Научная статья на тему 'Современная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие региона'

Современная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1291
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебряков Леонид Геннадьевич, Яновский Валерий Витальевич

В статье обосновывается необходимость разработки организационно-экономического механизма формирования устойчивого развития современной инфраструктуры, способствующей росту конкурентоспособности региона в целом. Авторы утверждают, что отсутствие современной инфраструктуры в регионах РФ, а также единых правил ее формирования и функционирования противоречит принципу стратегического единства социально-экономического и инфраструктурного планирования, очевидному с точки зрения обеспечения конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие региона»

Л. Г. СЕРЕБРЯКОВ, В. В. ЯНОВСКИЙ

СОВРЕМЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Ключевые слова:

регион, стратегическое планирование, современная инфраструктура, устойчивое развитие

В статье обосновывается необходимость разработки организационно-экономического механизма формирования устойчивого развития современной инфраструктуры, способствующей росту конкурентоспособности региона в целом.

Авторы утверждают, что отсутствие современной инфраструктуры в регионах РФ, а также единых правил ее формирования и функционирования противоречит принципу стратегического единства социально-экономического и инфраструктурного планирования, очевидному с точки зрения обеспечения конкурентоспособности региона.

Key words:

region, strategic planning, contemporary infrastructure, sustainable development

In the article reasons for necessity of development of organizational and economical control mechanism of sustainable development formation of contemporary infrastructure, resulted in concurrency growth of a region as a whole are given. The authors state that absence of contemporary infrastructure in the regions of Russian Federation as well as absence of uniform rules of its formation and functioning contradicts the principle of strategic unity of social and economical and infrastructural planning evident from the view of regional concurrency providing.

Сегодня уже ясно, что существует прямая зависимость между социально-экономическим развитием страны и уровнем развития ее инфраструктуры. Причем для устойчивого социально-экономического развития страны необходима не только структурная перестройка экономики, но и территориальная трансформация. В этой связи ключевым становится вопрос о том, как государственная политика способствует процессам доступа к базовым благам и социальным

услугам на всей огромной территории Российской Федерации. Подчеркнем, что Россия — самая большая страна в мире, протяженностью 11 часовых поясов. Поэтому локализация экономической деятельности и уровень развития современной инфраструктуры имеют определяющее значение: в силу

значительных расстояний доступ к внутренним и международным рынкам затруднен. Не создав доступную всем хозяйствующим субъектам инфраструктуру современно-

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. Современная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Власть и экономика

го уровня и не обеспечив ее функционирование, органы власти и управления регионов не могут решить проблему конкурентоспособности производимой продукции.

Под инфраструктурой понимают комплекс рыночных институтов, реализующих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. В широком смысле к инфраструктуре относят всю систему институтов локальных рынков. В более узком смысле это материальные объекты инфраструктуры — «товары общественного потребления» или другими словами общественные блага, производство и использование которых контролируется обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы канализации, водо- и газоснабжения и т. п.) [3]. Напомним, что отрасли хозяйства, обеспечивающие производство и использование такого рода общественных благ неконкурентны, т. к. предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Иначе говоря, инфраструктура -это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и создающих условия для жизни и деятельности граждан. Она включает дороги, каналы, порты, мосты, аэродромы, складские помещения и территории, системы энерго и тепло обеспечения, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, здравоохранение и т. п.

Процесс территориального экономического развития идет наиболее интенсивно там, где транспортные, энергетические, телекоммуникационные и другие сети по используемым в них технологиям соответствуют наивысшим технологическим укладам, т. е. где создана современная инфраструктура. Таким образом, анализируя перспективы развития российских регионов, оставаться только в экономической плоскости нельзя. Сегодня необходим многомерный анализ, включающий состояние инфраструктуры, поскольку территориальные дисфункции инфраструктуры практически блокируют усилия по реализации программ формирования устойчивого социально-экономического развития.

Роль инфраструктуры как организатора экономического и социального пространства определена и установками нынешней экономической программы правительства России [12]. Укажем основные элементы инфраструктуры, соответствующие становлению технологических укладов (табл. 1 и 2 [18]).

Влияние инфраструктуры на региональное развитие предложено называть территориальными функциями [15], соответственно неразвитость инфраструктуры конкретного региона, ее неспособность выполнять необходимые функции обслуживания региональной экономики можно назвать территориаль-

Таблица 1

Технологические уклады и доминирующие элементы инфраструктуры

Технологические уклады Элементы инфраструктуры

Первый Оросительные каналы, проезжие дороги

Второй Железные дороги, мировое судоходство

Третий Электростанции, электрические распределительные сети, телефон, телеграф, радио

Четвертый Скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты

Пятый Средства телекоммуникации, компьютерные технологии, навигационные спутниковые системы, Интернет

Шестой Системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети, интегрированные высокоскоростные транспортные системы, атомная энергетика, возобновляемые источники энергии

ными дисфункциями инфраструктуры. Основными социально-экономическими и пространственными функциями инфраструктуры являются, по мнению Н. Т. Агафонова и Р. А Исляева [1], функции, представленные на рис. 1.

Анализируя данные, представленные в табл. 1 и 2, на рис. 1, можно прийти к выводу, что инфраструктура в России не соответствует современным требованиям.

В частности, не до конца еще решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной третьему технологическому укладу. Международный союз электросвязи

(International Telecommunication Union, ITU) опубликовал в феврале 2010 г. исследование, в котором сравнил уровень развития инфо-коммуникационных технологий

(ИКТ) в 159 странах мира за 2008 г. В общем рейтинге развития ИКТ Россия заняла 48 место в мире, опустившись за год на две позиции: в 2007 г. она занимала 46 место. Между тем особенность пятого технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве, в единой инновационной среде.

В рамках нашего исследования мы понимаем инновационную среду как сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса. Дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение составляют внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывают либо косвенное (макросреда), либо прямое (микросреда)

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. Современная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Научно-практический журнал

Власть и экономика

Таблица 2

Хронология и характеристика технологических укладов*

Номер технологического уклада

Первый Второй Третий Четвертый Пятый

Период доминирования 1770-1830 гг. 1830-1880 гг. 1880-1930 гг. 1930-1980 гг. от 1980-1990 гг. до 2030-2040 (?) гг.

Технологи- ческие лидеры Великобритания, Франция, Бельгия Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды США, страны Западной Европы, СССР, Канада, Австралия, Япония, Швеция, Швейцария Япония, США, страны ЕС

Развитые страны Германские государства, Нидерланды Италия, Нидерланды, Швейцария, Австро- Венгрия, Россия Россия, Италия, Дания, Австро-Венгрия, Канада, Япония, Испания, Швеция Бразилия, Мексика, Китай, Тайвань, Индия Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Китай, Индия, Индонезия, Турция, Восточная Европа, Канада, Австралия, Тайвань, Корея

Ядро технологического уклада Текстильная промышленность и машинос троение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель Паровой двигатель, железнодорожный транспорт, черная металлургия машиностроение, угольная, станкоинструментальная промышленность Электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия Автомобиле-11 тракторостроение, цветная металлургия, синтетические материалы, нефтепереработка Электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная техника, ПО, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, ИТ

Управленческое консультирование. 2010. № 4 _ | Ц7

Окончание табл. 2

Номер технологического уклада

Первый Второй Третий Четвертый Пятый

Период доминирования 1770-1830 гг. 1830-1880 гг. 1880-1930 гг. 1930-1980 гг. от 1980-1990 гг. до 2030-2040 (?) гг.

Ключевой фактор Текстильные машины Паровой двигатель, станки Электродвигатель, сталь Двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия Микроэлектронные компоненты

Формирующееся ядро нового уклада Паровые двигатели, машиностроение Сталь, электроэнергетика, тяжелое машиностроение, неорганическая химия Автомобилестроение, органическая химия, производство и переработка нефти, цветная металлургия, автодорожное строительство Радары, строительство трубопроводов, авиационная промышленность, производство и переработка газа Биотехнологии, космическая техника, тонкая химия, нанотехнологии.

Преимущества по сравнению с предшествующим Механизация и концентрация производства на фабриках Рост масштабов и концентрация производства на основе использования парового двигателя Повышение гибкости производства на основе электродвигателя, стандартизация, урбанизация Массовое и серийное производство Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, преодоление экологических ограничений по энерго- и материало-потреблению, дезурбанизация на основе ИТ технологий

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. Современная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Власть и экономика

влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы. Компонентами микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования: рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций),

элементы административной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс. Под внутренней инновационной средой понимают внутренние отношения компонентов фирмы, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.

ьС

&

н

*

а

н

с

те

а

х

5

5

*

X

а:

X

*

X

С

X

с

*

ГС

с

X

н£

С

и

Строительство и ремонт

Обслуживание хозяйственного оборота

Распределение и обмен материальных благ в социальной сфере

Оказание потребительских услуг (обслуживание и удовлетворение потребительского спроса населения)

Охрана здоровья людей

Охрана и оздоровление окружающей среды

Формирование общественного сознания и научного мировоззрения

Информационно-консультативное обслуживание и обеспечение научной деятельности

Управление и производство деловых услуг Охрана общественного порядка, объектов продукции, имущества, обеспечение деятельности вооруженных сил и военных действий

ы

р

о

д

и

р

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

и

ы

р

т

н

е

ц

ы

т

ъ

б

о

ы

н

р

у

т

к

у

р

т

с

а

р

ф

н

И

«Размещенческая»

Дифференцирующая

Коммуникационная

Интегрирующая

Процессуальная

Морфологическая

Управленческая

ы

р

у

т

к

у

р

т

с

а

р

ф

н

и

и

и

ц

к

н

у

ф

ы

н

н

е

в

т

с

н

а

р

т

с

о

р

П

Рис. 1. Система территориальных функций инфраструктуры в социально-экономическом и пространственном развитии регионов

Задача государства в этой ситуации — создать режим наибольшего благоприятствования для инвестиций в инновационный сектор, что стратегически важно для модернизации России и обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики в целом. Наряду с развитием инфраструктуры пятого технологического уклада насущная проблема — формирование элементов региональной инфраструктуры, соответствующих четвертому укладу, что создаст импульс устойчивости социально-экономического развития страны в целом. В контексте данного исследования устойчивое развитие — это сбалансированное развитие, способность социальноэкономической системы региона успешно адаптироваться к изменениям в окружающей среде на основе рационального использования всех видов эндогенных ресурсов без предельных нагрузок на экосистему. Критерии и показатели устойчивого развития, специфика управления инновационным процессом в мегаполисе подробно рассмотрены в ряде работ [6; 7].

Постиндустриальные тренды в экономике уже изменили характер связи между расселением и размещением экономических видов деятельности — сегодня новые отрасли возникают там, где для этого есть необходимый уровень качества жизни населения, устойчиво развивается социально-экономическая

система. Концепция устойчивого развития — результат объединения экономической, социальной и экологической точек зрения. В соответствии с этим можно говорить о трех целях устойчивого развития: экономической эффективности, социальной справедливости и экологической целостности. Специфика понятия «устойчивое развитие» в значительной степени проявляется при рассмотрении отличия экономического развития от экономического роста. Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики, что предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, а также численности народонаселения и запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков.

При переходе к инновационной экономике главной целью развития регионов следует признать обеспечение их устойчивого экономического роста, который базируется на фундаментальных слагаемых (рис. 2).

Цели, обеспечивающие устойчивое развитие социально-экономической системы региона, должны, по нашему мнению, обладать рядом свойств:

— формулировка цели должна предусматривать возможность количественной оценки дости-

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. ^временная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Власть и экономика

Устойчивое развитие социально-экономической системы региона

Т

Рис. 2. Основные фундаментальные слагаемые устойчивого развития социально-экономической системы региона

жимости, исключающей манипулирование неэкономическими факторами;

— по каждой цели должна быть определена потребность в ресурсах;

— множество целей должно обеспечивать все потребности общества, необходимые для его расширенного воспроизводства. Устойчивое развитие социально-экономической системы региона определим как сбалансированное социально-экономическое развитие на основе рационального использования всех ресурсов территориальной подсистемы, включая гео-лого-географические, трудовые, экономику, промышленность, инфраструктуру без предельных нагрузок на окружающую среду (городские экосистемы).

Понятие конкурентоспособности региона достаточно широко об-

суждается в литературе [13; 8]. Например, данное понятие рассматривается как способность обеспечить высокий уровень и качество жизни населения региона, соответствующие национальным и мировым стандартам, на основе инновационного подхода к использованию ресурсного потенциала, адекватного современной экономике, а также эффективной реализации с помощью современных рыночных механизмов для создания устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности. Считается, что региональные конкурентные преимущества обеспечиваются за счет конкурентных ресурсов, к которым в современных условиях необходимо отнести не столько традиционные экономические ресурсы, сколько материальные и нематериальные элементы региона, обладающие рыночной ценностью или спо-

собствующие повышению спроса на другие элементы региона. В качестве примера «нетрадиционных» ресурсов региона приводится научнообразовательный комплекс (на рис. 1 — базы знаний), народные промыслы, развитая транспортная инфраструктура.

Необходимо добавить, что высокие затраты на транспортировку — один из основных факторов не-конкурентоспособности российских предприятий. Транспортные расходы на единицу продукции в России, по экспертным оценкам, в 6 раз выше, чем в США, и в 4,5 раза — чем в Китае. На основном виде транспорта в России — железнодорожном — плотность железнодорожных сетей недостаточна. До сих пор ряд крупных территориальных образований страны выхода к железной дороге не имеют. При этом средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в развитых государствах. Низкая степень механизации погрузочно-разгрузочных работ дополнительно удорожает перевозку грузов.

Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является переход к автомобильному транспорту. Для России такая тенденция осложнена неразвитостью дорожной сети: наибольшая плотность автодорог на единицу площади в США составляет 22,5 км / 1000 км2, наибольшая плотность из расчета на 1000 жите-

лей в Германии — 1,8 км / 1000 жителей. В России данные показатели составляют 5,5 км / 1000 км2 и 0,06 км / 1000 жителей соответственно [8]. Даже если считать, что до 35% российской территории остается вне какой-либо хозяйственной деятельности, то указанные выше цифры достаточно ясно указывают на направление усилий федерального центра и органов власти и управления регионов.

Такие элементы, как природные ресурсы, климатические условия, географическое положение не зависят от деятельности человека и дают конкурентные преимущества, как правило, неустойчивые, зависящие от многих рыночных факторов. Ряд региональных составляющих формируются в процессе хозяйственной деятельности человека. Это, прежде всего, современная инфраструктура, включая инновационную и телекоммуникационную, кадры высокой квалификации. Для получения конкурентных преимуществ высокого порядка имеет значение наличие в регионе предприятий и производств, использующих инновационные технологии. Причем для развития этих факторов конкурентоспособности требуются значительные и продолжительные вложения капитала в человека.

Под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить достаточный

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. ^временная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Власть и экономика

уровень жизни населения и высокую степень реализации имеющегося экономического потенциала (финансового, производственного, трудового, инновационного, ресурсно-сырьевого и др.). Потенциал региона формируется в результате функционирования регионального рынка, вовлекающего в воспроизводственный процесс все имеющиеся в регионе ресурсы и эффективно их использующего [16]. Конкурентные преимущества региона — это интегральный показатель, образующийся из преимуществ предприятий и организаций, производящих конкурентоспособные товары и услуги.

Стратегическое планирование — особый вид деятельности хозяйствующих субъектов, территориальных органов исполнительной и законодательной власти (муниципалитетов, отдельных регионов, региональных ассоциаций), субъектов Федерации, федеральных органов исполнительной и законодательной власти и государства в целом. Он состоит в подготовке проектов стратегических решений с представлением (в виде прогнозов на сроки от нескольких лет и более) программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе с учетом

изменяющихся условий внешней среды.

Практически в каждом субъекте Российской Федерации ведутся разработки региональных стратегий устойчивого развития, аналогичная работа идет в органах местного самоуправления России. Вместе с тем разработанные стратегии, принятые программы и планы местного развития практически не реализуются. Местные органы власти стремятся прежде всего снять социально-экономическое напряжение на своих территориях, выплатить людям зарплату, наладить коммунальное обслуживание и обеспечить безопасность граждан. При этом многие проблемы, решение которых позволяет говорить о движении по пути устойчивого развития, уходят на второй план. Другой причиной, замедляющей переход на траекторию устойчивого развития, является непонимание сущности этого процесса и населением, и органами государственного управления [4]. Поэтому российские регионы и муниципальные образования сталкиваются с проблемой неопределенности ориентиров развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодняшние реалии диктуют необходимость учитывать новые экономические условия, выдерживать конкурентную борьбу за рынки всех видов и выходить победителем в привлечении инвестиционных ресурсов. Администрациям приходится самостоятельно добиваться по-

вышения качества жизни населения. Во многих исследованиях подчеркивается, что именно отсутствие четкой стратегии социальноэкономического развития еще более может усугубить имеющиеся проблемы и снизить уровень жизни населения. Однако вопросам стратегического планирования современной инфраструктуры в научной литературе не уделяется должного внимания. По-видимому, это связано с тем, что теория стратегического планирования на уровне отдельного города, региона, отражающая современные политические и экономические реалии, еще не сложилась. Отсутствует даже единое представление об основных терминологических характеристиках стратегического планирования [4; 11].

Однако все больше субъектов Федерации осознают потребность в стратегическом планировании своего развития, формировании современной инфраструктуры и устойчивой мотивации к проведению соответствующих прогнозноаналитических работ на базе использования инноваций.

Вместе с тем любые изменения в реформировании управления региональными экономическими системами, связанные с достаточно крупными изменениями на уровнях субъектов Федерации и местного самоуправления, должны проводиться с учетом основополагающих факторов развития регионов:

— управляемости административно-территориальных образований;

— территориальных ресурсов и, прежде всего, человеческого потенциала;

- природно-географических факторов;

— национально-культурных факторов;

— качества жизни населения. Качество жизни включает не

только уровень потребления. Для обозначения интегрального показателя качества жизни часто используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика подсчета которого предложена ООН [14] (рис. 3). Оценка ИРЧП строится на минимальном наборе показателей, количественно измеряющих качество жизни населения: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

По нашему мнению, сегодня структура ИРЧП в элементе «уровень жизни» не полно отражает состояние дел и сюда следует включить индекс развития инфраструктуры. Методике формирования индекса инфраструктуры для инновационной экономики следует уделить отдельное внимание, поскольку эта тема вне рамок данного исследования.

Существуют различные модели регионального развития. В общем виде можно сказать, что региональный рост базируется на внутренних

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. ^временная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Власть и экономика

ЭЛЕМЕНТ

Долгая и здоровая жизнь

Знания

Достойный уровень жизни

ПОКАЗАТЕЛЬ

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

ИНДЕКС ПО ЭЛЕМЕНТУ

Индекс

ожидаемой

продолжи-

тельности

жизни

Уровень

грамотности

взрослого

населения

Индекс

грамотности

взрослого

населения

Совокупная общая доля учащихся (СОДУ)

Индекс

СОДУ

ВВП на душу населения (ППС в долл. США)

Индекс уровня образования Индекс ВВП

Индекс развития человеческого потенциала

Рис. 3. Структура и состав индекса развития человеческого потенциала

немобильных ресурсах и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. А эффект агломерации (транспортные издержки консервируют локализацию в определенных центрах) и личные предпочтения инвесторов выступают ключевыми элементами регионального роста.

Большое распространение в конце ХХ в. получила теории «полюсов роста», в развитие которой значительный вклад внес Ж.-Р. Будвиль [18]. Согласно его концепции (в современном виде), развитие произ-

водства не равномерно по отраслям хозяйства — всегда можно выделить динамичные, «пропульсивные» отрасли. Они являются стимулом развития всей экономики и представляют собой «полюса развития».

Через систему взаимосвязей типа «затраты — выпуск» нобелевского лауреата В. Леонтьева эффект нововведения передается на все хозяйство. Благодаря процессу концентрации производства пропуль-сивные отрасли сосредоточиваются в определенной точке (районе) —

«центре (полюсе) роста». Среди полюсов роста выделяются:

— мелкие и средние «классические» города, специализирующиеся на отраслях третичного сектора и обслуживающие прилегающую сельскую местность;

- промышленные города среднего размера с диверсифицированной структурой хозяйства, развивающегося за счет внешних влияний;

— городские агломерации с развитой структурой хозяйства, включающей пропульсивные отрасли, что обусловливает автономность роста;

— полюса интеграции, охватывающие несколько городских систем и определяющие всю эволюцию пространственных структур. Для инновационной экономики

эпохи глобализации теорию «полюсов роста» следует дополнить рядом моментов. Первый — пропульсив-ные отрасли не могут возникнуть в условиях отсутствия современной инфраструктуры, второй — барьерами для возникновения «полюсов роста» являются низкая эффективность регионального управления (в первую очередь — отсутствие стратегического видения у административного аппарата) и «рыхлое» правовое поле.

Современная глобальная экономика выдвигает проблему выбора источников устойчивого экономического развития. Социально-эко-

номическая система региона весьма сложна, однако понятно, что для устойчивого ее развития она должна быть конкурентоспособна и максимально открыта для экзогенного взаимодействия. Такое ее состояние может дать только современная инфраструктура, формируемая на основе стратегического планирования внедрения базисных технологических инноваций. Под инновациями (нововведениями) понимается обычно использование достижений человеческого ума (открытий, изобретений, научных и конструкторских разработок и т. п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере. Соответственно различают инновации технологические, экономические, экологические, управленческие, военные, политические, социокультурные, государственноправовые и т. д. Базисные технологические инновации направлены на освоение новых поколений техники (технологий), новых технологических укладов.

Мировой опыт создания инфраструктуры, обеспечивающей функционирование хозяйствующих субъектов в регионе, свидетельствует о значительном резерве, который представляет собой управление процессом формирования современной инфраструктуры для роста конкурентоспобности региона. Без государственной поддержки (устойчивое развитие открытой социаль-

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. ^временная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Власть и экономика

но-экономической системы региона с ограниченными ресурсами есть ряд последовательно сменяющихся неравновесных состояний) инновационная активность в любом центре затухает под воздействием присущих крупным социально-экономическим системам негативных факторов. Институциональное окружение может серьезно влиять на инновационное развитие, поэтому путь к устойчивому развитию социально-экономической системы региона в целом лежит в русле повышения скорости диффузии инноваций. Для повышения скорости диффузии инноваций необходимо обеспечение широкого информационного взаимодействия на базе современной инфраструктуры [16]. Кроме того, начиная с исследовательских этапов, инновации должны иметь адресный характер. Принцип адресности применим здесь не только по отношению к целевым программам различного уровня, но

и к потребительским товарам и услугам, сложным в технологическом отношении и рассчитанным на использование в единичных масштабах конкретными потребителями. Полезность адресных инноваций в том, что разработанные при этом технологии, как правило, находят применение в широких масштабах для изготовления другой продукции, рассчитанной на массового потребителя.

Инновационная активность в регионе характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы — знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому. Существуют четыре самых важных фактора инновационного процесса, которые сводятся в так называемый «ромб инновационной активности» (рис. 4) [2].

Рис. 4. Ромб инновационной активности

Процессы диффузии инноваций позволяют новому технологическому укладу занять доминирующее положение в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики за счет обновления большинства технологий производства промышленной продукции и оказания услуг. Новые технологии и технику, работающую на их основе, невозможно мгновенно включить в действующую систему производства. Обычно для этого требуется разработка новых методов работы, более высокая подготовка производственного персонала, модификация номенклатуры выпускаемой продукции, перепланировка территории и помещений предприятия и т. п. Нередко изменение, вносимое в один процесс, затрагивает всю систему производства в целом. Поэтому оно, как правило, на первых порах используется для достижения ограниченных целей. Наиболее значительный фактор, определяющий скорость диффузии — уровень спроса в социально-экономической системе на данный тип инноваций. И для обеспечения высокой скорости диффузии инноваций критически важна государственная поддержка инновационных компаний, действующих в сфере современной инфраструктуры региона, особенно на начальных стадиях их деятельности [17].

Вряд ли существует объективный механизм определения приори-

тетов структурного развития инфраструктуры региона, поскольку «научно обоснованного» механизма выявления потребностей в таких структурах общества и экономики не существует. С методологической точки зрения понятно, что в приоритеты развития следует включать направления, позволяющие сохранить конкурентные преимущества России и ее регионов как игроков глобального мирового рынка — в глобальной конкуренции имеет шанс выстоять через комбинацию инновационной экономики со старой, сырьевой направленности. Однако на ограниченных бюджетных вливаниях «современную» инфраструктуру не развернуть. Необходимо сформировать у сырьевых корпораций мотивацию к переливу капитала в высокотехнологичные сферы. Для этого и необходимы перспективные (с лагом на 1015 лет) приоритетные направления развития техники, технологии и НИОКР применительно к народному хозяйству в целом, а в рамках этих направлений — указать актуальные проблемы, подлежащие решению с помощью бюджетных ресурсов.

Конкурентоспособность региональной постиндустриальной экономики скорее всего имеет не факторную конструкцию, как это присуще индустриальной, а синергетическую, включающую динамичный процесс наращивания конку-

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. ^временная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Власть и экономика

рентоспособности по мере реализации элементов современной инфраструктуры, упомянутых выше. Кроме того, растут энергетические потребности субъектов экономики. Удовлетворение данных потребностей — задача современной инфраструктуры, также как и рост энергоэффективного производства товаров и услуг. Соответственно, для экономического роста характерно равновесие структурных уровней рынка (финансовых, денежных, региональных) не в смысле финансово-денежной стабильности, а в смысле стремления к предельному типу экономического роста как способу извлечения всех потенциальных ресурсов роста, заложенных рынком стратегических инвестиций. Если не будет формироваться стратегический тип экономического роста, то не будет работать и предельный тип экономического роста — это взаимообусловленные понятия [5].

Вместе с тем малоисследованными остаются объективные условия формирования и функционирования региональных систем инфраструктуры инновационной экономики, логика их построения, управления, их влияние на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Требуют переосмысления положения логистики как науки о системах товарно-материального движения, разработанные для индустриальной

экономики в применении к реалиям для российских условий. Эффективное управление регионом в современных условиях, таким образом, невозможно без создания стратегического механизма управления формированием и развитием современной региональной инфраструктуры для повышения конкурентоспособности региона в целом.

Переустройство региональных систем государственной власти и управления мы предлагаем вести по правилу «звезды» с учетом ряда принципов, приведенных на схеме (рис. 5). Ключевым аспектом реализации этих принципов совершен ствования государственного регионального управления современной России, учитывающим специфику экономики регионов, является формирование современной системы региональной инфраструктуры на основе гармонизации государственных и региональных интересов, обеспечивающей эффективное государственное управление и не только высокий уровень жизни на территории, но и развитие человеческого потенциала региона.

Инновационный механизм формирования современной инфраструктуры предполагает благоприятную инновационную среду, высокую скорость диффузии инноваций и является доминантной составляющей инновационно ориентированного развития экономики стра-

управленческий

Рис. 5. Правило «звезды»

ны в целом и ее отдельных хозяйствующих субъектов. От того, насколько эффективно организованы механизмы поддержки и активизации инновационной деятельности на макро- и мезоуровне, будет зависеть интенсивность инновационных процессов на уровне микроэкономических субъектов хозяйствования. Кроме того, активизация использования инновационного потенциала субъектов хозяйственной деятельности в регионе, направление их совокупного экономического потенциала в русло инновационных приоритетов мезоэкономики должны обеспечить эффективную реализацию федеральной и региональных инновационных стратегий, каче-

ственные изменения в инфраструктуре как национальной, так и региональной экономики. Инновационно ориентированное развитие инфраструктуры мезоуровня прямо коррелирует с повышением эффективности использования всех ресурсов региона и ростом конкурентоспособности участников инновационного процесса и региона в целом. Необходимость формирования современной инфраструктуры, адекватной запросам общества и экономики, требует от региональных органов власти и управления эффективных механизмов управленческих воздействий и поддержки в соответствии со стратегическими целями и приоритетами

Серебряков Л. Г., Яновский В. В. ^временная инфраструктура и устойчивое социально-экономическое развитие...

Власть и экономика

региональной экономики посред- нистративно-организационных спо-

ством рационального сочетания собов, рычагов и методов воздей-

экономических, правовых и адми- ствия.

1. Агафонов Н. Т., Исляев Р. А. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. СПб., 1995.

2. Баранчеев В. П. Измерение инновационной активности компании как ее конкурентной силы // Менеджмент сегодня. 2005. № 4.

3. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: в 3 т. СПб., 2007.

4. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. М., 2004.

5. Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р. Н. Методологические основы экономической синергетики (научный доклад). М., 2007.

6. Елисеев Е. А. Миллионный город — «прорыв в XXI век». Челябинск, 1999.

7. Ипатов Ю. М. Яновский В. В. Современный механизм управления инновационными процессами в мегаполисе // Управленческое консультирование. 2007. № 3. С. 107-122.

8. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) / отв. ред. И. П. Данилов. М., 2007.

9. Кушлин В. И., Фоломьев А. Н., Селезнев А. З., Смирницкий Е. К. Инновационность хозяйственных систем. М., 2000.

10. Мировая транспортная система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.avtostatnews.ru/ infrastucture/ mirovaj_transportnaj_sistema/ (дата обращения: 20.11.2010).

11. Опыт западноевропейских городов по разработке стратегий развития в ХХ1 веке: научн. материалы. СПб., 2000. Ч. 2.

12. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.). М., 2000.

13. ЧайниковаЛ. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона. Тамбов, 2008.

14. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса / под общ. ред. В. П. Колесова и Т. Маккинли. М., 2000.

15. Яковлева С. И. Функции инфраструктуры в территориальном развитии старопромышленных районов России // Известия РАН. Сер. географ. 2002. № 4. С. 58-64.

16. Яновский В. В. Инновационный процесс и конкурентоспособность региона // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. VIII. Вып. 2. С. 331-348.

17. Яновский В. В. Туннельный эффект для барьеров инновационной экономики // Управленческое консультирование. 2008. № 4. С. 84-94.

18. Boudevill J.-R. Problems of Regional Economic Planning. Edinburgh, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.