Научная статья на тему '«СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ НЕ ИЩЕТ СМЫСЛА ЖИЗНИ – ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ?»'

«СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ НЕ ИЩЕТ СМЫСЛА ЖИЗНИ – ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ?» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
404
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / молодежь / межпоколенческие проблемы / meaning of life / youth / intergenerational problems

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абросимова О.И.

Размышления автора о теме смысла и осмысленности жизни. Какую роль играет идеология, как формировались поколения. Отличия современной молодежи, проблема отцов и детей, наличие потока информации. Поиск смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"MODERN YOUTH IS NOT LOOKING FOR THE MEANING OF LIFE IS THIS STATEMENT CORRECT?"

Reflections of the author on the theme of the meaning and meaningfulness of life. What role does ideology play, how generations were formed. Differences between modern youth, the problem of fathers and children, the availability of information flow. Search for the meaning of life.

Текст научной работы на тему ««СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ НЕ ИЩЕТ СМЫСЛА ЖИЗНИ – ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ?»»

всеми моментами, которые нам дарованы. Без смысла и целей человек никогда не перерастет из индивида в полноценную личность. А без этого личностного роста не возможно и дальнейшее формирование нашего общества. Наша жизнь в наших же руках, с этой мыслью нужно засыпать и просыпаться, всегда имея перед собой главный ориентир - цель всей жизни, мечту, стремление, желание действовать и приносить в этот мир счастье. Иначе, что остается человеку, если все это не будет иметь смысл?

«СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ НЕ ИЩЕТ СМЫСЛА ЖИЗНИ - ПРАВИЛЬНО ЛИ

ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ?»

Абросимова О.И. - студентка Московского института психоанализа (Москва, Россия) Научный руководитель: Попова ТА. - старший научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО, канд.психол.наук, доцент МИП

Аннотация

Размышления автора о теме смысла и осмысленности жизни. Какую роль играет идеология, как формировались поколения. Отличия современной молодежи, проблема отцов и детей, наличие потока информации. Поиск смысла жизни. Ключевые слова: смысл жизни, молодежь, межпоколенческие проблемы

"MODERN YOUTH IS NOT LOOKING FOR THE MEANING OF LIFE - IS THIS

STATEMENT CORRECT?"

Abrosimova O.I. - student of the Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow, Russia)

Scientific adviser: Popova T.A. - Senior Researcher of FGBNU PI RAO, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of MIP

Abstract

Reflections of the author on the theme of the meaning and meaningfulness of life. What role does ideology play, how generations were formed. Differences between modern youth, the problem of fathers and children, the availability of information flow. Search for the meaning of life. Key words: meaning of life, youth, intergenerational problems

В XX веке тема смысла жизни стала важной и обсуждаемой. Конечно и раньше философы, писатели и другие просвещенные люди задавались вопрос о своем предназначении, но только в прошлом веке практически каждого жителя цивилизованного мира стала волновать эта проблема.

В чем же причина такого глобального внимания к смыслу жизни и почему у кого-то в XXI веке возникают мысли о том, что современная молодежь этим не интересуется? Тема смысла в психологию пришла в XX веке. Первым, кто ее затронул и ввел термин «смысл» был Зигмунд Фрейд [1]. Хотя в дальнейшем он отказался от него это был очень важный момент в развитии данного вопроса в психологической науке. В прошлом столетии у людей сильно изменилось отношение к себе и к своему предназначению. Без преувеличения можно сказать, что XX век обладал поистине невероятными темпами развития и принес огромное количество изменений, которые коснулись всех сфер человеческой жизни, начиная от научно-технического прогресса до понимания своего места в этом мире. Если бы человек, живший в начале прошлого века, попал бы в настоящее, то я думаю, что он долго бы удивлялся произошедшим переменам, причем не всегда хорошим. В прошлом веке, люди как будто бы ускорились и решили вместить в него такое количество событий, которое

человечество не видело за всю свою историю. Так, например, условия, в которых растет современное молодое поколение и их родителей кардинально отличаются.

Какой же была обстановка раньше? В первую очередь в нашей стране важную роль тогда играла идеология. Она помогала находить свое место в мире, в том числе подсказывала и смысл существования. Человеку предлагалось следовать определенным канонам, которые устанавливались для него извне. Большую роль для человека тогда играли социальные идеалы и то, как ее воспринимают окружающие. В настоящее же время мы наблюдаем все больший уход от восприятия жизни, в которой все заранее предопределено. Последние 30 лет темпы развития не только не замедлились, а как будто стали еще быстрее. Поэтому проблема поиска смысла для современной молодежи не исчезла, а стала еще более острой в таком изменчивом мире. Если раньше люди готовы были терпеть неудобства в настоящем, ради счастья в гипотетическом будущем, то теперь есть страх, что этого счастья ты не дождешься. Каждый, кто сталкивался с чувством внутренней неудовлетворенности и напряженности от такого подхода к жизни, начинает смещать свой фокус восприятия на настоящий момент. Ведь если жизнь так переменчива, и ты не знаешь, что от нее ждать, то начинаешь больше ценить то, что есть здесь и сейчас. Естественно, это не может не влиять на мировоззрение молодежи. Поэтому мы видим не отсутствие поиска смысла молодым поколением, а скорее кардинальное отличие в восприятии своего жизненного пути, обусловленного окружающими условиями, от того, в котором находились их родители. Это не значит, что молодежь совсем не думает о будущем, скорее она ощущает, что наше будущее формируется из решений, принимаемых в настоящий момент и важности взятия ответственности за эти решения на себя.

Еще одним отличием молодого поколения от их родителей является широкий доступ к информации, возможность сразу получить ответ на любой свой вопрос в глобальной сети. Владение знанием утратило силу, которой обладало еще не так давно. Сейчас ценится способность быстро обрабатывать новую информацию, извлекать из нее суть, отличать правдива она или нет, и уметь применять на ее практике. И снова можно сказать, что данные изменения заставляют молодых людей искать свой собственный путь в понимании смысла жизни, так как невозможно существовать по родительскому «образцу».

Кроме того, общий темп развития, характерный для нашего времени повлиял и на темп жизни. Люди, получив возможность взаимодействовать на расстоянии, одновременно с этим получили новые причины для беспокойства. Теперь многим кажется, что нужно уделить внимание всем интересным событиям, которые происходят, а если сделать это не получается, то возникает чувство неудовлетворенности и разочарование. Больше всего это влияет на молодежь, так как они не могут игнорировать те условия, которые их окружают с рождения. Это заставляет каждого из них в определенный момент задуматься о своих приоритетах, в том числе о смысле жизни.

Таким образом, ощущение понимания смысла жизни дает человеку чувство, что он ее контролирует. Пока мы не находим смысл в окружающей нас действительности мы испытываем чувство дискомфорта. Вряд ли можно предположить, что современное молодое поколение или поколение, которое придет за ним перестанет предпринимать попытки найти смысл своего существования. Одно ясно, проблема отцов и детей никогда не исчезнет. Скорее всего, нынешняя молодежь испытает проблемы в понимании образа мыслей своих детей, такие же, как и их родители. Но это всего лишь говорит о том, что человеку очень сложно оставаться гибким к изменениям окружающего мира и с возрастом многие становимся все более критичными, так как каждый с опытом приобретает свое понимание ценностей и смыслов. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что современная молодежь ищет смысл жизни, ведь человек без попыток отыскать его обречен на существование. Естественно, поиск смысла не всегда делает человека счастливым. Зато он определенно приносит чувство внутренней свободы, напрямую связанной с той ответственностью, которую человек готов взять на себя и возможностью творческой реализации своего потенциала.

Литература

1. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. [текст] / Д. А. Леонтьев - М.: Litres, 2020.

«САМАЯ ТРУДНАЯ ПРОФЕССИЯ - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» (Х. МАРТИ)

Никитин Д.А. - курсант ФГК ОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им.В.Я.Кикотя» (Москва, Россия)

Научный руководитель: Ульянова И.В. - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики ФГК ОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им.В.Я.Кикотя» Аннотация

Данная работа посвящена семейным традициям, связи поколений, формированию династии. Но самым важным является не профессиональный выбор, а выбор быть достойным человеком

Ключевые слова: профессия, семья, семейные традиции, память. гордость

THE HARDEST PROFESSION IS TO BE HUMAN" (H. MARTY)

Nikitin D.A. - Cadet FGK OU VO "Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot" (Moscow, Russia)

Scientific adviser: Ulyanova I.V. - Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy of the Federal State Institution of Higher Education "Moscow University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot "

Abstract

This work is devoted to family traditions, the connection between generations, the formation of a dynasty. But the most important thing is not a professional choice, but a choice to be a worthy person.

Key words: profession, family, family traditions, memory. pride

Сколько помню себя, выбор профессии всегда был важным моментом в разговорах среди моих друзей. В детском саду мечтали с мальчишками стать путешественниками и объездить весь земной шар, а потом посетить и другие планеты. В школе выбор, как ни странно, сузился: кто-то стал «физиком», а кто-то «лириком». Проявились разные способности, появились разные увлечения. Но с расширением кругозора менялось и мировосприятие. Знакомство со взрослым миром научило меня ценить прежде всего не просто профессию, а ЧЕЛОВЕКА в профессии. Пришло понимание ценности нравственных качеств личности - таких, как совесть, честь, достоинство.

Я рос в семье, где мужчины во все времена были защитниками Отечества. Передо мной всегда был пример беззаветного служения Родине со стороны моих прадедов и прапрадедов.

Поступать по совести! Беречь честь смолоду! Сохранять чувство собственного достоинства! Эти слова стали девизом нашего рода.

Мужчины в нашей семье всегда носили погоны, а женщины были медиками или педагогами. Лишь сейчас я понимаю, что объединяло все эти профессии... Служение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.