Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / CULTURE OF HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / HEALTH-SAVING PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Капранова Г.В.

С целью обеспечения высоких показателей здо-ровья целесообразным является формирование у школьников здорового образа жизни и культуры здоровья как главного условия духовного становле-ния здоровой личности. Именно культура здоровья обуславливает образ жизни не только отдельного че-ловека, но и всего человечества.Целью работы является разработка методологи-ческих подходов формирования медицинских зна-ний и здорового образа жизни у обучающихся в об-щеобразовательных учреждениях.Работа выполнена в индустриальном городе Ал-чевске (Донбасс). За многолетний период в 16 обще-образовательных учреждениях Алчевска проведены анализ и обобщение опыта деятельности педагогов, которые осуществляли преподавание медицинских знаний и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков. Формирование культуры здоровья у школьни-ков основано на обеспечении их грамотности в во-просах здоровья, преподавании основ медицинских знаний, обеспечения мотивации соблюдения здо-рового образа жизни, воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье других людей. Изучение медицинских знаний проводится в шко-ле на уроках биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности, при изучении начальной воен-ной подготовки и других предметах, а также в рабо-те секций Малой академии наук. Учителю отводится основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся, в формировании в школе здоровьесбере-гающей среды жизнедеятельности. Научно-исследовательская работа в сфере ме-дицины и биологии рассматривается как одно из эффективных средств формирования культуры здоровья и воспитания молодых исследователей - будущих специалистов и ученых в сфере медици-ны и биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Капранова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODOLOGY OF TEACHING MEDICAL KNOWLEDGE AND FORMING A HEALTHY LIFESTYLE IN TRAINING IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

In order to ensure high health indicators, it is advisable to form a healthy lifestyle and health culture in schoolchildren as the main condition for the spiritual development of a healthy person. It is the culture of health that determines the way of life of not only an individual, but also of all mankind.The aim of the work is to develop methodological approaches to the formation of medical knowledge and a healthy lifestyle in student in general education institutions.The work was carried out in the industrial city of Alchevsk (Donbass). For a long period of time, 16 general educational institutions of Alchevsk carried out an analysis and generalization of the experience of teachers who conducted teaching of medical knowledge and the formation of a healthy lifestyle among children and adolescents.The formation of a culture of health in schoolchildren is based on ensuring their literacy in health issues, teaching the basics of medical knowledge, ensuring motivation for maintaining a healthy lifestyle, and fostering responsibility for one's own health and the health of others. The study of medical knowledge is conducted in the school at the lessons of biology, chemistry of the foundations of life safety, in the study of the initial military training and other subjects, as well as in the work of the sections of the Minor Academy of Sciences. The teacher is given the main role in preserving and strengthening the health of students, in the formation of a health-saving living environment in school. Scientific research in the field of medicine and biology is considered as one of the effective means of forming a culture of health and education of young researchers - future specialists and scientists in the field of medicine and biology.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373.5.015.31:172.15-613 (371.71)

Г.В. Капранова

ГБОУ ЛНР «Алчевский городской методический кабинет»

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С целью обеспечения высоких показателей здоровья целесообразным является формирование у школьников здорового образа жизни и культуры здоровья как главного условия духовного становления здоровой личности. Именно культура здоровья обуславливает образ жизни не только отдельного человека, но и всего человечества. Особенно важная роль в формировании культуры здоровья детей и подростков принадлежит школе.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью сохранения здоровья детей и подростков в процессе их обучения в школе. Без грамотного целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся, использования эффективных оздоровительных технологий, нетрадиционных подходов в условиях образовательного учреждения, школа лишена возможности выполнять свою задачу по сохранению здоровья школьников. Дети и подростки обычно не заботятся о своем здоровье, не всегда имеют мотивацию соблюдения здорового образа жизни, следовательно, не могут оставаться здоровыми в современных условиях жизнедеятельности.

Поэтому успешная деятельность по формированию здорового образа жизни является важной задачей педагогов, врачей педиатров и гигиенистов, а также других сотрудников, профессионально работающих с детьми и подростками [1-3]. В процессе поиска оптимальных подходов воспитания здорового молодого поколения сформировалась новая наука - педагогическая валеология, практическое использование которой помогает обеспечить психическое и физическое здоровье школьников [4-5].

Благодаря воплощению в практику ценностного отношения к здоровью, а также осознанию учащимися зависимости состояния здоровья от образа жизни и экологической среды жизнедеятельности, появляется принципиальная возможность формирования культуры здоровья школьников.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Разработка методологических подходов формирования медицинских знаний и здорового образа жизни у обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Работа выполнена в индустриальном городе Алчевске (Донбасс). За многолетний период в 16 общеобразовательных учреждениях Алчевска проведены анализ и обобщение опыта деятельности педагогов, которые осуществляли преподавание медицинских знаний и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков. Изучено также участие в данной работе других сотрудников (школьных психологов, медицинских сестер и врачей), профессионально работающих со школьниками. Кроме того, особое внимание уделено исследованию деятельности научных секций «Медицина» и «Валеология» Малой академии наук (МАН), которые не только занимались преподаванием основ медицинских знаний, но также привлечением учащихся к научно-практической деятельности в указанной сфере.

В процессе разработк выбранной темы нами выполнены анализ и обобщение отечественных и зарубежных литературных источников.

Результаты и обсуждение

Формирование культуры здоровья у школьников основано на обеспечении их грамотности в вопросах здоровья, преподавании основ медицинских знаний, обеспечения мотивации соблюдения здорового образа жизни, воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье других людей.

Изучение медицинских знаний обучающимися основного общего образования и среднего общего образования проводится в школе на

© Г.В. Капранова, 2017 © Университетская Клиника, 2017

Направления работы общеобразовательных учреждений

Стратегия вынужденных мер Стратегия формирования здоровьесберегающей среды в школе

Отдельные действия илн локальные программы,

осуществляемые руководством школы н управлением образования при проявления фактов неблагополучия здоровья школьников (устранение

недостатков).

Медицинская Психолого-

модель педагогическая

модель

Рис. Направления деятельности школ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

уроках биологии в 5-11 класах, но особенно в 8 классе в процессе изучения биологии человека, а также на уроках химии (7-11 классы), основ безопасности жизнедеятельности в 8-9 классах и при изучении начальной военной подготовки (НВП) в 10-11 классах.

Школьников обучают выполнять оценку работы дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной и других систем организма. Все разделы курса биологии человека предусматривают ознакомление учащихся с правилами оказания первой доврачебной помощи при остановке дыхания, сердечной деятельности, возникновении кровотечений и в случае других неотложных состояний. Во время проведения практических и лабораторных занятий у школьников вырабатываются на практике определенные навыки и умения по оказанию первой помощи. Под руководством преподавателей учащиеся изучают причины и механизмы формирования заболеваний, а также меры по профилактике этих состояний.

Одним из подходов формирования здорового образа жизни является создание здоровьес-берегающей среды в школе. Можно выделить два основных направления деятельности школ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: стратегия вынужденных мер и стратегия формирования здоровьесберегающей среды в школе (см. рис.).

Медицинская модель кроме соблюдения нормативных санитарно-гигиенических условий предполагает обеспечение здоровья учащихся путем максимального внедрения в школах медицинских технологий диагностики, поддержки и укрепления здоровья. С этой целью, например, создают фитобары, комнаты горного воздуха, физиотерапевтические кабинеты и т.д. Однако в отношении медицинской модели можно выделить и негативные моменты - для ее реализации требуются значительные финансовые средства.

Психолого-педагогическая модель перспективная и эффективная, она основывается на приоритете психолого-педагогических принци-

пов здоровьесберегающей педагогики. Учителю в ней отводится основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Ее реализация предполагает формирование в школе здоро-вьесберегающей среды жизнедеятельности. Обе модели не являются антагонистическими, они дополняют друг друга.

Системообразующим принципом здоро-вьесберегающей педагогики является приоритет заботы учителя о здоровье учащихся, в рамках которого выделяются условия: научно-методическая обоснованность работы, подготовка и отбор кадров, достаточное материальное обеспечение школы.

В научно-методических рекомендациях «Как быть здоровым и успешным школьником» нами обобщен опыт практической работы в школе, показаны основные подходы к обучению детей в школе, вопросы профилактики их здоровья, а также познание самого себя и законов вселенной, то есть формирование определенного мировоззрения [6]. Отдельные элементы оздоровительной программы для старшеклассников предусматривают тренировки памяти, внимания, упражнения для глаз, что представляет практический интерес для педагогов, психологов, родителей и старшеклассников.

Для учителей предлагаются семинарские занятия по проблемам здоровьесбережения. Заслуживают интерес методики определения уровня развития мотивационной сферы личности.

В связи с этим основными направлениями здоровьесберегающей деятельности учителя, классного руководителя и других сотрудников школы на современном этапе являются:

1. Формирование культуры здоровья учащихся, как неотъемлемой части общей культуры человека.

2. Учет индивидуальных способностей и возможностей школьников в процессе формирования у них культуры здоровья, как главное условие успешной учащихся в жизни.

3. Здоровьесберегающая организация образовательного и воспитательного процессов на уроках и во внеурочной работе в учебном заведении. На всех уроках среднего и старшего звена, кроме задач образования и воспитания обучающихся ставятся оздоровительные задачи, направленные на формирование физического, духовного, интеллектуального здоровья.

4. Организация научно-исследовательской работы со школьниками должна начинаться в основной школе, а не только в старших классах, где возможны организации научного общества учащихся (НОУ), Малой академии наук (МАН).

Более 20 лет в г. Алчевске (Донбасс) работают научные секции биолого-экологического направления: „Медицина", ,,Валеология", „Общая биология", „Экология и охрана окружающей среды".

Основные направления работы секции: изучение теории по гигиене окружающей среды и основам медицинских знаний, проведение практических занятий по оказанию неотложной помощи потерпевшим и научно-практическая деятельность - изучение влияния различных факторов среды жизнедеятельности на показатели здоровья детского и взрослого населения. С учащимися проводятся экскурсии в лаборатории медицинских учреждений и предприятий, на заводы по очистке воды, где школьники знакомятся с новыми экологически чистыми технологиями.

Школьники обучаются теоретическим знаниям и практическим навыкам оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев, а также самопомощи и взаимопомощи. В процессе обучения у старшеклассников - слушателей научных секций формируются знания об основных разделах клинической и профилактической медицины; школьники приобретают знания и умения, необходимые для более точного выбора профессии и специальности при поступлении в ВУЗы медицинского, биологического и экологического профилей, и им прививаются навыки проведения научно-исследовательской деятельности.

Основными особенностями и достижениями в деятельности научной секциях „Медицина", „Валеология" является то, что слушатели секции, занимаясь в Малой академии наук, фактически участвуют, не только в „малой", но и в большой научной деятельности. Результаты проводимых исследований успешно докладываются и высоко оцениваются на научных конференциях для взрослых специалистов.

Материалы исследований, проводимых с участием членов секции „Медицина", статистически обрабатываются и оформляются по всем правилам „большой науки" и поэтому публикуются в научных, научно-практических изданиях России, Украины и других стран. Это дает слушателям секций возможность не только поступать в ВУЗы биологического и медицинского профилей, но в последующие периоды жизни активно заниматься научной деятельностью.

За период 1995-2017 гг. по материалам исследований, проведенных в секциях „Медицина" и ,,Ва-леология", опубликовано в научных изданиях около 40 научных работ. Авторами этих работ являются 56 учащихся старших классов - членов МАН, из которых 22 имеют по 2-6 научных публикаций.

Лучшие из выпускников научных секций поступили в медицинские университеты, другие высшие учебные заведения медицинского и биологического профиля.

С 8.04 по 14.03.2017 в Москве проходили XXIV Всероссийские юношеские Чтения им. В.И. Вернадского. Во Всероссийских юношеских Чтениях им. Вернадского приняли участие всего около 1000 школьников и их руководителей, которые представили 600 исследовательских работ по 20 направлениям естественных и гуманитарных наук из 67 регионов России, а также из других стран - Чехии, Словакии, Беларуси, Казахстана, Украины.

Из Алчевска принял участие в XXIV Всероссийских юношеских Чтениях им. В.И. Вернадского Арушанян Вартан, ученик ГБОУ ЛНР «АСОШ № 3 имени Н. Бабанина», член научного общества учащихся МАН с работой на тему: «Сравнительный анализ образа жизни и состояния здоровья старшеклассников общеобразовательных школ и студентов колледжа Луганской области». Открытие, стендовая сессия Всероссийского конкурса им. В.И. Вернадского проходили на Воробьевых горах в Президиуме Российской Академии Наук (РАН). В результате Арушанян Вартан получил диплом лауреата (то есть занял 1-е место) на секции «Психофизиология и здоровье человека». Высокая оценка Российской Академии Наук доклада, подготовленного в научной секции ,,Медицина" г. Алчевска, свидетельствует об успешной деятельности не только по формированию культуры здоровья среди учащихся, но также по воспитанию молодых исследователей - будущих специалистов и ученых в сфере медицины и биологии.

ВЫВОДЫ

1. Существующее в настоящее время образование в школе в высших учебных заведениях, как правило, приводят к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Поэтому важно создать здоровьесберегающую среду в учебных заведениях.

2. Образовательная среда в учебном заведении должна мотивировать учащихся на поиск и приобретение медицинских знаний, умений и навыков, а также способствовать формированию у школьников здорового образа жизни, как важной потребности.

3. Научно-исследовательская работа в сфере медицины и биологии рассматривается как одно из эффективных средств формирования культуры здоровья и воспитания молодых исследователей - будущих специалистов и ученых в сфере медицины и биологии.

Г.В. Капранова

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С целью обеспечения высоких показателей здоровья целесообразным является формирование у школьников здорового образа жизни и культуры здоровья как главного условия духовного становления здоровой личности. Именно культура здоровья обуславливает образ жизни не только отдельного человека, но и всего человечества.

Целью работы является разработка методологических подходов формирования медицинских знаний и здорового образа жизни у обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Работа выполнена в индустриальном городе Ал-чевске (Донбасс). За многолетний период в 16 общеобразовательных учреждениях Алчевска проведены анализ и обобщение опыта деятельности педагогов, которые осуществляли преподавание медицинских знаний и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков.

Формирование культуры здоровья у школьников основано на обеспечении их грамотности в во-

просах здоровья, преподавании основ медицинских знаний, обеспечения мотивации соблюдения здорового образа жизни, воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье других людей. Изучение медицинских знаний проводится в школе на уроках биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности, при изучении начальной военной подготовки и других предметах, а также в работе секций Малой академии наук. Учителю отводится основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся, в формировании в школе здоровьесбере-гающей среды жизнедеятельности.

Научно-исследовательская работа в сфере медицины и биологии рассматривается как одно из эффективных средств формирования культуры здоровья и воспитания молодых исследователей -будущих специалистов и ученых в сфере медицины и биологии.

Ключевые слова: культура здоровья, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая педагогика.

G.V. Kapranova

MODERN METHODOLOGY OF TEACHING MEDICAL KNOWLEDGE AND FORMING A HEALTHY LIFESTYLE IN TRAINING IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

In order to ensure high health indicators, it is advisable to form a healthy lifestyle and health culture in schoolchildren as the main condition for the spiritual development of a healthy person. It is the culture of health that determines the way of life of not only an individual, but also of all mankind.

The aim of the work is to develop methodological approaches to the formation of medical knowledge and a healthy lifestyle in student in general education institutions.

The work was carried out in the industrial city of Alchevsk (Donbass). For a long period of time, 16 general educational institutions of Alchevsk carried out an analysis and generalization of the experience of teachers who conducted teaching of medical knowledge and the formation of a healthy lifestyle among children and adolescents.

The formation of a culture of health in schoolchildren is based on ensuring their literacy

in health issues, teaching the basics of medical knowledge, ensuring motivation for maintaining a healthy lifestyle, and fostering responsibility for one's own health and the health of others. The study of medical knowledge is conducted in the school at the lessons of biology, chemistry of the foundations of life safety, in the study of the initial military training and other subjects, as well as in the work of the sections of the Minor Academy of Sciences. The teacher is given the main role in preserving and strengthening the health of students, in the formation of a health-saving living environment in school. Scientific research in the field of medicine and biology is considered as one of the effective means of forming a culture of health and education of young researchers - future specialists and scientists in the field of medicine and biology.

Key words: culture of health, healthy lifestyle, health-saving pedagogy

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов Н.М. Алгоритм здоровья. М.: АСТ; Донецк: Сталкер; 2005. 224.

2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт; 2004. 240.

3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ -М»; 2003. 272.

4. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. 320.

5. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учебн. пособие для студ. пед. Вузов. М.: Академия; 1999. 208.

6. Капранова Г.В. Как быть здоровым и успешным школьником. Научно-методические рекомендации для учителей. Алчевск; 2008. 64.

REFERENCES

1. Amosov N.M. Algoritm zdorov'ya. M.: AST; Donetsk: Stalker; 2005. 224.

2. Bezrukikh M.M. Zdorov'esberegayushchaya shkola. M.: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut; 2004. 240.

3. Zaitsev G.K., Zaitsev A.G. Valeologiya. Kul'tura zdorov'ya. Kniga dlya uchitelei i studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei. Samara: Izdatel'skii Dom «BAKhRAKh -M»; 2003. 272.

4. Smirnov N.K. Zdorov'e sberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii i psikhologiya zdorov'ya v shkole. 2-e izd., ispr. i dop. M.: ARKTI, 2006. 320.

5. Sokovnya-Semenova I.I. Osnovy zdorovogo obraza zhizni i pervaya meditsinskaya pomoshch': uchebn. posobie dlya stud. ped. Vuzov. M.: Akademiya; 1999. 208.

6. Kapranova G.V. Kak byt' zdorovym i uspeshnym shkol'nikom. Nauchno-metodicheskie rekomendatsii dlya uchitelei. Alchevsk; 2008. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.