Научная статья на тему 'Отношение молодежи к жизни и смерти'

Отношение молодежи к жизни и смерти Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1342
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / БЕССМЕРТИЕ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / СУИЦИД / МОЛОДЁЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / LIFE / DEATH / IMMORTALITY / EXISTENCE / SUICIDE / YOUTH / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ластухина Евгения Вячеславовна, Нюренберг Линда Виллиевна, Сон Людмила

Проблема жизни и смерти, отношение к этим феноменам является вечной проблемой человека, живущего в определенных исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека мыслящего, чувствующего и понимающего мир, осознающего свое место в этом мире. Каждый человек задает себе вопрос о смысле собственного существования, и о смысле жизни вообще. Исследование отношения молодежи к жизни и смерти способствует пониманию и решению насущных личностных и социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Attitude of the Youth towards Life and Death

The problem of life and death, the attitude to these phenomena is the eternal problem of a person living in certain historical conditions, solving specific tasks of his time, a person thinking, feeling and understanding the world, aware of his place in this world. Each person asks himself the question of the meaning of his own existence, and the meaning of life in general. The study of the attitude of young people to life and death contributes to understanding and solving vital personal and social problems.

Текст научной работы на тему «Отношение молодежи к жизни и смерти»

Ластухина Е.В., Нюренберг Л.В., Сон Л. Отношение молодежи к жизни и смерти // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00542.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 128

Ластухина Евгения Вячеславовна

Студентка 205 группы землеустроительного факультета ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск eva_last [email protected]

Нюренберг Линда Виллиевна

Студентка 205 группы землеустроительного факультета ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Сон Людмила

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Отношение молодежи к жизни и смерти

Аннотация: Проблема жизни и смерти, отношение к этим феноменам является вечной проблемой человека, живущего в определенных исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека мыслящего, чувствующего и понимающего мир, осознающего свое место в этом мире. Каждый человек задает себе вопрос о смысле собственного существования, и о смысле жизни вообще. Исследование отношения молодежи к жизни и смерти способствует пониманию и решению насущных личностных и социальных проблем.

Ключевые слова: жизнь, смерть, бессмертие, существование, суицид, молодёжь, ценностные ориентиры.

Отношение к жизни и смерти оказывает огромное влияние на качество жизни и смысл существования конкретного человека и общества в целом.

Во все времена люди задают себе один и тот же «больной» вопрос: «В чем смысл жизни?». Сколько несчастных судеб, сколько загубленных понапрасну жизней, сколько горя, крови, боли, насилия, войн, глобальных катастроф и погибших цивилизаций! И все из-за того, что ответ на вопрос так и не был найден или же был дан неверно. Так что же должен делать человек, чтобы не зря прожить свою жизнь, чтобы не растратить впустую энергию своего «духа»? С тех самых пор, как человек научился говорить, общаться и мыслить в современном понимании этого слова, он задавался вопросом о смысле жизни. За многие тысячи лет человек так и не смог дать себе однозначный ответ на этот вопрос. Философы древности, средневековья, Нового времени и современности также искали, ищут и будут

1

искать ответ на этот вопрос поистине вселенского значения. Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных или добрых обращений к Богу, к людям, ко всему миру; третьи, наконец, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им разные определения, вступая между собой в спор, требующий разбора и решения. Поэтому вопрос о смысле жизни является одним из основных человеческих вопросов, который задает себе каждый человек, а не только философ. Этот вопрос часто переходит к вопросам: «Что такое жизнь? Смерть? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным».

Смысл жизни может быть в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идее, в любви. Внутренний же смысл состоит в ответственности не только за себя, но и каждого за всех. Мы часто ставим перед собой те же вопросы «Как жить?», по какой дороге идти, чтобы поменьше сделать ошибок, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Познание самого себя - это трудоемкий и длительный процесс. Человек должен обладать умением не просто подниматься, а возвышаться над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни, возвращаться в прошлое и заглядывать в будущее. И чем чаще мы будем ставить перед собой вопрос о смысле жизни, тем глубже, добрее и умнее будет наше поколение.

В истории человеческой цивилизации существуют разнообразные представления о смерти: мифологические в архаичных обществах, мужественно-оптимистические в античную эпоху (Аристотель, Эпикур), трагическо-пессимистические в средневековье, пантеистические в Новое время (Спиноза, Гегель, Гёте), романтические (Шопенгауэр, Ницше) и этические (Л.Н. Толстой) в XIX веке. Отношение к смерти меняется в зависимости от уровня социокультурного развития общества и его системы духовно-нравственных ценностей.

«Люди рождались, страдали и умирали...», и обсуждать здесь, собственно, нечего. Это в высшей степени значимая проблема, рассмотрение которой способно пролить новый свет на системы мировидения и ценностей, принятые в обществе.

Целью статьи является исследование отношения молодежи к жизни и смерти.

Задачи:

- изучить степень исследованности проблемы;

- исследовать условия развития ценностного отношения к жизни среди подростков.

Предмет исследования: формирование целостного восприятия жизни и смерти у

подростков.

Жить - это значит самому определять свою жизнь, то есть самому думать, решать и поступать как жить. Жизнь - это развертывание всех сил, способностей и возможностей человека, заложенных в нем, но ждущих своего часа, чтобы вырваться на свободу. Поэтому жить - это значит самоопределяться изнутри, а существовать - значит определятся чьим-то, находящимся вне меня, то есть извне, снаружи. Многие из нас подчиняясь действию внешних, независимых и непонятных для нас сил существуют, ежедневно совершая одни и те же действия, словно по часам: подъем, завтрак работа, дом, семья, ужин, отдых. А с завтрашнего дня все начинается по-новому и так до самой смерти. Поэтому, пытаясь заручиться поддержкой чуждых и враждебных ему сил, человек начинает заклинать, обоготворять и обожествлять их.

Мы каждый день приносим самих себя в жертву, чтобы добиться расположения этих сил, не понимая, что они отнимают самое дорогое, что есть у нас - нас самих. Деньги, богатство, власть, успех и слава - вот эти силы, которые правят нашим миром подобно олимпийским богам, решая судьбы людей и даже целых народов. Поэтому люди готовы на все, ради того, чтобы обладать ими.

Существовать, по большому счету, значит быть, находиться и стремиться быть вне себя. Человечество веками требовало от человека, чтобы он пожертвовал самим собой,

превратив каждого из них в орудие, средство для достижения собственных целей. Поэтому человек повторяет других, изо дня в день совершая одни и те же действия, погружаясь в бесконечный процесс существования. Но многие считают, что это и есть настоящая, подлинная жизнь, которую они не променяют ни на какую другую. Жить всегда трудно. Жить - это думать, решать, и поступать самому, неся полную ответственность за свои мысли, действия и поступки.

Существовать - это значит нуждаться, в том, что нам более всего необходимо. Жить -осознавать собственную необходимость. Жить всегда было трудно, но сейчас жить еще труднее. Но люди не понимают или не хотят понять этого. Наоборот, очень часто они осуждают настоящую жизнь, прославляя существование.

Жить - это рождать, созидать и творить самого себя. Жизнь - творчество. Наоборот существование - подражание, приспособление и подчинение обстоятельствам. Жить - это значит дорасти до самого себя. Поэтому, человек, который осознает, что он не живет, а существует, гораздо ближе к своей цели, чем тот, кто путает жизнь и существование.

5 главных этапов по отношению к смерти Ф. Арьеса [1].

1-й этап обозначает выражение «все умрем». Это состояние «прирученной смерти».

2-й этап эволюции отношения к смерти, который Ф. Арьес назвал «Смерть своя». Представление о суде индивидуальном, который происходит в момент кончины человека.

3-й этап эволюции восприятия смерти согласно Ф. Арьесу - «Смерть далекая и близкая» - характеризуется крахом механизмов защиты от природы.

4-й этап многовековой эволюции в переживании смерти - «Смерть твоя». Новое явление, связанное с укреплением эмоциональных уз внутри семьи.

5-й этап - «Смерть перевёрнутая» - характерен для XX в., когда общество вытесняет смерть из коллективного сознания, ведёт себя так, как будто её не существует, как будто вообще никто не умирает.

Издавна смерти боялись, одновременно с этим она также вызывала огромный интерес. Человек не может жить вечно. Смерть есть необходимое биологическое условие сменяемости индивидов, без которой человеческий род превратится в огромный, инертный монолит.

Каждый человек задает себе вопрос о смысле собственного существования, и о смысле жизни вообще. На определенном этапе жизни он понимает неизбежность собственной смерти, как окончания бытия и начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти, опираясь на личный и духовный опыт человечества. Однако отношение к жизни и смерти в духовном опыте человечества постоянно менялось в связи с изменениями, происходящими в мире. Проблема жизни и смерти является проблемой человека, живущего в определенных исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека мыслящего, чувствующего и понимающего мир, осознающего свое место в этом мире.

Осознание уникальности собственной жизни, стремление к самоопределению, понимание своего места в жизни характерно для учеников старших классов и студентов. Подтверждением актуальности темы является статистика подросткового суицида, которая настораживает общество. Так, в течение 2016 г. в России добровольно ушли из жизни 22,8 тысяч человек.

Осознанность восприятия жизни, понимание, уникальности собственного бытия, умение найти собственное место в мире и ощутить гармоничность мироустройства могут служить фактором предупреждения суицидального поведения среди подростков.

Философское осмысление жизни выявляет ряд противоречий:

- являясь уникальными биосоциальными существами, большинство людей осознает ценность собственной жизни только перед лицом смерти, потери близких родственников или неизлечимой болезни;

- постоянно наращивая темп жизни, человек теряет ощущение реальности, утрачивает осознанность момента, перестает ощущать течение жизни.

Проводимые исследование и их результаты на тему «Молодежь и суицид». Молодежь и суицид это достаточно острая проблема для современного общества. Многие молодые люди так и «не начав» жизненный путь уходят из жизни из-за сложившихся проблем. Проблем, которые через какой-то промежуток времени станут для них вполне решаемыми. Но в силу то ли слабости своего характера, то ли потери жизненного ориентира, человек решает покончить жизнь самоубийством. Каковы же причины подобного явления? Какие факторы влияют на уход из жизни молодых людей.

Для реализации данной цели необходимо было рассмотреть ряд задач:

- определить какие факторы являются решающими при попытке самоубийства;

- проанализировать внешнее «давление» общества на молодых людей;

- выяснить мнение молодежи о «загробном мире» и мнение о его существовании. Рабочие гипотезы:

- причиной суицида являются взаимоотношения в семье или в кругу общения исследуемого объекта;

- в городах случаи суицида распространены чаще, чем в сельской местности;

- влияние на молодежь социально-экономических проблем в стране связано с причинами суицида

Основные понятия [2]:

- суицид - намеренное лишение себя жизни, одна из форм отклоняющегося поведения;

- молодежь - социально-демографическая группа, черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре.

АНКЕТА

В результате блиц-опроса, в котором приняли участие 20 человек разного возраста (анонимное анкетирование в интернете) были получены следующие результаты.

1. Ваш возраст:

19-22 года - 13; 22-27 лет - 7

2. Ваш пол:

муж. - 10; жен. - 10

3. У вас полная семья: да - 14; нет - 6

4. Вы верующий:

да - 7; нет - 6; пока не знаю - 7

5. Вы верите в существование загробного мира: да - 8; нет - 12

6. Как вы считаете смерть это:

переход в более совершенный мир - 6; прекращение существования - 14

7. Вы хотите умереть:

достойно, в окружении родственников - 9; в одиночестве - 7; не имеет значения - 3; я вообще не хочу умирать - 1

8. Вы думали когда-нибудь о суициде: да - 17; нет - 3

9. Часто ли в вашей жизни бывают критические ситуации, если да, то они связаны:

с взаимоотношениями в семье или с вашим окружением - 6; с финансовыми проблемами - 6; и с тем и с другим - 5; другое - 3

10. Какой жанр кино вы предпочитаете:

мелодрамы - 3; зарубежные сериалы - 4; российские сериалы - 6; боевики - 4; комедии - 2; разное - 1

11. Как вы считаете, имеет ли право человек накладывать на себя руки: да - 4; нет - 10; не ответили на данный вопрос - 6

12. Как вы считаете, является ли умышленная смерть трагедией для родственников: да - 17; нет - 1; смотря по какой причине человек совершил суицид - 2

13. У вас бывает чувство одиночества: да - 20; нет - 0

14. Вы пытались покончить жизнь самоубийством: да - 0; нет - 12; думал(а) об этом - 8

15. Вы думаете о суициде как:

о слабости человека - 13; только сильный может лишить себя жизни - 7

16. В вашем кругу среди молодежи были попытки суицида, если да, то:

из-за любви - 2; из-за финансовых неурядиц - 0; из-за отношений в семье или со знакомыми - 1; у меня таких знакомых нет - 17

17. Вы могли бы покончить жизнь самоубийством: да - 5; нет - 11; не знаю, смотря из-за чего - 4

18. Вы боитесь смерти: да - 4; нет - 15

19. Вы были искренни в своих ответах:

да - 15; нет - 0; не ответили на данный вопрос - 5

Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:

1. у четвертой части опрошенных наблюдается несколько пессимистическое отношение к жизни, а смерть представляется «освобождением от физических и душевных мук»;

2. приблизительно девятая часть высказала склонность решать возникающие проблемы самым легким способом: «уйти из жизни»;

3. ощущается дефицит психологической поддержки среди молодежи;

4. налицо недоверие к мыслительной деятельности.

Заключение

В современном обществе не сформирована культура отношения к жизни, как к ценности вследствие обострения экономических и политических противоречий. Большинство людей проектирует жизненные цели только в аспекте имения, поэтому достижение этих целей со временем ведет к потере основного мотива - жить и совершенствовать пути личностного роста, самопознания, гармонии себя в мире и мира в себе.

Формирование ценностного отношения к жизни способствует умению относиться к себе как к уникальному творению природы, как к личности, чья жизнь является абсолютной ценностью для самого человека и для окружающих людей. Практическая значимость исследования для молодёжи:

1. адекватно оценивать уникальность собственной жизни и жизни окружающих людей;

2. осознанно относиться к восприятию себя в каждый момент жизни;

3. грамотно определять пути личностного роста и самосовершенствования;

4. отказаться от участия в деструктивных сектах;

5. найти собственное место в жизни общества. Практическая значимость исследования для педагогов:

1. планировать тематику классных и кураторских часов, диспутов и др. активных

форм нравственного воспитания молодого поколения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. формировать осознанное восприятие себя молодыми людьми в каждый момент жизни;

3. предупреждать деструктивное поведение и суицидальные наклонности молодежи.

Практическая значимость исследования на уровне общества - сформированное ценностное отношение к жизни и смерти способствует:

1. гармоничному развитию общества;

2. изменению модели общественного сознания и поведения.

Ссылки на источники:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. предисл. А. Я. Гуревича -М.: Издательская группа "Прогресс" - 1992. - 528 с.

2. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 272 с.

Evgenia Lastukhina

Student 205 of the land management faculty FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Linda Nurenberg

Student 205 of the land management faculty FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Lyudmila Son

Candidate of Philosophy, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

The Attitude of the Youth towards Life and Death

Abstract: The problem of life and death, the attitude to these phenomena is the eternal problem of a person living in certain historical conditions, solving specific tasks of his time, a person thinking, feeling and understanding the world, aware of his place in this world. Each person asks himself the question of the meaning of his own existence, and the meaning of life in general. The study of the attitude of young people to life and death contributes to understanding and solving vital personal and social problems.

Keywords: life, death, immortality, existence, suicide, youth, value orientations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.