, Nalchik, Ashurova St. 5, Apt. 8

В статье приводятся краткие характеристики существующих научных подходов, посредством которых предполагается достичь стратегические цели, сформированные в документе ЮНЕСКО 37 С/4 «Проект Среднесрочной стратегии (2014—2021)». Показаны границы их методологических

возможностей. Обосновывается предположение, что использование в деятельности ЮНЕСКО только монодисциплинарного, междисциплинарного и мультидисциплинарного научных подходов не позволит достичь этих целей в полном объёме. Сложная многофакторная проблема, которую предполагает

АННОТАЦИЯ

Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Анализ риска стратегических целей ЮНЕСКО (2014-2021) // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 8-9 (18) .

URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2597

решать ЮНЕСКО, в рамках трансдисциплинарности выглядит единым объектом. Сохранение единства такого объекта обусловливает единый (универсальный) порядок, присущий как всему объекту, так и каждому его естественному элементу. В трансдисциплинарном образе экологические, социальные и экономические составляющие играют роль естественных элементов сложной многофакторной проблемы. На этом основании появляется возможность применять к исследованию сложной многофакторной проблемы специальные трансдисциплинарные модели, проявляющие такой порядок. В рамках таких моделей удаётся систематизировать количественные и качественные характеристики экологических, социальных и экономических составляющих. В заключении предлагается использовать в деятельности ЮНЕСКО потенциал трансдисциплинарного подхода, наработанный в национальных школах трансдисциплинарности, а также теми неправительственными организациями (НПО), основным видом деятельности которых является разработка и применение научных подходов в области естественных и общественных наук. Это позволит существенно повысить эффективность деятельности ЮНЕСКО и устранит риски в достижении её стратегических целей.

ABSTRACT

The article contains brief description of the present scientific approach currently used to achieve the strategic goals of UNESCO according to the Medium-Term Strategy for 2014—2021(document 37 C/4). The article describes the boundaries of implemented methodological principles. It gives solid explanation why usage of solely monodisciplinary, interdisciplinary and multidisciplinary scientific approach does not lead to solution of the UNESCO’s goals. Transdisciplinary picture of the complex multifactor problem that UNESCO tries to resolve represents as one single object. Reservation of oneness of such an object is supported by one universal order that regulates functions of the whole object and its natural elements. According to the transdisciplinary picture of the world, ecological, social and economical components play the role of natural elements of complex multifactor problem.

Therefore, it is reasonable to implement special transdisciplinary models, which reveal the universal order to research the described problem. Such models lead to systematization of quantitative and qualitative characteristics of ecological, social and economical components. In conclusion, the author suggests usage of potential of transdisciplinary technologies in UNESCO’s strategies and activities. These technologies have been developed in national schools of transdisciplinarity and nongovernmental organizations, NGO, primarily focused on development and implementation of scientific approaches in natural and social sciences and may significantly increase effectiveness of UNESCO’s activities and illuminate risks in achievement of strategic goals.

Ключевые слова: трансдисциплинарность, трансдисциплинарный подход, междисциплинарность, стратегические цели ЮНЕСКО.

Keywords: transdisciplinarity, transdisciplinary approach, interdisciplinary, strategic objectives UNESCO.

Введение

Своё семидесятилетие Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры встречает в условиях стремительно меняющейся международной обстановки. Эту обстановку осложняет возрастающая сложность и неопределенность международных отношений, которые можно охарактеризовать как «вызовы времени».

В таких условиях ЮНЕСКО приступила к реформированию своей организационной структуры и корректировке направлений деятельности. Последовательно осуществляемые реформы нацелены прежде всего на поддержку устойчивого развития, максимально учитывающего интересы всех слоёв общества. Свои надежды ЮНЕСКО связывает с перспективой скорейшего установления человеком и обществом новых отношений с планетарной природой, учитывающих интересы будущих поколений.

По мнению руководства ЮНЕСКО, изменения международной обстановки и общей картины развития требуют новых подходов в деятельности. Такие подходы должны быть более адаптированными к индивидуальным местным контекстам и потребностям развития, а также к разным приоритетам в разных странах. Они должны иметь более интегрированный характер, позволяющий одновременно опираться на многие дисциплины и средства в целях работы со всем комплексом социальных, экономических и экологических вопросов развития, которые взаимно усиливают друг друга и не могут решаться поодиночке [4, с. 2—4].

Во вступлении к документу ЮНЕСКО 37 С/4 «Проект Среднесрочной стратегии (2014—2021)» Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова рассуждает о таких подходах более определённо. «Я абсолютно убеждена, — считает она, — что междисциплинарная деятельность должна быть основным руководящим принципом всей работы в рамках проектов документов С/4 и С/5» [2, с. 6]. В тексте документа неоднократно указывается на то, что таким подходом является междисциплинарный подход либо другой подход, способный, охватывая все дисциплины и нормативы, нацеливать работу на весь круг социальных, экономических и экологических аспектов развития, связанных сетью взаимоусиливающих зависимостей.

Адекватность подходов

Термин «подход» употребляется для обозначения совокупности способов или приёмов исследования объекта или решения проблемы. Современная наука использует несколько основных подходов.

Монодисциплинарный подход предназначен для профессионального исследования определённой (предметной) области количественных и качественных характеристик окружающего мира. Каждая научная монодисциплина стремится строго ограничить эту предметную область прежде всего узкоспециальными знаниями и терминологией. Тем самым монодисциплинарный подход формирует множество так называемых дисциплинарных «коробок».

Классический .междисциплинарный подход используется тогда, когда возникает оправданная необходимость применения методов сразу двух научных дисциплин в решении монодисциплинарной проблемы. Например, для того, чтобы измерить давление крови у человека как у биологического объекта, его кровеносную систему допустимо представить как техническую задачу измерения давления в трубах. Эту задачу можно решить, привлекая методологию физики. Однако для сохранения границ дисциплинарных «коробок», результаты междисциплинарных исследований всегда трактуются с позиции того монодисциплинарного подхода, который привлекал метод другой моно дисциплины.

Что касается междисциплинарного подхода, то каждый учёный знает, что за границами его научной дисциплины располагаются предметные области других монодисциплин, которые граничат между собой. Каждая научная дисциплина использует собственные модели, методы формирования и исследования проблемы, язык и единицы измерения количественных и качественных характеристик. По этой причине при решении сложной многофакторной проблемы классический междисциплинарный подход зачастую вынужденно трансформируется в мульти дисциплинарный подход, более известный как метод экспертных оценок. При этом результаты объективного моделирования проблемы в рамках такого подхода зачастую вынужденно подменяются субъективными мнениями экспертов. Именно по этой причине эксперты всех вышеперечисленных подходов могут утвердительно ответить на вопрос об их участии в работе по достижению стратегических целей ЮНЕСКО. Но они будут испытывать трудности с ответом на следующие вопросы: какой монодисциплинарный эксперт должен взять на себя ответственность за формирование обобщённых результатов исследований сложной многофакторной проблемы? На основании какой научной дисциплины эксперт должен сформировать обобщённые результаты исследований? Языком какой научной дисциплины эксперт должен излагать обобщённые результаты, чтобы они были понятны экспертам других научных

дисциплин и административным работникам? Эксперт какой научной дисциплины будет способен провести анализ риска для природы и общества от принимаемых административных решений?

О подходе, способном охватить собой все дисциплины, также не раз упоминалось в документах ЮНЕСКО. Например, конкретизируя цели и задачи высшего образования для XXI века, ст. 5 (a) и ст. 6 (b) декларации международной конференции, состоявшейся в октябре 1998 года в Штаб-квартире ЮНЕСКО, записано, что, наряду с междисциплинарным подходом, в решении сложных социально-экономических проблем общества, так и в организации и проведении исследований необходимо широко применять транс дисциплинарный подход [7]. Накануне этой конференции, участники Симпозиума по трансдисциплинарности, также прошедшего под эгидой ЮНЕСКО в 1998 году в Руайомонском аббатстве (Париж, Франция), закрепили понимание сути трансдисциплинарности. В заключительном документе участники симпозиума записали следующее: «Мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы не являются средствами эффективной защиты от продолжающейся в настоящее время фрагментации знаний, поскольку через простое сопоставление или сборку дисциплинарных подходов они не достигают той глубины «интеграции» фундаментального единства, лежащего в основе всех форм знания. Их концептуальные и методологические инструменты должны быть переосмыслены. Трансдисциплинарность изначально задумана как метаметодология, поэтому трансдисциплинарный подход принимает в качестве объекта именно те разные методики различных дисциплин, только для того, чтобы «преобразовать» и «превзойти» их» [6, с. 37—38].

За последние 18 лет трансдисциплинарность достигла уровня, который позволил некоторым странам выбрать этот подход в качестве локомотива опережающего развития. Например, в 2013 году в США под эгидой Американской академии науки и культуры был опубликован Доклад “ARISE-2” (Advancing Research in Science and Engineering). Среди целей, обозначенных

в докладе, выделяется цель — осуществить в американской науке «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Междисциплинарность подразумевает простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, тогда как трансдисциплинарность предполагает «функциональный синтез методологий», создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций [1].

В Китае трансдисциплинарность использована в рамках Г осударственной программы развития важных фундаментальных исследований (Программа «973»). Эта программа имеет целью осуществлять трансдисциплинарные исследования в разных сферах науки, теоретическое и научное обоснование принимаемых государственных решений, тем самым обеспечивая научнотехническое сопровождение решения важных экономических и социальных проблем Китая в XXI веке [3].

Знакомясь с национальными школами трансдисциплинарности можно сказать, что в государствах, основанных на идеях либерализма, трансдисциплинарность тяготеет к мультидисциплинарности, предпочитая диктату научной методологии, эффективную в ряде случаев «политкорректную» методику мозгового штурма и метод экспертных оценок. При этом нельзя не заметить, что эти методы и методики позволяют экспертам с одинаковой вероятностью заявлять о противоположном: о начале глобального потепления или о глобальном похолодании, о предстоящем неконтролируемом экспонентном росте населения планеты или о его остановке при определённой численности и т. п.

В государствах, исповедующих идеи гуманизма, трансдисциплинарность тяготеет к образу самостоятельной научной дисциплины. Именно такой вид трансдисциплинарности формируется с 1991 года в рамках Русской школы трансдисциплинарности. В рамках концепции такой научной дисциплины сложная многофакторная проблема изначально рассматривается как единый объект исследования. Все монодисциплинарные составляющие такого объекта, например экологическая, экономическая и социальная составляющие, в своём

развитии вынуждены подчиняться универсальному порядку, обусловливающему единство объекта. В качестве методологического инструмента исследования такого объекта и каждой его составляющей используются модели такого порядка. В результате знания всех монодисциплин, которые необходимо учесть в исследовании и решении сложной многофакторной проблемы, удаётся объединить рамками трансдисциплинарных моделей пространственной, информационной

и временной единиц порядка [5].

Важно отметить, что решение сложных многофакторных проблем, которые находятся в компетенции ЮНЕСКО, выглядят по-разному с позиции междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов. С позиции междисциплинарности проблема решается поиском способов гармонизации количественных и качественных характеристик экологической, экономической и социальной составляющих. С позиции трансдисциплинарности

как самостоятельной научной дисциплины проблема может быть кардинально решена при условии, если количественные и качественные характеристики этих составляющих будут стремиться стать такими, какими они должны быть, чтобы сохранялось единство планетарной природы, человека и общества.

Заключение

Различие философских и методологических предпосылок, методик исследований междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов можно представить в более углублённой форме. Но уже краткий анализ их различий позволяет обратить внимание руководства ЮНЕСКО, специалистов, задействованных в её научных программах, на наличие высокого риска достижения стратегических целей 2014—2021 годов, если оно в своей деятельности будет ориентироваться только на монодисциплинарные, междисциплинарные и мультидисциплинарные подходы.

Это обстоятельство побудило нас обратиться к Постоянному представителю Российской Федерации при ЮНЕСКО и в Комитет по связи НПО-ЮНЕСКО с просьбой оказать возможную поддержку нашей инициативы

и её информационное сопровождение. Инициатива заключается в предложении провести в России или в Европе под эгидой ЮНЕСКО рабочую встречу учёных и специалистов неправительственных организаций (НПО) из разных стран, основным видом деятельности которых является развитие методологии трансдисциплинарного подхода. Но только тех из них, которые способны предложить реально работающие методики и технологии решения сложных многофакторных проблем, которые указаны в документе ЮНЕСКО 37 С/4 «Проект Среднесрочной стратегии» (2014—2021).

В результате этой рабочей встречи должны быть получены: научно обоснованные (альтернативные) среднесрочные и долгосрочные трансдисциплинарные прогнозы развития природы, человека и общества, а также предложены методики и технологии выявления и предотвращения глобальных рисков, которые сопровождают такое развитие.

Рабочая встреча и её результаты будут способствовать сокращению многочисленных разрывов между наукой, политикой и обществом посредством мобилизации и поддержки многодисциплинарных научных знаний в целях информационного обеспечения процесса принятия решений ЮНЕСКО. Она послужит примером усиления роли неправительственных организаций (НПО) в рамках двух крупных программ ЮНЕСКО, а также усилит их деятельность, связанную с предоставлением консультаций по вопросам политики в области науки, технологии и инноваций (НТИ), укреплением потенциала НТИ и расширением международного научного сотрудничества в интересах продвижения устойчивого развития, учитывающего интересы всех слоёв общества.

Список литературы:

1. ARISE 2 (Advancing Research in Science and Engineering). American academy of Arts and Sciences, 2013 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.amacad.org/multimedia/pdfs/publications/researchpapersmonograp hs/arise2.pdf (дата обращения: 10.09.2015).

2. Medium — Term Strategy (2014 — 2021). Doc. 37 C/4. — UNESCO, 2014

/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002278/227860e.pdf (дата обращения:

10.09.2015) .

3. National Basic Research Program of China / [Электронный ресурс]. — URL: http://www.973.gov.cn/English/Index.aspx (дата обращения: 10.09.2015).

4. Preliminary proposals by the Director — General concerning the draft Medium — Term Strategy (37 C/4) and draft Programme and Budget (37 C/5). Doc. 190 ЕХ/19. — UNESCO, 2012 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002175/217551e.pdf (дата обращения:

10.09.2015) .

5. Russian School of Transdisciplinarity (2000 — 2015) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.anoitt.ru/cabdir/brief_history.php (дата обращения: 10.09.2015).

6. Transdisciplinarity: Stimulating Synergies, Integrating Knowledge. Division of

Philosophy and Ethics UNESCO. — UNESCO, 1998 / [Электронный ресурс]. — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001146/114694eo.pdf) (дата

обращения: 10.09.2015).

7. World Declaration on Higher Education for the Twenty-First Century: Vision and Action. Doc. ED-98/CONF.202/3. — UNESCO, 1998 / [Электронный ресурс]. — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001138/113878Eb.pdf (дата обращения: 10.09.2015).

References:

1. ARISE 2 (Advancing Research in Science and Engineering). American academy of Arts and Sciences, 2013. Available at: https://www.amacad.org/multimedia/pdfs/publications/researchpapersmonograp hs/arise2.pdf (accessed 10 September 2015).

2. Medium — Term Strategy (2014 — 2021). Doc. 37 C/4. UNESCO, 2014.

Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002278/227860e.pdf

(accessed 10 September 2015).

3. National Basic Research Program of China. Available at: http://www.973.gov.cn/English/Index.aspx (accessed 10 September 2015).

4. Preliminary proposals by the Director — General concerning the draft Medium —

Term Strategy (37 C/4) and draft Programme and Budget (37 C/5). Doc. 190 ЕХ/19. UNESCO, 2012. Available at:

http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002175/217551e.pdf (accessed

10 September 2015).

5. Russian School of Transdisciplinarity (2000 — 2015). Available at: http://www.anoitt.ru/cabdir/brief_history.php (accessed 10 September 2015).

6. Transdisciplinarity: Stimulating Synergies, Integrating Knowledge. Division

of Philosophy and Ethics UNESCO. UNESCO, 1998. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001146/! 14694eo.pdf (accessed

10 September 2015).

7. World Declaration on Higher Education for the Twenty-First Century: Vision

and Action. Doc. ED-98/CONF.202/3. UNESCO, 1998. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001138/113878Eb.pdf (accessed

10 September 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.