УДК 101.1:316
СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
© А. И. Арсланова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 235 56 02.
E-mail: [email protected]
Одной из современнейших форм человеческих объединений является сообщество в сети Интернет. Данная форма стала отражением той коммуникационной ситуации, которая сложилась сегодня в социуме. Она характеризуется информационной избыточностью и предполагает фильтрацию. Именно «фильтры»СМИ, человек, медиа) становятся теми коммуникационными узлами, вокруг которых индивиды объединяются в сообщества. Даже пользователь, не занимающий активную позицию в коммуникационном акте, вынужден производить выбор (фильтрацию). Американский социолог Мануэль Кастельс описывает данную модель социальности как «сетевой индивидуализм».
Ключевые слова: Интернет, модель коммуникационного акта, новые медиа, сетевое общество, сообщество.
Всемирная сеть Интернет стала сферой наиболее заметных коммуникационных изменений и их символом, однако трансформации социальных взаимодействий, произошедшие в 1990-е гг., значительно шире. Начать следует с того, что растет значение коммуникации по отношению к другим областям жизнедеятельности социума - экономике, политике, культуре. Более того, исследователи уже говорят о медиатизации культуры, под которой подразумевается увеличивающееся воздействие средств массовой коммуникации на создаваемые людьми материальные и духовные ценности, влекущие за собой преображение форм личностной и общественной жизни. Хотя медиа всегда были органическими компонентами развития общества, на современном этапе растут, во-первых, масштаб их влияния (глобализация СМИ), а во-вторых, мера инициативности (коммуникация определяет другие сферы деятельности) [1, с. 158].
Говоря об этом, нельзя не согласиться с Д. В. Ивановым, который утверждает, что современные технологии ведут не к информационному обществу, как предрекали Д. Белл, А. Турен, Э. Тоффлер, Й. Масуда и др., а к коммуникационному. Так, сегодня наиболее информированным человеком считается не тот, кто обладает большими знаниями, а тот, кто поддерживает большее число контактов. Символом, основным явлением эпохи стала Всемирная сеть Интернет как основной и наиболее совершенный передатчик информации (а вовсе не университет как ее производитель). Девизом - средство сообщения само является сообщением (англ. the medium is the message) М. Г. Мак-люэна, а не «знание - сила» (лат. scientia potentia est) Ф. Бэкона [2, с. 355-363].
В подобных условиях актуализируется проблема цифрового разрыва_(англ. digital divide) - неравенства в доступе к информационным и коммуникационным сетям [3, с. 68]. В социальном пространстве появляются разобщенные группы тех,
кто коммуницирует глобально, и тех, кто подобной возможности лишен (среди вторых - целые страны). А увеличение числа пользователей Интернета влечет за собой новые проявления цифрового разрыва, в частности, формирование элит и масс в зависимости от выбираемых каналов коммуникации и видов деятельности в Сети.
Следующей чертой современной коммуникационной ситуации, которую хочется выделить, является коммуникационный переизбыток. По А. В. Назарчуку, «в условиях переизбытка коммуникации и принципиальной доступности каждого как возможного партнера по коммуникации возникает «коммуникативная теснота» [4, с. 101]. Исследователь использует метафору дома для описания современного мира (соответственно все люди в нем - «соседи»). По сути, речь идет о «глобальной деревне» Г. М. Маклюэна - наиболее известном и даже клишированном утверждении о том, что электронные медиа возвращают планету к коллективизму допечатной эпохи. С той лишь разницей, что современный исследователь понимает и проговаривает, что человеческие возможности по восприятию информации небезграничны, и потому это, скорее, потенция, которой каждый распоряжается в зависимости от собственных интеллектуальных, эмоциональных, временных и других ресурсов.
Третьей чертой, которую мы вслед за А. В. На-зарчуком выделяем, является свободный характер формирующихся объединений людей: «Коммуникация развивается в глубину, становится разветвленной и комплексной. Ее конфигурации непредсказуемы и неконтролируемы... Комплексные сложноиерархические институты, мобильное интерактивное функциональное взаимодействие, проектно-ситуативные контакты, плюралистичные гражданские группы создают дисперсное пространство, в котором на каждую единицу способно реализоваться принципиально необозримое количество коммуникационных комбинаций» [4, с. 101].
Беспорядочность, неурегулированность, неустойчивость современных социальных контактов позволяют говорить о коммуникационном «зэппинге» (от англ. Zapping - практика постоянного переключения каналов телевизора с помощью пульта дистанционного управления; сегодня термин используется шире, как безостановочное блуждание по некоей медиасреде в рассредоточенном состоянии). В. В. Тарасенко, рассматривающий «зэппинг» в Интернете, отмечает, что данное явление может быть оценено двояко. С одной стороны, как шизофрения, полная иррациональность и нахождение вне культуры. С другой, как новая культурная практика. Неравномерность коммуникативных блужданий, по В. В. Тарасенко, имеет свою сложную структуру, которую выстраивает индивид («человек кликающий»), меняя таким образом принципы своего мышления, структуру интеракций в обществе, культуру в целом (последовательные нарративы сменяются в ней фрактальным) [5, с. 116-117].
Современные реалии требуют современных коммуникативных практик, и оптимальной, с точки зрения таких исследователей, как М. Кастельс и А. В. Назарчук, является их сетевая модель. Предполагается, что коммуникативные сети связывают все коммуникативное пространство, а индивидом или группой индивидов актуализируется, «включается» лишь необходимая ее часть. Сети отличаются достаточной гибкостью и позволяют образовывать наиболее многообразные коммуникативные пространственно-временные конфигурации. Фрагментация коммуникации подстраивает ее под физиологические возможности человека по восприятию.
Со свободным характером формирующихся социальных объединений связаны две родственные между собой характеристики современного коммуникационного процесса. Во-первых, это отход от массовой коммуникации. Э. Тоффлер еще в 1980 г. говорил о данном явлении уже в связи с традиционными СМИ [6]. Однако демас-совизация наиболее широко проявила себя в Интернете. Небольшие узкоспециализированные сообщества - одна из наиболее востребованных в данной среде форм коммуникации. Примером может служить феномен блогерства, когда пользователи объединяются вокруг интернет-дневника с узкой тематикой. При этом данный блог может обладать высоким авторитетом и составлять конкуренцию более массовым информационно-коммуникативным площадкам (примеры: блог о специях как конкурент интернет-портала о кулинарии, блог о помадах как конкурент сайта о косметике и женского интернет-портала).
Так в Интернете проявляет себя проанализированная Э. Тоффлером «клип-культура». «Музыкальные альбомы разбиваются и продаются отдельными песнями. Фильмы становятся трейлерами... Газеты становятся постами из Twitter. Науч-
ные статьи подают нарезкой на Google» [7], а коммуникация протекает в небольших сообществах.
Следствием данной тенденции является разрушение традиционной иерархии средств массовой информации и социальных ролей. Узкоспециализированные информационные продукты в современном мире могут быть востребованней, чем универсальные, а отдельные индивиды создавать вокруг себя более широкие коммуникационные поля, чем группы профессионалов. Как отмечает Н. Луман, «авторитет источника со всеми необходимыми для его поддержания социальноструктурными гарантиями (происхождение, репутация) становится необязательным, даже аннулируется техникой и заменяется неизвестностью источника» [8, с. 142] (курсив наш. - А. А.). Об этом же говорит Д. А. Лурдье: «Деформированы принципы взаимодействия людей и их социокультурные связи, отсутствует иерархическая соподчиненность элементов социальной системы, «размыты» социальные структуры» [9, с. 167-168].
Итак, в связи с особенностями коммуникационных процессов в ХХ в. (институционализированность, монологичность) общество испытывало потребность в иных формах взаимодействий. Искусственно созданной средой для них стал Интернет. Впоследствии новые явления распространились на всю сферу коммуникаций. Демократичная среда Всемирной сети породила информационную полифонию, свободный характер объединений индивидов, демассовизацию и разрушение традиционных иерархий. Все это не только увеличило значимость коммуникации в сравнении с другими сферами человеческой деятельности, но и изменило модель ее протекания.
Предложенная в 1948 г. структура акта коммуникации Г. Лассуэлла стала той основой, на которой по сей день строятся различные модели ее протекания. По Лассуэллу, коммуникационный процесс включает в себя следующие звенья: коммуникатор (кто говорит?), контент (что?), медиа (по какому каналу?), аудитория (кому?), последствия (с каким эффектом?) [10, с. 131]. Представители различных школ подчеркивают значимость некоторых из этих звеньев либо добавляют к ним новые составляющие. Мы рассмотрим, какие части коммуникационного акта актуализирует новая коммуникационная ситуация и каким образом это влияет на формирование объединений индивидов.
Современные технологии позволяют каждому, имеющему к ним доступ, попробовать себя в роли профессионального коммуникатора. Сайты в Интернете с возможностью создания личной зоны и публикации текстов и мультимедиа, оперативно передающие информацию (в том числе во Всемирную сеть) мобильные телефоны, легкие в использовании видео- и фотокамеры и доступные программы по обработке изображений делают потенцией индивидуальные СМИ. Однако реальная практика оказывается во многом таковой, как ее описывал Ж. Бодрийяр:
«Мы прекрасно знаем, что следует из того, что каждый имеет свой Talkie-Walkie (переговорное устройство) или свой «Кодак» или сам снимает кино: персонализированное дилетантство, эквивалент воскресного рукоделия на периферии системы» [11].
Тем не менее ряд пользователей Интернета действительно создают собственные издания и формируют вокруг них широкую аудиторию (например, авторы популярных интернет-дневников). Однако в этих случаях проект занимает у них значительное время и требует определенных навыков, а значит, речь идет о вполне профессиональной деятельности. Те же, кто не вкладывает подобных ресурсов, лишь переносит свои реальные контакты в новую сферу, быть может, лишь немногим расширяя круг общения. Примером является коммуникация в социальных сетях (Facebook.com, Vkontakte.ru, Odnoklassniki.ru и др.). Таким образом, можно говорить о том, что роль коммуникатора практически не изменилась: информационные продукты, вокруг которых объединяются индивиды, по-прежнему создают профессионалы. Другое дело, что благодаря новым медиа их число заметно возросло.
Второе звено коммуникационной модели, содержимое, или контент, в современных условиях обрело иную форму. Сегодня речь идет о потоковом характере подачи информации. По М. Кастель-су, современный социум построен вокруг потоков капитала, информации, технологий, организационного взаимодействия, изображений, звуков и символов. Под потоком исследователь понимает «целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономических, политических и символических структурах общества» [12]. Причем «потоковость» социальных и иных процессов имеет «материальную поддержку». В частности, это цепи электронных импульсов, лежащие в основе работы микроэлектроники, телекоммуникациях, компьютерной обработке и т.д.
Данное явление определяется, в первую очередь, технологиями, а значит, и каналами коммуникации. Так в современном мире получает свое подтверждение концепция Г. М. Маклюэна «the medium is the message». По мнению ученого, успешное донесение информации возможно лишь при знании специфики использованного для этого средства. Например, в Интернете сформировался особый сленг на основе англицизмов и техницизмов и, чтобы понять значение слова «расшарить» («сделать прочитанную запись доступной другим пользователям»), необходимо не только соотнести его с английским share («делиться, владеть совместно»), но и представлять, как действует сервис RSS, позволяющий транслировать чужие записи на свой сайт.
А. В. Назарчук в качестве примера влияния технологии на процесс коммуникации приводит
формат SMS-сообщений, вынуждающий общающихся обмениваться исключительно короткими текстами [4, с. 100]. Как мы можем видеть, канал коммуникации является значимым звеном коммуникационного акта.
Совершенную особую, отличную от закрепленной в массовом и авторитарном обществах роль играет сегодня аудитория. На наш взгляд, именно на ней можно сделать основной акцент в современной модели процесса коммуникации. Никогда прежде аудитория не была столь активна. Если В. Беньямин в 1936 г. высказывался о том, что «публика оказывается экзаменатором, но рассеянным» [13, с. 61], то сейчас значение оценки, внутренней обработки, личного ответа максимально велико.
Редактор журнала Wired К. Келли следующим образом описывает работу современного индивида с полученной информацией: «Когда я бросаюсь к Интернету (...), я начинаю думать совершенно иначе. Мое мышление более активно, в нем все меньше созерцательного элемента. Я не просто бесцельно разжевываю свои догадки, подкрепляя их своей же безграмотностью, - засучив рукава, я берусь за дело. Я ищу, исследую, расспрашиваю, реагирую на одни данные и пропускаю другие, делаю записи, ставлю закладки и в конечном итоге пытаюсь составить что-то свое» [7].
При этом отнюдь не каждый способен справиться с мощным информационным потоком, направленным на нас сегодня. Можно предположить, что именно этот навык будет определять общественный статус человека в ближайшем будущем («преимуществом, некоторой форой в мире будущего будут пользоваться люди, которые умеют останавливать этот поток. Не просто выключать компьютер или почту, а обращаться с этим как с точечными инструментами, не погружаясь в них целиком» [14]).
Получается, интернет-серфинг не пассивен и бессмыслен: это выстраивание собственной картины мира. Современные реалии заставляют аудиторию занимать активную позицию в акте восприятия информации. Здесь уместно обратиться к предложенной Г. М. Маклюэном классификации медиа на «горячие» и «холодные» (критерием служит «состояние наполненности данными»: в «горячих» их достаточно, чтобы аудитория легко их воспринимала без какой-либо доработки, «холодные» требуют большей включенности и даже достраивания [15, с. 27-28]). Интернет (во всяком случае его состояние к 2010 г.) является своеобразным пиком «холода»: любая публикация здесь подразумевает домысливание и переработку, комментирование и даже дискуссию.
На эффекте коммуникации мы не будем останавливаться (интерактивность является очевидным следствием активной включенности аудитории в акт коммуникации) и перейдем к наиболее важному, на наш взгляд, фактору для формирования интернет-сообществ. Современная коммуникационная ситуация, в первую очередь, требует от своей аудитории
селекции и фильтрации. Широкий поток информации, который направлен на нее, не может быть воспринят целиком, и некий шлюз, фильтр является тем добавочным звеном в модели коммуникационного акта, которого требует сегодняшний день.
Немецкий социолог Н. Луман пишет об этой проблеме в следующих терминах: «несоразмерность возможной и актуально свершающейся коммуникаций» обостряет «проблему селекций» [8, с. 144]. Луман рассматривает различные виды селекций и отдельно говорит о том, как «селективность коммуникации заново упорядочивает себя» в нынешних условиях. На его взгляд, сегодня она осуществляется «не в ходе коммуникации, но для коммуникации» (курсив наш. - А. А.) [8, с. 141].
Вытекающей отсюда кажется точка зрения, согласно которой одной из профессий будущего станет «информационное диджейство»: «Точечной селекцией, выбором и замиксовыванием информации можно заниматься более персонифицированно, очень лихо и талантливо. Люди, которые научатся это делать и, может быть, даже, не побоюсь этого слова, продавать своей аудитории, будут пользоваться определенным успехом и авторитетом» [14].
Сетевое общество максимально антропоцен-трично, и лишь человек решает, «как превратить полифонию (информационных потоков. - А. А.) в гармонию и предотвратить ее вырождение в какофонию» [16, с. 118], и тем самым определяет свое место в социуме. Данную модель социальности М. Кастельс описывает как «сетевой индивидуализм» [17, с. 152], подразумевая, что «именно индивидуумы строят свои сети, онлайновые и оффлайновые, основываясь на своих интересах, ценностях, склонностях и проектах» [17, с. 157]. Хотя не каждый индивид занимает активную позицию в коммуникационном процессе, выбор, а значит, фильтрацию, производит каждый.
Таким образом, механизм формирования сообществ в современной коммуникационной ситуации видится нам следующим образом. Находящийся в информационном потоке индивид выбирает приемлемый для себя вид его потребления: пассивный (через соответствующие каналы либо согласуясь с мнением других) или активный (производя самостоятельные анализ и оценку) - и вступает в
объединения людей с аналогичным видом потребления. Современные технологии и, в первую очередь, сеть Интернет облегчают этот процесс и, как отмечает М. Кастельс, «повышают шансы сетевого индивидуализма стать доминирующей формой социальности» [17, с. 159].
ЛИТЕРАТУРА
1. Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. М.: изд-во Московского университета, 2010. 272 с.
2. Иванов Д. В. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество: М.: АСТ, 2004. С. 355-427.
3. Алексеева И. Ю., Шклярик Е. Н. Что такое компьютерная этика? // Вопросы философии. 2007. №9. С. 60-72.
4. Назарчук А. В. Новая коммуникативная ситуация: рожде-
ние сетевого общества // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.) В 5 т.
Т.3. М., 2005. С. 100-101.
5. Тарасенко В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. №5. С. 111-120.
6. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.
7. Келли К. Все включено // Сайт журнала Esquire. URL: http://esquire.ru/internet/
8. Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 280 с.
9. Лурдье Д. А. Проблемы виртуализации современного об-
щества и их социологическое осмысление // Философия и общество. 2009. №4. С. 164-168.
10. Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. Хрестоматия. М.: Едиториал УРСС, 2000. С. 131-138.
11. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Интернет-журнал «Новое литературное сообщество». URL: http://www.highbook.narod.ru/
12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Электронная библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/06.php
13. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 241 с.
14. Веденеева В. Юрий Сапрыкин: «Кого возьмут в будущее?» // Портал Openspace.ru. URL: http://
www.openspace.ru/society/world/details/17429/
15. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
16. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.
17. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 328 с.
Поступила в редакцию 12.03.2011 г.