Научная статья на тему 'Современная молодежь в условиях трансформации (по материалам конкретного социологического исследования)'

Современная молодежь в условиях трансформации (по материалам конкретного социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1073
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социально-демографическая группа / брак / семья / образование / круги взаимопонимания / конкретное социологическое исследование / трансформация / youth / socio-demographic group / marriage / family / education / circles of understanding / specific sociological research / transformation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — О. С. Хамзяева

На основе результатов конкретного социологического исследования выявлены черты социокультурного портрета современной молодежи г. Астрахани в условиях трансформации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — О. С. Хамзяева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMP ORARY YOUT H IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION (BASED ON THE SPECIFIC SOCIOLOGICAL RESEARCH)

Based on the results of a concrete sociological research features of social and cultural portrait of modern youth of the city of Astrakhan in the conditions of transformation of society are identified.

Текст научной работы на тему «Современная молодежь в условиях трансформации (по материалам конкретного социологического исследования)»

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖИ

УДК 316.346

О. С. ХАМЗЯЕВА,

Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ В УСЛОВИЯх ТРАНСФОРМАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ)

На основе результатов конкретного социологического исследования выявлены черты социокультурного портрета современной молодежи г. Астрахани в условиях трансформации общества.

Ключевые слова: молодежь, социально-демографическая группа, брак, семья, образование, круги взаимопонимания, конкретное социологическое исследование, трансформация.

Масштабные реформы, происходящие в российском обществе, приводят к трансформациям, затрагивающим интересы всего населения. Особое место отводится молодежи, от которой зависит развитие важнейших сфер общества. Молодежь является социально-демографической группой, которая будет определять облик будущей России, той России, с которой мы связываем свои ожидания. От того, какую позицию примет молодое поколение, и будет зависеть социальный прогресс всего социума.

Молодежь, как отдельная группа, обладает возрастными характеристиками и отличается от других положением в социуме, потребностями, ценностями и интересами. В многочисленных источниках молодежь исследуется как социально-демографическая когорта, выделяемая на основе возрастных данных. В энциклопедическом словаре «Социология молодежи» термин «молодежь» трактуется в широком смысле, как обширный комплекс групповых общностей, которые образуются на основе возрастных признаков, и связанных с ними основных видов деятельности [1, с. 267].

В узком смысле молодежь исследуется как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием данного общества, современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения 20 %» [2].

В социологическом словаре Е. М. Бабосова молодежь определяется как социально-демографическая группа, которая находится в процессе формирования и развития общественной, психофизиологической, общекультурной и граж-

данской зрелости, адаптированная к социальным статусам и ролям, которые свойственны взрослым людям [3, с. 265]. «Как особый социальный феномен молодежный возраст имеет определенные характеристики. Функционально молодежный возраст представляет собой объективно необходимое состояние в системе общества, являясь "фазой поведения человека, в которой он больше не исполняет роли ребенка и в то же время еще не исполняет роли взрослого как действительного носителя социальных институтов, например, семьи, общественности, политического строя, правового и экономического порядка и т. д.", состояние процесса вызревания подрастающего поколения и потому подготовки к воспроизводству будущего общества», - отмечает О. И. Белый [4, с. 156-158].

С. Н. Иконникова и В. Т. Лисовский [5] рассматривают молодежь как поколение, основным отличием которого является не только возраст, но и совокупность целей, убеждений, общее переживание и отношение к жизни. С возрастом поколение не теряет собственных общественных черт, приобретенных эпохой. Общественные убеждения, интересы, ценности, стремления, симпатии - значительный показатель положения молодежи в обществе.

В. И. Чупров отмечает, что «отличительное социальное качество молодежи... определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся. структуру общественных отношений» [6, с. 6-14].

Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко обобщили существующие подходы к определению понятия молодежи в монографии «Актуальные проблемы социологии молодежи». В рамках стратификационного подхода молодежь рассматривается как своеобразная социально-демографическая группа, обособленная возрастными рамками, со своими особыми общественными ролями, социальными позициями и статусом. Психофизиологический подход определяет понятие «молодость» как период развития личности от полового созревания до зрелости. Социально-психологический подход описывает молодежь с определенным возрастом (14-30 лет) со всеми физиологическими и психологическими отношениями. В рамках субкультурного подхода «молодость» рассматривается как своеобразная фаза поведения в жизни личности, когда индивид уже не ребенок, но еще не полноправный носитель роли взрослых. Конфликтологический подход определяет понятие «молодость» как время в жизни личности, наполненное стрессами, проблемами, конфликтами с самим собой и обществом в целом. В субъективном подходе молодость рассматривается как особое восприятие мира, себя, стремление в будущее, жизнедеятельность. Интеракционистский подход определяет молодость как духовное состояние человека, проявляющееся в самопроизвольном поведении, в неординарности реакций [7].

Таким образом, можно сказать, что многие авторы описывают молодежь как социально-демографическую группу с особенностями социального статуса и социальных отношений.

В Астраханском инженерно-строительном институте Лабораторией социально-психологических исследований с 2008 г. проводится изучение

проблем молодежи: выявление уровня адаптации к обучению в вузе, ценностные ориентации студенческой молодежи, готовность к профессиональной деятельности, историческая память молодежи [8-12]. В марте-мае 2015 г. при непосредственном участии автора было проведено конкретное социологическое исследование социальных отношений методом анкетирования. Были опрошены жители областного центра - г. Астрахани (N = 1600), из них был выбран подмассив молодежи (N = 730), что позволяет провести сравнительный анализ. Обработка и анализ данных осуществлялись с использованием Vortex 8 и включали изучение линейных распределений, осмысление параметров таблиц сопряженности. В анкетировании были использованы вопросы Типовой методики Всероссийской программы «Проблемы социокультурной эволюции регионов России», разработанной Центром изучения социокультурных изменений Института философии Российской академии наук (ЦИСИ ИФ РАН; руководители Н. И. Лапин, Л. А. Беляева).

В Астрахани было опрошено 720 мужчин, что составило 43,1 % от ответивших, и 950 женщин - 56,9 % от числа ответивших. Среди молодежи города Астрахани 50,9 % мужчин и 49,1 % женщин. В среднем от числа ответивших группа молодежи составляет 43,2 % от населения Астрахани. Можно сказать, что Астрахань по составу населения является молодым городом (табл. 1).

Таблица 1. Ответы респондентов на вопрос о половой принадлежности (% от ответивших)

Вариант ответа Население г. Астрахани Молодежь г. Астрахани

Мужчина 43,1 50,9

Женщина 56,9 49,1

Под влиянием происходящих изменений в стране происходит трансформация института семьи и брака: увеличивается возраст вступающих в брак, растет количество молодых людей, вообще не вступающих в брак, увеличивается доля разводов, число незарегистрированных браков и внебрачных детей, снижается брачная рождаемость, откладывается рождение первого ребенка на более поздние сроки. По мнению директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н. М. Римашевской, «изменения уровня и качества жизни населения трансформировались в острейшие социально-экономические проблемы, которые имели не менее острые демографические последствия: катастрофическое снижение доходов и материальной обеспеченности основной части населения; высокая доля бедных; беспрецедентная поляризация условий жизни; значительный масштаб безработицы и невыплата заработной платы; деградация социального обеспечения и фактическое разрушение социальной сферы, включая жилищно-коммунальное обслуживание. Все это не могло не сказаться на состоянии населения» [13, с. 209-218]. Это повлияло и на отношение молодежи к рождению детей и вступлению в зарегистрированный брак (табл. 2).

Таблица 2. Ответы респондентов на вопрос: «Какое у Вас семейное положение?»

(% от опрошенных)

Вариант ответа Население г. Астрахани Молодежь г. Астрахани

всего мужчины женщины

Женат/замужем 53,9 37,0 34,8 38,2

Разведен/разведена 13,1 6,2 5,2 7,2

Холост/не замужем 28,5 56,0 60,0 53,0

Вдовец/вдова 4,6 0,8 - 1,6

Проведенный анализ показывает, что институт брака для молодежи теряет свои ценности: 56 % молодых людей не состоят в браке; для 37 % респондентов, состоящих в браке, ценность семьи остается приоритетной; разведены 6,2 %; потеряли одного из супругов 0,8 %.

Особый интерес вызывают репродуктивные характеристики современной молодежи (табл. 3).

Таблица 3. Ответы респондентов на вопрос: «Сколько у Вас детей?» (% от опрошенных)

Вариант ответа Население г. Астрахани Молодежь г. Астрахани

всего мужчины женщины

Один ребенок 25,7 19,2 19,0 19,4

Два ребенка 30,4 11,5 9,2 13,8

Трое и больше детей 10,2 3,0 3,8 2,2

Нет детей 33,7 66,3 68,0 64,6

Так, в результате исследования было выявлено, что у 66,3 % молодого населения нет детей. В современном мире очень тяжело обеспечить собственную семью всем необходимым. Поэтому молодежь стремится сделать карьеру, наладить материальную жизнь, «встать на ноги», а потом уже растить детей. У 19,2 % молодежи - один ребенок, 11,5 % молодых людей имеют по двое детей, и лишь у 3 % молодого населения - трое и больше детей. Молодые женщины (64,6 %), вложившие немалое количество денег, времени и сил в образование и продвижение по карьерной лестнице, не могут себе позволить иметь детей. «Они боятся потерять квалификацию, остаться без работы, выпасть из деловой жизни. Массовое вовлечение женщин в общественное производство объективно сокращает время, которое они могут уделять семейным заботам, рождению и воспитанию детей», - отмечает О. Почагина [14]. Кроме того, если раньше классическая семья была заинтересована в осуществлении «функции воспроизводства рода и передаче семейных традиций, то в современной семье особое внимание уделяется личности самого ребенка. Прогрессивная молодая семья прилагает все усилия, чтобы обеспечить комфортные условия своему ребенку - дать ему образование, укрепить здоровье и всесторонне развивать его способности» [15, с. 143]. В связи с этим в настоящее время преобладает тип бездетной или малодетной семьи.

Переход к рыночным отношениям создал социальное расслоение, ранее не известное в России, и одна из областей, где оно особенно хорошо видно, - это доступ к образованию: 31 % опрошенных имеют высшее образование. Высокий уровень образования и его качество расширяют возможности современной молодежи для обретения общественного статуса, составляющими которого являются высокообразованность, перспективная должность и высокая заработная плата (табл. 4).

Таблица 4. Ответы респондентов на вопрос: «Какое у Вас образование?»

(% от ответивших)

Вариант ответа Население г. Астрахани Молодежь г. Астрахани

всего мужчины женщины

Без образования, начальное образование 1,5 1,6 1,7 1,5

Незаконченное среднее 2,5 2,7 2,8 2,6

Среднее общее 9,2 10,5 10,5 10,5

Начальное специальное 3,0 3,1 2,6 3,6

Среднее специальное 28,9 25,9 28,4 23,4

Незаконченное высшее 12,9 22,5 23,8 22,2

Высшее 38,8 31,0 28,0 33,0

Послевузовское (второе высшее, аспирантура и др.) 3,2 2,7 2,2 3,2

Незаконченное высшее образование имеют 22,5 % молодежи. По утверждению Е. М. Авраамовой, Е. В. Кулагиной и Ю. В. Верпаховской, молодежь рассматривает высшее образование как обязательное, но недостаточное условие для получения работы [16]. Послевузовское образование имеют 2,7 % респондентов.

Иерархия кругов взаимопонимания среди всех жителей Астрахани и молодежи г. Астрахани совпадает. Так, на первом месте находится семья (жители населения Астрахань - 9,24 балла, молодежь - 9,12 балла) (табл. 5). Очевидно, что в настоящее время семья выступает основным психологическим «убежищем» человека от проблем и опасностей окружающего мира, именно родные и близкие и составляют жизненный мир опрошенных. При этом Г. Г. Дилиген-ский подчеркивает: если, например, главными для человека являются семейные роли, он будет особенно болезненно принимать происходящие явления в социуме, которые разрушают семейное благосостояние и препятствуют нормальному воспитанию и образованию детей [17]. Семья всегда занимала приоритетное место в системе ценностей, так как на различных этапах люди, так или иначе, связаны с семьей, которая является неотъемлемой частью жизни. При этом происходящие изменения в процессе формирования семьи меняют традиционную позицию людей к ней.

На втором месте находится круг друзей (жители г. Астрахани - 8,14 балла, молодежь - 8,39 балла). Однако наибольшее взаимопонимание среди друзей находит молодежь (разница составляет 0,25 балла). В связи с тем что состоя-

ние внешней среды ухудшается, современная молодежь замыкается в себе, и немаловажную роль в их жизни играет круг друзей.

Среди коллег по работе жители г. Астрахани находят больше взаимопонимания (7,06 балла), чем молодежь (6,68 балла). Это объясняется тем, что для молодого поколения круг работы не имеет особого значения, в то время как для представителей более зрелого возраста очень важны взаимоотношения с коллегами, и, зачастую, они же и являются друзьями. Замыкают перечень соседи (население г. Астрахани - 5,77 балла, молодежь - 5,64 балла).

Таблица 5. Ответы респондентов на вопрос: «Среди каких людей Вы встречаете наибольшее взаимопонимание?»

Население г. Астрахани Молодежь г. Астрахани

средний балл ранги средний балл ранги

В семье 9,24 1 9,12 1

В компании друзей 8,14 2 8,39 2

Среди соседей 5,77 4 5,64 4

Среди коллег по работе 7,06 3 6,68 3

Потребность в коммуникации является основной необходимостью человека в обществе. Процесс взаимодействия людей вызывает появление разнообразных групп общения. В условиях внезапных общественных изменений наибольшее взаимопонимание молодежь находит среди семьи и друзей, наименьшее - среди соседей. В период социальных изменений труднее всего найти себя в общественном окружении, поэтому молодежь окружает себя теми общественными кругами, которые находятся рядом и ближе для взаимопонимания, то есть семья, круг друзей, коллеги [18].

Данное исследование выявляет основные черты социокультурного портрета современной молодежи г. Астрахани: это молодые люди с высшим образованием, которое позволяет расширить возможности, обрести социальный статус, а также перспективную должность и высокую заработную плату. В условиях рыночных отношений общественная модель семьи современной молодежи видоизменяется, увеличивается число разводов, преобладает тип малодетной или бездетной семьи. Взаимопонимание молодое поколение находит среди семьи и друзей.

Литература

1. Социология молодежи : энцикл. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М. : Academia, 2008. - 608 с.

2. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Сложные положения человечества» / Д. Х. Медоуз [и др.]. - М. : МГУ, 1991. - 342 с.

3. Бабосов, Е. М. Социология : энцикл. словарь / Е. М. Бабосов. - М. : Либроком, 2009. -474 с.

Белый, О. И. Определение понятия «молодежь» / О. И. Белый // Теория и практика обществ. развития. - 2012. - № 12. - С. 156-158.

6. Иконникова, С. Н. Молодежь о себе, о своих сверстниках (социологическое исследование) / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. - Л. : Лениздат, 1969. - 357 с.

7. Чупров, В. И. Развитие молодежи: концептуализация понятия / В. И. Чупров // Молодежь России: социальное развитие : стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М. : Статистика России, 1992. - 158 с.

8. Актуальные проблемы социологии молодежи / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург : УрФУ, 2010. - 679 с.

9. Каргаполова, Е. В. Адаптация студентов к обучению в вузе / Е. В. Каргаполова, О. С. Хамзяева // Психология пространственно-образовательного пространства человека : сб. науч. трудов 7-й Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2008. - С. 154-160.

10. Потенциал и особенности адаптации учащейся молодежи Астраханской области: опыт социологического, психологического и политического анализа / А. Ю. Арясова [и др.] ; отв. ред. А. Ю. Арясова. - Астрахань : АИСИ, 2011. - 160 с.

11. Хамзяева, О. С. Социально-психологическая адаптация студентов к профессиональной деятельности / О. С. Хамзяева // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та : межвуз. сб. науч. ст. - 2014. -№ 5 (132). - С. 81-83.

12. Хамзяева, О. С. Ценностные ориентации учащейся молодежи полиэтнического региона как фактор социально-психологической адаптации / О. С. Хамзяева // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та : межвуз. сб. науч. ст. - 2014. - № 24 (151). - С. 122-125.

13. Каргаполова, Е. В. Великая Отечественная война в социальной памяти молодежи Астрахани и Волгограда (по итогам социологического исследования, посвященного 70-летию Великой победы) / Е. В. Каргаполова, Ю. Г. Миронова, О. С. Хамзяева // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та : межвуз. сб. науч. ст. - 2015. - № 2 (155). - С. 98-101.

14. Римашевская, Н. М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России / Н. М. Римашевская // Вестн. Рос. акад. наук. - 2004. - Т. 74, № 3. - С. 209-218.

15. Почагина, О. Семья [в Китае]: новые формы - иные ценности [Электронный ресурс] / О. Почагина // ДемоскопWeekly. - 2009. - № 373-374. - Режим доступа: demoscope.ru/ weekly/2009/0373/analit06.phpi - Дата доступа: 16.08.2015.

16. Гокова, О. В. Социально-экономическое исследование отношения молодежи к институту брака (на примере Омской области) / О. В. Гокова // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Экономика. -2015. - № 2. - С. 137-144.

17. Авраамова, Е. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции / Е. Авраамова, Е. Кулагина, Ю. Верпаховская // Человек и труд. - 2007. - № 10. - С. 41-47.

18. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология / Г. Г. Дилигенский. - М. : Наука, 1994. - 304 с.

19. Данилова, Е. Н. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном обществе / Е. Н. Данилова, В. А. Ядов // Социальная идентификация личности / ред. В. А. Ядов. - М. : ИС РАН, 1993. - Кн. 1. - 388 с.

o. S. HAMZYAEVA

contemporary youth in conditions of transformation

(BASED ON THE SpECIFIC SOCIOLOGICAL RESEARCH) Summary

Based on the results of a concrete sociological research features of social and cultural portrait of modern youth of the city of Astrakhan in the conditions of transformation of society are identified.

Keywords: youth, socio-demographic group, marriage, family, education, circles of understanding, specific sociological research, transformation.

Поступила 02.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.