Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XXI ВЕКА'

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
392
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / КУЛЬТУРА РОССИИ НАЧАЛА XXI СТОЛЕТИЯ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ ИМ. Д.Д. ШОСТАКОВИЧА / МАРИИНСКИЙ ТЕАТР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миронова Елена Юрьевна

Предметом исследования является феномен музыкальной жизни в современной культуре России. Цель работы заключается в изучении его роли и значения в формировании и развитии российского общества, национальной самобытности и духовности. В статье обосновано содержание понятия «музыкальная жизнь», определены его функции как социокультурного явления в духовном развитии населения. Новизна предпринятого исследования заключается в теоретическом обосновании понятия «музыкальная жизнь» с точки зрения социальной культуры, а также в анализе содержания современной музыкальной жизни города Санкт-Петербурга в контексте культуры России начала XXI века. Изучение указанного феномена происходит на основе методологии социокультурного анализа. Выявлено, что современная музыкальная жизнь представляет собой эффективное средство духовного и культурного развития молодёжи России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ST. PETERSBURG MUSICAL LIFE IN THE CONTEXT OF XXI CENTURY RUSSIAN CULTURE

The subject of the study is the phenomenon of musical life in modern Russian culture. The aim of the work is to study its role and importance in the formation and development of Russian society, national identity and spirituality. The article substantiates the maintenance of the “musical life” concept, defines its functions as a socio-cultural phenomenon in the spiritual development of the population. The novelty of the undertaken study lies in the theoretical justification of the concept of “musical life” in terms of social culture, as well as in the analysis of the content of modern musical life in St. Petersburg in the context of Russian culture of the early XXI century. The study of this phenomenon is based on the methodology of socio-cultural analysis. It is revealed that modern musical life is an effective means of spiritual and cultural development of Russian youth.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XXI ВЕКА»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 7. С. 130-133. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 7. P. 130-133.

Научная статья УДК 78.072.2

https://doi.org/10.24158/fik.2022.7.21

Современная музыкальная жизнь Санкт-Петербурга в контексте культуры России XXI века

Елена Юрьевна Миронова

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, lenammi@yandex.ru

Аннотация. Предметом исследования является феномен музыкальной жизни в современной культуре России. Цель работы заключается в изучении его роли и значения в формировании и развитии российского общества, национальной самобытности и духовности. В статье обосновано содержание понятия «музыкальная жизнь», определены его функции как социокультурного явления в духовном развитии населения. Новизна предпринятого исследования заключается в теоретическом обосновании понятия «музыкальная жизнь» с точки зрения социальной культуры, а также в анализе содержания современной музыкальной жизни города Санкт-Петербурга в контексте культуры России начала XXI века. Изучение указанного феномена происходит на основе методологии социокультурного анализа. Выявлено, что современная музыкальная жизнь представляет собой эффективное средство духовного и культурного развития молодёжи России.

Ключевые слова: музыкальная жизнь, культура России начала XXI столетия, духовное развитие, молодёжь, Петербургская консерватория, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, Мариинский театр, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Для цитирования: Миронова Е.Ю. Современная музыкальная жизнь Санкт-Петербурга в контексте культуры России XXI века // Общество: философия, история, культура. 2022. № 7. С. 130-133. https://doi.org/10.24158/fik.20227.21.

Original article

Modern St. Petersburg Musical Life in the Context of XXI Century Russian Culture Elena Yu. Mironova

Saint-Petersburg State Institute of Culture, Saint-Petersburg, Russia, lenammi@yandex.ru

Abstract. The subject of the study is the phenomenon of musical life in modern Russian culture. The aim of the work is to study its role and importance in the formation and development of Russian society, national identity and spirituality. The article substantiates the maintenance of the "musical life" concept, defines its functions as a socio-cultural phenomenon in the spiritual development of the population. The novelty of the undertaken study lies in the theoretical justification of the concept of "musical life" in terms of social culture, as well as in the analysis of the content of modern musical life in St. Petersburg in the context of Russian culture of the early XXI century. The study of this phenomenon is based on the methodology of socio-cultural analysis. It is revealed that modern musical life is an effective means of spiritual and cultural development of Russian youth.

Keywords: musical life, Russian culture of the early XXI century, spiritual development, youth, St. Petersburg Conservatory, Great Hall of the St. Petersburg Philharmonic named after D. Shostakovich, Mariinsky Theater, State Academic Cappella of St. Petersburg

For citation: Mironova, E.Yu. (2022) Modern St. Petersburg Musical Life in the Context of XXI Century Russian Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 130-133. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.7.21 (In Russian).

Духовный кризис постмодернистского общества вполне закономерно начинает преодолеваться в начале XXI века. Данному факту способствуют многие обстоятельства, в том числе новый этап развития культуры России, направленный на возрождение традиций и культурного кода, духовности русской нации. Представляя собой сложное и многокомпонентное явление, отечественная культура может быть выражена различными формами творческого созидания. Одной из них является музыкальная жизнь.

В научной литературе, по-нашему мнению, существует некоторый пробел в определении термина «музыкальная жизнь». Под ним обычно понимаются такие мероприятия, как публичные

© Миронова Е.Ю., 2022

концерты, прежде всего, концерты филармонических обществ и оперных театров, то есть все формы музицирования, развивавшиеся на протяжении нескольких столетий от момента зарождения профессиональной музыкальной культуры. Это синтетическое явление, которое имеет многоуровневую внутреннюю градацию и может подразделяться на официальную и неофициальную, академическую и демократическую, международную и региональную музыкальную жизнь1. Вместе с тем понимание музыкальной жизни как социокультурного явления, связанного непосредственно с особенностями развития культуры и общества отдельно взятой страны, региона или города, требует уточнения и конкретизации дефиниции.

Рассматриваемый феномен достаточно сложен и многокомпонентен с точки зрения содержания. Прежде всего, он включает все основные виды и формы музыкальной деятельности человека, такие как творчество, исполнительство, распространение и восприятие музыкальных произведений (Орлова, 1978: 26). Известный советский музыковед А.Н. Сохор в структуре музыкальной жизни выделяет такие блоки, как: музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой. Сюда входят также музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе; все виды деятельности по их воспроизведению, распространению, восприятию и использованию; все субъекты такого рода деятельности; учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность (Сохор, 1980).

Роль и значение музыки в процессе воспитания молодёжи неоднократно отмечали такие авторы, как В.А. Бобахо, С.И. Левикова (Бобахо, Левиков, 1996), Е.Б. Борисова (Борисова, 2005), Н.Р. Исхакова и Р. Болтачев (Исхакова, Болтачев, 2006).

Имея тесную взаимосвязь с культурой и обществом, музыкальная жизнь как социокультурный феномен способна реализовать ряд функций, среди которых: популяризация музыкальных произведений, удовлетворение запросов современного общества в области организации досуга, обучение и воспитание молодёжи, трансляция национального культурного кода и традиций современного общества, коммуникативная функция (Борисова, 2005: 71).

Безусловно, одной из важнейших функций музыкальной жизни города является воспитание, культивирование общечеловеческих музыкальных ценностей. В этой связи Л. Закс отмечает, что «...если содержательное ядро духовной культуры составляют ценности человеческого духа, то музыка - это интонационный способ существования этих ценностей» (Закс, 1987). Композиторы, создающие музыкальные произведения, а также современные обществу исполнители, включающие их в свой репертуар, транслируют через своё творчество близкие им мировоззренческие идеи. В тесной связи с мировоззрением выступают сплетённые воедино этические позиции композитора, исполнителя и слушателя (Смирнов, 2004).

Коммуникативная функция музыкальной жизни города проявляется не только в объединении меломанов-единомышленников на концертах и культурных мероприятиях. Значение музыкальной жизни города в создании пространства для коммуникации шире и связано с прикладным характером и возможностями музыкального искусства в целом. Такие сферы городской жизни, как спорт, массовая культура (торжественные ритуалы, городские праздники и развлечения) и даже медицина2 тесно связаны с музыкальным искусством. Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что многогранный облик музыкальной жизни города определяет сверхфункцию музыкального искусства, заключающуюся в преобразовании, воспитании и обогащении духовного мира человека (Тощенко, 1996: 117).

Вышеперечисленные возможности соприкосновения музыки с повседневной жизнью и досугом современного общества выявляют актуальность роли музыкальной жизни города в развитии современной культуры России и общества. Обладая богатыми музыкальными традициями, северная столица нашей страны - город Санкт-Петербург - является примером реализации множества функций музыкального искусства в социуме.

Музыкальная жизнь современного Санкт-Петербурга разнообразна и насыщена, она представляет яркую и самобытную страницу культуры России, беря своё начало в XIX столетии. Уже в 1802 году в Петербургском филармоническом обществе устраивались симфонические и хоровые концерты, на которых исполнялись произведения западноевропейской классики: оратории Г. Генделя и Й. Гайдна, «Реквием» В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. Бетховена. В 1840 году меценатом и любителем музыки А.Ф. Львовым было основано симфоническое общество, которое также специализировалось на исполнении музыки западноевропейских композиторов.

Ярчайшие моменты музыкальной жизни города Санкт-Петербурга связаны с деятельностью братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, композиторов «Могучей кучки». Открытая в 1862 году

1 Музыкальная жизнь [Электронный ресурс] // Студопедия. URL: https://studopedia.ru/14_18580_muzikalnaya-zhizn (дата обращения: 15.04.2022).

2 Сегодня набирает популярность музыкотерапия.

Петербургская консерватория начала подготовку профессиональных музыкальных кадров, которые впоследствии сыграли свою роль в развитии творческой жизни города на рубеже столетий. Традиции музыкальной культуры Петербурга XIX века получили своё продолжение в истории, они были бережно сохранены и приумножены потомками.

Современная музыкальная жизнь города Санкт-Петербурга отличается богатством, разнообразием и насыщенностью. Уникальность культуры XXI столетия раскрывает перед слушателем многообразные возможности знакомства с богатством мирового музыкального наследия - духовной музыкой, фольклором разных народов и стран, современными авангардными музыкальными течениями и, конечно же, произведениями, составляющими сокровищницу классического музыкального наследия человечества. Сегодня музыкальная культура города сосредоточена не только в камерных концертах театров, филармоний. Важным пластом современной музыкальной жизни является музыка улиц, представленная во всём своём многообразии - от бардовской песни до вызывающего китча.

Среди наиболее известных концертных залов города следует назвать Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Он включен в перечень объектов культурного наследия Российской Федерации. В августе 1942 года в суровые годы блокады здесь состоялась премьера выдающейся «Седьмой симфонии» («Ленинградской») Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В 1946 году оркестр Большого зала филармонии стал первым советским музыкальным коллективом, которому разрешили выехать с гастролями за границу - в Финляндию. Сегодня зал признан одним из лучших в Европе. Он может вместить в себя около полутора тысяч человек. Построенный в первые десятилетия XIX столетия Большой зал филармонии до сих пор является центром музыкальной жизни Санкт-Петербурга. На его сцене имели честь выступать такие выдающиеся музыканты России и Европы, как Ф. Лист, А. Рубинштейн, К. Шуман, Р. Вагнер, П. Виардо, а также П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корса-ков и многие другие. Современному слушателю Большой зал филармонии предлагает посетить вечера органной музыки, выступления солистов (инструменталистов и вокалистов) грандиозные концерты симфонической музыки.

С 1949 года огромное значение для музыкальной жизни города приобрел Малый (камерный) зал филармонии, который носит имя М.И. Глинки. Он расположен в известном историческом здании - в «Доме Энгельгардта», построенном по проекту Б. Растрелли, и гостеприимно открывает двери перед современными музыкантами и молодыми исполнителями. На сцене Малого зала проходят фестивали и конкурсы классической музыки.

Одним из старейших концертных залов Санкт-Петербурга является Государственная академическая капелла, в которой в XIX столетии работали выдающиеся композиторы - Д.С. Борт-нянский, М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков. Сегодня на ее сцене выступают как прославленные солисты и музыкальные коллективы, так и юные музыканты. Традиционно здесь проводятся отчетные концерты музыкальных школ города Санкт-Петербурга, хора радио и телевидения, хора мальчиков Санкт-Петербурга. Сцена государственной академической музыкальной капеллы выпускает в большую музыкальную жизнь молодые дарования.

Театральная площадь, на которой уместились такие крупнейшие центры музыкальной культуры, как Мариинский театр и Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, является сосредоточием музыкальной жизни Санкт-Петербурга вот уже много десятилетий подряд. Малый зал консерватории носит имя А.К. Глазунова. Здесь регулярно организуются отчетные концерты студентов музыкально-образовательного учреждения, выступления солистов и ансамблей камерной музыки, проводятся мастер-классы. В Музыкальном театре консерватории ставятся оперы и балеты. Это один из центров оперного искусства не только города, но и всей страны. Репертуарный список театра за почти вековую историю включал в себя шедевры оперного искусства В. Моцарта, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ж. Бизе, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, известные балеты классического и современного репертуара. В театре не только сохраняются традиции классического музыкально-театрального искусства, но и отдается должное современным прочтениям классики.

Музыкальная жизнь города Санкт-Петербурга сегодня рассчитана на широкую зрительскую аудиторию. Среди участников творческих мероприятий можно встретить не только взрослых, но и детей. Так, особое место в пропаганде и развитии музыкальной культуры в контексте детского образования и воспитания занимает Детский музыкальный театр «Зазеркалье», имеющий разнообразный и оригинальный репертуар, интересный и детям, и их родителям. Образовательную функцию музыкальной культуры реализуют также работающие в городе мемориальные музеи -музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова (Загородный пр., д. 28), музей-квартира Ф.И. Шаляпина (ул. Графтио, д. 2), музей актеров Самойловых (ул. Стремянная, 8).

Музыкальная жизнь города сегодня активна также в стенах церквей и соборов, которые являются важными площадками для исполнения хоровых сочинений духовного содержания из православной и католической традиции. В храмах звучат монументальные сочинения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Д. Букстехуде, А. Корелли и многих других композиторов. Большинство концертов имеет благотворительный характер.

Санкт-Петербург является одним из немногочисленных городов мира, чья музыкальная жизнь до настоящего времени протекает и внутри концертных салонов. Среди наиболее известных отметим дворцы Белосельских-Белозерских, Юсуповский, Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, Дом композиторов, музей В. Набокова и Дом архитекторов, залы консульств разных стран. Звучащая в определенных стилизованных условиях музыка имеет более глубокое воздействие на слушателей.

Важным компонентом музыкальной жизни Санкт-Петербурга являются сегодня и временные концертные площадки, функционирующие под открытым небом. Среди них следует отметить музыкальные объекты на Дворцовой площади, у Михайловского замка, в Петропавловской крепости. Они часто становятся местом проведения музыкальных событий в формате «openair», которые приурочены к фестивалям, праздникам, масштабным культурным и социальным проектам в северной столице.

Таким образом, следует заключить, что музыкальная жизнь современного города в контексте культуры России XXI века насыщена и разнообразна. Она представлена многообразием стилей и направлений музыкального искусства, функции которого реализуются в разных формах коммуникации со зрителем. Концерты, фестивали и праздники, музыкальные салоны и реставрации, уличная музыкальная культура имеют огромное значение для воспитания и духовного обогащения современного общества.

Список источников:

Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт и преемственность поколений // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 56-66.

Борисова Е.Б. Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ. СПб., 2005. 193 с.

Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. Вып. 3. Л., 1987. С. 46-69.

Исхакова Н.Р., Болтачев Р. Музыкальные предпочтения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 6 (266). С. 103-106.

Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987. 192 с.

Смирнов Б.Ф. К проблеме типологии слушателей симфонических концертов // Социологические исследования. 2004. № 10 (246). С. 86-89.

Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. 226 с.

Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996. 234 с.

References:

Bobakho, V. A. & Levikova, S. I. (1996) Sovremennye tendentsii molodezhnoi kul'tury: konflikt i preemstvennost' pokolenii [Current Trends in Youth Culture: Conflict and Intergenerational Continuity]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. (3), 56-66 (in Russian).

Borisova, E. B. (2005) Muzyka kak faktor formirovaniya molodezhnykh subkul'tur: sotsiologicheskii analiz [Music as a Shaping Factor in Youth Subcultures: Sociological Analysis]. Saint-Petersburg. 193 р. (in Russian).

Iskhakova, N. R., Boltachev, R. R. (2006) Musical Preferences of the Young. Sotsiologicheskie issledovaniya. (6 (266)), 103-106 (in Russian).

Orlova, E. A. (1987) Sovremennaya gorodskaya kul'tura i chelovek [Modern Urban Culture and Man]. Moscow. 192 р. (in Russian).

Smirnov, B. F. (2004) Typologies of Symphonic Concert Listeners. Sotsiologicheskie issledovaniya. (10 (246)), 86-89 (in Russian).

Sokhor, A. N. (1980) Voprosy sotsiologii i estetiki muzyki [Issues in the Sociology and Aesthetics of Music]. Leningrad. 226 р. (in Russian).

Toshchenko, Zh. T. & Kharchenko, S. V. (1996) Sotsial'noe nastroenie [Social Attitudes]. Moscow. 234 р. (in Russian).

Zaks, L. (1987) Muzyka v kontekstakh dukhovnoi kul'tury [Music in the Context of Spiritual Culture]. In: Kritika i muzykoznanie. Vol. 3. Leningrad, рр. 46-69 (in Russian).

Информация об авторе

Е.Ю. Миронова - аспирант Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия.

Information about the author

E.Yu. Mironova - PhD student, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 12.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.