Научная статья на тему 'Социальный налоговый вычет: теория и практика правоприменения'

Социальный налоговый вычет: теория и практика правоприменения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / TAX DEDUCTION / НАЛОГ / TAX / НДФЛ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / NATURAL PERSON / TAX ON PERSONAL INCOME (TPI)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семакова Дарья Дмитриевна

В данной статье рассматриваются вопросы социального налогового вычета для физических лиц. Правила и условия его предоставления и получения для возмещения вопросов на лечение и обучение, также основные проблемы правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the issues of social tax deduction for natural persons. Terms and conditions of delivery and receipt for reimbursement issues for treatment and training as the main problems of enforcement.

Текст научной работы на тему «Социальный налоговый вычет: теория и практика правоприменения»

отношений был расширен путем включения в него корпоративных отношений. В результате интеграционных процессов увеличиваются договорные элементы отраслях российского законодательства, прежде всего семейном и трудовом. Главное новшество в семейном законодательстве России состоит в появлении института брачного договора и расширении круга соглашений, которые могут заключить между собой члены семьи. При этом не произошло поглощение семейного законодательства гражданским [6, с.386].

Ставшие очевидными процессы глобализации наркопреступности требуют модернизации российской правовой системы в целях решения главной задачи, определенной Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. В ходе модернизации отечественного антинаркотического законодательства имеет место усиление репрессивных мер. Действующее российское законодательство содержит довольно жесткие санкции за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. По инициативе ФСКН РФ внесены дополнения в антинаркотическое законодательство: введен квалифицированный состав преступления - содержание наркопритонов группой лиц по предварительному сговору; установлена ответственность за контрабанду наркотиков и прекурсоров в условиях Таможенного союза и т. д.[1].

Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта. Глобализация спорта - способствует тому, чтобы проблемы спортивного права вышли далеко за пределы стран. В условиях глобализации спорт становится все менее зависимым от узконациональной регламентации. Спортивное право вступает в неразрывные связи с информационным правом, с коммерческим правом, превращается во вненациональное, международное право, без ущерба для национальной специфики [7].

Глобализация и интеграция права началась благодаря возрастанию потребности в правовой защите частных интересов. Эти процессы объективны, их невозможно избежать и остановить. Однако должна возникать потребность сохранения самобытности правовой системы, поэтому любая унификация должна происходить с учетом

приоритетов, традиций и ценностей каждой правовой культуры, так как стандартизация не всегда приводит к положительным результатам. Пока правовая система России будет изменяться с учетом исторически-сложившихся основ, а право не потеряет своей роли в обществе, угрозы самобытности системы не будет. А будет положительное развитие, усложнение и совершенствование права.

Список литературы

1. Бабай А.Н., Кораблин К.К., Алексеева Т.Г. Глобализация наркопреступности как фактор, обусловливающий модернизацию российского антинаркотического законодательства // Наркоконтроль. 2012. N 4. С. 29 - 31;

2. Боголюбов Л. Н. (ред.) - Обществознание. 11 класс. Профильный уровень. Просвещение, 2008. - 415 с.;

3. Дроздов Б. Д. Интеграция и глобализация (Размышления о путях мирового развития)//Шр:// ok.ya1.ru /funny/interesno/77233-puti-mirovogo-razvitiya.html

4. Ефремова Н.А. Международная экономическая интеграция государств в эпоху глобализации // Юриспруденция. - М.: Изд-во РГГУ, 2010, № 3 (19). - С. 31-38;

5. Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов / М. М. Лебедева. 2-е изд., испр и доп - М.: Аспект Пресс, 2007.-365 с;

6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник. -М.: Юристъ, 2003. - 448 с.;

7. Соловьев А.А. Основные тенденции развития законодательства о спорте в свете процессов глобализации // «Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 4. - С. 11-13;

8. Умнова И. А. Отрасли права нового поколения в условиях глобализации права и усиления взаимодействия международного публичного и конституционного права // Наука и образование. 2013. № 1 (32). С. 16-29;

9. Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века// http://rushkolnik.ru.

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Семакова Дарья Дмитриевна

студентка Волгоградского государственного университета (ВолГУ), Научный руководитель: Переверзева Е.В. кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права ВолГУ, г. Волгоград

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы социального налогового вычета для физических лиц. Правила и условия его предоставления и получения для возмещения вопросов на лечение и обучение, также основные проблемы правоприменения. ABSTRACT

This article describes the issues of social tax deduction for natural persons. Terms and conditions of delivery and receipt for reimbursement issues for treatment and training as the main problems of enforcement.

Ключевые слова: налоговый вычет, налог, НДФЛ, физическое лицо.

Key words: tax deduction, tax, tax on personal income (TPI), natural person.

В условиях современной российской действительности, создание благоприятного экономического климата приобретает большое практическое значение. Немаловажную роль при этом играет состояние налоговой системы, в частности, величина налогового бремени - достаточно

высокого на данный момент, как на макро - так и на микроуровне. Однако государством предусмотрены механизмы снижения налоговых выплат для населения: налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговый кредит, налоговые вычеты. Интересен тот факт, что, как правило,

на практике, именно о последнем способе уменьшить налогооблагаемый доход граждане РФ наименее осведомлены.

Итак, налоговый вычет - это сумма, которая уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица, например, в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и т.д. [6]. Важно отметить, что право получить налоговый вычет имеют лишь резиденты РФ [9] и только в отношении доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 % [1]. В соответствии с законодательством РФ, выделяют стандартные налоговые вычеты; инвестиционные налоговые вычеты; налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке; профессиональные налоговые вычеты; имущественные налоговые вычеты и социальные налоговые вычеты (СНВ) [2]. При этом наибольший интерес представляют СНВ ввиду степени их значимости, наименьшей по сравнению с иными вычетами, распространённостью. Так, СНВ, в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ), делится на пять подвидов налоговых вычетов по расходам на: негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и страхование жизни, накопительную часть трудовой пенсии, благотворительность, обучение, лечение и приобретение медикаментов [3]. Большинство из этих элементов составляют неотъемлемую статью расходов рядового гражданина РФ, в то время как основания для получения иных видов налогового вычета все же не столь распространены, что в значительной степени актуализирует значимость СНВ. Стоит отметить, что СНВ имеет ряд ограничительных особенностей для налогоплательщика: самостоятельное получение СНВ в налоговой инспекции по месту регистрации; реализация права на получение СНВ не позднее 3 лет с момента уплаты НДФЛ за налоговый период, когда им были произведены социальные рас-ходы[4]; личное заключение договора и оплата услуг [7].

Рассматривая подробнее обозначенный вид вычета, стоит остановиться на таких его подвидах как налоговый вычет по расходам на обучение; по расходам на лечение и приобретение медикаментов. Налоговый вычет по расходам на обучение подробно регламентируется пп. 2 п.1. ст.219 НК РФ. Во-первых, претендовать на данный вычет может только физическое лицо, оплатившее обучение: собственное (любой формы) и очное своих: детей, бывших опекаемых подопечных (после прекращения опеки/ попечительства), братьев/сестер (полнородных /неполнородных) в возрасте до 24 лет и опекаемых подопечных до 18 лет. Во-вторых, 50 000 рублей в год - максимальная сумма расходов на обучение собственных или подопечных детей, учитываемых при исчислении социального вычета. В-третьих, указанный СНВ предоставляется при наличии у образовательного учреждения лицензии, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение [3]. Однако, несмотря на подробную регламентацию порядка налогового вычета по расходам на обучение, все же существуют споры. С точки зрения ФНС факт оплаты обучения налогоплательщиком, претендующим на вычет, является основанием для его предоставления [7]. Суды же придерживаются иного мнения и иллюстрируют его на примере оплаты обучения супругами, ссылаясь на Определение Верховного суда от 16.06.2006 г. № 48-В05-29. Так «если оба супруга участвуют в воспитании ребенка и

его обучении, то налоговый вычет предоставляется каждому из родителей в сумме, фактически уплаченной за обучение».

В отношении подвида СНВ - вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов. Получение налогового вычета возможно только при условии наличия у медицинских организаций, индивидуальных предпринимателей государственной лицензии на право осуществлять медицинскую деятельность. СНВ может быть предоставлен лицу, оплатившему за счет собственных денежных средств услуги по лечению и приобретению медикаментов для: себя, супруга, родителей, детей до 18 лет, а также страховые взносы в отношении указанной группы лиц [5]. При этом максимальная сумма расходов на лечение и (или) приобретение медикаментов, перечисленных в постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 201, составляет 120 000 рублей, за исключением оплаты дорогостоящих медицинских услуг.

В данном виде вычета также присутствуют спорные моменты: ввиду ограничения экономических субъектов путем установления барьера (уплата 13% подоходного налога), лишена права на получение социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов такая группа населения как пенсионеры. В то время как в условиях Российской экономики зачастую их финансовое положение тяжелее прочих слоев населения из-за возрастных проблем со здоровьем и объемом денежных средств, затрачиваемым на его восстановление. Таким образом, не целесообразнее ли предоставить возможность данной группе населения быть субъектами если не процедуры предоставления налогового вычета в целом, то процедуры получения СНВ по расходам на лечение и приобретение медикаментов в частности? Определенно, следует рассмотреть подобное предложение, т.к. оно напрямую представляет собой одну из гарантий правового статуса этой категории населения.

И, наконец, этап, который является общим для этих двух подвидов в частности, и СНВ в общем, это заполнение установленных законодательством форм 3-НДФЛ и 2-НДФЛ, т.е. налоговой декларации по окончании года, в котором были проведены операции и справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год соответственно. Именно этот момент является "камнем преткновения" всех пожелавших получить налоговый вычет. Главным его недостатком можно назвать сложность заполнения вышеуказанных форм. И, несмотря на принятие в конце прошлого года новой формы 3-НДФЛ [8], ориентируясь на личный опыт, с уверенностью можно сказать, что в точности и с соблюдением всех правил, без ошибок составить эти документы может только специалист. Поэтому сложившиеся ситуация привела к появлению целого ряда фирм предлагающих свои услуги по данному виду деятельности, за соответствующий процент от суммы налогового возврата.

Но даже при условии регистрации документов на налоговый вычет в ходе камеральной проверки могут быть выявлены несоответствия и ошибки, что является предпосылкой для отказа в выплатах. Нельзя также отрицать и несовершенство электронных ресурсов, используемые налоговой службой, что порождает сбои в системе, понижает ее производительность и несогласованность электронных баз данных госструктур между собой и т.д. Все эти обстоятельства отнюдь не ускоряют работу налоговых органов и сам процесс получения налогового вычета. И если формально сроки проведения камеральной

проверки ограничены тремя месяцами, и при положительном результате проверки, деньги должны поступить на счет налогоплательщика в течение месяца. То как показывает практика, реальные сроки могут превышать установленный лимит времени на 1,5 - 2 месяца.

Подытоживая вышесказанное необходимо отметить, что отсутствие широкого информирования о возможности возврата части денежных средств посредством налогового вычета, а также сложность и запутанность данной процедуры, в той или иной степени отталкивает граждан РФ от реализации своего права, а сложившаяся, на данный момент, ситуация свидетельствует о том, что необходимо дальнейшее упрощение процедуры получения социального налогового вычета и повышение юридической грамотности населения.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, пункт 3 статьи 210;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, статьи 218, 219.1, 220.1, 221, 220, 219;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, статья 219;

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят

ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, п. 7 статьи 78;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г (ред. от 08.03.2015) N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, п.3 статьи 219;

6. Официальный сайт ФНС РФ «Налоговый вычет» [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФНС РФ - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn34 /taxation/taxes/ndfl/nalog_vichet/ Дата обращения: 24.03.2015;

7. Письмо Федеральной налоговой службы России «Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов» от 31.08.2006 г. № САЭ-6-04/876@[Электронный ресурс] Режим доступа: http://nalog.ru. Дата обращения: 25.03.2015;

8. Приказ Федеральной налоговой службы России «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме» от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@, зарегистрирован 30 января в Минюсте (№ 35796). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/. Дата обращения: 22.03.2015;

9. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г (ред. от 01.01.2015) N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета от 17.12.2003 г. N 253, пп.6, п.1, статьи 1.

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА

Шарафутдинова Юлия Александровна,

студентка 4 курса "Саратовской государственной юридической академии", г.Саратов

Наиболее важными признаками государства являются территория, население, суверенитет и власть. Суверенитет означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности.

Зарождение понятия государственного суверенитета относится к концу XVI века. Именно тогда французский философ Жан Боден установил, что «суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства». И уже тогда подчеркивал, что наличие суверенитета является непременным условием существования государства как такового. Из определения Ж. Бодена вытекают два основных признака суверенитета: постоянство государственной власти и ее абсолютный характер, которые несмотря на видоизменения в различные эпохи сохраняются по сей день, и легли в основу современного толкования суверенитета государства в международном праве. Ж. Боден впервые отметил, что наделение признаками суверенности субъектов федерации противоречит сущности государства и утверждал, что в условиях федерации суверенитетом обладает союз в целом, а не отдельные его части.

Дальнейшее развитие учение о суверенитете получило в трудах Руссо, Гоббса, Гегеля. Именно у Гегеля

впервые появляется разделение суверенитета на внутреннее государственное право (в пределах территории государства) и внешнее государственное право (в отношениях с иностранными государствами).[13, с.186]

Разработанная философами концепция государственного суверенитета, именуемая ныне классической, нашла отображение в разработанных в XX веке и действующих ныне принципах международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций и иных международных актах. Она нашла выражение в важнейших принципах международных отношений: суверенного равенства государств, целостности и независимости государственных границ, невмешательства во внутренние и внешние дела других стран. Ф. Лист писал: «Территориальное верховенство исключает вторжение иностранной государственной власти, всякое непосредственное осуществление иностранных прав на чужой территории» [12, с.95], что обосновывает такое положение государственного суверенитета, как верховенство в пределах своих границ.

По мнению Воловой Л.И. строгое выполнение обязательств, налагаемых принципом целостности и неприкосновенности государства, способствует «сохранению мира и обеспечению безопасности государств, создает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.