УДК 37.014.53 ББК 81.2(рус.)
СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ)
*
Г.И.Андреева
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1
Слова «общение» и «коммуникация» чаше всего используются как синонимы, так как означают «связь». Общение - слово от славянского корня, коммуникация (от лат. communication) - сообщение.
Большой толковый словарь русского языка дает такие значения слова коммуникация: 1. (спец.) Путь сообщения, связь одного места с другим; (массовая коммуникация - способ сообщения какой-либо информации с помощью технических средств) 2. (лингв.) Сообщение или передача средствами языка содержания высказывания. Тот же словарь так поясняет слово общение: 'взаимные сношения, деловая или дружеская связь' [1].
Современный словарь иностранных слов дает такие значения слова «коммуникация»: 1. Путь, сообщение, связь одного места с другим; 2. Общение, передача информации от человека к человеку, сигнальные связи у животных; 3. Форма связи [2].
Толковый словарь русского языка уже полностью разводит эти слова по значениям: коммуникация - 'связь, сообщение'; общение -
'взаимоотношения' [3]. Разница здесь в том, что «общение» - это взаимодействие между людьми, а «коммуникация» предполагает передачу информации от отправителя к получателю и прием этой информации получателем. Связующим звеном между этими понятиями является речь, то есть язык в действии, самый универсальный код, на котором люди передают друг другу информацию.
Слово общение точнее отражает специфику культуры речи, так как включает в себя важнейший ее аспект - этическую сторону общения, что подразумевает понимание личности собеседника и установку на взаимодействие. Причем общение - не просто взаимодействие, а совместная
* Андреева Галина Игоревна, преподаватель кафедры русского языка и культуры речи СПбГУСЭ. Тел.: (812) 643-02-44; e-mail: [email protected]
деятельность для получения результата, которого трудно добиться в одиночку. В этом, в первую очередь, заключается смысл общения. Усилиями собеседников всегда создается что-то новое: развиваются отношения, корректируются точки зрения, приобретаются знания.
Коммуникация - это информационный процесс, адресованный кому или чему угодно, в любом коде (не обязательно речевом), но без какой-либо эмоциональной составляющей: отправитель-получатель-прием.
Речевая коммуникация учитывает, что это не просто передача информации, а обмен информацией между собеседниками, но с развитием форм коммуникации (языковые, культурные, массовые коммуникации, дистанционные и т.д.) вместо системы «человек - человек» функционируют тексты: текст 1 (заказ) - текст 2 (исполнение), то есть из коммуникации начинают выпадать коммуниканты [4].
Очевидно, совершенствование средств коммуникации вносит существенные изменения в культуру общественных отношений, и этот прогресс технологической культуры, казалось бы, создает все условия для наследования и развития ценностей, созданных до нас. Парадокс современной культуры как раз и заключается в том, что коммуникация вытесняет общение, тогда как культура, в первую очередь, - поле человеческого общения. Она есть то, что связывает, объединяет людей, является необходимым элементом человеческого существования. Развитие форм и способов коммуникации - тоже важнейший аспект культурной истории человечества. Огромное количество контактов (правда, большей частью односторонних и опосредованных), виртуальный характер общения, когда подлинной реальностью становится технологический информационный процесс - обмен текстами, создают иллюзию общения, приводят к внутреннему одиночеству, «одиночеству в сети», дефициту и деградации навыков общения. Парадокс современной культуры: коммуникация
вытесняет общение, а ведь культура есть то, что связывает, объединяет людей.
Почему же сегодня так заметно снизилась культура общения? Сплошь и рядом - отсутствие благовоспитанности, пренебрежение правилами речевого этикета, неумение выбрать необходимые речевые средства, соответствующие коммуникативной ситуации. Одна из причин, на наш взгляд, - деструктивные отношения в семье и школе. Во многих даже очень благополучных семьях уже почти не разговаривают и тем более не читают -в доме хозяйничают средства массовой коммуникации. Имея тридцатипятилетний опыт работы в школе, могу сказать, что благодаря «реформе» учебный процесс теперь строится исключительно по типу
«информация - вопросы - ответы». Из школьной жизни ушли диспуты, дискуссии, исчезает дух творчества. Сегодня школа зациклена на оценках и баллах, воспитательные задачи отошли на задний план. Печально, что школа перестает быть центром культурного развития, ведь только с развитием культуры совершенствуется и внутренняя сторона коммуникации. У людей, любящих и понимающих искусство, природу, возрастает значимость духовных и психологических факторов в общении, вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию и сопереживанию. Знакомая классная руководительница поведала мне, что, согласно уставу школы, учитель не имеет права пригласить для беседы с классом ни психолога, ни милиционера, ни тем более православного священника без письменного согласия родителей. Если школа становится такой закрытой организацией и даже вступительные экзамены в вузы отданы ей на откуп, то только на сдачу экзаменов и ориентирована теперь вся школьная жизнь.
Молодое поколение стало жестче и прагматичнее, так как напичкано информацией, но мало что знает о жизни духа и совсем не осведомлено о культурных сценариях поведения и проведения досуга.
Только акцент на нравственное образование, внимание к сердечной, эмоциональной сфере, которая в самый важный период формирования человека вдруг начинает быть «вне зоны доступа», может помочь воспитанию гармонично развитого, неагрессивного поколения, включенного в одну общую культурную традицию и ощущающего свое духовное родство с живущими в России.
Бурный технологический прогресс не гарантирует сохранения духовной культуры, все заметнее перекос в сторону материальных ценностей и забвения гуманитарных.
Между тем помочь осмыслить самих себя в этой новой жизни и эту новую жизнь в себе, осмыслить эти новые состояния может наша великая литература, которая всегда вносила в нашу жизнь ту глубину и многомерность, что зовется мудростью и опытом.
Когда-то Александр Твардовский назвал школьные уроки литературы «уроками нравственного прозрения». Почему сегодня так мало читают? Да потому, что читать трудно, надо переводить внутреннюю речь во внешнюю и наоборот, затрачивая психические ресурсы. А картинку смотреть легко, вот и смотрят на уроках литературы кинофильмы по произведениям школьной программы. Мощнейший духовный пласт великих идей и сомнений в результате оказывается невостребованным.
Интернетовские форумы свидетельствуют о том, что для речи молодежи, в том числе и студенческой, характерны не только убогий
словарный запас, корявость и жаргон, но и жуткое сквернословие. Обилие такого словесного мусора можно объяснить разными причинами: в первую очередь, бедным словарным запасом (мало читают!), возрастным эпатажем (вот вам!), неимением представления о культуре общения (все так говорят). Общение, как известно, строится на переводе мыслей в речь. Можно, конечно, высказаться и жестом (и куда успешнее!), можно на жаргоне, что проще и понятнее. Слабое развитие вербального интеллекта является печальным следствием оскудения духовной жизни. Речь, как зеркало, отражает духовную нищету (чего стоят диалоги молодых людей в «Доме-2» или в сериале «Школа»).
Плачевное состояние речевой культуры молодежи является закономерным итогом развития общества за последнее время, ведь язык -живое явление, и он реагирует на все социальные процессы. Сегодня остро ощущается потребность в защите языка, в устранении языковых крайностей, представляющих безвкусную мешанину из разнородной лексики и стилей. «В настоящее время культура речи личности формируется в условиях, когда количество ситуаций высоко значимого публичного общения невелико и речевое общение направлено в основном на восприятие средств массовой коммуникации. Поэтому основными жанрами стали бытовой диалог или манипулятивные разговоры. Отсюда - недостаточная развер-нутость речи при отсутствии оформленной, законченной монологической речи в небытовых ситуациях. Речь молодежи часто характеризуется чертами внутренней речи - ей негде было развернуться во внешнюю и окрепнуть как внешняя речь» [5]. Коммерческий дух рекламных слоганов, американская реклама, представляющая ценности другого образа жизни с акцентом на «здесь и сейчас», тиражирование средствами массовой информации этикетных норм чужой культуры, взрыв шоу-индустрии с демонстрацией полной потери стыда - все это навязчиво диктует свои вкусы и речевые стандарты: окей, вау, не вопрос, нет проблем и т. д.
Речь, насыщенная заимствованиями, штампами и жаргоном, исключает серьезное содержание, используется исключительно в бытовых диалогах и для «трепа». На таком языке невозможно обсуждать серьезные проблемы, анализировать и обобщать. Так развивается привычка поверхностного отношения ко всему на свете, формируются примитивные и циничные взгляды на жизнь. Молодое поколение, не имеющее культурного «иммунитета» в виде необходимого набора культурных кодов, делающих человека гражданином своей страны, не получило противоядия от бескультурья. Может быть, если бы слово «традиция» осталось ключевым в
нашей культуре, снижение общей и языковой культуры не было бы столь масштабным и очевидным.
Абстрактно учиться языку нельзя, поэтому никакие справочники и правила не остановят снижение речевой культуры. Нарастающей глобализации и экспансии английского языка может противостоять только гуманитарная культура с ее интересом к индивидуальному, неповторимому, в первую очередь - к родному языку. Именно в родном языке для каждого из нас сохраняется жизненно важный опыт первого знакомства с миром. Влияние языка на формирование личности человека несомненно, думается, что сегодняшние мутации в нашем языке подтолкнут лингвистов, психологов, социологов к решению этой задачи. А ведь в русском языке есть имя для всего. У него совершенный словарь, большой и разнообразный, где есть слова обобщающие и уточняющие, с эмоциональным и рациональным содержанием. Современная манера изъясняться раскрепощенно, точнее, даже развязно, выдается за нежелание говорить казенно, «по-советски», а оборачивается утратой выработанной на протяжении многих веков культурой речи, правильного произношения, точности словоупотребления и ясности изложения.
Проблемы преемственности поколений отражаются в речи «отцов» и «детей». Коммуникативные провалы связаны не только с жаргоном и обилием заимствований, хлынувших в нашу речь, но и несовместимостью языкового поведения поколений. Пенсионеры замирают, услышав про специалиста по клинингу и марчандайзеров, за которыми «охотятся» магазины. Без доброй воли носителей языка: ученых, преподавателей - всех, кто хорошо говорит по-русски, без культуры индивидуального чтения - нам не избежать стандартизации и обезличивания нашей речи. Престиж культуры, качественное образование, просвещение, внимание к родному языку - вот что необходимо для оздоровления русской речи.
На заре славянской письменности наш язык еще не был богатым и выразительным. В ходе исторического развития и роста духовной мощи наших предков русский язык стал великим. Промотать это наследство, отдать на откуп «косноязычащим раздолбаям» [6] будет величайшей безответственностью и святотатством. Поэтому одна из важнейших задач образования сегодня - включить молодое поколение в культурную традицию общества, поддерживать остывающий очаг культуры и осаживать хама, потому как тон, стиль, вкусы и стандарты сегодня задают подростки, как самая активная, свободная, но отнюдь не самая просвещенная часть социума.
Требования времени существенно расширили задачи образования. Качественное образование сегодня должно не только готовить студента к
профессиональной деятельности и формировать его гражданскую позицию. Главное - обеспечить интеллектуальный рост и независимость человека, который должен все время творчески развиваться, ориентироваться в социальной среде и находить варианты решений поставленных задач.
В «Руководстве по качеству» (внутренний документ ГУСЭ, объясняющий систему работы менеджмента качества) говорится о том, что на входе мы получаем «сырье», т. е. абитуриента, а на выходе - «продукт», то есть специалиста, показателем качественной подготовки которого является уровень его компетентности - способности решать задачи на основе полученных знаний, опыта, мотивации и ценностных ориентаций.
Именно в связи с этим изменением содержания образования сегодня остро стоит вопрос о стратегиях использования информационных и коммуникационных технологий в сфере высшего образования. Современные концепции содержания образования выделяют в нем собственно предметное содержание, предполагающее использование информационных материалов, информационные ресурсы преподавателя, информационные ресурсы студентов. Количество информации зашкаливает, информационные технологии пронизывают весь учебный процесс. Естественно, учить, как раньше, уже невозможно. На наших глазах претерпевают изменения методы обучения. Лекции и семинары заменит дистанционное обучение, преподаватели освоят роли консультантов, разработчиков учебных материалов, размещаемых в сетевых ресурсах. В вузах преподавателей вытеснят компьютеры, за которыми останутся только студенты и онлайн-консультанты. Остается только дополнить эту унылую картину вопросом на засыпку: приведет ли такое обучение к повышению языковой,
коммуникативной и общей культуры студентов? Такие условия сводят на нет еще одну функцию вуза - учить самих преподавателей. В известной шутке про учителя, который, пока объяснял, сам все понял, только доля шутки. Вспомним классический случай с Д.И.Менделеевым, который раскладывал карточки с названиями элементов своей будущей таблицы, чтобы объяснить студентам их свойства, и вдруг сам с удивлением увидел периодичность этих элементов.
Конечно, односторонняя коммуникация как способ передачи информации отживает свой век, особенно если преподаватель просто «сливает» ее в аудиторию, как в емкость, притом что эта информация редко является открытием и возможность добыть ее не проблема. Не мы учим студента - он сам учится, конечно, не без нашей помощи. Лучшие университетские преподаватели умеют читать проблемные лекции, где аудитория превращается в равноправного партнера и знание добывается
вместе - замечательный пример совместного конструирования знания. Инновационные технологии создают благоприятные возможности для использования методов обучения, основанных на принципиально ином способе коммуникации - многосторонней коммуникации, когда нет одного носителя информации - есть равноправные участники, занятые организацией и конструированием знания, совместного по форме, но индивидуального по сути (режим он-лайн, сетевые ресурсы, паритетное партнерство, интерактивные методы) [7]. Требования времени, существенно расширившиеся задачи образования, должны привести к усовершенствованию и оптимизации коммуникативных взаимодействий и личностному самовыражению. Без овладения высокой коммуникативной культурой, т. е. способностью строить и воспринимать тексты разных жанров в разных ситуациях общения, нам не остановить ни общего снижения речевой культуры, ни вторжения языкового разнобоя в те сферы, где требуется единообразие, ни ставшей нормой обезличенности речи людей, говорящих по-русски.
Само понятие «качество образовательной деятельности» предполагает выполнение всех требований образовательного стандарта, но не должно стандартизировать методы и приемы обучения в высшей школе. Да, меняются виды и способы коммуникации, вводятся госстандарты третьего поколения, внедряются в практику вузовского обучения новые единицы трудоемкости освоения учебных программ, начинает применяться рейтинговая система оценки знаний и умений. Но настоящий учитель сам складывает свой «костер», и если этот костер горит, то так ли уж важно, освоил ли он функции тьютора (что, наверное, не так уж сложно) или суперсовременную технологию развития критического мышления на основе трехфазовой образовательной технологии. «Все это, видите ль, слова, слова, слова...». Тем более что за новое часто выдается хорошо забытое старое. Главное, чтобы привыкшие к активному поиску решений познавательных задач наши студенты не оказались в тупике, когда следует поменять угол зрения и проявить творческую инициативу.
Культура есть то, что делает человека - личностью, группу людей -сообществом, общающихся на одном языке - собеседниками. В ней, в культуре, закреплены нормы, определяющие подлинно человеческие способы поведения и общения. Ведь не придумано ничего интереснее ни в жизни, ни в искусстве, чем диалог умных, интеллигентных людей. Поэтому стимулирование творческой активности требует от всех преподавателей создания таких условий обучения, которые способствуют повышению культуры речи, овладению навыками межличностного и профессионального общения с обязательным привлечением внимания к этическому аспекту будущей профессии. Интерес студентов к родному языку становится уже и
осознанной необходимостью. Востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность начинают зависеть и от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, понимания, что каждый текст организуется по определенному стратегическому замыслу с помощью разных тактических приемов.
Меняется идеология, ценности, вся наша жизнь. Мы все уже не те, что были вчера. Но, к нашему счастью, язык - необычайно стабильная система, способная «перемолоть» многие чужеродные явления. Стабильность и здоровый консерватизм ему помогает поддерживать великая русская культура, в первую очередь классическая литература, в которой сконцентрированы представления о национальных традициях и идеалах, о том, что делает русского человека русским даже в условиях раскультуривания, когда сознание молодежи начинает так резко порывать с традицией.
Вселяют оптимизм и усилия государства, общественности, хочется верить, постепенно осознающих необходимость непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, результатом чего стало введение дисциплины «Русский язык и культура речи» сначала во всех средних (2002-2003гг.), а затем и во всех высших учебных заведениях, готовящих специалистов нефилологического профиля. Общеизвестно, что в культуре, как и в жизни, вектор сохранения всегда дополняется вектором изменения. Только так, в гармонии старого с новым, при наличии внятной образовательной доктрины, сохраняя здравый смысл, позволяющий преодолевать конъюнктурную актуальность, ориентируясь на непреходящие духовные ценности, мы переломим ситуацию с речью, с культурой, с образованием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый словарь русского языка/ РАН; Под ред. С.А.Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998.
2. Словарь иностранных слов и выражений/ Авт.-сост. Е.С.Зенович. М.: Олимп, Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
3. Толковый словарь русского языка/Сост. В.П.Бугромеев. М.: Рипол-классика, 2009.
4. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991.
5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций по русскому языку и культуре речи. М.: Проспект, 2008.
6. Лосев Л.В. Из последних стихов // Звезда. 2009. №7.
7. Барнетт Р. Осмысление университета. По материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 года/ Пер. Т.Н.Буйко. ИКЬ: http://charko.narod.ru/tekst/а1т1/Ьате^т