Научная статья на тему 'Развитие политической коммуникации в условиях совершенствования ее форм и каналов'

Развитие политической коммуникации в условиях совершенствования ее форм и каналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
765
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ДЕЛИБЕРАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / POLITICAL COMMUNICATION / VIRTUALIZATION / DELIBERATIVE DEMOCRACY / PUBLIC SPHERE / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванов Дмитрий Дмитриевич

В статье затрагиваются вопросы функционирования политической коммуникации на современном этапе в период совершенствования ее форм, упрощения доступа к информации и каналам коммуникации. Рассмотрены коммуникативный и коммуникационный аспекты предмета исследования, а также обобщены некоторые тенденции развития политической коммуникации в свете виртуализации публичной сферы современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF POLITICAL COMMUNICATION IN THE CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF ITS FORMS AND CHANNELS

The actual questions of political communication are mentioned in the article considering its functioning in modern conditions of improvement of its forms and channels. Two aspects of political communication are examined -communicational and communicative. Also certain trends of development of political communication are reflected taking into consideration virtualization of modern society's public sphere.

Текст научной работы на тему «Развитие политической коммуникации в условиях совершенствования ее форм и каналов»

УДК 32:316.77

ИВАНОВ Д.Д. Развитие политической

коммуникации в условиях совершенствования ее форм и каналов

В статье затрагиваются вопросы функционирования политической коммуникации на современном этапе - в период совершенствования ее форм, упрощения доступа к информации и каналам коммуникации. Рассмотрены коммуникативный и коммуникационный аспекты предмета исследования, а также обобщены некоторые тенденции развития политической коммуникации в свете виртуализации публичной сферы современного общества.

Ключевые слова: политическая коммуникация, виртуализация, делиберативная демократия, публичная сфера, обратная связь.

Переживаемая человечеством информатизация вкупе с технологизацией меняет облик политических коммуникаций, заставляет по-новому взглянуть на роль коммуникационного аспекта в политической жизни общества. Происшедший в конце ХХ-начале XXI в. скачок в развитии информационно-коммуникационных технологий предопределил состояние современной эпохи в качестве перехода к информационному обществу, описываемому в рамках теорий Э. Тоффлера1, со все возрастающей ролью информации в социуме.

Прорыв в информационно-коммуникационной среде приводит к стиранию жестких государственных границ, что способствует преодолению пространственного восприятия. Т.Ю. Чеснокова говорит о размывании традиционных государственных структур в связи с глобализационными процессами в общественно-политической жизни и области информационного взаимодействия2. Следовательно, под влиянием перемен ХХ-ХХ1 вв. перед коммуникационным пространством ставятся новые задачи.

По мнению Д. Вольтона, задачи, стоявшие перед сферой информации и коммуникации в Х1Х-ХХ вв., отличаются от тех,

которые становятся актуальными в ХХ1 в. Раньше основной проблемой виделось создание условий для свободы коммуникации и преодоления пространственно-временного предела передачи информации, и решению этой задачи способствует технический прогресс. Данный факт подтверждает и высказывание Н. Лумана о том, что "государственные образования, которые формировались в ходе роста возможностей коммуникации, вплоть до начала Нового времени сталкивались с проблемой того, как обеспечить господство над более значительной территорией из единого центра, то есть контролировать ее посредством коммуникации"3.

В то же время признается и тот факт, что современные технологии в настоящее время предоставляют предпосылки для виртуализации, поскольку достигли колоссального прогресса в построении так называемой виртуальной реальности. Г. Бехманн подчеркивает, что развитие технических средств обусловило возможность интеграции информации в политическое и иное социальное действие, тогда как раньше она лишь сохранялась, пересылалась и обрабатывалась. Эту "возможность непосредственного

взаимодействия с символическими структурами" Г. Бехманн и называет виртуализацией4.

В настоящее время зачастую происходит перенос коммуникационных процессов из реальной среды в виртуальную. В этом плане мы наблюдаем дихотомию двух сторон развития политических коммуникаций - технологической, связанной с применением различных каналов для передачи сообщений, и смысловой, субъективно направляемой политическими акторами, которые ведут коммуникационный процесс.

На фоне информатизации и развития технологий постепенно видоизменяется форма политических коммуникаций, не оставляя без изменений и их содержание. В связи с этим представляется возможным выделить два аспекта, соответствующие основным компонентам акта политической коммуникации, - коммуникативный и коммуникационный. При этом коммуникативный аспект отражает внутреннее содержание - смыслы и идеи, главенствующие в сообщении, тогда как коммуникационный относится к техническим характеристикам или форме, в которой преподносится коммуникационный акт.

Очевидно, что коммуникативный аспект оказывается непосредственно связанным с коммуникационным. В частности, неотъемлемой частью коммуникации является формируемый субъектами политических отношений политический дискурс, который развивается в виртуальной реальности, созданной субъектами политических отношений через каналы связи. По мнению У. Сарчинел-ли, в современных демократиях имеет место тенденция преобразования парламент-ско-представительской системы в "медиа-представительскую"5. Благодаря огромному интерактивному потенциалу Интернета в данную виртуальную среду постепенно переходит диалог власти и общества. Создаваемые в разных странах мира институты "электронного правительства" служат примером того, как бюрократическая функция власти облекается в ту форму, которая предполагает дальнейшую информатизацию социума.

С расширением интерактивной среды коммуникации "второе дыхание"6 получила концепция делиберативной (совещательной) демократии, предложенная Дж. Дьюи и развитая Ю. Хабермасом. Термин

"делиберативная политика" предполагает "рациональное" обсуждение общественных проблем и достижение такого курса, при котором политические решения были бы "опосредованы и легитимизированы таким обсуждением"7. Соответственно, при делиберативной модели демократии основным ресурсом легитимности становится коммуникация - при наличии широких общественных дискуссий, участие в которых для населения, а также их ход и результаты являются открытыми для граждан, многократно увеличивается дальнейшая интеграция населения и степень поддержки власти. Применительно к вертикально выстроенной общественной системе обратная связь образуется при возникновении ответной реакции на импульсы политической системы в сторону гражданского общества. В числе универсальных принципов функционирования обратной связи А.А. Галкин называет неминуемый кризис общественной системы в случае дефицита обратной связи. И наоборот: интенсивное взаимодействие государства и общества способно вызвать напряжение внутри системы, в результате чего возникает "энергия групповых интересов", а также "потенциал критического отношения к политическим институтам"8.

Соответственно по выстроенным коммуникационным каналам в обе стороны поступает их наполнение, политический дискурс власти и обратная связь. В случае взаимодействия и взаимной коммуникации истеблишмента вкупе с политическими институтами и гражданского общества мы говорим, что данное взаимодействие и коммуникация осуществляются в рамках особого пространства - публичной сферы.

Затрагивая тему технологического прорыва XX-XXI вв. и влияния его на коммуникационное развитие политической системы, нельзя обойти вниманием такой контекст, как функционирование сетевой коммуникации и того, что принято называть политическими сетями. В наше время общественное коммуникативное пространство эксплицитно обнаруживает в себе признаки сетевой организации, которая все теснее связывает внутри себя общественные институты и процессы. Таким образом, развитие каналов коммуникации, все теснее связывая между собой акторов политического процесса,

делает все более актуальными направления исследований, в центре внимания которых оказывается понятие политических сетей. Д.А. Губанов трактует термин "нетократия" как новую форму управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются информация и структуры, ее сохраняющие, обрабатывающие и передающие9. А. Бард и Я. Зодерквист отмечают, что вслед за нетократией как новым правящим классом можно предвидеть появление низшего класса - консьюметариата как основы общества потребления10. При этом "господство интерактивности в качестве главного атрибута информационного обмена приведет к полной смене самих основ установившегося порядка или, говоря научным языком, к изменению парадигмы существования, что в свою очередь приведет к изменению механизмов распределения власти в обществе и переходу ее от одного правящего класса к новому"11. На наш взгляд, в случае нетокра-тии необходимо различать ее правящие фунцкии - управление средствами коммуникации и модерирование информационных потоков. При этом в случае объединения данных функций в одних руках политические риски будут возрастать.

Обратим внимание на тенденции, в плоскости которых лежит современное развитие каналов передачи политической информации и деятельности акторов политической коммуникации. Так, согласно ставшей традиционной классификации Р.-Ж. Шварценберга выделяются следующие каналы осуществления политической коммуникации: средства массовой коммуникации, организации (группы), неформальные каналы (личные связи). При этом происходит "непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях"12.

Основываясь на приведенной классификации Р.-Ж. Шварценберга, видим целесообразным условно разделить и акторов политической коммуникации соответственно на массовые, групповые и индивидуальные. Каковы основные черты этих акторов в современных условиях развития коммуникации?

Технологии, ориентированные на массовую коммуникацию, становятся детер-минантой "медиапредставительской"

системы, уже нами упомянутой. Схожим с термином У. Сарчинелли является понятие "медиацентрированная демократия", предложенное Д. Свонсоном. Оно характеризует такую политическую систему, в которой средства массовой информации являются основным источником информации для общественности, вследствие чего политическая активность осуществляется уже с учетом влияния СМИ. Дж. Лиллекер в числе основных характеристик медиацентри-рованной демократии называет дефицит непосредственной политической активности "с глазу на глаз", а также чрезвычайную важность работы специалистов в области риЫюгеМопэ и медиа-менеджмента13. При этом, исходя из теории медиатизации, СМИ создают и формируют политический дискурс и общество, в котором он имеет место. Это происходит в том числе ввиду того, что медиатизация общества в современной реальности приводит к медиатизации политики. По мнению Дж. Лиллекера, отныне формирование имиджа политических деятелей имеет не меньшую важность, чем непосредственная передача политических сообщений. Ввиду приобретения статуса медийных образов политики навыки и умения работы со СМИ становятся одними из основных для определения успешности среди избирателей в публичной политике. Данный процесс стало принято называть "селебритизацией"14.

Наряду с другими образами, фигурирующими в новостных выпусках, аналитических программах на ТВ, статьях в сети Интернет, симулякры политических реалий играют свою роль в политической социализации реципиентов. Налицо реально существующий потенциал к конвергенции концептов политических реалий как смысловых категорий, также допускающий манипуляцию умами широких масс.

Никлас Луман в свое время выдвинул концепцию о реальности, конструируемой средствами массовой информации. Согласно Луману, члены конкретной социальной системы наследуют общую модель действительности с общими принципами ее восприятия. Конструируя собственную реальность, СМИ становятся посредниками в формировании отношения людей к реальному миру. Знания, полученные с

помощью масс-медиа, как бы сами собой складываются в замкнутый каркас, элементы которого прочно укрепляют друг друга, заменяя иные ценностные ориентиры. В теории Лумана СМИ формируют социальную память, избирательно фиксируя, о чем следует помнить, а что следует забыть. Память, созданная масс-медиа, является, по мнению немецкого социолога, основой коммуникации, которая как триединство информации (содержания), сообщения (передачи содержания) и понимания образует вторую "фоновую реальность"15.

Особую позицию по этому вопросу занимает М. Кастельс. Он называет виртуальностью систему, "в которой сама реальность полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом"16. При этом М. Кастельс предвидит упадок традиционных СМИ во главе с телевидением одновременно с нарастанием объема использования средств Интернет-коммуникации в политической среде. С появлением виртуальных сообществ, основанных на возможностях прямой коммуникации с помощью глобальных сетей, политические элиты получают возможности для прямого обращения к электорату и оперативного принятия обратной связи. Кроме того, по мнению М. Кастельса, большие возможности для виртуальной реальности дает сочетание новейших средств коммуникации с технологиями мультимедиа, поскольку "они охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии". Исследователь утверждает, что такая ситуация потенциально приведет к размытию границ "между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой"17.

На наш взгляд, при рассмотрении массовых политических коммуникаций в общем виде к ним стоит относить и Интернет-коммуникации, поскольку современные технологии Веб 2.0 (термин Т. О'Рейлли18) позволяют приобщить их к СМК. Благодаря своим свойствам и доступности они, как и традиционные СМИ, способны транслировать сообщения и информировать аудиторию и

в дополнение к этому имеют в наличии потенциал для непосредственной коммуникации между участниками сети. При этом "массовость" Интернет-коммуникаций напрямую зависит от технологической доступности сетей в государствах, а также уже упомянутого контроля над ними.

Групповые акторы политической коммуникации, включающие в себя государственные и негосударственные образования, оказываются в прямой зависимости от массового коммуникационного канала. Вспомним модель Д. Истона, согласно которой в "черный ящик" политической системы входит информация из внешней социальной среды, а на выходе образуются потоки сформированных политических решений и информации, передаваемой властными институтами.

Государственные акторы (федеральные, региональные, муниципальные ведомства, политические элиты) вынуждены обращать большое внимание на взаимодействие со СМИ и выстраивание положительного образа в массовой коммуникации. Донесение политических решений и обоснование своей конструктивной позиции ныне являются одними из ключевых моментов в работе государства с электоратом.

Негосударственным акторам (НПО, общественные объединения, группы интересов), в свою очередь, приходится артикулировать свои интересы государственным институтам, а также вести коммуникационную работу по привлечению внимания со стороны массового потребителя информации.

Особую значимость в наши дни приобретают индивидуальные акторы политической коммуникации. Активно развивающиеся в современных условиях технологии построения виртуальной реальности дают возможность "сращивания" каналов, при котором, например, межличностный или межгрупповой обмен мнениями, перенесенный в пространство Всемирной сети, приобретает черты массовой коммуникации. Соответственно увеличивается политический вес отдельных категорий пользователей Всемирной сети, публикующих политические тексты в он-лайн ресурсах, которые охватывают хоть в какой-то мере значительную часть аудитории. Очевидно, что индивидуальные акторы коммуникации

из среды политически активных пользователей информационных сетей получают широчайший потенциал для влияния на аудиторию, постепенно превращаясь в самостоятельные СМК.

Характерной иллюстрацией к данному тезису могут послужить события "твиттер-ной революции" 2009 г в Республике Молдова, которая и получила свое неформальное название в честь известного микробло-га, возможности которого были использованы для консолидации политически активной части населения. В тот момент аналитики признавали, что акции протеста по большей части были спонтанными и что они стали результатом митингов, организованных представителями оппозиции, интерес к которым подогревался перепиской в микроблогах "Твиттер" и через SMS19.

Как мы видим, политическая коммуникация как многоуровневая система обмена информацией в зависимости от точки зрения исследователя способна актуализировать различные аспекты своего функционирования. Так, представляется возможным допускать ее широкую трактовку в качестве некоего пространства, входящего в политическую систему и внутри которого происходит весь процесс коммуницирования политических акторов. В то же время политическая коммуникация может выполнять роль самостоятельного объекта политического процесса, используя который его участники могут вести переговорный процесс, передавать сообщения, связываться друг с другом и т.д. Следовательно, исходя из изложенных выше особенностей развития в условиях современныхтенденций развития демократических институтов и информационных технологий, политическая коммуникация выступает как среда функционирования смыслов, сигналов, отношений между субъектами политического пространства, а также как инструмент, связывающий между собой субъекты политики и обеспечивающий передачу и выстраивание вышеупомянутых смыслов, сигналов, отношений.

1 Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.

2 Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. М.: Алгоритм, 2008. С. 89.

3 Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. С. 158.

4 Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2010. С. 123.

5 Сарчинелли У. Старые СМИ - новые СМИ. К вопросу об отношениях между журналистикой и политикой // Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов. М.: РАН ИНИОН, 2002. С. 39.

6 Кулик А.Н. Публичность политики, эффективность государства и демократия в начале XXI в. // Публичная политика в контексте задач модернизации России: конструктивный потенциал и формы использования. М.: РОССПЭН, 2012. С. 71.

7 Назарчук А.В. Понятие делиберативной политики в современном политическом процессе // Полис. Политические исследования. 2011. №5 (125) С. 100-101.

8 Там же. С. 40.

9 Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010. С. 3.

10 Бард А., Зодерквист Я. Ыв1ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. С. 7.

11 Там же.

12 Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. С. 70.

13 Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков: Гуманитарный центр, 2010. С. 154-155.

14 Там же.

15 Володина М.Н. Язык СМИ - особый язык социального взаимодействия // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Ч.2. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2004. С. 34.

16 Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture, Vol. 1. Maiden: Blackwell, 2000. 594 p.

17 Ibid.

18 O'Reilly T. What Is Web 2.0 [Electronic source] - Access mode: http://oreilly.com/web2/archive/ what-is-web-20.html

19 Kramer D., Hill W. Moldova: the Twitter Revolution that wasn't - URL: http:// www.opendemocracy.net/article/email/moldova-the-twitter-revolution-that-wasn-t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.