Педагогические н ну ки
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
О. А. Гарцуева
THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASICS OF THE DEVELOPMENT OF THE CONTEMPORARY YOUTH'S COMMUNICATIVE-SPEECH CULTURE
Gartsueva О. А.
The necessity of designing the theoretical-methodological basics of developing communicative-speech cuttures of the contemporary youth is actualized in the article basing on empiric data. The degree of the problem examination, basic notations, model components and educational conditions ensuring the development success are presented.
Key words: the youth, culture, speech, speech communication, communicative competence, communicative-speech culture.
В статье на основе эмпирических данных актуализирована необходимость разработки теоретико-методологических основ формирования коммуникативно-речевой культуры современной молодежи. Представлены степень изученности проблемы, основные понятия, компоненты модели и педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования.
Ключевые слова: молодежь, культура, речь, речевая коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативно-речевая культура.
УДК 378. 147: 800. 7 - 053. 6
Проблема формирования коммуникативно-речевой культуры молодежи в современных социокультурных условиях имеет исключительную важность, как для педагогической науки, так и для воспитательной практики. Вместе с тем, имеющие место противоречия, содержательная и результативная неопределенность задач формирования данного вида культуры в современных условиях указывают на то, что объективно требуется социолого-педагогический анализ исследуемого феномена.
Рассматриваемая проблема актуализируется и тем, что в настоящее время необходимо усиление культурообразующей роли образования: в начале XXI века в обществе возрождается идеал образованного человека, обладающего высоким уровнем этической, эстетической, гуманитарной, профессиональной, информационной и коммуникативно-речевой культуры.
Пакет российских нормативных документов (Закон РФ «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования», «Обязательный минимум содержания образования в начальной, основной и полной средней школе» и др.) постулирует, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной,
информационной и культурной сферах. При этом коммуникативная компетенция понимается как способность человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы, а умение вести диалог рассматривается как одна из основных характеристик зрелой личности.
Понятия «культура», «общение» и «речь» неразрывно связаны друг с другом. Человек является уникальным видом в своей способности развивать и передавать культуру, в том числе посредством речи и коммуникации.
Коммуникация как феномен культуры и духовное развитие личности сегодня находится в поле зрения всех гуманитарных наук, которые изучают поведение человека, его жизнедеятельность. Философия, психология, педагогика, социология, лингвистика, культурология стремятся объяснить процессы коммуникации и проследить пути, по которым происходит передача информации между индивидами, группами, поколениями, этносами. При этом одним из ключевых элементов духовной культуры рассматривается коммуникативно-речевая культура. Интерес к ней неуклонно растет, о чем свидетельствует большое количество научных публикаций (Г. Н. Андреева, Д. В. Василенко, О. Я. Гойхман, Г. С. Кочмина, Т. М. Надеина, С. Л. Суворова и др.), конференций и материалов в средствах массовой информации.
С другой стороны, наблюдается стремление как можно более полно, точно и объективно изучить культуру современной молодежи. Ученые выражают озабоченность по поводу падения коммуникативно-речевой культуры во всех слоях общества, особенно, в молодежной среде.
Необходимо подчеркнуть, что смена ценностей и ориентиров, произошедшая в современном обществе, не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры общества в целом. В современной языковой ситуации не последнее место занимает воздействие на молодое поколение средств массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность
выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.
Многолетнее педагогическое наблюдение за речевой коммуникацией молодежи (с позиции преподавателя кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования) показало, что отмечается значительное снижение общего уровня коммуникативно-речевой культуры студентов: невысокий уровень развития научной коммуникации; ограниченный словарный запас; заметное оскудение речи на лексическом уровне, усеченность речи - на уровне построения высказывания, затрудненность в профессиональном общении, примитивизм речи в бытовом общении, балансирование на грани литературного языка и жаргона, массовое употребление молодежного сленга, частое обращение к нецензурным выражениям и пр.
С целью изучения реального состояния коммуникативно-речевой культуры современной молодежи в ноябре-декабре 2010 г. в г. Краснодаре был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого анкетировалось 300 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет.
Среди респондентов высшее образование имеют 10 %, незаконченное высшее образование у 70 %, среднее образование - 13,3 %, среднее специальное образование - 6,7 %
Основные результаты опроса, актуализирующие формирование коммуникативно-речевой культуры современной молодежи, показали следующее:
- 93,3 % респондентов признают, что умение грамотно и понятно формулировать мысль влияет на процесс коммуникации (общения) в целом, а также служит частью имиджа современного человека;
- 56,7 % участвующих в опросе оценили уровень речевой культуры своего поколения как низкий, 40 % как средний и лишь 3,3 % ответивших считают его высоким;
- основная часть участвующих в опросе признают, что в современном обществе отмечается тенденция снижения коммуникативно-речевой культуры молодежи: 76,7 %
респондентов считают, что за последние 10 лет уровень речевой культуры молодежи снизился; 10 % респондентов считают, что он не изменился; 3,3 % думают, что повысился.
- среди факторов, влияющих на формирование речевой культуры и речевой коммуникации молодежи, респонденты назвали: неформальный круг общения - 63,3 % ответов; средства массовой информации - 60 % ответов; семья, родители, близкие люди -36,7 % ответов; учителя, преподаватели -23,3 % ответов (по данному вопросу было предложено назвать несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма процентов превышает 100);
- о нормах речевого этикета, применяемого в общении, знает большинство респондентов 76,7 % опрошенных, 20 % затрудняются ответить на этот вопрос, и только 3,3 % ничего не знают о нормах речевого этикета;
- 70 % респондентов считают нормы речевого этикета необходимым условием для полноценной коммуникации современного человека; 10 % считают, что современные нормы речевого этикета нуждаются в радикальных изменениях, так как они устарели и не отражают адекватно состояние речевой культуры общества; 20 % не имеют определенного мнения по данному вопросу;
- 93,3 % респондентов ответили, что большинство их знакомых употребляют сленг;
- 90 % опрошенных признают жаргони-зацию речи неотъемлемой частью общения среди молодежи; 10 % не имеют мнения по данному вопросу;
- 83,3 % респондентов используют в повседневной речи определенный жаргон, сленг, что помогает им лучше выразить свою мысль (при этом 50 % респондентов подчеркнули, что стараются в основном использовать в коммуникации литературный язык); 6,7 % ответивших не используют не сленга, не жаргона в повседневной речи;
- 70 % респондентов считают, что в современной жизни можно обойтись без использования грубых выражений, нецензурной брани; 13,3 % считают, что без этого в
общении нельзя обойтись; 16,7 % затрудняются ответить на этот вопрос;
- 49 % опрошенных употребляют в повседневной речи нецензурные слова и выражения (из них: 30 % употребляют их редко, 15,7 % используют иногда, 3,3 % часто); 51 % респондентов стараются не употреблять в речи нецензурные слова и выражения;
- 26,7 % респондентов никогда не испытывают затруднений при общении с преподавателем на научные темы; 50 % ответивших часто испытывают затруднения при общении с преподавателем; а 23,3 % всегда испытывают затруднения при общении с преподавателем;
- 73 % респондентов отметили, что им легче вести диалог с преподавателем на определенную тему с помощью бытовой лексики, чем использовать научную терминологию.
- информацию, используемую в дальнейшей коммуникации, 43,3 % респондентов чаще всего узнают в Интернете; 36,7 % из телевидения; 10 % из радио передач; 10 % от ближайшего окружения;
- оценивая свой уровень коммуникативно-речевой культуры 56,7 % оценили его как высокий, 43,3 % как средний; низкий уровень не отметил у себя ни один респондент;
- 56,7 % респондентов считают, что для того, чтобы повысить речевую культуру общества, необходимо ввести в школах и вузах дисциплину «Культура речи» или «Основы коммуникации» и др.; 53,3 % видят решение проблемы снижения культуры речи в запрещении или ограничении в СМИ использование жаргона сленга, нецензурной речи; 40 % считают необходимым введение более серьезного контроля за речью на радио и телевидении; 33,3 % для повышения речевой культуры речи считают средством использование социальной рекламы, направленной на грамотную речь (по данному вопросу было предложено назвать несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма процентов превышает 100).
Анализируя данные, полученные экспериментальным путем, мы пришли к выводу, что в настоящее время назрела необходимость формирования коммуникативно-речевой культуры молодежи и, прежде все-
го, разработки теоретико-методологических основ данной проблемы.
При этом необходимо признать, что к настоящему времени в научно-теоретическом и практическом плане немало сделано для формирования коммуникативной и речевой культуры общества в целом.
В отечественной философии, социологии, психологии и педагогике имеется достаточная база исследований по проблеме формирования коммуникативной культуры личности. Вопросы, связанные с общением являлись и остаются объектом изучения представителей различных наук: философии (М. М. Бахтин, Р. Барт, М. С. Каган, Ю. Кристева, В. М. Соколова, А. Я. Найн и др.); методологии (Е. В. Бондаревская, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сла-стенин и др.); психологии (Б. Г. Ананьев, Г. Н. Андреева, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, Ю. С. Крижанская, Г. М. Кучинский, Б. Ф. Ломов и др.); педагогике (В. С. Грех-нев, И. И. Зарецкая, В. А. Канн-Калик, К. М. Левитан, А. В. Мудрик, В. В. Соколов и др.); социологии (А. А. Иванова, Е. В. Ру-денский, Р. О. Якобсон и др.).
Научные принципы культуры речи обосновывались в трудах известных лингвистов (Р. И. Аванесов, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, Е. С. Истрина, С. П. Обнорский, С. И. Ожегов, А. М. Пеш-ковский, В. И. Чернышев, Л. В. Щерба и др.).
Концептуальные основы разработки проблемы общения и коммуникации связаны в основном с философскими трудами Б. Г. Ананьева, Н. А. Бердяева, Л. П. Буевой, М. С. Кагана, И. С. Кона, Э. С. Маркаряна и др.
Фундаментальное значение для понимания категории общения имеют психолого-педагогические исследования Т. Я. Берула-ва, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, Ф. Н. Гоноболина, И. В. Дубровиной, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.
Лингвистический аспект проблемы культуры речи в процессе общения освещен в работах Л. А. Введенской, Б. Н. Головина, К. З. Закирьянова, М. И. Ильят, О. М. Казар-цевой, А. В. Калинина, Т. И. Кузнецовой, Т. А. Ладыженской, О. И. Марченко,
А. А. Мурашова, Л. Г. Павловой, Л. И. Сквор-цова, Е. Н. Ширяева и др. При этом в 70-90-е годы ХХ века особое внимание уделялось изучению коммуникативного аспекта культуры речи (Б. Н. Головин, Л. К. Граудина, Ю. Н. Караулов, Е. Н. Ширяев и др.).
Вопросы, посвященные коммуникативной подготовке студентов, рассмотрены в исследованиях Г. Н. Артемьевой, Е. А. Ба-роненко, Е. Е. Боровиковой, В. А. Возчико-ва, В. А. Григорьевой-Голубевой, С. З. Ени-кееевой, И. Р. Петерсон, А. А. Поздняковой, О. П. Протченко, Е. В. Прозоровой, Т. А. Слу-хай, О. В. Шмаловой и др.
Однако при определенной разработанности вопросов изучения и формирования коммуникативной и речевой культуры молодежи, в современных исследованиях на должном уровне не представлены работы, отражающие целостно данную проблему.
Сложившаяся ситуация обусловлена рядом противоречий, актуализирующих рассматриваемую проблему, между:
- потребностью и недостатком научных исследований, отражающих социолого-педагогический анализ коммуникативно-речевой культуры молодежи;
- потребностью социума в сформированной коммуникативно-речевой культуре молодежи и отсутствием обоснования педагогических условий ее формирования;
- необходимостью формирования коммуникативно-речевой культуры молодежи в процессе обучения в ВУЗе и недостаточной изученностью данной проблемы в теории и практики высшей школы, неразработанностью комплекса методического обеспечения;
- необходимостью использования всех возможностей образовательной практики в развитии коммуникативно-речевых умений и навыков и недостаточностью использования преподавателями вуза потенциальных возможностей различных дисциплин, а также внеучебной работы в образовательном процессе вуза для формирования у студентов коммуникативно-речевых умений, необходимых для установления гармоничных межличностных отношений в профессиональной и частной жизни.
Очевидно, что содержание профессиональной подготовки студентов нуждается в коррекции посредством проектирования такой педагогической системы, которая будет способна разрешить обозначенные противоречия, и важной характеристикой которой будет воспитание личности, обладающей достаточным уровнем коммуникативно-речевой культуры, и, как следствие, коммуникативной компетенцией.
Методологическую основу исследования формирования коммуникативно-речевой культуры молодежи составили идеи и положения культурологического и аксиологического подхода к воспитанию личности, в качестве методологических выступали положения о личности как субъекте собственной жизнедеятельности и отношений; о единстве сознания и деятельности. Главный принцип, положенный в основу формирования коммуникативно-речевой культуры молодежи - личностная ориентация, что, безусловно, предполагает применение коммуникативного и деятельностного подходов в обучении.
Теоретическую основу исследования формирования коммуникативно-речевой культуры молодежи составили:
- педагогические работы, раскрывающие сущность и функции межличностного общения людей (В. С. Грехнев, И. И. Зарец-кая, В. А. Канн-Калик, К. М. Левитан, А. В. Мудрик, В. В. Соколов и др.);
- работы по психологии общения (Б. Г. Ананьев, Г. Н. Андреева, А. А. Бода-лев, И. А. Зимняя, Ю. С. Крижанская, Г. М. Кучинский, Б. Ф. Ломов и др.);
- принципы культуры речи, представленные в трудах известных лингвистов (Р. И. Аванесов, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, Е. С. Истрина, С. П. Обнорский, С. И. Ожегов, А. М. Пеш-ковский, В. И. Чернышев, Л. В. Щерба и др.);
- работы, рассматривающие коммуникативный аспект культуры речи (Б. Н. Головин, Л. К. Граудина, Ю. Н. Караулов, Е. Н. Ширяев и др.).
- иссследования, посвященные коммуникативной подготовке студентов, Г. Н. Артемьевой, Е. А. Бароненко, Е. Е. Боровико-
вой, В. А. Возчикова, В. А. Григорьевой-Голубевой, С. З. Еникееевой, И. Р. Петерсон, А. А. Поздняковой, О. П. Протченко, Е. В. Прозоровой, Т. А. Слухай, О. В. Шмаловой и др.
Ретроспективный анализ научной педагогической литературы (Е. В. Бондаревская, Ф. Н. Гоноболина, В. С. Грехнева, В. А. Канн-Калик, А. В. Мудрик, А. Я. Найн и др.) показывает, что единого подхода к определению понятия коммуникативная культура не существует. То же самое касается и психологических исследований: разные психологи вкладывают разный смысл в содержание понятие «коммуникативная культура личности» (Б. Г. Ананьев, Г. Н. Андреева, А. А. Бо-далев, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина и др.).
Для выявления сущности коммуникативно-речевой культуры молодежи проанализируем существующие определения. Исследуемое понятие складывается из составляющих: «коммуникация», «речь», «культура».
При рассмотрении культуры мы придерживаемся точки зрения социологов Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова, В. Н. Не-чипуренко, А. В. Попова, которые считают, что культура - это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными, объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения. Культура состоит из языка, идей, верований, институтов, традиций, церемоний и т. д. [1, с. 63].
Коммуникативная культура предполагает культуру общения, культуру коммуникации.
Слово «коммуникация» (от лат. Сот-тишоо - делаю общим, связываю, общаюсь) означает акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц [4, с. 294].
В наиболее общем виде коммуникация понимается как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Считается, что одним из средств, обеспечивающих коммуникацию между людьми, является язык, речь. Средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация (рече-
вая) - это общение с помощью слов, невербальная - это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков.
Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека: с ее помощью и на ее основе осуществляется общекультурное развитие, овладение различными знаниями, межличностные коммуникации в частной жизни и профессиональной сфере.
Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок.
Как научный термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. Во-вторых, речью называется результат деятельности -текст, статья, сообщение и пр. Поэтому понятно, что для определения слова «коммуникация» (общение) уместно использовать термин «речевая».
Из определения речевой коммуникации вытекают ее функции: информационная (передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей); агитационная (побуждение, призыв, просьба); эмотивная (непосредственное выражение чувств, эмоций).
Исходя из указанных функций задачи речевой коммуникации можно представить в следующем виде: эффективное получение информации или ее передача; достижение поставленной цели путем убеждения собеседника или побуждение его к действию; получение дополнительной информации о собеседнике; позитивная самопрезентация; выражение своих эмоций.
Показателями речевой коммуникации современной личности являются: способность человека свободно и правильно говорить, создавать устные и письменные тексты, отвечающие целям и условиям коммуникации, умение эффективно извлекать информацию из чужой речи и доносить определенную информацию до собеседника. Очевидно, что эти черты также являются важнейшими компонентами общей культу-
ры человека, необходимы для его социальной адаптации, самореализации в любой области деятельности и межличностного общения.
Условно можно говорить о трех уровнях речевой коммуникации современной личности:
- высокий уровень предполагает свободное владение довольно богатым запасом языковых (лексических и грамматических) средств; их правильное и эффективное использование в разнообразных ситуациях общения;
- средний уровень - это владение достаточным запасом языковых средств, использование которых характеризуется отступлениями от литературных норм, затруднениями в их отборе и организации сложных ситуаций общения;
- низкий уровень характеризуется бедностью активного словаря, грамматического запаса, грубым нарушением языковых норм, способностью к созданию лишь самых элементарных текстов.
Впервые термин «коммуникативная культура» в отечественной педагогике использовал А. В. Мудрик. Ученый определяет ее как систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении [3, с. 58]. Рассматривая коммуникативную культуру личности А. В. Мудрик, называет ее основные компоненты: потребность в общении, эмпатия, рефлексия, особенность мышления, коммуникативные умения.
Соглашаясь с идеями Г. С. Батищева, М. Бубера, А. А. Сидорова, М. В. Прохорова, Б. Д. Синюхина и др. мы понимаем коммуникативную культуру личности как поведение, нацеленное на диалог, и включающее в себя ряд обязательных умений: умение расположить к себе собеседника и выслушать его, не перебивая; умение вести диалог на равных, не ущемляя собственного достоинства или достоинства собеседника; умение управлять собой в общении в ситуациях любой сложности; умение быть доброжелательным в общении с разными людьми и пр.
Коммуникативно-речевая культура современного человека является одной из важных составляющих различных сфер жизнедеятельности человека: семейной, учебной, производственной, неформальной, досуговой и пр. Она характеризуется овладением наукой и искусством общения с различными людьми, знанием норм и правил межличностного общения [2].
Модель процесса формирования коммуникативно-речевой культуры включает следующие взаимосвязанные компоненты:
- целевой (цель, задачи, принципы, направления деятельности);
- содержательный (методы, формы, этапы формирования коммуникативно-речевой культуры: тактический, теоретический, исполнительский);
- организационно-деятельностный (комплекс методов и форм формирования коммуникативно-речевой культуры, условия: организационно-педагогические, дидактические, психолого-педагогические);
- контрольно-оценочный (компоненты коммуникативно-речевой культуры, уровни ее сформированности, технология реализации модели);
- результативный.
Мы выделяем комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования коммуникативно-речевой культуры студентов в образовательном пространстве вуза:
- организационно-педагогические условия: обеспечение преемственности учебной и внеучебной работы в целях формирования коммуникативно-речевых умений; обеспечение единства требований преподавателей в реализации целей и задач воспитания в образовательной среде ВУЗа;
- дидактические условия: актуализация педагогического потенциала содержания дисциплин гуманитарного цикла, повыше-
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. - М: Гарда-рики, 2000.
ние роли межпредметных связей в формировании коммуникативно-речевой культуры студентов; интенсификация процесса формирования коммуникативных и речевых умений и навыков посредством факультативных занятий, курсов по выбору; методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогические условия: целенаправленное изучение индивидуальных особенностей студентов в плане развития их коммуникативно-речевой культуры; индивидуальная работа со студентами; психолого-педагогическая помощь студентам, испытывающим затруднения в коммуникации; формирование устойчивой мотивации к овладению коммуникативно-речевой культурой; применение диагностических методик для изучения уровня коммуникативно-речевой культуры.
Особое внимание необходимо уделить использованию потенциальных возможностей дисциплин гуманитарного цикла и внеаудиторной работы для формирования необходимого уровня коммуникативно-речевой культуры студентов. Основными способами актуализации содержания дисциплин гуманитарного цикла является акцентирование внимания преподавателей и студентов на темах, вопросах, связанных с коммуникативными потребностями индивидов, социальных групп, опора на личный опыт коммуникации каждого студента, актуализация их социально-коммуникативной эрудиции. Основными средствами, позволяющими достичь такой актуализации, являются проектирование коммуникативных ситуаций, анализ типологических ситуаций общения, наиболее характерных для конкретной среды жизнедеятельности, игровые ситуации общения.
2. Ксенофонтова А. Н. Новые подходы к построению системы образования // Вестник ОГУ. - 1999. - № 2.
3. Мудрик А. В. Самые трудные годы. — М.: Знание, 1990.
4. Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1993.
Об авторе
Гарцуева Оксана Александровна, Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования, преподава-
тель кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, соискатель кафедры педагогики и психологии Северо-Кавказского государственного технического университета. Elena M 1972 @ googlemal.com