Научная статья на тему 'Коммуникативно-информационные ресурсы как форма регулирования социальных процессов'

Коммуникативно-информационные ресурсы как форма регулирования социальных процессов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
541
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL RESOURCES / COMMUNICATION / INFORMATION / KNOWLEDGE / COMMUNICATION AND INFORMATION RESOURCES / INFORMATION CONTINUUM / COMMUNICATION AND INFORMATION RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Авдеева Елена Вячеславовна, Назарова Елена Александровна

Функционирование и развитие общества, социальных систем сопряжено с понятием «социальных ресурсов», где особое место занимают информационно-коммуникативные ресурсы. Они используются в качестве средств по осуществлению информационного и психологического воздействия на социум. Благодаря им можно построить коммуникативно-информационные отношения между государством и обществом, которые будут способствовать ведению конструктивного диалога, что, в свою очередь, позитивно влияет на рост уровня доверия к действующей власти, политической и гражданской активности населения, и на децентрализацию власти. Особое место в коммуникативно-информационных ресурсах занимают средства массовой информации, которые являются важным инструментом распространения информации и управления общественным сознанием. СМИ имеют возможность формировать идеи, смыслы, стереотипы, активно поглощающиеся членами общества, которые в последствие в той или иной степени руководствуются ими при принятии решений. Таким образом, они оказывают незаметное бесконфликтное воздействие на общественное массовое сознание, другими словами на общество в целом. Государство, используя коммуникативно-информационные технологии, для построения непрерывного обмена информацией с обществом получает возможность гибкого, своевременного реагирования на социальные процессы, протекающие в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative and information resources as a form of regulation of social processes

The functioning and development of society and social systems are associated with the concept of ‘social resources’, where a special role is delivered to information and communication resources. They are used as tools for the implementation of informational and psychological influence on society. They form the basis of communication and information relations between government and society, which we consider necessary for a consistent dialogue. This, in turn, positively affects the growth of confidence in the current government, political and civil activity of the population and decentralization of power.A special place in information and communication resources should be allocated to mass media that is an important tool in disseminating information and shaping public perceptions. Hence, mass media has the opportunity to shape ideas, meanings, stereotypes, which influences the members of society and guides them in future decision-making. Thus, the media provides an invisible non-conflict impact on mass consciousness, in other words society as a whole. The state, using communication and information technologies to build a continuous exchange of information with the citizens, gets a flexible and timely response to social processes in society

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-информационные ресурсы как форма регулирования социальных процессов»

■ ■ ■ Коммуникативно-информационные ресурсы как форма регулирования социальных процессов

Авдеева Е.В., Назарова Е.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Функционирование и развитие общества, социальных систем сопряжено с понятием «социальных ресурсов», где особое место занимают информационно-коммуникативные ресурсы. Они используются в качестве средств по осуществлению информационного и психологического воздействия на социум. Благодаря им можно построить коммуникативно-информационные отношения между государством и обществом, которые будут способствовать ведению конструктивного диалога, что, в свою очередь, позитивно влияет на рост уровня доверия к действующей власти, политической и гражданской активности населения, и на децентрализацию власти. Особое место в коммуникативно-информационных ресурсах занимают средства массовой информации, которые являются важным инструментом распространения информации и управления общественным сознанием. СМИ имеют возможность формировать идеи, смыслы, стереотипы, активно поглощающиеся членами общества, которые в последствие в той или иной степени руководствуются ими при принятии решений. Таким образом, они оказывают незаметное бесконфликтное воздействие на общественное массовое сознание, другими словами на общество в целом. Государство, используя коммуникативно-информационные технологии, для построения непрерывного обмена информацией с обществом получает возможность гибкого, своевременного реагирования на социальные процессы, протекающие в обществе.

Ключевые слова: социальные ресурсы, коммуникация, информация, знание, коммуникативно-информационные ресурсы, информационный континуум, коммуникативно-информационные отношения

Для цитирования: Авдеева Е.В., Назарова Е.А. Коммуникативно-информационные ресурсы как форма регулирования социальных процессов. Коммуникология. Том 5. № 5. С. 86-95 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-5-86-95

Сведения об авторах: Авдеева Елена Вячеславовна, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (e-mail: avd@niiss. ru); Назарова Елена Александровна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики отделения журналистики Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (e-mail: ea.nazarova@migsu.ru).

Статья поступила в редакцию: 11.10.2017. Принята к печати: 15.10.2017.

Функционирование и развитие общества, социальных систем сопряжено с понятием «социальные ресурсы», управление которыми позволяет создавать условия для продвижения всего социума вперед.

Социальные ресурсы - это совокупность ресурсов, в число которых входят: мотивационный, интеллектуальный, информационный, коммуникативный, состязательный, социально-психологический, демографический, социально-экологический, деятельностный, инновационный, кадровый, технологический, организационный, духовно-нравственный, правовой и пр. [Шаронова: 206].

Современные условия построения отношений в социуме выделяют на первый план коммуникативно-информационные ресурсы, которые в большей степени позволяют индивидам и социальным группам самореализоваться и утверждаться. В основном это обусловлено тремя аспектами, которые заложены в основу данного понятия:

1) коммуникация пронизывает всю сущность человеческого существования в обществе, где основой всего являются взаимоотношения и взаимсвязи, складывающиеся между индивидами. Именно данные отношения и взаимодействия способствую преобразованию отдельно взятого индивида в человека, т.е. благодаря им он социализируется в обществе. По Н. Луману коммуникация представляет собой целостный процесс, способствующий формированию социальных систем [Назарчук]. М. Маклюэн, говоря о коммуникации, отмечал, что событие становится только тогда общественно значимым, когда о нем передали сообщение в процессе коммуникации [Маклюэн].

Ю. Хабермас, делая акцент на изучение коммуникативных компетенций, подразумевает под коммуникацией способность строить диалогическое взаимодействие, входе которого происходит коммуникативное действие позволяющим двум коммуникаторам достигать взаимопонимания [Хабермас: 23]. В своей теории он также отмечает, что пространство не играет существенной роли в коммуникативном взаимодействии, не оказывает влияние на его содержание и процесс [Джакупова]. Отметим, что данное утверждение наиболее актуально и соответствует современным реалиям в условиях развивающихся коммуникативных и информационных технологий, которые значимо расширяют и упрощают возможности по созданию эффекта присутствия индивида в определенном месте в момент коммуникации.,

2) информация - это субстанция, которая развивается, пополняется и обновляется в процессе коммуникационного процесса. Это сведения, передаваемые членами общества различными способами: устным, письменным и др. Она существует во времени, в пространстве, но при этом представляет собой некую константу, которая зафиксирована в пространстве и времени. Исходя из этого, можно сказать, что информационный взброс в общество происходит одномоментно, т.е. в определенно-временную среду. В дальнейшем данная информация может дополняться, изменяться или дублироваться, но ей будет характерна уже другая пространственно-временная среда. Важность данного факта обусловлена тем, что в разные промежутки времени одна и та же информация может вызвать совершенно противоположные обратные реакции общества.

3) знание - смежное понятие с информацией, но имеющие свои отличия в контексте рассмотрения вопросов управления социальными процессами через

коммуникативно-информационные ресурсы. В данном контексте знание представляет собой результат процесса познания, отражения действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий [Краткий философский...]. Знание также представляет собой и процесс понимания, т.е. познание человеком окружающего мира, осознание и наделение смыслами все происходящее вокруг него.

Исходя из выше сказанного, можно сформулировать формулу «информация-коммуникация-знание», согласно которой информация, созданная в определенное время и месте, посредством коммуникации передается от одного индивида к другому, в ходе чего они воспринимают данную информацию и формируют определенное знание. Данное знание уже может оказывать определенное воздействие на поведенческие характеристики индивида, поскольку при принятии решения о совершении кого-то поступка, он будет учитывать вновь приобретенное знание.

В связи с этим можно констатировать, что коммуникативные ресурсы неразрывно связаны с информационными, поскольку именно посредством взаимодействия индивидов, групп, общностей происходит передача или трансляция информации, являющаяся содержательной частью информационных ресурсов. Таким образом, коммуникативно-информационные ресурсы представляют собой средства, которые используются в процессе коммуникативно-информационной деятельности и позволяют осуществлять информационное и психологическое воздействие на индивидуальное и массовое создание [Богатырева].

Отметим, что информационное воздействие на индивида или социальную группу происходит в рамках информационного пространства, т.е. информационного континуума, объединяющего все источники объективной информации. Он представляет собой среду непрерывного изменения информации в условиях постоянно изменяющейся среды.

Отношения внутри информационного континуума регулируются посредством законодательства, упорядочивания правоотношения в информационной деятельности (потребление, обмен). Участниками данных отношений выступают преимущественно субъекты юридических прав и обязанностей [Макаров, Гусев]. Необходимо отметить, что государство имеет возможность регулировать правоотношения в информационном пространстве, но оно не имеет возможности контролировать в полной мере содержательный аспект транслируемой информации. Поскольку как уже было сказано, человек по-разному воспринимает информацию, вычленяя из нее определенные знания в силу определенного своего развития и временно-пространственного пребывания. В связи с этим по схожести понимания содержательного аспекта информации и воздействия на индивида, они в свою очередь могу объединяться в социальные группы.

Современные коммуникативно-информационные ресурсы позволяют индивидам осуществлять поиск тех, кто придерживается схожих взглядов, и формировать на этой основе целостные группы, которые в дальнейшем могут осуществлять определенную деятельность и оказывать воздействие на социаль-

ные процессы, протекающие в обществе. Таким образом, коммуникативно-информационные ресурсы способствуют самоорганизации индивидов в рамках информационного континуума, регулируемого органами власти.

Возможность самоорганизации индивидов внутри социальных групп посредством использования коммуникативно-информационных ресурсов способствует также повышению политической и гражданской активности населения, и оказывает положительное влияние на децентрализацию власти.

О значимой роли управления и владения информации государством упоминал М. Кастельс. По его мнению, изначально любая власть определяется как «отношение между человеческими субъектами, которое на основе производства и человеческого опыта навязывает волю субъектов другим путем потенциального или фактического применения насилия, физического или символического» [Кастельс: 37]. В период развития же информационного общества преимущество отдается информации, знанию, которое способно оказывать воздействие не только на субъект, но и на само знание, являющееся основным средством производительности. По его словам, «информационализм основан на технологии знания и информации, в информациональном способе развития имеется особо тесная связь между культурой и производственными силами, между духом и материей». Это говорит о том, что в обществе будут сформированы новые формы «социального взаимодействия, социального контроля и социальных изменений» [Кастельс: 40].

В связи с этим в период развития информационного общества для сохранения социального контроля и повышения уровня взаимодействия с обществом, деятели государственной власти должны уметь работать с информацией и коммуникационными технологиями. Поскольку в данный период исторического развития социума для завоевания и сохранения своих позиций в обществе государственная власть должна активно вести свою работу именно в информационном плане [Кастельс: 502-503].

О приоритетном положении информации и знания в основных категориях сохранения действующей власти, а также в осуществлении социального контроля в обществе говорил также Э. Тоффлер. По его словам, «знания ... оказываются не только источником самой высококачественной власти, но также важнейшим компонентом силы и богатства», т.е. знание стало сущностью власти денег и силы. Именно этим можно объяснить существующую борьбу между политическими лидерами за контроль над знаниями и средствами коммуникации [Тоффлер: 43]. В настоящее время в выигрыше остаются те политические силы, которые смогли правильно преподнести то или иное событие. Завоевать расположение большего числа населения и склонить к своей точки зрения. Это подтверждается словами Э. Тоффлера, который говорит, что знания могут заставить кого угодно придерживаться вашей точки зрения, алгоритма поведения, и даже поверить в то, что он сам его разработал. В связи с этим любая информация и знания могут быть использованы как для убеждения, вознаграждения, так и для изменения чего-либо [Тоффлер: 40-41].

Таким образом, осуществлять управленческие решения, информирование общества о реализуемых государственных стратегиях, повышение уровня доверия к действующей власти можно путем построения коммуникативно-информационных отношений между государством и обществом.

Регулирование социальных процессов невозможно без обеспечения непрерывного обмена информацией по вертикальным и горизонтальным каналам. На протяжении всех горизонтальных и вертикальных взаимоотношений государства и общества создаются коммуникации, способствующие организации эффективного открытого обмена информацией между всеми структурными элементами этих отношений. Следует отметить, что изначально предполагается, что все взаимоотношения строятся на взаимном доверии.

Важно, что именно непрерывный обмен информацией и построение конструктивного диалога представителей власти с гражданами позволяет государству сохранять свои позиции в обществе. Любые реформы и преобразования в социальной жизни общества должны неизменно иметь информационное сопровождение. Организация качественного информационно-аналитического обеспечения, построение эффективной обратной связи, проведение регулярной разъяснительной работы с населением по поводу принимаемых управленческих решений способствует повышению эффективности работы государственных органов.

Ниже представлена приблизительная схема взаимодействия государственных структур и общества, посредством использования информационно-коммуникативных технологий для передачи и получения_информации, значимой для каждой из сторон. Из нее видно, что государство транслирует информацию в общество через применение информационно-коммуникативных технологий (Интернет, телефония, средства печати, телевидение, радио и прочее). То есть государство, имея широкий доступ ко всем ресурсам, создает некий информационный континуум, насыщенный необходимой ему информацией, которую он изменяет в соответствии с существующей реальностью. Общество вовлечено в данный континуум, при этом каждый индивид по своему усмотрению выстраивает отношения с транслируемой информацией: либо воспринимает и познает ее, тем самым формирует свое личное знание, либо игнорирует ее, не преобразуя в «знание». В дальнейшем индивиды, извлекшие из полученной информации знание, вырабатывают свою точку зрения, мнение, которое в дальнейшем также передают в качестве информации обратно государственным структурам. Их представители должны также либо переработать полученную информацию в знание и в дальнейшем руководствоваться им для проведения каких-либо мероприятий в обществе, либо проигнорировать их и оставить на уровне «информации». Следует отметить, что переход транслируемой информации в знание у обеих сторон зависит не только от качества применяемых информационно-коммуникативных технологий, но и от желания, готовности и возможностей принимающей стороны стать участником данного процесса, т.е. его активности. Также надо учитывать, что разнообразие информационно-коммуникативных технологий позволяет по-разному и в различные сроки транслировать информацию, что несомненно

может повлиять на качество восприятия и реакцию принимающей стороны. А это влечет к получению различного знания из одной транслируемой информации.

Рисунок 1. Примерная схема взаимодействия государства и общества для обмена информацией Figure 1. An exemplary diagram of the interaction between the state and society to

exchange information

Следует отметить, что в контексте построения коммуникативно-информационных отношений между государством и обществом необходимо обращать внимание на тот факт, что «коллективное бессознательное не может действовать самостоятельно. Оно действует через людей. Общество может жить в гармоничном состоянии и быть послушным своим властям до тех пор, пока есть согласованность между деятельностью людей и их откликами в бессознательном» [Налимов: 221]. Подразумевается, что как только нарушается гармоничная взаимосвязь между данными элементами, начинается формироваться «молчаливое большинство», которое затем превращается в «революционное большинство».

В связи с этим государственная политика по развитию коммуникативно-информационных ресурсов должна базироваться на обеспечении условий по развитию диалога между государством и обществом по следующим вопросам: социальным, морально-этическим, правовым, экономическим, политическим, социально-психологическим и другим. Поскольку «игнорирование эвристических возможностей диалога, понимания, коммуникативных связей ведет к конфликту. Во время конфликтов и кризисов нарушаются временные и исторические связи, рассогласовываются содержательные связи, объединяющие историю в определенное единство, а общество - в некую целостность» [Делокаров; Демидов: 53].

Одним из главных источников информации в коммуникативно-информационных ресурсах являются средства массовой информации, которые являются важным инструментом распространения информации и управления общественным со-

знанием. Они способствуют формированию идей, смыслов, образов, стереотипов, которые транслируются в общество и поглощаются им. Тем самым оказывая незаметное бесконфликтное воздействие на общественное массовое сознание, другими словами на общество в целом.

Влияние массмедиа - это, прежде всего, результат обладания такими компонентами, как контроль над определением действительности, выдвижение насущных проблем, возможность повторять одни и те же идеи, манипулировать условностями, изменять механизмы принятия решений [Богатырева; Богатырева].

В научной литературе можно выделить две позиции по оказываемому влиянию средств массовой информации на общество и отдельных индивидов. В первом случае, человек не имеет возможности самостоятельно познать все многообразие окружающего мира, в связи с чем он прибегает к посредникам, роль которого играет СМИ, имеющие возможность отобразить и воссоздать картины мира на свое усмотрение (П.Бурдье, У.Липпман, Б.Коэн). П. Бурдье часто указывал, что масс-медиа являются основным инструментом «оболванивания» общества. Сам процесс насаждения СМИ определенной информации в сознание масс Б. Коэн назвал эффектом создания «повестки дня» [Бурдье: 157-190]. В теории П. Лазарсфельда говорится, что СМИ освещают основные события, происходящие в обществе, при этом не поддерживают определенную точку зрения. Такой вывод был им сделан в процессе проведения анализа влияния масс-медиа на выборах Президента в 1940-х годах. Изучив транслируемую информацию в тот период он понял, что она лишь укрепляет уже сложившуюся точку зрения индивида относительно политических предпочтений, а не формирует ее. Он также выявил, что материальный достаток, социальный статус и сфера деятельности оказывает существенное влияние на восприятие окружающего мира, формирование отношения к политическим и экономическим событиям. П. Лазарсфельд вел понятие «двухступенчатая модель коммуникации», согласно которой осмысление транслируемой информации через СМИ происходит только у группы индивидов, которую он назвал «лидерами мнений», а они в свою очередь уже передают свою точку зрения остальным [Лазарсфельд]. По мнению Дж. Клапепе-ра, средства массовой информации способствуют укреплению основных принципов мировоззрения индивида и формированию селекционного отбора информации [Klapper: 8].

С другой стороны, существует теория активной аудитории (Е. Кац, Д. Блум-лер, М. Гуревич), согласно которой общество использует СМИ в соответствии со своими целями. Так, каждый индивид исходя из своих желаний выбирает тот или иной источник информации, при этом он осознает как именно там передается информации и на каком уровне. Размышления от полученной информации у разных индивидов разнятся в соответствии с их ценностными установками, жизненными принципами, уровнем образования, и т.д.

Сейчас же современные коммуникативно-информационные технологии дают основу для формирования общественного мнения, создаваемого не под влиянием государственной воли, но под влиянием индивидуальных суждений чле-

нов общества. Именно здесь формируется информация, которая представляет собой наибольший интерес для государства, если они ее воспримут и преобразуют в знание. Таким образом, будет осуществлена обратная связь, несущая позитивное значение для формирования и сохранения доверительных отношений между государством и властью.

Выводы

Коммуникативно-информационные ресурсы способствуют формированию информационного континуума, который регулируется государством, но создает условия для самоорганизации индивидов, на основе познания информации в определенном пространственно-временном контексте.

Государство путем построения непрерывного обмена информацией с обществом имеет возможность гибкого, своевременного реагирования на социальные процессы, протекающие в обществе.

Источники

Социальные технологии: деловые игры: Учебное пособие (2010) / С.А. Шаронова. М.: ПСТГУ. С. 206.

Назарчук А.В. (2006). Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана. Вопросы философии. № 2. С. 65-73.

Маклюэн М. Понимание медиа. Ч. I. Гл. 1. Средство коммуникации есть сообщение [электронный ресурс]: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3528/3530

Хабермас Ю. (2008). Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия / Пер. с нем. Т.Тягуновой // Социологическое обозрение. Т. 7. №1. С. 23

Habermas J. (1984). What is universal pragmatics? // Communication and the évolution of society. Polity Press. P. 27-28, 68.

Джакупова С.К. (2009). К реконструкции понятия коммуникации в социологии Ю. Хабер-маса: метатеоретические основания // Социологическое обозрение. Т. 8. № 3.

Краткий философский словарь (2004) / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект. 496 с.

Богатырева Е.А. (2007). Коммуникативно-информационная природа политического лидерства государства : диссертация ... кандидата политических наук: 10.01.10. Москва. 170 с. РГБ ОД, 61:07-23/314.

Концептуальные основы научного обеспечения изучения глобального информационного пространства (2014) / В.В. Макаров, В.И. Гусев // Liberal Arts in Russia. Vol. 3. №. 4. С. 282-289.

Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М. С. 37, 40, 502-503.

Тоффлер Э. (2003). Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: Издательство ACT, 669 с., С. 40-43.

Налимов В.В. (1993). В поисках иных смыслов. М. С. 221.

Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. (1999). В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. М. С. 53.

Богатырева Е.А., Богатырева Т.Г. (2014). Лидерство как коммуникативный феномен: к вопросу о коммуникативной компетентности государственной власти // Коммуникология. Т. 2, № 66.

Бурдье П. (1993). Социология политики. Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шмат-ко. М. С. 82-137.

Липпман У. (2004). Общественное мнение. М. С. 157-190.

Лазарсфельд П. (1944). Выбор народа: Как избиратель принимает решения во время кампании по выборам президента. Нью-Йорк, 1944.

Klapper J. (1961). The Effects of Mass Communication. NY P. 8

■ ■ ■ Communicative and Information Resources as a Form of Regulation of Social Processes

Elena V. Avdeeva, Elena A. Nazarova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation.

Abstract. The functioning and development of society and social systems are associated with the concept of 'social resources', where a special role is delivered to information and communication resources. They are used as tools for the implementation of informational and psychological influence on society. They form the basis of communication and information relations between government and society, which we consider necessary for a consistent dialogue. This, in turn, positively affects the growth of confidence in the current government, political and civil activity of the population and decentralization of power. A special place in information and communication resources should be allocated to mass media that is an important tool in disseminating information and shaping public perceptions. Hence, mass media has the opportunity to shape ideas, meanings, stereotypes, which influences the members of society and guides them in future decision-making. Thus, the media provides an invisible non-conflict impact on mass consciousness, in other words society as a whole. The state, using communication and information technologies to build a continuous exchange of information with the citizens, gets a flexible and timely response to social processes in society.

Keywords: social resources, communication, information, knowledge, communication and information resources, information continuum, communication and information relations

For citation: Avdeeva E. V., Nazarova E. A. Communicative and information resources as a form of regulation of social processes. Communicology. Volume 5. No. 5. P. 86-95 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-5-86-95

Inf. about authors: Avdeeva Elena Vyacheslavovna, postgraduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation (e-mail: avd@niiss.ru); Nazarova Elena Alexandrovna, Dr. Sci. (Soc.), Associate Professor, Department of public relations and media policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (e-mail: ea.nazarova@migsu.ru).

Received: 11.10.2017. Accepted: 15.10.2017.

References

Social'nye tehnologii: delovye igry: Uchebnoe posobie [Social technologies: business games: textbook] (2010) / S.A. Sharonova. M.: PSTGU. P. 206.

Nazarchuk A.V. (2006). Obshhestvo kak kommunikacija v trudah Niklasa Lumana [Society as communication in the writings of Niklas Luhmann]. In: Questions of philosophy. No. 2. P. 65-73.

McLuhan M. Ponimanie media [Understanding the Media]. Part I. Ch. 1. The Media is the message]: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3528/3530 (In Russ.).

Habermas J. (2008). Otnoshenija k miru i racional'nye aspekty dejstvija v chetyreh sociologicheskih ponjatijah dejstvija [Relations to the world and rational aspects of action in the four sociological concepts of action] / Transl. T. Tyagunova. In: Sociological Review. Vol. 7. No. 1. P. 23. (In Russ.).

Habermas J. (1984). What is universal pragmatics? Communication and the evolution of society. Polity Press. P. 27-28, 68. (In Russ.).

Dzhakupova S.K. (2009). K rekonstrukcii ponjatija kommunikacii v sociologii Ju. Habermasa: metateoreticheskie osnovanija [To the reconstruction of the concept of communication in the sociology of Y Habermas: metatheoretical bases]. In: Sociological review. Vol. 8. No. 3. (In Russ.).

Kratkij filosofskij slovar' [Brief philosophical dictionary] (2004) / A.P. Alekseev, G.G. Vasilyev et al. M.: TK Velbi; Prospekt. 496 p. (In Russ.).

Bogatyreva E.A. (2007). Kommunikativno-informacionnaja priroda politicheskogo liderstva gosudarstva [Communicative-informational nature of political leadership of the state]: the dissertation ... Cand. Sci. (Pol.). Moscow. 170 p. (In Russ.).

Konceptual'nye osnovy nauchnogo obespechenija izuchenija global'nogo informacionnogo prostranstva (2014) [Conceptual foundations of scientific provision for the study of the global information space] (2014) / V.V. Makarov, V.I. Gusev. In: Liberal Arts in Russia. Vol. 3. No. 4. P. 282-289. (In Russ.).

Castells M. (2000). Informacionnaja jepoha: jekonomika, obshhestvo i kul'tura. [The Information Age: economy, society, and culture]. Moscow. P. 37, 40, 502-503. (In Russ.).

Toffler E. (2003). Metamorfozy vlasti [Metamorphoses of Power]. Moscow: ACT Publishers. P. 40-43. (In Russ.).

Nalimov V.V. (1993). V poiskah inyh smyslov [In search of other meanings]. Moscow. 221 p. (In Russ.).

Delokarov K.H., Demidov F.D. (1999). V poiskah novoj paradigmy. Sinergetika. Filosofija. Nauchnaja racional'nost' [In search of a new paradigm. Synergetics. Philosophy. Scientific rationality]. Moscow. (In Russ.).

Bogatyreva E.A., Bogatyreva T.G. (2014). Liderstvo kak kommunikativnyj fenomen: k voprosu o kommunikativnoj kompetentnosti gosudarstvennoj vlasti [Leadership as a communicative phenomenon: to the question of communicative competence of state power]. In: Communicology. Vol. 2, No. 66. (In Russ.).

Bourdieu P. (1993). Sociologija politiki [Sociology of Politics]. Transl. and ed. by O.N. Shmatko. Moscow. P. 82-137. (In Russ.).

Lippman U. (2004). Obshhestvennoe mnenie [The Public Opinion]. Moscow. P. 157-190. (In Russ.).

Lazarsfeld P. (1944). The People's Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Elections. NY: The Free Press.

Klapper J. (1961). The Effects of Mass Communication. NY: The Free Press. P. 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.