Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАИРЫ МУРАДЯН'

СОВРЕМЕННАЯ КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАИРЫ МУРАДЯН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАИРА МУРАДЯН / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / DIGITAL-ИЗОБРАЖЕНИЕ / КОЛЛАЖ / НЕФОТОРЕАЛИСТИЧНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ (NPR)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мазова Екатерина Валерьевна, Осокина Анастасия Ивановна

В статье рассматривается методология иллюстрирования литературного текста как корреляции образных рядов писателя и художника, реализованная в творчестве художницы и мультипликатора Наиры Мурадян. Материалом исследования является серия иллюстраций Н. Мурадян к роману «Дом, в котором...» Мариам Петросян. Проблематика исследования очерчена подходом к книжной иллюстрации как изображению, поясняющему художественный текст и существующему в тесной взаимосвязи с ним. В статье затрагиваются выразительные возможности визуализации объектов современной иллюстрации средствами компьютерной графики, в частности, спектром методов нефотореалистичной визуализации (NPR). Подробный анализ авторской методологии Н. Мурадян направлен на прояснение механизмов иллюстрирования как визуально-графической репрезентации сюжетно-смыслового контента литературного произведения. В число задач статьи входит расширительное описание художественных приемов, позволяющих осуществить связанность визуального и вербального текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN BOOK ILLUSTRATION: NAIRA MURADYAN'S VISUAL AND GRAPHIC METHODOLOGY

The article discusses methodology of illustrating a literary text conceived as a correlation between a writer’s and an artist’s imagery, implemented in the work of the artist and animator Naira Muradyan. The study is based on the series of illustrations composed by N. Muradyan on the Mariam Petrosyan novel «The Gray House». The research problem is outlined by the approach to the book illustration as an image explaining the literary text and existing in close relationship with it. The article touches upon the expressive potential of visualizing objects of modern illustration by means of computer graphics (in particular, the spectrum of Non-photorealistic rendering (NPR) methods). A detailed analysis of Naira Muradyan author's methodology is aimed at clarifying the mechanisms of illustration as a visual-graphic representation of the novel’s plot-semantic content. The objectives of the article include an extensive description of artistic techniques that make it possible to connect visual and verbal texts.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАИРЫ МУРАДЯН»

2. Колотов, A.A. Паратекстуальный подход в современном литературоведении / A.A. Колотов. - Текст: электронный // Александр Анатольевич Колотов: персональный сайт: [сайт]. - URL: http://www.kolotov.com/txt/kolotov2011a (дата обращения: 29.03.2022).

3. Юзефович, Г. Невозвращенцы / Г. Юзефович. - Текст: электронный // Журнальный зал: [сайт]. - URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2004/ll/nevozvrashhenczy.html (дата обращения: 29.03.2022).

4. Украинский мастер создает удивительных существ из дерева и вилок - Текст : электронный//Сегодня: [сайт]. - URL: https://www.segodnya.ua/regions/donetsk/ukrainskiy-master-sozdaet-udivitelnyh-sushchestv-iz-dereva-i-vilok-474435.html (дата обращения: 29.03.2022).

5. Чихольд, Я. Облик книги / Я. Чихольд. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2018.-228 с.

УДК 76.01

СОВРЕМЕННАЯ КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ

МЕТОДОЛОГИЯ НАИРЫ МУРАДЯН

Мазова Екатерина Валерьевна,

кандидат искусствоведения, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Осокина Анастасия Ивановна,

студент

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматривается методология иллюстрирования литературного текста как корреляции образных рядов писателя и художника, реализованная в творчестве художницы и мультипликатора Наиры Мурадян. Материалом исследования является серия иллюстраций Н. Мурадян к роману «Дом, в котором...» Мариам Петросян. Проблематика исследования очерчена подходом к книжной иллюстрации как изображению, поясняющему художественный текст и существующему в тесной взаимосвязи с ним. В статье затрагиваются выразительные возможности визуализации объектов современной иллюстрации средствами компьютерной графики, в частности, спектром методов нефотореалистичной визуализации (NPR). Подробный анализ авторской методологии Н. Мурадян направлен на прояснение механизмов иллюстрирования как визуально-графической репрезентации сюжетно-смыслового контента литературного произведения. В число задач статьи входит расширительное описание художественных приемов, позволяющих осуществить связанность визуального и вербального текстов.

Ключевые слова. Наира Мурадян, иллюстрация, визуально-графическая методология, digital-изображение, коллаж, нефотореалистичная визуализация (NPR).

Annotation. The article discusses methodology of illustrating a literary text conceived as a correlation between a writer's and an artist's imagery, implemented in the work of the artist and animator Naira Muradyan. The study is based on the series of illustrations composed by N. Muradyan on the Mariam Petrosyan novel «The Gray House». The research problem is outlined by the approach to the book illustration as an image explaining the literary text and existing in close relationship with it. The article touches upon the expressive potential of visualizing objects of modern illustration by means of computer graphics (in particular, the spectrum of Non-photorealistic rendering (NPR) methods). A detailed analysis of Naira Muradyan author's methodology is aimed at clarifying the mechanisms of illustration as a visual-graphic representation of the novel's plot-semantic content. The objectives of the article include an

extensive description of artistic techniques that make it possible to connect visual and verbal texts.

Key words. Naira Muradyan, illustration, visual graphie methodology, digital image, collage, Non-photorealistic rendering (NPR).

Постановка проблемы. Целью настоящей статьи является изучение и обобщение средств визуализации художественного текста в процессе иллюстрирования; выявление методов, актуализирующих связи текста и изображения при их комплексном восприятии в книге. На материале работ художницы Наиры Мурадян в статье выявляется методика работы иллюстратора над изображением, которое должно отражать замысел автора-художника в определенной плоскости пересечения с замыслом автора-писателя.

Задачи статьи: определить понятийный объем термина «иллюстрация»; рассмотреть цифровой метод «нефотореалистической визуализации» (Non-photorealistic rendering, NPR) в связи с digital-иллюстрацией на примере ряда современных художников-иллюстраторов, работающих в смежных с творческим профилем Н. Мурадян областях; выявить компоненты авторской методологии Н. Мурадян, обеспечивающие целесообразность и продуктивность данной методологии для достижения связи между литературной основой иллюстрации и способами ее визуально-графической презентации (на материале иллюстраций к роману «Дом, в котором ...» М. Петросян).

Предметом исследования является анализ авторской методологии Наиры Мурадян как визуально-графической репрезентации сюжетно-смыслового контента литературного произведения. Объектом исследования является серия иллюстраций Н. Мурадян к произведению Мариам Петросян «Дом, в котором...».

Актуальность выбранной темы поддерживается необходимостью развития исследований в области современного иллюстрирования и его методов, в частности, техники создания digital-изображений, получившей название «нефотореалистичной визуализации» (NPR). Данное направление является относительно молодой областью отечественного искусствоведческого знания и предоставляет широкие возможности для исследования. Творчество армянской художницы и мультипликатора Наиры Мурадян также сравнительно малоисследовано, в связи с чем пополнение корпуса аналитического материала по данной тематике допустимо отнести к актуальным задачам настоящей статьи.

В процессе работы над темой был проанализирован круг литературы, включающей как классические исследования, посвященные искусству книги и иллюстрации (работы В. Пахомова, О. Подобедовой, Ю. Герчука, Н. Злыдневой), так и источники, рассматривающие творческие стратегии в работе над книжной иллюстрацией в условиях цифровой среды (Р. Барциц, М. Неженцев; И. Макарова, С. Киргизбекова). Отдельную группу источников составляют ресурсы, посвященные творчеству Наиры Мурадян и методам ее работы над иллюстрацией (включая интервью и обзоры выставок художницы) это статьи И. Аброян, А. Гиваргизян, Н. Эйрамджянц. Также в целях расширения предметного поля исследования был произведен обзор ряда современных иллюстраторов, чей художественный метод или проблематика работ близки творчеству Н. Мурадян (Олег Бородин, Крис Уэйр, Малгожата Домитрук).

Методология статьи строится на аналитическом исследовании теоретического и изобразительного материала, конкретизирующегося в образно-стилистическом, сравнительно-типологическом и интерпретативном анализе.

Изложение основного материала. Первым этапом работы над проблемой исследования является необходимость определения понятийного объема термина «иллюстрация». Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) -вид книжной графики, ее основа. Р. Барциц рассматривает иллюстрирование книги как основу проектирования графического образа, кроме того, автором ставится задача иллюстрации: «помочь читателю воспринять содержание книги в соответствии с замыслом автора», что актуально для настоящего исследования [3, С. 199]. В статье М. Неженцева автор придерживается устоявшегося определения иллюстрации как изображения, дополняющего или поясняющего текст, размещённого на страницах научного либо художественного издания [10, С. 264]. В. Пахомов, художественный редактор и теоретик оформления книги, представляет двухчастную классификацию

иллюстраций: научно-познавательные иллюстрации и художественно-образные иллюстрации [11, С. 14].

Термин «иллюстрация» может быть рассмотрен в двух измерениях: как всякое изображение, поясняющее текст (в широком поле риторики культуры XX века исследует проблему взаимодействия изображения и слова Н. В. Злыднева) [6]. Другое измерение иллюстрации обладает конкретностью - это изображения, предназначенные для восприятия в единстве с текстом книжного издания, органично с ним связанные [7, С. 29]. Характер взаимодействия текста и иллюстрации обладает широтой диапазона: от принимающего разные формы «соавторства» с писателем до подчеркнуто оригинальной авторской интерпретации текста.

В аспекте связи с литературным текстом рассматриваемый в данном исследовании объект достаточно сложен, поскольку представляет собой серию иллюстраций, лишь частично включенных в книжное издание. Н. Мурадян создала оформление обложек трёх томов романа «Дом, в котором ...» М. Петросян, однако само издание лишено иллюстративного наполнения. Значительная часть иллюстраций к роману существует как графическая серия, размещенная на сетевых платформах. Создание связи между текстом и изображением, таким образом, рассматривается не в контексте верстки элементов, а в художественном и смысловом. В связи с этим, настоящее исследование актуализирует раскрытие образно-стилистических, технологических и иных приемов создания иллюстрации, которые организуют пространство взаимодействия замыслов писателя и художника.

Иллюстрация, будучи элементом книжного издания или самостоятельным арт-объектом, представляет собой определенное сюжетное и композиционное решение, и может быть рассмотрена как совокупность параметров, техник и приемов исполнения. Закономерно, что указанные аспекты сохраняют свою актуальность и в контексте digital-иллюстрацией (при этом она обладает рядом возможностей, недоступных или труднодостижимых в ручной графике). Последнее не деактуализирует традиционные материалы и техники иллюстрирования, но дополняет инструментарий художника цифровыми ресурсами [8, С. 231]. И. Макарова отмечает, что, хотя фотореалистический вектор изначально направлял развитие компьютерной графики, современный уровень развития технологий наряду с высокой детализаций объекта, может создавать при восприятии эффект неестественности. Выходом из создавшегося положения послужило появление нового направления digital-арта (широко применяемого, в том числе, иллюстраторами) - нефотореалистичной визуализации (Non-photorealistic Rendering, NPR) [8, С. 230-235].

Стилистически соотносятся с работами Наиры Мурадян коллажи художника Олега Бородина [2] и иллюстрации Малгожаты Домитрук к книге «Войтек» Войцеха Миколушко. Техника коллажа помогает передать атмосферу мира произведения Миколушко следующим образом: обилие цветных линий складывается в цветные объекты, и чем их больше, тем пестрее и ярче изображение [14]. Это необходимо, чтобы появившиеся в сюжете пластиковые предметы и «странный шнурок», которые мешают главным героям, выделялись и привлекали к себе внимание: они выглядят как неаккуратно приклеенные кусочки фольги, выделяются своим навязчивым блеском. Так иллюстратор показывает, что пластик и другие искусственные материалы - чужеродные элементы в мире природы, в мире главных героев - насыщенном и цветном.

Метод нефотореалистичной визуализации широко представлен в творчестве Наиры Мурадян. Сама художница относится к своим работам философски, считает игрой. «Я аниматор-мультипликатор, работаю тяжело, трудно, а когда хочу отдохнуть - рисую. Рисую в "цифре", и что получается, то и получается. У меня нет такой задачи что-то специально "сказать"», - констатирует художница в интервью [1].

Оформленные Мурадян книги известны за пределами Армении: примером может служить роман «Дом, в котором...» Мариам Петросян, изобразительное сопровождение которого составляет объект данного исследования. Визуальный мир, созданный Наирой, един и целостен. Это мир-сновидение, с историями, понятными зрителю даже без диалогов.

Целесообразно обозначить, как устроен «Дом, в котором...» и чем он ценен как литературное произведение, ведь предмет статьи включает механизм взаимосвязи

сюжетно-смыслового контента литературного произведения и его графической презентации.

Данный роман - большой метафорический текст, где суровые реалии жизни в «Доме» соседствуют с мистической атмосферой, тайными знаками и жестокими правилами. Мир романа тройственный: кроме самого «Дома» есть Наружность (пространство вне дома) и Изнанка (особое мистическое место внутри «Дома», своего рода, параллельный мир). «Дом» - это дом-интернат, изолированный мир внутреннего изгнания: обитающие в «Доме» дети исключены из общества и формируют новую культуру со своими правилами. «Дом» - защита от Наружности, а неизбежное покидание «Дома» - обряд инициации во взрослую жизнь, с которой так не хотят сталкиваться его обитатели. Текст Петросян становится метафорой человеческой личности, в которой существует внутренний конфликт.

Перед Наирой Мурадян стояла задача воссоздать в иллюстрациях смысловое и эмоциональное поле, которые возникает при прочтении книги. Работы художницы глубоко отражают внутреннее содержание и настроение «Дома», вызывая у зрителя соответствующие тексту ответные эмоции и впечатления: таинственность, неестественность, тревогу, тоску, отчаянье, сочувствие, но также отторжение, ощущение болезненности, одиночество. Эти характеристики соответствуют описанию интерната: дети погружены в атмосферу постоянного психологического напряжения, болезненности, страха перед реальным миром и тревоги.

И в романе, и в иллюстрациях артикулируется тема инвалидности, представленной в форме «эстетики обыденности». Подобная интерпретация темы присутствует в комиксах художника Криса Уэйра. В работе «Building Stories» эта «эстетика обыденности, с ее фокусом на микропроцессах повседневной жизни, создает структуру повествования, в которой физические особенности занимают такое же место в жизни героини комикса, как и ряд других индивидуальных черт, в то же время сохраняя специфичность этих особенностей» [12]. Работа «Building Stories» устанавливает параллели с иллюстрациям Наиры Мурадян, репрезентируя повседневную жизнь героев, физические особенности которых становятся частью их личности и индивидуальности.

Принципиально важным этапом настоящего исследования является анализ образно-стилистических и формально-графических стратегий Наиры Мурадян - спектра художественных, технических и изобразительных приемов, благодаря которым иллюстратор создает и соблюдает связь с литературным текстом.

Иллюстрации Наиры Мурадян к «Дому, в котором ...» не имеют выраженной динамики, фигуры в ее работах словно застыли в задумчивости или незаконченности действия. Автор передает состояние безвременья отсутствием конкретики: объекты и персонажи не встроены в парадигму смены сезонов или времени суток. Этот эффект достигается с помощью практически монохромного и статичного фона. Из-за отсутствия выраженной динамики иллюстрации кажутся замершими, а их история - заключенной в рамки конкретного листа, изолированной и лишенной развития. Поскольку М. Петросян описывает именно замкнутый социум, без четкого указания на время событий, иллюстрации Мурадян отчетливо фиксируют эту черту авторского текста.

Иллюстрации к роману «Дом, в котором...» делятся условно на два типа: это экстерьерные и интерьерные сцены. В первом случае герой изображается в одиночестве, иногда с животным: расположенная на приглушенном фоне, его фигура выделяется интенсивностью цвета и размерами. Это создает в иллюстрации воздушную перспективу и пространство, а также помогает акцентировать внимание на персонаже, его эмоциональном состоянии. В интерьерных сценах фон прорисован так же детально, как и фигура на переднем плане, при этом не нивелируя ее, но подчеркивая состояние персонажа через его окружение. Особое внимание уделено изображению детских комнат: для детей-инвалидов комната и кровать являются местом, где они проводят большую часть своего времени, из которого не могут (и не хотят) уйти. Фон иллюстраций задает монотонный ритм (например, полосы создают впечатление решетки), статичность и замкнутость пространства, в котором находятся дети.

Композиция в иллюстрациях выглядит нестройной: некоторые части выпадают за границы изображения или почти не попадают в формат. Таким образом Наира Мурадян

визуализирует свойственные героям романа физические особенности и психологическую нестабильность.

Примечательна направленность взглядов героев: они всегда смотрят или вниз, или в сторону, или вверх - так иллюстратор управляет взглядом зрителя, создает связь между, на первый взгляд, неслаженными элементами. Изменяя ракурс в соответствии с положением персонажа, художница предлагает зрителю «войти» в изобразительное пространство, сделаться участником происходящего. В то же время, кажется, что герои произведения стараются избежать его внимания: они словно намеренно отводят взгляд, замыкаются в задумчивости или дистанцируются от него через погружение в бытовые действия. Персонажи не заинтересованы наблюдающим как представителем Наружности, ведь в романе дети живут в собственном мире и понимают только его правила, иная реальность их пугает и отталкивает.

В иллюстрациях прослеживается композиционная схема «треугольник»: он удерживает композицию от распада и фиксирует взгляд зрителя на важных деталях. В одной из иллюстраций присутствует изображение часов - это важный элемент и с точки зрения композиции, и с точки зрения символики: в книге поднимаются вопросы времени, его скоротечности, взросления.

Цвет является важной составляющей в композиционном плане (создает сильные, контрастные акценты и почти неуловимые нюансы), он может служить идентификатором персонажа (например, лицо героя выходит за рамки листа, но красные кеды на ногах мальчика позволяют понять, кто изображен). Художница активно использует колористическое акцентирование и в смысловом плане: на одной иллюстрации ярко подсвечен важный для персонажа предмет, который он держит в руках, на другой колористической доминантной является кирпичного цвета свитер героя, что позволяет автору обратить внимание на то, что персонаж находится зимой на улице в старых лохмотьях, одетым не по погоде, - признак бытовой нужды, отсутствия заботы, личных вещей.

В серии прослеживаются ритмические повторы коричневого, серо-голубого, синего, черного, белого, серого и бежевого оттенков. Так художница выстраивает впечатление от атмосферы «Дома», которую описывает М. Петросян: очень старое, ветхое, не светлое и устрашающее здание интерната, оторванное от цивилизации и окруженное темным лесом.

Художница отвергает натурализм: фигуры и конечности персонажей зачастую деформированы и стилизованы, что позволяет более остро проявить конкретные образы «не таких» детей и полумистическую атмосферу повествования в целом. Принципиальной особенностью изображений является их двухмерность. Однако, как в случае с цветом, Мурадян моделирует объем отдельных, контекстно значимых элементов, сохраняя их анатомически верными. Так, например, обездвиженные ноги прикованного к инвалидной коляске персонажа имеют объем и не искаженное строение, чем выделяются из общего плоскостного, гротескного окружения.

Свобода художественного приема достигается художницей, в том числе, благодаря технике исполнения. Наира Мурадян использует цифровые технологии, создавая фотоколлажи и оригинальную графику, в которой проявляется особый поэтический мир -своих метафор, мифологий, своего нарратива [1], эстетика сна, фантазии, деликатность -эти черты присущи всем проектам автора.

Выводы. Исходя из понимания иллюстрации как изображения, существующего в разных формах взаимодействия с текстом, в статье проблематизированы механизмы иллюстрации, формирующие ее связь с литературным произведением. С развитием технологий развивается и иллюстрация - цифровые методы рисования набирают популярность, что подтверждается большим количеством художников-иллюстраторов, работающих в цифровой графике, влиятельным стилистическим направлением которой является нефотореалистическая визуализация (Non-photorealistic Rendering, NPR). Творчество Наиры Мурадян также коррелирует с данным направлением.

Визуализация литературного текста (роман «Дом, в котором ...» М. Петросян), выполненная художником-иллюстратором Наирой Мурадян с помощью определенных визуально-графических приемов, рассмотрена в синтезе художественных и социальных аспектов. Это позволяет не только структурировать творческую методологию художницы

в парадигме «вербальное - визуальное», но и использовать выявленные приемы формирования графической образности в аналитической и творческой работе обучающихся книжной иллюстрации.

Перспективным направлением исследований в области современного иллюстративного творчества представляется дальнейшее исследование аспектов взаимосвязи визуального и вербального художественных текстов, а также влияния этих аспектов на коммерческую составляющую книжного проекта.

Список литературы:

1. Аброян, И. Нарратив и поэтический мир Наиры Мурадян / И. Аброян // Пятница. -2015.-22 мая. - С. 9.

2. Баринов, Е. Олег Бородин / Е. Баринов // Слон в боа: [сайт], 2020. - URL: http://slonvboa.ru/oleg_borodin (дата обращения: 26.02.2022).

3. Барциц, Р.Ч. Проектирование художественного образа в печатной графике как основа обучения иллюстрированию книги / Р.Ч. Барциц // Преподаватель XXI век. - 2016. -№1.-С. 199-208.

4. Герчук, Ю.Я. Художественная структура книги: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Я. Герчук. - Москва: РИП-холдинг, 2014. - 212 с.

5. Гиваргизян, А. Ожившие рисунки Наиры Мурадян / А. Гиваргизян // ZHAM.RU: [сайт], 2020. - URL: http://zham.ru/categories/cinema-theatre/31-ozhivshie-risunki-nairy-muradyan.html (датаобращения: 23.02.2022).

6. Злыднева, Н.В. Изображение и слово в риторике русской культуры XX века / Н.В. Злыднева. - М.: «Индрик», 2008. - 304 с.

7. Киргизбекова, С.С. Компьютерная графика в книжной иллюстрации / С.С. Киргизбекова // Вестник КазНПУ им. Абая. - 2015. - № 3 (44). - С. 27-32. - (Серия «Художественное образование: искусство - теория - методика»).

8. Макарова, И.О. Компьютерная графика в книжной иллюстрации / И.О. Макарова // Вестник Адыгейского государственного университета. Филология и искусствоведение. -2011. -№4. - С. 230-235.

9. Мурадян, Н. Дом / Н. Мурадян // LiveJournal.com: блог-платформа для ведения онлайн-дневников: [сайт], 2011. - URL: https://narara.livejournal.com/91012.html (дата обращения: 26.02.2022).

10. Неженцев, М.М. Разработка методических пособий для графического дизайна на примере иллюстрации / М.М. Неженцев // Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №5. - С. 264-266.

11. Пахомов, В.В. Книжное искусство: в 2 кн. / В.В. Пахомов; авт. послесл. Б. Дехтерев. - М. : Искусство, 1961-1962. - Кн. 1: Замысел оформления. - 1961. - 424 с.

12. Подлипенцева, А. Репрезентация инвалидности в графическом романе Криса Уэйра (Chris Ware) «Building Stories» / А. Подлипенцева // Слон в боа: [сайт], 2020. -URL: http://slonvboa.ru/disability (дата обращения: 26.02.2022).

13. Подобедова, О.И. О природе книжной иллюстрации / О.И. Подобедова. - М.: Советское искусство, 1973. - 336 с.

14. Собота, М. Картинки со смыслом. 10 детских книг, достойных внимания / М. Собота// Culture.pl: [сайт], 2020. - URL: https://culture.pl/ru/article/kartinki-so-smyslom-10-detskikh-knig-dostoynykh-vnimaniya (датаобращения: 26.02.2022).

15. Эйрамджянц, Н. Чем удивляют современные армянские мультипликаторы / Н. Эйрамджянц // Армянский музей Москвы и культуры наций: [сайт], 2018. - URL: https://www.armmuseum.rU/news-blog/2018/12/6/animation (дата обращения: 23.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.