Научная статья на тему 'Современная конституционно-правовая концепция развития местного самоуправления'

Современная конституционно-правовая концепция развития местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
местное самоуправление / конституционная реформа / публичная власть / принципы организации местного самоуправления / конституционная модель / решение вопросов местного значения / local self-government / constitutional reform / public authority / principles of organization of local self-government / constitutional model / solution of issues of local importance

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джума Валиевна Камилова, Залму Хамидовна Бутаева

Авторами в статье проведен анализ современной конституционно-правовой концепции развития местного самоуправления в контексте конституционной реформы, исследованы принципы организации местного самоуправления на современном этапе. Делается вывод о трансформации роли института местного самоуправления в системе публичной власти в контексте конституционной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern constitutional and legal concept of the development of local self-government

The authors analyzes the modern constitutional and legal concept of the development of local self-government in the context of constitutional reform, examines the principles of the organization of local self-government at the present stage. The conclusion is made about the transformation of the role of the institution of local self-government in the system of public authority in the context of constitutional reform.

Текст научной работы на тему «Современная конституционно-правовая концепция развития местного самоуправления»

Закон и право. 2024. № 7. С. 51-55. Law and legislation. 2024;(7):51—55.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-51-55 NIION: 1997-0063-7/24-356

EDN: https://elibrary.ru/WSKVAC MOSURED: 77/27-001-2024-7-556

Современная конституционно-правовая концепция развития

местного самоуправления

Джума Валиевна Камилова1, Залму Хамидовна Бутаева2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 kamilova1122@gmail.com

2 zalmub@bk.ru

Аннотация. Авторами в статье проведен анализ современной конституционно-правовой концепции развития местного самоуправления в контексте конституционной реформы, исследованы принципы организации местного самоуправления на современном этапе. Делается вывод о трансформации роли института местного самоуправления в системе публичной власти в контексте конституционной реформы.

Ключевые слова: местное самоуправление, конституционная реформа, публичная власть, принципы организации местного самоуправления, конституционная модель, решение вопросов местного значения.

Для цитирования: Камилова Д.В., Бугаева З.Х. Современная конституционно-правовая концепция развития местного самоуправления // Закон и право. 2024. № 7. С. 51—55. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-51-55 ББЫ: https://elibrary.ru/WSKVAC

Original article

The modern constitutional and legal concept of the development of local self-government

Dzhuma V. Kamilova1, Zalmu Kh. Butaeva2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 kamilova1122@gmail.com

2 zalmub@bk.ru

Abstract. The authors analyzes the modern constitutional and legal concept of the development of local self-government in the context of constitutional reform, examines the principles of the organization of local self-government at the present stage. The conclusion is made about the transformation of the role of the institution of local self-government in the system of public authority in the context of constitutional reform.

Keywords: local self-government, constitutional reform, public authority, principles of organization of local self-government, constitutional model, solution of issues of local importance.

For citation: Kamilova D.V., Butaeva Z.Kh. The modern constitutional and legal concept of the development of local self-government // Law and legislation. 2024;(7):51—55. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-51-55 EDN: https://elibrary.ru/WSKVAC

После внесения поправок в Основной закон Российской Федерации 2020 г. одним из направлений конституционали-зации законодательства стало формирование единой системы публичной власти в РФ. Современное местное самоуправление в нашей стране, являющееся самостоятельным уровнем осу-

© Камилова Д.В., Бутаева З.Х. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 07-2024

ществления власти народа и уровнем публичной власти, находится на стадии реформирования.

Правовые основы местного самоуправления в стране были заложены Конституцией, принятой в 1993 г., которое на тот период воспринималось в законодательной и правоприменительной практике, прежде всего, как способ совместной деятельности населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Теоретическое и практическое значение исследования основных тенденций развития местного самоуправления связано с определением наиболее значимых аспектов реформирования местного самоуправления в современной России.

В условиях выстраивания в Российской Федерации единой системы публичной власти особое значение приобретает вопрос о развитии конституционно-правовой концепции местного самоуправления в контексте модели взаимоотношений «публичная власть — государство — местное самоуправление».

Власть на местном уровне — это достаточно подвижная и динамичная сфера общественных отношений, которая неоднократно подвергалась изменениям с момента принятия базового в данной области Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].

Опыт последних 20 — 25 лет свидетельствует о том, что местное самоуправление как уровень публичной власти и форма народовластия не всегда оправдывало того потенциала, который был заложен в него в Основном законе нашей страны.

Среди прогнозов развития конституционно-правовой модели местного самоуправления встречаются позиции, отмечающие, что в будущем не исключены такие уклоны в развитии местного самоуправления, которые могут расходиться с его конституционной моделью., заложенной в главе первой Конституции РФ.

По мнению отдельных авторов, анализ конституционных положений в последней редакции позволяет сделать вывод о том, что в системе публичной власти особое место отведено институту местного самоуправления, который максимально приближен к населению муниципальных образований. Местное самоуправление в качестве сложного социально-политического явления обладает как общими с государственной властью признаками, так и присущими только ему институциональными особенностями [7, с. 42].

В условиях конституционно-правовой трансформации местного самоуправления возникает необходимость выработки такой концепции развития местного самоуправления, которая гарантировала бы устойчивое развитие местного самоуправления, отвечающего требованиям времени, в режиме неуклонного соблюдения норм Конституции Российской Федерации и текущего законодательства.

Характеризуя сложившуюся в Российской Федерации конституционно-правовую модель

местного самоуправления, хотелось бы обратить внимание на несколько моментов.

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического общества, это форма организации власти, при которой жители муниципального образования самостоятельно осуществляют решение вопросов местного значения в рамках установленных законом полномочий.

Конституционно-правовая модель местного самоуправления в России основана на следующих ключевых принципах:

Принцип самостоятельности местного самоуправления. Данный принцип означает, что местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно, непосредственно или через органы местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ). В соответствии с принципом самостоятельности местного самоуправления местные органы власти не входят в систему органов государственной власти, они самостоятельны в пределах своих полномочий, муниципалитеты имеют собственные бюджеты и имущество.

Принцип самостоятельности местного самоуправления — один из ключевых принципов организации власти в демократических государствах, закрепленный в большинстве конституций. В Российском государстве он означает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, имеет право самостоятельно решать вопросы местного значения, местное самоуправление имеет свой бюджет и право на собственные доходы, полученные от местных налогов и сборов.

Органы местного самоуправления несут ответственность в том числе и перед населением, что обеспечивает контроль за деятельностью местных органов и повышает их ответственность перед населением. Значение принципа самостоятельности местного самоуправления как одного из ключевых принципов организации местного самоуправления заключается в демократизации местного самоуправления, что дает возможность жителям участвовать в управлении делами своей территорией и решать вопросы местного значения.

Самостоятельность местного самоуправления обеспечивает лучшее понимание местных проблем и нужд, а также позволяет разрабатывать более эффективные пути их решения с учетом местных особенностей, способствует развитию гражданского общества.

Ранее существовавший подход, согласно которому органы местного самоуправления были

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

формально отделены от государственного управления, обладали независимостью в решении вопросов местного уровня, претерпел определенные изменения.

Как сужение самостоятельности допустимо рассматривать внесение изменений в нормы ст. 131 Конституции РФ применительно к признанию права органов государственной власти субъектов на участие в формировании органов местного самоуправления, а также в ст. 132 Основного закона страны, вследствие чего органы местного самоуправления в настоящее время входят в единую систему публичной власти.

Представляется, что после внесения данных изменений произошла фактическая инкорпорация органов местной власти в систему публичного управления, хотя следует отметить, что существуют и иные воззрения на этот счет. Порой высказывается мнение, что органы местного самоуправления, невзирая на все произошедшие изменения правового регулирования, сохраняют свою полную самостоятельность, а конкретизация их статуса в Конституции РФ как входящих в состав органов публичной власти России является не более, чем формальностью.

Несмотря на возникающие на практике сложности, принцип самостоятельности местного самоуправления является важнейшим элементом демократического устройства и развития гражданского общества. Его полная реализация требует серьезных реформ и усилий всех участников политической системы [2, с. 56].

Принцип сочетания самоорганизации и самоуправления. Данный принцип означает, что жители могут непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения (ст. 132 Конституции РФ), могут выбирать органы местного самоуправления и их представителей.

Принцип законности предполагает, что деятельность местного самоуправления осуществляется в рамках законов РФ и конституционных принципов, органы местного самоуправления ответственны за соблюдение закона, а их решения могут быть обжалованы в суде.

Принцип разграничения полномочий означает, что между органами государственной власти и местного самоуправления существует четкое разграничение полномочий, которое определено законом (ст. 132 Конституции РФ), местное самоуправление имеет право решать вопросы местного значения, которые не отнесены к компетенции органов государственной власти.

Принцип обеспечения финансовой самостоятельности, или иначе его называют принцип га-

рантированности местного самоуправления, означает, что местное самоуправление самостоятельно распоряжается своими финансовыми средствами, полученными от местных налогов и сборов, а также от государственных субсидий. Финансовая самостоятельность является основой для реализации полномочий местного самоуправления, местные финансы позволяют решать местные задачи.

Современная концепция развития местного самоуправления должна основываться не только на самостоятельности населения в решении вопросов местного значения, но и на повышении персональной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, на взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения.

В свете конституционных поправок местного самоуправления как уровня публичной власти и коллективной формы реализации населением права на решение вопросов местного значения очевидна необходимость пересмотра роли местного самоуправления в системе государственного управления.

Одним из важных направлений реформирования местного самоуправления стало положение ст. 132 о встраивании местного самоуправления в единую систему публичной власти. Конституционным Судом РФ было отмечено, что, несмотря на отсутствие буквального закрепления в тексте Конституции принципа единой системы публичной власти, он прослеживается в положениях, во-первых, о признании органов местного самоуправления органами публичной власти [3], и, во-вторых, провозглашающих народ РФ в качестве единственного источника власти, осуществляющего свою власть непосредственно и через органы публичной власти [8].

Частью 3 ст. 132 Конституции РФ установлено, что в систему публичной власти включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью эффективного решения задач в интересах населения. Однако функциональное единство государственной власти и местного самоуправления не следует абсолютизировать, поскольку в данном случае речь не идет о подчинении того или иного властного уровня другому, что отражено в основах конституционного строя и иных нормах Основного закона. Местному самоуправлению предоставляются дополнительные гарантии и компенсация за исполнение функций публичной влас-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 07-2024

ти. Согласованное взаимодействие элементов публичной власти возложено на Президента Российской Федерации.

Оценивая изменения, коснувшиеся местного самоуправления, необходимо отметить, что к ним нужно относиться крайне взвешенно, четко понимать реальные проблемы развития данного института в России и искать пути их решения, а также анализировать дальнейшие шаги федерального законодателя в этой сфере.

И такие шаги были предприняты.

Так, в 2021 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Документ подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в государстве. Однако до сих пор указанный законопроект так и не принят, что существенно осложняет встраивание местного самоуправления в единую систему публичной власти.

Анализ основных изменений законодательства о местном самоуправлении позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции огосударствления местного самоуправления, выразившейся в попытках федерального законодателя изменить российскую конституционно-право -вую модель местного самоуправления, не меняя при этом Основного закона страны.

Итогом конституционной реформы 2020 г. стала конституционная регламентация местного самоуправления, базирующаяся на следующих положениях:

■ закрепление в ст. 12 самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя и формой осуществления народовластия в Российской Федерации;

■ установление форм осуществления местного самоуправления в ст. 130;

■ регламентация гарантий местного самоуправления в ст. 133 и территориальных основ местного самоуправления в ст. 131;

■ установление перечня наиболее важных вопросов местного значения (ст. 132) [4].

Подводя итоги исследованию вопросов трансформации роли института местного самоуправления в системе публичной власти в контексте конституционной реформы, считаем необходимым отметить, что ее основная цель заключается в повышении эффективности государ-

ственного и муниципального управления, т.е. всей системы публичной власти. Повышение эффективности управления будет достигнуто за счет более точного разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, повышения ответственности органов местного самоуправления, их прямой заинтересованности в результатах собственной деятельности по развитию муниципальных образований, а также за счет развития новых механизмов взаимодействия населения с органами местного самоуправления.

В целом характеристика конституционно-правовой модели местного самоуправления позволяет отметить, что необходимо продолжать реформирование системы местного самоуправления, чтобы обеспечить ее эффективность и повысить уровень жизни населения.

Список источников

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru/

2. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17.04.1996 «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П // http:// www.consultant.ru/

3. По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)»: Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 № 12-П // http://www.consultant.ru/

4. Ананьев И.А. Эволюция местного самоуправления в Новейшей истории страны // Гос. власть и местное самоуправление. 2023. № 2. С. 18-22.

5. Зайцева М.В. Актуальность исследования конституционно-правовой модели местного самоуправления в России // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: Сб. науч. ст. по результатам науч.-исслед. семинара. Ижевск, 2022. С. 102-108.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

6. Камилова Д.В. Трансформация роли института местного самоуправления в системе публичной власти в контексте конституционной реформы // Юрид. вестник ДГУ. 2023. Т. 48. № 4 (68). С. 61-65.

7. Остапец О.Г., Карномазова А.А. Конституционно-правовая модель местного самоуправления на современном этапе // Актуальные проблем современности: наука и общество. 2021. № 1. С. 40-44.

8. Фадеев А.Г. Реформа организации публичной власти в контексте закономерностей развития конституционного строя РФ // Науч. тр. Моск. гуманитарного ун-та. 2023. № 3. С. 54—57.

References

1. On the general principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation: Federal Law № 131-FZ of October 6, 2003 (with amendments and additions) // http://www. consultant.ru/

2. In the case of checking the constitutionality of the Law of the Udmurt Republic dated April 17, 1996 «On the system of Public Authorities in the Udmurt Republic»: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated January 24, 1997 № 1-P // http://www.consultant.ru/

3. In the case of checking the constitutionality of the provisions of paragraph 5 of Article 18 and Article 30.1 of the Federal Law «On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of

the Russian Federation», Article 108 of the Constitution of the Republic of Tatarstan, Article 67 of the Constitution (Basic Law) of the Republic of Sakha (Yakutia) and Part three of Article 3 of the Law The Republic of Sakha (Yakutia) «On the election of the President of the Republic of Sakha (Yakutia)»: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated July 9, 2002 № 12-P // http://www.consultant.ru/

4. Ananyev I.A. The evolution of local self-government in the modern history of the country // State power and local self-government. 2023. № 2. Pp. 18-22.

5. Zaitseva M.V. Relevance of the study of the constitutional and legal model of local self-government in Russia / / Actual problems of lawmaking and law enforcement: Collection of scientific articles based on the results of a research seminar. Izhevsk, 2022. Pp. 102-108.

6. Kamilova D. V. On the issue of the constitutional model of local self-government in the Russian Federation // Law Herald of DSU. 2023. Vol. 48. № 4 (68). Pp. 61-65.

7. Ostapets O. G., Karnomazova A.A. Constitutional and legal model of local self-government at the present stage // Actual problems of modernity: science and society. 2021. № 1. Pp. 40—44.

8. Fadeev A.G. Reform of the organization of public power in the context of the patterns of development of the constitutional system of the Russian Federation // Scientific works of the Moscow University of the Humanities. 2023. № 3. Pp. 54—57.

Информация об авторах

Камилова Д.В. — кандидат юридических наук Бутаева З.Х. — магистрант 2-го года обучения

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 02.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the authors

Kamilova D.V. — candidate of law

Butaeva Z.Kh. — master's student of the 2nd year of study

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 02.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

LAW & LEGISLATION • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.