Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ СМЫСЛА?'

ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ СМЫСЛА? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
239
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнь / существование / смысл жизни / помощь людям / материальные ценности / любовь / служение Родине / индивид / личность / life / existence / meaning of life / helping people / material values / love / service to the Motherland / individual / personality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федосеева Алена

Данная работа посвящена анализу извечной проблемы поиска смысла жизни. Каждый человек стремится к полноценному и рациональному существованию, но будет ли это существование продуктивным, если тобой ничто не движет? В ходе данной работы были проанализированы различные подходы к поиску того или иного смысла жизни, а главным выводом стала мысль о том, что для человека жить без смысла невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS LIFE WITHOUT MEANING POSSIBLE?

This work is devoted to the analysis of the age-old problem of finding the meaning of life. Everyone strives for a full and rational existence, but will this existence be productive if nothing moves you? In the course of this work, various approaches to the search for a particular meaning of life were analyzed, and the main conclusion was the idea that it is impossible for a person to live without meaning.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ СМЫСЛА?»

смысл жизни в течение всего времени горения клеточного белка. Рано или поздно он может его найти. Рано или поздно он может сдаться. Рано или поздно он может понять, что его жизнь хороша и без осознания её смысла.

ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ СМЫСЛА?

Федосеева Алена - студент 1 курса магистратуры МГЛУ

Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Практическая психология в образовательной деятельности (Москва,

Россия)

Научный руководитель Попова ТА. - старший научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО, канд.психол.наук

Аннотация

Данная работа посвящена анализу извечной проблемы поиска смысла жизни. Каждый человек стремится к полноценному и рациональному существованию, но будет ли это существование продуктивным, если тобой ничто не движет? В ходе данной работы были проанализированы различные подходы к поиску того или иного смысла жизни, а главным выводом стала мысль о том, что для человека жить без смысла невозможно. Ключевые слова: жизнь, существование, смысл жизни, помощь людям, материальные ценности, любовь, служение Родине, индивид, личность.

IS LIFE WITHOUT MEANING POSSIBLE?

Alena Fedoseeva - 1st year MSLU master's student

Direction of training: 44.04.02 Psychological and pedagogical education

Training profile: Practical psychology in educational activities (Moscow, Russia)

Scientific adviser: Popova T.A.- Senior Researcher, FGBNU PI RAO, Candidate of Psychological

Sciences

Annotation

This work is devoted to the analysis of the age-old problem of finding the meaning of life. Everyone strives for a full and rational existence, but will this existence be productive if nothing moves you? In the course of this work, various approaches to the search for a particular meaning of life were analyzed, and the main conclusion was the idea that it is impossible for a person to live without meaning.

Keywords: life, existence, meaning of life, helping people, material values, love, service to the Motherland, individual, personality.

Жизнь как основное понятие биологии представляет собой активную форму существования материи, заключающей в себе все свойства живого. Жизнь дана людям, животным, растениям, бактериям и т.д. Можно сказать, что жизнь - это физиологическое состояние живого организма. Однако возникает вопрос: в чем же тогда отличие между такими понятиями как «существовать» и «жить»? Что необходимо делать для того, чтобы перерасти из индивида в личность? В какое русло необходимо направить всего себя, чтобы с уверенностью сказать: «Я живу богатой и полноценной жизнью»? И, конечно же, главным вопросом на сегодняшний день является смысл жизни; необходимо ли искать его или же бессмысленная жизнь также имеет место быть?

Проблема поиска смысла жизни остается актуальной сегодня, как и много лет назад. Наше общество стремительно развивается, технологии не стоят на месте, модернизация

наблюдается во всех сферах человеческой деятельности. Порой складывается впечатление, что люди - это роботы, которые действуют по определенным схемам, заложенным в их головах. Однако мало кто задумывается, что все же движет тем или иным индивидом, что заставляет людей идти по жизни вперед, добиваться новых целей, совершать различные открытия. Быть может, на ум сразу же приходят понятия «мотивация», «внешние и внутренние стимулы» и многие другие, а кто-то сразу думает о том, что человеком движет его четко сформулированный и осознанный смысл жизни. В определенный момент жизни у каждого человека возникает ряд вопросов, касающихся его предназначения, смысла его бытия и сущности всего, что он делал, делает и будет делать. Десятки философских течений, сотни теорий, несчетное количество публикаций и статей, споров и размышлений - и все для того, чтобы каждый смог ответить для себя на один лишь вопрос. В чем смысл жизни? Можно с уверенностью сказать, что на данный философский вопрос нет однозначно правильного ответа, ведь в данном контексте все индивидуально. У каждого человека готов свой персональный ответ, ведь и правда у всех своя.

Проблема поиска смысла жизни на протяжении многих веков была интересна для исследования не только философам и психологам, а также многим писателям, поэтам и композиторам. Для наглядного примера можно проанализировать различные литературные источники для поиска ответа на вопрос: «В чем смысл жизни?». Так, Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку. Другим примером является Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», которое считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе - всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения. Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Узнав о начале войны, он безоговорочно отправился на фронт. Да, ему было трудно - несколько ранений, плен, но Андрей ни разу не задумывался о том, чтобы предать свою Родину. Даже мысль об этом вызывала у него отвращение. Храбро вёл себя Соколов и в лагере. Вспомним эпизод, когда герой отказался пить вместе с немецким комендантом Мюллером. Как мы видим, смысл жизни для Андрея - это его отчизна и любовь к ней. Еще одним наглядным примером является главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.

Все эти примеры связывает одно - наличие смысла жизни. Кто-то готов служить Родине, кто-то не видит себя без помощи и поддержки, кто-то не может существовать без любви. Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизнь без смысла невозможна, в противном случае это будет бессмысленное существование, которое не позволит насладиться

всеми моментами, которые нам дарованы. Без смысла и целей человек никогда не перерастет из индивида в полноценную личность. А без этого личностного роста не возможно и дальнейшее формирование нашего общества. Наша жизнь в наших же руках, с этой мыслью нужно засыпать и просыпаться, всегда имея перед собой главный ориентир - цель всей жизни, мечту, стремление, желание действовать и приносить в этот мир счастье. Иначе, что остается человеку, если все это не будет иметь смысл?

«СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ НЕ ИЩЕТ СМЫСЛА ЖИЗНИ - ПРАВИЛЬНО ЛИ

ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ?»

Абросимова О.И. - студентка Московского института психоанализа (Москва, Россия) Научный руководитель: Попова Т А. - старший научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО, канд.психол.наук, доцент МИП

Аннотация

Размышления автора о теме смысла и осмысленности жизни. Какую роль играет идеология, как формировались поколения. Отличия современной молодежи, проблема отцов и детей, наличие потока информации. Поиск смысла жизни. Ключевые слова: смысл жизни, молодежь, межпоколенческие проблемы

"MODERN YOUTH IS NOT LOOKING FOR THE MEANING OF LIFE - IS THIS

STATEMENT CORRECT?"

Abrosimova O.I. - student of the Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow, Russia)

Scientific adviser: Popova T.A. - Senior Researcher of FGBNU PI RAO, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of MIP

Abstract

Reflections of the author on the theme of the meaning and meaningfulness of life. What role does ideology play, how generations were formed. Differences between modern youth, the problem of fathers and children, the availability of information flow. Search for the meaning of life. Key words: meaning of life, youth, intergenerational problems

В XX веке тема смысла жизни стала важной и обсуждаемой. Конечно и раньше философы, писатели и другие просвещенные люди задавались вопрос о своем предназначении, но только в прошлом веке практически каждого жителя цивилизованного мира стала волновать эта проблема.

В чем же причина такого глобального внимания к смыслу жизни и почему у кого-то в XXI веке возникают мысли о том, что современная молодежь этим не интересуется? Тема смысла в психологию пришла в XX веке. Первым, кто ее затронул и ввел термин «смысл» был Зигмунд Фрейд [1]. Хотя в дальнейшем он отказался от него это был очень важный момент в развитии данного вопроса в психологической науке. В прошлом столетии у людей сильно изменилось отношение к себе и к своему предназначению. Без преувеличения можно сказать, что XX век обладал поистине невероятными темпами развития и принес огромное количество изменений, которые коснулись всех сфер человеческой жизни, начиная от научно-технического прогресса до понимания своего места в этом мире. Если бы человек, живший в начале прошлого века, попал бы в настоящее, то я думаю, что он долго бы удивлялся произошедшим переменам, причем не всегда хорошим. В прошлом веке, люди как будто бы ускорились и решили вместить в него такое количество событий, которое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.