Научная статья на тему 'Современная мода. Гендерный аспект'

Современная мода. Гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1769
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фалько Л. Ю., Коноплева Н. А.

В статье рассматриваются особенности моды в постмодернизме, ее связь с гендерной идентичностью. Прослеживается влияние гендерных стереотипов на стилеобразование и систематизацию стилевых решений мужской и женской одежды. Обосновываются особенности поиска новых решений в современной моде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная мода. Гендерный аспект»

СОВРЕМЕННАЯ МОДА. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

1 2 © Фалько Л.Ю. , Коноплева Н.А.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В статье рассматриваются особенности моды в постмодернизме, ее связь с гендерной идентичностью. Прослеживается влияние гендерных стереотипов на стилеобразование и систематизацию стилевых решений мужской и женской одежды. Обосновываются особенности поиска новых решений в современной моде.

Постмодернизм как художественный стиль, позволил современной моде каждый сезон предлагать широкий диапазон различных направлений. Модернистская мода была более категорична и все одевались, следуя общепринятому стилю и концепции «total look». Стилевой эклектизм дает человеку возможность не просто хорошо одеваться, но и выразить себя, проявить свою полоролевую идентичность.

В наступившем хаосе модных предложений все же можно выделить некие точки роста - темы, исследование которых модой ведет к поиску новых плодотворных идей. Своеобразную систему координат, в которых действительно развивается современная мода, образуют оси: «формальность - непринужденность» и «феминность - маскулинность».

Одна из функций моды подчеркнуть половую идентичность [7, с. 200]. Ведь природа дает возможность человеку программировать свое поведение по любому типу (мужскому или женскому), а, чтобы человек был мужчиной или женщиной, в поведении его должна преобладать соответствующая модель, т.к. если биологический пол - это совокупность морфологических и физиологических особенностей, то социальный пол -это социокультурный конструкт. Теоретикам и практикам моды следует учитывать, что гендерная идентичность - сложная многоуровневая система, причем одни люди принимают свою идентичность однозначно, другие же чувствуют себя в ней неуютно [12, с. 33]. Сформированная идентичность предполагает тождественность человека самому себе, «Субъективное, вдохновенное ощущение тождества и целостности [19, с. 28]. То есть понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.

1 Начальник УМУ, кандидат технических наук, доцент

2 Профессор, заведующая кафедрой Сервиса и моды, кандидат культурологии, доцент

Существует традиционное разделение моды на мужскую и женскую. Причем при проектировании костюма и аксессуаров следует учитывать не только биологические особенности мужской и женской фигур, их психологическое своеобразие, а также бытующие в культуре стереотипные представления о мужских и женских половых ролях.

Понятие роли как социальной функции личности ввел Дж. Мид, обозначив им отвечающий принятым нормам способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиции или статуса в обществе. Под половой ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). Социальный прогресс изменяет в настоящее время многие нормативные представления о мужских и женских половых ролях.

В конце Х1Х - начале ХХ века идея двуполости серьезно обсуждалась

B. Флиссом, З. Фрейдом, М. Хиршфельдом и др. учеными, а также получила естественнонаучные обоснования не только в существовании патологических вариантов (например, гермафродитизма), но и в особенностях функционирования нормального организма. Решающий шаг в понимании половых ролей и полоролевых типов мужчин и женщин был сделан

C. Бэм. Предложенный ею в 1974 г. Тест маскулинности - фемининности привел к выделению восьми полоролевых типов: маскулинного, феминно-го, андрогинного и недифференцированного, свойственных мужчинам и женщинам [12, с. 29].

Стереотипы маскулинности и феминности служат одним из базовых классификационных признаков при систематизации стилей. Аналитики моды выделяют стили: мужественные, женственные, андрогинные (унисекс). В зависимости от возраста: мальчишеский («гарсон», «Гаврош»); девический (baby doll»); стиль матроны и т.д.

Эстетические и психологические маркеры мужественности и женственности, используемые в практике проектирования модных товаров, наиболее полно зафиксированы в разработке имиджмейкеров американской фирмы «Beauty for all seasons» [15, с. 80]. Стилевые решения мужской и женской одежды предложено систематизировать на основе учения древней китайской философии о двух противоположных началах - Инь и Ян.

Ян стили наделяются маскулинными психологическими характеристиками: напористость, авторитарность, самоуверенность, достоинство, сдержанность, уравновешенность, консерватизм, педантичность. Это соблюдение общепринятых норм и правил, энергия, сила, и действенность.

Стилям Инь присущи феминные качества: открытость, общительность, дружелюбие, непринужденность и нежность. Инь - это утонченность, деликатность, теплота и восприимчивость.

Внешность Ян - высокий рост, овал и черты лица четко очерченные. Внешность Инь - невысокий рост, округлое лицо, мягкие черты.

Вещи, доминирующим признаком которых является Ян, консервативные и строгие: костюмы безупречного покроя, темного цвета с белыми блузками и сорочками. Характерны цветовые контрасты. Силуэт выражен прямыми линиями. Детали и аксессуары Ян имеют четкие, часто острые углы. Изделия чаще всего удлиненные, акценты делаются в нижней части. Если при рассмотрении моделей взгляд скользит снизу - вверх, это типичный признак Ян стилей. Даже если в изделии цветочный, растительный рисунок, цветы тоже имеют прямые, четкие линии; они широко, свободно разбросаны по поверхности, ярки и контрастны. Для Ян характерны плотные, более жесткие ткани.

Одежда Инь более мягкая, неформальная, характерен легкий, свободный, иногда нарочито «небрежный» крой, в таких вещах комфортно и удобно. Это округлые формы, волнистые линии, складки, подчеркнутая линия талии, светлые и приглушенные цвета с минимальным контрастом. Мягкие, легкие, менее плотные ткани. Рисунки, узоры расположены очень близко друг от друга. Растительный рисунок - типичный признак стиля Инь. Еще одна характерная черта - акцент на верхней части фигуры. Это может быть меховая отделка, укороченная длина и т.п.

Для стилеобразования чрезвычайно важны сформировавшиеся в культуре гендерные стереотипы - схематизированные, обобщенные образы маскулинности и фемининности, при этом речь идет о социально разделяемых и имеющих эмоционально-оценочный характер образах (Т.Б. Рябова). В эти образы входят социальные представления о том, какие качества, свойства атрибутируются мужчине и женщине, в более широком и верном контексте мужскому и женскому началу; социальные представления о подобающих для мужчины и женщины занятиях и социальных ролях.

В практике имиджирования и стилизации следование стереотипам служат гарантией, что информационное сообщение, заключенное (закодированное) в проектируемом образе, будет адекватно декодировано при восприятии и формировании мнения об образе объекта.

То, как человек обходится со стереотипами, до какой степени следует им, служит выразительным символом, говорящим об уровне и направленности его стиля.

На протяжении двух столетий развития моды в буржуазном обществе сформировались ее основные гендерные стереотипы [6, 7, 10] :

- одежда имеет большую значимость для женщин, чем для мужчин;

- женщины охотно следуют диктату моды, мужчины ориентированы на свое мнение;

- женщинам важнее произвести впечатление, мужчинам важен комфорт;

- женская мода интенсивно развивается, мужская мода стабильна;

- ассортимент одобряемых обществом стилей, образов, форм, материалов; колорит одежды и аксессуаров для женщин разнообразнее, чем для мужчин;

- дизайнеры - мужчины лучше проектируют одежду для женщин, чем дизайнеры - женщины.

Если опираться на древневосточную философию Инь-Ян, то следует отметить, что древние мыслители не остановились только на этапе разделения и выделения во всех предметах и явлениях противоположных начал. Они считали также, что все предметы и обе их противоположные тенденции не только противоположны, но и взаимообусловлены, взаимосвязаны. И эта взаимосвязь предметов и явлений имеет неуклонную тенденцию к слиянию в единое целое. Противоположность Инь и Ян по древневосточным представлениям не постоянна, они имеют свои процессы развития, то есть каждый развивается «внутри себя», и, что особенно важно, они имеют взаимные переходы, но, вместе с тем, каким бы тесным не было взаимодействие, оно всегда предполагает относительную самостоятельность взаимодействующих, сосуществующих элементов. Так, были выделены понятия «крайней противоположности» Инь и Ян: ночь, зима, север - крайнее Инь; день, лето, юг - крайнее Ян, и «переходной противоположности»: переходное Инь - утро. Осень, запад; переходное Ян - вечер, весна, восток. Подобные переходы можно наблюдать и в своеобразии проявлений мужской и женской идентичности [14, с. 42].

Новый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов. Тенденция усиления маскулинных черт в женщинах и феминных в мужчинах, наблюдаемая в современной культуре, находит свое отражение и в моде.

Мода является культурным феноменом, активно реагирующим на процессы, происходящие в жизни общества. Мода говорит об актуальных проблемах языком визуальных искусств, задавая соответствующие модные стандарты и выбирая модные объекты: стили жизни и образы, ассортимент изделий, формы и силуэты, цвета, рисунки и фактуры [6, с. 13].

В то время как сторонники и противники концепции андрогинии ведут дискуссию о значении биологической основы мужских и женских социокультурных ролей [5], мода и особенно модная журналистика с энтузиазмом эксплуатируют образ андрогинна, человека с уникальным сочетанием мужских и женских поведенческих характеристик, часто проявляющихся в определенной манере оформлять свою внешность одеждой, прической, макияжем.

Однако в начале ХХ1 века мода отказывается от господства сурового и бесполого стиля «унисекс» - напротив, налицо новая фривольность, когда эротическое обаяние мужчины только выигрывает за счет добавки толики женственного, а женственность подчеркивается элементами мужского стиля. В моде «gender-bending»: смешение мужского и женского [4].

В современной моде поиск новых решений часто происходит за счет заимствования из гардероба противоположного пола тканей, ассортимента аксессуаров. Прогрессивный модник может смело нацепить на себя экзотические украшения - например, бусы или браслеты из цветных камешков, или надеть одну серьгу в ухо. Женщины смело узурпируют мужские галстуки.

Женщины завоевали право носить почти все вещи из гардероба мужчин, и теперь им захотелось быть женственными. Ключевым словом, создающим настроение, «атмосферу» женской моды 2000-2005 годов является женственность. Она реализуется в таких визуальных образах как декоративность и роскошь одежды и аксессуаров. В ассортименте одежды ведущие роли играют платья и юбки, в отделке используются стразы, блестки, вышивка и мех.

«Уличная» молодежная мода испытывает интерес к теме женственности, однако опыт практической работы «Имидж - центра» ВГУЭС показывает, что в молодежной среде часто встречается нежелание или неумение женщин носить женственную одежду. Около 50 % девушек из 150 студенток 4 курса, изучавших дисциплину «Стиль в одежде» в 2003-2005 учебных годах говорили, что «... юбки им нравятся, летом их носить можно, но в течение учебного года комфортнее носить джинсы». Даже эти студентки, получающие различные специальности в области проектирования одежды на кафедре Сервиса и моды ВГУЭС, не всегда могут сформулировать отличительные признаки романтического стиля и путают его со стилем «секси».

В современной российской культуре студенткам ближе и понятнее образы сильных женщин. Около 80 % на вопрос: «Почему Вы выбрали именно эту тему проекта?», - отвечают: «Мне хотелось поработать над образом сильной женщины». Выполняя курсовые и дипломные проекты, они не испытывают затруднений, исследуя и создавая образы амазонок, охотниц, бизнес-леди, цариц, женщин-шаманов. Однако, начиная работать над образами подчеркнуто феминными, они не владеют достаточными навыками стилизации. Делая фотосессии своих коллекций, студентки жалуются на недостаток артистизма у девушек-моделей, которые не могут изобразить наивность, нежность, слабость, скатываясь все время к единственному понятному им стереотипу женственности - избыточной чувственности, вызывающей эротичности. Следует отметить, что интерес к

феминности у молодежи часто связан с интересом к образам женщин-мусульманок.

Можно говорить о том, что молодым женщинам интересен визуальный образ женственности, предлагаемый модой, но чтобы реализовать его в своем гардеробе, им приходится заново осваивать манеру ношения и символику такой одежды.

Некоторые авторы открывают новый тип женщины, которая использует женственность как маскарад [16]. В маскараде женщина имитирует полную женственность, но аутентичность женственности в данном случае лишь ее имитация, маскарадная маска, подконтрольная конструкция, необходимая для временного сокрытия мужского образа в женщине. Для мужественной женщины, имеющей в своей идентичности высокий потенциал мужественности, быть женщиной - значит утаивать от окружающих свою фундаментальную маскулинность, феминность демонстрируется через маскировку маскулинности.

Анализ предложений дизайнеров показывает, что современная женщина в реальной жизни может позволить себе огромный диапазон ролей и образов, выбирая из обширного ассортимента одежды, материалов и цветовых решений. В этом смысле мужчины действительно обделены. Женщины могут выбирать из большого количества как маскулинных («мили-тари», «сафари», «панк», «вестерн», «гангстерский», «секретный агент»), феминных («гламур», романтика, этно), так и андрогинных («casual», «хиппи») стилей. Часто мода предлагает женщине менять образ в течение дня: «женщина днем и женщина вечером». Днем современной женщине предлагается носить брюки и жакет, скроенный как мужской пиджак, а вечером - быть гламурной или романтичной леди.

Сказать что-то новое в современной женской моде сложно, поэтому сегодня она занята новым прочтением давно знакомых образов, пытаясь найти свежесть в сочетании несочетаемого. Наиболее революционные события происходят в мужской моде. На протяжении ХХ века женщины боролись за право носить мужские вещи. Похоже, что в ХХ1 веке мужская мода будет исследовать женский гардероб. Мужская мода стала предметом столь же остро обсуждаемым, как и женская.

Одним из создателей новой мужской моды является Хеди Слиман, 32летний дизайнер дома Диор. Его одежду с удовольствием покупают и мужчины, и женщины. Большинство экспертов мира моды уверены, что именно этот дизайнер будет определять лицо мужской моды в ближайшее время. Хеди Слиман сказал в интервью: «Я слышал, что мою одежду называют «женственной». Мне кажется, стиль - это образ мышления. Какая разница, кто носит одежду мужчина или женщина? Всякая мужская / женская диалектика не интересует меня. Внутри каждого из нас есть оба пола» [18].

Новая свобода самовыражения подразумевает смягчение мужского облика: на смену атлетам и культуристам в духе Шварценеггера приходят стройные, застенчивые юноши, их идеал элегантности - молодой Ив Сен Лоран начала 70-х годов, субтильный интеллектуал - эстет с пышной шевелюрой и скепсисом во взгляде.

Невозможно понять изменение модного телесного канона, исключив параметр наготы. Мужская нагота традиционно выступала для общества как тест на терпимость. В последние годы заметно изменились культурные установки по отношению к обнаженному мужскому телу. Отбросив скромность, мужчины стали активно сниматься в костюме Адама: в 30-е годы 20 века реклама включала только 3 % образов мужской наготы, в то время как сейчас эта цифра возросла до 35 % [4].

Мужские образы (романтичный, суровый, расслабленный, стиль денди) балансируют между уверенностью и чувствительностью, ранимостью и мужественностью.

Мужской гардероб содержит вещи, которые одновременно шокируют и соблазняют, являются комфортабельными и достаточно шикарными.

Классический стиль по-прежнему занимает почетное место в списке приоритетов создателей модных коллекций, однако, модные дизайнеры не столько развивают традиционные направления в мужской моде, сколько предлагают новые, достаточно необычные идеи.

Гораздо большее внимание уделяется качеству материала и кроя. Если раньше костюм активно моделировал фигуру владельца, то сейчас он скорее, просто подчеркивает ее особенности. Шелковый трикотаж облегает мускулатуру, сквозь прозрачные полурасстегнутые рубашки проглядывает грудь; пиджак надевается прямо на голое тело. Костюм шьется из мягких, тонких тканей, которые струятся вокруг тела, а не структурируют его четкими линиями.

Наиболее радикальные дизайнеры - Дольче и Габбана, Донателла Версаче и Кэлвин Кляйн предложили совершенно новую цветовую гамму для мужской одежды и даже для летней обуви: оранжевый, розовый, фуксия, коралловый, терракотовый.

Модные страницы обращены не только к моде, но также к здоровью и гигиене: хорошо выглядеть, сохраняя чистоту кожи и тренированное атлетическое тело, также важно, как и носить правильную одежду.

Возникла мода на косметические средства для мужчин. Новый андро-гинный идеал красоты требует особого ухода за телом: не только гладко выбритые лица, но и депиляция торса, педикюр. Практически каждая уважающая себя косметическая компания запустила мужскую линию шампуней и кремов. Так, принимая во внимание тот факт, что среди животных самец всегда выгодно отличается своей яркой внешностью, Жан

Поль Готье предлагает своим клиентам новую линию мужского макияжа «Tout Beau».

Смогут ли мужчины без риска для своей репутации воспользоваться карандашом для бровей, или же тенями, которые выгодно подчеркнут глаза, покажет время. Однако пришло время перемен, которые затронут даже самых консервативных представителей «сильной половины человечества». Впрочем, именно мужчины в свое время изобрели высокие каблуки и пышные парики. Дизайнеры предлагают мужчинам подумать о юбках. Ведь нужно же как-то отличаться от наступающей женской «армии» в строгих брючных костюмах!

Таким образом, изменение сложившихся стереотипов феминности и маскулинности - наиболее заметный тренд развития современной моды. С точки зрения методов дизайна (например, инверсии и аналогии) появление таких эпатажных проектных решений, как кружевное мужское белье -совершенно закономерный шаг. Сделать что-то новое и заставить о себе заговорить можно, только нарушая самые священные табу. Так, например, канон элегантности для деловой леди - стиль Шанель, начинался с моделей, выполненных из шерстяного трикотажа для мужских кальсон.

Если вернуться к концепции Инь-Ян, то, как нами отмечено выше, древняя восточная философия и медицина существенно углубили собственную концепцию образования в природе единого целого, распространив ее не только на противоборство, но и взаимодействие противоположных начал, их взаимопроникновение. То есть в структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой противоположности (Ху-анди Нэйцзин), об этом же свидетельствуют идея двуполости (В. Флисс,

З. Фрейд, М. Хиршфельд, О. Вейнингер, В.Иванов, Н.А. Бердяев,

С.Н. Булгаков, Г. Аммон, Э. Маккоби, К. Джеклин и др.), концепция архетипов - Анимус и Анима (К.Г. Юнг). Главная задача - восстановление и сохранение нарушенного баланса, обеспечение природной гармонии, а, следовательно, и жизни.

Вместе с тем, следует понимать, что, хотя в человеческой природе имеются различные полоролевые типы мужчин и женщин, характеризующиеся преобладанием гендерных проявлений, соответствующих данному от рождения биологическому полу или же противоположного пола, или же несущих характеристики обоих полов, выраженные в высокой степени (андрогиния), мужественность есть мужественность, а женственность есть женственность. В своем сущностном аспекте они не сводимы друг к другу, представляя собой достаточно жесткие и определенные нормативные образования. Это подтверждается всем историческим опытом, еще ни разу в истории человечества конструкты маскулинности и феминности не менялись местами (подобно северному и южному полюсам нашей планеты). Постоянно имеющая место динамика в функционировании гендерных атрибутов, вместе с тем не приводит к полному изме-

нению соответствующих стереотипных представлений и норм маскулинности и феминности на противоположные [1].

Список литературы:

1. Булычев И.И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира [Электронный ресурс] // CREDO NEW. - 2004. -№ 1. - Режим доступа: www.credo-new.narod.ru/credonew/01_04 index.htm.

2. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви / Н.А. Бердяев // Русский эрос или философия любви в России. - М., 1991.

3. Бердяев Н.А. Творчество и пол Мужское и женское. Род и личность. Смысл творчества. Т. 1: Философия творчества / Н.А. Бердяев. -М., 1994.

4. Вайнштейн О. Мужчины 21 века: тело, мода, красота [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.forum-tvs.ru/index.php?showtopic=566.

5. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики / О. Вейнингер. - М., 1991.

6. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения : 2-е издание - М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. -СПб. : Питер, 2001.

9. Карлсон А., Антонов А.И. Химера андрогинности / Общество - Семья - Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.lib.socio. msu. ru/1/library.

10. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И. Килошенко. - СПб. : СПГУТ, 2001.

11. Коноплева Н.А., Коноплев А.Е. Художественное творчество и гендер. Культуролого-Психологический аспект : монография. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2001.

12. Коноплева Н.А., Гаранина Е.Ю. Творческая личность в современном обществе. Гендерный и кросс-культурный аспекты : монография. -Владивосток : Дальнаука, 2007.

13. Словарь гендерных терминов / Региональная общественная организация «Восток-Запад: женские инновационные Проекты». - М. : Информация XXI век, 2002.

14. Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии / Д.М. Табее-ва. - М. : Медицина, 1980.

15. Фалько Л.Ю. Индивидуальный стиль в одежде : конспект лекций.

- Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 1999.

16. Форнас Дж., Болин Б. Молодежная культура в поздней современности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.region.ulsu.ru/books/ youth_cultures_and_subcultures/texts/Youth_culture_in_late_modernity.

17. Фрейд З. Основной инстинкт / З. Фрейд. - М., 1997.

18. Hedi Slimane. Мне все равно, кто носит мою одежду, мужчины или женщины - Fashion Monitor Россия [Электронный ресурс]. - Режим дос-тупа:www.fashion-monitor.com/persona.php? personid=20.

19. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб., 1996.

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М., 1996.

21. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг. - Киев, 1996.

22. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - М.: Прогресс, Универс, 1994.

23. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М., 1991.

24. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. - СПб., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.