М.А. Чернова
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ СЕРБИИ
Представлен обзор современной российской и сербской историографии социально-экономических отношений средневековой Сербии. Обозначены основные направления, разрабатываемые российскими и сербскими историками.
Изучение социально-экономических отношений в Сербии началось еще во второй половине XIX в. Следует отметить, что в XIX и XX вв. этим вопросом в основном занимается сербская и российская историография.
Современная российская историография, к сожалению, практически не продолжает славных традиций советской науки в этом вопросе. Со смертью Е.П. Наумова приостановлены исследования по аграрным вопросам средневековой Сербии, общественной и социальной структуры сербского государства. Тем не менее работа по изучению средневековой Сербии все же ведется, и иллюстрацией этому могут служить труды Л.А. Шаферовой, исследующей как далматинские, так и континентальные города средневековой Сербии (особо тут следует упомянуть Котор, Будву). Кроме того, Л.А. Шаферовой затрагивались многие вопросы политического и социально-экономического строя Сербии, в частности эволюция управления Сербским средневековым государством [19, 20].
Вопросами торговли Сербского средневекового государства занимается М.В. Ефремова [17, 18]. Исследованиям Дубровника и его тесным связям с Сербией посвятила ряд трудов и Н.П. Мананчикова [16]. Однако следует заметить неоправданное падение интереса современной российской историографии к средневековой Сербии.
Одним из ярчайших представителей современной сербской историографии, обращающихся к социальноэкономическим вопросам, является М. Благоевич. Помимо фундаментального исследования аграрных отношений в средневековой Сербии его перу принадлежит и большое количество статей самой разнообразной тематики, в том числе работы, посвященные монастырским владениям и другим проблемам сербского феодализма. Ряд статей М. Благоевича [1, 5, 6] посвящен уточнению датировок сербских средневековых грамот, уточнению подлинности подписей на них и другим источниковедческим изысканиям. М. Благоевич исследует систему налогообложения в Сербии XIV-XV вв. Так, он уточняет значения термина приселица [2. С. 165-188]. Характеризуя общую систему налогообложения, автор останавливается на соке как едином государственном налоге, которым облагались зависимые земледельцы. Он указывает, что соком облагались домохозяйства, а не земля, как, например, считал Ст. Новакович. М. Благоевич также занимался подробным исследованием величин сербских мер, как-то: каб-ла, лукно и др.; вопросами секуляризации церковного землевладения в сербских землях. Поднимая этот вопрос, М. Благоевич отмечает, что в историографии тема ранее никогда не рассматривалась [3. С. 51], несмотря на исследования советских историков, в частности Е.П. Наумова. В целом и советская, и сербская
историография сошлись на том, что не стоит преувеличивать результаты перераспределения феодальной земельной собственности, которое иногда выливалось в форму частичной секуляризации церковных и монастырских имений. Однако если М. Благоевич подчеркивает, что сербские правители как защитники сербской православной церкви только в исключительных случаях посягали на церковные владения [4. С. 57], то Е.П. Наумов указывает, что церковные и монастырские владения были достаточно важным объектом в развернувшейся борьбе за земельную собственность. Подобные расхождения в оценках, очевидно, свидетельствуют о разных методологических подходах, используемых советской и югославской школами историков. Особо следует подчеркнуть работу М. Благоевича о государственном управлении.
В последнее время сербских историков интересует период конца XIV - начала XV в. Ведется работа по изданию и переизданию источников. Так, например, к социально-экономическим вопросам XV в. обращается А. Веселинович в труде «Держава сербских деспотов» [8]. Он же провел серьезную работу по публикации материалов дубровнического архива, касающихся истории Сербского средневекового государства, а также ряда грамот сербских деспотов [9]. Помимо этого, Ве-селинович занимался вопросами истории торговли в Сербии, работой таможенных служб.
В последние десятилетия сербские историки расширили проблематику своих исследований. Интересно самой постановкой проблемы исследование С. Мишича «Внутренние воды и их использование в средневековой Сербии» [16]. Кроме всего прочего, автор рассматривает использование водоемов в сельском хозяйстве: для удобрения почвы, в скотоводстве, промыслах, а также использование водной энергии в производстве.
Следует отметить появление исследований по турецким источникам и более широкое их использование. Были изданы некоторые турецкие описи - Браничев-ский дефтер, опись области Крушевац и др. Так, фундаментальное исследование сербских историков и филологов описи области Бранковича 1455 г. было объединено в сборник «Насела и становништво области БранковиЙа 1455 године» под редакцией Милоша Ма-цуры [14]. Авторы, принимавшие участие в составлении сборника на основе данного источника, исследовали шесть больших тематических комплексов: историко-географический, на основе обширного картографического материала, составленного исследователями; антропогеографический - о плотности населения и расположении населенных пунктов; организации общества и дифференциации населения - райи; демографический; анализ османской феодальной системы; анализ личных имен.
В последние несколько лет сербские историки от изучения общих вопросов феодализма обратились к исследованию повседневной жизни. Иллюстрацией этой тенденции может служит труд С. Чирковича «Сербы в средние века» [12], а также коллективная монография «Частная жизнь в сербских землях среднего века» [10], где сделана попытка рассмотреть повседневную жизнь средневекового человека, его психологию.
Авторы в традициях Ж. Дюби исходили из того, что понятие частного и общественного в средние века весьма условно. Рассмотрение жизни средневековых сербов начинается со среды обитания, пищи и кухни, отношения с природой, путешествий, военной жизни, семейной, а также истории денег. Второй крупный цикл включает в себя все, что связано с телом человека - одежду, болезни и их лечение, погребальные обряды. Кроме того, авторы включили в круг рассматриваемых проблем отношение средневековых сербов к женщине. Третий цикл касается духовной жизни средневекового человека - грамотность и книги, жизни художников, монахов в монастыре и монахов-отшельников, отношение к смерти и к тому, что ожидает человека после нее. Конечно, не все проблемы средневековой жизни Сербии затронуты в исследовании, что, вероятно, объясняется скудостью источниковой базы. Помимо упомянутых трудов, отдельные стороны жизни человека в средневековой Сербии рассматриваются в различных статьях.
Так, например, вопросы семьи на примере Браничев-ского дефтера исследовались Мирьяной Бобич [7. С. 311406]. Целый ряд исследований в последние годы был посвящен жизни в сербской средневековой деревне. Так,
Дж. Тошич остановился на исследовании жизни деревни Требиньской области [11]. Определенные вопросы, связанные с типом сельских поселений, их географического месторасположения, положения отдельных категорий сербского зависимого населения деревни, аграрных отношений в державе Неманичей и другие вопросы рассматривались на симпозиуме «Сельские дни». Однако представленная там статья П. Марковича «Аграрные отношения в средневековой Неманичско-Сербской державе (XI-XV столетия)» представляет собой весьма беглый обзор без выявления динамики важнейших вопросов -категории крестьянства, феодальной ренты, изменений, происходящих в светском и духовном феодальном землевладении на протяжении целых пяти столетий [13]. В свете этого можно констатировать, что, несмотря на значительные труды, ни в отечественной, ни в сербской историографии не было проведено комплексного исследования аграрных отношений в Сербском средневековом государстве конца XIV - первой половине XV в. Нерассмотренной остается проблема развития арендных отношений в центральных и северных сербских землях. Много спорных и неясных моментов остается в проблемах эволюции крестьянской ренты и распространения Законника после смерти Стефана Душана и др.
В целом стоить отметить, что сербская историческая наука, начиная с М. Благоевича, находится под определенным влиянием французской школы Анналов, сосредоточиваясь на изучении отдельных сторон жизни средневекового человека в Сербии. Это, в частности, объясняется и тем, что повседневность Сербии гораздо менее изучена, по сравнению со Средневековьем Западной Европы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Благо]евик М Землорадаа у средаовековно] Србии. Београд, 1973.
2. Благо]евик М Оброк и приселица // Историйки часопис ка XVIII. Београд, 1971. С. 165-188.
3. Благо]евик М Секуларизацща хиландарских поседа у средаовековно] Србии // Ме^ународни научни скуп Осам векова Хиландара. Исторща,
духовни живот, каижевност, уметност и архитектура. Октобар 1998. Београд, 2000. С. 51-58.
4. Благоjевик М Исторща српске државности. Ка. 1: Од настанка првих држава до почетка српске националне револуцще. Нови Сад, 2000.
5. Благо]евиН М. СоНе - основни порез средаовековне Срби]и // Глас СССХС Српске академще наука и уметности. Београд, 2001. Ка. 11:
Оделеае истори]ских наука.
6. Благоjевик М Државна управа у српским средаовековним землама. Београд, 1997.
7. Бобик М КуНе, породице и задруге // Насела и становништво области БранковиНа 1455 годне. Београд, 2001. С. 311—406.
8. Веселиновик А. Држава српских деспота. Београд, 2006.
9. Веселиновик А. Дубровачко мало вече о Србщи (1415-1460). Београд: Историйки институт САНУ; Кралево: Историйки архив; Чачак:
Историйки архив, 1997.
10. Приватни живот у српским землама средаег века. Београд, 2004.
11. Тошик Ъ. Живот у средаов^ековном селу требиаског кра}а // Српско село. МогуНности и дали правци истраживан^а. Београд, 2003. С. 1929; Он же. Землорадаа у средаовековно] жупи Требиае // Годишаак Друштва историНара Босне и Херцеговине. Год ХЪ-ХЫ. Сара}ево, 1990. С. 2-58.
12. Ъирковик С. Срби у средаем веку. Београд, 1997.
13. Марковик Г.З. Аграрни односи у средаовековно] НемааиНко^Српско] држави // Симпозиум Сеоски дани Сретена ВукосавлевиНа XIII. При]еполе, 1989. С. 203-206.
14. Мацура М. Насела и становништво области БранковиНа 1455 године. Београд, 2001.
15. Мишик М. Унутрашае воде и аихово коришНеае у средаовековно] Срби]и // Додаток истори]ском гласнику. 1990-1992. № 1-2. Београд, 1992.
16. Мананчикова Н.П. Дубровник XIII - первой половины XV в. Воронеж, 1999.
17. Ефремова М.В. Политика сербских деспотов в области торговли Сербии в первой половине XV века // 13. Вопросы истории славян. Вып. 16. Воронеж, 2004.
18. Ефремова М.В. Сербско-венецианские торговые и политические отношения в 30-50-е годы XIV века // 15. Вопросы истории славян. Вып. 17. Воронеж, 2006.
19. Шаферова Л.А. Города Сербского средневекового государства (XIII - первая половина XV). Красноярск, 2002.
20. Шаферова Л.А. Некоторые аспекты эволюции управления Сербским средневековым государством (вторая половина XII-XIV век) // Вопро-
сы истории славян. 2004. Вып. 16.
Статья поступила в редакцию журнала 4 декабря 2006 г., принята к печати 11 декабря 2006 г.