Научная статья на тему 'Современная концепция суверенитета государства'

Современная концепция суверенитета государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
633
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная концепция суверенитета государства»

проверки ограничены тремя месяцами, и при положительном результате проверки, деньги должны поступить на счет налогоплательщика в течение месяца. То как показывает практика, реальные сроки могут превышать установленный лимит времени на 1,5 - 2 месяца.

Подытоживая вышесказанное необходимо отметить, что отсутствие широкого информирования о возможности возврата части денежных средств посредством налогового вычета, а также сложность и запутанность данной процедуры, в той или иной степени отталкивает граждан РФ от реализации своего права, а сложившаяся, на данный момент, ситуация свидетельствует о том, что необходимо дальнейшее упрощение процедуры получения социального налогового вычета и повышение юридической грамотности населения.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, пункт 3 статьи 210;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, статьи 218, 219.1, 220.1, 221, 220, 219;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, статья 219;

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят

ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, п. 7 статьи 78;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, п.3 статьи 219;

6. Официальный сайт ФНС РФ «Налоговый вычет» [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФНС РФ - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn34 /taxation/taxes/ndfl/nalog_vichet/ Дата обращения: 24.03.2015;

7. Письмо Федеральной налоговой службы России «Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов» от 31.08.2006 г. № САЭ-6-04/876@[Электронный ресурс] Режим доступа: http://nalog.ru. Дата обращения: 25.03.2015;

8. Приказ Федеральной налоговой службы России «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме» от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@, зарегистрирован 30 января в Минюсте (№ 35796). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/. Дата обращения: 22.03.2015;

9. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г (ред. от 01.01.2015) N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, пп.6, п.1, статьи 1.

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА

Шарафутдинова Юлия Александровна,

студентка 4 курса "Саратовской государственной юридической академии", г.Саратов

Наиболее важными признаками государства являются территория, население, суверенитет и власть. Суверенитет означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности.

Зарождение понятия государственного суверенитета относится к концу XVI века. Именно тогда французский философ Жан Боден установил, что «суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства». И уже тогда подчеркивал, что наличие суверенитета является непременным условием существования государства как такового. Из определения Ж. Бодена вытекают два основных признака суверенитета: постоянство государственной власти и ее абсолютный характер, которые несмотря на видоизменения в различные эпохи сохраняются по сей день, и легли в основу современного толкования суверенитета государства в международном праве. Ж. Боден впервые отметил, что наделение признаками суверенности субъектов федерации противоречит сущности государства и утверждал, что в условиях федерации суверенитетом обладает союз в целом, а не отдельные его части.

Дальнейшее развитие учение о суверенитете получило в трудах Руссо, Гоббса, Гегеля. Именно у Гегеля

впервые появляется разделение суверенитета на внутреннее государственное право (в пределах территории государства) и внешнее государственное право (в отношениях с иностранными государствами).[13, с.186]

Разработанная философами концепция государственного суверенитета, именуемая ныне классической, нашла отображение в разработанных в XX веке и действующих ныне принципах международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций и иных международных актах. Она нашла выражение в важнейших принципах международных отношений: суверенного равенства государств, целостности и независимости государственных границ, невмешательства во внутренние и внешние дела других стран. Ф. Лист писал: «Территориальное верховенство исключает вторжение иностранной государственной власти, всякое непосредственное осуществление иностранных прав на чужой территории» [12, с.95], что обосновывает такое положение государственного суверенитета, как верховенство в пределах своих границ.

По мнению Воловой Л.И. строгое выполнение обязательств, налагаемых принципом целостности и неприкосновенности государства, способствует «сохранению мира и обеспечению безопасности государств, создает

условия для отстаивания и укрепления ими своей независимости, помогает противостоять нажиму сил империализма, колониализма, реакции» [8, с.10,11]

Д.И. Бараташвили отмечает, что «обязанность уважать суверенитет народов и государств и не нарушать территориальную целостность является одной из фундаментальных основ современного международного права». [11, с.62]

Однако сейчас не приходится говорить о сохранении и действии традиционного понимания суверенитета государства, так как появление «сложных» государств (федерации); надгосударственных организаций, перенявших себе часть суверенных полномочий государств, и ограничивающих таким образом верховенство прав конкретного государства (ЕС, ООН, СНГ и др.); глобализация мировых отношений, отнесение некоторых отраслей к внегосударственной компетенции (вопросы прав человека) способствуют размыванию понятия «суверенитет» в его первоначальном смысле и к повсеместному нарушению его сущностных признаков, что влечет несоблюдение уважения суверенитета государств как основополагающего принципа международного сотрудничества в его действующей трактовке.

Анализ признаков понятия «государственный суверенитет» в наибольшей степени способствует уяснению его сущности. Российская правовая наука традиционно выявляет триаду признаков суверенитета: самостоятельность, независимость и верховенство власти государства. Однако, нам наиболее полной представляется система признаков, предложенная Горюновым В.В.:

1) Верховенство власти государства на всей его территории. В значительной степени верховенство заключается в том, что именно в руках государства концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения.

2) Производность суверенитета государства от суверенитета народа. В основе суверенитета государства находится власть народа. Государственный суверенитет есть форма проявления народного суверенитета; он ограничен (обусловлен) последним.

3) Независимость власти государства от власти других государств и иных субъектов международного общения. Государство независимо и свободно постольку, поскольку реализует суверенную волю своего народа. Когда же оно служит интересам других государств, народов, то о его независимости говорить не приходится. Нельзя не учитывать, то обязательный для суверенного государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило, в отношении которого на то имеется его прямое согласие. В условиях глобализации остро стоит вопрос об установлении в законодательстве суверенного государства мер, обеспечивающих надлежащий контроль за деятельностью иностранных субъектов на его территории.

4) Неделимость суверенитета. поскольку суверенитет есть качественная, а не количественная категория, то нельзя говорить о его неделимости. Делиться, делегироваться могут государственные полномочия, но не суверенитет. Если суверенитет и можно передать, то только полностью, но не частично. Например, в случае вхождения одного государства в состав другого (даже в качестве субъекта федерации) оно полностью теряет свой суверенитет, то есть уступает свое право на него.

5) Исключительность суверенитета государства на всей его территории. Данный признак означает, что на территории единого государства осуществляется принципиально один суверенитет - самого этого государства.

6) Неисчерпаемость суверенных прав. Выполнение разнообразных внутренних и внешних функций государства требует наличия у него широкого круга правовых возможностей (суверенных прав), при реализации которых главным образом и проявляются суверенные качества государственной власти. Этих прав у государства должно быть столько, сколько позволяло бы ему действительно пользоваться независимостью в отношениях с другими странами и верховенством на всей своей территории.[9, с.11-12]

Юридическая сущность суверенитета заключается в монопольном праве верховной власти принимать окончательное решение в вопросах, связанных с наиболее важными сферами жизни государства и общества. Такие права именуются суверенными и представляют собой фундамент правовой конструкции суверенитета. Эрмяли-ева Н.А. к суверенным правам государства относит следующие: установление и изменение конституционного порядка или его приостановление; объявление войны и заключение мира; вопросы обороны и безопасности государства; заключение международных договоров и их расторжение; организация аппарата власти; определение статуса региональных единиц государства; установление налоговой и финансовой системы; принятие бюджета и денежная эмиссия; определение целей, средств и способов принуждения и наказания. Исходя из того, каким органам государства принадлежат эти правомочия, определяется его форма правления, зависящая от порядка образования, системы, правового положения высших органов государственной власти характера их отношений между со-бой.[14, с.21]

Конвенция Монтевидео «О правах и обязанностях государств» 1933 года в ст. 1 называет признаки, которыми должно обладать государство как субъект международного права: постоянное население, определенная территория, правительство и способность вступать в отношения с другими государствами. В статье 2 устанавливается положение, согласно которому федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом.

Глобализация, являясь определяющим фактором для развития современных государств, приводит к изменениям в характере и содержании их деятельности. Современные государства все больше занимаются проблемами, имеющими глобальное значение (преступность, изменение климата, эпидемии, бедность, рациональное использование природных ресурсов), что приводит к необходимости объединения усилий всех государств, совместных действий, основанных на многостороннем сотрудничестве, а также взаимодействия с международной систе-мой,[10, с.19-20, 23] вследствие чего появляется все больше межгосударственных и надгосударственных организаций и союзов, призванных решать глобальные проблемы. На данном этапе исторического развития огромное значения для проведения политики государством и его международно-правового положения и признания имеют решения Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, а также других международных организаций, через которые более сильные и влиятельные государства имеют возможность оказывать давление на проведение независимой политики

других независимых государств, несмотря на доктриналь-ное равенство всех на международной арене и при решении внутренних вопросов.

И с ростом этой тенденции многие ученые начали говорить о том, что глобализация ослабляет суверенитет национального государства, ведет к его «размыванию».

Такое состояние современной международно-правовой системы некоторые ученые называют кризисом института государственного суверенитета.

Отсутствие универсального подхода к пониманию суверенитета в политико-правовой теории и практике международных отношений породило существование ряда «полугосударств», в том числе так называемых «непризнанных республик», которые формально находятся в пределах и под властью определенного государства, а реально выстроили свою независимую государственность.

Классическая концепция государственного суверенитета, провозглашавшая, что верховная власть есть единственный уровень принятия общегосударственных решений, была поставлена под сомнение с появлением в XVIII-XIX вв. федеративных государств, после возникновения которых эта концепция стала подвергаться различным корректировкам. Проанализируем применимость классической концепции на примере РФ.

Федерализм в России не имеет исторических корней, так как Российское государство всегда существовало в достаточно централизованном, унитарном виде. Процесс федерализации российского политико-правового пространства начался в 1990 году, когда практически все автономные республики РСФСР приняли декларации о собственном государственном суверенитете. После подписания 31 марта 1992 года Федеративного Договора Россия де-юре стала федеративным государством. Данный Договор закрепил, что края, области, города федерального значения, автономии и республики, которые признавались суверенными, стали субъектами Российской Федерации. По существу, этот Договор закрепил делимость суверенитета между федеральным центром и республиками. Стабилизационным актом стала принятая в 1993 году Конституция РФ.

В ней из наименования республик исключили термин «суверенные» и закрепили единство государственного суверенитета, провозгласив, что он принадлежит Федерации в целом и рассматривается как единство, верховенство и независимость федеральной власти как внутри страны, так и в международных отношениях.

Данное положение Конституции, выражается в том, что: а) субъекты Федерации не обладают суверенитетом; б) не имеют права на отделение; в) организация их власти вторична по отношению к власти Центра и противоречит этническому принципу организации республик, которые в согласно ч.2 ст.5 Конституции признавались государствами. В конституциях большинства республик в противовес Конституции РФ провозглашался собственный суверенитет, обладание всей полнотой государственной власти, международная правосубъектность, добровольность вхождения и выхода из состава РФ, делегирова-гирование собственных суверенных правомочий федеральной власти. Все республики РФ, кроме республик Алтай, Калмыкия и Хакасия провозгласили себя ствами.

После принятия Конституции РФ на протяжении 1994-1998 годов заключались двусторонние договоры между РФ и субъектами. Так, в ряде важных совместных документов РФ и республик, принятых уже после вступления в силу Конституции РФ, эти республики прямо называются суверенными государствами в составе РФ

(например, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между РФ и Башкортостаном в августе 1994 г.). В Конституции Северной Осетии сказано, что Республика Северная Осетия -Алания имеет свое гражданство (ст.5), что противоречит ч. 1 ст. 6 Конституции России, устанавливающей, что гражданство Российской Федерации является единым, т.е. гражданства субъекта федерации не может существовать.

Принятая в ноябре 1992 г. Конституция Татарстана не только провозгласила, что «Республика Татарстан — суверенное демократическое государство» и что «государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан» (ст. 1), но и провозглашает: а) Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения (здесь следует отметить, что Татарстан, как и Чечня, не подписал Федеративный договор 1992 г., но в феврале 1994 г. подписал указанный выше Договор о разграничении полномочий между ним и РФ); б) Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права (ст.6).

С этим и рядом других положений категорически нельзя согласиться. И вовсе не потому, что признается суверенность Татарстана, а вследствие того, как этот суверенитет понимается, толкуется и излагается.

Поэтому не случайно, что приведенные положения перечисленных Конституций субъектов РФ вступают в явное противоречие с общепризнанными устоями и принципами современного федерализма, его мировым опытом и с Конституцией РФ.

Все данные факты свидетельствуют о том, что классическая концепция государственного суверенитета не применима к существующим международным отношениям и нуждается в своей корректировке. Нарастающие темпы глобализации международных отношений, делегирования государствами части своих суверенных прав надгосударственным органам, необходимость учета мнения международного сообщества при проведении государством своей политики ставят вопрос о необходимости пересмотра основных положений данной концепции.

В современных условиях суверенитет государства сохраняется, но независимость государств при проведении своей внутренней и внешней политики перестала быть абсолютной. Теперь государство должно руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, международными стандартами, своими внешними обязательствами, основываться на верховенстве прав и свобод человека и гражданина.

Необходимо реконструировать данную концепцию, разработать новые критерии независимости государства, ограничения их абсолютной независимости и в ее рамках определить правила использования государствами своих полномочий, применяя не только теоретическое обоснование, но с учетом политического влияния на него.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. http://www.consultant.ru/popular/cons/

2. Конвенция Монтевидео "О правах и обязанностях государств" от 26 декабря 1933года. http://www.

cfr.org /sovereignty/montevideo-convention-rights-duties-states/p 15897

3. Федеративный договор Российской Федерации от 31 марта 1992г. http://constitution. garant.ru/act /federative/170280/

4. Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" от 3 августа 1994г. https:/ /www.referent.ru/1/6301

5. Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994г. https://www.referent.ru/1/37684

6. Конституция Республики Северная Осетия - Алания: принята Верховным советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994г. http://region15.ru /docs/ osseta-konstit/

7. Конституция Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/

8. Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве/ Отв. ред. Собакин В.К. - Ростов: Изд-во ун-та, 1981. - 192с. С.10, 11.

9. Горюнов В.В. Суверенитет РФ: сущность, содержание, гарантии: автореферат диссертации к.ю.н. Го-рюнова В.В./ УрГЮА - Екатеринбург, 2007; - 25с. С. 11-12

10. Каламанова С.В. Суверенитет государства в условиях глобализации: автореф. дис. канд.юрид.наук Каламановой С.В.; Российский университет дружбы народов. -М., 2011. - 24 с. Стр. 19-20, 23.

11. Левин Д.Б. История международного права. М., 1962, С.62.

12. Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Юрьев, 1917. С.95

13. Рассолов М.М. История политических и правовых учений: Учебник, 2010. - 431с. С. 186.

14. Эрмялиева Н.А. Суверенитет федеративного государства: проблемы конституционного закрепления и регулирования: автореф. диссерт. канд.юрид.наук Эрмялиевой Н.А. / Волгоградский институт экономики, социологии и права. - Волгоград, 2007. - 30с. С.21

ПОРНОГРАФИЯ И ДЕТИ

Шмыков Д. В.

Кандидат юридических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Дети - одна из самых незащищенных групп населения. Охрана детей и подростков от преступлений и иных противоправных посягательств - приоритетная задача любого цивилизованного общества. Российская Федерация в этом вопросе не является исключением.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» государственная политика в интересах детей является приоритетной. Органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

На современном этапе развития нашего общества проблема сексуальной эксплуатации детей, их физического и нравственного растления достигла высокой степени напряженности. В связи с этим выработаны уголовно-правовые средства противодействия распространению детской порнографии, соответствующих характеру и степени опасности данного явления.

В соответствии с нормами международного права, детская порнография означает любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка, главным образом в сексуальных целях.

Данное определение наиболее полно и конкретно определяет содержание рассматриваемого явления и официально закреплено в факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли людьми, детской проституции и детской порнографии, принятом

25 мая 2000г. Резолюцией 54/263 на 97пленарном заседании 54сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Что касается мирового сообщества, то в Соединенных Штатах Америки в 2007-2008 годах за преступления связанные с изготовлением и оборотом порнографической продукции с изображениями несовершеннолетних, было осуждено 3884 лица, в Японии в 2008 году было произведено 676 арестов, в 2005 году в Австралии полиция провела 191 арест, в Италии было осуждено 182 лица. Эта проблема не обошла стороной и Российскую Федерацию [1, с. 11]. Общая численность подростков и молодежи России составляет примерно 32,2 млн. Человек (22,8% от всего населения) [6, с. 21-22]. По данным ГИАЦ МВД России, в2008 г. В России жертвами насилия стали 126,5 тысячи несовершеннолетних, из которых 62,2 тысячи от преступлений, сопряженных с насильственными действиями. При этом остро стоит проблема роста числа подростков, пострадавших от действий сексуального характера - 9,1 тысячи. В результате такого рода преступлений 1914 детей погибли. В течение 2008 г. В розыске находились 53 тысячи подростков [4, с. 3]. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста в 2012 году зарегистрировано 1852, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления - 2265, изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних 554, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий 272. Борьба с преступлениями против несовершеннолетних требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Нужны скоординированные действия всех государственных струк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.