Научная статья на тему 'Перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации'

Перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
местное самоуправление / демократические институты / правовое государство / конституционная реформа / равенство прав / гражданское общество / local government / democratic institutions / rule of law / constitutional reform / equality of rights / civil society

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алисултан Шамсулаевич Гаджиев, Мадина Саадулаевна Гаджидадаева

Конституционная реформа 2020 года внесла значительные изменения в организацию местного самоуправления в Российской Федерации. Данная реформа стала базой для конституционной системы правового государства. Активное участие граждан в принятии решений на уровне местного самоуправления важно для укрепления демократических принципов и прав граждан. В данной статье рассматривается создание условий для совмещения интересов всех сторон, что способствует развитию эффективных механизмов управления. Реформирование местного самоуправления должно стать приоритетом в укреплении демократических институтов и обеспечении равенства всех перед законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алисултан Шамсулаевич Гаджиев, Мадина Саадулаевна Гаджидадаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of local self-government in the Russian Federation

The 2020 constitutional reform introduced changes to the organization of local government. This reform has become the basis for the constitutional system of the rule of law. The active participation of citizens in decision-making at the local government level is important for strengthening democratic principles and citizens' rights. This article discusses the creation of conditions for combining the interests of all parties, which contributes to the development of effective management mechanisms. The reform of local self-government should be a priority in strengthening democratic institutions and ensuring equality before the law.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации»

Закон и право. 2024. № 8. С. 52-56. Law and legislation. 2024;(8):52-56.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-52-56 EDN: https://elibrary.ru/MMOQQK

NIION: 1997-0063-8/24-405 MOSURED: 77/27-001-2024-8-605

Перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации

Алисултан Шамсулаевич Гаджиев1, Мадина Саадулаевна Гаджидадаева2

1 2 Дагестанский государственный университет, Юридический институт, Махачкала, Россия

1 alisultandgu@mail.ru

2 ispagieva2016@yandex.ru

Аннотация. Конституционная реформа 2020 года внесла значительные изменения в организацию местного самоуправления в Российской Федерации. Данная реформа стала базой для конституционной системы правового государства. Активное участие граждан в принятии решений на уровне местного самоуправления важно для укрепления демократических принципов и прав граждан.

В данной статье рассматривается создание условий для совмещения интересов всех сторон, что способствует развитию эффективных механизмов управления. Реформирование местного самоуправления должно стать приоритетом в укреплении демократических институтов и обеспечении равенства всех перед законом.

Ключевые слова: местное самоуправление, демократические институты, правовое государство, конституционная реформа, равенство прав, гражданское общество.

Для цитирования: Гаджиев А.Ш., Гаджидадаева М.С. Перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 8. С. 52—56. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-52-56 ЕБЫ: https://elibrary.ru/MMOQQK

Original article

Prospects for the development of local self-government in the Russian Federation

Alisultan Sh. Gadzhiev1, Madina S. Gadzhidadaeva2

1 2 Dagestan State University, Law Institute, Makhachkala, Russia

1 alisultandgu@mail.ru

2 ispagieva2016@yandex.ru

Abstract. The 2020 constitutional reform introduced changes to the organization of local government. This reform has become the basis for the constitutional system of the rule of law. The active participation of citizens in decision-making at the local government level is important for strengthening democratic principles and citizens' rights.

This article discusses the creation of conditions for combining the interests of all parties, which contributes to the development of effective management mechanisms. The reform of local self-government should be a priority in strengthening democratic institutions and ensuring equality before the law.

Keywords: local government, democratic institutions, rule of law, constitutional reform, equality of rights, civil society.

For citation: Gadzhiev A.Sh., Gadzhidadaeva M.S. Prospects for the development of local self-government in the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(8):52—56. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-52-56. EDN: https://elibrary.ru/MMOQQK

© Гаджиев А.Ш., Гаджидадаева М.С. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

В настоящее время развитие местного самоуправления в современной России способствует утверждению демократического гражданского общества.

Идея самоуправления базируется на активном участии граждан в решении вопросов местного значения, удовлетворении их потребностей и интересов [5, с. 109]. Однако в понимании населения не всегда четко сформировано представление об идеях местного самоуправления и фундаментально не определена значимость органов местной власти в государственно-политической системе.

Жители отдельных муниципальных образований не всегда осознают свои правовые и политические возможности влияния на властные структуры, закрепленные на законодательном уровне. Недостаточный уровень эмансипирован-ности и самостоятельности в работе муниципалитетов влечет за собой, как правило, слабое развитие политико-правовых механизмов взаимодействия между населением и местной властью.

На сегодняшний день тенденция развития муниципальных образований как государственно-правового института и территориально-организованных единиц базируется на соблюдении общего интереса и ответственности перед местными жителями. Это, в свою очередь, позволяет им не только автономно принимать решения по вопросам местного значения, но и контролировать деятельность избранных должностных лиц.

Местное самоуправление является не только механизмом формирования гражданского общества, но и его неотъемлемой составной частью. Одно из ключевых направлений развития института местного самоуправления заключается в оптимизации организации деятельности органов местного самоуправления. Это крайне важное условие для обеспечения стабильности в обществе, поскольку повышение эффективности их работы имеет прямое отношение к общему благополучию.

Важнейшим политико-правовым событием в России стала Конституционная реформа 2020 г., проведенная в рамках всеобщего голосования, в результате которого внесли более 40 поправок в Конституцию. Указанные изменения, касающиеся глав 3 и 7, были санкционированы Федеральным Собранием, согласованы субъектами и проверены Конституционным Судом РФ.

Внесенные в Конституцию Российской Федерации поправки непосредственно коснулись структуры и правового статуса местного самоуп-

равления, вызвав обсуждения в ученом и политическом сообществах относительно его автономии в системе государственной власти.

В результате Конституционной реформы 2020 г. ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации отныне устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования согласно Федеральному закону и общим принципам.

Новая редакция ч. 1 ст. 131 является, по сути, уточнением предыдущей редакции, не ограничивая прав граждан в формировании органов местного управления, но подчеркивая определяющую роль федерального законодателя в лице государственных органов.

Хотя Конституция Российской Федерации не предоставляет подробных предписаний относительно характера влияния государственных органов на формирование органов местного самоуправления, регулирование этого процесса в связи с внесенными поправками закреплено на уровне федерального закона.

Статья 131 также дополнена ч. 3, расширяющей правила управления и особенности осуществления публичной власти в городах федерального значения, указав на возможность их установления федеральным законом. Это отражает уникальный статус этих территорий, где объективно может потребоваться дополнительная правовая регламентация для управления государственными и экономическими ресурсами.

Новая редакция ч. 1 ст. 132 изменяет основные направления деятельности местного самоуправления и решаемые в рамках их компетенции вопросы местного значения. Муниципалитеты более не обязаны поддерживать общественный порядок, но получают расширенные функции в рамках передачи им государственных полномочий на основании федерального закона и закона субъекта РФ.

Конституционно-правовая реформа провозгласила включение органов местного самоуправления в систему органов публичной власти и активное взаимодействие для наиболее эффективного решения вопросов в интересах населения. Вышеуказанные изменения, касающиеся объединения органов местного самоуправления в систему публичной власти, вызвали широкий резонанс.

Политико-правовое, научное и гражданское сообщества выразили свое мнение: от невосприятия законодательного ограничения автономии муниципалитетов, выразившегося в рамках уси-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 08-2024

ления контроля центральных властей, до активного поддержания проведенной конституционно-правовой реформы, указав на то, что внесенные поправки создали благоприятные условия эффективной работы государственного аппарата. Фактически, они закрепили уже сформированную и существовавшую государственную концепцию, вызывая меньше общественных споров.

Однако неясность остается в определении понятия «публичная власть», поскольку термин не имеет четкого определения в новой редакции Конституции и отсутствует в действующем законодательстве.

Еще одним изменением стала новая редакция ст. 133. Теперь местное самоуправление может получать государственные полномочия и финансовую поддержку от федерального или регионального законодательства при обеспечении необходимых ресурсов.

Новая редакция Конституции Российской Федерации отражает уже действующие правила по федеральному законодательству, делая их более стабильными и защищенными. Одним из ключевых изменений является включение органов местного самоуправления в общую систему публичной власти, что существенно влияет на их правовой статус в современном обществе. Однако, во избежание разногласий в толковании этой нормы, требуется дополнительное законодательное регулирование.

В России сегодня муниципальные полномочия активно изменяются, становясь одним из ключевых направлений работы местного самоуправления. Хотя Конституция РФ предоставляет им определенную автономию, связи с государственной властью остаются сильными и неразрывными. В результате сейчас происходит передача местному управлению определенных государственных полномочий. Этот процесс мотивирован необходимостью эффективного распределения власти и ресурсов между различными уровнями системы управления, что в итоге может улучшить обслуживание граждан и экономить ресурсы, избегая создания дублирующих структурных подразделений [1, с. 57].

В законодательстве России строго регулируется передача полномочий органам местного самоуправления. Это осуществляется на основе федеральных законов или законов субъектов РФ. Органы местного самоуправления в различных областях могут выполнять эти функции. Передача государственных полномочий на уровне

муниципалитета происходит через механизмы делегирования и передачи, перераспределяя власть от центра к местному уровню. Эти механизмы имеют существенные различия в том, как происходит перераспределение власти.

Передача полномочий предполагает исключение определенных компетенций из списка государственных полномочий и их перенос на органы местного самоуправления. В случае делегирования срок передачи полномочий может быть временным или постоянным, согласно условиям и срокам, определенным сторонами. Однако стоит отметить, что данные формы не имеют четкого закрепления в законодательстве и являются скорее формальными процедурами.

Передача государственных полномочий на местный уровень становится сложной из-за проблем с внутренней согласованностью и недостатком правил для всех этапов этого процесса. Нормы, регулирующие такой переход, не всегда однозначны и четки, что затрудняет понимание, как именно переносить ответственность с центрального уровня на муниципальный. Эта неопределенность усложняет процесс, делая его менее эффективным и прозрачным для всех сторон. Это затрудняет эффективность всего процесса и создает проблемы в достижении поставленных целей.

Одной из основных проблем при делегировании полномочий является необходимость совершенствования механизма финансирования переданных государственных полномочий. Это требует внимания к финансовым аспектам и обеспечению адекватных ресурсов для успешной работы муниципальных структур.

В региональных отчетах часто поднимаются вопросы, связанные с недостаточной методической поддержкой и неадекватным материальным обеспечением [4, с. 119]. Финансовые проблемы, с которыми сталкиваются местные органы власти, серьезно затрудняют исполнение функций. Кроме того, часть государственных полномочий, переданных без необходимого финансирования, становятся причиной новых препятствий для эффективной работы органов самоуправления.

Во многих федеративных государствах, включая Российскую Федерацию, делегирование полномочий должно основываться на сотрудничестве между различными уровнями власти. Главная цель этого процесса — эффективное исполнение как государственных, так и муниципальных функций для достижения необходимых результатов. Поэтому важным предложением является возможность предварительного

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

обсуждения передачи государственных полномочий на местный уровень с участием местных органов. Анализ кадрового, организационного и информационного потенциала также играет значительную роль в этом процессе.

Необходимо учитывать мнение местных органов власти и находить компромисс между государственными и муниципальными интересами в каждом конкретном случае. При этом при рассмотрении делегирования полномочий важно определить допустимые пределы и объем передачи государственных полномочий на муниципальный уровень.

Конституция РФ определяет, что государственные полномочия принадлежат Российской Федерации, но иногда местные органы вынуждены выполнять аналогичные функции, требующие сопоставимых ресурсов. Это может ограничить самоуправление местных органов. Необходимо точно определить, какие полномочия нельзя передать местным властям. Для эффективного делегирования государственных полномочий необходима детальная оценка затрат на их выполнение [2, с. 493].

Создание соответствующих правовых актов эффективно устранит пробелы в законодательстве, позволяя перераспределить полномочия и блага в пользу регионов и муниципалитетов. Однако необходимо улучшить механизм контроля за выполнением делегированных полномочий, включая проверку работающих структур и оперативное выявление нарушений.

В связи с этим отдельно следует упомянуть проект Федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесенный на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в 2021 г. Данный законопроект отказывается от устоявшихся терминов и понятий, вводя новое смысловое наполнение.

Понятие «местное самоуправление» изменено с формы осуществления народом своей власти на форму самоорганизации граждан. Законопроектом предлагается отказаться от «поселенческого принципа» и перейти от двухуровневой системы к одноуровневой, сосредоточивая власть в городских и муниципальных округах, внутригородских муниципальных образованиях (внутригородских территориях городов федерального значения). Также существенно ограничивается самостоятельность органов местного самоуправления: сужается круг их полномочий

и увеличивается контроль со стороны органов государственной власти субъектов РФ.

Вводится положение о том, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности их должностных лиц; также ограничивается самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления.

Проект закона делит полномочия по решению вопросов местного значения на обязательные и перераспределяемые. Однако логика такого распределения не всегда ясна и иногда противоречит действующему законодательству: например, поддержка граждан в охране общественного порядка и организация мероприятий по гражданской обороне отнесены к перераспределяемым полномочиям, хотя по текущему законодательству они являются обязанностью органов местного самоуправления.

Введение предложенных изменений может привести к тому, что местное самоуправление потеряет демократические основы и превратится в структуру «над обществом», а его основное назначение — приближение власти к народу — попросту утратит свой смысл.

Законопроект № 40361-8 существенно трансформирует модель местного самоуправления в России, фактически уменьшая его самостоятельность и превращая в инструмент государственного управления на местах. Эти изменения идут вразрез с основополагающими принципами местного самоуправления, такими, как самостоятельное решение вопросов местного значения населением.

Мы считаем, что необходимо пересмотреть предложенные нововведения для сохранения и развития института местного самоуправления в России.

Таким образом, для достижения ожидаемых результатов от местных органов важно выявить и устранить корневые причины проблем. Это подразумевает не только юридические изменения и разрешение конфликтов, но и модификации в законодательстве для более точного распределения ресурсов и достижения целей. Оценка эффективности такого механизма зависит от грамотного делегирования государственных полномочий местным органам самоуправления.

Список источников

1. Агаева М.Ж., Ямчук Е.В. Местное самоуправление: актуальные вопросы и перспективы развития // Муниципальная академия. 2023. № 2. С. 54—58.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 08-2024

2. Âîëêîâ A.Â. Совершенствование перспективы развития местного самоуправления в РФ // Синергия Наук. 2022. № 72. С. 490-508.

3. Èâàmâ Î.E. Местное самоуправление после принятия поправок к Конституции Российской Федерации: перспективы развития, правовое регулирование // Власть. 2021. Т. 29. № 2. С. 118-122.

4. Èâàiîâ Â.H., MàêcuMîâ Â.n. Современное российское местное самоуправление и перспективы его развития // Вестник Омского ун-та. 2023. Т. 10. № 1 (37). С. 107-116.

References

1. Agaeva M.Zh., Yamchuk E.V. Local self-government: current issues and prospects for the

development // Municipal Academy. 2023. № 2. Pp. 54-58.

2. Volkov A. V. Improving the prospects for the development of local self-government in the Russian Federation // Synergy of Sciences. 2022. № 72. Pp. 490-508.

3. Ivanov O.B. Local self-government after the adoption of amendments to the Constitution of the Russian Federation: development prospects, legal regulation // Power. 2021. Vol. 29. № 2. Pp. 118-122.

4. Ivanov V.N., Maksimov V.P. Modern Russian local self-government and prospects for its development // Bulletin of Omsk University. 2023. Vol. 10. № 1 (37). Pp. 107-116.

Информация об авторах

Гаджиев А.Ш. — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права

Гаджидадаева М.С. — аспирант кафедры конституционного и международного права Вклад авторов:

Гаджиев А.Ш. — научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; доработка текста; итоговые выводы

Гаджидадаева М.С. — написание исходного текста; итоговые выводы Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.

Information about the authors

Gadzhiev A.Sh. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of constitutional and international law

Gadzhidadaeva M.S. — postgraduate student of the department of constitutional and international law Contribution of the authors:

Gadzhiev A.Sh. — scientific management; research concept; methodology development; follow-on revision of the text; final conclusions

Gadzhidadaeva M.S. — writing the draft; final conclusions The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.